Мечеть Селимие, Никосия
Мечеть Селимие | |
---|---|
Селимие Камии / Селимие Камии | |
Религия | |
Принадлежность | Суннитский ислам (1570 – настоящее время) |
Округ | Район Никосия ( де-факто ) Район Никосия ( де-юре ) |
Год освящен | 1326 |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Северная Никосия |
Состояние | Северный Кипр ( действительно ) Кипр ( де-юре ) |
Географические координаты | 35 ° 10'35 "N 33 ° 21'52" E / 35,1765 ° N 33,3645 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Готика |
Новаторский | 1209 |
Технические характеристики | |
Емкость | 2500 |
угрожать (а) | 2 |
Мечеть Селимие ( греч . Τέμενος Σελιμιγιέ Témenos Selimigié ; турецкий : Selimiye Camii ), исторически известная как собор Святой Софии или мечеть Аясофья ( турецкий : Ayasofya Camii ), представляет собой бывший христианский собор , преобразованный в мечеть , расположенный в Северной Никосии . Исторически это была главная мечеть на острове Кипр . [ 1 ] Мечеть Селимие расположена в самой большой и древнейшей сохранившейся готической церкви на Кипре (внутренние размеры: 66 х 21 м), возможно, построенной на месте более ранней византийской церкви.
В общей сложности мечеть способна вместить 2500 верующих на площади 1750 м2. 2 (18 800 кв. футов), доступный для богослужений. [ 2 ] Это самое большое сохранившееся историческое здание в Никосии, и, согласно источникам, это «возможно, самая большая церковь, построенная в Восточном Средиземноморье за тысячелетие между возникновением ислама и поздним периодом Османской империи». [ 3 ] Это была коронационная церковь царей Кипра .
История
[ редактировать ]Ранняя византийская церковь
[ редактировать ]Название собора происходит от слова «Айя София» означает «Святая Мудрость» , что в переводе с греческого . По мнению Кеворка К. Кешишяна, собор посвящения Святой Премудрости является остатком византийского собора , занимавшего то же место. [ 4 ] Однако такой собор отсутствует в византийских источниках и не связан с какими-либо раскопанными руинами. Несмотря на это, есть свидетельства существования такого собора; в рукописи XI века упоминается о существовании в городе епископальной церкви, посвященной Святой Премудрости. [ 5 ]
Строительство и франкский период
[ редактировать ]Неизвестно, когда началось строительство собора, возможно, он постепенно заменил своего греческого предшественника или был построен рядом с ним. [ 6 ] Дата закладки фундамента - 1209 год, а латинский архиепископ Никосии, ответственный за это, в различных источниках упоминается как Тьерри. [ 7 ] или Альберт. [ 6 ] Есть утверждения о доказательствах, указывающих на более раннюю дату начала, [ 8 ] и даже тамплиеры, возможно, приложили некоторые усилия для строительства нового собора во время своего правления в 1191–1192 годах. Считается, что в первые годы правления архиепископа Эсторга де Монтегю (годы правления между 1217 и 1250 годами) строительство ускорилось. [ 6 ] К 1228 году церковь была «в основном завершена» при Юсторге. [ 7 ] Хотя в некоторых источниках утверждается, что прибытие Людовика IX Французского на Кипр в 1248 году для участия в Седьмом крестовом походе дало толчок строительству. [ 9 ] нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. [ 6 ] К концу 13 века были завершены боковые нефы и большая часть среднего нефа.
В XIII и XIV веках собор дважды пострадал от землетрясений: в 1267 и 1303 годах. [ 9 ] [ 6 ] Землетрясение 1267 года вызвало значительную задержку строительства нефа . [ 10 ] Архиепископ Джованни дель Конте руководил завершением строительства нефа и нартекса до 1319 года. [ 8 ] и средний неф, контрфорсы шевета , фасад и часовня/баптистерий с 1319 по 1326 год. Он также инициировал украшение собора фресками , скульптурами, [ 11 ] мраморные ширмы и настенные росписи. В 1326 году собор был наконец освящен и торжественно открыт. [ 10 ] [ 11 ]
Во время правления Лузиньянов собор служил церковью коронации королей Кипра. После генуэзского завоевания Фамагусты она также стала церковью коронации королей Лузиньянов в Иерусалиме и, наконец, королей Лузиньянов в Армении. [ 12 ] В 1310 году здесь также проходили судебные процессы над рыцарями-тамплиерами . [ 3 ]
Несмотря на то, что собор был открыт, здание все еще оставалось незавершенным, и в 1347 году Папа Климент IV издал папскую буллу о завершении и ремонте собора, поскольку он пострадал от землетрясения. Бык дал 100-дневный срок послабления для тех, кто участвовал в достройке собора. [ 13 ] однако эти усилия не достигли своей цели. [ 4 ] В это время были построены портик . и северо-западная башня, а трое ворот западной стены были украшены конструкциями На рельефах в трех арках были изображены цари, пророки, апостолы и епископы. [ 11 ]
В 1359 году папский легат на Кипре Петр Томас собрал в соборе всех греческих православных епископов Кипра, запер их и начал проповедовать, чтобы обратить их. Звук криков, доносившийся из собора, собрал возле собора большую толпу, которая вскоре начала бунт с требованием освободить священников и сожгла двери собора. Король приказал спасти проповедника, которому позже будет объявлен выговор, от толпы и освободить епископов. [ 14 ]
В 1373 году собор пострадал во время набегов генуэзцев на Кипр. [ 9 ]
Венецианский период
[ редактировать ]Землетрясение на Кипре 1491 года серьезно повредило собор. Посетивший паломник рассказал, что большая часть хора упала , часовня таинств позади хора была разрушена, а гробница, предположительно принадлежавшая Гуго III Кипрскому, была повреждена, обнажив его неповрежденное тело в королевских одеждах и золотых реликвиях. Золотое сокровище забрали венецианцы. [ 15 ] Венецианский сенат распорядился устранить повреждения и учредил специальную комиссию, которая обложила архиепископа ежегодным взносом в 250 дукатов. Ремонт был очень обширным и тщательным; в 1507 году Пьер Мезенж писал, что, несмотря на то, что здание было «полностью снесено» 20 или 22 года назад, оно тогда выглядело очень красиво. [ 16 ]
Когда венецианцы построили свои стены Никосии , центром города стал Софийский собор. Это отражало положение средневековых европейских соборов, вокруг которых формировался город. [ 17 ]
Османский период
[ редактировать ]Во время 50-дневной османской осады города в 1570 году собор предоставил убежище большому количеству людей. Когда 9 сентября город пал, Франческо Контарини, епископ Пафоса, произнес в здании последнюю христианскую проповедь, в которой он просил божественной помощи и увещевал народ. Собор штурмовали османские солдаты, выломали дверь и убили епископа вместе с другими. Они разбивали или выбрасывали христианские предметы, такие как мебель и украшения в соборе. [ 4 ] и разрушил хор и неф. [ 18 ] Затем они вымыли внутреннюю часть мечети, чтобы подготовить ее к первой пятничной молитве , которая состоится 15 сентября, на которой присутствовал командир Лала Мустафа-паша и которая стала свидетелем официального преобразования собора в мечеть. [ 4 ] В том же году были добавлены два минарета , а также исламские элементы, такие как михраб и минбар . [ 19 ]
Первым имамом мечети был Моравизаде Ахмет Эфенди, родом из провинции Мореа Османской империи. [ 20 ] Все имамы сохранили традицию подниматься по лестнице на минбар перед пятничной проповедью, опираясь на меч, использованный во время завоевания Никосии в знак того, что Никосия была захвачена в результате завоевания. [ 21 ]
После преобразования мечеть стала собственностью Фонда Султана Селима, который отвечал за ее поддержание. Другие доноры создали ряд фондов для помощи в обслуживании. [ 22 ] Окчузаде Мехмед Паша, губернатор Кипра в 16 веке, пожертвовал магазин для обеспечения дохода Фонду султана Селима; другие пожертвования включают поместья в сельской местности и другие магазины. Фонд нанял попечителей ( мутевелли ) для присмотра за фондами и 40 000 акче . ежегодно переводил в Медину в конце 16 века [ 23 ] В период Османской империи это была самая большая мечеть на всем острове, и османский губернатор, администраторы и элита еженедельно использовали ее для пятничных молитв. В конце 18 века каждую пятницу к мечети приходила большая процессия, состоявшая из ведущих чиновников впереди верхом на лошадях, за которыми следовали пешие чиновники более низкого ранга. [ 22 ]
Пятничные молитвы также привлекли большое количество мусульман из Никосии и окрестных деревень. Из-за того, что мечеть посещало много людей, рядом с ней развился рынок, и этот район стал торговым центром. Территория вокруг мечети также стала центром образования: такие медресе , как Большое медресе и Малое медресе . поблизости были построены [ 18 ]
В 1874 году, на основании слухов о том, что султан Абдулазиз посетит Никосию, в восточной части здания были построены новые ворота, названные в честь султана «Воротами Азизие». Ворота представляли собой увеличение ранее существовавшего на этом месте окна Лузиньяна, а при их строительстве были использованы куски мрамора и других материалов из окружающей среды. Украшение ворот включает надпись, выполненную каллиграфом Эс-Сейидом Ахметом Шукри Эфенди, учителем каллиграфии в местной средней школе. Надпись состоит из восхваления султана и упоминает, что ворота были построены по приказу Абдулазиза Назиф-пашой. Его окружают две богато украшенные фигуры, изображающие кипарисы . Впоследствии ворота использовались как женский вход, а позже вышли из употребления и остались навсегда запертыми. [ 24 ]
Британское правление и 20 век
[ редактировать ]В 1949 году муаддины перестали подниматься на минарет для чтения азана и вместо этого начали использовать громкоговорители. 13 августа 1954 года муфтий Кипра официально переименовал мечеть в «Мечеть Селимие» в честь османского султана Селима II , возглавлявшего империю во время завоевания Кипра. [ 4 ]
Архитектура
[ редактировать ]Хор апсидных окружен амбулаторией , но не имеет часовен . Это соответствует плану Нотр-Дам де Пари , который, в свою очередь, повлиял на ряд других соборов, в том числе Нотр-Дам де Мант в родном городе архиепископа Тьерри. Трансепты состоят из часовен , имеющих ту же высоту, что и нефы, и примыкают ко вторым пролетам к западу от амбулатории. Это соответствует плану собора Пуатье , который является епископальной церковью французского города Лузиньян , родного города Дома Лузиньянов . Северный и южный входы изначально находились в четвертом пролете нефа, хотя построенные османами ворота Азизие находятся в восточном конце собора. Считается, что первоначальное расположение было создано по образцу собора Санса . [ 6 ]
Похороны в церкви
[ редактировать ](захоронения там, когда еще была церковь)
Галерея
[ редактировать ]-
Мечеть Селимие, вид с востока
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Кипр, Греция и Мальта . Британское образовательное издательство. 2013. с. 8. ISBN 9781615309856 .
- ^ «3657 верующих хотели отправиться в Никосию» . Новости Кипра. 20 февраля 2011 года . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Шабель 2012 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с д и Кешишян, Кеворк К. Никосия: столица Кипра тогда и сейчас (2-е изд.). Никосия: Центр книги и искусства Муфлонов. стр. 173–8.
- ^ Папакостас 2006 , стр. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шабель 2012 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Куреас, Николас (1997). Латинская церковь на Кипре, 1195–1312 гг. (иллюстрировано под ред.). Эшгейт. п. 211. ИСБН 9781859284476 . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Райли-Смит, Джонатан (1999). История крестовых походов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191579271 .
- ^ Jump up to: а б с Гювен 2014 , с. 424.
- ^ Jump up to: а б Сеттон 1977 , с. 168.
- ^ Jump up to: а б с «Латинский собор Святой Софии (мечеть Селимие)» . Министерство иностранных дел Республики Кипр . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Шабель 2012 , с. 159.
- ^ Папантониу, Гиоргос; Фицджеральд, Аойф; Харгис, Шивон, ред. (2008). POCA 2005: Кипрская археология для аспирантов: материалы пятого ежегодного собрания молодых исследователей кипрской археологии, факультет классической литературы, Тринити-колледж, Дублин, 21–22 октября 2005 г. Археопресс. п. 18. ISBN 9781407302904 .
- ^ Эндрюс 1999 , с. 67.
- ^ Сеттон 1977 , с. 169.
- ^ Энларт, Камилла (1987). Готическое искусство и Возрождение на Кипре (иллюстрированное изд.). Триграф Лимитед. п. 88. ИСБН 9780947961015 .
- ^ Эрчин, Чилен (2014). «Физическое формирование Никосии в Турецкой республике Северного Кипра с 13 по 15 века» (PDF) . Мегарон (на турецком языке). 9 (1). Университет Йылдыз Текник: 34–44. дои : 10.5505/мегарон.2014.25733 . Проверено 15 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Гюркан, Хашмет Музаффер (2006). Никосия вчера и сегодня (3-е изд.). Галерея Культура. стр. 117–8. ISBN 9963660037 .
- ^ Аласья 2002 , с. 363.
- ^ Багискан, Тунцер (31 мая 2014 г.). «Никосийские мученики (1)» . Новый порядок . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Фехми, Хасан (1992). ТРСК от А до Я: социально-энциклопедическая информация . Издательство ЦЕМ. п. 129 . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Багинкан 2013г .
- ^ Дженнингс, Рональд К. (1993). Христиане и мусульмане на Османском Кипре и в Средиземноморском мире, 1571-1640 гг . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 54.
- ^ Багинкан 2005 , с. 101.
- Библиография
- Аласья, Халил Фикрет (2012). «Кипр» . Энциклопедия ислама (на турецком языке). Том. 25. Турецкий религиозный фонд. стр. 383–4.
- Эндрюс, Жюстин М. (1999). «Санта-София в Никосии: скульптура западных порталов и ее прием» . Comitatus: Журнал исследований Средневековья и Возрождения . 30 (1). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе: 63–90 . Проверено 15 марта 2015 г.
- Багискан, Тунцер (2005). Османско-турецкие работы на Кипре (на турецком языке). Кипрско-турецкая ассоциация любителей музеев.
- Багискан, Тунджер (21 сентября 2013 г.). «Площадь и окрестности Святой Софии (Селимие)» (на турецком языке). Новый порядок . Проверено 15 марта 2015 г.
- Гювен, Суна (2014). «Святая София в Никосии, Кипр: от собора Лузиньянов до османской мечети» . В Мохаммеде, Гарипур (ред.). Священные территории: религиозная архитектура немусульманских общин исламского мира . БРИЛЛ. стр. 415–429. ISBN 9789004280229 . Проверено 17 марта 2015 г.
- Олимпиос, Михалис (2018). Строительство святыни в королевстве крестоносцев: готическая церковная архитектура в Лузиньяне, Кипр ок. 1209 – ок. 1373 . Тюрнхаут: Бреполи. ISBN 978-2-503-53606-4 .
- Папакостас, Тасос (2006). «В поисках утраченного византийского памятника: Святая София Никосийская» . Ежегодник научно-исследовательских центров . Никосия: 11–37 . Проверено 15 марта 2015 г.
- Папакостас, Тасос (2012). «Византийская Никосия: 650-1191». В Михаэлидесе, Д. (ред.). Историческая Никосия . Никосия: Публикации Rimal.
- Планье, Филипп; Сулар, Тьерри (2006). «Софийский собор». Ин де Вэвр, Жан-Бернар; Планье, Филипп (ред.). Готическое искусство на Кипре (на французском языке). Париж: Академия надписей и изящной словесности.
- Шабель, Крис (2012). «Франкская и венецианская Никосия 1191–1570: церковные памятники и топография». В Михаэлидисе, Деметриосе (ред.). Историческая Никосия . Никосия: Публикации Rimal. ISBN 9789963610440 .
- Сеттон, Кеннет М.; Опасность, Гарри В. (1977). «Искусство на Кипре». История крестовых походов: искусство и архитектура государств крестоносцев (PDF) . Университет Висконсина Пресс. стр. 165–207. ISBN 9780299068240 . Проверено 18 марта 2015 г.