Миссис
Миссис | |
---|---|
Августа | |
Римская императрица | |
Срок владения | 364–378 |
Умер | после 378 |
Супруг | Валент |
Проблема | Валентиниан Галатес перевозимый Анастасия |
Династия | Валентинианский |
Отец | Петроний |
Миссис [ а ] была римской императрицей как жена императора Валента , правившего Востоком с 364 по 378 годы. После смерти мужа в битве при Адрианополе она правила как фактический регент и защищала Константинополь от нападавших готов до тех пор, пока его преемник Феодосий Я приехал. [ 4 ]
Семья
[ редактировать ]Домника была дочерью солдата по имени Петроний, которого Валент назначил префектом претория после того, как он стал императором. Петроний был крайне непопулярен из-за своей жестокости и жадности, что стало одной из причин, по которой Прокопий решил восстать в 365 году. [ 5 ]
Петроний, вероятно, был паннонецом . Дальнейшее ее происхождение неизвестно. Многие из ее родственников занимали влиятельные должности. Возможный родственник — Домник, офицер Валента, упомянутый в «Речи II» Либания . Прокопий, префект Константинополя в 377 году, упоминается Зосимой как родственник Валента по браку, то есть он был родственником Домники. [ 6 ] [ 7 ] Согласно Никите Серрскому, Евсевий был ее дядей и городским префектом епархии Понтийской . Никита был комментатором произведений Григория Назианзина и отождествил Евсевия с неназванной фигурой, упомянутой в произведениях Григория. Евсевий, таким образом, предположительно записан в надгробной речи в честь Василия Кесарийского . [ 8 ] [ 9 ]
Считается, что имена Анастасия , Домник, Евсевий, Петроний и Прокопий, используемые различными членами семьи, имеют греческое происхождение. Различные ученые предположили, что это могло указывать на происхождение Домники и ее родственников из грекоязычных семей Сирмиума , первоначальной столицы преторианской префектуры Иллирик . Брак с греческой семьей мог бы помочь укрепить власть Валента над эллинизированной Восточной Римской империей . [ 10 ]
Свадьба
[ редактировать ]Она вышла замуж за Валента до его вступления на престол и имела двух дочерей, Анастасию и Карозу, а также сына Валентиниана Галата . Обеих дочерей воспитывал Маркиан, бывший палатинус ( паладин ). Маркиан стал -новацианистом пресвитером , и его продолжающаяся служба при дворе объяснялась более терпимой позицией Валента в отношении новацианистов. [ 11 ] [ 4 ]

Религиозные скандалы и смерть Галатеса
[ редактировать ]
История христианской церкви в начале IV века была отмечена спорами о Троице. Первый Никейский собор в 325 году утвердил Никейский Символ веры , в котором провозглашалось, что Отец, Сын и Святой Дух равны друг другу и имеют одну и ту же сущность. Богослов Арий , основатель арианства , не соглашался с этим и считал, что три части Троицы материально отделены друг от друга и что Отец создал Сына. Домника уже была арианкой и, по слухам, убедила своего мужа Валента перейти в арианскую секту. [ 12 ] Около 367 года, по словам Феодорита , Домника убедила Валента искать крещения у Евдоксия Антиохийского , архиепископа Константинопольского . Евдоксий был одним из самых влиятельных ариан. [ 4 ]
Валент был одним из немногих императоров века, благоволивших арианам. Императрицу бездоказательно обвиняют в том, что она призывала мужа преследовать секту Тринитаризма, в том числе преследовать многих видных епископов. Преследования были обычным явлением на протяжении всего его правления. [ 12 ]
Группа языческих философов занималась гаданием и предсказала, что следующим императором станет некий философ по имени Теодор. Когда Валент обнаружил это пророчество, он счел философов виновными в заговоре против его безопасности. Валент пришел в ярость и убил философов, а также, в такой ярости, убивал и других совершенно невинных философов и даже тех, кто был одет как философы. [ 13 ] [ 14 ]
Ранняя смерть юного Валентиниана стала большим ударом для его родителей, окруженных религиозными скандалами и ссорами. По словам Сократа, Домника рассказала мужу, что ей были видения о том, что болезнь их сына была наказанием за плохое обращение с епископом Василием Кесарийским . Василий был видным ортодоксальным лидером, выступавшим против полуарианских убеждений императора. Говорят, что когда Василия попросили помолиться за ребенка, известного как Галат, он ответил, что приверженность Валента ортодоксии является условием выживания мальчика. Валент отказался подчиниться и крестить Галата католиком. Вместо этого он крестил своего сына в арианстве. Василий ответил, что воля Божия будет исполнена, и Галат вскоре умер. [ 15 ] [ 4 ]
Поражение при Адрианополе и смерть Валента
[ редактировать ]Валент был убит в битве при Адрианополе 9 августа 378 года. Затем готы продолжили движение на восток и напали на Константинополь . Поскольку императора, который возглавил бы войска, не было, императрица была вынуждена организовать контратаку. Она выплачивала солдатское жалованье из имперской казны всем гражданским добровольцам, которые были готовы вооружиться против захватчиков. [ 16 ] [ 4 ]
После этого Домника исчезает из исторических записей. Дата и обстоятельства ее смерти остаются неизвестными. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Поли-Виссова , « Леди »
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 265.
- ^ Ленски 2002 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банчич, Томас (3 ноября 1997 г.). «Домника Августа, жена императора Валента» . Канисиусский колледж. Архивировано из оригинала 17 июня 2007 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 690-691.
- ^ Ленски 2002 , стр. 62–63.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 744.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 304.
- ^ Григорий Назианзин, Речь 43: «Надгробная речь Великого Св. Василия, епископа Кесарии Каппадокийской», главы 55–57. Перевод, являющийся общественным достоянием, опубликован Дж. Вандерспулом, факультет греческой, латинской и древней истории, Университет Калгари.
- ^ Ленски 2002 , с. 63.
- ^ Джонс, Мартиндейл и Моррис , с. 554.
- ^ Перейти обратно: а б Шафф, Филип. Феодорит, Иероним, Геннадий и Руфин: Исторические сочинения. Том. 3. Эдинбург: T&T Clark, 1892. Эфирная библиотека христианской классики. 17 мая 2007 г. < http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf203.i.html >.
- ^ Льюис, Нафтали и Мейер Рейнхольд, ред. Римская цивилизация: Том II: Империя. Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1990. 594–597, 614–615.
- ^ «Никейские и постникейские отцы: Серия II/Том II/Созомен/Книга VI» .
- ^ Сократ; Уолфорд, Эдвард; де Валуа, Анри (1853). Церковная история Сократа . Лондон: Бон. стр. 211–261 . ISBN 9780524006528 .
- ^ Ленски 1997 , с. 132.
Источники
[ редактировать ]- Киенаст, Дитмар (2017) [1990]. Таблица римского императора: основы римской имперской хронологии (на немецком языке) (6-е изд.). Дармштадт: ГВБ . ISBN 978-3-534-26724-8 .
- Сократ; Уолфорд, Эдвард; де Валуа, Анри (1853). Церковная история Сократа . Лондон: Бон. стр. 211–261 . ISBN 9780524006528 .
- Банчич, Томас (3 ноября 1997 г.). «Домника Августа, жена императора Валента» . Канисиусский колледж. Архивировано из оригинала 17 июня 2007 года . Проверено 10 мая 2007 г.
- Джонс, АХМ ; Дж. Р. Мартиндейл и Дж. Моррис (1971). Просопография Поздней Римской империи . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-07233-6 .
- Ленски, Ноэль (2002). Крах империи: Валент и Римское государство в четвертом веке нашей эры Univ of California Press. ISBN 978-0-520-28389-3 .
- Ленски, Ноэль (1997). «Initium mali Romano imperio: Современная реакция на битву при Адрианополе». Труды Американской филологической ассоциации . 127 : 129–168. дои : 10.2307/284390 . JSTOR 284390 .
- Смит, Уильям, изд. (1862). «Валенс». Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Лондон: Споттисвудс и Шоу. стр. 1202–1205.
- Грант, Майкл (1985). Римские императоры . Лондон: Вайденфельд и Николсон. стр. 263–265.
- Льюис, Нафтали и Мейер Рейнхольд, ред. Римская цивилизация: Том II: Империя. Нью-Йорк: Колумбийский университет, 1990. 594–597, 614–615.
- Шафф, Филип. Феодорит, Иероним, Геннадий и Руфин: Исторические сочинения. Том. 3. Эдинбург: T&T Clark, 1892. Эфирная библиотека христианской классики. 17 мая 2007 г. < http://www.ccel.org/ccel/schaff/npnf203.i.html >.