Неприятная профессия Джонатана Хога
Автор | Роберт А. Хайнлайн |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | Научное фэнтези |
Дата публикации | Октябрь 1942 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать ( периодические издания и в мягкой обложке ) |
Впервые опубликовано в Unknown Worlds , октябрь 1942 г. |
«Неприятная профессия Джонатана Хога» — научно-фантастический роман американского писателя Роберта Хайнлайна . Первоначально он был опубликован в октябрьском номере журнала Unknown Worlds за 1942 год под псевдонимом «Джон Риверсайд». Повесть также дает название сборнику рассказов Хайнлайна, опубликованному в 1959 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Джонатан Хоаг, любитель искусства и изысканной кухни, живущий в Чикаго, понимает, что не помнит своих дневных занятий, когда за вечерним ужином его спрашивают, чем он зарабатывает на жизнь. Более того, когда он моет руки вечером, он обнаруживает под ногтями красно-коричневое вещество, возможно, засохшую кровь.
Он связывается с детективным агентством «Рэндалл и Крейг» и просит их следить за ним в течение дня. Партнеры, а точнее муж и жена Теда и Синтии Рэндалл, соглашаются на это. Они пытаются собрать отпечатки пальцев у своего клиента, но обнаруживают, что Хоаг их не оставляет, даже если не носит перчаток. Некоторые воспоминания Хоага оказались ложными, за исключением его домашнего адреса, а врач Потифар Т. Потбери, с которым Хоаг консультировался по поводу вещества под ногтями, выгнал его из кабинета и велел не возвращаться.
В первый раз, когда пара преследует Хоага, Синтия видит, как он поворачивается и разговаривает с ее мужем. Затем Синтии угрожает Хоаг после того, как она преследует его в офисном здании. Когда она воссоединяется с Тедом, он говорит ей, что у него был совершенно другой опыт: после того, как он без происшествий проследил за Хоагом до здания и до офиса Хоага на тринадцатом этаже, Тед обнаруживает, что Хоаг - ювелир, работающий в компании Detheridge & Co. ., и что красное вещество — это ювелирная румяна . Оба понимают, что что-то не так, особенно когда обнаруживают, что в здании нет тринадцатого этажа.
Теду снится серия «снов», в которых его проводят через зеркало в офис Detheridge & Co., где группа консервативных бизнесменов говорит ему оставить Хоага в покое. Он игнорирует сны до тех пор, пока в последнем сне не погибает и Синтия. Бизнесмены оказываются «Сыновьями птицы», последователями старой языческой религии; Хоаг — их враг. Они заставляют что-то высасывать из Синтии в бутылку и возвращают ее и Теда в их квартиру.
Тед просыпается и обнаруживает, что Синтия находится в коме. Он понимает, что сны были правдой, и закрашивает все зеркала в квартире. Затем он звонит Потбери, единственному врачу, которого он знает, чтобы тот пришел и осмотрел Синтию. Потбери ставит ей диагноз «летаргия гравис » , но когда Тед повторяет ему мантру Сынов Птицы: «Птица жестока!» Потбери компульсивно закрывает лицо, как это сделали сыновья. Понимая, что Потбери - один из них, Тед одолевает его и запирает в ванной. Он звонит Хоагу, который приходит в квартиру. Рассказывая о Потбери, Хоаг говорит, что летаргика гравис — это всего лишь способ сказать «глубокий сон». Они открывают дверь ванной и обнаруживают, что Потбери ушел, а с зеркала соскребли краску бритвой. Они находят бутылку в черной сумке Потбери, после открытия которой Синтия просыпается.
Чтобы раз и навсегда разгадать тайну, Тед и Синтия отвозят Хоага в свой офис и подвергают его допросу под наркотиками. После нескольких вопросов Хоаг просыпается с сильной, доминирующей личностью, совершенно отличающейся от нервного и слабого человека, с которым они работали до сих пор. Он объявляет сеанс оконченным и просит их встретиться с ним позже в парке недалеко от города. Он дает им список вещей, которые нужно принести, и оставляет их в некотором замешательстве.
Достигнув парка с коллекцией изысканных блюд и вин, которые просил Хоаг, Тед и Синтия находят его там. Они устраивают пикник, наслаждаясь эпикурейскими блюдами, и Хоаг говорит им, что он искусствовед. Искусство, о котором идет речь, — это весь их мир, созданный «художником» как студенческий проект. Критики живут как жители мира, не зная, что они критики, чтобы судить о переживаниях. Как указывает Хоаг, одним из таких переживаний является еда и питье, поскольку простой акт получения энергии для жизни раньше не считался «опытом». Другой вариант - секс, но это кажется смешным, пока Хоаг не понимает, что это основа «трагедии человеческой любви», которую он видит между Тедом и Синтией. Художественное суждение Хога таково: хотя в мире много дилетантского, в целом его создатель подает большие надежды.
Сыны Птицы несут ответственность за все, что видели Тед и Синтия, включая те случаи, когда они видели Хога в течение дня. Настоящего Хоага они встречали только у себя дома и в офисе. Сыновья были ранней художественной ошибкой, поспешно «закрашенной», а не устраненной в спешке завершения работы, но все еще сохраняющей власть. Теперь их предстоит полностью уничтожить. Хоаг был нанят, чтобы сообщить о них; вещество под его ногтями — это ихор , помещенный туда, чтобы напугать их.
Хоаг велит паре покинуть город, ни с кем не останавливаясь по пути. Он кладет в рот последнюю виноградину и замирает. Покинув его инертное тело, они едут по городу, но, наконец, поддаются желанию рассказать кому-нибудь о теле Хоага. Однако когда они опускают окна своей машины, все, что находится снаружи их машины, представляет собой пульсирующий светящийся туман, хотя во всех остальных окнах видна, по-видимому, нормальная сцена. Они едут дальше в состоянии шока.
В эпилоге Рэндаллы теперь живут в безымянной отдаленной сельской местности на берегу моря. Они все делают вместе, в доме нет зеркал, и каждую ночь перед сном «он приковывает одно из своих запястий к одному из ее».
Прием
[ редактировать ]Алексей и Кори Паншины описали повесть как «последнюю и самую странную из историй, которые Роберт Хайнлайн внес в Золотой век до того, как он перестал писать во время Второй мировой войны». [1] Galaxy из Флойд К. Гейл в 1961 году счел это «брендом фэнтези-загадки, [который] шокировал бы современных любителей Хайнлайна». [2] в то время как Дейл Дарладж с сайта научной фантастики заявил в 2011 году, что это больше похоже на работу Филипа К. Дика, чем на Хайнлайна, и что, хотя не все аспекты истории хорошо устарели, «основная история преодолевает все эти окна». одеваться». [3]
В 1996 году Джонатан Летем опубликовал рассказ «Безвкусная профессия Джонатана Хорнебома ( Hommage à Heinlein )», который Нил Уолш из SF Site назвал «открытой пародией» на оригинал Хайнлайна, признав при этом, что это «пародия-дань уважения». (...) а не откровенное издевательство». [4]
Теоретик культуры Славой Жижек имел возможность поразмышлять над этой историей. Он утверждал, что светящийся туман, который предстает перед Тедом и Синтией, когда они уезжают из города, может представлять собой только Лакановское Реальное , «пульсацию досимволической субстанции в ее отвратительной жизненности». [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Паншин, Алексей (2021). НФ в измерении: книга исследований . ISBN 978-1-005-28721-4 . OCLC 1261277613 .
- ^ Лей, Уайли (февраль 1961 г.). «5-звездочная полка Галактики» . Галактическая научная фантастика . стр. 139–143.
- ^ «Обзор сайта научной фантастики: неприятная профессия Джонатана Хога» . www.sfsite.com . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ «Сайт научной фантастики: Книги, которых я избегал: упускают из виду или переоценивают? Нила Уолша» . www.sfsite.com . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Жижек, Славой (1991). Взгляд наперекосяк: знакомство с Жаком Лаканом через популярную культуру . МТИ Пресс. п. 13-15. ISBN 0-262-24031-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Неприятная профессия Джонатана Хога» Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Соглашение Хайнлайна , Общество Хайнлайна