Фабио Кампана
Фабио Кампана (14 января 1819 — 2 февраля 1882) — итальянский композитор , оперный режиссёр, дирижёр и преподаватель пения, сочинивший восемь опер , премьеры которых состоялись между 1838 и 1869 годами. [ 1 ] Он родился в Ливорно , городе, где состоялись премьеры его первых двух опер, но в начале 1850-х годов поселился в Лондоне. Там он открыл знаменитую школу пения, дирижировал концертами и продолжил свою репутацию плодовитого и популярного композитора авторских песен и концертных арий . [ 2 ] Премьера его последней оперы «Эсмеральда » состоялась в Санкт-Петербурге в 1869 году, после чего в 1870 году последовали выступления в Лондоне с Аделиной Патти в главной роли. Кампана умер в Лондоне в возрасте 63 лет. Хотя его оперы больше не исполняются, его авторские песни можно услышать на нескольких современных записях.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Кампана родился в Ливорно и первоначально изучал музыку там у Бернардо Нуччи, а затем продолжил обучение в Неаполитанской консерватории и, наконец, в Филармонической академии Болоньи . Премьера его первой оперы «Катерина ди Гиза» , поставленной на либретто Феличе Романи , состоялась, когда он был еще студентом. [ 3 ] Впервые она была исполнена 14 августа 1838 года в Театре дельи Аввалорати в Ливорно с Верди будущей женой Джузеппиной Стреппони в главной роли. [ 4 ] Опера была тепло принята, как и его следующая опера «Джулио д'Эсте», премьера которой состоялась в том же театре в 1841 году. Кампана также поставил в театре несколько опер, в том числе « Иль Ордини » Меркаданте (1839), «Лючию ди Ламмермур Мейербера. » Доницетти (1840), «Иль» крестоносец в Египте (1840 г.) и «Пират» Беллини (1840 г.). [ 4 ]

Помимо дирижирования премьерой собственной оперы « Ваннина д'Орнано» в Театре делла Пергола во Флоренции (1842), он провел серию концертов в Риме, в том числе исполнение « Stabat Mater» Россини . Его последней оперой, премьера которой состоялась в Италии, была «Мазепа » с либретто, основанным на Байрона поэме «Мазепа» . Впервые он был исполнен в Комунальном театре Болоньи 6 ноября 1850 года с тенором Сеттимио Мальвецци в главной роли. [ 5 ]

В 1850 году Кампана отправился в Париж, вооружившись рекомендательным письмом от Россини, чтобы искать должность в Итальянском театре , которым в то время руководил Бенджамин Ламли . [ 1 ] Однако ему это не удалось, и он вернулся в Италию. Затем по предложению лорда Уорда , главного благотворителя Театра Ее Величества , он отправился в Лондон, где ему предстояло прожить всю оставшуюся жизнь. Там он открыл знаменитую школу пения, дирижировал концертами и продолжил свою репутацию плодовитого и популярного композитора авторских песен . [ 2 ] Первый из его концертов «Grand Matinee Musicale» состоялся в 1854 году под патронажем лорда Уорда и включал в себя его последние композиции. В 1860-е годы состоялись премьеры двух его последних опер. Премьера «Альмины» состоялась в Лондоне в Театре Ее Величества 26 апреля 1860 года под управлением Луиджи Ардити с Мариеттой Пикколомини в главной роли. [ 6 ] Критическая реакция была прохладной. The Musical World раскритиковал отсутствие «драматического огня», но также отметил, что публика, похоже, не разделяет эту точку зрения:
Если принять за критерий аплодисменты, то успех Альмины был триумфальным. После первого акта были вызваны ведущие певцы, а затем был вынужден явиться синьор Кампана, где его не только встретили бурными возгласами, но и украсили букетами и лавровыми венками. При опускании занавеса его дважды вызывали к рампе, когда демонстрации возобновились, и, без сомнения, композитор покинул театр вполне удовлетворенный тем, что его опера добилась большого и законного триумфа. Премьеры, однако, не всегда являются прецедентами — свидетель тому — парикмахер Россини. [ 7 ]
Премьера последней оперы Кампаны «Эсмеральда » по мотивам Виктора Гюго « Горбуна из Нотр-Дама» состоялась в России в Императорской итальянской опере в Санкт-Петербурге 20 декабря 1869 года. Заглавная партия была написана специально для Аделины Патти , но она не смогла сыграть ее. Премьера в Санкт-Петербурге, вместо нее роль исполнила Каролина Вольпи. В июне следующего года он был установлен в Лондоне в Королевском театре Ковент-Гарден, на этот раз с Аделиной Патти в роли Эсмеральды. Французский журнал Le Ménestrel , сообщая о петербургской премьере, высоко оценил оперу за прекрасные мелодии и оркестровку. Реакция английских критиков на лондонскую премьеру была резкой. Генри Ланн в статье для The Musical Times назвал это «слабым произведением» с «банальной» музыкой, спасаемой только пением Патти. [ 8 ] Критик The Saturday Review назвал это «невероятно плохим». [ 9 ] Однако в своей рецензии на лондонское выступление для Le Ménestrel Джозеф Тальяфико (писавший под псевдонимом «Де Рец») возразил против резкости реакции английских критиков, посчитав ее необъяснимой. Он завершил свой обзор:
Об опере Кампаны говорят, что это [просто] новый альбом песен композитора. Ба! Нельзя ли также сказать, что «Фаворитка » Доницетти — это романса в пяти действиях? Будущее решит, кто был прав, а кто нет. [ 10 ]
Эсмеральда пару сезонов выступала в Лондоне, а также выступала в Гамбурге (снова с Патти в главной роли) и в Триесте , но затем исчезла из репертуара. Фабио Кампана умер в Лондоне 2 февраля 1882 года в возрасте 63 лет. Его оперы больше не исполняются, но его авторские песни можно услышать на нескольких современных записях, включая Opera Rara и серию Il Salotto пластинку Джоан Сазерленд 1978 года. набор Serate Musicali (переиздан на компакт-диске Decca в 2006 году). Портрет Кампаны работы Джованни Фаттори висит в Гражданском музее Джованни Фаттори в Ливорно. [ 11 ]
Оперы
[ редактировать ]- Екатерина Гиз (трагедия в 3-х действиях, либретто Феличе Романи; премьера в Ливорно, Театр дельи Аввалорати , 14 августа 1838 г.) [ 12 ]
- Джулио д'Эсте (трагедия в 3-х действиях, либретто Карло Альберто Монтеверде; премьера в Ливорно, Театр дельи Аввалорати, 28 августа 1841 г.)
- Ваннина д'Орнано (трагедия в 3-х действиях, либретто Франческо Гуиди; премьера во Флоренции, Театро делла Пергола , 1 июня 1842 г.)
- Луиза Французская (мелодрама в 4-х частях, либретто Франческо Гуиди; премьера в Риме, Аргентинский театр , 29 апреля 1844 г.)
- Герцогиня де ла Вальер (мелодрама в 4-х частях, либретто Франческо Гвиди; Ливорно, Театр Россини, лето 1849 г.)
- Мазепа (лирическая драма в 4-х частях, либретто Ахилла де Лозьера-Темина; премьера в Болонье, Teatro Comunale , 6 ноября 1850 г.)
- Альмина (лирическая драма в 3-х действиях, либретто Ахилла де Лозьера-Темина, премьера в Лондоне, Театр Ее Величества , 26 апреля 1860 г.)
- Эсмеральда (лирическая драма в 4-х действиях, либретто Джорджо Томмазо Чимино; премьера в Санкт-Петербурге , Императорская итальянская опера, 20 декабря 1869 г.)
Песни
[ редактировать ]
Кампана сочинил как минимум две патриотические песни во время итальянской революции 1848–1849 годов . Один из них был посвящен стихотворению Арканджело Береттони «La Costituente Italiana» (Итальянский Учредитель). [ 13 ] Другая, «Inno nazionale» (Национальный гимн) на текст Франко Карраи, в то время стала самой часто исполняемой песней в Ливорно. [ 14 ] Он также написал хор для сопровождения драматической аллегории, исполненной в Театре дельи Аввалорати в 1847 году в честь Леопольда II, великого герцога Тосканы, предоставившего Ливорно собственную гражданскую гвардию. [ 15 ] Между 1846 и 1854 годами Франческо Лукка , фирма, заказавшая раннюю оперу Верди «Корсаро» , [ 16 ] опубликовал семь сборников песен Кампаны. В период с 1851 по 1873 год Рикорди должен был опубликовать еще девятнадцать коллекций. Коллекции Рикорди назывались по-разному: «Сувениры» , «Pensieri» , «Echi» , «Sospiri » или «Ricordi» («Сувениры, мысли, отголоски, вздохи, воспоминания»), каждый из которых был посвящен отдельному месту, имевшему свою историю. личное значение в жизни Кампаны, включая Неаполь, Венецию, Рим, Париж, Баньи-ди-Лукка , и озеро Комо . [ 2 ] Большинство песен Кампаны были написаны на итальянские тексты, некоторые из которых были написаны самим композитором, например «Quando da te lontano!» (Когда я далеко от тебя!). Однако он также установил тексты английских писателей, которые стали популярны как в качестве концертных произведений, так и в качестве салонных песен . Его самыми известными соавторами в этом жанре были Генри Брум Фарни (например, «Поговори со мной» и «Разведчик: Песенка солдата») и Генри Херси (например, «Я вольный копейщик: Или солдат удачи» и « Маленький цыган»). [ 17 ] Кампаны «Voga, voga, O marinaro» (Row, Row, O Sailor) Еще одним популярным концертным произведением в Англии стала баркарола для трех женских голосов. Позже это было упомянуто в романе Элеоноры Фарджон 1941 года «Секрет мисс Грэнсби» , сатире на чувства викторианской эпохи . [ 18 ]
- Записанные песни
- «L’ultima speme» (Последняя надежда) — Джоан Сазерленд (сопрано), Ричард Бонинг (фортепиано) на Serate Musicali ( Decca )
- «Una sera d’amore» (Вечер любви) — Дженнифер Лармор (меццо-сопрано), Патриция Биччире (сопрано), Антуан Паллок (фортепиано), на Il Salotto Vol 8: Notturno ( Opera Rara )
- «Божественный час» - Пол Остин Келли (тенор), Диана Монтегю (меццо-сопрано), Дэвид Харпер (фортепиано) на Il Salotto Vol 9: Divine Hour (Редкая опера)
- «Près de la mer» (У моря) - Диана Монтегю (меццо-сопрано), Дэвид Харпер (фортепиано) в Il Salotto Vol 11: Serenata (Редкая опера)
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Амбивери (1998), с. 32
- ^ Jump up to: а б с Санвитале (2002), с. 153
- ^ Форбс
- ^ Jump up to: а б Казалья
- ↑ Родившийся во Флоренции Сеттимио Мальвецци (1817–1887) исполнил несколько ведущих теноровых ролей в операх XIX века, в первую очередь Родолфо в опере Верди « Луиза Миллер» .
- ↑ Мариетта Пикколомини (1834–1899) родилась в Сиене и была ведущей сопрано своего времени, а позже известным учителем вокала.
- ^ Музыкальный мир (28 апреля 1860 г.) с. 273. Критик здесь имеет в виду «Севильского цирюльника» Россини , премьера которого прошла катастрофически.
- ^ Ланн (1 сентября 1871 г.) с. 199
- ↑ The Saturday Review , 18 июня 1870 г., перепечатано в Музыкальном журнале Дуайта (30 июля 1870 г.), стр. 282
- ^ Де Рец (26 июня 1870 г.) с. 237. Оригинальный французский: «Об опере Кампаны говорили, что это новый «Альбом мелодий» автора. Ба! Разве мы не говорили здесь, что «Фаворитка» Доницетти была романсом в пяти действиях? Будущее докажет кто прав или виноват».
- ^ Дурбе (1980), с. 147
- ^ Информация о либреттистах и премьерах в этом разделе основана на Ambìveri (1998), с. 33 и Касалья (2005)
- ↑ Архив Fondazione Roselli , в котором также есть скан текстов песен.
- ^ Дурбе (1980), с. 149
- ^ Каталог Biblioteca Labronica. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine . Работа называлась La gioia livornese per la concessa Guardia Civica («Ливорнская радость при уступке гражданской гвардии»).
- ^ Бьянкони и Пестелли (1998), с. 159
- ↑ Генри Херси (1820–96) был музыкальным критиком, либреттистом и переводчиком многих опер на английский язык.
- ^ Фарджон (1941), стр. 61 и 154. Обзор романа см. в «Викторианской сатире» , The Argus , 1 марта 1941, стр. 6.
Источники
[ редактировать ]- . Издательство Gremese , Мелкие операторы Италии XIX века , 1998, стр 32–33. ISBN 88-7742-263-7 (на итальянском языке)
- Бьянкони, Лоренцо и Пестелли, Джорджио, Оперное производство и его ресурсы (перевод Лидии Г. Кокрейн), University of Chicago Press, 1998. ISBN 0-226-04590-0
- Казалья, Герардо (2005). « Фабио Кампана » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Де Рец, «Лондонский сезон» , «Менестрель» , 26 июня 1870 г., стр. 236–237 (на французском языке)
- Дурбе, Вера (редактор), La Giovinezza di Fattori : Каталог выставки в Чистернино дель Поччанти: Ливорно, октябрь – декабрь 1980 г. , Де Лука, 1980 г. (на итальянском языке)
- Музыкальный журнал Дуайта , «Итальянские оперы в Лондоне — Ковент-Гарден» , том 30, № 10, 30 июля 1870 г., стр. 282–283.
- Фарджон, Элеонора , Тайна мисс Грэнсби , Саймон и Шустер, 1941 год.
- Форбс, Элизабет , «Кампана, Фабио», Grove Music Online , доступ по подписке, 25 сентября 2010 г.
- Ланн, Генри К. «Лондонский музыкальный сезон» , The Musical Times , Vol. 15, № 343, 1 сентября 1871 г., стр. 199–202.
- Санвитале, Франческо, Романс итальянской гостиной , EDT srl, 2002. ISBN 88-7063-615-1 (на итальянском языке)
- Музыкальный мир , «Театр Ее Величества», 28 апреля 1860 г., с. 273
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Фабио Кампаны в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP), песни "La Malinconia" и "Amo".
- Полная партитура «Мазеппы» Кампаны в Баварской государственной библиотеке.
- Каталог партитур Фабио Кампаны, хранящихся в библиотеках Тосканы (на итальянском языке)
- 1819 рождений
- 1882 смерти
- Великое Герцогство Тоскана
- Итальянские композиторы-романтики
- Итальянские дирижеры (музыка)
- Итальянские мужчины-дирижеры (музыка)
- Итальянские оперные композиторы
- Итальянские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы-классики XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Итальянские композиторы XIX века.