Карты смысла
![]() | |
Автор | Джордан Петерсон |
---|---|
Аудио прочитано | Джордан Петерсон |
Язык | Английский |
Предмет | |
Опубликовано | 26 марта 1999 г. |
Издатель | Рутледж |
Место публикации | Канада |
Тип носителя | Распечатать |
Страницы | 564 |
ISBN | 978-0415922227 |
Карты смысла: архитектура убеждений — книга канадского клинического психолога и профессора психологии Джордана Петерсона, вышедшая в 1999 году . В книге описана теория того, как люди создают смыслы , в соответствии с современным научным пониманием того, как функционирует мозг . [ 1 ] Он исследует «структуру систем убеждений и роль, которую эти системы играют в регулировании эмоций». [ 2 ] использование «несколько академических областей, чтобы показать, что связь мифов и убеждений с наукой необходима для полного понимания того, как люди придают смысл». [ 3 ]
Предыстория и написание
[ редактировать ]Петерсон провёл более 13 лет [ 1 ] написание книги в попытке «объяснить смысл истории». [ 4 ] В нем он кратко размышляет о своем детстве и о воспитании в христианской семье. Ответы на его вопросы о буквальной истинности библейских историй казались невежественными, из-за чего он потерял интерес к посещению церкви. В подростковом и раннем взрослом возрасте он пытался найти ответ на «общее социальное и политическое безумие и зло мира» (от холодной войны до тоталитаризма ) и на короткий период времени увлекся социализмом и политической наукой . Ощутив себя неудовлетворенным и впав в депрессию, он нашел вдохновение в идеях Карла Юнга и решил заняться психологией.
Петерсон начал писать «Карты смысла» в середине 1980-х годов и использовал текст из них (тогда называвшийся « Боги войны ») во время своих занятий в качестве доцента кафедры психологии в Гарвардском университете . [ 5 ] [ 6 ] Первоначально он намеревался использовать его при подаче заявления на академическую должность в Гарварде, но обнаружил, что эмоционально не готов к этой задаче и не «в состоянии привести веские аргументы в свою пользу». Перспектива постоянной работы была привлекательной, поскольку к тому времени у него было двое детей, и поэтому в 1998 году он решил принять предложение Университета Торонто . [ 5 ]
По словам Крейга Ламберта, пишущего в журнале Harvard Magazine , книга написана под влиянием архетипических идей Юнга о коллективном бессознательном и эволюционной психологии . В него вошли теории религии и Бога, естественного происхождения современной культуры, а в библиографию вошли Данте Алигьери , Ханна Арендт , Федор Достоевский , Нортроп Фрай , Иоганн Вольфганг фон Гете , братья Гримм , Стивен Хокинг , Лаоцзы , Конрад Лоренц , Александр Лурия , Джон Мильтон , Фридрих Ницше , Жан Пиаже , БФ Скиннер , Александр Солженицын , Вольтер и Людвиг Витгенштейн и многие другие. [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ]
Выпускать
[ редактировать ]Книга была впервые опубликована в 1999 году издательством Routledge , а издание в твердом переплете последовало в 2002 году. [ 7 ] Во время первого выпуска книга была продана тиражом едва более ста экземпляров. [ 8 ] Полное издание аудиокниги было выпущено 12 июня 2018 года компанией Random House Audio . [ 9 ] Через месяц после выхода аудиокнига дебютировала на 4-м месте ежемесячной категории «Аудио-документальная литература» в списке бестселлеров The New York Times . [ 10 ]
вышел в эфир 13-серийный телесериал, основанный на книге Петерсона « Карты смысла: архитектура убеждений» В 2004 году на канале TVOntario . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Содержание
[ редактировать ]По словам Петерсона, его главная цель заключалась в том, чтобы изучить, почему и отдельные люди, и группы участвуют в социальных конфликтах , исследуя рассуждения и мотивацию, которые люди используют для поддержки своих систем убеждений (т.е. идеологической идентификации ). [ 14 ] в конечном итоге это приводит к убийствам и патологическим зверствам, таким как ГУЛАГ , Холокост и геноцид в Руанде . [ 1 ] [ 14 ] [ 15 ] Он считает, что «анализ мировых религиозных идей может позволить нам описать нашу основную мораль и в конечном итоге разработать универсальную систему морали». [ 15 ]
В соответствии с рассуждениями Петерсона, существует борьба между хаосом (характерным для неизвестного, например, природы) и порядком (характерным для исследованной, нанесенной на карту территории, например, культуры). Люди с их способностью абстрактного мышления также создают абстрактную территориальность — системы убеждений, которые «регулируют наши эмоции». Потенциальная угроза важным убеждениям вызывает эмоциональные реакции, которые потенциально сопровождаются патологическими попытками противостоять внутреннему хаосу, несмотря на то, что «люди обычно предпочитают, чтобы война была чем-то внешним, а не внутренним… чем переформированием наших оспариваемых убеждений». Промежуточным принципом является логос (сознание), а героические личности — это те, кто развивает культуру и общество в качестве посредников между этими двумя природными силами. [ 1 ] В этом смысле «миф представляет собой вечное неизвестное… известное… знающего», причем последний является героем, который « убивает дракона хаоса», как Святой Георгий , что приводит к «зрелости в форме индивидуальности». [ 4 ] На протяжении всей книги Петерсон пытается объяснить, как работает разум, включая иллюстрации со сложными геометрическими диаграммами (например, «Составные элементы опыта как личности, территории и процесса»). [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Одна из относительно немногих рецензий на книгу после ее выпуска была написана Шелдоном Х. Уайтом из Гарвардского университета, который похвалил ее как «блестящее расширение нашего понимания человеческой мотивации». [ 5 ] [ 16 ]
Профессор психиатрии Дэн Блейзер в «Американском журнале психиатрии» (2000) подчеркнул, что «это книга, которую нельзя абстрагировать и обобщать. Скорее, ее следует читать на досуге (хотя это совсем не легкое чтение) и использовать в качестве стимул и ссылка для расширения собственных карт смысла». [ 4 ] Максин Шитс-Джонстон, писавшая для Psycoloquy (2000), описала ее как «оригинальную, провокационную, сложную и увлекательную книгу, которая также временами вызывает концептуальное беспокойство, чрезмерно повторяется и раздражает по своему формату»; однако «положительные стороны книги намного перевешивают ее недостатки». [ 17 ]
Харви Шепард в колонке «Религия» Montreal Gazette (2003) заявил: [ 18 ]
На мой взгляд, книга отражает глубокое моральное чувство и обширную эрудицию ее автора в различных областях, от клинической психологии до Священных Писаний и большого количества личных самоанализов… Видение Петерсона полностью основано на современных научных и прагматических методах и в важных отношениях глубоко консервативно. и традиционные.
Психологи Ральф В. Худ , Питер К. Хилл и Бернард Спилка в своей книге «Психология религии: эмпирический подход» (2009) заявляют относительно связи пятифакторной модели с религией, что «динамическая модель религии Напряженность между традицией и трансформацией была мастерски исследована Петерсоном (1999) как личностная основа того, что он называет архитектурой веры». [ 19 ]
В 2017 году академик-феминистка Камилла Палья прокомментировала связь между «Картами смысла» и ее собственной книгой «Сексуальные личности» (1990). [ 5 ]
По словам Петерсона, до 2018 года серьезной критики не было, и он «не думал, что люди имеют представление о том, что делать с книгой». [ 5 ] В 2018 году профессор философии Пол Тагард дал книге крайне негативную рецензию в блоге Psychology Today , назвав ее мрачной и утверждая, что она «неполноценна как работа в области антропологии, психологии, философии и политики». [ 20 ]
Натан Дж. Робинсон в статье в своем левом издании « Текущие события » описал книгу как «сложную, недоказуемую, нефальсифицируемую и непонятную теорию». [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт, Крейг (сентябрь 1998 г.). «Хаос, Культура, Любопытство» . Гарвардский журнал .
- ^ МакКорд, Джоан (2004). За пределами эмпиризма: институты и намерения в изучении преступности . Издатели транзакций. п. 178. ИСБН 978-1-4128-1806-3 .
- ^ Грегори, Эрик М.; Ратледж, Памела Б. (2016), Исследование позитивной психологии: наука о счастье и благополучии , ABC-CLIO , стр. 154, ISBN 978-1-61069-940-2
- ^ Перейти обратно: а б с Блейзер, Дэн (1 февраля 2000 г.). «Карты смысла: архитектура убеждений» . Американский журнал психиатрии . 157 (2): 299–300. дои : 10.1176/appi.ajp.157.2.299-a . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бартлетт, Том (17 января 2018 г.). «Что такого опасного в Джордане Петерсоне?» . Хроника высшего образования . Проверено 19 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Санне, Келефа (5 марта 2018 г.). «Евангелие мужественности Джордана Петерсона» . Житель Нью-Йорка . Проверено 3 марта 2018 г.
- ^ Петерсон, Джордан Б. (11 сентября 2002 г.), Карты смысла: архитектура убеждений , Routledge, ISBN 1-135-96174-3
- ^ де Вен, Инге ван; ван Гемерт, Ничьи (3 июля 2022 г.). «Пузыри фильтров и эффекты гуру: Джордан Б. Петерсон как публичный интеллектуал в экономике внимания» . Исследования знаменитостей . 13 (3): 291. дои : 10.1080/19392397.2020.1845966 . ISSN 1939-2397 . S2CID 228850540 .
- ^ Петерсон, Джордан Б. 2018. Карты смысла: архитектура убеждений [аудиокнига], прочитано Дж. Б. Петерсоном. Великобритания: Random House Audio. ISBN 9781984829016 . Выложите резюме .
- ^ «Аудио-документальная литература» . Нью-Йорк Таймс . 1 июля 2018 года . Проверено 3 августа 2018 г.
- ^ Эренворт, Дэниел (25 января 2017 г.). «Отказ профессора использовать гендерно-нейтральные местоимения и последовавшая за этим жестокая война в кампусе» . Торонто Жизнь . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ «Там, где мы живем…» 22 апреля 2017 г. Архивировано из оригинала 22 апреля 2017 г. Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ «Архив: Карты значений» . TVO.org . Проверено 20 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Крендл, Энн К. (26 апреля 1995 г.). «Джордан Петерсон: связь мифологии с психологией» . Гарвардский малиновый .
- ^ Перейти обратно: а б «Краткое содержание и путеводитель по картам значений Джордана Петерсона: архитектура убеждений» , Scribd , стр. 2–3, август 2015 г. , получено 3 марта 2018 г.
- ^ Уайт, Шелдон Х. (1999). «Психология развития как этическое предприятие». Человеческое развитие . 42 (1): 52. дои : 10.1159/000022609 . ISSN 0018-716X . S2CID 144457869 .
- ^ Шитс-Джонстон, Максин (2000). «Психология того, что есть и что должно быть: экспериментальная и моральная психология известного и неизвестного: обзор Петерсона о вере в смысл» . Психология . 11 (124) . Проверено 4 марта 2018 г.
- ^ Шеперд, Харви (11 ноября 2003 г.). «Смысл из мифов». Монреальский вестник .
- ^ Худ, Ральф В .; Хилл, Питер С.; Спилка, Бернард (2009). Психология религии: эмпирический подход (4-е изд.). Гилфорд Пресс. стр. 236–237. ISBN 978-1-60623-392-4 .
- ^ Тагард, Пол (12 марта 2018 г.). «Мрачные карты смысла Джордана Петерсона» . Психология сегодня . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Натан Дж. Робинсон (14 марта 2018 г.). «Интеллектуал, которого мы заслуживаем» . Проверено 19 мая 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карты значений - сайт Петерсона
- Карты значений: архитектура убеждений