Адольф фон Гарнак
Адольф фон Гарнак | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Карл Густав Адольф Гарнак 7 мая [ OS 25 апреля] 1851 г. Дерпт , Крайс-Дерпт , Ливонская губерния , Российская империя (ныне Тарту, Тартуский уезд , Эстония ) |
Умер | 10 июня 1930 г. | (79 лет)
Другие имена | Адольф Харнак |
Образование | |
Род занятий | богослов и историк церкви |
Заметная работа |
|
Супруг | Амалия Тирш (1858–1937) |
Дети | 7, включая Агнуса и Эрнста |
Родственники |
|
Учреждения |
|
Известные студенты |
Карл Густав Адольф фон [ 1 ] Гарнак (родившийся Гарнак ; 7 мая 1851 — 10 июня 1930) был балтийским немецким лютеранским богословом и выдающимся церковным историком . С 1873 по 1912 год он выпустил множество религиозных публикаций (в которых его иногда называют Адольфом Харнаком ). Он был удостоен дворянства (с добавлением к имени фон) в 1914 году.
Гарнак проследил влияние эллинистической философии на раннехристианские сочинения и призвал христиан подвергнуть сомнению подлинность учений, возникших в раннехристианской церкви . Он отверг историчность Евангелия от Иоанна в пользу синоптических Евангелий , подверг критике Апостольский Символ веры и пропагандировал Социальное Евангелие .
В XIX веке в Германии процветала высшая критика , утвердившая историко-критический метод в качестве академического стандарта для интерпретации Библии и понимания исторического Иисуса. . Работа Гарнака является частью реакции на Тюбинген и представляет собой переоценку традиций.
Помимо своей богословской деятельности, Гарнак был выдающимся организатором наук. Он сыграл важную роль в основании Общества кайзера Вильгельма и стал его первым президентом.
Биография
[ редактировать ]Он родился в Дерпте (ныне Тарту) в Ливонии (тогда провинция России , ныне в Эстонии ), где его отец, Феодосий Гарнак , занимал должность профессора пастырского богословия . [ 2 ]
Он женился на Амалии Тирш 27 декабря 1879 года. Их дочь Агнес фон Зан-Гарнак стала активисткой женского движения .
Гарнак учился в местном Императорском Дерптском университете (1869–72) и в Лейпцигском университете , где получил степень; вскоре после этого, в 1874 году, он начал читать лекции в качестве приват-доцента . Эти лекции, посвященные таким специальным предметам, как гностицизм и апокалипсис , привлекли значительное внимание, и в 1876 году он был назначен экстраординарным профессором . В том же году он начал публикацию совместно с Оскаром Леопольдом фон Гебхардтом и Теодором Заном издания сочинений апостольских отцов — Patrum apostolicorum Opera , уменьшенное издание которого вышло в 1877 году. [ 2 ]
В 1879 году его призвали в Гиссенский университет в качестве ординарного профессора церковной истории . Там он сотрудничал с Гебхардтом в работе над «Текстами и исследованиями по истории древнехристианской литературы» (кв. 1882 г.), нерегулярным периодическим изданием , содержащим только эссе по Новому Завету и святоотеческим областям. В 1881 году он опубликовал работу о монашестве « Монашество - его идеалы и его история» (5-е изд., 1900 г.; английский перевод, 1901 г.) и стал совместным редактором с Эмилем Шюрером журнала Theological Literaturzeitung . [ 2 ]
В 1885 году он опубликовал первый том своего Lehrbuch der Dogmengeschichte (3-е изд. в трёх томах, 1894–1898; английский перевод в семи томах, 1894–1899). В этой работе Гарнак проследил возникновение догмы , под которой он понимал авторитетную доктринальную систему церкви, и ее развитие от IV века до протестантской Реформации . Он считал, что с самого начала христианская вера и греческая философия были настолько тесно переплетены, что образовавшаяся система включала в себя множество верований и обычаев, которые не были подлинно христианскими. Следовательно, протестанты не только свободны, но и обязаны критиковать его; Протестантизм можно понимать как отказ от этого догмы и возвращение к чистой вере, которая характеризовала первоначальную церковь. Сокращенное издание появилось в 1889 году под названием Grundriss der Dogmengeschichte (3-е изд., 1898 г.). [ 2 ]
В 1886 году Гарнака призвали в Марбургский университет , а в 1888 году, несмотря на яростное сопротивление консервативных церковных властей, — в Берлин. В 1890 году он стал членом Академии наук. В Берлине, несколько против своей воли, он был втянут в полемику по поводу Апостольского Символа веры партийные антагонизмы внутри прусской церкви , в которой нашли выражение . По мнению Гарнака, символ веры содержит одновременно слишком много и слишком мало, чтобы быть удовлетворительным тестом для кандидатов на рукоположение ; он предпочитал более краткую декларацию веры, которая могла бы строго применяться ко всем (ср. его Das Apostolische Glaubensbekenntnis. Ein geschichtlicher Bericht nebst einer Einleitung und einem Nachwort , 1892). [ 2 ]
В Берлине Гарнак продолжил писать. В 1893 опубликовал Geschichte der altkirchen Literatur bis Кесарийского , историю раннехристианской литературы вплоть до Евсевия Eusebius (ч. 2 т. 5., 1897); а в его популярных лекциях «Сущность христианства» появилась в 1900 году (5-е изд., 1901 г.; английский перевод « Что такое христианство? 1901 г.»). За одной из его более поздних исторических работ, «Миссия и распространение христианства в первых трех столетиях» (1902; английский перевод «Миссия и распространение христианства в первые три столетия» , в двух томах, 1904–1905), последовали некоторые важные Нового Завета Исследования ( Вклады во введение к Новому Завету , 1906 кв.; англ. пер.: Лука Врач , 1907; Изречения Иисуса , 1908). [ 2 ]

Гарнак был одним из самых плодовитых и вдохновляющих современных ученых-критиков и воспитал на своем «семинаре» целое поколение учителей, которые распространили его идеи и методы по всей Германии и за ее пределами. [ 2 ]
С 1905 по 1921 год Гарнак был генеральным директором Королевской библиотеки в Берлине (с 1918 года называлась Прусской государственной библиотекой).
Как и многие либеральные профессора в Германии, Гарнак приветствовал Первую мировую войну в 1914 году и подписал публичное заявление, одобряющее военные цели Германии (« Манифест девяносто трёх »). Именно это заявление с подписью своего учителя Гарнака Карл Барт назвал главным стимулом для своего отказа от либеральной теологии.
Гарнак был одним из движущих сил основания в 1911 году Общества кайзера Вильгельма (KWG) и стал его первым президентом. Деятельность Общества была сильно ограничена Первой мировой войной, но в период Веймарской республики Гарнак считал его основным средством преодоления изоляции немецких ученых, ощущавшейся в результате войны и ее последствий. В его честь был назван главный конференц-центр общества в Берлине, Harnack House , открывшийся в 1929 году. После длительного периода в руках армии США после Второй мировой войны он теперь возобновил роль, которую предполагал Гарнак, как центр международной интеллектуальной жизни в столице Германии, под управлением организации-преемницы KWG, Общества Макса Планка .
Библейская критика и теология
[ редактировать ]Среди отличительных особенностей работы Гарнака была его настойчивость в абсолютной свободе в изучении истории церкви и Нового Завета (т.е. не было запретных областей исследования, которые нельзя было бы подвергнуть критическому рассмотрению); его недоверие к спекулятивному богословию, будь то ортодоксальное или либеральное ; и его интерес к практическому христианству как к религиозной жизни, а не к системе богословия. Некоторые из его обращений по социальным вопросам были опубликованы под заголовком «Очерки социального евангелия» (1907).
Гарнак считал все четыре Евангелия «не совсем бесполезными как исторические источники», но тем не менее «написанными не с простой целью изложить факты такими, какие они есть; это книги, написанные для евангелизации». [ 3 ]
Предложенный Гарнаком взгляд на библейские чудеса был детальным и различал определенные типы следующим образом:
«В-четвертых, и наконец, хотя порядок Природы нерушим, мы еще никоим образом не знакомы со всеми силами, действующими в нем и действующими взаимно с другими силами. Наше знакомство даже с силами, присущими материи, и с полем их действия является неполным, тогда как о психических силах мы знаем гораздо меньше. Мы видим, что сильная воля и твердая вера оказывают влияние на жизнь тела и производят явления, которые поражают нас как чудесные. есть до сих пор это не установило каких-либо надежных границ области возможного и действительного. Никто не может сказать, насколько далеко простирается влияние души на душу и души на тело. Кто еще может утверждать, что есть что-то необычное? Феномен, который может возникнуть в этой области, по сути основан на заблуждениях и заблуждениях. Чудес, правда, не бывает, но чудесного и необъяснимого достаточно. в наше суждение относительно рассказов о чудесах, которые мы получили от древности. Что земля на своем пути остановилась; что говорила ослица; что буря утихла словом, мы не верим и никогда больше не поверим; но то, что хромой ходил, слепой видел и глухой слышал, не будет так сразу отвергаться как иллюзия». [ 4 ]
Библиография
[ редактировать ]- Курт Новак и др. (ред.), Адольф фон Харнак. Христианство, наука и общество , Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 2003, ISBN 3-525-35854-7 представляет собой лучшую недавнюю оценку Харнака и его влияния с различных точек зрения.
Избранные работы
[ редактировать ]- Гарнак, Адольф (1904). Распространение христианства в первые три века . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Патнэма.
- Гарнак, Адольф (1905). Распространение христианства в первые три века . Том. 2. Нью-Йорк: Сыновья Патнэма.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ В немецких личных именах фон — это предлог , который примерно означает «от» или «от» и обычно обозначает какое-то дворянство. Хотя фон (всегда строчная буква) является частью фамилии или территориального обозначения, а не имени или отчества, если дворянина называют по фамилии, используйте Шиллера , Клаузевица или Гете , а не фон Шиллера и т. д.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гарнак, Адольф ». Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 10. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Харнак, Адольф; Пер. Сондерс, Томас Бейли, «Что такое христианство?», «Библиотека богословских переводов, том XIV» , стр. 20, Уильямс и Норгейт, Лондон, 1901 г.]
- ^ Харнак, Адольф; Пер. Сондерс, Томас Бейли, «Что такое христианство?», «Библиотека теологических переводов, том XIV» , стр. 27–28, Уильямс и Норгейт, Лондон, 1901.]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Глик, Дж. Уэйн. «Богословское и культурное влияние девятнадцатого века на Адольфа Гарнака. История церкви (1959) 28 № 2 157-182».
- Паук, Вильгельм. Гарнак и Трёльч: два исторических богослова (Wipf and Stock Publishers, 2015)
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Адольфа фон Гарнака или о нем в Интернет-архиве
- Harnack-Forum (немецкий сайт) [ постоянная мертвая ссылка ]
- Гарнак, Адольф фон, Работы , CCEL .
- Гарнак, Адольф фон (1924) [1902]. Миссия и распространение христианства в первые три века . У. Пенн. Архивировано из оригинала 2 ноября 2012 года.
- Адольф фон Гарнак в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Работы Адольфа фон Гарнака в Project Gutenberg
- Адольф фон Гарнак в проекте «Математическая генеалогия»
- Вырезки из газет об Адольфе фон Гарнаке в ХХ веке. Архив прессы ZBW .
- 1851 рождений
- 1930 смертей
- Люди из Тарту
- Люди из Дерптского уезда
- Люди балтийского немецкого происхождения
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Немецкие протестантские богословы ХХ века
- Немецкие историки религии
- Немецкие христианские социалисты
- немецкие близнецы
- Эстонские близнецы
- Немецкие историки ХХ века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Лютеранские социалисты
- Христианские социалистические богословы
- Писатели-мужчины XIX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Выпускники Тартуского университета
- Выпускники Лейпцигского университета
- Академический состав Марбургского университета
- Академический состав Гиссенского университета
- Академический состав Берлинского университета имени Гумбольдта
- Члены-корреспонденты Британской академии
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Историки христианства
- Немецкие историки XIX века