Изгнание греков из Стамбула
Изгнание стамбульских греков ( турецкий : 1964 Rum Tehciri или 1964 Rum Sürgünü ) в 1964—1965 годах — серия дискриминационных мер властей Турецкой Республики , направленных на принудительное изгнание греческого населения Стамбула ( греческий : Κωνσταντινούπολις , латинизировано : Константинуполис ). греки Хотя стамбульские изначально были исключены из греко-турецкого обмена населением в 1923 году и им было разрешено остаться в своем родном городе, турецкое правительство приняло ряд мер, которые привели к резкому сокращению их численности, таких как « «налог 1942 года, а затем антигреческий погром сентября 1955 года. [1]
Греческое меньшинство использовалось в качестве аппарата давления по кипрскому вопросу в рамках греко-турецких отношений , особенно в 1950-е и 1960-е годы. [2] Антигреческие меры 1964–1965 годов привели к резкому сокращению числа греков в Стамбуле. Таким образом, из населения около 80 000 в 1965 году осталось только около 30 000. [3] Эти меры также привели к присвоению турецким государством собственности, принадлежащей меньшинствам, и сопровождались ограничениями в сферах религии и образования. [4] [5] Изгнание в этот период было частью заключительной фазы государственных мер, направленных на тюркизацию местной экономической, социальной и культурной жизни. [6]
Фон
[ редактировать ]Долгосрочная политика этнической чистки и тюркизации экономики проводилась с 1908 года местными османскими властями. [7] Такие тенденции продолжились после обмена греко-турецкого населения в 1923 году с оставшимися греческими общинами, примером которого являются налог на «богатство» 1942 года и погром 1955 года. [5]
После погрома 1955 года турецкое правительство использовало местное греческое меньшинство в Стамбуле как инструмент давления по кипрскому вопросу . [8] В рамках этого контекста Турция решила снова использовать греков Стамбула в начале 1960-х годов. [8] в то время как правительство Исмета Иненю и местная пресса начали кампанию по оправданию преднамеренного изгнания стамбульских греков. [2] [9]
С 1963 года Турция оказалась в дипломатической изоляции, в то время как НАТО и CENTO , организации, в которых она состояла, отказались поддержать турецкие претензии на Кипр . [8] 16 марта 1964 года Турция в одностороннем порядке денонсировала греко-турецкую конвенцию об учреждении, торговле и мореплавании 1930 года, что положило начало массовому исходу греков. [10] [11] Хотя турецкие власти первоначально утверждали, что высылка была направлена против конкретных лиц, которые проявляли деятельность, «опасную для внутренней и внешней безопасности Турции», официальный представитель турецкого правительства Мюмтаз Сойсал позже признал, что: [12]
Если греческое правительство не изменит своего отношения к вопросу о Кипре, все греческие граждане в Стамбуле могут быть массово высланы.
Затронутое население
[ редактировать ]Меры немедленно затронули более 10 000 этнических греков, имевших греческие паспорта и которым было разрешено оставаться в Турции в соответствии с условиями Лозаннского договора (1923 г.), последующего греко-турецкого обмена населением , а также греко-турецкого соглашения 1930 г. . [10] Эти греки, хотя и имели греческие паспорта, жили в Стамбуле до 1918 года, а их потомки родились в Турции, но получили греческое гражданство; некоторые из них никогда раньше не были в Греции. [13] [10] Тем не менее, после одностороннего отказа Турции, они были вынуждены немедленно покинуть страну. Поскольку многие из них вступали в брак с представителями своей национальности, имевшими турецкое гражданство, этот исход неизбежно затронул гораздо большее число людей. [14]
В первую волну высылки вошли бизнесмены и в целом члены общества, предположительно ведшие деятельность, наносящую ущерб турецкому государству. [11] 24 марта 1964 года в турецких газетах был опубликован первый список депортированных греков, а через пять дней произошло изгнание первых семей. [10] В последующие месяцы (апрель – август 1964 г.) произошло около 5 000 изгнаний, а еще 10 000–11 000 греков были изгнаны после сентября 1964 года. 11 октября 1964 года турецкая газета Cumhuriyet сообщила, что 30 000 турецких граждан греческого происхождения также уехали навсегда. . [15] В общей сложности греческая община Стамбула сократилась с примерно 80 000 до примерно 30 000 в 1965 году в результате государственной кампании массового изгнания. [3]
Среди изгнанных было несколько выдающихся бизнесменов из давно существующих коммерческих учреждений, которые обеспечивали работой как греков, так и турок. В результате высылки около 100 предприятий пришлось закрыть. [16] Государственные власти также высылали – предположительно из-за антитурецкой деятельности – инвалидов и инвалидов, а также людей с психическими заболеваниями и лиц, страдающих неизлечимыми заболеваниями; даже люди, которые умерли несколько лет назад. [15]
Ограничения
[ редактировать ]Фундаментальные нарушения прав человека
[ редактировать ]Депортированные были проинформированы о приказе об их высылке сотрудниками полиции дома или на работе. Затем их перевели в «греческий отдел» главного управления полиции Стамбула и заставили подписать документ, в котором они должны были признать ряд обвинений, а также то, что они «...согласились покинуть Турцию по собственному желанию. ". [11] Им разрешили взять с собой только 220 турецких лир (приблизительно 22 доллара США), а также одно место багажа весом 20 килограммов (710 унций) или меньше. [11] [17] Им было запрещено вывозить предметы из ценных материалов, таких как золото и серебро. [11]
Целью высылки также была конфискация имущества высланных. [18] Постановление турецкого министерства запретило всем грекам совершать операции с их домами или любым другим имуществом, а их банковские счета были заблокированы. Банкам также было приказано отказывать в кредитах предприятиям, полностью или частично принадлежащим грекам. [11] Другой министерский указ предписывал арестовать всю недвижимость и банковские счета, принадлежащие греческим гражданам, в то время как всем греческим гражданам было запрещено приобретать недвижимость в Турции. [15]
Антигреческая кампания в прессе
[ редактировать ]Греческая община широко рассматривалась турецкой прессой как потенциальный враг государства и «эксплуататор» турецкой экономики. [19] Широкомасштабное использование агрессивных выражений и разжигания ненависти в отношении греков было вполне типичным для современных турецких СМИ, которые продвигали концепцию, согласно которой изгнание проводилось во избежание неминуемой опасности для турецкого народа. [20] Типичные заголовки турецкой прессы называли греков «генетически ущербными и безжалостными кровопролитиями» и «злыми историческими врагами турок». [19] Турецкие газеты часто печатали списки и таблицы с именами, профессиями и личными данными тех, кого подлежали высылке, тем самым делая их открытыми мишенями и жертвами кампаний линчевания, проводимых фанатичной толпой. [19]
14 апреля 1964 года к антигреческой кампании присоединились турецкие студенческие организации. Их общее заявление было опубликовано на обложке почти всех стамбульских газет: [19]
Великая турецкая нация: учитывая, что каждая лира, которую они зарабатывают, эксплуатируя вас, окажется оружием, направленным против ваших братьев на Кипре, лучшее, что вы можете сделать в служении турецкому народу, — это прекратить все дела с теми, кто нас эксплуатирует. экономически. . . . В этот период экономической войны, если вы не хотите быть рабами мировых наций, станьте волонтером в этой кампании.
Преследование религии и образования
[ редактировать ]Греко-православная церковь и, в частности, местный Константинопольский Вселенский патриархат также подверглись нападкам властей и прессы, и их обычно называют «нежелательным остатком греческого влияния» в Турции. [21] Типография Патриархата, действующая с 1672 года, была закрыта после того, как полиция аннулировала ее лицензию на деятельность, а затем сослалась на новый закон 1964 года, гласящий, что «только физические и юридические лица могут иметь типографии», в то время как многие турецкие газеты утверждали, что его функцией было предполагаемое нарушение Лозаннского договора . [22] Его религиозные публикации были запрещены. [23] [21] Между тем, высокопоставленные священники были немедленно высланы из-за обвинений в причастности к подрывной «политической, административной, образовательной и общественной деятельности», а все нетурецкие граждане, посещавшие греческую православную семинарию Халки, были высланы из Турции. Богословский факультет семинарии был закрыт в 1971 году. [21]
Греческим православным священнослужителям было запрещено посещать местные греческие школы. В ноябре 1964 года утренняя молитва была запрещена в греческих школах. Правительство Турции также начало отказывать в разрешении на ремонт ветхих учебных заведений. [24] В нарушение Лозаннского договора греческие начальные и средние школы были вынуждены согласиться на назначение турецких заместителей директора. [25] 15 сентября 1964 года власти запретили все книги, написанные на греческом языке, в греческих школах Стамбула и их библиотеках. Религиозные праздники, включая Рождество и Пасху, также были запрещены в школах. С декабря 1964 года греческим ученикам было запрещено говорить по-гречески во время перемен. [26] 21 апреля 1964 года местные власти насильственно оккупировали и закрыли приют Буюкада греческий (Принкипос), лишив тем самым 165 сирот жилья и образования. [24] [26]
За этот период произошло несколько инцидентов и нападений на церковную собственность. [27] В различных случаях турецкие банды нападали на Патриархию и другие религиозные памятники. В одном случае, 9 сентября 1964 года, было осквернено греческое кладбище в Кузгунчуке . [27] Британский консул в Стамбуле сообщил, что: [28]
он [Патриарх] и его иерархия, его церкви, школы и семинарии постоянно подвергались досадным притеснениям, иногда весьма серьезным. Например, ни одно из его зданий не подлежит ремонту или перестройке.
Реакция за пределами Турции
[ редактировать ]Когда политика высылки стала широкомасштабной, правительство Греции потребовало созвать экстренное заседание Совета Безопасности ООН в сентябре 1964 года. Президент совета Платон Д. Морозов, как и Советский Союз, осудил «массовые депортации». . Однако западные страны предпочитали избегать любого вмешательства в продолжающуюся политику высылки. [18]
Последствия
[ редактировать ]Исход стамбульских греков показал, что сосуществование мусульман и греческих православных в Стамбуле, которое было ратифицировано в соответствии с условиями Лозаннского договора, полностью провалилось. [29] Высылка имела многочисленные и сложные последствия для Турции как во внутренней, так и во внешней политике. Это также нанесло удар по концепции плюралистического общества в стране, которая будет терпеть присутствие оставшегося немусульманского элемента. С другой стороны, это усилило националистическую агитацию и пыл как в Греции, так и в Турции, а также еще больше ухудшило греко-турецкие отношения . [21]
Высланные нашли убежище в основном в Греции. В 1965 году в Афинах видными представителями их диаспоры было основано «Общество греков, изгнанных из Турции». [17] Исход продолжился и в последующие годы: еще тысячи местных греков покинули Стамбул, опасаясь потерять свою жизнь и имущество. [15]
Запрет на продажу греками своей собственности в Турции был окончательно снят в 1989 году премьер-министром Тургутом Озалом . [15] Это произошло после того, как было оказано давление со стороны Совета Евросоюза в контексте заявки Турции на членство в Евросоюзе . [30] Однако государственные власти Турции по-прежнему вводили ограничения и присваивали собственность меньшинств посредством аналогичных юридических процедур и продолжали отказывать греческим гражданам в владении или наследовании любого вида собственности. Аналогичным образом, пожертвования членов греческого меньшинства учреждениям немусульманского меньшинства считались собственностью турецкого государства. [4]
В результате такой политики тюркизации несколько частей Стамбула, населенных преимущественно меньшинствами, были эвакуированы в 1950-х и 1960-х годах, были полностью заброшены и заполнены ветшающими зданиями. Некоторые из них впоследствии были оккупированы сельскими мигрантами, которые, наконец, получили право собственности после определенного периода бесспорной оккупации. [4] Другие были проданы с неясными юридическими процессами. [31] Сегодня Стамбул утратил свой мультикультурный характер. [31]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Визит Папы Франциска: турецкие христиане переживают напряженные времена» . Новости Би-би-си . 27 ноября 2014 года . Проверено 15 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Акгонюль, Самим (2013). Концепция меньшинства в турецком контексте: практика и восприятие в Турции, Греции и Франции . БРИЛЛ. п. 82. ИСБН 978-90-04-24972-1 .
- ^ Jump up to: а б Калибр, 2019, стр. 1-2.
- ^ Jump up to: а б с Миллс, 2010, с. 56
- ^ Jump up to: а б Калибр, 2019, стр. 10.
- ^ Калибер, 2019, с. 10: «Изгнание стамбульских греков в 1964 году стало заключительным этапом преднамеренных действий турецкого правительства с 1914 года по тюркизации экономической, социальной и культурной жизни в стране».
- ^ Калибр, 2019, стр. 9.
- ^ Jump up to: а б с Александрис, 1992, с. 280
- ^ Калибр, 2019, стр. 2.
- ^ Jump up to: а б с д Александрис, 1983, с. 281
- ^ Jump up to: а б с д и ж Калибр, 2019, стр. 12.
- ^ Александрис, 1992, с. 281-282
- ^ Александрис, 256–260.
- ^ Калибр, 2019, стр. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и Александрис, 1983, с. 282
- ^ Александрис, 1002, с. 285
- ^ Jump up to: а б Александрис, 1992, с. 284
- ^ Jump up to: а б Александрис, 1992, с. 283
- ^ Jump up to: а б с д Калибр, 2019, стр. 13.
- ^ Калибр, 2019, стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Калибр, 2019, стр. 16.
- ^ Инчи, Салих (2018). «Журнал Вселенского Патриархата Стамбула: Православие (1926-1963)» . Журнал Eurasian Inquires (на турецком языке). 7 (2): 182–217.
10 апреля 1964 года типография Патриархата была закрыта бюро по политическим вопросам стамбульской полиции в соответствии с положением о том, что «только юридические учреждения и физические лица могут владеть типографией» согласно Закону № 5681. В некоторых газетах того периода сообщалось, что в результате этих действий Патриархат предпринял определенные действия, выходящие за рамки прав, предоставленных ему в Лозанне.
- ^ Александрис, 1992, с. 299
- ^ Jump up to: а б Александрис, 1983, с. 287
- ^ Александрис, 1983, с. 286
- ^ Jump up to: а б Ниархос, 2005, с. 191, 192
- ^ Jump up to: а б Ниархос, 2005, с. 194
- ^ Ниархос, 2005, с. 193
- ^ Александрис, 1992, с. 296
- ^ Арат, 2011, стр. 64.
- ^ Jump up to: а б Миллс, 2010, с. 57
Источники
[ редактировать ]- Александрис, Алексис (1983). Греческое меньшинство в Стамбуле и греко-турецкие отношения, 1918–1974 гг . Центр исследований Малой Азии.
- Арат, Зехра Ф. Кабасакал (январь 2011 г.). Права человека в Турции . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0-8122-0114-7 .
- Калибер, Альпер (2019). «Возобновление взаимодействия с проблемой «Я/другой» в постпозитивистских международных отношениях: возвращение к изгнанию греков из Стамбула в 1964 году» . Исследования Юго-Восточной Европы и Черного моря . 19 (3): 365–386. дои : 10.1080/14683857.2019.1651082 . ISSN 1468-3857 . S2CID 201349840 . Проверено 15 сентября 2020 г.
- Миллс, Эми (2010). Улицы памяти: пейзаж, толерантность и национальная идентичность в Стамбуле . Издательство Университета Джорджии. ISBN 9780820335735 .
- Ниархос, Георгиос (2005). Между этнической принадлежностью, религией и политикой, внешняя политика и обращение с меньшинствами в Греции и Турции, 1923–1974 гг. (Диссертация). Лондонская школа экономики и политических наук. дои : 10.12681/eadd/19135 . hdl : 10442/хеди/19135 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Отрицание прав человека и этнической идентичности: греки Турции (PDF) . Нью-Йорк: Хьюман Райтс Вотч. 1992. ISBN 1-56432-056-1 . Проверено 2 октября 2020 г. .
- 1964 год в Турции.
- 1965 год в Турции.
- 1964 год в законе
- 1965 год в законе
- 1960-е годы в Стамбуле
- Антигреческие настроения
- Дискриминация в Турции
- Вынужденная миграция
- Экономическая история Турции
- Этнические беспорядки
- Греки в Стамбуле
- История Турецкой Республики
- Преследование православных христиан
- Преследование восточных православных христиан
- Этническая чистка в Азии