История Стамбула
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |

Артефакты неолита , обнаруженные археологами в начале XXI века, указывают на то, что исторический полуостров Стамбул был заселен еще в VI тысячелетии до нашей эры. [1] Это раннее поселение, сыгравшее важную роль в распространении неолитической революции с Ближнего Востока на Европу , просуществовало почти тысячелетие, прежде чем было затоплено повышением уровня воды. [2] [3] [4] Первое человеческое поселение на азиатской стороне, курган Фикиртепе, относится к периоду медного века , а артефакты датируются периодом с 5500 по 3500 год до нашей эры. [5] На европейской стороне, недалеко от мыса полуострова ( Сарайбурну существовало поселение ), в начале I тысячелетия до нашей эры . Современные авторы связали его с возможным фракийским топонимом Лигос , [6] упоминается Плинием Старшим как более раннее название города Византия. [7]
Есть свидетельства того, что в этом регионе существовали поселения, датируемые еще 6700 г. до н.э., и трудно определить, существовало ли какое-либо поселение в точном месте в самом городе, но самые ранние записи о самом городе начинаются примерно в 660 г. до н.э. [а] [13] [14] когда греческие поселенцы из Мегары колонизировали эту территорию и основали Византию на европейской стороне Босфора . Он пал перед Римской республикой в 196 г. до н.э. [15] и был известен как Византия на латыни до 330 года, когда город, вскоре переименованный в Константинополь , стал новой столицей Римской империи . Во время правления Юстиниана I город стал крупнейшим в западном мире, с населением, достигающим почти полумиллиона человек. [16] Константинополь функционировал как столица Византийской империи , которая фактически закончилась падением Константинополя в 1453 году. Затем Константинополь стал столицей турок -османов .
Население сократилось в период средневековья, но по мере того, как Османская империя приближалась к своему историческому пику, в 16 веке население города выросло до почти 700 000 человек. [17] снова вошел в число самых популярных городов мира. С основанием Турецкой Республики в 1923 году столица этой страны переехала из Константинополя в Анкару (ранее Ангора).
Предыстория
[ редактировать ]Люди жили в районе, ныне известном как Стамбул, по крайней мере, с периода неолита . Самое раннее известное поселение датируется 6700 годом до нашей эры и было обнаружено в 2008 году во время строительных работ станции метро Еникапы и туннеля Мармарай на историческом полуострове на европейской стороне. [18] [19] [20] На анатолийской стороне самым ранним известным поселением является курган Фикиртепе периода медного века с артефактами, датируемыми 5500–3500 годами до нашей эры. [21] В соседнем Кадыкёе ( Халкидон портовое поселение, относящееся ко временам финикийцев ) было обнаружено .
Лиги
[ редактировать ]Первое название города было Лигос. [22] Согласно Плинию Старшему в его исторических отчетах, он, возможно, был основан фракийскими племенами вместе с соседним поселением Семистра . [23] На сегодняшний день сохранилось лишь несколько стен и подстроек, принадлежащих Лигосу, недалеко от мыса Серальо . [6] где сейчас стоит дворец Топкапы . Лигос и Семистра были единственными поселениями на европейской стороне Стамбула. На азиатской стороне находилась финикийская колония.
Византия
[ редактировать ]Византия (Βυζάντιον), латинизированная как Византия , была следующим названием города. Считается, что это имя имеет фракийское или иллирийское происхождение и, таким образом, появилось раньше древнегреческого поселения. [6] Возможно, оно происходит от фракийского или иллирийского личного имени Визас . [24] : 352 и далее Древнегреческая легенда упоминает легендарного царя Визаса как лидера мегарских колонистов и основателя одноименного города. Мыс Мода в Халкидоне был первым местом, которое греческие поселенцы из Мегары решили колонизировать в 685 г. до н.э., а затем колонизировали Византию на европейской стороне Босфора под командованием царя Визы в 667 г. до н.э. Византия была основана на месте древнего портового поселения Лигос. [23] В период Византии Акрополь стоял там, где сегодня стоит дворец Топкапы.
После того, как город встал на сторону Песценния Нигера против победоносного Септимия Севера, был осажден Римом город и в 196 году нашей эры понес значительный ущерб. [15] Византия была восстановлена римским императором Септимием Севером и быстро восстановила свое прежнее процветание, будучи временно переименована в Августу Антонину императором в честь своего сына.
Позднеримский период и Восточно-Римская (Византийская) империя
[ редактировать ]
Местоположение Византии привлекло Константина Великого в 324 году после того, как говорят, что вещий сон определил местоположение города; это пророчество, вероятно, было связано с окончательной победой Константина над Лицинием в битве при Хрисополе ( Ускюдар ) на Босфоре 18 сентября 324 года, которая положила конец гражданской войне между римскими соправителями и положила конец последним остаткам Система тетрархии , во время которой Никомедия (современный Измит , в 100 км к востоку от Стамбула) была старейшей столицей Римской империи . Византия (теперь переименованная в Нова-Рома, которая в конечном итоге стала Константинополем , то есть Городом Константина ) была официально провозглашена новой столицей Римской империи в 330 году. В конце своего правления в 337 году Константин объявил трех своих сыновей сонаследниками Римской империи. Римская империя в системе соимперия. [25] Однако сыновья не могли мирно править вместе, и их военное соперничество раскололо империю по линии север-юг вдоль Балканского полуострова . Территория была официально разделена в 395 году, когда умер Феодосий I (правил в 379–395), оставив своего сына Гонория императором Западной Римской империи , а другого его сына Аркадия императором Восточной Римской (Византийской) империи . [25]
Константинополь стал столицей Византийской империи. Сочетание имперской власти и ключевого местоположения на пересечении континентов Европы и зрения Азии , а затем Африки и других регионов сыграло важную роль с точки торговли , культуры , дипломатии и стратегии . Это был центр греческого мира и на протяжении большей части византийского периода крупнейший город Европы. Обращение Константина в христианство в 312 году побудило Римскую империю к христианизации , а в 381 году, во время правления Феодосия I, официальной государственной религией Римской империи стало никейское христианство , превратив Константинополь в процветающий религиозный центр. [26]
На протяжении пятого века Западная Римская империя потеряла большую часть своей власти из-за упадка политической, экономической и социальной ситуации: последний западный император был свергнут германскими наемниками в 476 году нашей эры; однако восточная половина процветала. По мнению историков, эта процветающая Восточная Римская империя была тогда классифицирована как Византийская империя, чтобы отличить ее от Римской империи. [27] Эта империя имела явно греческую культуру и стала центром греческого православного христианства после более раннего раскола с Римом и была украшена множеством великолепных церквей , включая собор Святой Софии в мире , когда-то самый большой собор . Сохранилась резиденция Константинопольского Патриарха , духовного лидера Восточной Православной Церкви .
Самым известным византийским императором был Юстиниан (527-565). Во время своего правления он расширил Византийскую империю до ее крупнейших границ, простирающихся от Палестины до оконечности Испании. Среди других его достижений — знаменитая церковь Святой Софии и организованная правовая система под названием «Кодекс» , строительство которой было завершено в 534 году. [28] Однако правление Юстиниана оказало наибольшее влияние на Византийскую империю.
Начиная с 600-х годов, война заставляла власть Константинополя колебаться между упадком и развитием. Союз с Европой начал медленно отделяться от Византийской империи между седьмым-восьмым веками, когда византийская и римская церкви разошлись во мнениях по различным вопросам. Однако различие между двумя церквями заключалось в использовании икон в церкви. Иконы , являющиеся изображениями христианских святых людей, таких как Иисус Христос , Дева Мария и святые , для византийских христиан были чем-то большим, чем просто изображениями; считалось, что они обладают святой силой, влияющей на повседневную жизнь людей. [29] Хотя многие византийцы поклонялись иконам, многие выступали против икон, потому что они проверяли власть императора. Наконец, в 726 г. император Лев III Исавр (правил в 717–741 гг.) приказал уничтожить все иконы. Уничтожение икон реорганизовало и переориентировало византийских правителей в имперскую власть. [30] Яростное сопротивление иконам противоречило терпимости Папы к изображениям. Папство . не желало допускать уничтожения священных изображений и икон, что в конечном итоге привело к разделению [31] Их разделение вызвало ненависть между двумя церквями, и сотрудничество между ними было трудным.
Примерно с IX по XIII века Константинополь развивал сложные отношения с формирующимся, а затем и самым крупным и развитым государством того времени в Европе — Киевской Русью . Константинополь сыграл значительную роль в Киевской Руси развитии, культуре и политике . Многие киевские князья были женаты на дочерях византийских императоров, и из-за этой связи Восточная Европа стала восточно-православной после христианизации Киевской Руси Владимиром Великим из Киева . Однако эти отношения не всегда были дружескими — Константинополь за эти 400 лет несколько раз разграблялся киевскими князьями, что вынуждало Константинополь подписывать все более выгодные для Киева договоры , тексты которых сохранились в «Первой летописи и других исторических документах (см » . -Византийские войны ). Византия постоянно натравливала друг на друга Киев, Польшу, Болгарию и другие европейские страны того времени.
Около 1204 года могущество Константинополя начало приходить в упадок. Из-за провала Третьего крестового похода самоуверенные латинские христиане решили снова попытаться захватить Священный город Иерусалим в Четвертом крестовом походе ; но на этот раз их планом было захватить и Византийскую империю. В 1204 году западные армии захватили Константинополь и разграбили город в поисках сокровищ. [32] Папа осудил разграбление Константинополя , но приказал крестоносцам закрепить свои завоевания в городе в течение года. Крестоносцы выбрали Балдуина Фландрского новым латинским императором Константинополя ; он вместе с другими князьями и Венецианской республикой разделил Империю между собой ; они так и не добрались до Иерусалима . [32] Эта новая Латинская империя в Константинополе просуществовала до 1261 года, когда византийцы под командованием Михаила VIII Палеолога отбили город и некоторые прилегающие территории . [32] После этого Константинополь так и не вернул себе былой славы. Вместо процветающего мегаполиса Константинополь превратился в скопление деревень и стал полупризрачным городом с, как заметил Ибн Баттута , засеянными полями внутри городских стен. К 1453 году в городе проживало менее десятой части его прежнего населения.
Османская империя
[ редактировать ]Город, известный на османском турецком языке как Ḳosṭanṭīnīye ( قسطنطينيه от арабской формы al-Qusṭanṭīniyyah القسطنطينية ) или Стамбул, в то время как его христианские меньшинства продолжали называть его Константинополем, как и люди, писавшие на французском , английском и других европейских языках . тот столица Османской империи с момента ее завоевания в 1453 году до распада империи в 1922 году.
Завоевание
[ редактировать ]
29 мая 1453 года султан Мехмед II «Завоеватель» вошел в Константинополь после 53-дневной осады , во время которой его пушка проделала огромную дыру в стенах Феодосия II . Город стал четвертой и последней столицей Османской империи .
Мехмед начал осаду 6 апреля 1453 года. он нанял инженеров для изготовления пушек По этому случаю и бомб. Он также нанял ученых и имамов, чтобы воодушевлять солдат. В соответствии с шариатом (священным мусульманским законом) Мехмед дал византийскому императору Константину XI Палеологу (1449–1453) три шанса сдать город. [33] Он гарантировал безопасность жителей города, их богатства, верований и чести. Константин мужественно отказался от этого предложения. [34] После более чем месяца боев советники Мехмеда начали терять надежду. Вопреки их советам, Мехмед продолжал сражаться. В ночь перед финальным штурмом он изучил предыдущие попытки взять город, чтобы определить потенциально успешные подходы. Утром 29 мая 1453 года султан приказал адзан (призыв к молитве). [35] Это была не обычная молитвенная сессия по религиозным мотивам, а, скорее, тактика запугивания: вид всей османской армии, стоящей на коленях для молитвы, стал устрашающей демонстрацией единства византийских сил, призванных превзойти свой разум перед своим телом. [35]
С момента начала боевых действий они продолжались сорок восемь дней. Стена начала разрушаться, когда Константин отправил письмо папе с просьбой о помощи. В ответ папство послало пять кораблей с подкреплениями, оружием и припасами. Другая тактика защиты заключалась в том, что Константин блокировал Золотой Рог , чтобы османская армия не могла ввести в него корабли. Мехмед приказал своим людям проложить дорогу из промасленных ветвей деревьев, чтобы провести восемьдесят кораблей по суше через Галату , и поместил их в Золотой Рог позади вражеских кораблей. Османские корабли сожгли византийские в морском бою. [36]
Поскольку после этого поражения византийская армия еще держалась, султан решил, что пришло время установить свое секретное оружие — огромную передвижную башню. Эта башня могла вместить множество солдат, которые могли находиться на одном уровне со стенами города, что облегчало им прорыв в Константинополь. Первая группа османов, вошедшая в город, была убита почти сразу, в результате чего остальные мусульмане начали отступать. Увидев это, султан ободрил своих воинов. Вскоре после поддержки султана мусульмане проломили стену в двух местах и вошли в город. В последней попытке защитить его Константин атаковал поднятый вражеский меч; однако он потерпел поражение и был убит. [37]
Наконец, Константинополь оказался под властью Османской империи. Мехмед вошел в Константинополь через то, что сейчас известно как ворота Топкапы . Он немедленно поехал на лошади к собору Святой Софии , который приказал разграбить. Он приказал, чтобы имам встретил его там, чтобы воспеть мусульманское вероучение : «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха . Я свидетельствую, что Мухаммад — Пророк Аллаха». [38] Он превратил православный собор в исламскую мечеть , укрепив турецкое правление в Константинополе. Мехмед приказал грабить город в течение трех дней. [39] После разграбления главная забота Мехмеда в отношении Константинополя была связана с восстановлением обороны города и повторным заселением. Строительные проекты были начаты сразу после завоевания, которые включали ремонт стен, строительство цитадели и строительство нового дворца. [33] Мехмед издал приказ по всей своей империи, согласно которому мусульмане, христиане и евреи должны заселить город; он потребовал, чтобы к сентябрю в Константинополь было депортировано пять тысяч семей. [40]
Имперская столица
[ редактировать ]К 1459 году султан посвятил много сил процветанию Константинополя. В нескольких кварталах города были созданы благочестивые фонды; эти территории состояли из духовного колледжа, школы (или медресе, обычно соединенного с мечетью). [41] ), общественная кухня и мечеть. [33] В том же году Мехмед разослал приказ о том, чтобы всем грекам, покинувшим Константинополь в качестве рабов или беженцев, было разрешено вернуться. Эти действия привели к тому, что он снова стал процветающей столицей, теперь уже Османской империи. [33]
Правление Сулеймана Великолепного в Османской империи с 1520 по 1566 год было периодом великих художественных и архитектурных достижений. Знаменитый архитектор Мимар Синан спроектировал множество мечетей и других величественных зданий в городе, а также процветало османское искусство керамики и каллиграфии . Многие текке сохранились до наших дней; некоторые из них превратились в мечети, а другие стали музеями, такие как Черрахи Текке, Сюнбюль Эфенди и Рамазан Эфенди мечети и тюрбе в Фатихе , Галата Мевлевиханеси в Бейоглу , текке Яхья Эфенди в Бешикташе и Бекташи Текке в Кадыкее, которые сейчас служит алевитам мусульманам- в качестве кемеви .
В последние годы существования Византийской империи население Константинополя неуклонно сокращалось, отбрасывая великий имперский город в тень былой славы. Для Мехмеда II завоевание было лишь первым этапом; второй заключался в том, чтобы придать старому городу совершенно новую космополитическую социальную структуру. Большая часть оставшегося византийского населения – всего 30 000 человек – была депортирована. Согласно турецкой летописи «Ашикпашазаде»,
Затем Мехмед разослал офицеров во все свои земли, чтобы объявить, что всякий желающий должен прийти и завладеть в Константинополе на правах полной собственности домами, садами и огородами ... Несмотря на эту меру, город не был заселен заново. И тогда султан приказал силой привести со всех земель семьи, как богатые, так и бедные... и теперь город стал многолюдным. [43]

Мехмед проявлял большой личный интерес к созданию своей новой столицы. были построены великая мечеть и коллегия Фатиха По его приказу на месте старых захоронений византийских императоров при церкви Святых Апостолов . Постепенно великий христианский город превратился в великий мусульманский город. Несмотря на это, город не должен был стать полностью мусульманским, по крайней мере, до конца 20 века. Славянам , грекам , евреям и армянам , чьи разнообразные навыки были необходимы, было разрешено поселиться в городе, который впоследствии стал известен как алем пенах – убежище вселенной. По переписи 1477 г. мусульманами было занято 9486 домов; 3743 - греки; 1647 евреев; 267 христиан из Крыма и 31 цыган. Мехмед также восстановил Константинополь, как его еще называли в то время, как центр православного патриархата.

В районе Галатской башни также существовала итальянская община . Сдавшись до падения города, Мехмед позволил им сохранить элемент самоуправления. В течение нескольких поколений они поставляли переводчиков и дипломатов для Османского двора. После завоевания Египта в 1517 году и принятия султаном поста халифа Константинополь приобрел дополнительное значение в глазах мусульман. Мечети, построенные султаном Сулейманом I и его преемниками, придали городу уникальный облик, который он сохраняет до сих пор. Однако отдельные общины по-прежнему жили на автономных территориях.
В китайском географическом трактате XVI века Константинополь/Стамбул описывается следующим образом:
Его город имеет две стены. В городе живет владетельный принц. Есть мусульмане с повязками на голове и ханьцы-китайцы. Есть переводчики. Люди возделывали засушливые поля. У него нет товаров. [44]
Утверждение о наличии переводчиков предполагает, что это был многоязычный, многокультурный и космополитичный город. Хотя утверждение, что там были «ханьцы-китайцы», сомнительно. [44]
До восемнадцатого века уровень жизни был по крайней мере равен уровню жизни в большей части Европы. Например, рост заработной платы городских ремесленников находился на уровне, аналогичном уровню заработной платы в Южной и Центральной Европе в шестнадцатом-восемнадцатом веках. [45]
Фонды
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может потребовать очистки Википедии , чтобы соответствовать стандартам качества . Конкретная проблема: дублируется раздел "Имперская столица". ( Март 2022 г. ) |
«Фонд» — вакф ( вакиф ) по- турецки . Большой базар (1455 г.) и дворец Топкапы (1459 г.) были построены после турецкого завоевания. Религиозным фондам были предоставлены средства для финансирования строительства мечетей, таких как Фатих (1463 г.), а также связанных с ними школ и общественных бань . Город пришлось заново заселить, сочетая силу и поощрение.

Правление Сулеймана было временем великих художественных и архитектурных достижений. Архитектор Синан спроектировал множество мечетей и других великих зданий в городе, а также процветало османское искусство керамики и каллиграфии .
суфийские ордена, столь широко распространенные в исламском В столице обосновались мире и имевшие множество последователей, активно участвовавших в завоевании города. Во времена Османской империи более 100 текке только в городе действовало . Многие из этих текке сохранились и по сей день, некоторые в виде мечетей, а другие в виде музеев, таких как Джеррахи Текке в Фатихе , Сунбул Эффенди и Рамазан Эффенди мечеть и Турбес также в Фатихе , Галата Мевлевихане в Бейоглу , Яхья Эффенди Текке в Фатихе. Бешикташ и Бекташи Текке в Кадыкёе , который сейчас обслуживает алевитов мусульман- как Джем Эви .
Модернизация
[ редактировать ]С годами население увеличилось с примерно 80 000 на момент смерти Мехмеда до 300 000 к 18 веку и до 400 000 в 1800 году. Столица империи, простиравшейся через Европу, Азию и Африку, также стала важным дипломатическим центром. центр, с несколькими иностранными посольствами. И только после 1922 года, после войны между Грецией и Турцией , ситуация начала меняться. [ нужна ссылка ]
Город был модернизирован с 1870-х годов за счет строительства мостов, создания надлежащей системы водоснабжения, использования электрического освещения, а также введения трамваев и телефонов .
-
Стамбул (старый город-крепость), около 1896 г.
-
Улица в Эйюпе в 1890-е годы.
-
Топхан в 1890-е годы
Турецкая Республика
[ редактировать ]
В 1915 году, после вступления Османской империи в Первую мировую войну на стороне Центральных держав , союзники во главе с Королевским флотом Первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля предприняли попытку операции по захвату Константинополя. Это провалилось после того, как Османская армия отразила нападение британской армии и АНЗАК десанта в кампании в Галлиполи . [46] После Первой мировой войны и Мудросское перемирие Севрский договор постановили, что Константинополь будет оккупирован союзными войсками. 13 ноября 1918 года началась оккупация Константинополя союзными войсками, завершившаяся 4 октября 1923 года Лозаннским договором . [47]
Когда Турецкая Республика была основана под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка (тогда известного как Мустафа Кемаль- паша 29 октября 1923 года во время турецкой войны за независимость ) , столица была перенесена из Константинополя в Ангору, которая на английском языке стала Анкарой . Как следствие, население сократилось с примерно 1 125 000 в 1914 году до примерно 500 000 в 1924 году; но в конце 20 века население неуклонно росло: в 2000 году население столицы превысило 10 миллионов человек.
Нынешнее название города Стамбул представляет собой сокращенную версию греческой средневековой фразы «εἰς τὴν Πόλιν» [istin ˈpolin ] , означающей «в город», которая долгое время использовалась местным населением. Международное название Константинополь также использовалось до тех пор, пока Турция не приняла латинский алфавит в 1928 году и не призвала другие страны использовать турецкое название города на своих языках и в своих сетях почтовых служб. [ нужна ссылка ] В 1929 году агентам Ллойда сообщили, что телеграммы теперь должны быть адресованы в «Стамбул» или «Стамбул», но «Таймс» заявила, что почту по-прежнему можно доставлять в «Константинополь». [48] Однако в том же году The New York Times заявила, что почта в «Константинополь» больше не может доставляться. [49] В 1929 году турецкие националисты выступали за использование на английском языке Стамбула вместо Константинополя. [50] Государственный департамент США начал использовать слово «Стамбул» в мае 1930 года. [51]
С созданием новой Турецкой Республики, построенной на волне национализма, произошел массовый исход значительной части греческого и армянского населения из Стамбула, который перестал быть столицей. После погрома 1955 года ушла и оставшаяся фракция.
В первые годы существования республики Стамбул игнорировался в пользу Анкары, новой столицы. Однако, начиная с конца 1940-х и начала 1950-х годов, Стамбул претерпел большие структурные изменения: новые общественные площади (такие как площадь Таксим по всему городу были построены ), бульвары и проспекты; иногда за счет сноса многих исторических зданий.
В сентябре 1955 года многие предприятия этнических греков были разрушены во время стамбульского погрома . Это ускорило исход греков из города и Турции. евреи, армяне и грузины Преследованию также подверглись .
Начиная с 1970-х годов, население Стамбула начало быстро увеличиваться, поскольку люди из Анатолии мигрировали в город в поисках работы на многочисленных новых заводах, построенных на окраинах разросшегося мегаполиса. Этот внезапный резкий рост населения города вызвал большой спрос на жилищное строительство, и многие ранее отдаленные деревни и леса оказались поглощены большим мегаполисом Стамбула.
В марте 1995 года двадцать три человека были убиты и сотни получили ранения в результате инцидента, получившего название « Резня в Гази» . События начались с вооруженного нападения на несколько кафе по соседству, в результате которого был убит религиозный лидер алевитов . Протесты произошли как в районе Гази , так и в районе Умрание на азиатской стороне Стамбула. Полиция ответила стрельбой. [52]
Реджеп Тайип Эрдоган , впоследствии премьер-министр Турции и президент Турции , занимал пост мэра Стамбула с 1994 по 1998 год. [53]
В 2013 году площадь Таксим была центром протестов в парке Гези , где протестующие выражали протест по широкому спектру проблем, в основе которых лежали вопросы свободы прессы, выражения мнений, собраний, а также посягательства правительства на секуляризм Турции . [54]
В июле 2016 года попытка государственного переворота в Турции произошла . Ряд мошеннических правительственных подразделений захватили власть и были отброшены только через несколько часов. Войска, принимавшие участие в попытке государственного переворота, сдались на Босфорском мосту в Стамбуле. [55]
В июне 2019 года главная оппозиционная партия Турции выиграла повторные выборы мэра Стамбула , а это означает, что кандидат от Народно-республиканской партии (НРП) Экрем Имамоглу стал новым мэром Стамбула . [56]
Новый аэропорт Стамбула открылся в октябре 2018 года, но пассажирские перевозки начались в апреле 2019 года, а грузовые — в феврале 2022 года. Новый аэропорт Стамбула заменил старый аэропорт Ататюрк . [57] Новый аэропорт Стамбула является одним из крупнейших аэропортов мира по пассажиропотоку. [58]
В ноябре 2022 года в результате уличного взрыва в Стамбуле на оживленном проспекте Истикляль шесть человек погибли и более 80 получили ранения. Турецкие власти обвинили запрещенную Рабочую партию Курдистана (РПК), а также сирийское курдское ополчение (YPG). РПК отрицает свою причастность. [59]
По состоянию на август 2023 года в Стамбуле насчитывается более 530 000 беженцев сирийской гражданской войны , это самое большое количество сирийских беженцев в любом турецком городе. [60]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Основание Византии ( Византии ) иногда, особенно в энциклопедических или других третичных источниках, твердо относят к 667 году до нашей эры. Историки оспаривают точный год основания города. Обычно цитируется работа историка Геродота , жившего в V веке до нашей эры, в котором говорится, что город был основан через семнадцать лет после Халкидона . [8] возникший около 685 г. до н.э. Евсевий соглашается с 685 г. до н.э. как годом основания Халкидона, но относит основание Византии к 659 г. до н.э. [9] Среди более современных историков Карл Робак предложил 640-е годы до нашей эры. [10] а другие предложили даже позже. Дата основания Халкидона сама по себе является предметом споров; хотя многие источники относят это к 685 г. до н.э., [11] другие относят это к 675 г. до н. э. [12] или даже 639 г. до н.э. (с основанием Византии в 619 г. до н.э.). [9] Некоторые источники называют основание Византии VII веком до нашей эры.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Раскопано древнее прошлое Стамбула» . Би-би-си . 10 января 2009 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Алган, О.; Ялчин, МНК; Оздоган, М.; Йылмаз, ЮК; Сари, Э.; Кырджи-Элмас, Э.; Йылмаз И.; Булкан, О.; Онган, Д.; Газиоглу, К.; Назик, А.; Полат, Массачусетс; Мерич, Э. (2011). «Голоценовые изменения побережья в древней гавани Еникапы-Стамбул и их влияние на историю культуры». Четвертичные исследования . 76 (1): 30. Бибкод : 2011QuRes..76...30A . дои : 10.1016/j.yqres.2011.04.002 . S2CID 129280217 .
- ^ «Это открытие меняет историю» . hurriyet.com.tr .
- ^ «История открылась во время раскопок Мармарая» . fotogaleri.hurriyet.com.tr .
- ^ «Культурные детали Стамбула» . Турецкая Республика, министр культуры и туризма. Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 года . Проверено 2 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Джанин, Раймонд (1964). Византийский Константинополь . Париж: Французский институт византийских исследований. стр. 10 ff.
- ^ «Плиний Старший, книга IV, глава XI» . 29 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 29 декабря 2016 г. Проверено 4 августа 2021 г.
Покинув Дарданеллы, мы приходим к Касфенскому заливу... и мысу Золотого Рога, на котором находится город Византия, свободное государство, ранее называвшееся Лигос; это в 711 милях от Дураццо,...
- ^ Геродота Истории 4.144, переведено в De Sélincourt 2003 , стр. 288
- ^ Jump up to: а б Исаак 1986 , с. 199
- ^ Робак 1959 , с. 119, также как упоминалось у Исаака 1986 , с. 199
- ^ Листер 1979 , с. 35
- ^ Свободно 1996 , с. 10
- ^ Блум, Джонатан; Блэр, Шейла С.; Блер, Шейла (14 мая 2009 г.). Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove: трехтомный набор . ОУП США. п. 1. ISBN 978-0-19-530991-1 .
- ^ «Стамбул | История, население, карта и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Смит, Уильям Джордж (1860). Новый классический словарь греческой и римской биографии, мифологии и географии . п. 1003.
- ^ Харл, Кеннет (26 августа 2015 г.). «Раннее средневековье и византийская цивилизация: от Константина до крестовых походов» . Архивировано из оригинала 26 августа 2015 года . Проверено 4 августа 2021 г.
- ^ Босворт, Клиффорд Эдмунд (1 января 2007 г.). Исторические города исламского мира . БРИЛЛ. п. 210. ИСБН 978-90-04-15388-2 .
- ↑ BBC: «Раскопано древнее прошлое Стамбула». Опубликовано 10 января 2007 г. Проверено 3 марта 2010 г.
- ↑ Hürriyet: Это открытие меняет историю (2 октября 2008 г.)
- ^ Hürriyet: Фотографии со стоянки эпохи неолита, около 6500 г. до н.э.
- ^ «Культурные детали Стамбула» . Турецкая Республика, министр культуры и туризма . Проверено 2 октября 2007 г.
- ^ Плиний Старший, книга IV, глава XI:
« Покинув Дарданеллы, мы приходим к Касфенскому заливу... и мысу Золотого Рога, на котором находится город Византия, свободное государство, прежде называвшееся Лигосом; это в 711 милях от Дураццо ... » Архивировано 1 января 2017 года в Wayback Machine. - ^ Jump up to: а б Вайле, С. (1908). «Константинополь» . Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 12 сентября 2007 г.
- ^ Георгакас, Деметриус Иоанн (1947). «Имена Константинополя». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 78 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 347–67. дои : 10.2307/283503 . JSTOR 283503 .
- ^ Jump up to: а б Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 248
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 253
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 272
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартинс, 2005. стр. 273–276.
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 291
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 292
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. стр. 313–314.
- ^ Jump up to: а б с Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 427
- ^ Jump up to: а б с д Инальчик, Халил. «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города». Документы Думбартон-Оукса 23, (1969): 229–249.
- ^ Хацопулос, Дионисий. «Падение Константинополя». http://www.greece.org/Romiosini/fall.html (по состоянию на 31 мая 2012 г.). п. 6
- ^ Jump up to: а б Эверсли, Лорд. Турецкая империя с 1288 по 1914 год. 3-е изд. Говард Фертиг. Нью-Йорк: Howard Fertig Inc., 1924. с. 2
- ^ Хацопулос, Дионисий. «Падение Константинополя». http://www.greece.org/Romiosini/fall.html (по состоянию на 10 февраля 2008 г.). п. 7
- ^ Хацопулос, Дионисий. «Падение Константинополя». http://www.greece.org/Romiosini/fall.html (по состоянию на 10 февраля 2008 г.). стр. 4–10
- ^ Льюис, Бернард. Стамбул и цивилизация Османской империи. 1, Университет Оклахомы Пресс, 1963. с. 6
- ^ Мансель, Филип (1995). Константинополь: город желаний мира . Хачетт Великобритания. п. 79. ISBN 0-7195-5076-9 .
- ^ Инальчик, Халил. «Политика Мехмеда II в отношении греческого населения Стамбула и византийских построек города». Документы Думбартон-Оукса 23, (1969): 229–249. п. 236
- ^ Хант, Линн. Создание Запада, народов и культур. 2-е изд. А, 1500. Мэри Догерти и Дениз Б. Видра. Бостон: Бедфорд/Сент. Мартина, 2005. с. 330
- ^ Византия 1200: Монастырь Святого Георгия Манганского.
- ^ Мансель, Филип (июль 2003 г.). «Мусульманская столица Европы» . История сегодня . 53 (6).
- ^ Jump up to: а б Чен, Юань Джулиан (11 октября 2021 г.). «Между исламской и китайской универсальными империями: Османская империя, династия Мин и глобальная эпоха исследований» . Журнал ранней современной истории . 25 (5): 422–456. дои : 10.1163/15700658-bja10030 . ISSN 1385-3783 . S2CID 244587800 .
- ^ Батен, Йорг (2016). История мировой экономики. С 1500 года по настоящее время . Издательство Кембриджского университета. п. 212. ИСБН 9781107507180 .
- ^ Робсон, Стюарт (2007). Первая мировая война (1-е изд.). Харроу, Англия: Пирсон Лонгман. стр. 37–39. ISBN 978-1-4058-2471-2 – через Archive Foundation.
- ^ Стивен Поуп; Элизабет-Энн Уил (1995). «Выбрать хронологию» . Словарь Первой мировой войны . Макмиллан. ISBN 978-0-85052-979-1 .
- ^ «Телеграфное название Константинополя». Таймс . № 45369. 25 ноября 1929 г. с. 12.
- ^ «Темы времени: гибель Константинополя» . Нью-Йорк Таймс . 15 ноября 1929 г. с. 19.
- ^ « СТАМБУЛ»: правильное написание Константинополя. Манчестер Гардиан . 15 ноября 1929 г. с. 11. , также упомянутый в «РАЗНОЕ: Меняющие имена». Манчестер Гардиан . 16 ноября 1929 г. с. 11.
- ^ «Вашингтон принимает «Стамбул» в качестве замены «Константинополя» » . Нью-Йорк Таймс . 28 мая 1930 года . Проверено 1 апреля 2020 г.
- ^ «Отмечено 25-летие резни в Гази» . bianet.org .
- ^ Ибрагим, Надин (31 мая 2023 г.). «Эрдоган намерен вернуть Стамбул после президентской победы» . CNN .
- ^ Каракас, Бурджу (26 мая 2023 г.). «Через десять лет после протестов в Гези в Турции некоторые говорят, что голосуют за шанс на справедливость» . Рейтер .
- ^ Джазира, Ал. «Неудачная попытка государственного переворота в Турции: все, что вам нужно знать» . www.aljazeera.com .
- ^ Коттасова, Исил Сариюце, Ивана (23 июня 2019 г.). «Повторные выборы в Стамбуле выиграла оппозиция, что стало ударом по Эрдогану» . CNN .
{{cite news}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Филд, Джеймс (4 марта 2023 г.). «4 года спустя: как работает новый аэропорт Стамбула?» . Авиационный источник новостей .
- ^ «Международный аэропорт Стамбула (IST) | Новый аэропорт Стамбула» . Международный аэропорт Стамбула .
- ^ «Турция арестовала 17 человек в связи со взрывом в Стамбуле – DW – 18.11.2022» . dw.com .
- ^ «Количество сирийцев в Турции в июле 2023 г. – Ассоциация беженцев» . multeciler.org.tr .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Де Селинкур, Обери (2003). Маринкола, Джон М. (ред.). Истории . Пингвинская классика. Лондон: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14-044908-2 .
- Свободно, Джон (1996). Стамбул: Имперский город . Нью-Йорк: Викинг. ISBN 978-0-670-85972-6 .
- Исаак, Бенджамин Х. (1986). Греческие поселения во Фракии до македонского завоевания (иллюстрированное издание). Лейден: БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-06921-3 .
- Листер, Ричард П. (1979). Путешествия Геродота . Лондон: Гордон и Кремонези. ISBN 978-0-86033-081-3 .
- Робак, Карл (1959). Ионическая торговля и колонизация . Монографии по археологии и изобразительному искусству. Нью-Йорк: Археологический институт Америки. ISBN 978-0-89005-528-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бояр, Эбру; Флит, Кейт. Социальная история Османского Стамбула (Cambridge University Press, 2010. 376 стр.), онлайн-обзор
- Дервиш, Пелин, Бюлент Танью и Угур Таньели, ред. Становление Стамбула: Энциклопедия (Стамбул: Офсет Япымеви, 2008)
- Свободно, Джон. Стамбул: Имперский город (Пингвин, 1998). Популярная история.
- Гёктюрк, Дениз, Левент Сойсал и Ипек Тюрели, ред. Ориентируясь на Стамбул: культурную столицу Европы? (Рутледж, 2010)
- Хофманн, Анна; Онджю, Айше (ред.): «История имеет место – Стамбул, динамика городских изменений», JOVIS Verlag Berlin 2015, ISBN 978-3-86859-368-6
- Инальчик, Халил; Куаерт, Дональд . Экономическая и социальная история Османской империи, 1300–1914 гг .
- Кафадар, Джемаль. Между двумя мирами: строительство Османского государства .
- Кафешиоглу, Чигдем. Константинополис/Стамбул: культурная встреча, имперское видение и строительство османской столицы (Pennsylvania State University Press, 2009) 295 стр. онлайн-обзор
- Кейдер, изд. Чаглара. Стамбул между глобальным и местным (Rowman & Littlefied Publishers, 1999).
- Мансель, Филип. Стамбул: Город желаний всего мира, 1453–1924 (Лондон: Джон Мюррей, 1995); Популярная история
- Эми Миллс, Улицы памяти : пейзаж, толерантность и национальная идентичность в Стамбуле (University of Georgia Press, 2010), онлайн-обзор, 248 стр.
- Фогель, Кристина, Стамбул как центр европейской дипломатии раннего Нового времени , EGO – European History Online , Майнц: Институт европейской истории , 2021 г., дата обращения: 17 марта 2021 г.
- Цюрхнер, Э.Дж., Турция: современная история .