Фронтиспис (архитектура)
В архитектуре термин «фронтиспис» используется для описания главного фасада здания , обычно обозначая комбинацию элементов, которые обрамляют и украшают главный или парадный вход в здание. [1] Самый ранний и наиболее заметный вариант фронтисписов можно увидеть в древнегреческой архитектуре. [2] который имеет большой треугольный фронтон , известный как фронтон , обычно поддерживаемый набором колонн . Однако некоторые авторы архитектуры часто использовали термины «фронтиспис» и «фронтон» как взаимозаменяемые в отношении как больших фронтисписов, украшающих главные входы, так и меньших фронтисписов, обрамляющих окна, которые традиционно известны как фронтон. [3]
Фронтисписы в архитектуре до 20-го века считались декоративными и декоративными конструкциями, которые использовались преимущественно для украшения фасадов здания, а не для каких-либо структурных или практических целей. [4] С распространением минималистических идей в архитектуре XXI века при проектировании фасадов зданий большое внимание уделяется простоте и практичности. [5] Традиционные декоративные фасады редко используются при проектировании постмодернистских зданий.
Фронтисписы разных эпох можно отличить по разным вариантам использованных фронтонов (треугольные, сегментированные, открытые или ломаные фронтоны), [6] а также орнамент колонн, соответствующий определенной архитектурной эпохе .
Этимология
[ редактировать ]Слово «фронтиспис» описывает «украшенный вход в здание» и исторически происходит от средневекового латинского слова frontispicium, означающего фасад или внешний вид здания. [7]
Слово frontispicium происходит от латинского frons, означающего «лоб или передняя часть», и specere, означающего «смотреть». В целом слово приобрело значение: «взгляд на лоб, суждение о характере по чертам лица». [8] Включенный в архитектурную сферу, он обозначает физические характеристики внешнего вида здания, особенно относящиеся к архитектурным орнаментам, окружающим вход. [8]
Традиционно, согласно « Полному словарю искусств и наук» , [1] фронтисписы следует использовать для обозначения орнаментов и сооружений, особенно на основной стороне здания, а фронтоны следует использовать для описания более мелких украшений над воротами, окнами, дверями и т. д. [1] особенно с «треугольным пространством, образующим фронтон низкой крыши и обычно заполненным рельефной скульптурой в классической архитектуре ». [9]
В современной архитектуре фасад здания часто называют «фасадом» здания. [10] Некоторые авторы архитектуры в последние годы также взаимозаменяемо использовали слово «фронтиспис» и слово «фронтон», учитывая схожий характер используемых орнаментов . [3]
Фронтисписы в литературе
[ редактировать ]С 17 века слово «фронтиспис» стало синонимом небольших иллюстраций, обращенных к титульному листу книги , или орнаментов на самом титульном листе. Иллюстрации, создающие фронтиспис книги, часто заимствовали стилистические элементы из архитектуры, такие как рисунки колонн и архитектурных орнаментов . [12] Следуя этому развитию, авторы начали использовать фронтисписы книг, обычно одни из немногих иллюстраций в книгах того периода, чтобы обозначить и передать свои точки зрения и намерения, поскольку это рассматривалось как первые ворота читателя и возможность заглянуть в книгу. [12] — а именно оставить свой литературный отпечаток в своей книге, как это сделали художники в свои произведения искусства в тот период. [13]
Функция и элементы
[ редактировать ]В классическую эпоху между 8 веком до нашей эры и 6 веком нашей эры фронтисписы часто представляли собой треугольный фронтон, точнее называемый фронтоном здания, который располагался на колоннах. Сложные фронтисписы часто присутствовали только на фасадах священных зданий, таких как храмы и гробницы. Фронтисписы, особенно заметные в Древней Греции и Риме, часто использовались для изображения мифологических богов или даже важных фигур в обществе, в зависимости от цели и покровителей здания. [14]
В 21 веке фронтисписы чаще использовались в отношении небольших фронтисписов над окнами и дверями, служащих чистой целью украшения. Меньшие фронтисписы этого периода часто имеют зацепленные колонны , частично встроенные в стену фасада. [2]
Столбцы
[ редактировать ]Стиль колонн, часто известный как архитектурные ордера , обрамляющие вход в здания, часто используется как одна из отличительных черт между фронтисписами разных архитектурных периодов. [15]
Фронтоны
[ редактировать ]Еще одной отличительной особенностью фронтисписов является стиль используемых фронтонов, который может варьироваться от треугольных фронтонов, сегментных фронтонов, открытых фронтонов до ломаных фронтонов. [6]
Треугольные фронтоны , часто наиболее часто используемый стиль фронтона, представляет собой треугольник, обрамленный карнизом или выступом, с вершиной наверху, двумя симметричными прямыми линиями, спускающимися к концам горизонтального карниза. [6] Сегментарные фронтоны , также называемые круглыми или изогнутыми фронтонами, имеют закругленный карниз, заменяющий две стороны традиционного треугольного фронтона. [6] Открытые фронтоны можно отличить по отсутствию или почти отсутствию сильной горизонтальной линии (карниза) фронтона. [6] Сломанные фронтоны , выделяющиеся в архитектуре барокко , можно узнать по их прерывистому треугольному контуру, обычно открытому на верхней вершине. [6] Одним из ярких вариантов ломаного фронтона является фронтон с лебединой шеей или головой барана, имеющий богато орнаментированную S-образную форму. [6]
Треугольный фронтон | Сегментарный (изогнутый) фронтон | Открытый фронтон | Сломанный фронтон |
Развитие и история фронтисписов
[ редактировать ]Классическая архитектура [8 век до н.э. – 6 век нашей эры]
[ редактировать ]В своей классической форме фронтиспис здания обычно используется для описания «щита, венчающего фасад древнего храма в классической архитектуре», который сейчас часто называют фронтоном. [16] и использовались в качестве украшения входа в здание. В ту эпоху фронтисписы использовались для описания орнаментов на главном фасаде здания и преимущественно использовались над большими колоннами у входа, составляя большую часть фасада здания.
В греческой архитектуре фронтисписы могут относиться как к крупным орнаментам на треугольных вершинах зданий, так и к меньшим фронтисписам. На фронтисписах большего размера, найденных на фасадах священных зданий, часто изображались мифологические боги или важные исторические фигуры, в зависимости от цели и покровительства здания. [14] Парфенон , является одним , построенный в Древних Афинах из самых узнаваемых примеров классического фронтисписа. [17] Ионические фронтоны Парфенона, построенные в 447 году до нашей эры, в основном отражают греческую мифологию и предания, окружающие греческую богиню Афину , которая была покровительницей Древнего города Афин и Парфенона. [18]
Классические элементы , такие как наложенные ордера , которые относятся к архитектурной системе использования колонн разных стилей для каждого этажа здания, были введены и часто использовались для декоративных функций в классической архитектуре. [4] Один из самых популярных примеров наложенных заказов был на классическом фасаде Колизея . [19] Построенный в 70 году нашей эры, Колизей представлял собой расположение ордеров на классическом фронтисписе из нескольких этажей , расположенных один над другим, причем каждый этаж соответствовал определенному архитектурному ордеру . [20]
Романская архитектура [6–11 века нашей эры]
[ редактировать ]Переход от типичных треугольных фронтонов к сегментным изогнутым фронтонам виден в резьбе на императорских саркофагах в Риме , которая изображает архитектуру той эпохи. [21] Романская архитектура также популяризировала использование небольших декоративных фасадов вокруг окон. Многие хорошо сохранившиеся примеры фронтисписов под римским влиянием можно найти в Провансе , Франция, благодаря использованию «строительного камня высокого качества», в то время как другие, построенные с декоративной облицовкой, были быстро потеряны. [12]
Романское влияние на фронтисписах также можно увидеть в аэрарии , сокровищнице древнего Рима, которая представляет собой классическую римскую архитектуру как с традиционными треугольными фронтонами, так и со сложными ломаными фронтонами. [22]
Гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи, созданные Микеланджело, также содержат гравюры в стилях фронтисписов, популярных в ту эпоху, которые включают использование меньших декоративных фронтисписов с изогнутыми фронтонами.
Архитектура эпохи Возрождения [начало 14 – 16 веков нашей эры]
[ редактировать ]Архитектура эпохи Возрождения , которая положила начало возрождению древнегреческих и римских классических архитектурных форм. [6] увидел появление и распространение классических элементов, включая частое использование больших колонн и фронтонов. [4] Классические элементы, такие как наложенные ордера , были вновь введены в шестнадцатом веке, чтобы украсить входы в некоторые важные дома и некоторые коллегиальные здания. [4]
В конце 1520-х - начале 1530-х годов произошло возрождение интенсивного использования плотных классических орнаментов на фронтисписах, которые можно увидеть на фасаде Хенгрейв-холла в Саффолке, Англия, построенном в 1538 году. [4] а также добавление элементов, характерных для итальянского Возрождения, таких как использование терракотовых декоративных элементов. [23] изображен на фасаде входа в холл дома Ричарда Уэстона в Саттон-Плейс, графство Суррей , построенного в 1533 году.
В середине 16 века здание Олд Сомерсет-Хауса считалось одной из «первых преднамеренных попыток построить в Англии фасад, полностью выполненный в классическом стиле». [24] и был «несомненно, одним из самых влиятельных зданий английского Возрождения ». [24] Хотя в принципиальных особенностях фасада не было ничего нового, стилистические попытки добиться последовательности и симметрии в структуре фронтисписа показали растущее осознание того, что в эпоху позднего Возрождения в Англии [4] за «регулярность планирования и большее визуальное единство и симметрию» и «последовательное использование классических порядков ». [25] Трехэтажный фронтиспис, занимающий видное место в центре фасада Старого Сомерсет-хауса, представлял собой ворота в форме триумфальной арки с наложенными друг на друга ордерами и колоннами по бокам окон, структуру которых можно проследить до арки в Кастель-Нуово . Неаполь, заимствовавший мотив триумфальной арки из римской античности .
появился первый классический портик . В отличие от преимущественно декоративных функций фронтисписов классической эпохи, в шестнадцатом веке в Англии [4] в соборе Святого Павла , спроектированном Иниго Джонсом . Портик служил более практичной и структурной цели, обеспечивая крытый переход у входа в здание. [26]
в английской архитектуре эпохи Возрождения, отмечал Ричард Джон Ридделл, анализировавший входные портики и , что наиболее впечатляющие и архитектурно сложные фасады часто устанавливались на фоне домов «людей, которые пользовались или стремились к возвышению и высокому должностному положению, обладая огромной политической властью социального престижа, а также ученых, которые хотели дать постоянное выражение отличительным чертам своего колледжа и университета». [4] Фронтисписы такого рода выполняли чисто прикладно-декоративные функции, даже «в полной мере роль колонн по своей несущей способности заключалась в поддержании друг друга, а не здания». [4]
Архитектура барокко [17 – середина 18 века нашей эры]
[ редактировать ]В архитектуре барокко фронтисписы также имели полуовальные конструкции, которые украшали верхушки входов дополнительными украшениями, синонимами дома или здания. Фронтисписы в этот период отличались более богатым и театральным стилем орнамента и величия, что было обычным явлением в ту эпоху. В этот период во многих зданиях использовались сломанные фронтисписы и тяжелые орнаменты. [27] Это видно в Паласио-ду-Фрейшу, спроектированном Николо Насони , находившимся под сильным влиянием архитектуры барокко . Другой известный пример этого можно увидеть в Андреа Палладио церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, которая имеет необычный сломанный фронтон, поскольку он является результатом наложения двух фасадов храма. [22]
Неоклассическая архитектура [середина 18 – начало 19 века нашей эры]
[ редактировать ]В конце 18-19 веков неоклассические фронтисписы часто описывали как «часть фасада здания, которая слегка приподнята над остальной частью здания» с использованием колонн с более легким орнаментом. [12] Фронтисписы в неоклассическую эпоху обычно состояли из простых геометрических форм с большим упором на использование колонн, особенно дорических колонн .
Архитектура постмодернизма [конец 20 – 21 века нашей эры]
[ редактировать ]В эпоху постмодернизма 20-го века такие здания, как Дом Марко Поло , спроектированный Яном Поллардом, и здание на Мэдисон-авеню, 550, спроектированное Филипом Джонсоном, имеют крупномасштабные сломанные фронтоны наверху зданий, создавая постмодернистский взгляд на сломанные фронтоны. часто встречается в архитектуре барокко . [22]
Хотя некоторые архитекторы проектировали здания, модернизируя архитектурные стили и структуры прошлого, архитектура 21-го века, кажется, движется в направлении минимализма , в отличие от грандиозной природы фронтисписов, наблюдаемых от классической эпохи к неоклассической эпохе . Минимализм в архитектуре часто характеризуется отказом от орнамента и «акцентом на рациональном использовании и функции». [29] и популяризировался в конце 1980-х годов в Лондоне и Нью-Йорке благодаря зданиям, сочетающим чистые линии и архитектурные профили, обычно связанные с культовой геометрией . [29]
Движение к минимализму можно увидеть в распространении эстетики ваби-саби , популяризированной в Японии, что примерно переводится как «элегантная красота скромной простоты». [28] воплощающая даосскую и буддийскую идеологию принятия природы и «предпочтения несовершенному и неполному во всем». [28] Скандинавское хюгге понятие имеет схожие корни в минимализме. хюгге Дизайн и эстетика вдохновлены скандинавскими пейзажами фьордов, лесов и гор и характеризуются мягкой цветовой палитрой, состоящей из оловянно-серых, мягких пастельных оттенков с вспышками ярких металлических оттенков. [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Крокер, Темпл Генри (12 апреля 2012 г.). Полный словарь искусств и наук, том 2 . Набу Пресс. ISBN 978-1248506073 .
- ^ Jump up to: а б Ланкастер, Клей (март 1950 г.). «Адаптации из Руководств строителей греческого возрождения в Кентукки». Художественный вестник . 32 (1): 62–70. дои : 10.2307/3047271 . JSTOR 3047271 .
- ^ Jump up to: а б «Энциклопедия Frontispiece.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ридделл, Ричард Джон (25 мая 2022 г.). Вход-портик в архитектуре Великобритании 1630-1850 гг. (Диссертация). Оксфордский университет.
- ^ «Орнамент в современной архитектуре – переосмысление будущего» . РТФ | Переосмысление будущего . 06.05.2020 . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Крэйвен, Джеки (13 апреля 2019 г.). «Фронтон может превратить ваш дом в греческий храм» . МысльКо . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Значение фронтисписов» . Кембриджский словарь . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «фронтиспис (сущ.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ «Определение Фронтона» . www.merriam-webster.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «фронтиспис» . Оксфордский справочник . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «печать; фронтиспис Британского музея» . Британский музей . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Конрой, Дервал (18 июля 2013 г.). «В начале был образ: феминистская иконография и фронтиспис 1640-х годов». Французские исследования семнадцатого века . 23 : 27–42. дои : 10.1179/c17.2001.23.1.27 . S2CID 218646099 .
- ^ Фиоре, Джулия (26 сентября 2019 г.). «8 знаменитых художников, которые в своих картинах искажают автопортреты» . Стиль CNN . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Дауден, Кен (10 сентября 1992 г.). Использование греческой мифологии . Рутледж. ISBN 9780203138571 .
- ^ Голландия, Лестер Бодин (март 1921 г.). «Трансформации классического фронтона в романской архитектуре». Американский журнал археологии . 25 (1): 55–74. дои : 10.2307/497889 . JSTOR 497889 . S2CID 193074607 .
- ^ «Фронтон» . Мерриам-Вебстер . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Скотт, Грегори Дж. «Вмешательство в дизайн: долгая и благородная история фронтонов» . ЛанкастерОнлайн . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ «Афина Парфенос Фидия» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 26 мая 2022 г.
- ^ Читэм, Роберт (12 мая 2014 г.). Классические ордера в архитектуре . Лондон. ISBN 978-1-4832-7823-0 . OCLC 892067621 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006), «Сборка заказов» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780198606789.001.0001 , ISBN 978-0-19-860678-9 , получено 25 мая 2022 г.
- ^ Голландия, Лестер Бодин (март 1921 г.). «Трансформации классического фронтона в романской архитектуре». Американский журнал археологии . 25 (1): 55–74. дои : 10.2307/497889 . JSTOR 497889 . S2CID 193074607 .
- ^ Jump up to: а б с Фурман, Адам Натаниэль (14 июля 2014 г.). «Семь сломанных фронтонов» . Журнал РИБА . Проверено 17 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Делла Роббиа: скульптура цветом во Флоренции эпохи Возрождения» . www.nga.gov . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Саммерсон, Джон (1935). Джон Нэш, архитектор короля Георга IV . Дж. Аллен и Анвин Лимитед, 1935. стр. 45–46.
- ^ Ховард, Морис (1987). Ранний тюдоровский загородный дом: архитектура и политика, 1490-1550 гг . Лондон: Дж. Филип. ISBN 0-540-01119-3 . OCLC 20352890 .
- ^ «Портик — история раннего американского ландшафтного дизайна» . www.heald.nga.gov . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Бери, Дж. Б. (1 октября 1956 г.). «Позднее барокко и рококо в Северной Португалии». Журнал Общества историков архитектуры . 15 (3): 7–15. дои : 10.2307/987760 . JSTOR 987760 .
- ^ Jump up to: а б с Кроссли-Бакстер, Лили. «Необычный взгляд Японии на мир» . www.bbc.com . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Минималистический модерн: архитектура сельских убежищ» . АрчДэйли . 05.03.2022 . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ «Что на самом деле означает хюгге?» . Архитектурный дайджест . 07.02.2017 . Проверено 25 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с фронтисписами (архитектура) на Викискладе?