Тибетская диаспора
Языки | |
---|---|
тибетский | |
Религия | |
Преимущественно: тибетский буддизм. Меньшинство: христианство |
— Тибетская диаспора это диаспора тибетцев , живущих за пределами Тибета.
Тибетская эмиграция имеет три отдельных этапа. Первый этап произошел в 1959 году после бегства Далай-ламы XIV в Дхарамшалу в штате Химачал-Прадеш , Индия . Второй этап произошел в 1980-х годах, когда Китай частично открыл Тибет для иностранцев. Третий этап начался в 1996 году и продолжается по сей день, хотя и с меньшей частотой. Существует значительная социальная напряженность между беженцами первой и второй волны, которых называют «шичакскими тибетцами», и беженцами третьей волны, называемыми «санджорскими тибетцами». Ярлык «Санджор» считается уничижительным среди вновь прибывших тибетцев. [ 1 ]
Не вся эмиграция из Тибета является постоянной; некоторые родители в Тибете отправляли своих детей в общины диаспоры, чтобы получить традиционное тибетское буддийское образование. Перепись 2009 года зарегистрировала около 128 тысяч тибетцев в изгнании, причем наиболее многочисленная часть общины проживает в Индии , Непале и Бутане . [ 2 ] Однако в 2005 и 2009 годах, по оценкам, в изгнании проживало до 150 000 человек.
Происхождение и цифры
[ редактировать ]Центральная тибетская администрация (ЦТА) выдает тибетским беженцам Зеленую книгу – своего рода тибетское удостоверение личности. По данным опроса ЦТА 2009 года, в диаспоре зарегистрировано 127 935 тибетцев: в Индии — 94 203; в Непале 13 514; в Бутане 1298; и в остальном мире 18 920. [ 2 ] Однако их число оценивается в 150 000, как упоминают Эдвард Дж. Миллс и др. в 2005 году и Далай-ламой XIV в 2009 году. [ 3 ] [ 4 ]
Самые крупные из других сообществ находятся в США, Канаде ( например, Торонто ), Великобритании, Швейцарии, Норвегии, Франции, Тайване и Австралии. [ 5 ] [ не удалось пройти проверку ]
Первая волна
[ редактировать ]Во время тибетского восстания 1959 года и Далай-лама XIV часть его правительства бежали в Индию . С 1959 по 1960 год около 80 000 тибетцев последовали за Далай-ламой в Индию через Гималаи . [ 6 ] Продолжающиеся полеты, оцениваемые в 1000–2500 в год, увеличили это число до 100 000. [ 7 ] Передвижение беженцев в это время иногда называют «исходом». [ 8 ] [ 9 ] как в резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1961 году, в которой утверждалось, что присутствие тибетских беженцев в соседних странах является «доказательством» нарушений прав в Тибете. [ 10 ]
Вторая волна
[ редактировать ]После открытия Тибета в 1980-х годах для торговли и туризма произошла вторая волна исхода тибетцев из-за усиления политических репрессий. С 1986 по 1996 год 25 000 тибетцев присоединились к своей изгнанной общине в Индии и увеличили ее на 18%. Это перемещение беженцев во время второй волны иногда называют «вторым исходом». [ 11 ]
Согласно просочившейся дипломатической телеграмме США , с 1980 по ноябрь 2009 года 87 096 тибетцев прибыли в Индию и зарегистрировались в приемном центре Дхарамсалы , тогда как 46 620 вернулись в Тибет после паломничества в Индию. Большинство из оставшихся — дети, которые посещают школу Тибетской детской деревни . [ 12 ]
Третья волна: эпоха Санджорвы
[ редактировать ]Большое количество тибетских беженцев прибыло в Индию в 1990-х годах после долгого перерыва с 1979 года, и эти новые мигранты заслужили прозвище «Санджор» или «новичок» из-за своего статуса вновь прибывшего. В документальном фильме 2008 года режиссера Ричарда Мартини приезжают 3000–4500 тибетцев утверждается, что каждый год в Дхарамсалу . [ 13 ] Большинство новых иммигрантов — дети, которых отправляют в тибетские культурные школы. Многие политические активисты, в том числе монахи, также перебрались через Непал в Индию. существует значительный культурный разрыв Между недавними тибетскими эмигрантами ( gsar 'byor pa , или «новичок») и тибетцами индийского происхождения . Более авторитетные тибетцы в диаспоре отвергают тибетцев из Тибета, которые недавно покинули Тибет, которые смотрят китайские фильмы , поют китайскую музыку и могут говорить на китайском языке , также хорошо обосновались в тибетском сообществе. [ нужна ссылка ] Далай-лама призывает изучать несколько языков и сам может говорить на многих языках. [ 14 ]
В мире тибетской диаспоры существует предвзятое отношение к тибетским иммигрантам третьей волны со стороны иммигрантов 1959 года. Оседлые тибетцы называют вновь прибывших (прибывших после 1990-х годов) «санджорами», и они сталкиваются с социальной дискриминацией в тибетских поселениях. Социальные отношения напряженные, смешанные браки редки. Между различными группами эмигрантов существует сильное чувство трайбализма, что привело к физической агрессии между монастырями на юге Индии и иммигрантами первой волны в регионе. Лобсанг Сангай, бывший президент CTA, пообещал создать единство и взаимопонимание между санджорами и шичаками , но Макдональд отмечает, что по состоянию на 2013 год существенного эффекта в разрешении конфликта достигнуто не было. [ 15 ] [ 16 ]
2010-е: разнообразная эмиграция
[ редактировать ]Численность тибетской диаспоры в Индии сократилась до 85 000 в 2019 году со 150 000 в 2011 году, а иммиграция из Китая сократилась с 3 000 (2011 г.) до 100 (2018 г.) в год. Многие представители тибетской диаспоры предпочли эмигрировать в США, Канаду, Германию и Швейцарию или вернуться в Китай. Направления тибетской иммиграции становились все более разнообразными из-за различных факторов, таких как дискриминация в Индии из-за статуса беженца, отсутствия возможностей трудоустройства или трудностей с доступом к индийским социальным услугам. [ 17 ] [ 18 ]
В Индии
[ редактировать ]
Организации
[ редактировать ]первый тибетский буддийский храм на равнинах Индии, Бхот Баган Мот основал в Гусури В 1776 году Пуран Гири с помощью третьего Панчен-ламы . [ 19 ] [ 20 ]
Основной организацией тибетской диаспоры является Центральная тибетская администрация Далай- ламы XIV, базирующаяся в пригороде Маклеод-Гандж города Дхарамсала в Индии. CTA имеет тибетские офисы в 10 странах. Они действуют как посольства де-факто. [ 21 ] [ 22 ] офисов культуры и информации ЦТА и эффективно оказывают своего рода консульскую помощь тибетцам. Они базируются в Нью-Дели , Индия; Нью-Йорк , США; Женева , Швейцария; Токио , Япония; Лондон , Великобритания; Канберра , Австралия; Париж , Франция; Москва , Россия; Претория , Южная Африка; и Тайбэй , Тайвань. НПО тибетской диаспоры занимаются культурной и общественной жизнью диаспоры, сохранением культурного наследия и продвижением политической независимости Тибета .
Первой тибетской неправительственной правозащитной организацией, созданной в изгнании в Индии, был Тибетский центр по правам человека и демократии . [ 23 ] TCHRD расследует и сообщает о проблемах прав человека в Тибете и среди тибетских меньшинств по всему Китаю. [ 24 ] [ 25 ]
Образование
[ редактировать ]Администрация Центральной тибетской школы со штаб-квартирой в Нью-Дели является автономной организацией, созданной в 1961 году с целью создания, управления и оказания помощи школам в Индии для обучения тибетских детей, живущих в Индии, при этом сохраняя и продвигая их культуру и наследие. Согласно информации на собственном сайте, по состоянию на 2009 год администрация имела в ведении 71 школу в районах концентрации тибетского населения, в которых обучалось около 10 000 учащихся от дошкольного до XII класса и 554 преподавателя. [ 26 ] По информации на сайте ЦТА, по состоянию на 13.01.2009. было 28 школ CTSA, в которых обучался 9 991 ученик. [ 27 ]
В 2009 году Тибетские детские деревни основали первый тибетский высший колледж в изгнании в Бангалоре (Индия), который получил название «Институт высшего образования Далай-ламы». Целями этого колледжа являются преподавание тибетского языка и тибетской культуры , а также науки, искусства, консультирования и информационных технологий . [ 28 ]
Миграция из поселений Индии
[ редактировать ]Миграция молодых людей из тибетских поселений в Индии является серьезной причиной для беспокойства, поскольку она угрожает тибетской идентичности и культуре в изгнании маргинализацией. По словам Тензина Лекшая, большинство поселений изгнанников охраняют пожилые люди, некоторые существующие школы в поселениях находятся на грани закрытия из-за нехватки учеников, а выпускники разбегаются по индийским городам из-за отсутствия возможностей трудоустройства среди населения. [ 29 ]
По словам Наванга Тхогмеда, представителя CTA, наиболее часто упоминаемыми проблемами для вновь мигрирующих тибетцев в Индию являются языковой барьер , их неспособность адаптироваться к потреблению новой еды и теплый климат , из-за которого тибетская одежда становится неудобной. Некоторые изгнанники также опасаются, что их тибетская культура в Индии растворяется. [ 30 ]
Борьба с тибетской идентичностью
[ редактировать ]В 1950 году Китайская Народная Республика инициировала вторжение в Тибет, что привело к оккупации региона Народно-освободительной армией Китая . Это подготовило почву для крупнейшего тибетского восстания 10 мая 1959 года, которое отмечают как День тибетского восстания нынешние тибетцы . Хотя восстание было подавлено Народно-освободительной армией , оно привело к трагической гибели тысяч тибетцев и принудительному изгнанию 14-го Далай-ламы , политического и религиозного лидера Тибета. [ 31 ] Уход Далай-ламы вызвал массовую миграцию тибетских граждан, ищущих убежища в Индии, что привело к образованию крупнейшего поселения тибетских беженцев в Индии и созданию нации в изгнании.
Первоначально отмеченные дезорганизацией и суровыми условиями из-за незнания тибетцами климата Индии, лагеря беженцев прошли этап преобразований под руководством Далай-ламы. Джавахарлал Неру изначально планировал расселить беженцев среди граждан Индии, но по указанию Далай-ламы согласился расселить беженцев в поселениях. [ 32 ] В 1960 году 14-й Далай-лама основал резиденцию правительства в Дхарамсале, убедив индийское правительство выделить невозделываемые земли для тибетских беженцев, что стало важным шагом в формировании правительства в изгнании. [ 33 ] Первое поселение, Билакуппе в Южной Индии, потребовало двух лет труда и жертв, чтобы подготовить землю для проживания. [ 33 ] Тибетскому правительству было предоставлено самоуправление, что позволило создать более 30 поселений на Индийском субконтиненте, в Бутане и Непале , таких как Билакуппе , в качестве самостоятельных образований, обеспечивающих инфраструктуру и возможности трудоустройства. [ 32 ]
Несмотря на восхищение Далай-ламой XIV, индийское правительство воздержалось от официального признания тибетского руководства из-за дипломатических отношений с Китайской Народной Республикой. [ 33 ] Премьер-министр Неру, выступая за независимость Тибета, сохранял хрупкий баланс, учитывая его понимание, симпатию и восхищение Китаем. Он отверг предложение о создании независимого Тибета для предотвращения напряженности между Индией и Китаем, учитывая стратегическое значение Тибета и важность безопасности для Китая. [ 34 ]
Основной целью тибетского правительства в изгнании было защитить тибетскую культуру, религию и язык, обеспечить образование детям и сохранить тибетскую идентичность в изгнании, одновременно выступая за свободу в Тибете. [ 33 ] Это подняло вопросы о том, как ассимиляция в индийское общество повлияет на тибетскую идентичность, что побудило тибетскую администрацию поставить сохранение культуры выше ассимиляции. Тибетская диаспора также пережила множество волн иммиграции, и по мере того, как все больше тибетцев рождаются за пределами Тибета, диаспора испытывает разногласия между поколениями в политических подходах к движению за свободу: первое поколение поддерживает видение автономии Далай-ламы, а второе поколение поддерживает полная независимость и более радикальные формы политического активизма. [ 32 ]
Несмотря на проживание в Индии , многие тибетцы остаются негражданами, что ограничивает их политические, социальные и экономические права. В то время как индийское правительство стремится предоставить гражданство тибетцам, родившимся в Индии, значительное число из них предпочитают сохранять свое «безгражданство». Получение индийского гражданства требует отказа тибетца от права жить в поселении и от льгот, предлагаемых тибетской администрацией, символизируемых свидетельством о регистрации. Несмотря на то, что свидетельство о регистрации является документом, выданным индийскими властями, оно имеет символическое значение в тибетском сообществе, выступая в качестве объединяющего и объединяющего символа и активно препятствуя стремлению к получению индийского гражданства. [ 32 ]
Тензин Цундуэ , тибетский поэт, писатель и активист, подчеркивает проблему безгражданства в интервью газете Daily Star, описывая ежедневные проблемы, с которыми сталкиваются тибетцы в изгнании, как «жизнь в подвешенном состоянии». [ 35 ] Несмотря на глубокую страсть тибетцев, рожденных в изгнании, к Тибету, Цундуэ описывает суровую реальность, заключающуюся в том, что они никогда не видели своей родины. [ 35 ] Желание принадлежать и иметь связи со страной, за которую они страстно сражаются, является постоянной темой среди тибетцев, рожденных в изгнании. Стихотворение Цундуэ «Беженец» ярко отражает эту борьбу, где он пишет: «На твоем лбу / между твоими бровями / выбита буква R / сказал мой учитель. / Я почесал и потер / на лбу я нашел / каплю красная боль. / Я родился беженцем». [ 36 ] Это общее мнение, выраженное в цитате, иллюстрирует внутренний конфликт беженца, борющегося со стремлением к консолидированной идентичности среди проблем безгражданства и неустанного стремления к свободе Тибета.
В Бутане
[ редактировать ]Лишь немногие тибетцы поселились в Бутане после 1959 года, поскольку страна использовалась в основном как транзитный маршрут в Индию. Однако в 1961 году, после растущей напряженности между Китаем и Индией , Индия закрыла свою северную границу с Бутаном , что побудило Бутан организовать экстренную встречу с правительством Индии (GOI) и CTA, чтобы разобраться с тибетцами, застрявшими в стране. Правительство Бутана согласилось принять 4000 поселенцев, хотя рядовые бутанцы все больше возмущались тибетскими иммигрантами из-за их отказа ассимилироваться с бутанской культурой . [ 37 ] В 1974 году 28 тибетцев, в том числе представитель Далай-ламы XIV в Тхимпху , были арестованы и обвинены в заговоре с целью убийства короля Джигме Сингье Вангчука . Когда CTA отказалось предоставить доказательства своей невиновности, отношения между Бутаном и Дхарамсалой испортились. [ 38 ] а в 1979 году правительство Бутана объявило, что любой тибетец в стране, не принявший бутанское гражданство, будет репатриирован обратно в Китай. Несмотря на противодействие CTA, 2300 тибетцев подали заявления на получение бутанского гражданства; большая часть остальных переселилась в Индию. [ 37 ]
См. также
[ редактировать ]- История Тибета
- Тибет (1912–1951)
- История Тибета (1950 – настоящее время)
- 1959 Тибетское восстание
- Дебаты о суверенитете Тибета
- Китаизация Тибета
- Памятник мирному освобождению Тибета
- Китайско-тибетская война (1930–1932)
- Включение Синьцзяна в состав Китайской Народной Республики.
- Список военных профессий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санджор против Шичака .:. Тибетское солнце» . Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «127935 тибетцев, живущих за пределами Тибета: обзор тибетцев» . Пресс Траст Индии . 12 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Эдвард Дж. Миллс и др., Распространенность психических расстройств и пыток среди тибетских беженцев: систематический обзор. Архивировано 20 декабря 2021 г. в Wayback Machine , BMC Int Health Hum Rights. 2005 г.; 5:7. «По оценкам, более 150 000 тибетских беженцев проживают в соседних странах Бутане, Непале и Индии»
- ↑ Его Святейшество Далай-лама встречается с гималайским сообществом и иностранцами, посетившими Тибет до 1959 года. Архивировано 30 ноября 2010 г. в Wayback Machine , 6 мая 2009 г.: «Он сказал, что тибетских беженцев насчитывается всего 150 000 человек».
- ^ Макдауэлл, Адам (18 октября 2010 г.). «Тибетцы находят канадскую Шангри-Ла» . Национальная почта . Архивировано из оригинала 22 октября 2010 г. Проверено 18 октября 2010 г.
- ^ «Современное искусство Индии | художественная галерея Индии | онлайн-галерея индийского искусства в Дели | современное искусство Индии | онлайн-галерея искусства Индии | Галерея espace» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 г. Проверено 13 мая 2013 г. «Место в горах», Арджун Сони
- ^ http://www.tibet.net/en/index.php?id=9 Архивировано 21 октября 2010 г. в Wayback Machine. данных Центральной тибетской администрации
- ^ RS Chaurasia, История современного Китая , Atlantic Publishers & Distributors, 2004, ISBN 81-269-0315-5, стр. 335: «За ним последовал беспрецедентный исход тибетцев в изгнание».
- ^ Хэн-чжи Ту и Хэнчжи Ду, Исследование договоров и соглашений, касающихся Тибета: документальная история международных отношений Тибета , издание Tunghai University, 1971, стр. 183: «По оценкам, с января 1960 года более 42 000 Из них около 15 000 в настоящее время находятся в Непале, 3 000 — в Сиккиме, 40 000 — в Бутане и более 20 000 — в Индии. трудно жить нормальной жизнью в своей стране».
- ↑ Резолюция 1723 (XVI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1961 г. Архивировано 24 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Ситуация в Тибете и его народе: Маура Мойнихан, консультант Международной организации по делам беженцев , слушания сенатского комитета по международным отношениям по Тибету, 13 мая 1997 г.
- ↑ 85 000 тибетцев достигли Индии с 1980 года: телеграмма США. Архивировано 20 декабря 2010 г. в Wayback Machine The Times of India , 18 декабря 2010 г.
- ^ «- Ютуб» . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 г. Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Хесс, Джулия Мередит (2009). Послы-иммигранты: гражданство и принадлежность к тибетской диаспоре . Издательство Стэнфордского университета . стр. 65–66, 136.
- ^ Макдональд, П. (2013) Дни Дхарамсалы, Ночи Дхарамсалы
- ^ «Пришло время CTA раздать пустующие дома вновь прибывшим беженцам .:. Tibet Sun» . Архивировано из оригинала 07.11.2018 . Проверено 6 ноября 2018 г.
- ^ Пурохит, Кунал (21 марта 2019 г.). «После 60 лет пребывания в Индии, почему тибетцы уезжают?» . Альджазира .
- ^ Долма, Тензин (2019). «Почему тибетцы мигрируют из Индии?» . Тибетский журнал . 44 (1): 27–52 . Проверено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Бхот Баган Мотылек» . Комиссия по наследию Западной Бенгалии . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Бхот Баган: монастырь Хора с бурной историей» . www.telegraphindia.com . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ «Отдел международных связей Центральной тибетской администрации» . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 г. Проверено 22 июля 2012 г. «Эти офисы де-факто действуют как посольства ЦТА»
- ^ http://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2011/10/20/2003516223 Архивировано 22 октября 2011 г. в Wayback Machine "Тибетский религиозный фонд Его Святейшества Далай-ламы - фактическое посольство". тибетского правительства в изгнании на Тайване…»
- ^ «Тибетский центр прав человека и демократии» . sourcewatch.org . Центр СМИ и демократии Источник Watch. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «Тибетский центр по правам человека и демократии (ТЦРД)» . Тибет.орг . Тибет онлайн. Архивировано из оригинала 13 февраля 2020 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ «Тибетский центр прав человека и демократии» . hrwa.cul.columbia.edu . Колумбийский университет, Веб-архив по правам человека. Архивировано из оригинала 27 декабря 2017 года . Проверено 13 декабря 2018 г.
- ^ http://www.ctsa.nic.in/ Архивировано 4 апреля 2018 г. на Wayback Machine . веб-сайте администрации Центральной тибетской школы
- ^ «TCEWF — Центральная школа для тибетцев» . Архивировано из оригинала 8 января 2009 г. Проверено 28 июня 2009 г.
- ^ http://www.phayul.com/news/article.aspx?id=23836&article=Dalai+Lama+inaugurates+first+Tibetan+college+in+India&t=1&c=1 . Архивировано 11 октября 2009 г. в Wayback Machine. Далай-лама открывает первый тибетский колледж в Индии под руководством Паюла
- ↑ Тензин Лекшай, Выборы Калон Трипы: решающий момент нашей истории. Архивировано 17 октября 2010 г. в Wayback Machine , «Взаимодействие со снежным львом и драконом» , 17 июля 2009 г.: «постоянная угроза добровольной маргинализации тибетской идентичности и культуры из-за миграция является серьезной причиной беспокойства.В изгнании большинство наших поселений охраняют люди преклонного возраста, а молодежь оседает в дальнем зарубежье. Некоторые из наших существующих школ в поселениях близки к закрытию из-за нехватки учеников, выпускников. разбросаны по индийским метрополитенам из-за отсутствия возможностей трудоустройства в нашем сообществе».
- ^ Манье, Марк (22 сентября 2010 г.). «Тибетские изгнанники в Дхарамсале, Индия, поселились с разочарованием» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 9 октября 2010 г. Проверено 25 сентября 2010 г.
- ^ Ли, Цзянлинь; Уилф, Сьюзен (2016). Тибет в агонии: Лхаса, 1959 год . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674088894 .
- ^ Jump up to: а б с д Блох, Наталья (2023). «Установление границ и политическая активность в длительном изгнании: второе поколение тибетских беженцев в Индии» . Журнал исследований беженцев . 00 (0).
- ^ Jump up to: а б с д Майкл, Франц (1985). «Выживание культуры: тибетские беженцы в Индии» . Азиатский опрос . 25 (7): 737–744. дои : 10.2307/2644241 . ISSN 0004-4687 .
- ^ Сикри, Раджив (2011). «Тибетский фактор в индийско-китайских отношениях» . Журнал международных отношений . 64 (2): 55–71. ISSN 0022-197X .
- ^ Jump up to: а б "The Daily Star Web Edition, том 4, номер 196" . archive.thedailystar.net . Проверено 25 ноября 2023 г.
- ^ Цундуэ, Тензин (2010). Корей: рассказы и стихи (6-е изд.). Дхарамсала, Индия: TibetWrites.
- ^ Jump up to: а б Ремер, Стефани (2008). Тибетское правительство в изгнании: политика в целом . Психология Пресс . стр. 74–76. ISBN 9780415451710 .
- ^ Пулман, Линн (1983). «Тибетцы в Карнатаке» (PDF) . Кайлас . 10 (1–2): 119–171. Архивировано (PDF) из оригинала 7 октября 2011 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хесс, Джулия Мередит (2009). Послы-иммигранты: гражданство и принадлежность к тибетской диаспоре . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. п. 98. ИСБН 978-0-8047-6017-1 .