Jump to content

Упанишады

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Упанишад )

Упанишады
в
По часовой стрелке сверху слева:
Информация
Религия индуизм
Язык санскрит

Упанишады ( / ʊ ˈ p ʌ n ɪ ʃ ə d z / ; [ 1 ] Санскрит : Упанишад , ИАСТ : Упанишад , произносится [ˈʊpɐnɪʂɐd] ) — это поздние ведические и постведические санскритские тексты, которые «документируют переход от архаического ритуализма Вед к новым религиозным идеям и институтам». [ 2 ] и появление центральных религиозных концепций индуизма . [ 2 ] [ примечание 1 ] Они являются самым последним дополнением к Ведам , древнейшим писаниям индуизма, и посвящены медитации, философии , сознанию и онтологическим знаниям. Ранние части Вед посвящены мантрам, благословениям, ритуалам, церемониям и жертвоприношениям. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Будучи одной из наиболее важных литературных произведений в истории индийских религий и культуры, Упанишады документируют большое разнообразие «обрядов, заклинаний и эзотерических знаний». [ 6 ] отходя от ведического ритуализма и по-разному интерпретируемый в более поздних комментаторских традициях. Упанишады широко известны, и их разнообразные идеи, интерпретированные по-разному, легли в основу более поздних традиций индуизма. [ примечание 1 ] Центральной задачей всех Упанишад является обнаружение отношений между ритуалом, космическими реалиями (включая богов) и человеческим телом/человеком. [ 7 ] постулируя Атман и Брахман как «вершину иерархически устроенной и взаимосвязанной вселенной». [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] но можно найти различные идеи об отношениях между Атманом и Брахманом. [ 10 ] [ примечание 2 ]

Известно около 108 Упанишад, из которых первая дюжина или около того являются самыми старыми и важными и называются главными или главными ( мукхья ) Упанишадами. [ 11 ] [ 12 ] Мукхья - упанишады встречаются главным образом в заключительной части « Брахманов» и «Араньяк». [ 13 ] и на протяжении веков запоминались каждым поколением и передавались устно . Мукхья - упанишады появились еще до нашей эры , но среди ученых нет единого мнения относительно их даты и даже относительно того, какие из них являются добуддийскими или постбуддийскими. древней . Современные ученые считают Брихадараньяку особенно [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Из оставшихся 95 Упанишад являются частью канона Муктики , составленного примерно с последних веков 1-го тысячелетия до нашей эры примерно до 15-го века нашей эры. [ 17 ] [ 18 ] Новые Упанишады, помимо 108 в каноне Муктики, продолжали сочиняться в раннее Новое время и в современную эпоху. [ 19 ] хотя часто речь идет о предметах, не связанных с Ведами. [ 20 ] Мукхья - упанишады, а также Бхагавад-гита и Брахмасутра (известные под общим названием « Прастханатраи ») [ 21 ] интерпретируются по-разному в нескольких более поздних школах Веданты . [ 10 ] [ примечание 3 ] [ 22 ]

Translations of the Upanishads in the early 19th century started to attract attention from a Western audience. German philosopher Arthur Schopenhauer was deeply impressed by the Upanishads and called them "the most profitable and elevating reading which ... is possible in the world."[23] Modern era Indologists have discussed the similarities between the fundamental concepts in the Upanishads and the works of major Western philosophers.[24][25][26]

Etymology

[edit]

The Sanskrit term Upaniṣad originally meant “connection” or “equivalence",[27] but came to be understood as "sitting near a teacher,"[27] from upa "by" and ni-ṣad "sit down",[28] "sitting down near", referring to the student sitting down near the teacher while receiving spiritual knowledge (Gurumukh).[29] Other dictionary meanings include "esoteric doctrine" and "secret doctrine". Monier-Williams' Sanskrit Dictionary notes – "According to native authorities, Upanishad means setting to rest ignorance by revealing the knowledge of the supreme spirit."[30]

Adi Shankaracharya explains in his commentary on the Kaṭha and Brihadaranyaka Upanishad that the word means Ātmavidyā, that is, "knowledge of the self", or Brahmavidyā "knowledge of Brahman". The word appears in the verses of many Upanishads, such as the fourth verse of the 13th volume in the first chapter of the Chandogya Upanishad. Max Müller as well as Paul Deussen translate the word Upanishad in these verses as "secret doctrine",[31][32] Robert Hume translates it as "mystic meaning",[33] while Patrick Olivelle translates it as "hidden connections".[34]

Development

[edit]

Authorship

[edit]

The authorship of most Upanishads is unknown. Radhakrishnan states, "almost all the early literature of India was anonymous, we do not know the names of the authors of the Upanishads".[35] The ancient Upanishads are embedded in the Vedas, the oldest of Hinduism's religious scriptures, which some traditionally consider to be apauruṣeya, which means "not of a man, superhuman"[36] and "impersonal, authorless".[37][38][39] The Vedic texts assert that they were skillfully created by Rishis (sages), after inspired creativity, just as a carpenter builds a chariot.[40]

The various philosophical theories in the early Upanishads have been attributed to famous sages such as Yajnavalkya, Uddalaka Aruni, Shvetaketu, Shandilya, Aitareya, Balaki, Pippalada, and Sanatkumara.[35][41] Women, such as Maitreyi and Gargi, participate in the dialogues and are also credited in the early Upanishads.[42] There are some exceptions to the anonymous tradition of the Upanishads. The Shvetashvatara Upanishad, for example, includes closing credits to sage Shvetashvatara, and he is considered the author of the Upanishad.[43]

Many scholars believe that early Upanishads were interpolated[44] and expanded over time. There are differences within manuscripts of the same Upanishad discovered in different parts of South Asia, differences in non-Sanskrit version of the texts that have survived, and differences within each text in terms of meter,[45] style, grammar and structure.[46][47] The existing texts are believed to be the work of many authors.[48]

Chronology

[edit]

Scholars are uncertain about when the Upanishads were composed.[49] The chronology of the early Upanishads is difficult to resolve, states philosopher and Sanskritist Stephen Phillips,[11] because all opinions rest on scanty evidence and analysis of archaism, style and repetitions across texts, and are driven by assumptions about likely evolution of ideas, and presumptions about which philosophy might have influenced which other Indian philosophies. Indologist Patrick Olivelle says that "in spite of claims made by some, in reality, any dating of these documents [early Upanishads] that attempts a precision closer than a few centuries is as stable as a house of cards".[14]

Some scholars have tried to analyse similarities between Hindu Upanishads and Buddhist literature to establish chronology for the Upanishads.[15] Precise dates are impossible, and most scholars give only broad ranges encompassing various centuries. Gavin Flood states that "the Upanisads are not a homogeneous group of texts. Even the older texts were composed over a wide expanse of time from about 600 to 300 BCE."[50] Stephen Phillips places the early or "principal" Upanishads in the 800 to 300 BCE range.[11]

Patrick Olivelle, a Sanskrit Philologist and Indologist, gives the following chronology for the early Upanishads, also called the Principal Upanishads:[49][14]

  • The Brhadaranyaka and the Chandogya are the two earliest Upanishads. They are edited texts, some of whose sources are much older than others. The two texts are pre-Buddhist; they may be placed in the 7th to 6th centuries BCE, give or take a century or so.[51][15]
  • The three other early prose Upanisads—Taittiriya, Aitareya, and Kausitaki come next; all are probably pre-Buddhist and can be assigned to the 6th to 5th centuries BCE.[52]
  • The Kena is the oldest of the verse Upanisads followed by probably the Katha, Isa, Svetasvatara, and Mundaka. All these Upanisads were composed probably in the last few centuries BCE.[53] According to Olivelle, "All exhibit strong theistic tendencies and are probably the earliest literary products of the theistic tradition, whose later literature includes the Bhagavad Gita and the Puranas."[54]
  • The two late prose Upanisads, the Prasna and the Mandukya, cannot be much older than the beginning of the common era.[49][14]

Meanwhile, the Indologist Johannes Bronkhorst argues for a later date for the Upanishads than has generally been accepted. Bronkhorst places even the oldest of the Upanishads, such as the Brhadaranyaka as possibly still being composed at "a date close to Katyayana and Patañjali [the grammarian]" (i.e., c. 2nd century BCE).[16]

The later Upanishads, numbering about 95, also called minor Upanishads, are dated from the late 1st-millennium BCE to mid 2nd-millennium CE.[17] Gavin Flood dates many of the twenty Yoga Upanishads to be probably from the 100 BCE to 300 CE period.[18] Patrick Olivelle and other scholars date seven of the twenty Sannyasa Upanishads to likely have been complete sometime between the last centuries of the 1st-millennium BCE to 300 CE.[17] About half of the Sannyasa Upanishads were likely composed in 14th- to 15th-century CE.[17]

Geography

[edit]
Geography of the Late Vedic Period

The general area of the composition of the early Upanishads is considered as northern India. The region is bounded on the west by the upper Indus valley, on the east by lower Ganges region, on the north by the Himalayan foothills, and on the south by the Vindhya mountain range.[14] Scholars are reasonably sure that the early Upanishads were produced at the geographical center of ancient Brahmanism, Kuru-Panchala, and Kosala-Videha, a "frontier region" of Brahmanism, together with the areas immediately to the south and west of these.[55] This region covers modern Bihar, Nepal, Uttar Pradesh, Uttarakhand, Himachal Pradesh, Haryana, eastern Rajasthan, and northern Madhya Pradesh.[14]

While significant attempts have been made recently to identify the exact locations of the individual Upanishads, the results are tentative. Witzel identifies the center of activity in the Brihadaranyaka Upanishad as the area of Videha, whose king, Janaka, features prominently in the Upanishad.[56] The Chandogya Upanishad was probably composed in a more western than eastern location in the Indian subcontinent, possibly somewhere in the western region of the Kuru-Panchala country.[57]

Compared to the Principal Upanishads, the new Upanishads recorded in the Muktikā belong to an entirely different region, probably southern India, and are considerably relatively recent.[58] In the fourth chapter of the Kaushitaki Upanishad, a location named Kashi (modern Varanasi) is mentioned.[14]

Classification

[edit]

Muktika canon: major and minor Upanishads

[edit]

There are more than 200 known Upanishads, one of which, the Muktikā Upanishad, predates 1656 CE[59] and contains a list of 108 canonical Upanishads,[60] including itself as the last. These are further divided into Upanishads associated with Shaktism (goddess Shakti), Sannyasa (renunciation, monastic life), Shaivism (god Shiva), Vaishnavism (god Vishnu), Yoga, and Sāmānya (general, sometimes referred to as Samanya-Vedanta).[61][62]

Some of the Upanishads are categorized as "sectarian" since they present their ideas through a particular god or goddess of a specific Hindu tradition such as Vishnu, Shiva, Shakti, or a combination of these such as the Skanda Upanishad. These traditions sought to link their texts as Vedic, by asserting their texts to be an Upanishad, thereby a Śruti.[63] Most of these sectarian Upanishads, for example the Rudrahridaya Upanishad and the Mahanarayana Upanishad, assert that all the Hindu gods and goddesses are the same, all an aspect and manifestation of Brahman, the Vedic concept for metaphysical ultimate reality before and after the creation of the Universe.[64][65]

Principal Upanishads

[edit]

The Principal Upanishads, also known as the Mukhya Upanishads, can be grouped into periods. Of the early periods are the Brihadaranyaka and the Chandogya, the oldest.[66][note 4]

A page of Isha Upanishad manuscript

The Aitareya, Kauṣītaki and Taittirīya Upanishads may date to as early as the mid-1st millennium BCE, while the remnant date from between roughly the 4th to 1st centuries BCE, roughly contemporary with the earliest portions of the Sanskrit epics. One chronology assumes that the Aitareya, Taittiriya, Kausitaki, Mundaka, Prasna, and Katha Upanishads has Buddha's influence, and is consequently placed after the 5th century BCE, while another proposal questions this assumption and dates it independent of Buddha's date of birth. The Kena, Mandukya, and Isa Upanishads are typically placed after these Principal Upanishads, but other scholars date these differently. [15] Not much is known about the authors except for those, like Yajnavalkayva and Uddalaka, mentioned in the texts.[13] A few women discussants, such as Gargi and Maitreyi, the wife of Yajnavalkayva,[68] also feature occasionally.

Each of the principal Upanishads can be associated with one of the schools of exegesis of the four Vedas (shakhas).[69] Many Shakhas are said to have existed, of which only a few remain. The new Upanishads often have little relation to the Vedic corpus and have not been cited or commented upon by any great Vedanta philosopher: their language differs from that of the classic Upanishads, being less subtle and more formalized. As a result, they are not difficult to comprehend for the modern reader.[70]

Veda-Shakha-Upanishad association
Veda Recension Shakha Principal Upanishad
Rig Veda Only one recension Shakala Aitareya
Sama Veda Only one recension Kauthuma Chāndogya
Jaiminiya Kena
Ranayaniya
Yajur Veda Krishna Yajur Veda Katha Kaṭha
Taittiriya Taittirīya
Maitrayani
Hiranyakeshi (Kapishthala)
Kathaka
Shukla Yajur Veda Vajasaneyi Madhyandina Isha and Bṛhadāraṇyaka
Kanva Shakha
Atharva Veda Two recensions Shaunaka Māṇḍūkya and Muṇḍaka
Paippalada Prashna Upanishad

New Upanishads

[edit]

There is no fixed list of the Upanishads as newer ones, beyond the Muktika anthology of 108 Upanishads, have continued to be discovered and composed.[71] In 1908, for example, four previously unknown Upanishads were discovered in newly found manuscripts, and these were named Bashkala, Chhagaleya, Arsheya, and Saunaka, by Friedrich Schrader,[72] who attributed them to the first prose period of the Upanishads.[73] The text of three of them, namely the Chhagaleya, Arsheya, and Saunaka, were incomplete and inconsistent, likely poorly maintained or corrupted.[73]

Ancient Upanishads have long enjoyed a revered position in Hindu traditions, and authors of numerous sectarian texts have tried to benefit from this reputation by naming their texts as Upanishads.[74] These "new Upanishads" number in the hundreds, cover diverse range of topics from physiology[75] to renunciation[76] to sectarian theories.[74] They were composed between the last centuries of the 1st millennium BCE through the early modern era (~1600 CE).[74][76] While over two dozen of the minor Upanishads are dated to pre-3rd century CE,[17][18] many of these new texts under the title of "Upanishads" originated in the first half of the 2nd millennium CE,[74] they are not Vedic texts, and some do not deal with themes found in the Vedic Upanishads.[20]

The main Shakta Upanishads, for example, mostly discuss doctrinal and interpretative differences between the two principal sects of a major Tantric form of Shaktism called Shri Vidya upasana. The many extant lists of authentic Shakta Upaniṣads vary, reflecting the sect of their compilers, so that they yield no evidence of their "location" in Tantric tradition, impeding correct interpretation. The Tantra content of these texts also weaken its identity as an Upaniṣad for non-Tantrikas. Sectarian texts such as these do not enjoy status as shruti and thus the authority of the new Upanishads as scripture is not accepted in Hinduism.[77]

Association with Vedas

[edit]

All Upanishads are associated with one of the four Vedas—Rigveda, Samaveda, Yajurveda (there are two primary versions or Samhitas of the Yajurveda: Shukla Yajurveda, Krishna Yajurveda), and Atharvaveda.[78] During the modern era, the ancient Upanishads that were embedded texts in the Vedas, were detached from the Brahmana and Aranyaka layers of Vedic text, compiled into separate texts and these were then gathered into anthologies of the Upanishads.[74] These lists associated each Upanishad with one of the four Vedas. Many such lists exist but they are inconsistent across India in terms of which Upanishads are included and how the newer Upanishads are assigned to the ancient Vedas. In south India, the collected list based on Muktika Upanishad,[note 5] and published in Telugu language, became the most common by the 19th-century and this is a list of 108 Upanishads.[74][79] In north India, a list of 52 Upanishads has been most common.[74]

The Muktikā Upanishad's list of 108 Upanishads groups the first 13 as mukhya,[80][note 6] 21 as Sāmānya Vedānta, 20 as Sannyāsa,[84] 14 as Vaishnava, 12 as Shaiva, 8 as Shakta, and 20 as Yoga.[85] The 108 Upanishads as recorded in the Muktikā are shown in the table below.[78] The mukhya Upanishads are the most important and highlighted.[82]

Veda-Upanishad association
Veda Number[78] Mukhya[80] Sāmānya Sannyāsa[84] Śākta[86] Vaiṣṇava[87] Śaiva[88] Yoga[85]
Ṛigveda 10 Aitareya, Kauśītāki Ātmabodha, Mudgala Nirvāṇa Tripura, Saubhāgya-lakshmi, Bahvṛca - Akṣamālika Nādabindu
Sāmaveda 16 Chāndogya, Kena Vajrasūchi, Maha, Sāvitrī Āruṇi, Maitreya, Brhat-Sannyāsa, Kuṇḍika (Laghu-Sannyāsa) - Vāsudeva, Avyakta Rudrākṣa, Jābāli Yogachūḍāmaṇi, Darśana
Kṛṣṇa Yajurveda 32 Taittiriya, Katha, Śvetāśvatara, Maitrāyaṇi[note 7] Sarvasāra, Śukarahasya, Skanda, Garbha, Śārīraka, Ekākṣara, Akṣi Brahma, (Laghu, Brhad) Avadhūta, Kaṭhasruti Sarasvatī-rahasya Nārāyaṇa, Kali-Saṇṭāraṇa, Mahānārāyaṇa (Tripād vibhuti), Kaivalya, Kālāgnirudra, Dakṣiṇāmūrti, Rudrahṛdaya, Pañcabrahma Amṛtabindu, Tejobindu, Amṛtanāda, Kṣurika, Dhyānabindu, Brahmavidyā, Yogatattva, Yogaśikhā, Yogakuṇḍalini, Varāha
Śukla Yajurveda 19 Bṛhadāraṇyaka, Īśa Subala, Mantrika, Niralamba, Paingala, Adhyatma, Muktikā Jābāla, Bhikṣuka, Turīyātītavadhuta, Yājñavalkya, Śāṭyāyaniya - Tārasāra - Advayatāraka, Haṃsa, Triśikhi, Maṇḍalabrāhmaṇa
Atharvaveda 31 Muṇḍaka, Māṇḍūkya, Praśna Ātmā, Sūrya, Prāṇāgnihotra[90] Āśrama, Nārada-parivrājaka, Paramahamsa, Paramahaṃsa parivrājaka, Parabrahma Sītā, Devī, Tripurātapini, Bhāvana Nṛsiṃhatāpanī, Rāmarahasya, Rāmatāpaṇi, Gopālatāpani, Kṛṣṇa, Hayagrīva, Dattātreya, Gāruḍa Atharvasiras,[91] Atharvaśikha, Bṛhajjābāla, Śarabha, Bhasma, Gaṇapati Śāṇḍilya, Pāśupata, Mahāvākya
Total Upaniṣads 108 13[note 6] 21 18 8 14 14 20

Philosophy

[edit]
Impact of a drop of water, a common analogy for Brahman and the Ātman

The central concern of all Upanishads is to discover the relations between ritual, cosmic realities (including gods), and the human body/person,[7] postulating Ātman and Brahman as the "summit of the hierarchically arranged and interconnected universe,"[8][9][10] but various ideas about the relation between Atman and Brahman can be found.[10][note 2]

The Upanishads reflect a pluralism of worldviews. While some Upanishads have been deemed 'monistic', others, including the Katha Upanishad, are dualistic.[92] The Maitri is one of the Upanishads that inclines more toward dualism, thus grounding classical Samkhya and Yoga schools of Hinduism, in contrast to the non-dualistic Upanishads at the foundation of its Vedanta school.[93] They contain a plurality of ideas.[94][note 2]

The Upanishads include sections on philosophical theories that have been at the foundation of Indian traditions. For example, the Chandogya Upanishad includes one of the earliest known declarations of Ahimsa (non-violence) as an ethical precept.[95][96] Discussion of other ethical premises such as Damah (temperance, self-restraint), Satya (truthfulness), Dāna (charity), Ārjava (non-hypocrisy), Daya (compassion), and others are found in the oldest Upanishads and many later Upanishads.[97][98] Similarly, the Karma doctrine is presented in the Brihadaranyaka Upanishad, which is the oldest Upanishad.[99]

Development of thought

[edit]

While the hymns of the Vedas emphasize rituals and the Brahmanas serve as a liturgical manual for those Vedic rituals, the spirit of the Upanishads is inherently opposed to ritual.[100] The older Upanishads launch attacks of increasing intensity on the ritual. Anyone who worships a divinity other than the self is called a domestic animal of the gods in the Brihadaranyaka Upanishad. The Chāndogya Upanishad parodies those who indulge in the acts of sacrifice by comparing them with a procession of dogs chanting Om! Let's eat. Om! Let's drink.[100]

The Kaushitaki Upanishad asserts that "external rituals such as Agnihotram offered in the morning and in the evening, must be replaced with inner Agnihotram, the ritual of introspection", and that "not rituals, but knowledge should be one's pursuit".[101] The Mundaka Upanishad declares how man has been called upon, promised benefits for, scared unto and misled into performing sacrifices, oblations and pious works.[102] Mundaka thereafter asserts this is foolish and frail, by those who encourage it and those who follow it, because it makes no difference to man's current life and after-life, it is like blind men leading the blind, it is a mark of conceit and vain knowledge, ignorant inertia like that of children, a futile useless practice.[102][103] The Maitri Upanishad states,[104]

The performance of all the sacrifices, described in the Maitrayana-Brahmana, is to lead up in the end to a knowledge of Brahman, to prepare a man for meditation. Therefore, let such man, after he has laid those fires,[105] meditate on the Self, to become complete and perfect. But who is to be meditated on?

— Maitri Upanishad[106][107]

The opposition to the ritual is not explicit in the oldest Upanishads. On occasions, the Upanishads extend the task of the Aranyakas by making the ritual allegorical and giving it a philosophical meaning. For example, the Brihadaranyaka interprets the practice of horse-sacrifice or ashvamedha allegorically. It states that the over-lordship of the earth may be acquired by sacrificing a horse. It then goes on to say that spiritual autonomy can only be achieved by renouncing the universe which is conceived in the image of a horse.[100]

In similar fashion, Vedic gods such as the Agni, Aditya, Indra, Rudra, Visnu, Brahma, and others become equated in the Upanishads to the supreme, immortal, and incorporeal Brahman-Atman of the Upanishads, god becomes synonymous with self, and is declared to be everywhere, inmost being of each human being and within every living creature.[108][109][110] The one reality or ekam sat of the Vedas becomes the ekam eva advitiyam or "the one and only and sans a second" in the Upanishads.[100] Brahman-Atman and self-realization develops, in the Upanishad, as the means to moksha (liberation; freedom in this life or after-life).[110][111][112]

According to Jayatilleke, the thinkers of Upanishadic texts can be grouped into two categories.[113] One group, which includes early Upanishads along with some middle and late Upanishads, were composed by metaphysicians who used rational arguments and empirical experience to formulate their speculations and philosophical premises. The second group includes many middle and later Upanishads, where their authors professed theories based on yoga and personal experiences.[113] Yoga philosophy and practice, adds Jayatilleke, is "not entirely absent in the Early Upanishads".[113]

The development of thought in these Upanishadic theories contrasted with Buddhism, since the Upanishadic inquiry fails to find an empirical correlate of the assumed Atman, but nevertheless assumes its existence,[114] "[reifying] consciousness as an eternal self."[115] The Buddhist inquiry "is satisfied with the empirical investigation which shows that no such Atman exists because there is no evidence," states Jayatilleke.[114]

Atman and Brahman

[edit]

The Upanishads postulate Ātman and Brahman as the "summit of the hierarchically arranged and interconnected universe."[8][9][10] Both have multiple meanings,[116] and various ideas about the relation between Atman and Brahman can be found.[10][note 2]

Atman has "a wide range of lexical meanings, including ‘breath’, ‘spirit’, and ‘body’."[117] In the Upanishads it refers to the body, but also to the essence of the concrete physical human body,[8] "an essence, a life-force, consciousness, or ultimate reality."[117] The Chāndogya Upaniṣhad (6.1-16) "offers an organic understanding of ātman, characterizing the self in terms of the life force that animates all living beings," while the Bṛhadāraṇyaka Upaniṣhad "characterizes ātman more in terms of consciousness than as a life-giving essence."[117]

Brahman may refer to a "formulation of truth," but also to "the ultimate and basic essence of the cosmos," standing at the "summit of the hierarchical scheme, or at the bottom as the ultimate foundation of all things."[116] Brahman is "beyond the reach of human perception and thought."[118] Atman likewise has multiple meanings, one of them being 'self', the inner essence of a human body/person.[119][120][note 8]

Various ideas about the relation between Atman and Brahman can be found.[10][note 2] Two distinct, somewhat divergent themes stand out. Older upanishads state that Atman is part of Brahman but not identical, while younger Upanishads state that Brahman (Highest Reality, Universal Principle, Being-Consciousness-Bliss) is identical with Atman.[121][122] The Brahmasutra by Badarayana (c. 100 BCE) synthesized and unified these somewhat conflicting theories. According to Nakamura, the Brahmasutras see Atman and Brahman as both different and not-different, a point of view which came to be called bhedabheda in later times.[123] According to Koller, the Brahmasutras state that Atman and Brahman are different in some respects particularly during the state of ignorance, but at the deepest level and in the state of self-realization, Atman and Brahman are identical, non-different.[121] This ancient debate flowered into various dual, non-dual theories in Hinduism.

Reality and Maya

[edit]

Two different types of the non-dual Brahman-Atman are presented in the Upanishads, according to Mahadevan. The one in which the non-dual Brahman-Atman is the all-inclusive ground of the universe and another in which empirical, changing reality is an appearance (Maya).[124]

The Upanishads describe the universe, and the human experience, as an interplay of Purusha (the eternal, unchanging principles, consciousness) and Prakṛti (the temporary, changing material world, nature).[125] The former manifests itself as Ātman (soul, self), and the latter as Māyā. The Upanishads refer to the knowledge of Atman as "true knowledge" (Vidya), and the knowledge of Maya as "not true knowledge" (Avidya, Nescience, lack of awareness, lack of true knowledge).[126]

Hendrick Vroom explains, "the term Maya [in the Upanishads] has been translated as 'illusion,' but then it does not concern normal illusion. Here 'illusion' does not mean that the world is not real and simply a figment of the human imagination. Maya means that the world is not as it seems; the world that one experiences is misleading as far as its true nature is concerned."[127] According to Wendy Doniger, "to say that the universe is an illusion (māyā) is not to say that it is unreal; it is to say, instead, that it is not what it seems to be, that it is something constantly being made. Māyā not only deceives people about the things they think they know; more basically, it limits their knowledge."[128]

In the Upanishads, Māyā is the perceived changing reality and it co-exists with Brahman which is the hidden true reality.[129][130] Maya, or "illusion", is an important idea in the Upanishads, because the texts assert that in the human pursuit of blissful and liberating self-knowledge, it is Maya which obscures, confuses and distracts an individual.[131][132]

Schools of Vedanta

[edit]
Adi Shankara, expounder of Advaita Vedanta and commentator (bhashya) on the Upanishads

The Upanishads form one of the three main sources for all schools of Vedanta, together with the Bhagavad Gita and the Brahmasutras.[133] Due to the wide variety of philosophical teachings contained in the Upanishads, various interpretations could be grounded on the Upanishads.[note 2][note 9] The schools of Vedānta seek to answer questions about the relation between atman and Brahman, and the relation between Brahman and the world.[134] The schools of Vedanta are named after the relation they see between atman and Brahman:[135]

  • According to Advaita Vedanta, there is no difference.[135]
  • According to Vishishtadvaita the jīvātman is a part of Brahman, and hence is similar, but not identical.
  • According to Dvaita, all individual souls (jīvātmans) and matter as eternal and mutually separate entities.

Other schools of Vedanta include Nimbarka's Dvaitadvaita, Vallabha's Suddhadvaita, and Chaitanya's Acintya Bhedabheda.[136] The philosopher Adi Shankara has provided commentaries on 11 mukhya Upanishads.[137]

Advaita Vedanta

[edit]

Адвайта буквально означает недвойственность и представляет собой монистическую систему мышления. [138] Речь идет о недвойственной природе Брахмана и Атмана. Адвайта считается самой влиятельной школой индуистской школы Веданты . [ 138 ] Гаудапада был первым человеком, который изложил основные принципы философии Адвайты в комментарии к противоречивым утверждениям Упанишад. [ 139 ] Идеи Адвайты Гаудапады получили дальнейшее развитие Шанкарой (8 век н.э.). [ 140 ] [ 141 ] Кинг заявляет, что основная работа Гаудапады, «Мандукья Карика», пропитана философской терминологией буддизма и использует буддийские аргументы и аналогии. [ 142 ] Кинг также предполагает, что между произведениями Шанкары и Брахмасутрой существуют явные различия . [ 140 ] [ 141 ] и многие идеи Шанкары расходятся с идеями Упанишад. [ 143 ] Радхакришнан, с другой стороны, предполагает, что взгляды Шанкары на Адвайту были прямым развитием Упанишад и Брахмасутры . [ 144 ] и многие идеи Шанкары происходят из Упанишад. [ 145 ]

Шанкара в своих обсуждениях философии Адвайта-Веданты ссылался на ранние Упанишады, чтобы объяснить ключевое различие между индуизмом и буддизмом, заявляя, что индуизм утверждает, что Атман (душа, «я») существует, тогда как буддизм утверждает, что не существует ни души, ни «я». [ 146 ] [ 147 ] [ 148 ]

Упанишады содержат четыре предложения, Махавакьи (Великие высказывания), которые Шанкара использовал для установления тождества Атмана и Брахмана как библейской истины:

Вишиштадвайта

[ редактировать ]

Вторая школа Веданты — Вишиштадвайта, основанная Рамануджей ( 1017–1137 гг. н. э.). Рамануджа не соглашался с Ади Шанкарой и школой Адвайты. [ 153 ] Вишистадвайта — это синтетическая философия, соединяющая монистические системы Адвайты и теистической Двайты Веданты. [ 154 ] Рамануджа часто цитировал Упанишады и заявлял, что Вишиштадвайта основана на Упанишадах. [ 155 ] [ 156 ]

Интерпретация Упанишад в Вишиштадвайте Рамануджи представляет собой интерпретацию квалифицированного монизма . [ 157 ] [ 158 ] Рамануджа интерпретирует литературу Упанишад как учение теории тела и души, утверждает Джинин Фаулер, профессор философии и религиоведения, согласно которой Брахман является обитателем всех вещей, но при этом он отличен и находится за пределами всех вещей, как душа, внутреннее контроллер, бессмертный. [ 156 ] Упанишады, согласно школе Вишиштадвайты, учат, что отдельные души имеют то же качество, что и Брахман, но количественно отличны. [ 159 ] [ 160 ] [ 161 ]

В школе Вишиштадвайты Упанишады интерпретируются как учение об Ишваре (Вишну), который является вместилищем всех благоприятных качеств, со всем эмпирически воспринимаемым миром как телом Бога, обитающего во всем. [ 156 ] Школа рекомендует преданность благочестию и постоянную память о красоте и любви личного бога. В конечном итоге это приводит человека к единству с абстрактным Брахманом. [ 162 ] [ 163 ] [ 164 ] Брахман в Упанишадах — это живая реальность, утверждает Фаулер, и «Атман всех вещей и всех существ» в интерпретации Рамануджи. [ 156 ]

Третья школа Веданты, названная школой Двайты, была основана Мадхвачарьей (1199–1278 гг. Н. Э.). [ 165 ] Он считается сильно теистическим философским изложением Упанишад. [ 154 ] Мадхвачарья, подобно тому, как Ади Шанкара утверждает Адвайту, а Рамануджа утверждает Вишиштадвайту, утверждает, что его теистическая Двайта Веданта основана на Упанишадах. [ 155 ]

Согласно школе Двайты, утверждает Фаулер, «Упанишады, в которых говорится о душе как о Брахмане, говорят о сходстве, а не о тождестве». [ 166 ] Мадхвачарья интерпретирует учение Упанишад о том, что личность становится единой с Брахманом, как «вход в Брахман», точно так же, как капля попадает в океан. Для школы Двайты это подразумевает двойственность и зависимость, где Брахман и Атман представляют собой разные реальности. , напоминает Брахмана только в ограниченной, низшей и зависимой манере Брахман — это отдельная, независимая и высшая реальность в Упанишадах. Атман, согласно Мадхвачарье . [ 166 ] [ 167 ] [ 168 ]

Школа Вишиштадвайты Рамануджи и школа Адвайты Шанкары являются школами веданты недуализма. [ 162 ] оба основаны на предположении, что все души могут надеяться на состояние блаженного освобождения и достичь его; напротив, Мадхвачарья считал, что некоторые души навечно обречены и прокляты. [ 169 ] [ 170 ]

Сходства с платонической мыслью

[ редактировать ]

Некоторые ученые признали параллели между философией Пифагора и Платона и философией Упанишад, включая их идеи об источниках знания , концепции справедливости и пути к спасению, а также аллегорию Платона о пещере . Платоническая психология с ее разделением разума, духа и аппетита также имеет сходство с тремя Гунами в индийской философии санкхьи . [ 171 ] [ 172 ] [ примечание 10 ]

Были выдвинуты предположения о различных механизмах такой передачи знаний, включая путешествие Пифагора в Индию; индийские философы, посетившие Афины и встретившиеся с Сократом ; Платон столкнулся с этими идеями в изгнании в Сиракузах; или при посредничестве Персии. [ 171 ] [ 174 ]

Однако другие учёные, такие как Артур Берридейл Кейт , Дж. Бёрнет и А. Р. Вадиа , полагают, что эти две системы развивались независимо. Они отмечают отсутствие исторических свидетельств встречи философов двух школ и указывают на существенные различия в стадии развития, направленности и целях двух философских систем. Вадиа пишет, что метафизика Платона коренилась в этой жизни, и его основной целью было создание идеального государства. [ 172 ] Напротив, в Упанишадах основное внимание уделялось личности, личности (атману, душе), самопознанию и средствам индивидуальной мокши (свободы, освобождения в этой жизни или в загробной жизни). [ 175 ] [ 176 ]

Переводы

[ редактировать ]

Упанишады были переведены на различные языки, включая персидский , итальянский , урду , французский , латинский , немецкий , английский , голландский , польский , японский , испанский и русский . [ 177 ] Во время правления императора Великих Моголов Акбара (1556–1586) были сделаны первые переводы Упанишад на персидский язык. [ 178 ] [ 179 ] Его правнук Дара Шуко в 1656 году выпустил сборник под названием «Сирр-и-Акбар» , в котором 50 Упанишад были переведены с санскрита на персидский язык . [ 180 ]

Анкетиль-Дюперрон , французский востоковед, получил рукопись Упанекхата и перевел персидскую версию на французский и латынь, опубликовав латинский перевод в двух томах в 1801–1802 годах под названием Oupneck'hat . [ 180 ] [ 178 ] Французский перевод так и не был опубликован. [ 181 ] Совсем недавно было опубликовано несколько переводов на французский язык некоторых Упанишад или всего 108: индийцы Луи Рену , Кауситаки, Шветашватра, Прашна, Тайттирия Упанишады , 1948; [ 182 ] Жан Варенн , Маха-Нараяна Упанишад , 1960, [ 183 ] и сентябрьские упанишады , 1981 г.; [ 184 ] Алиетта Деграсес-Фадх, Самньяса-Упанишад (Упанишад возрождения) , 1989; [ 185 ] Мартин Баттекс, 108 Упанишад (полный перевод), 2012. [ 186 ]

Латинская версия была первым введением мысли Упанишад западным ученым. [ 187 ] Однако, по мнению Деуссена, персидские переводчики позволили себе большую вольность при переводе текста и временами меняли смысл. [ 188 ]

Первый перевод Айтарейя Упанишады с санскрита на английский был сделан Коулбруком. [ 189 ] в 1805 году, а первый английский перевод Кена Упанишады был сделан Раммохуном Роем в 1816 году. [ 190 ] [ 191 ]

Первый немецкий перевод появился в 1832 году, а английская версия Роера появилась в 1853 году. Однако издания Макса Мюллера 1879 и 1884 годов были первым систематическим английским переводом, включавшим 12 основных Упанишад. [ 177 ] Другие основные переводы Упанишад были сделаны Робертом Эрнестом Хьюмом (13 основных Упанишад), [ 192 ] Поль Деуссен (60 Упанишад), [ 193 ] Сарвепалли Радхакришнан (18 Упанишад), [ 194 ] Патрик Оливель (32 Упанишады в двух книгах) [ 195 ] [ 196 ] и Бхану Свами (13 Упанишад с комментариями ачарьев-вайшнавов). Перевод Оливель получил в 1998 году Книжную премию А. К. Рамануджана в области перевода. [ 197 ]

На протяжении 1930-х годов ирландский поэт У. Б. Йейтс индийского происхождения работал с нищенствующим учителем Шри Пурохитом Свами над их собственным переводом Упанишад, который в конечном итоге был назван «Десять основных упанишад» и опубликован в 1938 году. Этот перевод был последней частью работы, опубликованной Йейтсом. до его смерти менее чем через год. [ 198 ]

Прием на Западе

[ редактировать ]
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр , впечатленный Упанишадами, назвал эти тексты «продукцией высшей человеческой мудрости».

Немецкий философ Артур Шопенгауэр прочитал латинский перевод и восхвалял Упанишады в своем главном труде « Мир как воля и представление» (1819), а также в «Парерге и Паралипомене» (1851). [ 199 ] Он нашел свою собственную философию в соответствии с Упанишадами, которые учили, что личность является проявлением единой основы реальности. Для Шопенгауэра это фундаментально реальное единство — это то, что мы знаем в себе как «волю». копию латинского Упнехета Шопенгауэр держал под рукой и комментировал:

Во всем мире нет более полезного и возвышенного изучения, чем изучение Упанишад. Это было утешением моей жизни, это будет утешением моей смерти. [ 200 ]

Философия Шопенгауэра оказала влияние на многих известных людей и познакомила их с Упанишадами. Одним из них был австрийский физик Эрвин Шредингер , который однажды написал:

«Очевидно, что есть только одна альтернатива, — писал он, — а именно объединение умов или сознаний. Их множественность только кажущаяся, на самом деле разум только один. Это учение Упанишад». [ 201 ]

Другой немецкий философ, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг , высоко оценил идеи Упанишад: [ 202 ] как и другие. [ 203 ] В Соединенных Штатах группа, известная как трансценденталисты, находилась под влиянием немецких идеалистов. Американцы, такие как Эмерсон и Торо, приняли интерпретацию Шеллингом , Канта трансцендентального идеализма а также его прославление романтического, экзотического, мистического аспекта Упанишад. В результате влияния этих писателей Упанишады получили известность в западных странах. [ 204 ]

Поэт Т. С. Элиот , вдохновленный чтением Упанишад, основал заключительную часть своей знаменитой поэмы «Бесплодная земля» (1922) на одном из ее стихов. [ 205 ] По мнению Экнатха Ишварана , Упанишады — это снимки высоких вершин сознания. [ 206 ]

Хуан Маскаро , профессор Барселонского университета и переводчик Упанишад, утверждает, что Упанишады представляют для индуиста примерно то же, что Новый Завет представляет для христианина, и что послание Упанишад можно резюмировать следующими словами: « Царство Божие внутри вас». [ 207 ]

Поль Деуссен в своем обзоре Упанишад утверждает, что в текстах подчеркивается Брахман-Атман как нечто, что можно пережить, но не определить. [ 208 ] Этот взгляд на душу и «я», утверждает Деуссен, аналогичен взгляду на душу и «я», который можно найти в диалогах Платона и других источниках. Упанишады настаивали на единстве души, исключали всякую множественность и, следовательно, всякую близость в пространстве, всякую последовательность во времени, всякую взаимозависимость как причину и следствие и всякую оппозицию как субъект и объект. [ 208 ] Макс Мюллер в своем обзоре Упанишад резюмирует отсутствие систематической философии и центральной темы Упанишад следующим образом:

В этих Упанишадах нет того, что можно было бы назвать философской системой. В истинном смысле этого слова они представляют собой догадки об истине, часто противоречащие друг другу, но все тяготеющие в одном направлении. Ключевая нота старых Упанишад — «познай самого себя», но с гораздо более глубоким смыслом, чем смысл γνῶθι σεαυτόν Дельфийского Оракула . «Познай себя» в Упанишадах означает: познай свое истинное «я», то, что подчеркивает твое Эго, и найди его и познай его в высшем, вечном «Я», Едином без второго, которое лежит в основе всего мира.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Центральные понятия:
    • Донигер (1990 , стр. 2-3): «Упанишады составляют основу позднейшей индуистской философии; они широко известны и цитируются большинством хорошо образованных индуистов, а их центральные идеи также стали частью духовного арсенала высокопоставленных людей». * Диссанаяке (1993 , стр. 39): «Упанишады составляют основу индуистской философской мысли»; * Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады , Издательство Оксфордского университета, ISBN   978-0195352429 , стр. 3: «Хотя теоретически весь ведический корпус принимается как явленная истина [шрути], в действительности именно Упанишады продолжают влиять на жизнь и мышление различных религиозных традиций, к которым мы пришли. называть Упанишады писаниями преимущественно индуизма»; * Майкл Макдауэлл и Натан Браун (2009), Мировые религии, Пингвин, ISBN   978-1592578467 , страницы 208-210. Эти новые концепции и практики включают перерождение, самсару, карму, медитацию, отречение и мокшу. ( Olivelle 1998 , стр. xx–xxiv). Традиции отречения Упанишад, буддизма и джайна образуют параллельные традиции, которые имеют некоторые общие концепции и интересы. В то время как Куру - Панчала на центральной равнине Ганга сформировал центр ранней традиции Упанишад, Косала - Магадха на центральной равнине Ганга сформировал центр других шраманических традиций. ( Самуэль 2010 )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Оливилл: «В этом введении я избегал говорить о «философии упанишад», общей черте большинства предисловий к их переводам. Эти документы составлялись на протяжении нескольких столетий и в разных регионах, и бесполезно пытаться обнаружить в них единая доктрина или философия». [ 94 ]
  3. ^ Веданта интерпретировалась как «последние главы, части Веды » и, альтернативно, как «объект, высшая цель Веды».
  4. Считается, что они появились раньше Гаутамы Будды ( ок. 500 г. до н.э.). [ 67 ]
  5. ^ Рукопись Муктика, найденная в колониальную эпоху в Калькутте, обычно используется по умолчанию, но существуют и другие редакции.
  6. ^ Jump up to: а б Некоторые ученые называют десять основными, тогда как большинство считают двенадцать или тринадцать основными мукхья -упанишадами. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
  7. ^ Пармешварананд относит Майтраяни к Самаведе, большинство ученых - к Кришне Яджурведе. [ 78 ] [ 89 ]
  8. ^ Атман:
    • Атман , Оксфордские словари, Oxford University Press (2012): «1. настоящее Я личности; 2. душа человека»;
    • Джон Боукер (2000), Краткий Оксфордский словарь мировых религий, Oxford University Press, ISBN   978-0192800947 , см. запись об Атмане;
    • У. Дж. Джонсон (2009), Словарь индуизма, Oxford University Press, ISBN   978-0198610250 , см. запись об Атмане (сам);
    • Ричард Кинг (1995), Ранняя Адвайта Веданта и буддизм, Издательство Государственного университета Нью-Йорка, ISBN   978-0791425138 , стр. 64 «Атман как сокровенная сущность или душа человека и Брахман как сокровенная сущность и опора вселенной. (...) Таким образом, мы можем видеть в Упанишадах тенденцию к сближению микрокосма. и макрокосм, кульминацией которого является приравнивание Атмана к Брахману».
    • Чад Мейстер (2010), Оксфордский справочник по религиозному разнообразию, Oxford University Press, ISBN   978-0195340136 , стр. 63: «Хотя буддизм явно отверг индуистские идеи Атмана («души») и Брахмана, индуизм рассматривает Будду Шакьямуни как один из десяти аватаров Вишну».
    • Дэвид Лоренцен (2004), Индуистский мир (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN   0-415215277 , страницы 208-209: «Движения Адвайты и Ниргуни, с другой стороны, подчеркивают внутренний мистицизм, в котором преданный стремится обнаружить тождество индивидуальной души (атмана) с универсальной основой бытия (брахмана) или найти Бога внутри себя».
  9. ^ Коллинз 2000 , с. 195: «Распад ведических культов более скрыт ретроспективной идеологией, чем любой другой период в индийской истории. Принято считать, что доминирующей философией теперь стал идеалистический монизм, отождествление Атмана (самости) и Брахмана (Духа), и что этот мистицизм, как полагали, давал возможность преодолеть перерождения в колесе кармы. Это далеко не точное представление о том, что мы читаем в Упанишадах. Это стало традиционным. рассматривать Упанишады через призму интерпретации Адвайты Шанкары. Это накладывает философскую революцию, произошедшую около 700 г. н.э., на совершенно другую ситуацию, существовавшую 1000–1500 лет назад. Шанкара выбрал монистические и идеалистические темы из гораздо более широкого философского круга».
  10. ^ Примеры платонического плюрализма в ранних Упанишадах см. в Рэндалле. [ 173 ]
  1. «Упанишады» . Архивировано 20 сентября 2014 года в Wayback Machine . Полный словарь Random House Webster .
  2. ^ Jump up to: а б Оливель 1996 , стр. XXIII.
  3. ^ Наводнение (1996) , с. 35–39.
  4. ^ Бхаттачарья (2006), Индуистская Дхарма: Введение в Священные Писания и теологию , ISBN   978-0595384556 , стр. 8–14; Джордж М. Уильямс (2003), Справочник по индуистской мифологии, Oxford University Press , ISBN   978-0195332612 , с. 285
  5. ^ Ян Гонда (1975), Ведическая литература: (Самхиты и брахманы) , Издательство Отто Харрассовица, ISBN   978-3447016032
  6. ^ Оливель 1998 , стр. 51.
  7. ^ Jump up to: а б Оливель 1996 , с. лии.
  8. ^ Jump up to: а б с д Оливель 1996 , с. лв.
  9. ^ Jump up to: а б с Махадеван 1956 , с. 59.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Раджу (1985) , с. 35-36.
  11. ^ Jump up to: а б с Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия , издательство Колумбийского университета, ISBN   978-0231144858 , стр. 25–29 и глава 1.
  12. ^ Э. Ишваран (2007), Упанишады, ISBN   978-1586380212 , страницы 298-299.
  13. ^ Jump up to: а б Махадеван 1956 , с. 56.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195124354 , страницы 12–14.
  15. ^ Jump up to: а б с д Кинг 1995 , с. 52.
  16. ^ Jump up to: а б Бронкхорст, Йоханнес (2007). Большая Магадха: Исследования культуры ранней Индии , стр. 258-259. БРИЛЛ.
  17. ^ Jump up to: а б с д и Оливель 1992 , стр. 5, 8–9.
  18. ^ Jump up to: а б с Наводнение 1996 , с. 96.
  19. ^ Ранаде 1926 , с. 12.
  20. ^ Jump up to: а б Варгезе 2008 , с. 101.
  21. ^ Ранаде 1926 , с. 205.
  22. ^ Макс Мюллер, Упанишады , Часть 1, Oxford University Press, страница LXXXVI, сноска 1.
  23. ^ Кларк, Джон Джеймс (1997). Восточное Просвещение: встреча азиатской и западной мысли . Абингдон, Оксфордшир : Рутледж . п. 68. ИСБН  978-0-415-13376-0 . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 31 марта 2020 г.
  24. ^ Деуссен 2010 , с. 42, Цитата: «Здесь мы имеем дело с Упанишадами, и всемирно-историческое значение этих документов нельзя, по нашему мнению, указать более ясно, чем показать, что глубокая фундаментальная концепция Платона и Канта была именно той, которую уже легли в основу учения Упанишад»..
  25. ^ Лоуренс Хатаб (1982). Р. Бейн Харрис (ред.). Неоплатонизм и индийская мысль . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 31–38. ISBN  978-0-87395-546-1 . Архивировано из оригинала 17 мая 2021 года . Проверено 4 ноября 2016 г. ;
    Паулос Грегориос (2002). Неоплатонизм и индийская философия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 71–79, 190–192, 210–214. ISBN  978-0-7914-5274-5 .
  26. ^ Бен-Ами Шарфштейн (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 62–74. ISBN  978-0-7914-3683-7 . Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  27. ^ Jump up to: а б Донигер, Голд и Смит (2023) .
  28. ^ "Упанишад" . Интернет-словарь этимологии .
  29. ^ Джонс, Констанс (2007). Энциклопедия индуизма . Нью-Йорк: Издательство информационной базы. п. 472. ИСБН  978-0816073368 .
  30. ^ Монье-Вильямс 1976 , с. 201.
  31. ^ Макс Мюллер, Чандогья Упанишада 1.13.4 , Упанишады , Часть I, Oxford University Press, стр. 22
  32. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед , Том 1, Мотилал Банарсидасс , ISBN   978-8120814684 , стр. 85.
  33. ^ Роберт Хьюм, Чандогья Упанишада 1.13.4 , Oxford University Press, стр. 190
  34. ^ Ранние Упанишады . п. 185.
  35. ^ Jump up to: а б С. Радхакришнан, Основные Упанишады Джорджа Аллена и компании, 1951, стр. 22, перепечатано как ISBN   978-8172231248
  36. ^ Ваман Шиварам Апте, Практический санскритско-английский словарь. Архивировано 15 мая 2015 г. в Wayback Machine , см. apauruSeya.
  37. ^ Д. Шарма, Классическая индийская философия: читатель, издательство Колумбийского университета, ISBN, страницы 196-197
  38. ^ Ян Вестерхофф (2009), Мадхьямака Нагарджуны: философское введение, Oxford University Press, ISBN   978-0195384963 , стр. 290.
  39. ^ Уоррен Ли Тодд (2013), Этика Шанкары и Шантидевы: самоотверженный ответ иллюзорному миру, ISBN   978-1409466819 , стр. 128.
  40. ^ Хартмут Шарфе (2002), Справочник по востоковедению, BRILL Academic, ISBN   978-9004125568 , страницы 13–14.
  41. ^ Махадеван 1956 , с. 59–60.
  42. Эллисон Финдли (1999), Женщины и архатская проблема в ранней палийской литературе. Архивировано 4 июня 2016 г. в Wayback Machine , Журнал феминистских исследований религии, Vol. 15, № 1, стр. 57-76
  43. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 301-304.
  44. ^ Например, см.: Каушитаки Упанишад Роберт Хьюм (переводчик), Oxford University Press, стр. 306, сноска 2.
  45. ^ Макс Мюллер, Упанишады , с. PR72, в Google Книгах , Oxford University Press, страница LXXII.
  46. ^ Патрик Оливель (1998), Неверные передатчики, Журнал индийской философии, апрель 1998 г., том 26, выпуск 2, страницы 173-187;
    Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195124354 , страницы 583-640.
  47. ^ WD Whitney, Упанишады и их последний перевод, Американский филологический журнал, Vol. 7, № 1, стр. 1–26;
    Ф. Руша (2010), Безавторство философских сутр, Acta Orientalia, том 63, номер 4, страницы 427-442.
  48. ^ Марк Юргенсмейер и др. (2011), Энциклопедия глобальной религии, Публикации SAGE, ISBN   978-0761927297 , стр. 1122.
  49. ^ Jump up to: а б с Оливель 1998 , стр. 12–13.
  50. ^ Флуд, Гэвин Д. (2018). Введение в индуизм , с. 40, Издательство Кембриджского университета.
  51. ^ Оливель 1998 , с.
  52. ^ Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195124354 , стр. 12-13.
  53. ^ «Упанишады | Индуистский религиозный текст | Британника» . www.britanica.com . 23 мая 2023 г.
  54. ^ Патрик Оливель (2014), Ранние Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195124354 , с. 13.
  55. ^ Оливель 1998 , с. xxxvii-xxxix
  56. ^ Оливель 1998 , с. XXXVIII.
  57. ^ Оливель 1998 , с.
  58. ^ Деуссен 1908 , стр. 35–36.
  59. ^ Трипатия 2010 , с. 84.
  60. ^ Сен 1937 , с. 19.
  61. ^ Айянгар, Т. Р. Шриниваса (1941). Саманья-Веданта Упанишады . Jain Publishing (переиздание 2007 г.). ISBN  978-0895819833 . ОСЛК   27193914 .
  62. ^ Деуссен 1997 , стр. 556–568.
  63. ^ Холдреге 1995 , стр. 426.
  64. ^ Шринивасан, Дорис (1997). Множество голов, рук и глаз . БРИЛЛ Академик. стр. 112–120. ISBN  978-9004107588 . Архивировано из оригинала 14 мая 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г.
  65. ^ Айянгар, ТРС (1953). Шайва Упанишады . Jain Publishing Co. (Переиздание 2007 г.). стр. 194–196. ISBN  978-0895819819 .
  66. ^ М. Фуджи, О формировании и передаче JUB, Гарвардская восточная серия , Opera Minora 2, 1997
  67. ^ Оливель 1998 , стр. 3–4.
  68. ^ Ранаде 1926 , с. 61.
  69. ^ Джоши 1994 , стр. 90–92.
  70. ^ Хехс 2002 , с. 85.
  71. ^ Райнхарт 2004 , с. 17.
  72. ^ Сингх 2002 , стр. 3–4.
  73. ^ Jump up to: а б Библиотека Шредера и Адьяра, 1908 г. , с. в.
  74. ^ Jump up to: а б с д и ж г Оливель 1998 , стр. xxxii – xxxiii.
  75. ^ Поль Деуссен (1966), Философия Упанишад, Дувр, ISBN   978-0486216164 , страницы 283-296; например, см. Гарбха Упанишад.
  76. ^ Jump up to: а б Патрик Оливель (1992), Самньяса Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195070453 , страницы 1–12, 98–100; например, см. Бхикшука Упанишад.
  77. ^ Брукс 1990 , стр. 13–14.
  78. ^ Jump up to: а б с д Пармешварананд 2000 , стр. 404–406.
  79. ^ Пол Деуссен (перепечатка 2010 г.), Шестьдесят Упанишад Вед, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814691 , страницы 566-568.
  80. ^ Jump up to: а б Питер Хис (2002), Индийские религии, издательство Нью-Йоркского университета, ISBN   978-0814736500 , страницы 60–88.
  81. ^ Роберт С. Невилл (2000), Ultimate Realities, SUNY Press, ISBN   978-0791447765 , стр. 319
  82. ^ Jump up to: а б Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия, издательство Колумбийского университета, ISBN   978-0231144858 , страницы 28–29.
  83. ^ Оливель 1998 , с. xxiii
  84. ^ Jump up to: а б Патрик Оливель (1992), Самньяса Упанишады, Oxford University Press, ISBN   978-0195070453 , страницы x-xi, 5
  85. ^ Jump up to: а б Йога-упанишады Т.Р. Шриниваса Айянгар (переводчик), С.С. Шастри (редактор), Библиотека Адьяра
  86. ^ AM Шастри, Шакта Упанишады, с комментариями Шри Упанишад-Брахма-Йогина, Адьярская библиотека, ОСЛК   7475481
  87. ^ AM Шастри, Вайшнава-упанишады: с комментариями Шри Упанишад-брахма-йогина, Адьярская библиотека, ОСЛК   83901261
  88. ^ AM Шастри, Шайва-Упанишады с комментариями Шри Упанишад-Брахма-Йогина, Библиотека Адьяра, ОСЛК   863321204
  89. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 217-219.
  90. ^ Пранагнихотра отсутствует в некоторых антологиях, включая Пола Деуссена (перепечатка 2010 г.), Шестьдесят Упанишад Вед, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814691 , стр. 567.
  91. ^ Атхарвасирас отсутствует в некоторых антологиях, включая Пола Деуссена (переиздание 2010 г.), Шестьдесят Упанишад Вед, Том 2, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814691 , стр. 568.
  92. ^ Глюклих 2008 , с. 70.
  93. ^ Филдс 2001 , с. 26.
  94. ^ Jump up to: а б Оливель 1998 , с. 4.
  95. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 114-115 с предисловием и сносками;
    Роберт Хьюм, Чандогья Упанишада 3.17, Тринадцать основных Упанишад, Oxford University Press, страницы 212–213
  96. ^ Хенк Бодевиц (1999), Индуистская ахимса, в книге «Отрицание насилия» (редакторы: Ян Э.М. Хубен и др.), Брилл, ISBN   978-9004113442 , стр. 40.
  97. ^ П.В. Кейн, Саманья Дхарма , История Дхармашастры, Том. 2, часть 1, стр. 5
  98. ^ Чаттерджи, Тара. Знание и свобода в индийской философии . Оксфорд: Лексингтон Букс. п. 148.
  99. ^ Талл, Герман В. Ведическое происхождение кармы: Космос как человек в древнеиндийских мифах и ритуалах. Серия SUNY по индуистским исследованиям. стр. 28
  100. ^ Jump up to: а б с д Махадеван 1956 , с. 57.
  101. ^ Пол Деуссен , Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 30–42;
  102. ^ Jump up to: а б Макс Мюллер (1962), Мандука Упанишад, в Упанишадах - Часть II, Oxford University Press, перепечатано как ISBN   978-0486209937 , страницы 30–33.
  103. ^ Эдуард Роер, Мундака Упанишад. [ постоянная мертвая ссылка ] Bibliotheca Indica, Vol. XV, № 41 и 50, Азиатское общество Бенгалии, страницы 153–154.
  104. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 331-333.
  105. ^ «разложил эти костры» — фраза в ведической литературе, подразумевающая яджну и связанные с ней древние религиозные ритуалы; см. Майтри Упанишад - санскритский текст с английским переводом. [ постоянная мертвая ссылка ] Э.Б. Коуэлл (переводчик), Кембриджский университет, Библиотека Индика, Первая Прапатака
  106. ^ Макс Мюллер, Упанишады, Часть 2, Майтраяна-Брахмана Упанишада , Oxford University Press, страницы 287-288
  107. ^ Хьюм, Роберт Эрнест (1921), Тринадцать основных Упанишад , Oxford University Press, стр. 412–414.
  108. ^ Хьюм, Роберт Эрнест (1921), Тринадцать основных Упанишад , Oxford University Press, стр. 428–429.
  109. ^ Пол Деуссен, Шестьдесят Упанишад Вед, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120814684 , страницы 350-351.
  110. ^ Jump up to: а б Пол Дойссен, «Философия Упанишад» в Google Books , Кильский университет, T&T Clark, страницы 342–355, 396–412.
  111. ^ RC Мишра (2013), Мокша и индуистское мировоззрение, Психология и развивающиеся общества , Том. 25, № 1, стр. 21-42
  112. ^ Марк Б. Вудхаус (1978), Сознание и Брахман-Атман. Архивировано 4 августа 2016 года в Wayback Machine , The Monist, Vol. 61, № 1, Концепции себя: Восток и Запад (январь 1978 г.), страницы 109–124.
  113. ^ Jump up to: а б с Джаятиллеке 1963 , с. 32.
  114. ^ Jump up to: а б Джаятиллеке 1963 , стр. 39.
  115. ^ Маккензи 2012 .
  116. ^ Jump up to: а б Оливель 1998 , с. Льви.
  117. ^ Jump up to: а б с Черный .
  118. ^ Бродд (2009) , с. 43-47.
  119. ^ Оливель 1998 , с. лв.
  120. ^ Лохтефельд 2002 , с. 122.
  121. ^ Jump up to: а б Джон Коллер (2012), Шанкара, в «Routledge Companion to Philosophy of Religion» (редакторы: Чад Мейстер, Пол Копан), Routledge, ISBN   978-0415782944 , страницы 99-102.
  122. ^ Пол Деуссен , Философия Упанишад в Google Books , Dover Publications, страницы 86-111, 182-212
  123. ^ Накамура (1990), История ранней философии Веданты , стр.500. Мотилалл Банарсидас
  124. ^ Махадеван 1956 , с. 62–63.
  125. ^ Пол Деуссен , Философия Упанишад , с. 161, в Google Книгах , страницы 161, 240–254.
  126. ^ Бен-Ами Шарфштейн (1998), Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта, State University of New York Press, ISBN   978-0791436844 , стр. 376
  127. ^ HM Vroom (1996), Никаких других богов, Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN   978-0802840974 , стр. 57.
  128. ^ Венди Донигер О'Флаэрти (1986), Мечты, иллюзии и другие реальности, University of Chicago Press, ISBN   978-0226618555 , стр. 119
  129. ^ Арчибальд Эдвард Гоф (2001), Философия Упанишад и древнеиндийская метафизика, Routledge, ISBN   978-0415245227 , страницы 47-48.
  130. ^ Теун Гудриан (2008), Майя: божественное и человеческое, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120823891 , страницы 1–17.
  131. ^ К. Н. Айяр (переводчик, 1914), Сарвасара Упанишад, в «Тридцати малых упанишадах», стр. 17, ОСЛК   6347863
  132. ^ Ади Шанкара, Комментарий к Тайттирия Упанишад в Google Книгах , СС Шастри (переводчик), Архив Гарвардского университета, страницы 191-198
  133. ^ Радхакришнан 1956 , с. 272.
  134. ^ Раджу 1992 , с. 176-177.
  135. ^ Jump up to: а б Раджу 1992 , с. 177.
  136. ^ Ранаде 1926 , стр. 179–182.
  137. ^ Махадеван 1956 , с. 63.
  138. ^ Jump up to: а б энциклопедия Британская
  139. ^ Радхакришнан 1956 , с. 273.
  140. ^ Jump up to: а б Кинг 1999 , с. 221.
  141. ^ Jump up to: а б Накамура 2004 , с. 31.
  142. ^ Кинг 1999 , с. 219.
  143. ^ Коллинз 2000 , с. 195.
  144. ^ Радхакришнан 1956 , с. 284.
  145. ^ Джон Коллер (2012), Шанкара в Routledge Companion to Philosophy of Religion (редакторы: Чад Мейстер, Пол Копан), Routledge, ISBN   978-0415782944 , страницы 99-108.
  146. ^ Эдвард Роер (переводчик), Введение Шанкары , стр. 3, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишаде на страницах 3–4; Цитата - "(...) Локаятики и будды, которые утверждают, что души не существует. Среди последователей Будды есть четыре секты: 1. Мадхьямики, которые утверждают, что все пусто; 2. Йогачары, которые утверждают, что все, кроме ощущений и разума, все остальное пусто 3. Саутрантики, которые утверждают фактическое существование внешних объектов не меньше, чем внутренних ощущений. 4. Вайбхашики, которые соглашаются с более поздними (Саутрантики), за исключением того, что они; бороться за непосредственное постижение внешних объектов через образы или формы, представляемые интеллекту».
  147. ^ Эдвард Роер (переводчик), Введение Шанкары , стр. 3, в Google Книгах к Брихад Араньяка Упанишад на странице 3, ОСЛК   19373677
  148. ^ К.Н. Джаятиллеке (2010), Ранняя буддийская теория познания, ISBN   978-8120806191 , страницы 246-249, начиная с примечания 385;
    Стивен Коллинз (1994), Религия и практический разум (редакторы: Фрэнк Рейнольдс, Дэвид Трейси), Государственный университет Нью-Йорка Пресс, ISBN   978-0791422175 , стр. 64; Цитата: «Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Если очень коротко, то это [буддийское] учение, которым обладают люди. нет души, нет «я», нет неизменной сущности».
    Эдвард Роер (переводчик), «Введение Шанкары» , с. 2, в Google Книгах , страницы 2–4.
    Кэти Джавоно (2013), Совместима ли буддийская доктрина отсутствия самости со стремлением к нирване? Архивировано 13 сентября 2017 года в Wayback Machine , Philosophy Now;
    Джон С. Плотт и др. (2000), Глобальная история философии: Осевой век, Том 1, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120801585 , стр. 63, Цитата: «Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом».
  149. ^ Паниккар 2001 , с. 669.
  150. ^ Паниккар 2001 , стр. 725–727.
  151. ^ Паниккар 2001 , стр. 747–750.
  152. ^ Паниккар 2001 , стр. 697–701.
  153. ^ Клостермайер 2007 , стр. 361–363.
  154. ^ Jump up to: а б Чари 1956 , с. 305
  155. ^ Jump up to: а б Стаффорд Бетти (2010), Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта: контрастирующие взгляды на мокшу, Азиатская философия, Том. 20, № 2, стр. 215-224, дои : 10.1080/09552367.2010.484955
  156. ^ Jump up to: а б с д Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. С. 298–299, 320–321, 331 с примечаниями. ISBN  978-1-898723-93-6 . Архивировано из оригинала 22 января 2017 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  157. ^ Уильям М. Индич (1995). Сознание в Адвайта Веданте . Мотилал Банарсидасс. стр. 1–2, 97–102. ISBN  978-81-208-1251-2 . Архивировано из оригинала 13 февраля 2022 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  158. ^ Брюс М. Салливан (2001). Индуизм от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 239. ИСБН  978-0-8108-4070-6 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  159. ^ Стаффорд Бетти (2010), Двайта, Адвайта и Вишиштадвайта: контрастирующие взгляды на мокшу, Азиатская философия: Международный журнал философских традиций Востока, том 20, выпуск 2, страницы 215-224
  160. ^ Эдвард Крейг (2000), Краткая энциклопедия философии Routledge, Routledge, ISBN   978-0415223645 , страницы 517-518.
  161. ^ Шарма, Чандрадхар (1994). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 373–374. ISBN  81-208-0365-5 .
  162. ^ Jump up to: а б ДЖАБ ван Буйтенен (2008), Рамануджа - индуистский теолог и философ. Архивировано 6 октября 2016 года в The Wayback Machine , Британская энциклопедия.
  163. ^ Джон Пол Сиднор (2012). Рамануджа и Шлейермахер: на пути к конструктивному сравнительному богословию . Каземат. стр. 20–22 со сноской 32. ISBN.  978-0227680247 . Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  164. ^ Джозеф П. Шульц (1981). Иудаизм и языческие верования: сравнительные исследования религии . Издательство Университета Фэрли Дикинсон. стр. 81–84. ISBN  978-0-8386-1707-6 . Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  165. ^ Рагхавендрачар 1956 , с. 322.
  166. ^ Jump up to: а б Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 356–357. ISBN  978-1-898723-93-6 . Архивировано из оригинала 22 января 2017 года . Проверено 3 ноября 2016 г.
  167. ^ Стокер, Валери (2011). «Мадхва (1238–1317)» . Интернет-энциклопедия философии. Архивировано из оригинала 12 октября 2016 года . Проверено 2 ноября 2016 г. .
  168. ^ Брайант, Эдвин (2007). Кришна: Справочник (Глава 15, Дипак Сарма) . Издательство Оксфордского университета. стр. 358–359. ISBN  978-0195148923 .
  169. ^ Шарма, Чандрадхар (1994). Критический обзор индийской философии . Мотилал Банарсидасс. стр. 374–375. ISBN  81-208-0365-5 .
  170. ^ Брайант, Эдвин (2007). Кришна: Справочник (Глава 15, Дипак Сарма) . Издательство Оксфордского университета. стр. 361–362. ISBN  978-0195148923 .
  171. ^ Jump up to: а б Чусалкар 1986 , стр. 130–134.
  172. ^ Jump up to: а б Вадия 1956 , с. 64-65.
  173. ^ Коллинз 2000 , стр. 197–198.
  174. ^ Урвик 1920 .
  175. ^ Кейт 2007 , стр. 602–603.
  176. ^ RC Мишра (2013), Мокша и индуистское мировоззрение, Психология и развивающиеся общества, Том. 25, № 1, стр. 21–42; Чусалкар, Ашок (1986), Социальные и политические последствия концепций справедливости и дхармы, страницы 130–134.
  177. ^ Jump up to: а б Шарма 1985 , с. 20.
  178. ^ Jump up to: а б Мюллер 1900 , с. lvii.
  179. ^ Мюллер 1899 , с. 204.
  180. ^ Jump up to: а б Дойссен 1997 , стр. 558–59.
  181. ^ Мюллер 1900 , стр. lviii.
  182. ^ Луи Рену (1948). Адриен Мезоннёв (ред.). Кауситаки, Шветашватра, Прашна, Тайттирия Упанишады (на французском языке). Париж. п. 268. ИСБН  978-2-7200-0972-3 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  183. ^ Жан Варенн (1960). Издания де Боккара (ред.). Маха-Нараяна Упанишад, 2 тома (на французском языке). Париж. стр. 155 и 144. {{cite book}}: CS1 maint: местонахождение отсутствует, издатель ( ссылка ) Переиздание 1986 года.
  184. ^ Жан Варенн (1981). Сеуил (ред.). Сентябрьские Упанишады (на французском языке). Париж. п. 227. ИСБН  9782020058728 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  185. ^ Алиетт Деграс-Фад (1989). Файард (ред.). Самньяса-Упанишад (Упанишад дю возрождения) (на французском языке). Париж. п. 461. ИСБН  9782213018782 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  186. ^ Мартин Баттекс (2012). Издания Дерви (ред.). 108 Упанишад (на французском языке). Париж. стр. 1400. ISBN  978-2-84454-949-5 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) .
  187. ^ Деуссен 1997 , стр. 558–559.
  188. ^ Деуссен 1997 , стр. 915–916.
  189. ^ См. Генри Томас Коулбрук (1858), Очерки религии и философии индусов . Лондон: Уильямс и Норгейт. В этом томе см. главу 1 (стр. 1–69) « О Ведах, или Священных писаниях индусов» , перепечатанную из книги Колбрука «Азиатские исследования» , Калькутта: 1805, том 8, стр. 369–476. Перевод Айтарейя-упанишады представлен на страницах 26–30 этой главы.
  190. ^ Заступиль, Л (2010). Раммохун Рой и становление викторианской Британии, Линн Заступиль . Спрингер. ISBN  9780230111493 . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 1 июня 2014 г.
  191. ^ «Упанишады, часть 1, Макса Мюллера» . Архивировано из оригинала 29 июля 2014 года . Проверено 2 июня 2014 г.
  192. ^ Хьюм, Роберт Эрнест (1921), Тринадцать основных Упанишад , Oxford University Press
  193. ^ Деуссен 1997 .
  194. ^ Радхакришнан, Сарвапалли (1953), Основные Упанишады , Нью-Дели: HarperCollins Publishers (переиздание 1994 года), ISBN  81-7223-124-5
  195. ^ Оливель 1992 .
  196. ^ Оливель 1998 .
  197. ^ «Книжная премия AAS SAC AK Ramanujan за перевод» . Ассоциация азиатских исследований. 25 июня 2002 года. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 27 ноября 2018 г.
  198. ^ «Бумаги Уильяма Батлера Йейтса» . библиотека.udel.edu . Университет штата Делавэр. Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 30 октября 2020 г. .
  199. ^ Шопенгауэр и Пейн 2000 , с. 395.
  200. ^ Шопенгауэр и Пейн 2000 , с. 397.
  201. ^ Шрёдингер, Эрвин; Пенроуз, Роджер (2012), «Наука и религия» , Что такое жизнь? , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 140–152, номер документа : 10.1017/cbo9781107295629.016 , ISBN.  978-1-107-29562-9 , заархивировано из оригинала 2 октября 2022 года , получено 10 мая 2021 года.
  202. ^ Герман Уэйн Талл (1989). Ведическое происхождение кармы: Космос как человек в древнеиндийских мифах и ритуалах . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 14–15. ISBN  978-0-7914-0094-4 . Архивировано из оригинала 8 июня 2020 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  203. ^ Клаус Г. Витц (1998). Высшая мудрость Упанишад: Введение . Мотилал Банарсидасс. стр. 35–44. ISBN  978-81-208-1573-5 . Архивировано из оригинала 9 июня 2020 года . Проверено 4 ноября 2016 г.
  204. ^ Верслуис 1993 , стр. 69, 76, 95. 106–110.
  205. ^ Элиот 1963 .
  206. ^ Иасваран 2007 , с. 9.
  207. ^ Хуан Маскаро, Упанишады, Penguin Classics, ISBN   978-0140441635 , стр. 7, 146, обложка
  208. ^ Jump up to: а б Пол Деуссен, «Философия Упанишад», Кильский университет, T&T Clark, страницы 150–179.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf6642735570f73e9814b5bfce273fad__1724749320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/ad/bf6642735570f73e9814b5bfce273fad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Upanishads - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)