Илтутмиш
Шамс-уд-Дин Илтутмиш | |
---|---|
Султан | |
третий султан Дели | |
Царствование | Июнь 1211 г. - 30 апреля 1236 г. |
Предшественник | Арам Шах |
Преемник | Вытащи свой Фируз |
Рожденный | Центральная Азия [ 1 ] |
Умер | 30 апреля 1236 г. Дели , Делийский султанат |
Похороны | |
Супруги | Тюркан Хатун, дочь Кутуб-уд-дина Айбака (главной супруги) [ 2 ] [ нужен неосновной источник ] Малика-и-Джахан [ 3 ] [ нужен неосновной источник ] |
Проблема | Насируддин Махмуд Разия Султана Муиз из своего Бахрама Рукнуддин Фируз Насируддин Махмуд Шах (возможно, внук [ 4 ] [ 5 ] ) Гиясуддин Мухаммад Шах [ 6 ] Джалалуддин Масуд Шах [ 7 ] Шихабуддин Мухаммад [ 8 ] Кутбуддин Мухаммад [ 9 ] безымянная дочь [ 10 ] Шазия Бегум [ 11 ] [ нужен неосновной источник ] |
Отец | Илам Хан |
Религия | Суннитский ислам |
Шамс уд-Дин Илтутмиш ( персидский : شمس الدین ایلتتمش ; (1192 — умер 30 апреля 1236, годы правления 1211–1236 ) был третьим из мамлюкских царей , которые правили бывшими территориями Гуридов в северной Индии. Он был первым мусульманским правителем, который правил из Дели и, таким образом, считается фактическим основателем Делийского султаната .
Проданный в рабство в детстве, Илтутмиш провел свою молодую жизнь в Бухаре и Газни под руководством нескольких хозяев. В конце 1190-х годов гуридский рабовладелец Кутб уд-Дин Айбак купил его в Дели, сделав таким образом рабом раба. занял видное место на службе у Айбака и получил важную икту Бадауна Илтутмиш . Его военные действия против повстанцев Хохара в 1205–1206 годах привлекли внимание правителя Гуридов Мухаммада Горского , который освободил его еще до того, как был освобожден его хозяин Айбак.
После убийства Мухаммеда Горского в 1206 году Айбак стал практически независимым правителем территорий Гуридов в Индии со своей штаб-квартирой в Лахоре . После смерти Айбака Илтутмиш сверг своего непопулярного преемника Арама Шаха в 1211 году и основал свою столицу в Дели . Затем он укрепил свое правление, подчинив себе нескольких диссидентов и сражаясь против других бывших рабов Гуридов, таких как Тадж ад-Дин Йылдыз и Насир ад-Дин Кабача . В 1225–1227 годах он подчинил себе бывших подчиненных Айбака, которые создали независимое королевство со штаб-квартирой в Лахнаути на востоке Индии. Он также утвердил свою власть над Рантхамбором (1226 г.) и Мандором (1227 г.), чьи индуистские вожди провозгласили независимость после смерти Айбака.
В начале 1220-х годов Илтутмиш в основном держался в стороне от региона долины Инда, который был втянут в конфликты между Кабачей, династией Хорезми и монголами . В 1228 году он вторгся в долину Инда, разгромил Кабачу и присоединил к своей империи большую часть Пенджаба и Синда. Впоследствии аббасидский халиф аль-Мустансир признал его власть в Индии. В течение следующих нескольких лет Илтутмиш подавил восстание в Бенгалии, захватил Гвалиор , совершил набег на контролируемые Парамарой города Бхилсу и Удджайн в центральной Индии и изгнал хорезмийских подчиненных на северо-западе. Его офицеры также атаковали и разграбили Чанделой контролируемый район Калинджара .
Илтутмиш организовал управление Султанатом, заложив основу его господства над северной Индией до вторжения Великих Моголов . Он представил серебряную танка и медную джитал — две основные монеты периода султаната со стандартным весом 175 гран. Он установил систему иктадари: разделение империи на икта, которые назначались дворянам и офицерам вместо зарплаты. Он возвел множество зданий, в том числе мечети , ханки (монастыри), дарги (святыни или могилы влиятельных людей) и водоем ( хауз ) для паломников.
Имена и титулы
[ редактировать ]Имя «Илтутмиш» в переводе с тюркского буквально означает «хранитель королевства». Поскольку в исторических рукописях на персидском языке знаки гласных обычно опускаются , разные писатели XIX-XX веков читали имя Илтутмиша по-разному: «Алтамыш», «Алтамш», «Иялтимиш» и «Илетмиш». [ 12 ] Однако некоторые стихи современных поэтов, в которых встречается имя султана, рифмуются правильно только в том случае, если имя произносится как «Илтутмиш». 1425–1426 годов ( 829 г. хиджры ) Более того, в рукописи Таджул-Маасира в имени султана указана гласная «у», что подтверждает, что «Илтутмиш» является правильным прочтением имени. [ 13 ]
В надписях Илтутмиша упоминаются несколько его громких титулов, в том числе: [ 14 ]
- Маула мулук аль-араб ва-л-аджам («Царь царей арабов и персов»), титул, использовавшийся более ранними мусульманскими королями, включая Газневидов правителя Масуда.
- Маула мулук аль-турк ва-л'аджам , Сайид ас-салатин аль-тюрк ва-л'аджам , Рикаб аль-имам маула мулук аль-турк ва-ль-джам («Повелитель царей тюрков и персов» )
- Хиндгир («Покоритель Хинда »)
- Султан Салатин аш-Шарк (« Султан султанов Востока»)
- Шах-и-Шарк («Царь Востока»)
- Шаханшах (« Царь царей »), титул императоров Персии.
В надписях Делийского султаната на санскрите он упоминается как «Лититмиси» (перевод «Илтутмиш»); Суритан Шри Самасадин или Самусдина (перевод его титула «Султан Шамсуддин»); или Турушкадхипамадаладан (« Господь Турушка »). [ 15 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]За пределами Индии
[ редактировать ]Илтутмиш родился в обеспеченной семье: его отец Илам-хан был вождем тюркского племени илбари. Согласно Минхаджа « Табакат-и Насири» , он был красивым и умным мальчиком, из-за чего его братья завидовали ему; эти братья продали его работорговцу на конной выставке. Повествование Минхаджа, похоже, вдохновлено коранической историей о Хазрате Юсуфе ( Иосифе ), который был продан в рабство своими ревнивыми братьями. [ 16 ]
По словам Минхаджа, еще маленьким мальчиком Илтутмиша привезли в Бухару , где он был перепродан местному Садр-и Джахану (офицеру, отвечающему за религиозные вопросы и пожертвования). Есть несколько анекдотов о детском интересе Илтутмиша к религиозному мистицизму. Согласно истории, рассказанной самим Илтутмишем в книге Минхаджа, однажды член семьи Садр-и Джахана дал ему немного денег и попросил принести с рынка виноград. Илтутмиш потерял деньги по дороге на рынок и заплакал, опасаясь наказания со стороны своего хозяина. Дервиш . ( суфийский религиозный лидер) заметил его и купил для него виноград в обмен на обещание, что он будет хорошо относиться к религиозным подвижникам и аскетам, когда станет могущественным [ 17 ] Сочинения Исами и некоторые другие источники предполагают, что Илтутмиш также провел некоторое время в Багдаде , где он встретил известных суфийских мистиков, таких как Шахаб ад-Дин Абу Хафс Умар Сухраварди и Аухадуддин Кермани . [ 17 ]
Минхадж утверждает, что семья Садр-и Джахана хорошо относилась к Илтутмишу, а позже продала его купцу по имени Бухарский Хаджи. Впоследствии Илтутмиш был продан купцу по имени Джамалуддин Мухаммад Чуст Каба, который привез его в Газни . О прибытии в город красивого и умного раба было доложено Гуридов королю Муизз ад-Дину , который предложил 1000 золотых монет за Илтутмиша и еще одного раба по имени Тамгадж Айбак. Когда Джамалуддин отказался от предложения, король запретил продажу этих рабов в Газни. Год спустя Джамалуддин отправился в Бухару и пробыл там три года с рабами. [ 17 ]
На службе Кутб ад-Дина
[ редактировать ]Впоследствии хозяин Илтутмиша Джамалуддин вернулся в Газни, где раб-полководец Муизз ад-Дина Кутб ад-Дин Айбак заметил Илтутмиша. [ 17 ] Кутб ад-Дин, который только что вернулся из кампании в Гуджарате (ок. 1197 г.), искал разрешения Муизз ад-Дина на покупку Илтутмиша и Тамгаджа. Поскольку их продажа была запрещена в Газни, Муизз ад-Дин приказал доставить их в Дели . В Дели Джамалуддин продал Илтутмиш и Тамгадж Кутб ад-Дину за 100 000 джиталов (серебряных или медных монет). Тамгадж дослужился до должности мукты (губернатора провинции) Табархинды (возможно, современной Батинды ), а Илтутмиш стал сар-джандаром (главой телохранителя). [ 18 ]
Илтутмиш быстро поднялся на службе у Кутб ад-Дина, получив звание Амир-и Шикара (руководителя охоты). После завоевания Гвалиора Гуридами в 1200 году он был назначен эмиром города, а позже ему была икта Барана дарована . Его эффективное управление побудило Кутб ад-Дина предоставить ему икту Бадауна , которая, по словам Минхаджа, была самой важной в Делийском султанате . [ 18 ]
В 1205–1206 годах султан Муизз ад-Дин призвал войска Кутб ад-Дина для своей кампании против повстанцев Хохара . Во время этой кампании отряд Бадауна Илтутмиша вытеснил хохаров на середину реки Джелум и убил их там. Муизз ад-Дин заметил Илтутмиша и навел о нем справки. [ 18 ] Впоследствии султан вручил Илтутмишу почетное одеяние и попросил Айбака хорошо с ним обращаться. Илтутмиша Минхадж утверждает, что Муизз ад-Дин также приказал составить в этом случае акт об освобождении , что означало бы, что Илтутмиш - до этого момента раб раба - был освобожден еще до того, как был освобожден его собственный хозяин Айбак. Однако освобождение Илтутмиша, похоже, не получило широкой огласки, поскольку Ибн Баттута утверждает, что во время его вознесения на престол несколько лет спустя депутация улемов во главе с Кази Ваджихуддином Кашани ждала, чтобы выяснить, получил ли он документ об освобождении или нет. [ 19 ]
Вознесение и консолидация власти
[ редактировать ]После смерти Муизз ад-Дина в 1206 году Кутб ад-Дин стал правителем Делийского султаната, который развился независимо от бывшей Империи Гуридов. В 1210 году, когда Кутб ад-Дин Айбак неожиданно скончался в Лахоре во время спортивной игры, местная знать назначила Арама Шаха своим преемником, чтобы предотвратить нестабильность в королевстве. [ 20 ] Однако знать в других частях Султаната выступила против этого решения и предложила Илтутмиша в качестве альтернативы, потому что Айбак называл его сыном и потому что у него был выдающийся послужной список. Эти дворяне во главе с военным юстициарием ( Амир-и Дадом ) Али-йи Исмаилом предложили ему занять трон. [ 21 ]
Илтутмиш двинулся на Дели, где захватил власть, а затем разгромил силы Арам-шаха. [ 22 ] Некоторые дворяне восстали против его захвата власти, но Илтутмиш подчинил их и приказал обезглавить многих из них. [ 23 ]
Минхаджи-и-Сирадж утверждает, что после смерти Айбака бывшие владения Гуридов в Индии ( Мамалик-и-Хиндустан ) были разделены на четыре части с центром в: [ 24 ] [ 25 ]
- Дели, контролируемый Илтутмишем
- Синд, контролируемый Насир ад-Дином Кабачей , бывшим рабом Гуридов, который был муктой (губернатором провинции) Уча с 1204 года.
- Лахнаути , контролируемый Али Марданом Халджи , бывшим губернатором, провозгласившим независимость и назвавшим себя султаном Ала ад-Дином.
- Лахор , спор между Кабачей, Йылдызом и Илтутмишем
Зависимости Дели
[ редактировать ]Несколько мусульманских офицеров, управлявших территориями Дели во время правления Айбака, не признавали власть Илтутмиша. По словам Минхаджа восстановил контроль Дели над Бадауном , Авадом , Банарасом и Сиваликом , Илтутмиш в ходе серии кампаний . Например, Илтутмиш захватил Банарас после победы над Каймазом, который предположительно был бывшим офицером Айбака. [ 22 ]
Ко времени восхождения Илтутмиша власть Дели над различными индуистскими вождями ослабла, и некоторые из них, например Рантхамбор и Джалор , провозгласили независимость. [ 19 ] В течение первых нескольких лет своего правления Илтутмиша другие заботы, похоже, не позволяли ему вести кампанию против этих вождей. Хасан Низами ссылается на недатированную экспедицию против Джалора, которая, возможно, состоялась где-то после его победы над Арам-шахом. [ 25 ]
Поражение Йылдыза
[ редактировать ]Столица Гуридов Газни контролировалась Тадж ад-Дином Йилдизом , бывшим рабом, который утверждал, что является законным преемником императора Гуридов. После того как Илтутмиш подавил соперников-претендентов на престол, Йылдыз послал ему королевский зонтик ( чатр ) и жезл ( дурбаш ): эти подарки подразумевали, что Илтутмиш является подчиненным правителем. Илтутмиш не хотел немедленной конфронтации и принял эти подарки. [ 19 ] Самая ранняя надпись Илтутмиша, датированная октябрем 1211 года, называет его подчиненным королем - аль-Малик аль-Муаззам («великий вождь»), а не имперским султаном . [ 25 ] [ 26 ]
Тем временем, воспользовавшись конфликтом за престол между Арам-шахом и Илтутмишем, Кабача захватил Лахор в 1211 году. [ 27 ] Вскоре после этого вторжение хорезмийцев вынудило Йылдыза покинуть Газни. Йылдыз мигрировал на восток, вытеснил Кабачу из Лахора и захватил части региона Пенджаба . Илтутмиш забеспокоился, что Йылдыз в конечном итоге попытается оккупировать Дели, и выступил против него. [ 28 ]
Йылдыз отправил Илтутмишу сообщение, заявив, что он является настоящим преемником Муизз ад-Дина и, следовательно, имеет претензии на бывшие территории Гуридов в Индии. Согласно , Исами «Футух-ус-Салатин» Илтутмиш ответил, что дни таких наследственных претензий прошли: [ 28 ]
Вы знаете, что сегодня господством над миром обладает тот, кто обладает наибольшей силой. Принцип наследственной преемственности не угас, [но] давным-давно судьба отменила этот обычай.
- Илтутмиш [ 27 ]
Илтутмиш предложил участвовать в переговорах при условии, что оба мужчины придут на встречу без сопровождения воинов. [ 28 ] Йылдыз отказался от этого предложения, в результате чего 25 января 1216 года произошла битва при Тараине , в результате которой Илтутмиш одержал победу. [ 25 ] [ 28 ] Исами утверждает, что Йылдызу удалось бежать в Ханси , в то время как более ранний летописец Хасан Низами утверждает, что он был ранен стрелой и взят в плен на поле боя. Позже Йылдыза доставили в Бадаун , крепость Илтутмиша , где он был убит. Успех Илтутмиша в этом конфликте укрепил независимый статус Делийского султаната. [ 28 ]
Первоначальный конфликт с Catch
[ редактировать ]Победа Илтутмиша над Йылдызом не привела к существенному увеличению его территории. [ 25 ] Он не сразу утвердил свой контроль над регионом Пенджаба, и Кабача восстановил контроль над Лахором. [ 29 ] К этому времени Кабача принял суверенный титул султана и контролировал обширную территорию, которая включала прибрежные Синд, Сивистан , Бхаккар и Мултан. [ 27 ]
Впоследствии Кабача попытался завоевать большую часть Пенджаба: по словам Фиришты , он стремился распространить свою власть до Сирхинда на востоке. Это побудило Илтутмиша выступить против него в 1217 году. [ 28 ] Кабача сначала отступил, но армия Илтутмиша преследовала его и разгромила его в месте под названием Мансура, которое располагалось на берегу реки Ченаб . [ 29 ] Затем Илтутмиш захватил Лахор зимой 1216–1217 годов и назначил своего сына Насируддина Махмуда . управлять им [ 29 ] В последующие годы Лахор оставался спорным; например, во время вторжения хорезмийцев в этот регион (см. ниже) он находился под контролем сына Кабачи. [ 25 ]
Захват, похоже, представлял серьезную угрозу для Илтутмиша, как предполагает Мухаммад Ауфи в Любаб уль-Альбаб . Ауфи, писавший незадолго до хорезмийского вторжения, выражает надежду, что его покровитель Кабача вскоре покорит весь Индостан. Ауфи также упоминает, что Ахмад Джамаджи, который был губернатором Бахрейха при Илтутмише , перешел на сторону Кабачи в [ 30 ]
Хорезмийская угроза
[ редактировать ]Хорезмшахи в 1220 году . , захватившие западную часть бывшей империи Гуридов, подверглись монгольскому вторжению После поражения в битве при Инде в 1221 году хорезмшах Джалал ад-Дин Мингбурну бежал в регион Пенджаба . [ 31 ] Он заключил брачный союз с местным хохарским вождем Раем Хохаром Санкиным. [ 32 ] и победил других региональных правителей, включая Кабачу. [ 33 ]
Монгольский лидер Чингисхан кратко рассмотрел возможность возвращения в Монголию более коротким маршрутом, который включал пересечение предгорий Гималаев. Он отправил послов в Илтутмиш с просьбой разрешить делийскому султану пройти через Индию. Никакие дошедшие до нас источники не предоставляют никакой информации о результате этого посольства, но, похоже, Чингисхан отказался от своего плана пройти через Индию. По мнению персидского историка Ата-Малика Джувайни , Чингисхан продвинулся на восток, в Индию, но не нашел подходящего маршрута и поэтому покинул страну через Пешавар . [ 34 ] Вполне возможно, что Чингисхан через своих посланников просил Илтутмиша не помогать Джалал ад-Дину: Илтутмиш, похоже, согласился. [ 35 ]
Тем временем Джалал ад-Дин обосновался в Синд-Сагар-Доабе в районе Пенджаба и захватил форт Пасрур . Он отправил своего посланника Айнул Мулька в Илтутмиш с просьбой заключить союз против монголов и попросить безопасное место для проживания. По словам Джувайни, после нескольких дней размышлений над этим вопросом Илтутмиш отказался предоставить ему жилье под предлогом того, что ни в одном месте в его королевстве нет подходящего климата или местности, подходящей для короля. [ 35 ] Илтутмиш также приказал убить посланника и послал войска на помощь Кабаче против Джалал ад-Дина. [ 33 ] Минхадж , другой персидский историк, утверждает, что Илтутмиш сам возглавил армию против Джалал ад-Дина. [ 36 ] Только авангарды двух армий столкнулись, и два правителя отступили после обмена дружескими посланиями. [ 33 ]
Тем временем Кабача, ранее принявший сюзеренитет Джалал ад-Дина, восстал против него, и этот конфликт занимал Джалал ад-Дина. [ 37 ] Джелал-ад-Дин провел еще несколько кампаний в Индии, в том числе набег на Гуджарат , но ни одной кампании против Илтутмиша. Он покинул границу Индии в 1223–1224 годах; по словам его биографа Шихаба ад-Дина Мухаммада ан-Насави , он сделал это потому, что получил известие о том, что Илтутмиш, Кабача и несколько индуистских вождей («раис и такурс») заключили против него союз. [ 33 ] Монголы также сохраняли свое присутствие в регионе: например, полководец Чингисхана осадил Кабачу в Мултане в 1224 году, а затем отступил из-за жаркой погоды. [ 34 ]
До смерти Чингисхана в 1227 году Илтутмиш предпочитал не вмешиваться в политику региона долины Инда, чтобы избежать потенциального конфликта с монголами. [ 37 ]
Территориальная экспансия
[ редактировать ]Восточная Индия и Раджастан
[ редактировать ]Предшественник Илтутмиша Айбак назначил Али Мардана Халджи губернатором территорий султаната в восточной Индии. После смерти Айбака регион стал независимым со Лахнаути столицей в , а преемник Али Мардана Гиясуддин Ивадж Шах (псевдоним Хусамуддин Иваз Халджи) называл себя суверенным султаном. Пока Илтутмиш был занят на северо-западной границе своей империи, Гиясуддин захватил части современного Бихара, а также взимал дань с более мелких штатов Джаджнагар , Тирхут , Банг (в Бенгальском регионе) и Камруп . [ 37 ]
Войска Илтутмиша захватили Бихар в 1210-х годах и вторглись в Бенгалию в 1225 году. Гиясуддин возглавил армию, чтобы остановить продвижение Илтутмиша, но затем решил избежать конфликта, заплатив ему дань и приняв его сюзеренитет. [ 38 ] [ 39 ] Илтутмиш принял предложение и вернулся в Дели, назначив Малика Джани губернатором Бихара. [ 40 ]
В 1226 году Илтутмиш захватил форт Рантхамбор, считавшийся неприступным. В следующем году он захватил форт Мандор , также на территории современного Раджастана . [ 40 ]
Тем временем в восточной Индии Гиясуддин вновь заявил о своей независимости и оккупировал Бихар. [ 38 ] В 1227 году Илтутмиш приказал своему сыну Насируддину Махмуду , который в то время занимал икту соседнего региона Авад , вторгнуться в Бенгалию, пока Гиясуддин находился в грабительской кампании в Камрупе. Насируддин захватил его столицу Лахнаути, а по возвращении в Бенгалию победил и казнил его. [ 41 ] После этого завоевания чеканка монет в Бенгальском регионе была выпущена от имени Илтутмиша, а хутба в Лахнаути также читалась от его имени. [ 42 ]
Аннексия империи Кабачи
[ редактировать ]В первой половине 1220-х годов Илтутмиш избегал долины реки Инд, за которую боролись монголы, хорезмийские цари и Кабача. После упадка монгольской и хорезмийской угрозы Кабача получила контроль над этим регионом. Вскоре после этого, в 1228–1229 годах, Илтутмиш вторгся на территорию Кабачи. [ 27 ] К этому времени конфликты с хорезмийцами и монголами ослабили власть Кабачи. [ 34 ]
Сочинения Хасана Низами и Мухаммада Ауфи предполагают, что Кабача ранее подписал некоторые договоры с Илтутмишем, вероятно, чтобы заручиться его поддержкой против хорезмийского принца Джалал ад-Дина. Эти договоры, вероятно, включали признание Кабачей суверенитета Илтутмиша или обещания передать некоторые территории делийскому султану. Несоблюдение Кабачей этих договоров, возможно, побудило Илтутмиша начать против него войну. [ 43 ]
Войска Илтутмиша захватили Табархинду , Кухрам , Сарсати (или Сурсути) и Лахор у Кабачи. [ 43 ] [ 44 ] Илтутмиш назначил Насир ад-Дина Айтемура аль-Бахаи губернатором своей провинции ( муктой ) Лахора. [ 43 ] Затем он послал Насир ад-Дина захватить Мултан, а сам вторгся в Уч . [ 44 ] Насир ад-Дин захватил Лахор, [ 43 ] и Илтутмиш захватил Уч после трехмесячной осады 4 мая 1228 года. [ 44 ]
Захваченный бежал в Бхаккар , преследуемый армией во главе с вазиром Илтутмиша Низамом аль-Мульком Джуньяди. [ 43 ] Оказавшись в безвыходной ситуации, Кабача отправил своего сына Малика Алауддина Бахрама в Илтутмиш для переговоров о мирном договоре. Илтутмиш предложил мир в обмен на безоговорочную капитуляцию Кабачи, но Кабача предпочел этим условиям смерть. [ 44 ] и покончил жизнь самоубийством, утопившись в реке Инд в ночь на 26 мая 1228 года. [ 43 ] Затем Илтутмиш передал Мултан и Уч своим губернаторам, а его войска заняли несколько стратегических сил и расширили свою власть до Макрана на западе. [ 44 ] Малик Синануддин, вали (правитель) прибрежного Синда, также признал власть Илтутмиша, и таким образом империя Илтутмиша распространилась до Аравийского моря. [ 43 ] [ 44 ] Сын Кабачи и оставшиеся в живых последователи также приняли сюзеренитет Илтутмиша. [ 15 ]
Спустя годы
[ редактировать ]признание халифа
[ редактировать ]В 1220 году аббасидский халиф ан-Насир отправил своего посла индийского происхождения Ради ад-Дина Абу'л-Фадаила аль-Хасана бин Мухаммада аль-Сагани в Дели. [ 41 ] [ 44 ] Посол вернулся в столицу Аббасидов Багдад в 1227 году, во время правления Аль-Мустансира . В 1228 году новый халиф отправил посла обратно в Дели в почётных одеждах, признав власть Илтутмиша в Индии и присвоив ему титулы Ямин Халифат Аллах («Правая рука наместника Бога») и Насир Амир аль-Муминин ( «Помощник командующего правоверных»). [ 45 ] 18 февраля 1229 года посольство прибыло в Дели с инвеститурной грамотой . [ 44 ]
Хотя статус Халифата как панисламского института снижался, признание халифа рассматривалось как религиозная и политическая легитимация статуса Илтутмиша как независимого правителя, а не подчиненного Гурида. [ 46 ] [ 47 ] Признание халифа было простой формальностью, но Илтутмиш отпраздновал его с размахом, украсив город Дели и почтив честь своих дворян, офицеров и рабов. [ 44 ] Придворные поэты Илтутмиша восхваляют это событие: [ 48 ] а марокканский путешественник XIV века Ибн Баттута описывает его как первого независимого правителя Дели. [ 15 ] Илтутмиш - единственный правитель Индии, получивший признание халифа. Гиясуддин Ивадж Шах , правитель Бенгалии, побежденный войсками Илтутмиша, ранее принял титул Насир Амир аль-Муминин , но сделал это в одностороннем порядке без санкции халифа. Халиф, вероятно, видел в Илтутмише союзника против своего хорезмийского соперника, что, возможно, побудило его признать власть Илтутмиша в Индии. [ 41 ]
После признания халифа Илтутмиш начал писать имя халифа на своих монетах, включая новую серебряную танка . представленную им [ 48 ]
Другие кампании
[ редактировать ]В марте-апреле 1229 года неожиданно скончался сын Илтутмиша Насируддин Махмуд , правивший Бенгалией с 1227 года. Воспользовавшись этим, Малик Балха Халджи , офицер Илтутмиша, узурпировал власть в Бенгалии. Илтутмиш вторгся в Бенгалию и победил его в 1230 году. [ 41 ] [ 49 ] Затем он назначил Малика Алауддина Джани губернатором Бенгалии. [ 49 ]
Тем временем Мангал Дева, вождь парихара Гвалиора в центральной Индии, провозгласил независимость. В 1231 году Илтутмиш осадил город и захватил его после 11 месяцев конфликта, 12 декабря 1232 года. После того, как Мангал Дева бежал, Илтутмиш покинул форт под присмотром своих офицеров Мадждула Мулька Зияуддина. [ 49 ]
В 1233–1234 годах Илтутмиш передал Гвалиор под командование Малика Нусратуддина Таиси, который также был назначен иктой Султанкота и Баяна и назначен командующим военными контингентами в Каннаудже , Мехре и Махабане . Вскоре после этого Таиси атаковала форт Чандела в Калинджаре и впоследствии грабила эту территорию в течение примерно 50 дней. В ходе этого похода он приобрел большое количество богатств: доля Илтутмиша (одна пятая) добычи составила 2,5 миллиона джиталов . [ 50 ] Пока Таиси возвращался в Гвалиор, правитель Яджвапалы Чахада-дев (которого Минхадж называл Джахаром) устроил на него засаду, но Таиси смог отразить атаку, разделив свою армию на три отряда. [ 51 ]
Впоследствии Илтутмиш совершил набег на контролируемые Парамарой города Бхилса и Удджайн в 1234–1235 годах. [ 42 ] Армия Илтутмиша оккупировала Бхилсу и разрушила храм, строительство которого, по словам Минхаджа, заняло триста лет. [ 52 ] В Удджайне его войска разрушили храм Махакалешвара и получили богатую добычу, но не предприняли особых усилий для аннексии территории Парамары. [ 53 ] Джйотирлинга . на этом месте была разобрана и, как полагают, брошена в близлежащий «Котитертх Кунда» (пруд рядом с храмом), а Джаладхари (сооружение, поддерживающее лингам), украденное во время вторжения [ 54 ]
К 1229–1230 гг. северо-западная граница королевства Илтутмиша, по-видимому, простиралась до реки Джелум , поскольку Насави утверждает, что он контролировал территорию «вплоть до окрестностей ворот Кашмира». В этот период Илтутмиш вторгся на территории, контролируемые хорезмийским подчиненным Озбег-беем, на территории современного Пакистана. Озбег-бей бежал к хорезмийскому правителю Джалал-ад-Дину в Ираке, а другие местные командиры, в том числе Хасан Карлук , сдались Илтутмишу. Позже Карлук перешел на сторону монголов. Известно, что в свои последние дни, в 1235–1236 годах, Илтутмиш прервал кампанию в районе Бинбана : эта кампания, вероятно, была направлена против Карлука . [ 38 ]
Хаммира-мада-мардана , санскритская пьеса Джаясимхи Сури, упоминает, что млеччха (иностранец) по имени Милаччхрикара вторгся в Гуджарат во время правления Чаулукья . Министр Чаулукья Ваступала использовал дипломатическую тактику, чтобы создать множество трудностей захватчику, который в конечном итоге потерпел поражение от генерала Вирадхавалы . Некоторые историки отождествляют Милаччрикара с Илтутмишем, таким образом предполагая, что Илтутмиш безуспешно пытался вторгнуться в Гуджарат. Однако другие отвергли эту идентификацию как неточную. [ 55 ]
Смерть и преемственность
[ редактировать ], крепости Карлука В 1236 году Илтутмиш заболел во время марша к Бамиану , и вернулся в Дели 20 апреля, во время, выбранное его астрологами. Он умер в Дели вскоре после этого, 30 апреля 1236 года. [ 52 ] Он был похоронен в комплексе Кутб в Мехраули. [ 56 ]
За смертью Илтутмиша последовали годы политической нестабильности в Дели. В этот период четверо потомков Илтутмиша были посажены на трон и убиты. [ 57 ] В 1220-х годах Илтутмиш вырастил своего старшего сына Маликуса Саида Насируддина Махмуда в качестве своего преемника, но Насируддин неожиданно умер в 1229 году. Отправляясь в свою кампанию в Гвалиоре в 1231 году, Илтутмиш оставил управление Дели своей дочери Разии . Ее эффективное управление побудило его объявить ее своей наследницей в 1231 году, по возвращении из Гвалиора. [ 58 ] Однако незадолго до своей смерти Илтутмиш, похоже, выбрал своего оставшегося в живых старшего сына Рукнуддина Фируза своим преемником . Когда Илтутмиш умер, дворяне единогласно назначили Рукнуддина новым королем. [ 59 ]
Во время правления Рукнуддина его мать Шах Тюркан взяла на себя управление государственными делами и начала плохо обращаться со своими соперниками. Казнь Кутубуддина, популярного сына Илтутмиша, привела к восстаниям нескольких дворян, в том числе Малика Гиясуддина Мухаммад-шаха - еще одного сына Илтутмиша. [ 60 ] В этих обстоятельствах Разия захватил трон в ноябре 1236 года при поддержке широкой общественности и нескольких дворян, а Рукнуддин был казнен. [ 61 ] Разия также столкнулась с восстаниями, была свергнута и убита в 1240 году. [ 62 ] Затем дворяне назначили на трон Муиззуддина Бахрама - другого сына Илтутмиша, но впоследствии свергли и убили его в 1242 году. [ 63 ] Затем дворяне посадили сына Рукнуддина Алауддина Масуда , но он тоже был свергнут в 1246 году. на трон [ 64 ]
Порядок был восстановлен только после того, как Насируддин-Махмуд стал султаном, а выдающийся раб Илтутмиша Гиас-уд-дин-Балбан стал его заместителем ( наибом ) в 1246 году. [ 65 ] Минхадж называет нового султана сыном Илтутмиша, но Исами и Фиришта предполагают, что он был внуком Илтутмиша. Некоторые современные историки считают Минхаджа более надежным. [ 66 ] в то время как другие полагают, что новый султан был сыном старшего сына Илтутмиша Насируддина (который умер раньше Илтутмиша) и был назван в честь своего отца. [ 4 ] [ 5 ] Балбан обладал всей властью в то время и стал султаном в 1266 году. [ 65 ] Потомки Балбана правили Дели, пока не были свергнуты Халджисом .
Религия
[ редактировать ]Илтутмиш был набожным мусульманином и проводил много времени в молитвах по ночам. [ 67 ]
Он был пунктуален в вознесении молитв.
Низам-уд-Дин Ахмад говорит:
Султан Шамс-уд-Дин был очень щепетилен в своих молитвах ( намазе ) и по пятницам ходил в мечеть и оставался там, чтобы совершить обязательные и дополнительные молитвы. [ 68 ]
Он также организовал специальные молитвы во время военных кампаний.
Его придворный поэт Амир Рухани описывает его как «святого воина и Гази ». [ 69 ] Он почитал нескольких суфийских святых, в том числе Кутбуддина Бахтияра Каки , Хамидуддина Нагаури, Джалалуддина Тебризи , Бахауддина Закарию и Наджибуддина Нахшаби. [ 67 ]
Политика в отношении индуистов
[ редактировать ]Когда группа улемов пришла к Илтутмишу и попросила его применить к индусам закон «смерти или ислама», Илтутмиш попросил Низам-уль-Мулька Джунайди дать улемам подходящий ответ.
Визирь ответил им:
«Но в настоящий момент Индия недавно завоевана, и мусульман так мало, что они подобны соли (в большом блюде). Если применить приведенные выше приказы к индусам, возможно, что они могут объединиться и вызвать всеобщую путаницу. Однако через несколько лет, когда в столице, регионах и небольших городах мусульмане укрепятся, а войска станут больше, это станет возможным. дать индуистам выбор «смерть или ислам»». [ 70 ]
Илтутмиш проводил религиозные беседы с ортодоксальными улемами , такими как Сайид Нуруддин Мубарак Газневи, при своем дворе, но игнорировал их советы при формулировании имперской политики. [ 67 ] Он понимал пределы, в которых исламский закон шариата может применяться в преимущественно немусульманской Индии. Он не посоветовался с улемами, принимая неортодоксальное решение назначить свою дочь Разию своим преемником. [ 67 ] Этот баланс между шариатом и практическими потребностями того времени стал особенностью тюркского правления в Дели. [ 71 ]
Наследие
[ редактировать ]«Илтутмиш заложил основы Делийского султаната как действительно независимого королевства, освободив его от подчиненного положения Газни. [ 53 ] [ 72 ] Инвеститура халифа, хотя и была простой формальностью, подтвердила его статус независимого суверена среди мусульман. [ 53 ] К моменту его смерти Делийский султанат превратился в самое большое и могущественное королевство на севере Индии. [ 72 ]
Илтутмиш, скорее всего, был первым правителем, который организовал централизованно набираемую, централизованно оплачиваемую и централизованно управляемую армию в Делийском султанате. Его придворный Фахр-и Мудаббир написал «Адаб аль-харб ва-ль-шаджаа» , книгу об искусстве ведения войны. [ 73 ]
Иктас
[ редактировать ]Илтутмиш внедрил систему административных грантов икта в Делийском султанате. Эта система, заимствованная у более ранних исламских династий Ближнего Востока , предполагала передачу доходов из определенного региона подчиненному в обмен на военную службу и политическую лояльность. Илтутмиш использовал этот иктас для консолидации своей империи путем демонтажа существующего феодального порядка индийского общества. [ 74 ]
Илтутмиш передал своим тюркским подчиненным несколько регионов в форме иктасов . Более крупные икты , которые фактически были провинциями империи, были закреплены за высокопоставленными людьми, которые должны были управлять регионами, поддерживать местный закон и порядок и снабжать воинские контингенты в трудные времена. Ожидалось , что держатели меньших икта будут собирать доходы со своих регионов только в обмен на военную службу императору. Чтобы гарантировать, что эта система икты останется бюрократической, а не феодальной по своей природе, Илтутмиш перевел владельцев икты из одного региона в другой, отказался предоставить им юридический иммунитет и не одобрял местничество в администрации. [ 73 ]
Как свободные амиры, так и бандаган-и-шамси (в отличие от бандаган-и-хасса во времена Муизз ад-Дина) использовались Илтутмишем в течение длительного и длительного процесса, включающего ротацию иктасов, назначенных каждому дворянину каждый раз. через некоторое время для того, чтобы не было и речи о претензиях на конкретный регион со стороны конкретного дворянина. Помимо этого, почти в том же качестве, но в более важных ролях, использовались и князья. [ 75 ] [ нужна страница ]
Чеканка монет
[ редактировать ]Илтутмиш представил две монеты, которые стали основой для последующей чеканки Делийского султаната: серебряную танка и медную джитал . [ 76 ]
Его предшественники, в том числе правители Гуридов, поддерживали местную систему чеканки, основанную на монетах Хиндушахи с изображением быка и всадника, отчеканенных в Дели. Дехливала, стандартная монета, представляла собой сплав серебра и меди с единым весом 3,38 грамма, из которых 0,59 грамма составляло серебро. Основным источником серебра для монетного двора Дели были клады монет из Средней Азии. Другим источником было европейское серебро, которое попадало в Дели через Красное море и Персидский залив через порты Гуджарата. К 1220-м годам поставки из Центральной Азии иссякли, и Гуджарат оказался под контролем враждебных сил. [ 77 ]
-
Аверс: Грубая фигура Всадника с копьем на коне в попоне, лицом вправо. деванагари Легенды : Шри/хамира . Звезда над лошадью.
Реверс: Арабские легенды: Шамс ад-дунья валь дин Илтутмиш ас-султан . -
Аверс: Всадник с копьем на лошади в попоне, лицом вправо. Легенды деванагари: Шри/хамира .
Реверс: Арабские легенды: Шамс ад-дунья ва'ль дин Абу'л Музаффар Илтутмиш аль-Султан .
В ответ на нехватку серебра Илтутмиш представил в Северной Индии новую биметаллическую систему чеканки монет, состоящую из серебряной танка весом 11 грамм и биллона джитала с 0,25 грамма серебра. Дехливала была девальвирована до уровня джитала . Это означало, что Дехливала с 0,59 грамма серебра теперь была эквивалентна монете с 0,25 грамма серебра. Каждая дехливала, уплаченная в качестве налога, давала дополнительно 0,34 грамма серебра, которое можно было использовать для производства танка . Новая система служила основой чеканки монет на протяжении большей части периода Султаната и даже за его пределами, хотя периодическая нехватка серебра вызывала дальнейшее обесценивание. Танка является предшественником рупии . [ 78 ] [ 79 ]
Исламская культура
[ редактировать ]Во время правления Илтутмиша город Дели стал центром исламской власти и культуры в Индии. [ 72 ] Он покровительствовал нескольким учёным, включая историка Минхадж-и-Сираджа и суфийского мистика Кутбуддина Бахтияра Каки . [ 71 ] Минхадж утверждает, что покровительство Илтутмиша привлекло в Дели несколько ученых и других выдающихся людей, особенно из Персии, захваченной монголами . [ 80 ] Сообщается, что при дворе Илтутмиша места для выдающихся ученых и святых были повышены, а для других - понижены. Об этом свидетельствует «Фаваид-уль-Фуад» , почти современная работа, в которой описывается ссора между шейхом Низамуддином Абул Мувайидом и Сайидом Нуруддином Мубараком Газнави по поводу выбора мест в присутствии Илтутмиша. [ 67 ]
Фаваид-уль-Фуад упоминает анекдот о покровительстве Илтутмиша ученым: Насири, поэт, нуждающийся в царской награде, сочинил касыду в честь Илтутмиша. Однако, пока он читал стихотворение, Илтутмиш покинул концерт, чтобы заняться неотложным административным делом. Встревоженный Насири подумал, что Илтутмиш забудет его, и потерял всякую надежду получить царскую награду. Но как только Илтутмиш оказался на свободе, он пришел к Насири, прочитал по памяти первую строку касыды и попросил Насири завершить свое чтение. [ 81 ]
Архитектура
[ редактировать ]Илтутмиш инвестировал в многочисленные водопроводные сооружения, мечети и гражданские объекты в Дели. [ 71 ] Он завершил строительство Кутб-Минара , начатое Кутб ад-дином Айбаком. Он также сдал в эксплуатацию водохранилище Хауз-и-Шамси к югу от Кутб-Минара и медресе (школу) вокруг него. [ 82 ]
Он построил несколько ханок (монастырей) и дарг (могил) для суфийских святых. [ нужна ссылка ] Он начал строительство Ханаки Хамида уд-дина и построил Гандхак ки Баоли , ступенчатый колодец для суфийского святого Кутбуддина Бахтияра Каки , который переехал в Дели во время его правления. [ 83 ]
В 1231 году он построил надгробный памятник султану Гари для своего старшего сына Насируддина , умершего двумя годами ранее. [ 84 ] Это был первый исламский мавзолей в Дели, расположенный на укрепленной территории, на которой также находятся могилы других родственников Илтутмиша. [ 85 ]
-
Кутб-Минар завершил Илтутмиш.
-
Хауз-и-Шамси Павильон
-
Гандхак Ки Баоли
-
Султан Гари
Семья
[ редактировать ]Супруги
[ редактировать ]- Тюркан Хатун (умерла после 1236 года; также известная как Туркман Хатун или Кутб Бегум) была главной супругой Илтутмиша и дочерью Кутб уд-Дина Айбака . Она была матерью Насируддина Махмуда , Разии Султаны , Гиясуддина Мухаммад Шаха, Шихабуддина Мухаммада, Шазии Бегум и Кутбуддина Мухаммада. Вероятно, она была младшей дочерью Кутбуддина Айбака, в то время как две другие ее сестры были замужем за Насир ад-Дином Кабачей . [ 86 ]
- Шах Тюркан (вероятно, умерла после 1236 года) была Худавандой (наложницей) Илтутмиша и матерью Рукнуддина Фируза . Она была первой королевской дамой, принимавшей активное участие в политических вопросах во времена династии рабов . Тюркан была тюркской (порабощенной) служанкой и поднялась, чтобы взять под свой контроль гарем султана. Она воспользовалась этой возможностью, чтобы отомстить всем, кто пренебрегал ею в прошлом.
- Мать Муизуддина Бахрама (умерла после 1236 г.), о ней мало что известно, но она была матерью султана Муизуддина Бахрама и дочерью, вышедшей замуж за Малика Ихтияра уддина Айтегина. Вероятно, она дочь или сестра одного из сорока вождей Илтутмиша.
- Малика-и-Джахан (умерла после 1246 года; полный титул: Малика-и-Джахан Джалал уд Дунья валь Дин), мать султана Насируддина Махмуд Шаха . Ее настоящее имя было неизвестно, раньше она была наложницей Илтутмиша, но во время правления его сына ей дали титул Малика-и-Джахан. Ее существование как супруги Илтутмиша часто обсуждается, некоторые утверждают, что она была женой умершего сына Илтутмиша, Малик-ус-Саида Насируддина Махмуда. И ее, и ее сына отправили жить во дворец в деревне Лони. После смерти Илтутмиша она вышла замуж за Малика Сайфуддина Кутлуг-хана. [ 87 ]
- Мать Джалалуддина Масуд Шаха, личность неизвестна.
- Множество других наложниц.
Сыновья
[ редактировать ]- Малик-ус-Саид Насируддин Махмуд (умер в 1229 г.) — с Тюркан-хатун; [ 88 ] старший сын Илтутмиша, которого он считал своим преемником, но неожиданно умер в 1229 году. Он был губернатором Ауда, позже служил губернатором Бенгалии до своей смерти в 1229 году. Он послал Илтутмиша возглавить вторжение против мятежника Иваза Халджи . [ 89 ] После победы над Ивазом Халджи он получил от своего отца титул Малик-уш-Шарк (مٰلك الشّرق Малику 'ш-Шарк, арабский: «Царь Востока»).
- Султан Рукнуддин Фируз (казнен 19 ноября 1236 г.) - с Шахом Тюрканом ; [ 90 ] он был назначен преемником Илтутмиша. Однако он проводил время в поисках удовольствий и оставил контроль над администрацией своей матери. Неправильное управление привело к восстаниям против Рукнуддина и его матери. [ 91 ]
- Султан Муизуддин Бахрам Шах (убит повстанцами 15 мая 1242 г.) – с неназванной супругой. Он объявил себя новым королем при поддержке сорока вождей , когда его сестра Разия Султана была заключена в тюрьму в Батинде , а также назначил Амир-и-Хаджиба Малика Ихтияра уд-Дина Айтегина своим регентом. Во время восстания против него раньше него был убит Ихтияруддин Айтегин.
- Малик Гияс уд-Дин Мухаммад Шах (умер после 1236 г.) – вероятно, вместе с Тюркан Хатун; он был назначен губернатором Ауда. Он восстал против Рукнуддина Фируза после того, как Шах Тюркан ослепил и казнил популярного сына Илтутмиша Кутбуддина. [ 92 ]
- Джалалуддин Масуд Шах (умер после 1242 г.) – с неназванными супругами; После смерти Муиз уд дина Бахрама он вместе со своим братом Насируддином Махмуд Шахом и племянником Ала-уд-Дином Масуд Шахом (сыном Рукнуддина Фируза ) был доставлен в замок Фирузи, королевскую резиденцию, из заточения белого замка амиры и Ала уд дин Масуд были выбраны султаном. Оба брата оставались в заключении до сентября 1243 года. [ 93 ]
- Шихабуддин Мухаммад, о нем мало что известно. Его мать, вероятно, Тюркан-хатун, и он, вероятно, умер в детстве или казнен во время правления Рукнуддина Фируза . [ 94 ]
- Насируддин Махмуд Шах (ок. 1229/1230 - 19 ноября 1266) - с Малика-и-Джаханом Джалалом уд Дунья вал Дин; [ 95 ] Его назвали в честь его умершего старшего брата Насируддина Махмуда , его отправили жить во дворец в деревне Лони. [ 96 ] своего тестя Гияса уд-дина Балбана . Он взошел на престол в 1246 году и назначил регентом [ 97 ]
- Кутбуддин Мухаммад (ослепленный и казненный в 1236 г.) – с Тюркан-хатун; он был младшим сыном Илтутмиша и пользовался популярностью среди государственных деятелей. В 1236 году, во время правления Рукнуддина Фируза , Шах Тюркан начала плохо обращаться со своей соперницей, одним из которых был Кутбуддин, который был ослеплен и казнен. Этот инцидент привел к восстанию против Рукнуддина Фируза. [ 98 ]
Дочери
[ редактировать ]- Разия Султана (ок. 1205 – 15 октября 1240) – с Тюркан Хатун; [ 99 ] [ 100 ] она была первой и единственной женщиной-правителем Делийского султаната , когда ее отец уехал в свою кампанию в Гвалиоре в 1231 году, Илтутмиш оставил ее ответственной за администрацию Дели. Она настолько хорошо выполняла свои обязанности, что после возвращения отца Илтутмиш решил назвать ее своей преемницей. [ 101 ] Она взошла на престол в 1236 году, но была свергнута в 1240 году. В 1240 году во время заключения в Батинде она вышла замуж за Малика Ихтияра уд-Дина Алтунию . Оба они были убиты в октябре 1240 года. [ 102 ]
- Шазия Бегум (умерла, вероятно, в 1240 г.) – вместе с Тюркан-хатун. о ней мало что известно, но некоторые источники сообщают, что она была убита вместе с Разией, а ее могила находится рядом с могилой Разии в Мохалла Бюльбули Ханна возле Туркманских ворот в Старом Дели. [ 103 ] Говорят, что она замужем за государственным деятелем, известным как Изз-уд-дин Балбан-и-Хаслу Хан. [ 104 ]
- Безымянная дочь (умерла после 1240 г.) – с неназванными супругами; она была сестрой Муиза уддина Бахрама , на котором он женился на регенте Амир-и-Хаджибе Малик-и-Кабире Ихтияруддине Айтегине. [ 105 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кумар, Сунил (2006). «Служба, статус и военное рабство в Делийском султанате: тринадцатый и четырнадцатый века». В Чаттерджи, Индрани; Итон, Ричард М. (ред.). Рабство и история Южной Азии . Издательство Университета Индианы. п. 91. ИСБН 978-0-253-11671-0 . Архивировано из оригинала 21 сентября 2022 года . Проверено 12 октября 2023 г.
Джузджани предоставил редкие подробности о том, как Илтутмиш в юности был порабощен в среднеазиатских степях...
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 676.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 676.
- ^ Jump up to: а б К.А. Низами 1992 , стр. 256.
- ^ Jump up to: а б Джасвант Лал Мехта 1979 , с. 105.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 633.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 661.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 633.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 650, 661.
- ^ «Могила единственной женщины Дели, султана, забыта» . www.dnaindia.com . Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 209–210: «В течение последних нескольких десятилетий существовали серьезные разногласия относительно произношения и орфографии имени султана. Современные персидские тексты Таджул Алд'асир, Тарих-и Фахруддин Мубарак Шах, Адабул Харб и Табагат -и Насири-а также надписи на зданиях и монетах по-разному читались и по-разному интерпретировались разными авторами Эльфинстоуна. имя как «Альтамыш»;! CJliot как «Альтамш»2 и Раверти как Тялтимиш. В 1907 году Бартольд предположил, что на самом деле это слово означает «хранитель королевства», и привел убедительные аргументы в поддержку своей точки зрения».
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 209.
- ^ Андре Винк 1991 , стр. 154–155.
- ^ Jump up to: а б с Андре Винк 1991 , с. 154.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д К.А. Низами 1992 , с. 211.
- ^ Jump up to: а б с К.А. Низами 1992 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б с К.А. Низами 1992 , с. 213.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 206.
- ^ К.А. Низами 1992 , стр. 207–208.
- ^ Jump up to: а б Питер Джексон 2003 , с. 29.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 208.
- ^ Андре Винк 1991 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Питер Джексон 2003 , с. 30.
- ^ FB Flood 2009 , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с д Андре Винк 1991 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б с д и ж К.А. Низами 1992 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б с К.А. Низами 1992 , с. 215.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 30–31.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 32–33.
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 215–216.
- ^ Jump up to: а б с д Питер Джексон 2003 , с. 33.
- ^ Jump up to: а б с Питер Джексон 2003 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б К.А. Низами 1992 , с. 216.
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 216–217.
- ^ Jump up to: а б с К.А. Низами 1992 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б с Питер Джексон 2003 , с. 36.
- ^ К.А. Низами 1992 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б К.А. Низами 1992 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б с д Питер Джексон 2003 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Андре Винк 1991 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Питер Джексон 2003 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я К.А. Низами 1992 , с. 219.
- ^ Питер Джексон 2003 , стр. 37–38.
- ^ Шон Оливер-Ди 2009 , с. 31.
- ^ Блейн Х. Ауэр 2012 , стр. 107–108.
- ^ Jump up to: а б ФБ Наводнение 2009 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с К.А. Низами 1992 , с. 220.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 221.
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 221–222.
- ^ Jump up to: а б К.А. Низами 1992 , с. 222.
- ^ Jump up to: а б с Сатиш Чандра 2004 , с. 45.
- ^ Махаджан, Видья Дхар (1965). Мусульманское правление в Индии . С.Чанд.
- ^ АК Маджумдар 1956 , стр. 157–159.
- ^ С.М. Икрам 1966 , с. 52.
- ^ Андре Винк 1991 , с. 157.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 230.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 231.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 235.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 236.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 242.
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 244–249.
- ^ К.А. Низами 1992 , стр. 250–255.
- ^ Jump up to: а б Питер Джексон 2003 , стр. 46–47.
- ^ Риазул Ислам 2002 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б с д и К.А. Низами 1992 , с. 229.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 20.
- ^ Иктидар Хусейн Сиддики 2003 , с. 40.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Сальма Ахмед Фаруки, 2011 г. , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с Сальма Ахмед Фаруки, 2011 г. , с. 59.
- ^ Jump up to: а б К.А. Низами 1992 , с. 227.
- ^ К.А. Низами 1992 , стр. 226–227.
- ^ Кумар, Сунил (2007). Возникновение Делийского султаната . Раникет: Перманентный черный. ISBN 978-81-7824-306-1 .
- ^ К.А. Низами 1992 , стр. 227–228.
- ^ Ян Бланшар 2005 , стр. 1263–1264.
- ^ Ян Бланшар 2005 , стр. 1264–1265.
- ^ Андре Винк 1991 , с. 155.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 223.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 228.
- ^ Сатиш Чандра 2004 , с. 46.
- ^ Рональд Вивиан Смит 2005 , стр. 11–12.
- ^ Р. Баласубраманиам 2005 , с. 98.
- ^ YDSharma (2001). «Дели и его окрестности». Хаузи-и-Шамси (Нью-Дели: Археологическая служба Индии). стр. 63–64 и 73. Проверено 24 апреля 2009 г.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 676.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 676.
- ^ Минхадж-и-Сираж, Абу-Умар-и-Усман (1873). Табакат-и-Насири . Лондон: Азиатское общество. стр. 660–673.
- ^ Ахмед, ПРО Шамсуддин (2012). «Илтутмиш». В исламе Сираджуль; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш.
- ^ К.А. Низами 1992, стр. 234–235.
- ^ К.А. Низами 1992, с. 236.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 633.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 661.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 633
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр.676
- ^ К.А. Низами 1992, стр. 256.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 74–76. ISBN 978-93-80607-34-4 . OCLC 822894456 .
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 625, 633.
- ^ Руководство М. Джексона 1999 , с. 341.
- ^ Судха Шарма 2016 , с. 141 цитата: «Но, согласно Абу-Умар-и-Усману Минхадж-уд-дину Сираджу (Табакат-и-Насири), Тюркан Хатун звали мать Разии, а не эту женщину [Шах Тюркан]».
- ^ К. А. Низами 1992 , стр. 230–231.
- ^ К.А. Низами 1992 , с. 243.
- ^ «Могила единственной женщины Дели, султана, забыта» . www.dnaindia.com . Архивировано из оригинала 6 ноября 2022 года . Проверено 6 ноября 2022 г.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 650, 661.
- ^ Минхадж-и-Сираж, «Табакат-и-Насири» в переводе майора Х.Г. Раверти (1873), стр. 650, 661.
Библиография
[ редактировать ]- Ян Бланшар (2005). Горное дело, металлургия и чеканка монет в средние века . Том. 3. Франц Штайнер Верлаг. ISBN 9783515087049 .
- А. К. Маджумдар (1956). Чаулукьяс из Гуджарата . Бхаратия Видья Бхаван.
- Андре Винк (1991). Аль-Хинд Создание индо-исламского мира: цари-рабы и исламское завоевание: 11-13 века . БРИЛЛ. ISBN 90-04-10236-1 .
- Блейн Х. Ауэр (2012). Символы власти в средневековом исламе: история, религия и мусульманская легитимность в Делийском султанате . ИБТаурис. ISBN 978-1-84885-567-0 .
- ФБ Наводнение (2009). Объекты перевода: материальная культура и средневековая «индуистско-мусульманская» встреча . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12594-7 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- Иктидар Хусейн Сиддики (2003). Средневековая Индия: очерки интеллектуальной мысли и культуры . Манохар. ISBN 978-81-7304-499-1 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- Джасвант Лал Мехта (1979). Расширенное исследование истории средневековой Индии . Том. 2. Стерлинг Паблишерс Пвт. ISBN 9788120706170 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2023 года . Проверено 19 марта 2023 г.
- К.А. Низами (1992). «Ранние турецкие султаны Дели». В Мохаммеде Хабибе; Халик Ахмад Низами (ред.). Всеобъемлющая история Индии: Делийский султанат (1206–1526 гг. Н.э.) . Том. 5 (Второе изд.). Конгресс истории Индии / Народное издательство. OCLC 31870180 . Архивировано из оригинала 17 января 2023 года . Проверено 25 июля 2019 г.
- Питер Джексон (2003). Делийский султанат: политическая и военная история . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-54329-3 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 11 сентября 2019 г.
- Р. Баласубраманиам (2005). Комплекс всемирного наследия Кутуб . Арийские книги International. ISBN 978-81-7305-293-4 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- Риазул Ислам (2002). Суфизм в Южной Азии: влияние на мусульманское общество четырнадцатого века . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195790054 . Архивировано из оригинала 7 апреля 2023 года . Проверено 21 марта 2023 г.
- Рональд Вивиан Смит (2005). Дели, о котором никто не знает . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-8028-020-7 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 30 декабря 2019 г.
- С.М. Икрам (1966). Мусульманское правление в Индии и Пакистане, 711–1858 гг . Депо Звездной книги.
- Сальма Ахмед Фаруки (2011). Всеобъемлющая история средневековой Индии: с двенадцатого до середины восемнадцатого века . Пирсон Образовательная Индия. ISBN 978-81-317-3202-1 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 24 октября 2018 г.
- Сатиш Чандра (2004). Средневековая Индия: От султаната до Моголо-Делийского султаната (1206-1526) . Том. 1. Публикации Хар-Ананда. ISBN 978-81-241-1064-5 . Архивировано из оригинала 20 января 2023 года . Проверено 13 февраля 2016 г.
- Шон Оливер-Ди (2009). Вопрос о Халифате: британское правительство и исламское управление . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-3603-4 . Архивировано из оригинала 25 января 2024 года . Проверено 11 сентября 2019 г.