Жермен Рибьер
Праведный Среди народов |
---|
![]() |
По стране |
Жермен Рибьер (13 апреля 1917 г. в Лиможе , Верхняя Вьенна - 20 ноября 1999 г.) [ 1 ] был французским католиком, членом Сопротивления , спасшим множество евреев во время Второй мировой войны и был признан Праведником народов мира (18 июля 1967, Яд Вашем , Иерусалим , Израиль ).
Сопротивление и спасение евреев
[ редактировать ]Будучи студентом [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] в Парижском университете, [ 5 ] Жермен Рибьер [ 6 ] выступила против дискриминации евреев, отметив, например, в своем дневнике в мае 1941 года: «Бодрствовать должны те, кто усыпляет других», [ 7 ] затем в июне 1941 года: «Церковь, иерархия хранят молчание. Они позволяют осквернять истину». [ 8 ] В мае 1941 года Жермен Рибьер присутствовала при аресте евреев в Марэ , старом еврейском районе Парижа (также известном как Плетцль ). [ 9 ]
Решив, что в Париже ей больше нет места, она отправилась в Виши , где занялась журналом Cahiers du Témoignage Chrétien. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] и организация Amitié Chrétienne . [ 9 ] [ 14 ] [ 15 ]
Во время облав в «Свободной зоне» , в Верхней Вьене , Крезе и Эндре , 26 августа и в сентябре 1942 года, Жермен Рибьер и пастор Шодье из Лиможа обеспечивали укрытия. [ 16 ] в нееврейских семьях [ 17 ] для детей домов ОСЭ [ 18 ] Масгельье и Шабанн. Врач этой организации Гастон Леви, назвавший Жермен Рибьер «нашей героиней трудных времен». [ 19 ] свидетельствует:
Почти с самого начала нашего приезда в Лимож мадемуазель Жермен Рибьер оказывала мне дальновидную и действенную помощь во всех моих делах. Она родилась в Лиможе в глубоко религиозной католической семье и в то время пришла предложить мне свою помощь в детском саду, отвечая за JEC ( Jeunesse etudiante chrétienne ). [ 20 ]
В ней видели евангельский дух, бескорыстную любовь к ближнему. Она явно пострадала от ситуации, сложившейся с нами, евреями. Еще до того, как она пришла ко мне в детский сад, ее бунт против преследований Гитлера - Виши уже имел определенную эффективность. Некоторое время она провела рядом с заключенными ужасающего «жилищного центра» Ресебеду. [ 21 ] [ 22 ] и отправился в лагерь Гурс ( лагерь для интернированных Гурс ). Ее отчет об ужасных обстоятельствах, в которых прозябали интернированные, привел к письму кардинала Жюля Сальежа Тулузского пасторскому от 23 августа 1942 года, в котором резко осуждались преследования евреев. Жермен Рибьер, как мы увидим позже, в этот трагический период сделала огромную работу по спасению еврейских жизней. Она оставалась верной нашей стороной во всех акциях по спасению детей, находящихся в опасности, и по сей день остается верным другом Израиля . [ 23 ] [ 24 ]
23 августа 1942 года OSE, Eclaireurs Israelites de France , Amitiés Chrétiennes и ряд других гуманитарных организаций присоединились к «проверочной» комиссии из 1200 евреев Лиона, арестованных во время облав летом 1942 года и интернированных в лагерь в Венисье . [ 25 ]
Комитету удалось спасти сразу 160 взрослых, из которых на следующий день снова забирают на допрос 80, а также 108 детей. Это трагическое событие известно под названием Ночь Венисье . OSE, Amitiés Chrétiennes и L'Action Catholique Жермен Рибьер отказались вернуть детей, несмотря на приказ Виши региональному префекту Анжели не разлучать семьи. Их разгоняют с фальшивыми документами в католических учреждениях под присмотром ОСЭ. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Жермен Рибьер позаботилась о том, чтобы обеспечить нуждающихся фальшивыми документами и снабдить бойцов Сопротивления материалами для их изготовления. [ 28 ] В этом ей помог рисовальщик Жан Сеттен-Бернар. [ 29 ] [ 30 ]
Amitié Chrétienne , к которому принадлежала Жермен Рибьер, была основана в Лионе в 1941 году с целью помочь евреям и другим жертвам, порабощенным декретами Виши и оккупанта.
27 января 1943 года эта организация провела экстренное собрание в Лионе по месту жительства швейцарского протестантского пастора Ролана де Пюри , чтобы найти способ предупредить евреев, пришедших за фальшивыми документами, о том, что офисы Генерального союза израильтян де Франс (UGIF, Генеральная организация евреев Франции), улица Сент-Катрин находилась под наблюдением гестапо . [ 31 ] [ 32 ]
Найденное решение заключалось в том, что Жермен Рибьер уже на следующее утро выдавала себя за уборщицу, убирающую лестницу, и предупреждала этих людей, чтобы они не входили в здание. [ 33 ] [ 34 ]
Поступки мужества
[ редактировать ]Жермен Рибьер вмешалась, чтобы предъявить фальшивое удостоверение личности Жан-Мари Суту (1912–2003), [ 35 ] крупная движущая сила католического сопротивления ( Amitiés Judéo-Chrétiennes ), заключенная в тюрьму Монлюк в Лионе . [ 36 ] Документ передают ему ручкой, и ему удается добраться до Швейцарии. [ 37 ]
Чтобы сопровождать колонну к линии разграничения, Жермен Рибьер переоделась медсестрой, как вспоминает Гастон Леви:
Ее удалось посадить в поезд депортированных, отправляющийся из Нексона. [ 38 ] в качестве сопровождающей медсестры. Сопровождая этих pauvres gens до линии разграничения, она не ограничилась моральной поддержкой для них и лечением тех, кто почувствовал себя плохо среди этих трагических конвоев, но привезла из этой поездки много полезного. информацию, указания и адреса, которые давали люди относительно тех стариков, детей, больных, которых они оставили. [ 39 ]
В Лиможе ей удалось предупредить подавляющее большинство евреев о риске быть задержанными на допрос. Таким образом, вместо предусмотренных 1200 человек было арестовано лишь ограниченное число лиц, около 100. [ 40 ]
Вместе с Антуанеттой Фейерверкер , женой Давида Фейерверкера , раввина Брив-ла-Гайарда , она взяла на себя ответственность за эвакуацию молодых людей, разыскиваемых оккупационной властью.
Финальное дело
[ редактировать ]Робер и Жеральд Финали, двое еврейских детей, были спрятаны во время оккупации католической сетью, членом которой была мадемуазель Антуанетта Брун. [ 41 ] По окончании войны г-жа Брун отказалась вернуть семье Финали этих детей, ставших сиротами, которых она крестила в 1948 году. [ 42 ] Это было началом «Последнего дела» [см. полемику о еврейских сиротах (раздел «Последнее дело»)]. [ 43 ] [ 44 ] И только в 1953 году два брата воссоединились со своей семьей, жившей в Израиле .
Посредником выступила Жермен Рибьер, которой доверяла и еврейская община, и католическая церковь. [ 45 ] [ 46 ]
Ее участие в деле Финали
[ редактировать ]Конец марта 1953 года: французский кардинал Лиона католической церкви примат Римско - де Голля Пьер-Мари Жерлье попросил Жермен Рибьер найти детей Финали в Стране Басков .
11 июня 1953 года. В Лионе Жермен Рибьер сообщила кардиналу Пьеру Жерлье, что детей Финали удерживают баски , в частности священники .
25 июня 1953 года: Кассационный суд постановил, что дети Финали должны быть возвращены в их еврейскую семью. 48 часов спустя Жермен Рибьер совершила свою последнюю поездку в Испанию, чтобы найти их. [ 47 ] Детей Финали отвезли во французское консульство в Сан-Себастьяне , Испания, 25 июня. Жермен Рибьер привезла их обратно во Францию в сопровождении мотоциклетного эскорта по всей Франции, в собственность банкира Андре Вейля, недалеко от Санлиса. Уаз , где они познакомились со своей тетей по отцовской линии и законным опекуном Хедвиг Рознер. [ 47 ]
Свидетельства
[ редактировать ]Праведник народов мира
[ редактировать ]В Пантеоне в Париже 18 января 2007 года по случаю национальной церемонии в честь Праведников Франции . [ 48 ] Президент Французской Республики Жак Ширак заявил: «Какое мужество, какое великодушие духа им нужно!». Он извлекает из этого урок: «Вы, Праведник Франции, вы передали Нации важное послание для сегодняшнего и завтрашнего дня: отказ от безразличия, слепоты». На той же церемонии Симона Вейль , президент Фонда памяти Шоа , заявила: «Праведники Франции думали, просто пройдя через Историю. На самом деле они написали ее». [ 49 ]
Биографическая справка, опубликованная Яд Вашем , [ 50 ] вспоминает жизнь Жермен Рибьер, получившей звание Праведника народов мира , и заключает: «Рибьер была уникальной личностью — католической верующей и французской патриоткой, посвятившей все свои силы и таланты высшей миссии спасения евреев».
Альтруизм Жермен Рибьер
[ редактировать ]Наблюдая за облавами на евреев в Париже, Жермен Рибьер отмечает в своем дневнике: [ 51 ] «Я болею за них всем своим существом, я болею за своих еврейских братьев и сестер», но также заявляет: [ 52 ] «При наличии ненависти я чувствую ледяной холод... Ненависть – это не мир Божий, это отказ от Бога».
Гуляя в 1985 году по улицам Парижа с Евой Флейшнер и увидев маленькую двухлетнюю девочку, Жермен Рибьер спрашивает себя, не заблудилась ли она и, возможно, ищет свою мать. Для Евы Флейшнер такое отношение типично для ее характера: [ 53 ] «Она — Жермен Рибьер, потому что замечает маленькую девочку, которая, возможно, потерялась и нуждается в ее помощи, в центре Парижа в 1985 году, точно так же, как евреям нужна была помощь во время войны».
Герда Бикалес
[ редактировать ]Герде Бикалес потребовалось шестьдесят лет, чтобы раскрыть личность человека, спасшего ей жизнь и жизнь ее матери. [ 54 ]
В течение шестидесяти лет я ничего не знал о женщине, которая спасла мне жизнь тем холодным февральским утром 1943 года. Ни ее имени, ни того, как она оказалась там, ни того, что с ней случилось потом.
В разгар нацистских преследований мы с матерью были еврейскими беженцами из Германии, пытавшимися нелегально выжить в Лионе, Франция. Хотя мы старались быть незаметными и избегали любых официальных помещений, нам, тем не менее, приходилось периодически появляться в штаб-квартире UGIF (Всеобщий союз израильтян Франции) на улице Ste. Екатерина. Здесь располагался «Еврейский совет», и куда евреям приходилось время от времени приходить сюда, чтобы получить продовольственные талоны.
UGIF был инструментом оккупационной нацистской бюрократии, которая назначала такие советы на всех оккупированных территориях и заставляла их сотрудничать в задержании своих собратьев-евреев. В то время мы не до конца осознавали гнусную роль Совета, но всегда опасались возможных неприятностей в месте, где собирались только евреи.
Тем утром я сопровождал свою мать, когда она пошла за талонами на питание. Я перестала ходить в школу, потому что людей арестовывали в любое время, дома и на улице, и я боялась расстаться с матерью хотя бы на короткое время. Мы научились повсюду искать признаки опасности и, приближаясь к месту назначения, осматривали окрестности. Все казалось нормальным, поэтому мы вошли в здание и начали подниматься по лестнице. На полпути мы заметили, что женщина, которая была занята уборкой площадки на первом этаже, махала нам руками, незаметно сигнализируя нам уйти. Мы не задавали никаких вопросов, просто развернулись и ушли.
Позже в тот же день мы узнали, что сегодня утром гестапо захватило офис УГИФ, не выдав ни малейшего намека на свое присутствие. В течение нескольких часов они ловили ничего не подозревающих людей, входивших в офис. В ходе этого рейда было арестовано более девяноста человек, а восемьдесят четыре депортированы.
С того дня я часто задавался вопросом о женщине, которая спасла нам жизни. Была ли она дворницей, которая видела, как немцы вошли, но не вышли? Была ли она офисным работником где-нибудь в здании? А может быть арендатор одной из квартир? Одно я знал наверняка. Она рисковала своей жизнью, чтобы предупредить евреев об ожидающей их опасности. Если бы ее не было там тем утром, меня бы не было здесь сейчас, чтобы рассказать эту историю.
Много лет спустя мой муж туманно говорил об уходе на пенсию, когда получил приглашение занять новую должность в Париже. Не долго думая, мы переехали во Францию. Я посетил Лион и оказался перед домом 12 по улице Ste. Екатерина. Рейд гестапо 1943 года, который едва не поймал меня в ловушку, был увековечен скромной мемориальной доской, прикрепленной у входа в здание еврейской общиной Лиона.
В Париже я посетил лекцию и автограф-сессию Жермен Рибьер, автора недавно опубликованных мемуаров о деле Финали, которое волновало французское общество в течение восьми лет сразу после войны. В центре драмы оказалась судьба двух мальчиков, Роберта, родившегося в 1941 году, и Джеральда, родившегося в 1942 году. Их родители, Фриц и Анни Финали, искали убежища во Франции после того, как их родная Австрия была присоединена к нацистской Германии. мало пользы. Они были депортированы из оккупированной нацистами Франции в 1944 году. До ареста родители нашли приют для своих детей в монастыре, из которого позже их перевели в муниципальный детский сад, которым руководила набожная католичка, которая их крестила.
После войны, когда было установлено, что родители мальчиков были убиты в Освенциме , Церковь отказалась передать детей их выжившей тете, жившей в Израиле. Речь шла об утверждении Ватикана о том, что ни одному ребенку, крещенному в католической церкви, не может быть позволено расти в еврейской семье. Завязалась долгая и ожесточенная битва за опеку. Окончательное решение французского суда было в пользу тети. Проигнорировав приговор, церковь увезла детей в монастырь в Испании. Жермен Рибьер сыграла ключевую роль в переговорах об их окончательном освобождении и безопасном возвращении к своей израильской тете.
Жермен Рибьер была уже очень пожилой, ее голос был едва слышен. Я купил книгу и попросил ее надписать ее мне, на что она любезно согласилась сделать, несмотря на нетвердую руку. Я медленно произнес для нее свое необычное имя и поблагодарил ее.
После нескольких интересных лет в Париже мой недавно вышедший на пенсию муж провел много времени за чтением самых разных публикаций. Однажды он взволнованно воскликнул: «Вы не поверите! Прочтите это!» Он вручил мне небольшой французский журнал, открытый на странице с некрологом. Он объявил о смерти в преклонном возрасте Жермен Рибьер, борца католического сопротивления, спасшего многих евреев в годы Холокоста . Среди ее многочисленных подвигов было упомянуто ее присутствие во время рейда UGIF в феврале 1943 года. Заметив, что гестапо захватило офис в Лионе, она переоделась уборщицей, чтобы предупредить евреев о скрытой опасности.
После войны она возобновила карьеру учёного и осталась набожной прихожанкой своей церкви. Но она осталась рядом с травмированной еврейской общиной, став ее защитником в эпической борьбе за опеку над еврейскими сиротами, спрятанными в католических семьях или в католических учреждениях. Она опубликовала книгу о своей роли в возвращении детей Финали, которых спрятали в Испании, чтобы держать их подальше от выживших еврейских родственников.
Итак, шестьдесят лет спустя я узнал кое-что о своем спасителе. К сожалению, я также обнаружил, что наши пути пересеклись, хотя ни одна из сторон не осознавала связи между нами.
Постскриптум: Совпадения не всегда приводят к счастливому концу. Иногда они оставляют нас с глубоким сожалением о том, что могло бы случиться, но не произошло. Как приятно было бы поблагодарить моего спасителя за дар жизни, моей и моей матери! Для Жермен, отягощенной старческими недугами, много лет спустя это была бы значимая встреча с ребенком, которого она спасла от грани катастрофы.
Тем не менее, мне приятно узнать больше об этой смелой женщине. Во время своих путешествий я искал ее имя на мемориале Праведникам язычников в Яд Вашем , в Мемориальном музее Холокоста США в Вашингтоне, округ Колумбия, и совсем недавно на новой Стене Праведников в Париже. Я думаю о ней часто, с любовью и благодарностью. В моем сознании она больше не является неопределенной анонимной фигурой. Ее страна и еврейская община оказали ей честь и тем самым оказали честь себе. И я особенно горжусь своей героиней. [ 55 ]
Фильмы о последнем романе
[ редактировать ]- Une enfance volée: l'affaire Finaly , режиссер Фабрис Женесталь. Сценарий, адаптация и диалоги Филиппа Бернара в сотрудничестве с историком Катрин Пужоль. Продюсер Элизабет Арнак для Lizland Films. Этот телевизионный фильм, снятый в апреле 2008 года для канала France 2 , транслировался по этой сети во вторник, 25 ноября 2008 года, с Шарлоттой де Тюркхайм (мадемуазель Брюн) и Пьером Кассиньяром.
- Документальный фильм «L'affaire Finaly» , документальный фильм Дэвида Корн-Брзозы , также транслировался по каналу France 2 во вторник, 25 ноября 2008 года. Написанный Ноэлем Мамером , Аленом Моро и Дэвидом Корн-Брзоза, он был спродюсирован la société de Production. Программа 33 для Франции 3 .
Библиография
[ редактировать ]- Поль Гревейак, Тайные фронты: пятнадцать историй праведников , рассказ «Рона», издательство Николя Эйбалена , 2014. ISBN 978-2-36665-000-6
- Джек Бемпорад, Джон Павликовски, Джозеф Сиверс. Добро и зло после Освенцима: этические последствия для сегодняшнего дня . Издательство КТАВ, 2000. ISBN 0-88125-692-7 , ISBN 978-0-88125-692-5 . [См., с. 206.].
- Роджер Берг. История французского раввината. (16-20 вв.). Наследство. Иудаизм. Cerf: Париж, 1992. [Предисловие Великого раввина Якоба Каплана, члена Института]. ISBN 2-204-04252-8
- Герда Бикалес. Знакомство с Жермен : Йитта Хальберстам и Джудит Левенталь. Маленькие чудеса Холокоста. Необыкновенные совпадения веры, надежды и выживания. The Lyons Press: Гилфорд, Коннектикут, 2008 г., стр. 194–197. ISBN 978-1-59921-407-8
- Джойс Блок-Лазарус. В тени Виши. Финальное дело. Питер Лэнг. 2008. ISBN 1-4331-0212-9 , ISBN 978-1-4331-0212-7 .
- Эмилио Боккарини, Люси Торсон. Добро и зло после Освенцима: этико-теологические последствия для сегодняшнего дня: материалы международного симпозиума, Рим, 22-25 сентября 1997 г. Полина, 1998 год. ISBN 88-315-1682-5 , ISBN 978-88-315-1682-2 . [См., с. 299.].
- Мишель Куанте. Церковь под Виши. 1940-1945. Покаяние под вопросом. Академический книжный магазин «Перрен», 1998 год. ISBN 2-262-01231-8 . [См. стр. 240, 246, 261.].
- Коллектив. Дело Финали . Журнал «Еврейские архивы». Les Belles Lettres, 37/2, 2004 г. ISBN 978-2-251-69418-4
- Майкл Кертис. Вердикт по Виши: власть и предрассудки в режиме Виши во Франции . Аркада, 2002. ISBN 1-55970-689-9 , ISBN 978-1-55970-689-6 . [См., с. 338].
- Энн Далфи. Дипломатия и дело Финали: испанская интерлюдия . Еврейский архив 2004-2, том 37, стр. 83–103. ISSN 0003-9837 , ISBN 2-251-69418-8
- Норман Герас. Солидарность в разговоре человечества: необоснованный либерализм Ричарда Рорти . Версо, 1995. ISBN 0-86091-453-4 , ISBN 978-0-86091-453-2 . [См., с. 27.].
- Анна Гринберг. Лагеря позора. Еврейские интернированные во французских лагерях (1939–1944) . С неопубликованным послесловием автора. Ла Декуверт/Пош, Париж: 1999. ISBN 2-7071-3046-X . [См., с. 184, 366.].
- Андре Каспи. Евреи во время оккупации . Порог: Париж, 1991 год. ISBN 2-02-013509-4 . [См., с. 360.].
- Фабьен Лакаф, Катрин Пужоль. Спрятанные дети, дело Финали . Издательство Berg International, сб. Айсберг, 2007. ISBN 978-2-911289-93-4
- Жермен Латур. Двое сирот, дело Финали 1945–1953 гг. , Файард, 2006 г.
- Анри де Любак . Христианское сопротивление антисемитизму. Воспоминания 1940-1944 гг. Файярд: Париж, 1988. ISBN 2-213-02125-2
- Майкл Роберт Маррус, Роберт О. Пэкстон . Виши, Франция и евреи . С новым предисловием Стэнли Хоффмана . Издательство Стэнфордского университета, 1995. ISBN 0-8047-2499-7 , ISBN 978-0-8047-2499-9 . [См., с. 207.].
- Джон Михальчик. Сопротивляющиеся, спасатели и беженцы: исторические и этические проблемы . Роуман и Литтлфилд, 1997. ISBN 1-55612-970-X , ISBN 978-1-55612-970-4 . [См., с. 153.].
- Томас Джей Оорд. Читатель альтруизма: избранное из сочинений о любви, религии и науке . Издательство Фонда Темплтона, 2007. ISBN 1-59947-127-2 , ISBN 978-1-59947-127-3 . [См., с. 363.].
- Мордехай Палдиэль. Церкви и Холокост: нечестивое учение, добрые самаритяне и примирение . Издательство КТАВ, 2006. ISBN 0-88125-908-X , ISBN 978-0-88125-908-7 . [См., с. 86.].
- Майкл Файер. Католическая церковь и Холокост, 1930-1965 гг . Издательство Университета Индианы, 2000 г. ISBN 0-253-33725-9 , ISBN 978-0-253-33725-2 . [См., с. 127.].
- Катрин Пужоль при участии Шанталь Туане. Спрятанные дети, дело Финали (1945–1953) . Издательство Berg International, 2006. ISBN 978-2-911289-86-6
- Жермен Анн Рибьер. Тело и язык, которые человек учится использовать . Влияние науки на общество, 23, 1, 43–51, январь/март 1973 г.
- Жермен Анн Рибьер. Еврейский народ сегодня . В: Встреча христиан и евреев, Париж, 1984.
- Жермен Анн Рибьер. Размышления о Кармеле Освенцима . В: Встреча христиан и евреев, Париж, 1986, стр. 15–18.
- Жермен Рибьер. В: Церкви и христиане во Второй мировой войне. Регион Рона-Альпы. Материалы Гренобльской конференции. ПУЛ: Лион, 1978. [Цитируется по Гринбергу, 1999, с. 184, в примечании].
- Жермен Рибьер. Дело Финали, что я испытал . Центр современной еврейской документации (CDJC), Париж, 1998. ASIN: B000WSOH8Q.
- Жермен Рибьер. Свидетельство . Бюллетень скрытых детей, № 19, июнь 1997 г., с. 8.
- Руби Рорлих. Сопротивление Холокосту . Берг, 1998. ISBN 1-85973-216-X , ISBN 978-1-85973-216-8 . [См., с. 7].
- Рита Тельманн. Забвение женщин в историографии Сопротивления , Клио, номер 1-1995, Résistances et Libérations France 1940-1945.
- Маргарет Коллинз Вайц. Сестры Сопротивления. Как женщины боролись за освобождение Франции, 1940-1945 гг . Джон Уайли: Нью-Йорк, 1995. ISBN 0-471-12676-4 . [См. стр. 182.].
- Лимор Ягиль. Христиане и евреи при Виши (1940–1944): спасение и гражданское неповиновение . Издания дю Серф, 2005. ISBN 2-204-07585-X , ISBN 978-2-204-07585-5 . [См., с. 137.].
- Сьюзен Зуккотти . Холокост, французы и евреи . Университет Небраски Пресс, 1999. ISBN 0-8032-9914-1 , ISBN 978-0-8032-9914-6 . [См., с. 240.].
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «matchID — Жермен Рибьер» . Дело о смерти (на французском языке) . Проверено 5 марта 2023 г.
- ^ См., Элоди Жоно. Студентки в Париже во время Второй мировой войны. Магистерская диссертация по современной истории под руководством Габриэль Убре. Парижский университет VII-Дени Дидро UFR GHSS. Июнь 2002 г. 242 страницы. Архивировано 27 августа 2008 года в Wayback Machine .
- ↑ Она изучала философию и присоединилась к «Маршу де л'Этуаль», первой крупной демонстрации студенческого сопротивления, на площади Этуаль , 11 ноября 1940 года. См. Jauneau, 2002, p. 178, который цитирует книгу Мари Гране « Молодые люди в сопротивлении, avoir 20 ans en 1940» . Издания France-Empire, 1985, с. 190. Диссертация Жоно описывает жизнь студенток колледжа в Париже во время Второй мировой войны.
- ^ По словам Жоно, с. № 178, на эту демонстрацию 11 ноября 1941 г. не было дано никакой официальной директивы. Из уст в ухо и распространение раздаточных материалов студенты колледжей и старшеклассники были проинформированы. Некоторые студентки были одеты в синее, другие в белое или тоже в красное. По поводу этой демонстрации Жоно цитирует следующую ссылку: Раймон Жосс, « Наступление студенческого сопротивления в Париже и манифестация 11 ноября 1940 года» , Revue d'Histoire de la Deuxième Guerre mondiale, № 45, январь 1962, страницы 1–31.
- ^ Она была частью команды национального исполнительного директора JEC . См.: Ягиль, 2005, с. 137.
- ^ Жермен Рибьер почти повсеместно цитируется как Жермен Рибьер , но некоторые из ее выступлений в последней части ее жизни подписаны Жермен Анн Рибьер .
- ^ Файер, 2000, с. 127. «Те, кто должен сторожить, — это те, кто усыпляет других».
- ^ Файер, 2000, с. 127. «Церковь, иерархия хранят молчание. Они позволяют осквернять истину».
- ^ Перейти обратно: а б Файер, 2000, с. 127.
- ^ Жермен Рибьер была ученицей отца Ива де Моншелья. Она присоединилась к отцу Пьеру Шайе, основателю Témoignage Chrétien, став одной из трех его ближайших соратниц. См. Ягиль, 2005, с. 137.
- ↑ Жермен Рибьер вспоминает: «В Cahiers du Témoignage Chrétien, основанной и управляемой отцом Шайе, я была той, кого люди называли «правой рукой». Среди других обязанностей на меня была организация социальной службы, которая включала также австралийский камуфляж еврейских детей. Подруга Марсель Дешам, студентка-медик, занималась изготовлением фальшивых документов. Мы жили вместе. 114, rue du Bac, квартира на третьем этаже, служившая штаб-квартирой Cahiers du Témoignage Chrétien. Вот какую помощь мы оказали отцу Дево: мы снабдили его фальшивыми документами, которые ему были нужны, а также для детей. курьеры, которые собирались привезти их туда, где их встретят». Смотри, Селин Марро-Феллаг Арике.
- ^ Кардинал Анри де Любак писал в 1988 г., стр. 143: «Отец Шайе ( ) никогда не собирался сменить свою профессию теолога на профессию директора подпольных изданий . иезуит Христианские души в опасности, столкнувшись с самыми неотложными и высокими стандартами своей веры. В более общем смысле, это был крик, который послужил титулом для отца Фессара. (Гастон Фессар) ( иезуит ) для первого журнала « Cahier: France, prends garde de perdre ton âme! » .
- ^ Как подчеркнул Кертис, 2002, с. 138: «В середине 1942 года тайное издание Cahiers du Témoignage Chrétien подготовило и распространило брошюры в обеих зонах Франции; наиболее важными из них были «Антисемиты» , которые были распространены тиражом более 20 000 экземпляров, «Молчание и соучастие» , J' Обвинение и братство ».
- ^ Рорлих, 1998, с. 7, отмечается: «Для Жермен Рибьер, как и для других членов Amitié Chrétienne , спасение евреев было высшим приоритетом, патриотическим долгом, частью их сопротивления нацизму ».
- ↑ Жермен Рибьер осталась мирянкой. См. Кертис, 2002, с. 138.
- ^ Андре Каспи, 1991, с. 360, отмечается: «Итальянская оккупация по-прежнему стимулирует передвижение в Швейцарию. Сети связывают границу с Шамбон-сюр-Линьон , Лионом , Валансом , домами OSE, «Chrétienne Amitié», CIMADE и всеми теми, кто предан суть их деятельности по организации побега, поиску «убежищ», как это неутомимо делает Жермен Рибьер».
- ^ Зуккотти, 1999, с. 240, отмечается, что «как объясняет Жермен Рибьер, молодые христианские спасатели, подобные ей, имели тенденцию искать укрытия для евреев среди тех, кого они знали лично». Это согласно показаниям Жермен Рибьер, данным во время интервью с автором 24 мая 1989 года. См. Zuccotti, p. 353.
- ↑ См., OSE-Gorge Garel. Архивировано 5 января 2009 г. в Wayback Machine .
- ^ См. «Воспоминания детского врача из OSE доктора Гастона Леви (4)».
- ^ В ее магистерской диссертации 2002 г., с. 165, Жоно отмечает, что JEC на самом деле предназначался для студентов колледжей мужского пола, а студентки колледжа принадлежали к JECF (Jeunesse Etudiante Chrétienne Féminine).
- ^ Доктор Гастон Леви помещает этот лагерь в список «испытательных лагерей Пиренеев : Ривесальт , Гюрс , Ресебеду , Ле Верне ». Видите ли, доктор Гастон Леви. «Воспоминания детского врача ОСЕ в оккупированной Франции и Швейцарии. 1940-1945».
- ↑ По словам Бетти Сэвилл, генерального секретаря L'Association des Enfants Cachés и самой скрытой девочки, в ее речи на Conférence des Enfants Cachés durant la Dernière Guerre 19 мая 1999 года: «После облав 26 августа, 1942 г. лагеря вновь заполнились. В зоне СЮД большая часть. лагеря были закрыты в 1943 году. Практически всех детей этой зоны спасли различные вышеупомянутые гуманитарные организации. Следует отметить, что католической организации не было. Первым прелатом, который забеспокоился, был монсеньор [Жюль-Жеро] Сальеж ( Жюль-Жеро). Сальеж ) [архиепископ и будущий кардинал] Тулузы [он был назван посмертно в 2001 году Праведником народов мира ]. Для информации он тут же отправил свою правую руку, Жермен Рибьер, в лагерь Ресебеду в мае 1942 года. Этим объясняется позднее прибытие «Кретьенских друзей» в лагеря (июнь 1942 года)».
- ^ Прочитав документ Ватикана 1975 года о связях между землей и нацией ( Новые руководящие принципы Ватикана и связь между землей и народом ), Жермен Рибьер написала в журнале Information Juive (Франция) в январе 1975 года: «Неловкость, которую я испытала после прочтения Этот документ вызван ощущением разочарования, и это чувство возникает из-за того, что во всем документе нет упоминания о Государстве Израиль. роль, которую играет Государство Израиль в глубокой религиозной жизни современного иудаизма, поскольку Государство — это земля, земля, на которой можно свободно жить по Торе , нельзя не удивляться тому, что, игнорируя таким образом конкретное существование об Израиле любой может осмелиться говорить об открытом и братском диалоге с иудаизмом». См. СИДИК-Ривиста СИДИК. Жермен Рибьер и Израиль.
- ^ «Воспоминания врача-4» . www.judaisme-alsalor.fr . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б См. OSE-Жорж Гарель.
- ^ «Книга «Невозможно увидеть снова», несомненно, одна из самых глубоких книг, которые мы читали в путешествии затаившегося ребенка» . aphgcaen.free.fr . Проверено 27 июня 2024 г.
- ^ См.: Дети, спрятанные во время Второй мировой войны у истоков тайной истории. Селин Марро-Феллаг Арике. .
- ↑ Она отправила материалы Элен Дюран, учительнице лицея Виктора Гюго в Пуатье , которая изготовила фальшивые документы вместе с Констанс де Сен-Сен. См.: «Праведники Вены» .
- ^ По данным Cointet, 1998, с. 246: «О доставке фальшивых документов [для Amitié Chrétienne ] заботится эксперт по этому вопросу, также поставщик 2-го бюро и BCRA , чертежник Жан Стеттен-Бернар».
- ^ См. Ягиль, 2005, с. 137.
- ^ .В офисе UGIF см. Доктор Гастон Леви, Воспоминания детского врача в OSE в оккупированной Франции и Швейцарии. 1940-1945.
- ^ По словам Анри де Любака, 1988, стр. 155–156, примечание 6: «Вскоре после подвига Рована гестапо заселило улицу Константин. Это было jour de permanence, и евреи, пришедшие за бумагами, собирались пасть В ловушке изобретательная и расторопная Жермен Рибьер нарядилась уборщицей и, «вооружившись напольной одеждой», принялась часами мыть лестницу. здания: таким образом она могла предупредить посетителей одного за другим до рокового момента». Де Любак цитирует в качестве источника: Рене Бедариду в коллективной работе «Франция и детский вопрос» (FQJ), 1940–1944 . Центр документации для современных детей, Сильви Мессингер, 1981, стр. 135–137. Бедарида и Де Любак ошибаются относительно адреса, см. описание дома 12 по улице Сент-Катрин, штаб-квартиры UGIF, сделанное Бикалесом, 2008 г., стр. 194–197, который цитирует памятную доску на фасаде здания, когда она возвращается. к месту. Говоря о подвиге Рована, Де Любак цитирует (стр. 145–146) речь Жана-Мари Суту в Alliance Israélite Universelle 25 июня 1979 года: « Жозефу Ровану , пренебрегая комендантским часом, рискуя своей жизнью, удалось проникнуть ночью в помещение «Кретьенской дружбы» и обнаружить там фальшивые удостоверения личности и другие документы, которые позволили бы установить тесную связь, существовавшую между «Кретьенской дружбой» и движения Сопротивления. Утром, когда комендантский час был отменен, он смог перевезти все в безопасное место. Позднее его должны были депортировать в Дахау , где он был несравненным компаньоном Эдмона Мишле ».
- ^ Для Люсьена Лазара, в 2003 году: «Женщины нашли «женские» решения, как Жермен Рибьер из Amitié chrétienne в Лионе. Одетая как уборщица, с ведром и шваброй, она смогла предупредить евреев, что Гестапо устроило ловушку».
- ^ «Жермен Рибьер» . Орган памяти мучеников и героев Холокоста . Проверено 22 августа 2010 г.
... Рибьер переодевалась уборщицей и проводила день, чистя лестницу и другие части здания. Это дало ей возможность предупредить каждого прибывшего еврея; операция превзошла все ожидания....
- ^ Жан-Мари Суту был бывшим сотрудником Esprit , ставшим доступным после приостановки обзора в августе 1941 года. См. Cointet, 1998, стр. 245. Впоследствии он вместе с Жермен Рибьер стал членом Amitié Chrétienne , группы в Лионе, которая объединяла католиков и протестантов, что было необычным для той эпохи. См. Доктор Ришар Праскье , аббат Глазберг - Праведник народов , в: Вручение медали Праведников народов аббату Александру Глазбергу Институтом Яд Вашем .
- ↑ Он провел три недели в заключении в тюрьме Монлюк. См. Де Любак, 1988, с. 155, примечание 5.
- ^ См. Доктор Гастон Леви, Воспоминания детского врача из OSE в оккупированной Франции и Швейцарии. 1940–1945 . После войны Жан-Мари Суту стал послом Франции, а затем генеральным секретарем Министерства иностранных дел.
- ↑ Сортировочный лагерь недалеко от Лиможа.
- ^ См., доктор Гастон Леви, «Воспоминания детского врача из OSE в оккупированной Франции и Швейцарии. 1940-1945».
- ^ Как упоминал Ягиль, 20005, с. 137.
- ↑ Во время войны она спрятала девять детей, как отмечает Катрин Пужоль в «Спрятанных детях. Наконец-то дело (1945–1953)».
- ^ См., Катрин Пужоль. Скрытые дети. Дело Финали (1945–1953).
- ↑ О фильме «Une enfance volée: l'affaire Finaly» Мадлен Конт (Лион) пишет: «Жермен Рибьер была не послушной маленькой девочкой из фильма, а женщиной с твердым характером, которая сразу же боролась. о передаче детей».
- ^ См., Мадлен Конт. О фильме «Украденное детство: Последнее дело». CDEP (Христиане в государственном образовании) .
- ^ Берг, 1992, с. 154 отмечает: «Это Жермен Рибьер, католическая активистка сопротивления, которая сопровождала их после того, как заставила руку правительства Сан-Себастьяна, прежде чем найти Роберта и Жеральда Финали, которые были разлучены».
- ^ См. «Скрытые дети». Дело Финали (1945–1953). Архивировано 2 февраля 2010 года в Wayback Machine , Катрин Пужоль, Фонд памяти Холокоста .
- ^ Перейти обратно: а б «Религия: потерянное и найденное» . Журнал «Тайм» . 6 июля 1953 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2008 года . Проверено 24 апреля 2013 г.
- ^ См. Люсьен Лазар в «Истории праведников». Конференция в лицее Эдгара Кине, улица Мартирс, 63, 75009, Париж, 10 декабря 2003 г. Круг по изучению депортации и Холокоста. Вена, Сопротивление, Интернирование, Депортация. См. «Праведники Вены». Архивировано 16 октября 2009 г., в Wayback Machine , Вручение медали Праведных Наций аббату Александру Глазбергу Институтом Яд Вашем. См. доктора Ричарда Праскье. Эббот Гласберг — Праведник народов мира. Архивировано 12 ноября 2008 года в Wayback Machine .
- ^ См. Национальную церемонию в честь Праведников Франции. Пантеон. Париж, четверг, 18 января 2007 г. тексты выступлений президента Республики Жака Ширака и президента Фонда памяти Холокоста Симоны Вейль. Архивировано 14 июля 2011 года в Wayback Machine .
- ^ О праведниках см.: Les Justes , Les Justes en France 1. Архивировано 14 июля 2011 г., в Wayback Machine , Les Justes en France 2. Архивировано 10 октября 2007 г., в Wayback Machine , Le Mur des Justes. Архивировано 16 июня. 2010 год, в Wayback Machine .
- ^ Хорошо, 1995, с. 27.
- ^ Бемпорал, Павликовский, Сиверс, 2000, стр. 206.
- ^ Михальчик, 1997, с. 153".
- ^ Бикалес, 2008, стр. 194–197.
- ^ Жермен Рибьер прожила жизнь веры и действий. Она была предана другим, ничего не прося взамен. Ее жизнью руководили убеждения и призыв к долгу. Она никогда не была замужем. Ее семьей было Человечество.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жермен Рибьер. АЖПН. С фотографиями Жермен Рибьер в разном возрасте.
- Потерянное и найденное. ВРЕМЯ. Понедельник, 6 июля 1953 года. О Жермен Рибьер.
- Жермен Рибьер – ее деятельность по спасению жизней евреев во время Холокоста , на Яд Вашем сайте