Влахи (социальный класс)
Влахи ( лат . Valachi ; османско-турецкий : Eflak , мн. Eflakân ; сербско-хорватский : Vlah / Влах , мн. Vlasi / Власи ) — социальный и финансовый класс в нескольких позднесредневековых государствах Юго-Восточной Европы , а также самобытный социальный и социальный класс. фискальный класс в проса системе Османской империи , состоящий в основном из восточных православных христиан , которые практиковали кочевой и полукочевой образ жизни. скотоводческий образ жизни, включая население в различных миграционных регионах, состоящее в основном из этнических влахов , сербов и албанцев . [ 1 ] [ 2 ] С середины 17 века процесс слияния процесса оседентаризации православных валахов и их постепенного слияния с сербским сельским населением достиг высокого уровня и был официально признан османскими властями. [ 3 ] [ 4 ]
Происхождение
[ редактировать ]После османского завоевания Балкан влахи , будучи одновременно православными и католиками , [ 5 ] и до сих пор преимущественно кочевое и полукочевое пасторальное неславяноязычное [ 6 ] народ, играл двойную роль в отношениях с новым османским правителем . Хотя несколько православных валахов и часть католических валахов из Дукли и Боснии бежали перед вторжением османских армий в христианские земли на Западе (т.е. в Хорватию и Рагузу ); [ 5 ] оставшиеся из них, как православные на центральных Балканах , так и католики в Герцеговине и Дукле, с радостью приветствовали создавшееся новое положение, поскольку завоеватели удостоили их обширных угодий для себя и своего скота и пообещали улучшить свое социальное положение. [ 5 ] Таким образом, это способствовало особым соглашениям между турками и валахами. [ 7 ] которые, в свою очередь, сохраняя свою религию (за исключением некоторых, в основном высокопоставленных членов общества, принявших ислам , чтобы обеспечить себе и своим семьям особые привилегии и видные административные должности от османских властей ), поставили себя под власть султана сервис; [ 5 ] все это сделало возможным то, что влахи стали значительно привилегированным классом в системе Милле в Османской империи по сравнению с классом рея на протяжении более столетия. [ 8 ] В средневековой Сербии термин влахи имел большее значение и в первую очередь обозначал жителей арумынского происхождения, а также зависимых пастухов в средневековом сербском государстве. [ 9 ] Кроме того, с началом османского владычества в этот социальный класс стали включаться и другие влахские (пасторальные полукочевые) популяции, [ 10 ] такие как скотоводческие православные сербы;. [ 4 ] Сербы в Османской Венгрии в большом количестве служили мартолами , которые были членами христианского происхождения, в основном набранными из влахов и влахского населения. [ 10 ]
Услуга
[ редактировать ]В начале истории Османской империи на Балканах в Сербии и Македонии жили влахи, принадлежащие к военному классу, которые имели те же права, что и мусульмане. Возможно, они были потомками христиан, но их происхождение не совсем ясно. [ 11 ]
Благодаря их опыту перевозки грузов, а также умению и скорости, с которой они пересекали горные районы; турки стали пользоваться этим, используя их в качестве вспомогательных войск ( войнуков ), поручая им, таким образом, перевозку военных грузов, проведение шпионских операций и быстрых грабежей — палящих набегов на вражескую христианскую территорию, патрулирование горных территорий. ущелья и границы в целом. Кроме того, они всегда сопровождали османские армии в их экспедициях по Балканам, вплоть до Северо-Запада, целыми общинами; предназначались для заселения вновь завоеванных территорий в качестве приграничных военных колоний, называемых катун или джемаат (которые состояли примерно из 20-50 домов); во главе которого стоял катунар или примикур («староста»). [ 5 ] Они также сформировали важные и многочисленные христианские военные гарнизоны ( мартолы ), прикрепленные к османской армии , в недавно завоеванных городах. [ 10 ] В обмен на свои обычные обязанности им были предоставлены привилегии, в которых всем остальным зимми было отказано Шериджатом или исламским законом ; например, поскольку они регулярно служили в качестве вспомогательных войск Османской империи, им разрешалось носить оружие и ездить на лошадях. [ 7 ] Эти выгодные привилегии распространялись и на экономическую сферу; эти общины были в значительной степени освобождены от уплаты каких-либо налогов, а только от ежегодной ренты в размере одного золотого дуката или флорина, которую должна была платить каждая из их семей, поэтому их стали называть «флоринами» или «дукатами влахов» ( Османский турецкий язык : Filurîci Eflakân ). [ 5 ] В то же время крупные турецкие и славянские мусульманские землевладельцы-военные дворяне ( Сипахи и Тимарлы ) часто привозили с собой значительные количества этих влахов. [ 12 ] (иногда и сербы), [ 13 ] для того, чтобы они обрабатывали свои земли. [а]
Отклонить
[ редактировать ]Однако с течением времени, по мере централизации и изменений в государственной структуре, экономической системе и военной организации, многие из услуг, которые влахи использовали для оказания османам, стали излишними. В результате в 1520-х годах началась валахов оседлость и сокращение их привилегий. К концу XVI века эти привилегии привели к тому, что большинство влахов по социальному положению было приравнено к положению филурициев , а позже и к обычным крестьянам-реяям . [ 8 ] Наконец, сокрушительное поражение Османской империи при Сисаке в 1593 году спровоцировало начало утраты влахами (как настоящими влахами, так и сербами ) веры в тех, кто до этого был их хозяевами , и способствовало переходу валахов и сербов к стороне Габсбургов (см. Восстание в Банате ). [ 14 ]
Налог
[ редактировать ]Rüsûm -i Eflakiye — налог на валахов в Османской империи . Влахам на Балканах при византийских и сербских правителях были предоставлены налоговые льготы в обмен на военную службу; и это продолжалось под властью Османской империи. Вместо некоторых обычных налогов они платили специальный «валахский налог», Rüsûm-i Eflakiye : по одной овце и одному ягненку от каждого дома в День Святого Георгия каждый год. Поскольку влахи облагались разными налогами, они по-разному числились в дефтерах . [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Аннотации
[ редактировать ]- ^ Турали-бега за 1562 год сообщается Вакуфнаме» , что некий великий турецкий и боснийский мусульманин Тимари Спахие собой православное валахское население из Санджака Смедерево . В « привез с специально с этой целью [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивен Г. Эллис, Люда Клусакова; (2007) Воображая границы, оспаривая идентичности с. 145; Издательство Пизанского университета ISBN 8884924669
- ^ Карл Казер; (2012) Домохозяйство и семья на Балканах: два десятилетия исторических исследований семьи в Университете Граца с. 117-119; ЛИТ Верлаг, ISBN 3643504063
- ^ Курсар 2013 , с. 115 126.
- ^ Перейти обратно: а б Гаврилович 2003 , стр. 720.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доминик Мандич (1980). Хорваты и сербы: две старые, разные нации . п. 256.
- ^ Владимир Бабич; доктор философии Васо Чубрилович; доктор философии Бранислав Джурдевич; Недим Филипович; Фердо Гастрин; доктор философии Бого Графенауэр; доктор философии Нада Клаич; Любен Лапе; доктор философии Арпад Лебл; Митра Митрович; Федор Моачанин; доктор философии Хорхо Тадич; доктор философии Фрэн Цвиттер (1959). ИСТОРИЯ НАРОДА ЮГОСЛАВИИ, Том. II . Школьная книга . п. 517.
- ^ Перейти обратно: а б Курсар 2013 , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Курсар 2013 , с. 115.
- ^ Срджан Шаркич; ˙(2011) Правовое положение иностранцев в средневековой Сербии (Правовое положение иностранцев в средневековой Сербии ) с. 54 (сноска); [1]
- ^ Перейти обратно: а б с Курсар 2013 , с. 134.
- ^ Сахар 1996 , с. 39.
- ^ Доминик Мандич (1990). Хорваты и сербы: две старые, разные нации . Издательство Матица Хрватска. п. 201. ИСБН 978-86-401-0081-6 .
[После падения Бихача в 1592 году боснийский бейлербей Хасан-паша Предоевич поселил православных влахов из Восточной Герцеговины, особенно представителей своего клана Предоевичей, в центральной части Пунье вокруг Брековицы, Рипача, Островицы и Врлы-Драги вплоть до Соколоваца.]
- ^ Милан Васич (1995). Босния и Герцеговина от средневековья до современности: международная научная встреча 13-15. Декабрь 1994 года . Исторический институт САНУ.
- ^ Фердо Шишич: История хорватов; обзор истории хорватского народа 600 – 1918, с. 345, Загреб ISBN 953-214-197-9
- ^ Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . стр. 77–78. ISBN 978-0-8147-5561-7 .
- ^ Хамдия Крешевлякович (1914). Откуда пришли мусульмане Боснии и Герцеговины и кем они были? . Хорватское сознание. п. 10.
Источники
[ редактировать ]- Алексич, Владимир (2011). «Средневековые валахские солдаты и начало османских воинов» . Историческое обозрение Белграда . 2 : 105–128.
- Батакович, Душан Т. , изд. (2005). народа сербского История (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825119587 .
- Чиркович, Сима (2004). Сербы . Молден: Издательство Блэквелл. ISBN 9781405142915 .
- Дабич, Воин С. (1992). «Миграции сербов в Хорватию и Славонию с начала XVI до конца XVII века» . Исторические часы . 38 (1991): 43-76.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472081497 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен младший (1994) [1987]. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0472082604 .
- Фодор, Пал; Давид, Геза, ред. (2000). Османы, венгры и Габсбурги в Центральной Европе: военные границы в эпоху османского завоевания . Лейден: Брилл. ISBN 9004119078 .
- Гаврилович, Даниела (2003). «Элементы этнической идентификации сербов» (PDF) . Факта Университета. Серия: Философия, социология и психология . 2 (10): 717–730.
- Исайлович, Невен (2017). «Законодательство о влахах Балкан до и после османского завоевания: обзор». Государство и общество на Балканах до и после установления османского правления . Белград: Институт истории. стр. 25–42. ISBN 9788677431259 .
- Курсар, Вьеран (2013). «Быть османским влахом: об идентичности влахов, роли и статусе в западных частях Османских Балкан (15-18 века)» (PDF) . ОТАМ . 34 . Анкара: 115–161.
- Ставрианос, Лефтен (2000) [1958]. Балканы с 1453 года . Лондон: Херст. ISBN 9781850655510 .
- Шугар, Питер Ф. (1996) [1977]. Юго-Восточная Европа под властью Османской империи, 1354–1804 гг . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295803630 .