Jump to content

История Сараево

(Перенаправлено из Сараево в средние века )

Сараево — город сейчас в Боснии и Герцеговине .

Древняя история

[ редактировать ]

Самые ранние известные поселения в Сараево принадлежали к неолитической бутмирской культуре . Находки в Бутмире были сделаны в современном Илидже , главном пригороде Сараево. Богатство местности кремнем , а также река Железница способствовали процветанию поселения. Бутмирская культура наиболее известна своей керамикой . [ 1 ]

Бутмирская культура была завоевана иллирийцами около 2400 г. до н.э. Самым известным из их поселений недалеко от Сараево был Дебело-Брдо стояло иллирийское укрепление (буквально «Жирный холм»), где в позднем железном веке . Многочисленные иллирийские форты существовали и в других частях города, а также у подножия Требевича . Иллирийцами в районе Сараево были даэсиаты , которые были последними [ где? ] противостоять римской оккупации. Их последнее восстание произошло в 9 году нашей эры и было остановлено императором Тиберием , что ознаменовало начало римского правления в регионе.

Под римским правлением Сараево входило в состав провинции Далмация . Основная римская дорога пролегала через долину реки Милячка , соединяя города Адриатического побережья с Паннонией на севере. Самое крупное известное поселение в регионе было известно как «Aquae S...» (вероятно, Aquae Sulphurae), на территории современной Илиджи .

Средний возраст

[ редактировать ]

Славяне пришли в Боснию в VII веке. Совершенно очевидно, что они поселились в долине Сараево, заменив иллирийцев. как часть Сербии Катера, один из двух боснийских городов, упомянутых Константином Багрянородным в «Де Администрандо Империо» , находилась к юго-востоку от Сараево. Ко времени османской оккупации в 15 веке в этом регионе было мало поселений.

Первые упоминания о Боснии описывают небольшой регион , в основном долину реки Босна , простирающуюся от современной Зеницы до Сараево. [ нужна ссылка ] В 12 веке, когда Босния стала вассалом Венгрии боснийской , население состояло в основном из членов церкви . Территория современного Сараево входила в состав боснийской провинции Врхбосна . Другая теория состоит в том, что Врхбосна была крупным поселением, расположенным в центре современного Сараево. Возможно, деревня существовала на окраине самого города, недалеко от современной Илиджи , одного из самых привлекательных районов в этом районе, который был значительно заселен практически во все остальные периоды своей истории. Вполне возможно, что Врхбосна была разрушена где-то между 13 веком и османской оккупацией. Иностранные армии часто пробирались к Врхбосне в войнах с Боснией, и, возможно, одна из них разрушила город, оставив его в том состоянии, в котором турки нашли его в середине 15 века. Папские собор, посвященный святому Павлу документы свидетельствуют о том, что в 1238 году в городе был построен . Предполагается, что собор находился в современном сараевском районе Скендерия, поскольку во время строительства в этом районе в конце 19 века были обнаружены колонны в римском стиле, датируемые примерно 12 веком. Ученики святые Кирилл и Мефодий путешествовали по региону, основав церковь близ Врело-Босне . Врхбосна была славянской цитаделью с 1263 года, пока не была оккупирована Османской империей в 1429 году. [ 2 ]

В различных документах Средневековья упоминается место под названием «Торник» в этом регионе. Судя по всему, Торник был очень маленьким рынком и деревней и не считался важным для купцов Рагузы . Местную крепость Ходиджед защищали всего два десятка человек, когда она пала под ударом турок. Сараево также попало в осаду.

Ранняя Османская эпоха

[ редактировать ]

Сараево было основано, когда Османская империя завоевала этот регион , причем датой основания города обычно считается 1461 год. Первый известный османский губернатор Боснии Иса-Бег Исхакович выбрал деревню Бродац как хорошее место для нового города. Он обменялся землей с его жителями, отдав им то, что сейчас является районом Грашница в Илидже . Он построил ряд зданий, в том числе мечеть , закрытый рынок, общественную баню, мост, общежитие и сарай , который дал городу его нынешнее название. Мечеть Мехмеда получила название « Карева Джамия » (Императорская мечеть, или Императорская мечеть) в честь II . Сараево быстро превратилось в крупнейший город региона. В это время многие христиане обратились в ислам , и росло число православных. [ нужны разъяснения ] население. колония рагузских В это же время в Сараево появилась купцов. В начале 16 века еврейские беженцы из Андалусии привезли Сараевскую Агаду .

Под руководством Гази Хусрев-бека , крупного спонсора, который отвечал за большую часть того, что сейчас является Старым городом, Сараево росло быстрыми темпами. Сараево стало известно своим большим рынком и мечетями , которых к середине 16 века насчитывалось более ста. Гази Хусрев-Бег построил ряд зданий, названных в его честь, например, Сараевскую библиотеку . Он также построил городскую башню с часами Сахат Кула.

На пике своего развития Сараево было крупнейшим и самым важным османским городом на Балканах после Стамбула . К 1660 году население Сараево оценивалось в более чем 80 000 человек.

Поздняя османская эпоха

[ редактировать ]
Сараево в 1697 году во время осады Евгения Савойского.

После битвы за Вену в 1683 году западная часть Османской империи подверглась набегам. Принц Евгений Савойский совершил набег на Сараево и поджег его. [ 3 ] [ 4 ] Лишь немногие постройки пережили пожар, кроме каменных. К тому времени резиденция боснийского правительства переехала в Травник . В течение десяти лет с 1747 по 1757 год в Сараево царила анархия . [ нужна ссылка ]

Мехмед Меджлия Гураний и Мула Мустафа Башеский были родом из Сараево в 18 веке. В то время были построены значительные библиотеки, школы, мечети и укрепления. [ нужна ссылка ]

В 1783 году произошла вспышка чумы, а пять лет спустя случился еще один пожар. К началу 19 века Сербия получила независимость от Османской империи, образовав клин между Сараево и Стамбулом. [ нужна ссылка ]

Требуя независимости Боснии от турок, Хусейн-Капетан Градащевич провел несколько сражений вокруг Боснии. Последней была битва на Сараевском поле в 1832 году, где он был предан своим соотечественником-босняком и проиграл. Там он произнес свои знаменитые слова: «Это последний день нашей свободы». В течение следующих нескольких десятилетий никаких серьезных событий не произошло. [ нужна ссылка ]

Австро-Венгрия

[ редактировать ]
Боснийское сопротивление во время битвы при Сараево в 1878 году против австро-венгерской оккупации.

Берлинский договор был навязан великими державами Османской быстро распадающейся империи, которая вступила в переговоры с позиции слабости, причем многие из ее бывших территорий достигли фактической независимости за предыдущие полвека и только что потерпели поражение в войне. Русско-турецкая война . Хотя Боснийский вилайет входил в состав Османской империи де-юре он , де-факто управлялся как неотъемлемая часть Австро-Венгрии , и османы не имели права голоса в его управлении.

Восточный кризис 1875–1878 гг.

[ редактировать ]

Ранее позиции Османской империи в Боснийском вилайете были ослаблены восстанием в Герцеговине 1875–1877 годов — вооруженным восстанием местного этнического сербского населения , которое началось в регионе Герцеговины в июле 1875 года, а затем распространилось на остальную часть вилайета . Восстание длилось более двух лет, прежде чем османам при помощи местного мусульманского населения удалось его остановить. В 1875 году, вдохновленные восстанием в Герцеговине, изгнанные болгарские революционеры, действовавшие в соседних Объединённых румынских княжествах (ещё один де-юре османский вассал , который неуклонно двигался к независимости), начали планировать собственное восстание , которое началось весной 1876 года. Реакция на болгарское восстание была быстрой и жестокой, что привело ко многим зверствам и всеобщему международному осуждению, поскольку восстание было подавлено в течение нескольких месяцев.

Австро-Венгрия внимательно следила за событиями сербского крестьянского восстания 1875 года в Боснии. , сформированная министром иностранных дел Австро-Венгрии графом Дьюлой Андраши , назначенным в 1871 году на смену Фридриху фон Бойсту Внешняя политика двойной монархии , определила Ближний Восток как область особого интереса для ее следующей экспансии. Андраши увидел возможность продвинуть эту политику вперед, и 30 декабря 1875 года он отправил депешу своему предшественнику в министерстве иностранных дел фон Бойсту, который был послом Австро-Венгерской дипломатической службы в Соединенном Королевстве. В документе, известном как «Записка Андраши», Андраши изложил свое видение Боснии как территории, управляемой и управляемой Австро-Венгрией. После получения общего согласия Великобритании и Франции документ стал официальной основой для переговоров.

Одновременно с поражениями в русско-турецкой войне османское правление в Боснийском вилайете ослабевало. начали возникать логистические и организационные проблемы В османской армии , такие как неспособность кормить и одевать своих солдат, включая девятнадцать гарнизонов, дислоцированных в Боснийском вилайете, семнадцать из которых состояли из местных боснийских мусульман. [ 5 ] В отчете за январь 1878 года австро-венгерский консул, находившийся в городе Сараево, Конрад фон Васич отмечал своему венскому начальству, что «османские административные органы не имеют власти, а население утратило доверие к правительству». [ 5 ] К весне 1878 года Османская армия в вилайете находилась в таком беспорядке, что многие войска дезертировали, оказавшись предоставленными самим себе. В результате около трех тысяч вооруженных дезертиров бродили по сельской местности небольшими группами, часто терроризируя крестьян. Не имея организованных сил, реализующих закон, группы преступников действовали безнаказанно во многих сельских районах, фактически захватывая контроль над значительными территориями. [ 5 ]

Сан-Стефанский договор

[ редактировать ]
Русский граф Николай Игнатьев подписывает Сан-Стефанский договор со своими османскими коллегами 3 марта 1878 года. Среди различных геополитических положений, связанных с Балканами , договор должен был видеть, что Боснийский вилайет получит автономный статус в составе Османской империи . Однако ни один из пунктов договора так и не был реализован из-за противодействия великих держав .

К концу зимы 1878 года стало ясно, что власть Османской империи в этом районе ослабла. , Сан-Стефанский договор навязанный Россией 3 марта 1878 года побеждённым османам, подтвердил это. Среди других положений он предусматривал полную независимость от Османской империи для княжеств Сербии и Черногории , де-юре автономию ( фактическую независимость) в составе Османской империи для Княжества Болгария и статус автономной провинции для Боснийского вилайета. в составе Османской империи.

Мусульманское население Боснийского вилайета приветствовало обещанную большую автономию, тем самым возродив свои стремления к автономии . Однако международная реакция на договор была в основном негативной. Великие державы, особенно премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли , были недовольны расширением власти России, в то время как Австро-Венгрия также была разочарована, поскольку договор не смог расширить ее влияние в Боснийском вилайете. В меморандуме европейским державам от 21 апреля 1878 года министр иностранных дел Австро-Венгрии Дьюла Андраши предложил свою политику в отношении Боснии, обосновав необходимость оккупации Габсбургами Боснийского вилайета. Он утверждал, что у автономной Боснии в составе Османской империи не было средств для преодоления внутренних разногласий и сохранения своего существования вопреки соседям. [ 6 ] Соединенное Королевство поддержало стремления Австро-Венгрии в Боснии.

Многие из более мелких стран также имели возражения против Сан-Стефанского договора — хотя Сербия была удовлетворена получением формальной независимости, Сербия была недовольна болгарской экспансией, Румыния была крайне разочарована, поскольку ее общественность восприняла некоторые положения договора как нарушение Россией русско-румынских договоренностей. -военные соглашения, которые гарантировали территориальную целостность страны, и албанцы возражали против того, что они считали значительной потерей своей территории в пользу Сербии, Болгарии и Черногории. Помимо боснийских мусульман, Болгария была единственной страной, удовлетворившей договор.

Местная реакция на перспективу австро-венгерской оккупации

[ редактировать ]

Из-за почти повсеместного неприятия его мировыми державами Сан-Стефанский договор так и не был реализован, а в конечном итоге лишь подготовил почву для конференции, организованной Германской империи канцлером Отто фон Бисмарком три месяца спустя в Берлине. Неопределенность в отношении Сан-Стефано породила слухи о неизбежной австро-венгерской оккупации Сараево еще в апреле 1878 года, задолго до Берлинского конгресса, что вызвало разную реакцию среди представителей различных национальностей и классов города.

Боснийские хорваты приветствовали идею оккупации своими римско-католическими единоверцами, австрийцами и венграми , в то время как боснийские сербы, с другой стороны, повсеместно выступали против этого, не находя особых оснований приветствовать замену одного иностранного оккупанта другим — старого Сербского оккупанта. враг – Габсбургская монархия. [ 5 ]

Реакция боснийских мусульман на перспективу австро-венгерского правления разделилась по социальному признаку. Надеясь, что плавная передача власти повысит их ценность для новых правителей и поможет сохранить свой привилегированный статус и права собственности, богатые и влиятельные землевладельцы, несмотря на тесную связь с чиновниками угасающего османского режима, теперь были открыты для австро-венгров. . С другой стороны, большинство мусульманских религиозных авторитетов и мусульманского населения из низшего класса были категорически против, не видя ничего хорошего в том, чтобы ими управляла иностранная немусульманская держава, которая не планировала предоставлять автономию Боснии. [ 5 ]

Несмотря на тесные связи с османским режимом, богатые сараевские землевладельцы-мусульмане, такие как Мехмед-бег Капетанович Любушак и Мустай-бег Фадилпашич, были восприимчивы к идее австро-венгерской оккупации.

Этот экономический классовый раскол среди боснийских мусульман по австро-венгерскому вопросу был ясно очевиден вокруг Сараево весной 1878 года. Члены мусульманской землевладельческой элиты Сараево продемонстрировали публичную поддержку австро-венгерской оккупации на встрече в апреле 1878 года в Императорской мечети , аргументируя это тем, что Как выразился один священнослужитель, « было очевидно, что Османская империя не имела ни силы, ни поддержки для управления страной », прежде чем далее утверждать, что « правитель, который не может контролировать свою землю, также теряет право на повиновение своих подданных, и поскольку никто Мусульманин хотел бы быть подданным Сербии или Черногории, Австро-Венгрия — единственная жизнеспособная альтернатива ». [ 7 ] Не потребовалось много времени, чтобы враждебность мусульман низшего класса к возможному правлению Габсбургов проявилась. петиция под названием «Обращение союзников», написанная двумя исламскими консервативными религиозными деятелями из Гази Хусрев-бея мечети медресе - эфенди Абдулой Каукчия и эфенди Мухамедом Хаджижамаковичем как в апреле и мае 1878 года на рынках Сараево была распространена . Петиция не только призывала население Боснии объединиться в противодействии возможной австро-венгерской оккупации, но и носила отпечаток исламского религиозного консерватизма, призывая сделать шариат исключительным законом страны, требуя отстранения всех христианских чиновников от власти. все еще правящая османская служба, призывающая к созданию ассамблеи для контроля над правительством, призывающая к снятию колоколов с недавно построенного сербского православного собора и требующая демобилизации османских войск. [ 7 ] Сообщается, что под петицией было около пятисот подписей, но большинство землевладельцев-мусульман отказались ее подписать. [ 7 ]

Отражая личную политику и мировоззрение двух сараевских исламских консерваторов, пользующихся большим уважением в местной мусульманской общине, петиция, как сообщается, также стала инструментом соперничества между османскими чиновниками в Боснии. По словам австро-венгерского консула Васича, османский губернатор боснийского вилайета Ахмед Мажар-паша планировал использовать петицию, чтобы заручиться народной поддержкой и попытаться сохранить свой пост в случае, если боснийский вилайет получит автономию, как это предусмотрено Сан-Стефанским договором. . Самым большим препятствием для Мажара в этом отношении был его собственный заместитель Констан-паша , греческий человек православной веры, которого иностранные консулы в Сараево единообразно называли единственным христианином, занимавшим высокий пост в османской гражданской администрации в Боснии. Таким образом, требование заявителей уничтожить всех христиан отстранило бы Констана от должности и обеспечило бы пост мусульманина Мажара, если бы Сан-Стефанское соглашение было реализовано. [ 8 ]

Когда несколько мусульман из высшего сословия, а также некоторые сербские православные лидеры узнали о петиции, они призвали переработать ее без явно антихристианских требований, что и было сделано, и начала распространяться новая версия, написанная османским чиновником. Новая петиция, официально поданная губернатору Мажару 2 июня 1878 года, была воспринята как победа ведущих мусульманских землевладельцев, которым удалось очистить ее от антихристианских и антиреформаторских положений. Единственными двумя его пунктами теперь были требование, чтобы народное собрание управляло страной, и призыв ко всем группам объединиться в борьбе против австро-венгерской оккупации. [ 8 ]

Формирование Народного собрания

[ редактировать ]

В течение нескольких дней после официальной подачи петиции османскому губернатору члены мусульманской элиты Сараево достигли консенсуса среди фракционированных местных игроков. Им удалось убедить представителей мусульман низшего класса, в том числе религиозных лидеров, присоединиться к единому общемусульманскому собранию, а также добиться от губернатора Мажара разрешения собранию собрания в здании правительственной штаб-квартиры Конак. [ 8 ]

Новый орган, названный Народным собранием ( Народни одбор ), впервые собрался 5 июня с полностью мусульманским составом, состоящим из тридцати человек из мусульманской землевладельческой элиты и тридцати мусульман из низшего класса (религиозных функционеров, ремесленников и владельцев магазинов). . В обращении к центральному правительству Османской ассамблеи ассамблея обвинила Боснию в плохом управлении Стамбулом и неспособности правительства реагировать на индивидуальные жалобы. В обращении ассамблеи также утверждалось, что отдаленное правительство заставило их сформировать свой собственный представительный орган для решения местных нужд вместе с местными властями, и предупредили, что население будет защищать свою землю ценой своей жизни в случае войны. Далее в призыве было необходимо сохранить постоянные гарнизоны османских войск в Боснийском вилайете, и в любом случае правительство не могло ни кормить, ни одевать свои войска. Наконец, в апелляции выражался протест против наказания дезертиров и их семей. [ 9 ]

За первую же неделю ассамблея претерпела четыре изменения в составе, поскольку элитные мусульмане искали формулу, которая включала бы все этнические, религиозные и финансовые группы, но при этом сохраняла бы свое доминирование. [ 10 ] 8 июня всемусульманское собрание обратилось к властям Османской империи с призывом признать представительный орган из двенадцати мусульман, двух католиков, двух православных и одного еврея, все из Сараево, а также по одному мусульманскому и одному христианскому делегату от каждой из шести стран. административные округа ( котары ) в Боснийском вилайете — предложенный состав, который следовал за составом регионального совета, консультативного органа, сформированного в 1860-х годах и управлявшего городом Сараево с 1872 года. Согласно предложению, вопросы, затрагивающие одну религию, должны были решаться будут решаться делегатами этой группы, а общие вопросы будут решаться на пленарных заседаниях. Губернатор Мажар утвердил новый состав ассамблеи после консультации с областным советом. [ 10 ]

Воссозданное, теперь многорелигиозное Народное собрание провело свое первое заседание 10 июня в Конаке. Кандидаты от сербской православной церкви первоначально отказались участвовать, заявив, что запланированная встреча приходится на православный праздник, однако после изменения даты они согласились участвовать, но отказались играть активную роль. [ 10 ] На первом заседании представители сербской православной церкви заявили, что они недостаточно представлены, и ассамблея удовлетворила их просьбу, предложив Сараевской сербской православной общине назвать еще трех делегатов. В число избранных вошли Ристо Бесара, Яков Трифкович и Джордже Дамьянович. Тем не менее, хотя мусульманские низшие классы были представлены, большинство членов собрания всех конфессий принадлежали к небольшой группе местных лидеров высшего класса, которые пользовались почетными османскими титулами и были тесно связаны с правительством. [ 10 ]

богатый землевладелец-мусульманин Эфенди Сунула Соколович, Председателем Народного собрания был выбран который также был членом регионального совета. Среди других членов-мусульман были Мустай-бег Фадилпашич (сын богатого землевладельца и политического лидера Фадил-паши Шерифовича), Мехмед-бег Капетанович (богатый землевладелец, приехавший в Сараево из Герцеговины), эфенди Мустафа Каукчия , эфенди Ахмет Сврзо , эфенди Рагиб Дурчич , и т. д. Сербов представляли купец Дмитрий Ефтанович и эфенди Петраки Петрович . У хорватов были монахи Грга Мартич и Петар Яндрич . И, наконец, евреев представлял эфенди Саломон Исакович , который хорошо зарабатывал на жизнь продажей продовольствия османским войскам. [ 10 ]

Под руководством и с помощью представителей мусульманского высшего класса, которые имели наибольшее представительство и влияние, избегая тем, вызывающих разногласия, собранию удалось собрать воедино минимальное единство и консенсус в течение июня 1878 года. с последовательной реакцией на решения одновременно проходившего Берлинского конгресса.

Берлинский договор

[ редактировать ]
от Заключительным юридическим актом Берлинского конгресса 28 июня 1878 года стал Берлинский договор . Среди различных положений договор давал Австро-Венгрии юридический мандат на оккупацию Боснийского вилайета Османской империи.

На переговорах по Берлинскому договору австро-венгерскую сторону представлял к . и к. министр иностранных дел граф Дьюла Андраши , который стремился расширить имперское и королевское влияние на Балканах.

В качестве демонстрации силы и заявления о намерениях одновременно с началом переговоров по договору в середине июня 1878 года австро-венгерская армия начала крупную мобилизацию, разместив более 80 000 солдат на своей юго-восточной границе, готовых войти в Боснийский вилайет. Для этой акции австро-венгерские власти поставили перед собой задачу сосредоточить свои войска преимущественно на k. и к. подданные южнославянского происхождения — этнические хорваты и этнические сербы — считают, что население Боснийского вилайета не будет так возмущено оккупацией, увидев своих родственников среди вторгшихся войск.

28 июня 1878 года были объявлены условия и положения Берлинского договора, и согласно его 25-му пункту Австро-Венгрия получила мандат на «оккупацию и управление боснийским вилайетом». [ 11 ] но не аннексировать его. [ 12 ] Таким образом, договор официально аннулировал положение Сан-Стефанского договора, предусматривавшего автономию боснийского вилайета.

Австро-Венгерский переворот

[ редактировать ]

Австро-Венгрия заявила о своем намерении оккупировать вилайет Босния в телеграмме министерства иностранных дел Андраши, полученной к. и к. консул в Сараево Конрад фон Васич 3 июля, а османские чиновники в Конаке также узнали о предстоящей оккупации из телеграмм, пришедших вскоре после телеграмм Васича. Для некоторых такая открытая манера объявления условий оккупации Берлинского договора свидетельствовала о предположении Вены, что местное население встретит их с распростертыми объятиями. [ 13 ]

Местная реакция на Берлинский договор

[ редактировать ]

На следующее утро город гудел слухами и тревогой, поскольку Васич ездил в гости к мусульманским землевладельцам из высшего сословия и главным лидерам местного Народного собрания Мехмед-бегу Капетановичу, Сунуле Соколовичу и Мустай-бегу Фадилпашичу, напоминая им о щедрых льготах, которые получат те, кто верен новому режиму. Каждый из троих пообещал добиться мирного приема К. и к. войска, хотя в то же время выражая опасения по поводу восстания низших классов против новых оккупантов. Позже в тот же день Васич отправился к османскому губернатору Мажару, который сказал ему, что будет поддерживать вооруженное сопротивление австро-венгерскому правлению, если он не получит противоположный приказ из Стамбула. На заседании областного совета в тот же день Мажар призвал членов совета поддержать движение сопротивления. Это создало странную ситуацию, когда Соколович, председатель Народного собрания и член регионального совета, предпринял необычный шаг, выступив против рекомендации губернатора, выступая в защиту мирная передача власти чиновникам Габсбургов, в то время как Фадилпашич и Капетанович поддержали его на той же встрече. Общественный призыв к сопротивлению среди низших слоев населения был очевиден в тот же день, когда во дворе мечети Гази Хусрев-бека был поднят большой зеленый флаг . [ 14 ]

Местный имам, ставший разбойником, Хаджи Лоджо возглавил народное восстание в июле 1878 года против надвигающейся австро-венгерской оккупации, сначала взяв под свой контроль Народное собрание у местных мусульман высшего сословия, а затем столкнувшись с местными османскими властями.

На следующий день, 5 июля, после полуденной молитвы мусульманские верующие задержались на окрестных улицах, слушая, как местный подстрекатель толпы Салих Вилаетович, более известный в городе как Хаджи Лойо , произносит волнующую речь, в которой он призывает Васича и остальных. сотрудников австро-венгерского консульства выслать из города. [ 15 ] Высокий, сильный и внушительный 44-летний агитатор, Хаджи Лоджо был довольно хорошо известен на местном уровне: в течение многих лет он служил имамом в небольшой сараевской мечети и преподавал религию в профессиональном училище. [ 16 ] Он также имел опыт незаконной деятельности: недавно вернулся в Сараево после изгнания и жил разбойником . три года [ 17 ] Разделяя свое призвание и образование с Хаджиямаковичем и Каукчией, двумя священнослужителями мечети Гази Хусрев-бея, стоявшими за апрельской петицией, Хаджи Лоджо очень хорошо понимал местную мусульманскую политическую и религиозную культуру, в которой он действовал, и умело использовал ее, чтобы побудить толпу к действие. После своей страстной речи Хаджи Лойо развернул зеленый флаг [ 13 ] и повел толпу из мечети в Конак через реку Милджака, чтобы противостоять губернатору Мажару и другим османским чиновникам. Ярость демонстрантов была направлена ​​как на султана Абдул-Хамида II , так и на решения Берлинского договора с ревущим криком: «Вы можете отдать Стамбул , но не Боснию». [ 18 ] Мажар обратился к разъяренной толпе с балкона Конака, призывая их разойтись, но после того, как они не смогли подчиниться, он пошел на уступку, согласившись уволить нынешнего османского военачальника, непопулярной фигуры, пообещав, что его заменит новый Полководец, уроженец Сараево. Удовлетворенные на данный момент, мусульмане разошлись в сумерках.

К 7 июля губернатор Мажар получил известие от своего стамбульского начальства, получив лишь расплывчатые инструкции по поддержанию общественного порядка до завершения переговоров с Австро-Венгрией. Не имея твердого руководства, он продолжал занимать снисходительную позицию в отношении возможности местного вооруженного сопротивления правлению Габсбургов.

Толпы местных мусульман продолжали свои ежедневные собрания с демонстрациями во дворах мечети Гази Хусрев-бека и мечети Султана. Они хотели, чтобы к ним присоединились также сараевские христиане и евреи, которые из-за беспокойства о своей безопасности в основном разошлись по домам, когда начались демонстрации. Через несколько дней, 9 июля, толпе удалось заставить Народное собрание переехать из Конака в Морича-Хан через реку. Этот шаг рассматривается как символический переход собрания от представительного органа, находящегося под контролем элиты мусульман, к собранию активистов под влиянием консервативный религиозный истеблишмент и мусульмане низшего класса.

10 июля толпа потребовала изменения состава Народного собрания. так что группы, заявляющие о недостаточной представленности, получили больше членов. По словам Васича, это конкретное требование было спровоцировано и проведено панславянскими активистами, выступавшими против правления Габсбургов, что привело к увеличению числа сербских православных членов в воссозданном собрании, так что новый орган состоял из 30 мусульман, 15 сербов, 3 евреев и и 2 хорвата. Большинство домовладельцев-мусульман покинули собрание в течение нескольких дней, единственным исключением был Мустай-бег Фадилпашич, которого уговорили остаться и который был избран новым президентом.

После ухода большинства мусульман из высшего сословия собрание перешло под контроль Хаджи Лоджо. По сути, он превратил его в организационный орган вооруженного сопротивления габсбургской оккупации. Он был разделен на два комитета: один для сбора войск, а другой для обеспечения продовольствием и средствами. В поисках доверия со стороны османских властей Хаджи Лоджо собрал вооруженную свиту , с которой передвигался, даже появляясь в Конаке, чтобы добиться иммунитета от Мажара за прошлые проступки. Получив его, Хаджи Лойо даже заставил униженного губернатора выплатить ему символическую сумму наличными в знак признания того, что его имя очищено.

Угасающая османская власть в Сараево 12 июля получила подкрепление: четыре батальона были отправлены из Стамбула под командованием нового военного командующего Хафиз-паши. Поскольку авторитет губернатора Мажар-паши был подорван, командир Хафиз-паша стал единственным авторитетом в городе. Хотя сначала он призывал местное население принять австро-венгерскую оккупацию, затем на последующих заседаниях региональных советов он сидел в загадочном молчании, предоставив иностранному консулу задуматься о своем личном отношении к возможному вооруженному сопротивлению по мере приближения вторжения. Хотя его предшественник запретил заседания Народного собрания, Хафиз не вмешивался, когда собрания возобновились 18 июля, и подготовка к вооруженному сопротивлению была их единственной задачей, поскольку в Сараево установился непростой мир.

Поскольку Ассамблея, контролируемая Хаджи Лоджо, готовилась к бою, которому не препятствовала османская власть, османы все еще сохраняли склады оружия и боеприпасов, поскольку конфронтация между Хафизом и Хаджи Лоджо казалась неизбежной. 25 июля Хаджи Лоджо возглавил толпу перед Конаком, требуя доступа к складам оружия у Хафиза, который сказал толпе, что отправит запрос по телеграфу в Стамбул, что выиграло у него еще 48 часов.

Гражданские беспорядки

[ редактировать ]

27 июля новые доказательства австро-венгерского вторжения вызвали беспорядки, когда консул Васич распространял копии прокламации императора об оккупации. В своем отчете Васич отметил, что видел, как владельцы магазинов закрывались до полудня, чтобы пойти домой и забрать оружие, поскольку Хаджи Лоджо готовил последнее нападение на османскую власть в городе. Сразу после полудня толпа во главе с харизматичным лидером-популистом появилась перед Конаком, куда бежали в поисках защиты османские чиновники и местная мусульманская элита. Местные призывники-мусульмане из близлежащих казарм покинули свои части и присоединились к вооруженной толпе. Около 16:00 оставшиеся османские силы Хафиза попытались очистить улицу рядом со зданием Конак, но толпа, теперь разросшаяся из-за дезертировавших солдат, сопротивлялась, когда две группы обменялись огнем с близкого расстояния. с примерно двадцатью жертвами с обеих сторон. В конце концов, османским войскам удалось очистить улицу, но они также столкнулись с еще большим количеством местных солдат, покидающих ее ряды.

Когда на город опустилась ночь, сокращающиеся войска Хафиза вернулись в свои казармы, в то время как возрождающиеся толпы снаружи начали перерезать водопроводы, ведущие к казармам, блокировать доставку продовольствия и перерезать телеграфные провода, надеясь изолировать город и помешать османам вызвать подкрепление. Народное собрание начало собрание в султанской мечети, которое продолжалось до поздней ночи.

Провозглашено Народное правительство.

[ редактировать ]

На рассвете Хафиз предпринял последнюю попытку восстановить свою власть, поведя своих сторонников к крепости Биела Табиджа высоко над городом, но ничего не добился, поскольку большая часть его войск дезертировала. Его схватили и препроводили обратно в город, где он был передан Хаджи Лоджо и заключен в тюрьму; толпа взяла верх и к 9 часам утра взяла под свой контроль османское вооружение.

В тот же день лидеры толпы во главе с членами Народного собрания встретились в мечети Гази Хусрев-бека, чтобы провозгласить Народное правительство (Народна влада). Несмотря на преобладающее мнение в пользу избрания коренных боснийцев, лидеры убедили толпу избрать Хафиза губернатором, тем самым обеспечив преемственность с предыдущим режимом. Мухамед Хаджиямакович , один из инициаторов апрельской петиции, был назначен командующим Народной армией, а в Васич был отправлен эмиссар, чтобы заверить его, что ни ему, ни другим членам его консульства, ни другим консулам в город. [ 19 ] Через несколько часов его снова посетили лидеры Народного правительства, которые спросили, желает ли он отправиться на Адриатическое побережье вместе с партией свергнутых османских чиновников. Васич решил остаться.

Позже в тот же день два бывших соперника и высокопоставленных чиновников Османской империи, Мажар-паша и Констан-паша, были остановлены толпой, когда они отправлялись из Сараево в Стамбул через Мостар . Находясь в руках разъяренной толпы, у них отобрали все имущество, и их жизнь оказалась под угрозой. [ 19 ] Реагируя на захват, Васич предложил, чтобы все пять консулов ​​явились вместе в Конак и попросили доставить им двух паш и других пленных, однако остальные четыре консула (встречавшиеся без Васича, поскольку войска, верные толпе, окружили австро-венгерские войска консульство) считали, что любой демарш с участием Васича неизбежно воспламенит толпу. [ 20 ] Вместо этого они согласились направить примирительное письмо с просьбой сохранить жизни двух пленных османских чиновников. Как раз вовремя Хаджи Лоджо лично вмешался и спас двух чиновников. В конце концов они оба достигли Стамбула и вернулись к своей карьере в османской бюрократии. [ 20 ]

Австро-Венгерская армия вторгается в Боснию.

[ редактировать ]

29 июля 1878 года, через день после провозглашения Народного правительства в Сараево, австро-венгерская армия под командованием фельдцейгмейстера (генерала) Йосипа Филиповича , этнического хорвата из Госпича , вошла в Боснийский вилайет через четыре разных перехода. Идея Филиповича заключалась в том, чтобы сначала обезопасить основные транспортные артерии и крупнейшие города. Приближаясь с юга, запада и севера, k. и к. силы планировали подавить сопротивление путем захвата Сараево, его организационного центра.

В Сараево бойцы сопротивления, в подавляющем большинстве состоящие из местных мусульман низшего сословия, получили неожиданное подкрепление, поскольку местные сербы, поощряемые своими религиозными и общественными лидерами, начали брать в руки оружие и присоединяться к сопротивлению. Это внезапное сотрудничество между мусульманами и сербами резко контрастировало с их острым конфликтом, произошедшим несколькими годами ранее во время восстания в Герцеговине, когда сербские православные кметы восстали против мусульманских беев . Однако, по мнению историка Миши Гленни , внезапный союз мусульман и сербов отражал временное совпадение интересов, а не основу для будущего союза. [ 21 ]

Общая численность солдат составляла около 80 000 человек, 9 400 из которых были «оккупационными войсками» под командованием фельдмаршаллейтенанта (генерала-лейтенанта) Степана Йовановича , еще одного этнического хорвата из Лики и бывшего к. и к. консул в Сараево с 1861 по 1865 год, роль которого заключалась в том, чтобы пересечь границу из Австрийской Далмации в Герцеговину и удерживать позиции после того, как они будут заняты основными боевыми силами, Австро-Венгерская армия Филиповича быстро двинулась вниз через северную Боснию, захватив Баня-Луку. , Маглай и Яйце , [ 22 ] по пути они столкнулись с несколькими успешными засадами сопротивления, которые замедлили их продвижение. [ 21 ] 3 августа группа гусар попала в засаду возле Маглая на реке Босна , что побудило Филиповича ввести военное положение . Австро-венгерский консул Васич бежал из Сараево со своим персоналом и имуществом 4 августа после получения письменного приказа революционного правительства покинуть город. [ 12 ] Он возглавил колонну из примерно ста сотрудников консульства и граждан Австро-Венгрии по дороге в Мостар. Народное правительство предоставило вооруженное сопровождение, чтобы предотвратить опасности, исходящие от мусульманских нерегулярных формирований на этом пути. Васич и его окружение благополучно добрались до границы возле Метковича Несколько дней спустя . Тем временем вторая оккупационная сила фельдмаршал-лейтенанта Йовановича, 18-я дивизия , продвигалась вдоль реки Неретва и 5 августа захватила Мостар. [ 23 ] [ 24 ] произошел решительный бой, в результате 7 августа под Яйце которого австро-венгерская пехота потеряла 600 человек.

Через несколько дней после пересечения границы с Боснией фельдцейгмейстер Филипович пришел к выводу, что австро-венгерская «мягкая стратегия» захвата города за городом не сработает и что цель оккупации Сараево потребует больше рабочей силы и более жестоких действий. тактику, поэтому он запросил и получил подкрепление. [ 21 ] К. и к. силы увеличились более чем в три раза: сейчас на местах находятся 268 000 человек, пытающихся оккупировать Боснийский вилайет. [ 21 ]

Хорошо оснащенные и хорошо осведомленные о городах, дорогах и мостах на своем пути, австро-венгры сильно разгромили местное сопротивление в битве при Клокоти под Витезом 16 августа. [ 22 ] Через два дня они достигли окраин Сараево и начали устанавливать пушки на холмах, окружающих город.

Битва при Сараево

[ редактировать ]
Австро-венгерские войска штурмуют Сараево 19 августа 1878 года.

Утром в понедельник, 19 августа, около 6:30, австро-венгерская армия начала артиллерийский обстрел Сараево с использованием 52 орудий, при этом фельдцейгмейстер Филипович направил на эту операцию значительную часть из общей численности 14 000 солдат под своим командованием. [ 25 ] [ 26 ] на холмы, окружающие город.

Затем пехота вошла в город с западного направления Илиджи , столкнувшись с энергичным сопротивлением примерно 5000 жителей Сараево, которые прислушались к призыву к оружию. Подталкивая бойцов сопротивления к более густонаселенному центру города, вторгающиеся войска приветствовали артиллерийские обстрелы «из каждого дома, из каждого окна, из каждой двери… даже женщины принимали в этом участие». [ 22 ] поскольку завязались рукопашные бои за отдельные улицы и дома, причем помимо женщин сопротивлялись и дети. [ 27 ] Особенно жестокий бой произошел возле мечети Али-паши , в ходе которого около 50 бойцов сопротивления погибли, а некоторые были казнены прямо на месте. [ 26 ]

К 13:30 [ 22 ] Австро-венгры, по сути, выиграли битву, поскольку бойцы сопротивления были вытеснены за пределы города в сторону Румынии , и к вечеру Сараево оказалось под полным контролем Габсбургов. Около 17:00 Филипович триумфально вошел в Конак, резиденцию османского губернатора, тем самым символически положив начало австро-венгерской эпохе в Сараево и Боснии. [ 25 ]

Сообщается, что потери Австро-Венгрии в Сараево составили 57 человек убитыми и 314 ранеными. [ 22 ] Сообщается, что со стороны сопротивления погибло около 400 человек. [ 26 ] К. и к. основные силы двинулись на Герцеговину и Санджак Нови-Пазара.

Австро-Венгерский реванш в Сараево

[ редактировать ]

23 августа, всего через четыре дня после завоевания Сараево, фельдцюгмейстер Филипович учредил специальный суд с полномочиями выносить решения в упрощенном порядке . В течение следующих нескольких дней девять сараевских мусульман были повешены за подстрекательство к восстанию или руководство сопротивлением австро-венгерским войскам.

Первым приговоренным к смертной казни был Мухамед Хаджиямакович . Когда он приближался к Конаку, чтобы сдаться Филиповичу, он был схвачен, затем в тот же день предстал перед судом, приговорен к смертной казни к полудню и, наконец, около 16:00, его повесили на дубе. Несмотря на то, что Хаджиямаковичу было более шестидесяти лет, крупный и сильный Хаджиямакович сумел отобрать револьвер у одного из своих похитителей и дважды выстрелить, ранив нескольких охранников в завязавшейся борьбе. Окровавленный и потерявший сознание от ножевого ранения, смертельно раненый Хаджиямакович был повешен после захода солнца. [ 5 ]

Следующим был казнен соратник Хаджиямаковича, священнослужитель и лидер сопротивления Абдула Каукчия . 24 августа он также подвергся краткому слушанию, после чего в тот же день был приговорен к смертной казни через повешение. В течение следующих нескольких дней еще семь бойцов мусульманского сопротивления — Авдо Ябучица , хаджи Авдага Галачевич, Сульо Кахвич, хаджи Мехага Гачаница, Мехмед-ага Далагия, Ибрагимага Хрга и Мешо Одобаша — были повешены, поскольку сопротивление все еще набирало силу в районах за пределами Сараево. .

Австро-Венгерское правление

[ редактировать ]
Сараево, Аппельская набережная, 1901 год.
Сараево и 1901 год.

Габсбургский вестернизацией истории Сараево характеризовался индустриализацией, развитием, период и социальными изменениями. Можно утверждать, что три наиболее заметных изменения, внесенные Габсбургами в Сараево, касались политической структуры города, архитектурного стиля и системы образования.

Политический

[ редактировать ]

Немедленное политическое изменение, предпринятое австрийцами, заключалось в том, чтобы покончить с тем, что тогда считалось устаревшим османским политическим разделением города, и создать собственную систему, сосредоточенную на основных дорогах.

Архитектурное расширение 1880-х годов

[ редактировать ]
Здание, построенное в австро-венгерский период в Сараево.

Неожиданно благодаря пожару, который сжег большую часть центральной части города (Чаршия), в город ринулись архитекторы и инженеры, желавшие модернизировать Сараево. Результатом стало уникальное сочетание сохранившегося османского городского рынка и современной западной архитектуры . Впервые за столетия город значительно расширился за пределы своих традиционных границ. Большая часть современного центрального муниципалитета города ( Центара ) была построена в этот период.

Архитектура Сараево быстро превратилась в широкий спектр стилей и зданий. элементов неоготики Например, собор Святого Сердца был построен с использованием и романской архитектуры . В этот период также были построены Национальный музей, Сараевская пивоварня и мэрия. Кроме того, австрийские власти сделали Сараево первым городом в этой части Европы, где есть трамвай .

Образовательный

[ редактировать ]

Поскольку австро-венгры считали свою страну гораздо более современной и развитой, чем Османская империя , Сараево быстро вестернизировалось и адаптировалось к их стандартам. Была внедрена западная система образования, и жители Сараево впервые начали писать латиницей.

Конец господства Габсбургов

[ редактировать ]

В 1908 году территория была официально аннексирована и превращена в кондоминиум, совместно контролируемый австрийской Цислейтанией и венгерской Транслейтанией .

К 1910 году в Сараево проживало чуть менее 52 000 человек. Всего четыре года спустя произошло самое известное событие в истории Габсбургского Сараево, а возможно, и в истории города. Убийство в Сараево , в ходе которого молодой сербский националист по имени Гаврило Принцип убил эрцгерцога Франца Фердинанда Австрийского и его жену Софи, герцогиню Гогенберг во время их визита в город, положило начало цепочке событий, которые привели к Первой мировой войне . По окончании Великой войны и в рамках Парижской мирной конференции 1919 года Австро-Венгрия прекратила свое существование. Сараево стало частью нового Королевства Югославия .

Югославия

[ редактировать ]

После Первой мировой войны Сараево вошло в состав Королевства Югославия . Хотя он имел определенное политическое значение, будучи центром сначала боснийского региона, а затем Дрины Бановины , к нему не относились с таким же вниманием и не считали таким значимым, как это было в прошлом. За исключением сегодняшнего национального банка Боснии и Герцеговины, в этот период практически никаких значительных вкладов в город не было сделано.

Во время Второй мировой войны Королевство Югославия оказало очень неадекватную оборону. После немецких бомбардировок Сараево было завоевано усташей хорватско - фашистского Независимого государства Хорватия , марионеточного государства нацистской Германии . 12 октября 1941 года группа из 108 известных мусульман Сараево подписала Резолюцию сараевских мусульман , в которой они осудили преследования сербов, организованные усташами , провели различие между мусульманами, участвовавшими в таких преследованиях, и всем мусульманским населением, представили информацию о преследования мусульман со стороны сербов и потребовали безопасности для всех граждан страны, независимо от их идентичности. [ 28 ] города Многие сербы , цыгане и евреи были убиты во время Холокоста, что положило печальный конец известности еврейской общины Сараево. В 1941 году зверства усташей были решительно осуждены группами граждан Сараево.

Сопротивление в Сараево возглавил партизан НОА Владимир «Вальтер» Перич . Легенда гласит, что когда новый немецкий офицер приехал в Сараево и ему было поручено найти Вальтера, он попросил своего подчиненного показать ему Вальтера. Мужчина отвел офицера на вершину холма с видом на город и сказал: «Видите этот город?», «Das ist Valter». Вальтер погиб в бою в день освобождения Сараево, 6 апреля 1945 года. С тех пор он стал символом города.

После освобождения Сараево стало столицей Республики Босния в составе Социалистической Федеративной Республики Югославии . Коммунисты вложили значительные средства в Сараево, построив множество новых жилых кварталов в муниципалитетах Нови Град и Ново Сараево , одновременно развивая промышленность города и снова превращая Сараево в один из главных городов Балкан. Из послевоенного населения в 115 000 человек к моменту падения Югославии в Сараево проживало 429 672 человека.

Сараево принимало зимние Олимпийские игры 1984 года . Они широко считаются одними из самых успешных зимних Олимпийских игр в истории. [ нужна ссылка ] За ними последовал огромный туристический бум , сделавший 1980-е годы одним из лучших десятилетий для города за долгое время.

Современный

[ редактировать ]
Avaz Twist Tower — штаб-квартира сараевской газеты «Дневни аваз» .
Центр города Босмал
Сараево удалось провести еще одно крупное соревнование по зимним видам спорта после игр 1984 года.

История современного Сараево начинается с провозглашения независимости Боснии и Герцеговины от Югославии . Затем город стал столицей нового государства, поскольку местное подразделение Югославской народной армии обосновалось в окружающих горах. В тот день прошли массовые мирные протесты. В разгар самого крупного из них неизвестные застрелили протестующую по имени Суада Дилберович из соседнего небоскреба.

В последующие три года Сараево стало центром самой продолжительной осады в истории современной войны (см.: Осада Сараево ). Город остался без электричества, отопления, воды и медикаментов. В это время окружающие сербские силы обстреливали город. В день происходило в среднем 329 снарядов, при этом максимальное количество снарядов приходилось на 22 июля 1993 года — 3777.

Помимо экономических и политических структур, осаждающие напали на многочисленные культурные объекты. Таким образом, такие места, как мечеть Гази Хусрев-бека , собор Сердца Иисуса и еврейское кладбище, были повреждены, а такие места, как старая ратуша и Олимпийский музей, были полностью разрушены. Для иностранцев событие, определившее культурные цели осаждающих, произошло в ночь на 25 августа 1992 года: преднамеренный обстрел и полное разрушение зажигательными снарядами незаменимой Боснийской национальной и университетской библиотеки, центрального хранилища боснийской письменной культуры и главного хранилища боснийской письменной культуры. культурный центр всех Балкан. Среди потерь было около 700 рукописей и инкунабул, а также уникальная коллекция боснийских серийных публикаций, некоторые из которых относятся к периоду боснийского культурного возрождения середины XIX века. Библиотеки всего мира впоследствии сотрудничали, чтобы восстановить часть утраченного наследия посредством пожертвований и электронных текстов, восстанавливая библиотеку в киберпространстве .

По оценкам, во время осады 12 000 человек были убиты и еще 50 000 ранены. Однако за все это время армия боснийских сербов не смогла решительно захватить город благодаря усилиям находившихся в нем боснийских сил. После Дейтонских соглашений и периода стабилизации боснийское правительство официально объявило о прекращении осады 29 февраля 1996 года. Большинство сербов покинули Сараево в начале 1996 года.

Следующие несколько лет были периодом тяжелой реконструкции. Во время осады почти все здания в городе были повреждены. Руины присутствовали по всему городу, и пулевые отверстия были очень распространены. мины В окрестностях также были обнаружены .

Благодаря иностранной помощи и самоотверженности внутри страны город начал медленный путь к восстановлению. К 2003 году в городе практически не осталось руин, а пулевые отверстия стали редкостью. Сараево снова стало местом проведения многочисленных международных мероприятий, таких как чрезвычайно успешный Сараевский кинофестиваль , и подал заявку на проведение в городе зимних Олимпийских игр в не столь отдаленном будущем.

Сегодня Сараево – один из наиболее быстро развивающихся городов региона. Были построены различные новые современные здания, в частности центр города Босмал и поворотная башня Аваз, самый высокий небоскреб на Балканах. Недавно было завершено строительство новой автомагистрали между Сараево и городом Какань . Центр города Сараево, строительство которого началось в 2008 году, открылся для публики рано в 2014 году. Если нынешние тенденции роста сохранятся, столичный район Сараево должен вернуться к довоенному населению к 2020 году, а вскоре за ним последует и город. При нынешних темпах Сараево не преодолеет отметку в миллион жителей до второй половины 21 века. Наиболее широко признанной и преследуемой целью было проведение в городе зимних Олимпийских игр в 2014 году. Заявка провалилась, но Сараево удалось провести Европейский юношеский олимпийский зимний фестиваль 2019 года , второе крупное событие зимних видов спорта после зимних Олимпийских игр 1984 года.

Транспортная система канатной дороги Требевича была перестроена после ее использования во время Зимних Олимпийских игр 1984 года . Канатная дорога Требевича — одна из главных достопримечательностей Сараево. Затраты составили 12 109 000. [ 29 ] евро, он был завершен и открыт для публики 6 апреля 2018 года. [ 30 ] Канатные дороги и оборудование были переданы в дар горнолыжным центром Грехен в кантоне Уоллис, Швейцария . Новая канатная дорога Требевича имеет шесть кабин для сидения и от 11 до 13 опор и способна перевозить 1200 пассажиров в час. [ 31 ] Дополнительные денежные пожертвования (около 3 000 000 евро) сделал гражданин Нидерландов Эдмонд Офферманн . [ 32 ] [ 33 ] Новая канатная дорога способна перемещаться с большей скоростью, чем старая система.

Во время развития города в современную эпоху город пережил многочисленные толчки землетрясений, произошедшие в соседних странах. С конца 2019 по 2021 год в Сараево произошло шесть толчков. Первые три произошли в ноябре 2019 года в результате землетрясения в Невесинье, которое произошло вскоре после землетрясения в Албании . 22 марта 2020 года Сараево пострадал от слабого афтершока в результате землетрясения в Загребе в 6:22 (центральноевропейское время). Пятый афтершок произошел 29 декабря 2020 года в результате землетрясения в Петринье . 3 марта 2021 года было зарегистрировано самое последнее афтершок в истории.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Горшок с культурой Бутмира"
  2. ^ «Сараево» , Колумбийская энциклопедия , выпуск 6, Проверено 3 августа 2006 г. Архивировано 29 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  3. ^ «Сараево/Бистрик – Монастырь Св. Антония» , Сараево/Бистрик – Монастырь Св. Анте (на хорватском языке), архивировано из оригинала 2 апреля 2015 г. , получено 1 апреля 2015 г.
  4. ^ А. Попович (2007). «Сараево» . В К. Эдмунде Босворте (ред.). Исторические города исламского мира . Лейден: Koninklijke Brill . стр. 164–171. ISBN  978-9004153882 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дония 2006 , с. 39.
  6. ^ Укрощение балканского национализма: «Цивилизаторская миссия» Габсбургов в Боснии 1878–1914 ; Роберт Окей, 2007 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Дония 2006 , с. 40.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Дония 2006 , с. 41.
  9. ^ Дония 2006 , с. 43.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и Дония 2006 , с. 42.
  11. ^ Последствия австро-венгерской колонизации Боснии и Герцеговины ; Глас Сербская , 1 апреля 2013 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Дония 2006 , с. 38.
  13. ^ Перейти обратно: а б Малькольм 1996 , с. 134.
  14. ^ Дония 2006 , с. 44.
  15. ^ Дония 2006 , с. 45.
  16. ^ Дония 2006 , с. 34.
  17. ^ Дония 2006 , с. 55.
  18. ^ Гленни 2001 , с. 160.
  19. ^ Перейти обратно: а б Дония 2006 , с. 48.
  20. ^ Перейти обратно: а б Дония 2006 , с. 49.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Гленни 2001 , с. 162.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и Малькольм 1996 , с. 135.
  23. ^ Лакей 1995 , стр. 78–79.
  24. ^ Зейнар 2006 , стр. 402–03.
  25. ^ Перейти обратно: а б Мустай-бег Фадилпашич, первый мэр Сараево. Архивировано 10 января 2014 г. на сайте Radiosarajevo.ba, 20 октября 2012 г.;
  26. ^ Перейти обратно: а б с К празднованию 550-летия Сараево ;портал.skola.ba, 17 мая 2012 г.
  27. ^ Австро-Венгерская армия оккупировала Сараево.
  28. ^ Хаджияхич, Мухамед (1973), «Мусульманские резолюции 1941 года» , История народа Боснии и Герцеговины (на сербохорватском языке), Сараево: Институт истории рабочего движения, стр. 277
  29. ^ «Сараево: на реконструкцию канатной дороги Требевича необходимо еще 5 миллионов километров» . фактор.ба. Архивировано из оригинала 16 октября 2015 года . Проверено 11 мая 2015 г.
  30. ^ «Канатная дорога Требевичка: город должен установить столбы к маю 2015 года» . radiosarajevo.ba. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 6 января 2014 г.
  31. ^ «Босния; Сараево вернет себе канатную дорогу Требевич!» . боснияволимте . Проверено 17 июля 2011 г.
  32. ^ «Канатная дорога Требевичка: Имущественные и правовые отношения скоро будут урегулированы» . klix.ba. Проверено 11 августа 2015 г.
  33. ^ «Физик Эдмонд Офферманн пожертвовал более 3 миллионов евро на канатную дорогу Требевича» . klix.ba. Проверено 12 ноября 2013 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Роберт Дж. Дония (2006). Сараево: Биография . Издательство Мичиганского университета. стр. 11–. ISBN  0-472-11557-Х .
  • Джевад Южбашич (1997). Документы по истории Сараево . Инст. по истории.
  • Дония, Роберт Дж. (2006). Сараево: Биография . Лондон: C. Hurst and Co. (Publishers) Ltd. ISBN  0-472-11557-Х .
  • Малькольм, Ноэль (1996). Босния: Краткая история . Нью-Йорк: NYU Press. ISBN  0814755615 .
  • Гленни, Миша (2001). Балканы: национализм, война и великие державы, 1804–1999 гг . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN  0140233776 .
  • Зейнар, Хуберт (2006). История австрийского генерального штаба (на немецком языке). Вена: Бёлау Верлаг. ISBN  3-205-77415-9 .
  • Лакей, Скотт (1995). Возрождение армии Габсбургов. Фридрих Бек и подъем Генерального штаба . АВС-КЛИО. ISBN  0313031312 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 25f44e826ab86a9da52884f0eab81a1b__1715605260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/1b/25f44e826ab86a9da52884f0eab81a1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Sarajevo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)