Святой Вит
Витус | |
---|---|
Мученик, Святой Помощник | |
Рожденный | в. 290 Маццара дель Валло , Сицилия |
Умер | в. 303 (12–13 лет) Лукания , современная Базиликата , Италия. |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
Праздник | 15 июня |
Атрибуты | Изображался в котле , с петухом или львом. |
Покровительство | Актеры ; комики ; Риека, Хорватия ; Чехословакия ; танцоры ; собаки ; эпилепсия ; Мадзара-дель-Валло, Сицилия ; Форио, Искья ; переспать ; Прага, Чехия ; ревматическая хорея (Танец Святого Вита); Сербия ; укусы змей ; штормы ; Ваха, Германия ; Зевен , Нижняя Саксония ; Гуи , Нидерланды ; E Clampus Vitus |
Витус ( / ˈv aɪ tə христианским s / ) , имя которого иногда переводится как Гай или Гвидо , был мучеником из Сицилии . Его сохранившаяся агиография представляет собой чистейшую легенду. Даты его реальной жизни неизвестны. [ 1 ] [ 2 ] Его издавна связывали с сицилийскими мучениками Модестом и Кресценцией, но в самых ранних источниках ясно, что изначально это были разные традиции, которые позже объединились. [ 3 ] Фигуры Модеста и Кресценции, вероятно, вымышлены. [ 1 ]
Согласно его легенде, он умер во время гонений Диоклетиана в 303 году нашей эры. В средние века его считали одним из Четырнадцати Святых Помощников . В Германии его праздник отмечали танцами перед его статуей. , получило название «Танец Святого Вита» Этот танец стал популярным, и неврологическое расстройство, хорея Сиденхэма . Это также привело к тому, что Витуса стали считать покровителем танцоров и артистов в целом. [ 4 ] Говорят также, что он защищает от ударов молний, нападений животных и пересыпания. Его праздник отмечается 15 июня. В местах, где юлианский календарь используется , эта дата совпадает в XX и XXI веках с 28 июня по григорианскому календарю .
Мученичество
[ редактировать ]По легенде, Витус, Модест и Кресценция были мучениками при Диоклетиане . Самое раннее свидетельство об их почитании содержится в « Martyrologium Hieronymianum » (изд. GB de Rossi — Louis Duchesne , 78: «In Sicilia, Viti, Modesti et Crescentiae»). Тот факт, что эта заметка присутствует в трех наиболее важных рукописях, указывает на то, что она была также и в их обычном экземпляре, появившемся в пятом веке. В том же Мартирологиуме в тот же день имеется еще одно упоминание о Вите во главе списка девяти мучеников с указанием места в Эболи , «В Лукании », то есть в одноименной римской провинции на юге. Италия между Тосканским морем и заливом Таранто . Вполне возможно, что в обоих случаях это один и тот же мученик Вит.
По словам Дж. П. Кирша, [ 5 ] свидетельства о публичном почитании трех святых в пятом веке доказывают, что они являются историческими мучениками. Тем не менее, нет никаких исторических сведений ни о них, ни о времени или подробностях их мученической кончины.
В шестом и седьмом веках появилось чисто легендарное повествование об их мученичестве, по-видимому, основанное на других легендах , особенно на легенде о Потите , и украшенное рассказами о фантастических чудесах. Согласно этой легенде, Витус был 7-летним сыном сенатора Лукании (по некоторым версиям ему было 12 лет). Он сопротивлялся попыткам своего отца, включая различные формы пыток, заставить его отвернуться от своей веры. Он бежал со своим наставником Модестом и женой Модеста Кресценцией, которая была няней Вита, в Луканию. Оттуда его перевезли в Рим, чтобы изгнать демона , овладевшего сыном императора Диоклетиана. Он успешно осуществил экзорцизм, но, поскольку он оставался верным христианству, его и его наставников подвергли пыткам . Чудом вернул троих в Луканию, где они ангел умерли от перенесенных пыток. Три дня спустя Витус явился знатной матроне по имени Флоренция, которая затем нашла тела и похоронила их там, где они лежали.
Почитание
[ редактировать ]Почитание мучеников быстро распространилось в Южной Италии и на Сицилии, о чем свидетельствует примечание в «Martyrologium Hieronymianum». Папа Григорий Великий упоминает монастырь, посвященный Виту, на Сицилии («Эпист.», I, xlviii, PL, LXXXVII, 511).
Почитание Вита, главного святого группы, также очень рано появилось в Риме. Папа Геласий I (492–496) упоминает посвященную ему святыню (Яффе, «Reg. Rom. Pont.», 2-е изд., I, 6 79), а в Риме в VII веке была посвящена часовня диаконства. ему («Liber Pont.», изд. Дюшен, I, 470 кв.).
в 756 году нашей эры аббат Фульрад Говорят, что принес мощи святого Вита в монастырь Сен-Дени . Позже они были подарены аббату Варину из Корвея в Германии, который торжественно передал некоторые из них в это аббатство в 836 году нашей эры. Из Корвея почитание святого Вита распространилось по всей Вестфалии, а также в районах восточной и северной Германии. Его популярность выросла в Праге , Богемия, когда в 925 году нашей эры король Германии Генрих I подарил кости одной руки святого Витта Вацлаву , герцогу Богемии. С тех пор эта реликвия является священным сокровищем в соборе Святого Вита в Праге. Другие мощи святого Вита были вывезены в Павию (они хранились в церкви Сан-Марино ) императором Карлом IV в 1355 году и перевезены в Прагу. [ 6 ]
Почитание святого Вита стало очень популярным в славянских землях, где его имя (Свети Вид), возможно, заменило более древнее поклонение богу света Световиду . [ 7 ]
В Сербии его праздник, известный как Видовдан , имеет особое историческое значение. [ 8 ] Этот день является частью мифа о Косово : битва за Косово в этот день произошла ; В этот день символически произошло несколько событий, таких как убийство австрийской королевской четы в 1914 году ; Витус был покровителем Королевства Сербия . [ 9 ] В Венгрии его почитали как Сент-Вид с раннего средневековья. В Болгарии он называется Видовден (Видовден) или Видов Ден (Видов ден) и особенно известен среди шопи , в западной части страны. В Хорватии Святому Виту посвящено 123 церкви.
В Нидерландах Витус является покровителем Виншотена, а также региона Гои, где в каждом из трех крупнейших городов (Хилверсюм, Буссум и Наарден) главная католическая церковь посвящена Святому Виту.
Витус — один из Четырнадцати мучеников , оказывающих помощь в трудную минуту. Его специально призывают против хореи , которая называется танцем святого Витта .
Его изображают юношей с пальмовым листом, в котле, иногда с вороном и львом, его иконографическим атрибутом , поскольку по преданию он был брошен в котел с кипящей смолой и расплавленным свинцом, но чудом остался невредимым. .
Имена святых Модеста и Кресценции были добавлены в римский календарь в XI веке. [ 10 ] так что с тех пор все три имени праздновались вместе до 1969 года, когда их праздник был исключен из Общего римского календаря . Витус до сих пор признан святым Католической церкви и включен в Римский мартиролог под 15 июня. [ 11 ] и мессу в его честь можно совершать в этот день везде, где римский обряд , празднуется [ 12 ] тогда как Модест и Кресценция, которые в легендах связаны с Витом, были опущены, поскольку они кажутся просто вымышленными персонажами. [ 10 ]
Витус — покровитель города Риека в Хорватии ; города Чиминна и Вита на Сицилии ; Форио на острове Искья , город Сапри в Кампании ; контрада Сан - Вито, в Торелла-деи-Ломбарди , в Авеллино ; город Рапоне , Италия; регион Гуи в Нидерландах ; итальянская колония Сан-Вито в Коста-Рике; и город Сент-Вит в Бельгии . В его честь различные места в Австрии и Баварии названы Санкт-Файт .
Праздник святого также является предметом популярной потешки о погоде: «Если в День Святого Вита будет дождливая погода, то дождь будет идти тридцать дней подряд». Эта рифма часто появляется в таких изданиях, как альманахи ; его происхождение неясно.
Майкл Дж. Таусенд пишет, что «фраза «Покровителем методизма является Святой Вит» с достаточной точностью суммировала впечатления многих людей о методистской церкви. Методисты, конечно, чрезвычайно занятые люди, всегда спешат организовывать дела и создавать комитеты. Обычно на них можно положиться, если они сыграют свою роль в проведении Недели христианской помощи , спонсируемой акции местного хосписа или группы, протестующей против бездомности, и они известны даже сейчас как активисты профсоюзов и профсоюзов. политические партии». [ 13 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Изображение Святого Вита в Хайлигенштадте , Франкония.
-
Мученичество Святого Вита, Германия около 1450 г. Варшавский национальный музей.
-
Мученичество Святого Вита/Санкт Файта на гербе Санкт-Файт-им-Понгау , Австрия
-
Главный алтарь Святого Вита во Фраунберге, Бавария , ок. 1770 г.
-
Главный алтарь в стиле готического возрождения (1911 г.) в приходской церкви Святого Вита в Пфаркирхене-им-Мюлькрайсе , Верхняя Австрия , автор Людвиг Линцингер
-
Церковь Святого Вита, Бларикум , Нидерланды
-
Церковь Святого Витта, Треффельхаузен, Баден-Вюртемберг , Германия
См. также
[ редактировать ]- Список раннехристианских святых
- Святой Вит, покровитель архива
- Статуя Витуса, Карлов мост
- Танцевальная мания
- Танцевальная мания
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бэзил Уоткинс, Книга Святых: Полный биографический словарь , 8-е изд. ред. (Блумсбери, 2016), с. 758.
- ^ Дональд Аттуотер, Словарь святых Avenel (Avenel Books, 1981), стр. 338.
- ^ Дэвид Хью Фармер, Оксфордский словарь святых , 5-е изд. ред. (Издательство Оксфордского университета, 2011), св. «Витус (Гай), Модест и Кресценция».
- ^ «Святой Вит» . Saints.sqpn.com. Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Автор статьи в Католической энциклопедии, из которой взята информация в этом разделе.
- ^ Прага. Корона Богемии, 1347-1437 гг . Метрополитен-музей. 2005. ISBN 9781588391612 . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «СВИБОР – Значение и происхождение слова» . Мзос.хр. 14 июня 1996 года. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Джорджевич, Дмитрий (весна 1990 г.). «Роль Дня Святого Вита в современной сербской истории» (PDF) . Сербские исследования . 5 (3). Североамериканское общество сербских исследований : 33–40. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Деннис Коув; Ян Вествелл (январь 2002 г.). История Первой мировой войны. Маршалл Кавендиш. п. 72. ИСБН 978-0-7614-7231-5 .
... было назначено на 28 июня. Это была знаменательная дата и для Принципа, и для эрцгерцога. Это был день Святого Вита, покровителя Сербии.
- ^ Jump up to: а б «Римский календарь» (Libreria Editrice Vaticana, 1969), с. 126
- ^ «Римский мартиролог» (Libreria Editrice Vaticana, 2001). ISBN 88-209-7210-7 )
- ^ Общая инструкция Римского Миссала , 355 г.
- ^ Таунсенд, Майкл Дж. «Сакраментальная духовность методизма» (PDF) . Путь . Общество Иисуса . п. 100. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 4 мая 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святые Вит, Модест и Кресценция ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Делеэ, Ипполит (1911). . Британская энциклопедия . Том. 28 (11-е изд.). п. 152.