Звуковая символика
В лингвистике . звуковая символика это перцептуальное сходство между звуками речи и значениями понятий — Это форма языковой иконичности . Например, английское слово «дин» может звучать похоже на настоящий звук колокольчика.
Лингвистический звук может восприниматься как аналог не только звуков, но и других сенсорных свойств, таких как размер, зрение, осязание или запах, или абстрактных областей, таких как эмоции или оценочные суждения . Такое соответствие между языковым звуком и значением может существенно повлиять на форму разговорной речи.
История
[ редактировать ]Платон и диалог Кратила
[ редактировать ]В «Кратиле» Платон дает Сократу комментарии о происхождении и правильности различных имен и слов. Когда Гермоген спрашивает, может ли он предложить другую гипотезу о том, как возникают знаки (его собственная гипотеза — это просто «условность»), Сократ сначала предполагает, что они соответствуют своим референтам в силу звуков, из которых они состоят:
Буква ро , как я уже говорил, показалась создателю имен превосходным инструментом для выражения движения; и он часто использует для этой цели букву: например, в настоящих словах повод и косуля он обозначает движение через ро; также в словах tromos (дрожащий), trachus (грубый); И снова в таких словах, как krouein (удар), trauein (раздавить), ereikein (синяк), thruptein (разрыв), kermatixein (крошить), rumbein (кружение): из всех этих видов движений он обычно находит выражение в букву Р, потому что, как я полагаю, он заметил, что язык наиболее возбужден и менее всего покоится при произношении этой буквы, которую он поэтому использовал для выражения движения.
— Кратил. [ 1 ]
Однако, столкнувшись с огромным количеством контрпримеров, приведенных Гермогеном, Сократ вынужден признать, что «мои первые представления об оригинальных именах поистине дики и нелепы».
Упанишады
[ редактировать ]Упанишады Вьякарана и : содержат много материала о звуковой символике, например
Немые согласные символизируют землю, шипящие — небо, гласные — небо. Немые согласные представляют огонь, шипящие — воздух, гласные — солнце… Немые согласные представляют собой глаз, шипящие — ухо, гласные — разум.
- Айтарейя Араньяка III.2.6.2. [ 2 ]
представление о Сфоте и Нирукте На этом также основано .
Сингон буддизм
[ редактировать ]Кукай , основатель Сингона , написал в 9 веке свой «Звук, слово, реальность» , в котором все звуки соотносятся с голосом Дхармакаи Будды .
Ранняя западная фоносемантика
[ редактировать ]Идея фоносемантики спорадически обсуждалась в средние века и эпоху Возрождения . В 1690 году Локк выступил против этой идеи в «Очерке о человеческом понимании» . Его аргумент заключался в том, что если бы между звуками и идеями существовала какая-либо связь, то мы все говорили бы на одном языке, но это чрезмерное обобщение. Новые Книга Лейбница « очерки человеческого понимания», опубликованная в 1765 году, содержит детальную критику эссе Локка. Лейбниц подхватывает обобщение, использованное Локком, и принимает менее жесткий подход: очевидно, что не существует идеального соответствия между словами и вещами, но и эта связь не является полностью произвольной, хотя он, кажется, не совсем ясно представляет, какими могут быть эти связи. [ 3 ]
Современная лингвистика
[ редактировать ]Современная лингвистика рассматривается как противостоящая звуковому символизму, начиная с Фердинанда де Соссюра (1857–1913), считающегося основателем современной «научной» лингвистики. Центральное место в том, что де Соссюр говорит о словах, занимают два взаимосвязанных утверждения: во-первых, он говорит, что « знак произволен». Он считает, что слова, которые мы используем для обозначения вещей и понятий, могут быть любыми словами – по сути, они представляют собой просто консенсус, достигнутый носителями языка, и не имеют никакой заметной модели или отношения к предмету. Во-вторых, он говорит, что, поскольку слова произвольны, они имеют значение только по отношению к другим словам. Собака есть собака, потому что она не кошка, не мышь, не лошадь и т. д. Эти идеи пронизывают изучение слов с XIX века. [ нужна ссылка ]
Типы
[ редактировать ]Звукоподражание
[ редактировать ]Звукоподражание относится к словам, которые имитируют звуки. Некоторые примеры на английском языке — «гав-вау» или «мяу» , каждый из которых представляет собой звук собаки или кошки .
Идеофон
[ редактировать ]Идеофон . является «членом открытого лексического класса отмеченных слов, изображающих сенсорные образы» [ 4 ] В отличие от звукоподражания, идеофоны относятся к словам, которые описывают любую сенсорную область, например, зрение или осязание . Примеры: корейский mallang-mallang 말랑말랑 «мягкий» и японский kira-kira キラキラ «блестящий». Идеофоны широко присутствуют во многих языках Африки и Восточной/Юго-Восточной Азии, таких как японский , тайский , кантонский диалект и коса . Их форма очень часто дублируется , но это не обязательно.
Фонэстемы
[ редактировать ]Фонэстема . – субморфемная последовательность звуков, связанных с определенным диапазоном значений Хорошо известным примером является английский gl- , который присутствует во многих словах, связанных со светом или зрением, таких как блики , свечение или блики . Поскольку gl- субморфемен, он сам по себе не является морфемой и не образует соединений с другими морфемами: -eam , -ow и -are не имеют собственного значения. Фонэстемы, однако, не обязательно являются иконическими , поскольку они могут быть специфичными для языка и не иконически напоминать то значение, с которым они связаны.
Звуковая символика в базовой лексике
[ редактировать ]Блази и др. (2016), [ 5 ] Джу (2020), [ 6 ] и Йоханссон и др. (2020) [ 7 ] продемонстрировал, что в языках всего мира определенные понятия в базовом словаре (например, список Сводеша или список Лейпцига-Джакарты ) имеют тенденцию быть представлены словами, содержащими определенные звуки. Ниже приведены некоторые фоносемантические ассоциации, подтвержденные тремя исследованиями:
Концепция | Звук |
---|---|
Грудь | Носовые звуки (например, /м/) |
Колено | Округленные гласные (например, /o/) |
Язык | Боковые согласные (например, /l/) |
Символика величины
[ редактировать ]Известно, что высокие гласные переднего ряда, такие как /i/, перцептивно ассоциируются с небольшим размером, тогда как низкие гласные и/или гласные заднего ряда, такие как /u/ или /a/, обычно ассоциируются с большим размером. Это явление известно как символизм величины .
Сапир (1929) [ 8 ] показал, что, когда их спрашивают, какая из двух таблиц с именами mil и mal больше другой, многие люди выбирают Mal больше, чем mil . Это явление наблюдается не только в псевдословах, но и во всей английской лексике. [ 9 ]
Дейктическая символика
[ редактировать ]Во многих языках проксимальное указательное местоимение («этот») обычно содержит высокие гласные переднего ряда (например, /i/), тогда как дистальное указательное местоимение («этот») обычно содержит низкие и/или задние гласные (например, / у/). [ 10 ] Примеры: английский this and that , французский ceci и cela , а также индонезийский ini и itu .
Местоименная символика
[ редактировать ]Местоимения первого лица ( я ) и местоимения второго лица ( ты ), как правило, содержат носовой звук . [ 11 ] Джу (2020) [ 12 ] предполагает, что это может быть связано с тенденцией младенца использовать носовой звук, чтобы привлечь внимание опекуна.
Эффект Баффало/удара ногой
[ редактировать ]
Вольфганг Кёлер представил так называемый феномен Такете-Малума. Когда участникам представили две формы, одну изогнутую, а другую остроконечную, и спросили, какая из них называется Такете , а какая Малума , участники с большей вероятностью свяжут имя Такете с остроконечной формой, а имя Малума — с изогнутой формой. [ 13 ]
После Рамачандрана и Хаббарда в 2001 году это явление теперь более известно как эффект буба/кики , и было продемонстрировано, что оно справедливо в разных культурах и языках. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Тактильная звуковая символика
[ редактировать ]Было продемонстрировано, что двугубные согласные связаны с восприятием мягкости, возможно, из-за мягкой текстуры человеческих губ. [ 17 ] [ 18 ]
Трель R часто встречается в словах, обозначающих «грубый», и нечасто в словах, обозначающих «гладкий». [ 19 ]
Использование в торговле
[ редактировать ]Звуковая символика используется в торговле для названий товаров и даже самих компаний. [ 20 ] Например, автомобильную компанию может заинтересовать, как назвать свою машину, чтобы она звучала быстрее или сильнее. Более того, звуковая символика может использоваться для создания значимой связи между названием бренда компании и самим товарным знаком. Звуковая символика может относиться к цвету, оттенку, форме и размеру товарного знака. [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Кратилизм
- Идеястезия
- Идеофон
- Имитация звуков природы в различных культурах
- Звукоподражание
- Фоно-семантическое соответствие
- Телефонытема
- Фонэстетика
- Знак (лингвистика)
- Садиться
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (Это перевод с открытым исходным кодом, доступный в Архиве интернет-классики.
- ^ [1] Упанишады в переводе Макса Мюллера , 1879 г.
- ^ адаптировано из обзора литературы Маргарет Магнус.
- ^ Дингеманс, Марк (15 мая 2019 г.). «Глава 1. Идеофон как сравнительное понятие». Иконичность в языке и литературе . 16 :13–33. дои : 10.1075/ил.16.02дин . hdl : 21.11116/0000-0002-6949-7 . ISBN 978-90-272-0311-3 . S2CID 171541216 .
- ^ Блази, Дамиан Э.; Вихманн, Сорен; Хаммарстрем, Харальд; Стадлер, Питер Ф.; Кристиансен, Мортен Х. (27 сентября 2016 г.). «Предрассудки в отношении звуково-значительных ассоциаций наблюдаются в тысячах языков» . Труды Национальной академии наук . 113 (39): 10818–10823. Бибкод : 2016PNAS..11310818B . дои : 10.1073/pnas.1605782113 . ПМК 5047153 . ПМИД 27621455 .
- ^ Джу, Ян (27 мая 2020 г.). «Фоносемантические искажения обнаружены в списках Лейпцига-Джакарты из 66 языков» . Лингвистическая типология . 24 (1): 1–12. doi : 10.1515/lingty-2019-0030 . hdl : 21.11116/0000-0004-EBB1-B . S2CID 209962593 .
- ^ Эрбен Йоханссон, Никлас; Аникин Андрей; Карлинг, Герд; Холмер, Артур (27 августа 2020 г.). «Типология звуковой символики: Определение макропонятий через их семантические и фонетические особенности» . Лингвистическая типология . 24 (2): 253–310. дои : 10.1515/lingty-2020-2034 . S2CID 209913202 .
- ^ Сапир, Э. (1929). «Исследование фонетического символизма». Журнал экспериментальной психологии . 12 (3): 225–239. дои : 10.1037/h0070931 . hdl : 11858/00-001M-0000-002C-4324-D . S2CID 37090694 .
- ^ Зима, Бодо; Перлман, Маркус (28 июня 2021 г.). «Размерная звуковая символика в английском лексиконе» . Глосса: Журнал общей лингвистики . 6 (1). дои : 10.5334/gjgl.1646 . S2CID 238832121 .
- ^ Йоханссон, Никлас; Златев, Иордания (1 января 1970 г.). «Мотивы звукового символизма в пространственном дейксисе: типологическое исследование 101 языка». Общественный журнал семиотики . 5 (1): 3–20. дои : 10.37693/pjos.2013.5.9668 .
- ^ Николс, Джоанна; Петерсон, Дэвид А. (июнь 1996 г.). «Личные местоимения индейцев». Язык . 72 (2): 336. дои : 10.2307/416653 . JSTOR 416653 .
- ^ Джу, Ян (27 мая 2020 г.). «Фоносемантические искажения обнаружены в списках Лейпцига-Джакарты из 66 языков» . Лингвистическая типология . 24 (1): 1–12. doi : 10.1515/lingty-2019-0030 . hdl : 21.11116/0000-0004-EBB1-B . S2CID 209962593 .
- ^ Кёлер, Вольфганг (1970). гештальт-психология; введение в новые понятия в современной психологии . Нью-Йорк: Ливерит. ISBN 0871402181 .
- ^ Рамачандран, В.С.; Хаббард, Э.М. (1 декабря 2001 г.). «Синестезия — окно в восприятие, мышление и язык». Журнал исследований сознания . 8 (12): 3–34.
- ^ Бремнер, Эндрю Дж.; Капарос, Серж; Давидофф, Жюль; де Фокерт, Ян; Линнелл, Карина Дж.; Спенс, Чарльз (февраль 2013 г.). « Буба» и «Кики» в Намибии? Отдаленная культура имеет схожие совпадения формы и звука, но разные формы и вкуса, как у жителей Запада». Познание . 126 (2): 165–172. дои : 10.1016/j.cognition.2012.09.007 . ПМИД 23121711 . S2CID 27805778 .
- ^ Свик, Александра; Фукс, Сюзанна; Дракслер, Кристоф; Асу, Ева Лийна; Дедиу, Дэн; Хиовайн, Катри; Кавахара, Сигэто; Куталидис, София; Крифка, Манфред; Липпус, Пяртель; Лупьян, Гэри; О, Грейс Э.; Пол, Цзин; Петроне, Катерина; Ридуан, Рашид; Райтер, Сабина; Шумхен, Натали; Салонтай, Адам; Юнал-Логацев, Озлем; Целлер, Йохен; Перлман, Маркус; Зима, Бодо (3 января 2022 г.). «Эффект буба/кики выражен в разных культурах и системах письменности» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 377 ): 20200390.doi : ( 1841 10.1098/rstb.2020.0390 . ISSN 0962-8436 . ПМЦ 8591387 . ПМИД 34775818 . S2CID 244103844 .
- ^ Сакамото, Маки; Ватанабэ, Дзюнджи (12 марта 2018 г.). «Буба/Кики на связи: ассоциации между тактильными качествами восприятия и японскими фонемами» . Границы в психологии . 9 : 295. doi : 10.3389/fpsyg.2018.00295 . ПМЦ 5857596 . ПМИД 29593602 .
- ^ Кумагай, Гакудзи (31 декабря 2020 г.). «Плюрипотентность двугубных согласных: образы мягкости и привлекательности в японском и английском языках» . Открытая лингвистика . 6 (1): 693–707. дои : 10.1515/opli-2020-0040 . S2CID 231628731 .
- ^ Зима, Бодо; Соскути, Мартон; Перлман, Маркус; Дингеманс, Марк (20 января 2022 г.). «Триллед / r/ ассоциируется с грубостью, связывая звук и прикосновение в разных разговорных языках» . Научные отчеты . 12 (1): 1035. Бибкод : 2022NatSR..12.1035W . дои : 10.1038/s41598-021-04311-7 . ISSN 2045-2322 . ПМЦ 8776840 . ПМИД 35058475 .
- ^ Клинк, Ричард Р. (1 февраля 2000 г.). «Создание торговых марок со смыслом: использование звуковой символики» . Маркетинговые письма . 11 (1): 5–20. дои : 10.1023/А:1008184423824 . ISSN 1573-059X . S2CID 166893362 .
- ^ Клинк, Ричард Р. (2003). «Создание значимых брендов: взаимосвязь между названием бренда и торговым знаком» . Маркетинговые письма . 14 (3): 143–157. дои : 10.1023/А:1027476132607 . S2CID 114904260 .