Картини
Картини | |
---|---|
![]() Портрет Радена Адженга Картини | |
Рожденный | |
Умер | 17 сентября 1904 г. Рембанг , Центральная Ява, Голландская Ост-Индия. ( сейчас Индонезия ) | ( 25 лет
Другие имена | Раден Адженг Картини |
Известный | Эмансипация женщин; национальная героиня |
Супруг | Раден Адипати Джойодининграт (женат в 1903 г.) |
Дети | Соэсалит Джоджоадининграт |
Подпись | |
![]() |
Раден Адженг Картини , также известный как Раден Аю Картини (21 апреля 1879 г. - 17 сентября 1904 г.), [ а ] была видной индонезийской активисткой, выступавшей за права женщин и женское образование .
Она родилась в аристократической яванской семье в Голландской Ост-Индии (современная Индонезия ). После посещения начальной школы с голландским языком обучения она хотела продолжить образование, но яванским женщинам в то время было запрещено получать высшее образование. Вместо этого Картини вступила в период уединения, обязательный для девочек-подростков, пока они не выйдут замуж. Она приобретала знания, читая книги и переписываясь с индонезийцами и голландцами. Ее отец позволил ей войти в общину, начиная с 1896 года, хотя она оставалась незамужней одинокой женщиной.
Она встречалась с различными официальными лицами и влиятельными людьми, в том числе с Дж. Х. Абенданоном. Вместе с тремя своими сестрами она положила начало традиции основывать и управлять школами. После ее смерти школы были открыты фондом, основанным в Нидерландах. Некоторые из ее индонезийских друзей также основали школы Картини .
После ее смерти ее сестры продолжили выступать за образование девочек и женщин. Письма Картини были опубликованы в голландском журнале и, в конечном итоге, в 1911 году как произведения: Door Duisternis tot Licht («Из тьмы приходит свет») и английская версия « Письма яванской принцессы» . Ее день рождения теперь отмечается в Индонезии как День Картини в ее честь. Она выступала против Пурде изоляции девочек-подростков, подобной , и многоженства .
Картини — национальный герой Индонезии . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]При жизни Картини Индонезия стала важной голландской колонией с природными ресурсами каучука и нефти, а также производством табака, которое привлекло больше голландских иммигрантов, чем любое другое голландское колониальное владение. [ 3 ] Голландцы стремились контролировать весь индонезийский архипелаг, что они и сделали к 20 веку. Тем временем произошел технологический прогресс с открытием Суэцкого канала , созданием телеграфных линий и прокладкой железных дорог, которые привели колонию в современную эпоху. [ 3 ] По мере того, как все больше голландцев иммигрировали в Индонезию, было основано больше частных предприятий, а для индонезийского дворянского класса открылись возможности получения образования, поскольку для иммигрантов были открыты голландские школы. Знания о феминистском движении в Голландии начали распространяться на традиционную индонезийскую культуру. [ 3 ] Полигнии были распространены среди индонезийских аристократов. Мусульмане могли иметь до четырех жен. Обычные жены не имели большого влияния в домашнем хозяйстве мужа. Часто они содержали себя сами и жили в отдельных зданиях от мужа. [ 4 ] Женщины обычно имели мало влияния в патриархальном индонезийском обществе. Социальное положение мужчин определялось количеством жен, которые у них были. [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Картини родилась 21 апреля 1879 года на острове Ява , Индонезия, в деревне Майонг. [ 6 ] [ 7 ] Ее родителями были Раден Адипати Сосронинграт. [ 8 ] член прияи ( яванского дворянства) и Нгасира, дочь религиозного ученого. Ее отец работал в голландской колониальной империи Голландской Ост-Индии. [ 6 ] [ 7 ] в качестве административного главы северо-центральной Явы. [ 1 ] В 1880 году он стал регентом Джепары , а это означало , что, по всей вероятности, Картини выйдет замуж за другого регента. [ 9 ]

Ее матери Нгасире было 14 лет, она была простолюдинкой, когда вышла замуж за Сосронинграта. Ее родителями были Ньяи Хаджи Сити Амина, совершивший паломничество в Мекку , и Кьяи Модироно, вероятно, набожные мусульмане. [ 5 ] Нгасира была первой женой Сосронинграта, от которой у него было восемь детей. [ 8 ] Следующей его женой стала аристократка Раден Аю Сосронинграт, от которой у него было три дочери. Ожидалось, что регенты вступят в брак с дворянами. Картини называла мачеху «матерью», а не биологическую мать. [ 10 ]
Картини была пятым ребенком и второй старшей дочерью в семье из одиннадцати человек, включая сводных братьев и сестер. Она родилась в семье с сильными интеллектуальными традициями. Ее дед, Пангеран Арио Тьондронегоро IV, стал регентом в возрасте 25 лет. [ 11 ] а старший брат Картини, Сосрокартоно, был опытным лингвистом . [ 12 ]
Образование
[ редактировать ]Картини посещала голландскую школу, которая стала ее посвящением в западный мир , начиная с шести лет. [ 7 ] Она была одной из первых индонезийских детей, посещавших европейскую школу, и учителя и однокурсники к ней плохо относились. Однако со временем ее интеллект был признан. [ 13 ] Картини свободно говорил по-голландски. Большинство индонезийских девушек говорили на малайском языке . [ 14 ] Во время учебы в голландской школе она также училась у Мари Овинк-Сёр, жены другого регента, которая давала Картини уроки шитья и рассказывала ей о феминистских взглядах. [ 7 ] Она оставалась в голландской школе до тех пор, пока не стала подростком, когда она испытала пурду - подобное «защищенному существованию, которое считается подходящим для молодой благородной женщины». [ 7 ] [ 15 ] с 1891 по 1895 год. [ 6 ] В этот период от нее ожидалось, что она будет кроткой и будет подчиняться строгим культурным правилам и этикету. Она научилась готовить и выполнять другие домашние дела. Она шила ткань для батика и свою одежду. [ 16 ] Неудобно подчиняясь иерархическому диктату, Картини была внимательна к своим подчиненным и не ожидала, что слуги, простолюдины или ее младшие братья и сестры будут относиться к ней в соответствии с культурными традициями. [ 17 ] Особенно ее раздражало, когда женщины ругали или упрекали молодых девушек, стоявших на самой нижней ступеньке иерархической лестницы. [ 17 ] Картини настояла на том, чтобы все девочки пошли в школу.

Во время своего уединения Картини читала феминистские и политические публикации, в том числе издание Пандиты Рамабаи Сарасвати . Она сказала об активистке защиты изгоев и женщин: «Так что не только белые женщины способны позаботиться о себе — смуглая женщина тоже может стать свободной и независимой». [ 17 ]

Картини и ее сестрам Кардине и Рукмини был предоставлен один из способов периодически выходить из уединения. Они посетили Мари Овинк-Сёр для обучения игре на фортепиано и рукоделию. [ 18 ]
Картини свободно говорил по-голландски и приобрел несколько голландских друзей по переписке. Одной из них была девушка по имени Роза Абенданон, которая впоследствии стала его близкой подругой. [ 7 ] Картини поделилась своим мнением о феминизме и беспокойством по поводу традиционных яванских практик со своими друзьями из голландской школы и Овинк-Сёр. Ее особенно беспокоит то, что яванским девочкам часто отказывают в образовании и принуждают к вступлению в брак, когда они еще молоды. [ 7 ] Она считала, что образование важно для саморазвития и подготовки к материнству, и выступала против браков по расчету и многоженства . [ 6 ] Картини считала, что женщины должны иметь право самостоятельно принимать решения. [ 7 ]

Начиная с 1896 года отец разрешил Картини время от времени покидать комнату, в которой она уединялась, чтобы посетить деревню резчиков по дереву, присутствовать на освящении протестантской церкви и в других особых случаях. [ 18 ] Чем больше она знакомилась с жизнью за пределами своего дома, тем больше ее интересовали проблемы других индонезийцев. За это время были опубликованы некоторые из ее статей. Члены ее семьи, а также знатные индонезийцы и голландцы сочли деятельность незамужней Картини в обществе скандалом. [ 18 ]
В 1898 году состоялся бал в честь инаугурации Вильгельмины Нидерландской . Необычно для того времени то, что Картини и две ее ближайшие незамужние сестры были приглашены на бал вместе со своим отцом, что Картини видела как признание ее лидерства и как представитель одиноких женщин. [ 19 ] Она решила, что студентам следует преподавать курсы по характеру из-за «лживости и лицемерия», проявленных европейцами и азиатами на балу. [ 19 ]
Брак и смерть
[ редактировать ]К тому времени, когда Картини исполнилось 16 лет, ее ожидало замужество. Вместо того, чтобы обращаться к обществу как к женщине, желающей выйти замуж, она была представлена как одинокая женщина. В этом возрасте она не собиралась выходить замуж. К 20 годам ее точка зрения изменилась. В письме она заявила: «Когда-нибудь это должно случиться, что я уйду из дома с мужем, который мне незнаком». [ 20 ]
Раден Адипати Джойо Адининграт (также известный как Раден Адипати Джойодининграт Рембанг ) был овдовевшим прогрессивным лидером. Он узнал о Картини и подошел к ее отцу, чтобы обсудить возможность брака по расчету. Пара договорилась, что Картини продолжит свои планы относительно школы. [ 7 ] [ 21 ] Картини вышла замуж за Джойодининграта 8 ноября 1903 года. Разница в возрасте между Картини и ее мужем составляла 26 лет. Она стала четвертой женой Джойодининграта, у которого на тот момент было 12 детей. Ее брак не позволил ей получить стипендию. [ 7 ] Вскоре после замужества Картини забеременела и с оптимизмом смотрела на жизнь своего ребенка. Во время беременности она продолжала работать в школе. Ее сын Раден Мас Синггих родился 13 сентября 1904 года. [ 22 ] Картини умерла 17 сентября 1904 года, через четыре дня после рождения единственного ребенка. Она была похоронена в деревне Булу, Рембанг. [ 7 ]
Достижения
[ редактировать ]Письма
[ редактировать ]Картини много писала письма по важным для нее вопросам, включая искусство, политику, образование, здравоохранение, экономическое благосостояние и литературу. Письма были отправлены ее голландским друзьям, в том числе Дж. Х. Абенданону, министру культуры, религии и промышленности Ост-Индии, и его семье. [ 23 ]
Картини переписывалась с Эстель (Стеллой) Зеханделаар, которая ответила на объявление ее друга по переписке в Daily Lily в 1900 году. В отличие от Картини, которая много лет жила в уединении, Стелла была 25-летней женщиной из Амстердама , которая содержала себя сама. [ 24 ] Картини писала о своих чувствах по поводу брака, многоженства, традиционных нравов и образования. Она также написала о своих отношениях с отцом и о том, как планирует совершенствоваться. [ 25 ] Также в 1900 году она познакомилась с Абенданоном, который стремился улучшить возможности получения образования для девочек. [ 25 ] Она начала переписываться с Мевроу (госпожой) Абенданон-Мандри. Их письма дают представление об изменениях в ее жизни и в жизни колониальной Индонезии. [ 26 ]
Через семь лет после смерти Картини Абенданон собрал, отредактировал и опубликовал ее письма. Книга под названием Door Duisternis tot Licht ( «Из тьмы приходит свет ») была опубликована в 1911 году. [ 27 ] Она была первой индонезийкой, чьи мнения были опубликованы на голландском языке и пользовались популярностью среди голландскоязычных индонезийцев и европейцев. [ 23 ] Эта публикация была отредактирована, чтобы исключить ссылки на колониальных деятелей, исламские верования и яванскую культуру, а в английский перевод были внесены дальнейшие изменения. [ 28 ] Книга была переведена на английский Агнес Л. Симмерс как «Письма яванской принцессы». [ 29 ] опубликовано в 1920 году. [ 28 ] Английская книга сосредоточена на взгляде Симмерс на влюбленную восточную женщину, уделяя особое внимание ее личной жизни и исключая письма, которые показали ее как умную, дальновидную женщину. [ 30 ] Книги были опубликованы для индонезийцев: версия на малайском языке в 1922 году и еще одна малайская версия в 1951 году Армейном Пейном , за исключением некоторых наиболее важных писем Картини. [ 1 ] В 1960 году ЮНЕСКО опубликовало 19 писем Картини на французском языке. [ 30 ] Письма доступны в библиотеках Лейденского университета , а также с ними можно ознакомиться в цифровом формате. [ 31 ] Полный английский перевод всех писем Картини был опубликован в 2014 году Жостом Коте в книге «Картини: Полное собрание сочинений 1898–1904 годов» вместе со статьями и другими ее произведениями. [ 32 ]
Восток и Запад
[ редактировать ]
Картини координировал усилия группы индонезийских художников и европейцев в ассоциации Востока и Запада. Европейцы предоставили финансирование художественному цеху по созданию резных изделий из дерева. Картини управляла школой. [ 30 ]
Школы
[ редактировать ]Картини считала, что женщины играют первостепенную роль в процессе улучшения жизни индонезийских мужчин и женщин, и поэтому она разработала план образования для девочек, который содержал те же академические знания и инструкции по формированию характера, что и для мальчиков, но также включал в себя прежде всего гигиену. помощь и управление денежными средствами. [ 33 ] Картини была особенно обеспокоена отсутствием медицинской помощи индонезийцам, особенно индонезийским женщинам. Настолько, что она подумывала о поступлении в медицинскую школу. [ 33 ]
Картини познакомилась с Анри ван Колем , членом парламента, в августе 1902 года, который предложил помочь ей реализовать ее план по изучению преподавания и оказания первой помощи в Нидерландах. Целью было получить знания, чтобы открыть школу, преподавать и стать ее директором. Он связался с Генеральными штатами от ее имени. Картини получила стипендию, но многие люди в ее жизни были обеспокоены ее отъездом с Явы. [ 34 ]
Картини при поддержке мужа открыла школу для женщин в комплексе Regency Office в Рембанге. [ 7 ] Она сама руководила школой, обучая 10 девочек четыре дня в неделю. [ 35 ] В 1903 году она написала правительству доклад под названием « Обучайте яванцев сейчас» , в котором обсуждалась важность получения качественного образования и предлагались некоторые рекомендуемые методы его достижения. [ 15 ]
После смерти Картини в Нидерландах был создан фонд для продолжения видения Картини по строительству и управлению школами. Индонезийские женщины также открывали школы Картини с 1913 по 1930-е годы на Яве. [ 22 ] Среди студентов этих школ была первая женщина-выпускница медицинской школы на Яве, а еще одна женщина была первой выпускницей юридического факультета. Женщины заявили о себе, чтобы создать продуктивную жизнь самостоятельно. В 1945 году равные права женщин были записаны в первой конституции Индонезии. [ 36 ]
Ее сестры продолжили дело операционных школ, в том числе Rockmini. Кардина также написала учебники и основала медицинскую школу. Соэматри также сосредоточил внимание на профессиональном образовании для женщин. [ 36 ]
Наследие и дань уважения
[ редактировать ]
- Школы Картини открылись в Богоре , Джакарте и Маланге . Общество ее имени также было создано в Нидерландах. [ 37 ]
- Картини — национальный герой Индонезии . [ 2 ]
- Картини была интеллектуалкой, которая повысила статус индонезийских женщин, и националистическим деятелем с современными идеями, которая боролась от имени своего народа и сыграла роль в национальной борьбе за независимость . [ 38 ] Она одна из первых современных интеллектуалов в Индонезии. [ 27 ]
- Она дважды появлялась на банкнотах индонезийских рупий : в 5 рупий (выпуск 1952 года, выпущенные в 1953 году) и в 10 000 рупий (выпуск 1985 года). [ 39 ] [ 40 ]
- Государство старого порядка Сукарно объявило 21 апреля Днем Картини в 1963 году. [ 1 ] напомнить женщинам, что они должны участвовать в «гегемонистском государственном дискурсе пембангунана (развития)». [ 41 ] Однако после 1965 года Сухарто государство Нового порядка изменило образ Картини с образа радикальной освободительницы женщин на тот, который изображал ее как послушную жену и послушную дочь, «всего лишь женщину, одетую в кебайю, которая умеет готовить». [ 42 ] По этому случаю, широко известному как Хари Ибу Картини или День Матери Картини, «юные девочки должны были носить в школу обтягивающие, приталенные куртки, рубашки из батика, сложные прически и богато украшенные украшения, предположительно копируя одежду Картини, но на самом деле надев придуманную и более сковывающий ансамбль, чем она когда-либо делала». [ 43 ]
- Мелодия «Ибу Кита Картини» (Наша Мать Картини) В. Р. Супратмана : [ 44 ]

См. также
[ редактировать ]- Гервани , индонезийское женское движение.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Раден Адженг - титул, который носили женщины из прияи или яванской знати из класса мантии . [ 1 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1976 , с. 643.
- ^ Перейти обратно: а б «Индонезия: Выставка «Письма основателей нации» » . Dutchcultural.nl . 19 февраля 2019 года . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1976 , стр. 643–644.
- ^ Тейлор 1976 , с. 645.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , стр. 644–645.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рамусак 2005 , с. 128
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Раден Адженг Картини — цитаты, письма и факты» . Биография . 21 апреля 2020 г. Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 647.
- ^ Тейлор 1976 , с. 644.
- ^ Тейлор 1976 , стр. 644–645, 647.
- ^ Янс, Питер (1997). В пользу бедного населения Явы: отрывки из дневника (1851-1860) Питера Янса, меннонитского миссионера в Джепаре, Центральная Ява (на голландском языке). Издательство Верлорен. п. 38. ISBN 978-90-6550-156-1 .
- ^ «Блестящий брат Р.А. Картини: РМП Сосрокартоно» . Идентификатор наблюдателя . 30 апреля 2021 г. Проверено 17 июня 2023 г.
- ^ Тейлор 1976 , стр. 648–649.
- ^ Тейлор 1976 , с. 648.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 641.
- ^ Тейлор 1976 , с. 649.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1976 , с. 651.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1976 , с. 652.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 653.
- ^ Тейлор 1976 , с. 646.
- ^ Тейлор 1976 , с. 658.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 659.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , стр. 639, 641.
- ^ Тейлор 1976 , с. 654.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 655.
- ^ Тейлор 1976 , с. 656.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 640.
- ^ Перейти обратно: а б Картини, Раден Адженг (2014). Картини: полное собрание сочинений 1898–1904 гг . Клейтон, Виктория. п. xiv. ISBN 9781922235107 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тейлор 1976 , стр. 641–642.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 1976 , с. 642.
- ^ Письма Картини (KITLV) Письма Жаку Анри Абенданону и его жене Розе Мануэле Абенданон-Мандри от Картини и других, цифровые коллекции, библиотеки Лейденского университета
- ^ Бейл, Пол; Чин, Грейс против (2020). «1. Введение». Присвоение Картини: колониальные, национальные и транснациональные воспоминания об индонезийской иконе. ISEAS – Институт Юсофа Исхака. ISBN 978-981-4843-92-8.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , стр. 653–654.
- ^ Тейлор 1976 , стр. 656–657.
- ^ Тейлор 1976 , с. 657.
- ^ Перейти обратно: а б Тейлор 1976 , с. 660.
- ^ Кристи, Клайв Дж. (6 декабря 2012 г.). Идеология и революция в Юго-Восточной Азии 1900-1980 гг . Рутледж. п. 14. ISBN 978-1-136-60282-5 .
- ^ Тейлор 1976 , с. 639.
- ^ Liputan6.com (21 апреля 2021 г.). «Вспоминая борьбу Картини через банкноты в рупиях, выпущенные в 1952 и 1985 годах» . merdeka6.com (на индонезийском языке) . Проверено 24 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Агентство «АНТАРА Ньюс». «Герой Картини дважды становился изображением на банкнотах рупий» . АНТАРА Новости Западная Ява . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Бульбек, Чилла (2009). Секс, любовь и феминизм в Азиатско-Тихоокеанском регионе: межкультурное исследование взглядов молодежи . Женщины ASAA в Азии. Лондон Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9780415470063 . Предварительный просмотр.
- ^ Юлианто, Виссия Ита (21 апреля 2010 г.). «Актуально ли сегодня отмечать День Картини?» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 7 августа 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Рамусак 2005 , с. 129
- ^ Маясари-Хофферт, Сильвия (14 февраля 2023 г.). «РА Картини и многоликая колониальная женская тема» . Их собственное пространство (1-е изд.). Рутледж. стр. 143–157. дои : 10.4324/9781003270102-15 . ISBN 9781003270102 .
- ^ «137 лет со дня рождения Р.А. Картини» . Google . 21 апреля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Рамусак, Барбара Н. (2005). «Женщины и гендер в Южной и Юго-Восточной Азии» . В Бонни Г. Смит (ред.). Женская история в глобальной перспективе . Издательство Университета Иллинойса. С. 101–138 [129]. ISBN 978-0-252-02997-4 . Проверено 15 марта 2013 г.
- Тейлор, Джин Стюарт (1976). «Раден Адженг Картини» . Знаки . 1 (3): 639–661. дои : 10.1086/493247 . ISSN 0097-9740 . JSTOR 3173146 . S2CID 144077178 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Аноним [Раден Адженг Картини] (1898 г.), «Рукопись Джепары». Представлен на Национальной выставке женского труда 1898 года .
- Перепечатано в Rouffaer and Juynboll (1912), «Искусство батика в Голландской Ост-Индии и его история на основе материалов, имеющихся в Национальном этнографическом музее и других государственных и частных коллекциях в Нидерландах» .
- Аноним [Раден Адженг Картини] (1899), « Женитьба Коджа ». Вклад в язык, страну и этнологию Голландской Ост-Индии , том. 6, №1.
- Тига Саудара [псевдоним Радена Адженг Картини] (1899 г.), «День генерал-губернатора». De Echo: еженедельный журнал для женщин Индии , 2 сентября – 18 ноября 1899 г.
- Тига Саудара [псевдоним Радена Адженг Картини] (1900), «Военный корабль на Ри». De Echo: еженедельный журнал для женщин Индии , 5 апреля – 10 июня 1900 г.
- Картини (1903), «Из забытого угла». Эйген Хаард (Амстердам), № 1.
Посмертные публикации:
- Картини (1904). «Разочарование». Еженедельник Индии (Сурабая), 2 октября 1904 г.
- Раден Адженг Картини (1912), Через тьму к свету , с предисловием Дж. Х. Абенданона, Гаага
- Частичный английский перевод, 1920: Письма яванской принцессы , перевод Агнес Луизы Симмерс с предисловием Луи Куперуса , Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, ISBN 0-8191-4758-3 (издание 1986 г.), ISBN 1-4179-5105-2 (издание 2005 г.)
- Частичный перевод на индонезийский, 1938: После тьмы, дань свету , Балай Пустака
- Раден Адженг Картини (1987), Письма г-же Р.М. Абенданон-Мандри и ее мужу: с другими документами . Дордрехт: Форис.
- Индонезийский перевод, 1989 год: Письма Картини к госпоже. Р.М. Абенданон-Мандри и ее муж . Джакарта: Мост.
- Английский перевод, 1992: Письма Картини: индонезийской феминистки, 1900–1904 гг . Клейтон, Виктория: Азиатский институт Монаша.
- Раден Адженг Картини (1995), О феминизме и национализме: письма Картини Стелле Зеханделаар, 1899–1903 гг . Клейтон, Виктория: Университет Монаша.
- Индонезийский перевод, 2004 г.: «Я хочу... феминизм и национализм. Письма Картини к Стелле Зеханделаар 1899–1903» (Джакарта: IRB Press)
- Раден Адженг Картини (2014), Картини: полное собрание сочинений 1898–1904 гг . Клейтон, Виктория: Университет Монаша.
Вторичные источники
[ редактировать ]- MC Ван Зеггелен (1945), «Картини», Дж. М. Меуленхофф, Амстердам (на голландском языке)
- М.Вирхаут (1942), «Раден Адженг Картини», Oceanus, Гаага (на голландском языке)
- Элизабет Кизинг (1999), Независимо от того, насколько велика клетка; Жизнь, сочинения и произведения Картини. Джакарта: Джангкат, т + 241 стр.
- Дж. Антен (2004), «Сто (двадцать пять) лет Радена Адженг Картини»; Национальная героиня Индонезии в фотографиях , Информационный бюллетень Голландского фотосообщества 43: 6–9.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Картини, на Викискладе?
Работы Картини или о нем в Wikisource
- Работы Картини в Project Gutenberg
- Работы Картини или о нем в Интернет-архиве.
- Опись, архив Жака Анри Абенданона, Kartini Letters, библиотеки Лейденского университета
- Письма Картини: Письма Жаку Анри Абенданону и его жене Розе Мануэле Абенданон-Мандри из Цифровых коллекций Картини и других библиотек Лейденского университета