Художественное развитие Тома Томсона

Том Томсон (1877–1917) — канадский художник начала 20 века. Начав со скромного происхождения, его развитие как карьерного художника было стремительным, и он серьезно занялся этим только в последние годы своей жизни. Он стал одной из выдающихся фигур канадского искусства , оставив после себя около 400 небольших набросков маслом и около пятидесяти крупных работ на холсте.
Начав свою карьеру в 1902 году в качестве графического дизайнера, он начал серьезно рисовать только в 1912 году, в возрасте 35 лет. Его навыки развивались, когда он бродил по Алгонкин-парку , делая зарисовки сцен, которые его интересовали. Его творческий пик пришелся на 1914 год и вплоть до его безвременной кончины в 1917 году . Его художественный стиль превратился из мрачных серых сцен в яркие цветные экспозиции, характеризующиеся быстрыми и густыми мазками. Его более поздние работы предвещают достижения движения абстрактного экспрессионизма .
Материалы и метод работы
[ редактировать ]Эскиз на холст
[ редактировать ]Произведения Томсона обычно делятся на две части: первая состоит из небольших набросков маслом на деревянных панелях, которых насчитывается около 400, а вторая состоит из примерно пятидесяти более крупных работ на холсте. [ 2 ] Эскизы меньшего размера обычно выполнялись в стиле пленэра на «Севере», в первую очередь в Алгонкин-парке, весной, летом и осенью. [ 3 ] Вместо этого более крупные полотна были закончены зимой в студии Томсона — старой подсобке с дровяной печью на территории здания студии, анклава художников в Роуздейле, Торонто . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Хотя при жизни он продал несколько крупных картин, они легли в основу посмертных выставок, в том числе одной на Уэмбли в Лондоне, которая в конечном итоге привлекла к его работам международное внимание. [ 7 ] хотя более многочисленные наброски обычно считались основой его работ. [ 1 ]
Большую часть своих набросков он считал законченными произведениями, а не этюдами для более крупных произведений, поскольку при переходе к более крупному холсту произведения теряют свойственную им интимность. [ 1 ] Тем не менее, около дюжины основных полотен были непосредственно созданы на основе более мелких эскизов. Действительно, такие картины, как «Северная река» , «Весенний лед» , «Джек-Пайн» и «Западный ветер» , только позже были расширены до более крупных картин, написанных маслом. [ 2 ] Если эскизы создавались быстро, то полотна разрабатывались неделями, а то и месяцами. Из-за этого они демонстрируют «врожденную формальность», при этом переход от малого к большому требует переосмысления или разработки исходных деталей. [ 8 ] В этом переходе он часто преувеличивал склоны холмов или другие особенности ландшафта, чтобы придать финальной картине большую глубину. [ 9 ] Сравнение эскизов с соответствующими полотнами позволяет увидеть изменения, внесенные Томсоном в цвет, детали и текстуру фона. [ 10 ] [ 11 ]
Материалы
[ редактировать ]В 1914 году Томсон сделал себе ящик для эскизов для панелей размером 8½ × 10½ дюймов (21,6 × 26,7 см). [ 12 ] Нижняя половина ящика служила палитрой, а верхняя — подставкой для холста или деревянных панелей. Прорези давали место для трех картин, которые можно было переносить одновременно, и держали их отдельно, чтобы влажная краска не размазывалась и не разглаживалась. [ 13 ] На протяжении всей своей карьеры Томсон использовал разные материалы, что дало возможность датировать картины. [ 14 ] Например, на деревянных панелях, которые он использовал в 1914 году, появились вертикальные трещины. [ 15 ] [ 14 ] В 1914 году он лишь изредка использовал плиту из твердой древесной массы, но постоянно начал ее использовать в 1915 году. [ 16 ] Весной и осенью 1915 года он использовал терракотовую краску и гвоздики краску цвета в качестве грунтовки , но к 1916 году перешёл на краску охры . [ 14 ] Весной 1917 года он разобрал и разрезал деревянные ящики , чтобы сделать из них панели размером 5 × 7 дюймов (12,7 × 17,8 см) для рисования. [ 14 ] [ 17 ] меньше, чем те, которые он обычно рисовал, и требуют более внимательного обращения. [ 18 ] На оборотной стороне некоторых из них выбиты фрагменты торговых марок (например, Gold Medal Purity Flour, California Oranges). [ 19 ] такие как «Березки» и «Покрытое льдом озеро» . [ 20 ] Той же весной он повторно использовал около трети своих эскизов либо потому, что они ему не нравились, либо потому, что у него не хватало материалов для рисования. [ 21 ]
В 2000 году было проведено исследование с целью понять материалы и метод работы Thomson. [ 22 ] В 2002–2003 годах, перед передвижной выставкой, организованной Национальной галереей Канады и Художественной галереей Онтарио, Канадский институт консервации использовал инфракрасную и рентгеновскую фотографию, спектроскопию и микропробы пигментов для дальнейшего анализа многих картин Томсона. [ 23 ] Сандра Вебстер-Кук и Энн Рагглс описали в своем исследовании, как Томсон применял грунтовки разного цвета в различных частях своих картин, чтобы придать им тонкие, но важные качества. [ 24 ]
Фотография
[ редактировать ]
Томсон иногда использовал фотографию, чтобы запечатлеть вещи, которые его интересовали, например, пойманную им рыбу, изображения своих друзей или пейзаж. Похоже, он не использовал ни одну из своих фотографий для создания произведений искусства, и ни одна из дошедших до нас фотографий не соответствует ни одной из его картин. [ 25 ] Вместо этого он предпочитал запечатлевать изображения с помощью небольших зарисовок маслом, и почти все созданные им работы относятся к числу этих небольших зарисовок. [ 26 ] Дэвид Силкокс, однако, предположил, что «Затонувшая земля » (и, возможно, другие картины) могла быть написана с использованием фотографии в качестве памятки, учитывая их «сверхъестественную точность». [ 27 ] [ примечание 1 ]
В 1912 году, путешествуя вверх по реке Спэниш в районе Миссиссаги вместе с Уильямом Бродхедом, Томсон потерял по меньшей мере дюжину рулонов пленки (в письме утверждая, что он потерял 14 дюжин), а также множество других эскизов после того, как их каноэ несколько раз разлилось. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Он намеревался вернуть изображения в Grip Limited и использовать их в своей коммерческой работе. [ 26 ]
-
Озеро в Южном Онтарио, III , c. 1911 год . Библиотека и архивы Канады, Оттава
-
Скарборо-Блафс, II , ок. 1912 год . Библиотека и архивы Канады, Оттава
-
Двойная экспозиция: Северное озеро, I , гр. 1912 год . Библиотека и архивы Канады, Оттава
-
Две форели свисают с шеста палатки , c. 1914 год . Библиотека и архивы Канады, Оттава
-
Мисс Уинифред Трейнор, II , ок. 1913-17. Библиотека и архивы Канады, Оттава
События
[ редактировать ]Коммерческое искусство
[ редактировать ]Первый набег Томсона на искусство произошел в 1901 году, когда он получил образование в Канадском бизнес-колледже в Чатеме, Онтарио . Именно там у него развились элементарные навыки письма. [ 31 ] [ 32 ] К 1902 году он был нанят в Сиэтле в дизайнерскую фирму Maring & Ladd, где работал художником по перу, рисовальщиком и офортистом . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Его основная работа там заключалась в изготовлении визитных карточек, брошюр и плакатов, а также трехцветной печати . [ 32 ] [ 33 ] Ранее изучив каллиграфию , он специализировался на леттеринге, рисовании и живописи. [ 33 ] Томсон, возможно, также работал внештатным коммерческим дизайнером, но не существует примеров такой работы, подтверждающих эти подозрения. [ 34 ] На него большое влияние оказали черно-белые иллюстрации, которые он видел в журналах. [ 35 ] что-то особенно очевидно в его c. 1903 года Эскиз «Этюд женской головы» , вдохновленный « Девочкой Гибсона » американского иллюстратора Чарльза Даны Гибсона . [ 36 ] Младший брат Томсона Ральф писал о Томсоне в этот период:
[У меня была] прекрасная возможность наблюдать за его прогрессом как коммерческого художника и дизайнера. Очень часто он работал всю ночь напролет, пока я наблюдал, как он пробует одну идею за другой. Тех, которые не встречали его одобрения, он либо выбрасывал в корзину для мусора, либо сжигал, либо мазал сигарным пеплом или концами сгоревших спичек. Других он оставлял на день или два, но их неизменно ждала та же участь. В то время он работал пером и тушью, акварелью и черно-белой краской. Он постоянно просматривал различные журналы и тщательно изучал рекламу, главным образом с точки зрения оформления. Это была обычная игра, в которой он выбирал лучших из них, изменял весь дизайн в соответствии со своими идеями, а затем сравнивал их достоинства. [ 34 ] [ 37 ]
Вернувшись в Торонто, Томсон присоединился к фирме художественного дизайна Grip Ltd. либо в 1908, либо в 1909 году. [ примечание 2 ] Фирма специализируется на дизайне и надписях. [ 31 ] [ 32 ] [ 40 ] Grip была ведущей компанией графического дизайна в стране и представила в Канаде стиль модерн , гравюру по металлу и четырехцветную обработку . [ 43 ] Альберт Робсон, тогдашний арт-директор Grip, вспоминал, что, когда он впервые нанял Томсона, «его образцы состояли в основном из надписей и декоративных рисунков, нанесенных на обложки буклетов и некоторые этикетки». [ 38 ] [ 44 ]

Техники, которым он научился в стиле модерн, проявились во многих его более поздних работах. [ 45 ] [ 46 ] включая такие картины, как «Северная река» ; Декоративный пейзаж, берёзы ; Весенний лед и западный ветер . [ 47 ] [ 48 ] Особого внимания заслуживают извилистые формы, типичные для этого художественного стиля. [ 49 ] видно в «S-образных кривых» деревьев, берущих свое начало в работах Томсона как рисовальщика . [ 50 ] Коллега-художник А.Я. Джексон подтвердил тенденцию Группы семи к использованию стилей модерн в своих работах, написав: «Мы (Группа семи и Том Томсон) относились к нашим объектам со свободой дизайнеров. Мы пытались подчеркнуть цвет, линия и узор». [ 51 ] [ 52 ]
Старший художник Grip, Дж. Э. Макдональд , поощрял своих сотрудников рисовать на улице в свободное время, чтобы лучше отточить свои навыки. [ 53 ] [ 54 ] Макдональд оказал, пожалуй, наибольшее влияние на карьеру Томсона как художника; он увел Томсона из коммерческой сферы и привел его к живописи не только через поощряемые зарисовки на открытом воздухе по выходным, но и через поездки по рисованию на каникулах и знакомство его с коллегами-художниками. [ 55 ] Сам Макдональд приписал Уильяму Бродхеду появление Томсона как художника, написав в письме Артуру Лисмеру , что «Мои воспоминания, связанные с Томом, кажется, начинаются с Б [роудхеда]». [ 56 ] В черновике статьи Гарольд Мортимер-Лэмб также приписал Бродхеду появление Томсона. [ 56 ] [ 57 ] Лисмер возразил против их утверждений, вместо этого отдав должное Макдональду. [ 58 ] А.Я. Джексон также заявил, что основное развитие Томсона произошло после его приключений в Алгонкин-парке, а не после того, как он работал графическим дизайнером. [ 56 ] [ 59 ] [ 60 ] Позже Лисмер писал:
[JEH] Макдональд оказал наибольшее влияние на Тома Томсона на этом этапе. Эти молодые художники (Макдональд, Фрэнк Джонстон , Том Маклин, Фредерик Варли, Франклин Кармайкл и Лисмер) усердно работали всю неделю и делали наброски по субботам и воскресеньям. В понедельник Макдональд, сидя на своем угловом месте, высказал свое мнение по поводу эскизов и предложил философскую поддержку. Его уже признали как канадского художника. Томсон в 1911 году не пробовал рисовать на открытом воздухе. Возможно, до сих пор он не чувствовал, что может что-либо сделать с помощью масляной живописи, или... он не был готов проявить себя. Летом и осенью 1911 года Томсон впервые начал заниматься эскизами. Его первые попытки были примитивными. Они были детскими, но как детские работы, добротными и характерными. Впервые Томсон нарисовал это в сельской местности вокруг Торонто, на реке Хамбер , в кустах возле Йорк-Миллс и на экскурсиях по окрестностям Линдси и Л[ейка] Скагога , где он и другие ловили рыбу. [ 61 ] [ 62 ]
-
Декоративный пейзаж - Благословение Роберта Бернса , ок. 1907 год . Частная коллекция.
-
Реклама компании Sydenham Mutual Fire Insurance, Оуэн-Саунд , 1910 год. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Рядом с Оуэн-Саунд , ноябрь 1911 года. Национальная галерея Канады , Оттава.
Карьера художника
[ редактировать ]Первые походы в Алгонкин-парк (1912–13).
[ редактировать ]
Именно в 1912 году стал очевиден переход Томсона от коммерческого искусства к своему оригинальному стилю живописи. [ 63 ] [ 64 ] Этот переход, по-видимому, был спровоцирован его первым посещением Алгонкин-парка в мае 1912 года. [ 65 ] Он приобрел свое первое оборудование для рисования. [ 56 ] но большую часть поездки провел на рыбалке, [ 66 ] за исключением «несколько заметок, линий горизонта и цветовых эффектов». [ 56 ] [ 67 ] Датировать зарисовки этой поездки иногда оказывалось затруднительно. [ 68 ] Единственным исключением является набросок « Смоук-Лейк, Алгонкин-Парк» , который легко датировать, потому что Томсон подарил его Баду Каллигену примерно во время их первой встречи. [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Чарльз Хилл также упомянул «несколько неуклюжую» плотину Old Lumber Dam в Алгонкин-парке, которая, вероятно, была построена во время поездки. [ 72 ] Робсон определил , что «Затонувшая земля» была нарисована во время путешествия на каноэ по лесному заповеднику Миссиссаги. [ 73 ] К этому времени также датированы «Каноэ и Северное озеро» (1912). [ 72 ]
-
Озеро Смоук, Алгонкин-парк , весна 1912 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Плотина «Старая древесина», Алгонкин-парк , весна 1912 года. Национальная галерея Канады , Оттава.
-
Каноэ , весна или осень 1912 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Северное озеро , весна или осень 1912 года. Лагерь Танамакун, Алгонкинский парк.
Осенью 1912 года Томсон покинул Grip Ltd. и присоединился к другой дизайнерской фирме Rous & Mann. [ 74 ] [ 53 ] [ 75 ] Леонард Росселл продолжал писать: «Всем, кто там работал, был предоставлен отпуск для продолжения учебы... Том Томсон, насколько мне известно, никогда ни у кого не брал определенных уроков, однако он прогрессировал быстрее, чем любой из нас. Но то, что он сделал, вероятно, принесло ему больше пользы. Летом он взял несколько месяцев отпуска и провел их в Алгонкин-парке». [ 76 ] [ 44 ]
В октябре 1912 года Томсон впервые был представлен доктору Джеймсу МакКаллуму , частому посетителю выставок Общества художников Онтарио (OSA) и Клуба искусств и литературы Торонто . [ 68 ] [ 77 ] МакКаллум убедил Томсона оставить свою должность в Rous and Mann и посвятить себя карьере художника. [ 74 ] Позже Лоурен Харрис вспоминал основные события Томсона примерно в это время:
Томсон начал развиваться. Его работа начала проявляться в ясном канадском дневном свете. Его работа была напряженной и мрачной, почти монотонной серого цвета. [AY] Сверкающий, яркий, насыщенный цвет Джексона открыл глаза, как и глаза всех нас, и Том увидел канадский пейзаж таким, каким он никогда раньше его не видел. Это было откровением. С тех пор ничто не могло его удержать. [ 78 ] [ 79 ] [ нужна страница ]
Маккаллум предложил Томсону покрыть расходы в течение года, пообещав, что он полностью посвятит себя живописи. [ 80 ] [ 81 ] предложение, которое Томсон в конце концов принял после некоторых первоначальных колебаний. [ 60 ] Маккаллум писал, что, когда он впервые увидел эскизы Томсона, он признал их «правдивость, их чувства и их симпатию к мрачному очаровательному северу... они заставили меня почувствовать, что Север захватил Томсона так же, как он захватил меня с тех пор, как мне было одиннадцать, когда я впервые плавал и гребли по его тихим местам». Далее он писал, что картины Томсона были «темными, мутными по цвету, плотными и не лишенными технических дефектов». [ 82 ]

Путешествия Томсона по дикой местности Онтарио были главным источником вдохновения в его искусстве: в письме МакКаллуму он писал, что красота Алгонкин-парка неописуема. [ 83 ] Его ранние работы, такие как «Северное озеро» (1912–13) и «Вечер», не были выдающимися в техническом плане, тем не менее они демонстрируют особый талант в композиции и работе с цветом. [ 84 ] Продажа первого правительству Онтарио в марте 1913 года за 250 долларов (что эквивалентно 6500 канадским долларам в 2023 году) позволила ему проводить больше времени летом и осенью 1913 года за рисованием. [ 72 ] [ 85 ] [ 50 ] Маккаллум описал картину как «изображение одного из небольших северных озер, проносимого северо-западным ветром; шквал, только что проходящий от дальнего берега, вода прозрачная, сверкающе-голубая, разбитая на короткие белые шапочки — картина полный света, жизни и силы». [ 82 ] Эскизы Томсона 1913 года часто бывают серыми, но демонстрируют лучшую цветопередачу, чем в более раннем наброске « Северное озеро» . [ 84 ] Большинство этих зарисовок простые и изображены далеко от берега. [ 13 ] На таких холстах, как «Утреннее облако» и «Лунный свет» , используется сломанная манера письма — техника, которую он, вероятно, перенял у Макдональда и Джексона. [ 13 ]
-
Северное озеро , зима 1912–1913 гг. Художественная галерея Онтарио, Торонто
-
Осень, Алгонкин-парк , осень 1913 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Утреннее облако , зима 1913-1914 гг. Художественная галерея Онтарио, Торонто
-
Лунный свет , зима 1913–1914 гг. Национальная галерея Канады, Оттава
Цвет и эксперименты (1914–15)
[ редактировать ]
Томсон часто испытывал неуверенность в себе: А.Я. Джексон вспоминал, что осенью 1914 года Томсон от разочарования бросил коробку с эскизами в лес: [ 86 ] [ 87 ] и был «настолько застенчив, что его с трудом можно было уговорить показать свои наброски». [ 88 ] Хотя его работы этого периода все еще демонстрируют «определенную неуклюжесть», Томсон превзошел своих коллег Джексона и Лисмера блеском цвета. [ 89 ] В письме МакКаллуму Джексон писал:
Том, кажется, полон энтузиазма, и я ожидаю, что работать с ним будет весьма вдохновляющим человеком. Вам нужен мужчина, который попытается сделать невозможное. Делать то, что, как вы знаете, легко вам по силам, никогда не приводило к созданию великой школы искусства или чего-либо еще. [ 90 ]
Эскизы, созданные в 1915 году, демонстрируют его растущую склонность к экспериментам и его чувствительность к цвету. [ 91 ] экспериментируя с текстурой и цветом способами, которых избегали его ранние сдержанные и точные работы. [ 89 ] Помимо работы колористом, он разработал технику представления противоречивых идей, которые одновременно разрешались в одном изображении. Обычно он добивался этого, используя методы тонализма и постимпрессионизма , а позже добился этого, соединив декоративные узоры со смелой обработкой. [ 92 ] Джексон писал об этом периоде творчества Томсона: «Он больше не был ограничен в буквальном представлении, он транспонировал, исключал, проектировал, экспериментировал, находил счастливые цветовые мотивы среди путаницы и путаницы и [наслаждался] красками. Объем работы, которую он проделал, был невероятным. ." [ 93 ]
Зимой 1915–16 годов в Торонто Томсон создал несколько полотен, в том числе « В Нортленде» ; Березовая роща, осень ; Осенняя гирлянда ; Богатый октябрь и весенний лед . Эскизы его работ отличаются двумерностью. Работы Томсона этого периода, как и работы Харриса, Лисмера и Макдональда, стали более декоративными. Цвет усилен, пространства сплющены, а формы расположены в вертикальные полосы. Ветви и стволы деревьев носят более стилизованный характер. [ 94 ]
-
Мягкий клен осенью , осень 1914 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Тамаракс , осень 1914 г. Частная коллекция.
-
Приближающаяся метель , осень 1915 года. Национальная галерея Канады, Оттава.
-
Алгонкин-парк , осень 1915 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Лес, октябрь , осень 1915 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Творческий пик (1916–17).
[ редактировать ]
В 1916 году Томсон уехал в Алгонкин-парк раньше, чем в любой предыдущий год, о чем свидетельствует большое количество исследований снега, которые он провел в это время. [ 95 ] Он создал множество эскизов, различающихся по композиции, но все они были яркими по цвету и были нанесены толстым слоем. [ 96 ] Следующей зимой благодаря поддержке Харриса, Макдональда и МакКаллума Томсон перешел к самой продуктивной части своей карьеры. [ 97 ] написав в письме, что он «сделал довольно много». [ 98 ] Именно в это время он написал многие из своих самых известных работ, в том числе «Джек Пайн» и «Западный ветер» . [ 99 ]
Особенно в последние два года своей жизни Томсон был особенно искусен в наблюдении атмосферных явлений, таких как температура, влажность, ветер и свет. [ 100 ] Работы этого периода, такие как «Рапидс», демонстрируют его умение управлять цветом и написаны с особой «четкостью и свежестью». [ 101 ] [ 102 ] Другие картины, такие как «Путь за Моват-Лодж» и «Плотина Ти-Лейк» , иллюстрируют его смелые и выразительные мазки. [ 103 ] Масштаб более поздних полотен Томсона предвосхищает полотна Альгомы, написанные членами «Группы семи» после войны. [ 104 ] Историки искусства Дэвид Силкокс и Гарольд Таун описали этот период искусства Томсона как движение в направлении абстракции . [ 105 ] [ 106 ] [ примечание 3 ]
-
Зимняя оттепель в лесу , осень 1916 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Осень, три форели , осень 1916 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Весеннее половодье , весна 1917 года. Коллекция канадского искусства МакМайкла, Кляйнбург.
-
Рапиды , весна 1917 года. Частная коллекция.
-
Северное сияние , весна 1917 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Приближаясь к абстракции
[ редактировать ]В момент своей смерти встревоженный Томсон балансировал на расселине между фигуративным и нефигуративным искусством . Остается только предполагать, выжил ли бы он при прыжке; то, что он прыгнул бы, по крайней мере для меня, является уверенностью.
Томсон был богат на количество созданных им эскизов — более четырехсот за всю свою карьеру — что давало возможность наблюдать за тенденциями и развитием его стиля. Начав как художник-пейзажист, он отошел от типичных пейзажных условностей и начал экспериментировать с более энергичными мазками, контрастными красками и более яркими цветами. [ 108 ] Для художника и биографа Томсона Гарольда Тауна краткость карьеры Томсона намекала на художественную эволюцию, которая так и не была полностью реализована. Он цитирует картину маслом 1916 года « Неоконченный эскиз» как «первую полностью абстрактную работу в канадском искусстве», картину, которая, независимо от того, была ли она задумана как чисто беспредметное произведение или нет, предвещает инновации абстрактного экспрессионизма . [ 109 ] Таун описывает содержание картины как небо, которое выражает разочарование, которое Томпсон, должно быть, испытал, нанося краску на небольшие участки между деревьями, камнями и зарослями. [ 106 ] Он также описывает «Позднюю осень » как еще одно «нетерпеливое исследование», приведшее к абстрактному эксперименту. Особое значение имеют области между ветвями, которые «резко вставлены на место», а также передний план, аналогичный переднему плану « Незаконченного эскиза» . [ 106 ]

Дэвид Силкокс указал на Крэнберри Марш как на свидетельство движения Томсона к абстракции. [ 110 ] Он также рассматривал картину «После бури» , вероятно, одну из последних картин Томсона, как признак того, что Томсон уже реагировал на изменения, происходящие в западном искусстве, даже если он точно не знал, к чему это приведет. [ 111 ] Если присмотреться к картине, то сам пейзаж растворяется в голых мазках и чистой абстракции. [ 112 ]
Историк искусства Джоан Мюррей выразила нежелание описывать эскизы Томсона как «абстрактные», учитывая, что некоторые из них, вероятно, были задуманы как «цветные заметки для использования в студии», а также потому, что некоторые из эскизов были незаконченными. [ 113 ]
-
Поздняя осень , осень 1915 года. Коллекция канадского искусства МакМайкла, Кляйнбург.
-
Эскиз осенней гирлянды , осень 1915 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Крэнберри Марш , лето 1916 года. Национальная галерея Канады, Оттава.
-
Алгонкинский холм, снег , осень 1916 года. Частная коллекция.
-
После грозы , лето 1917 года. Частное собрание.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Дополнительную информацию о фотографиях Томсона см.
- Аддисон и Харвуд (1969)
- Рид (1971)
- Силкокс (2015) , стр. 62–63.
- Silcox & Town (2017) , стр. 214–15.
- ↑ Источники расходятся во мнениях относительно примерного времени приема на работу Томсона. Супервайзер по захвату Альберт Х. Робсон писал в 1932 году, что его наняли в 1907 году. [ 38 ] но к 1937 году Робсон вместо этого написал, что его наняли в 1908 году. [ 39 ] Роберт Стейси предположил декабрь 1908 года. [ 32 ] Дэвид Силкокс предположил начало 1909 года. [ 40 ] Историк искусства Джоан Мюррей предположила, что это был декабрь 1908 года или январь 1909 года. [ 41 ] В расследовании куратора Чарльза Хилла он отметил, что Томсон числится в Городском справочнике Торонто за 1906–09 годы как работавший с Legg Bros. Photo Engravers, в 1910 году просто как художник, живущий по адресу Джеррард Э., 99, а в 1911 году как работавший в Grip. Ltd. Хилл предполагает, что это означает, что Thomson, вероятно, начал свою деятельность в Grip в конце 1909 года, после того как была собрана информация для справочника 1910 года. [ 42 ]
- ^ Для получения дополнительной информации о более поздних абстрактных тенденциях Томсона см.:
- ^ Картина находится на реверсе «Склон Алгонкинского холма, Снег» .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Силкокс (2015) , с. 60 .
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс и город (2017) , с. 181.
- ^ Силкокс (2015) , стр. 59–60 .
- ^ Силкокс (2006) , с. 127.
- ^ Silcox & Town (2017) , стр. 181–85.
- ^ Браун (1998) , стр. 151, 158.
- ^ Дежарден (2011) .
- ^ Silcox & Town (2017) , стр. 181–82.
- ^ Мюррей (1999) , с. 110.
- ^ Силкокс и город (2017) , с. 182.
- ^ Мюррей (2006) , с. 92.
- ^ Дэвис (ок. 1930) .
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл (2002) , с. 123.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мюррей (1999) , с. 25.
- ^ Хилл (2002) , с. 125.
- ^ Хилл (2002) , с. 132.
- ^ Томсон (1917a) .
- ^ Хилл (2002) , стр. 141–42.
- ^ Мюррей (1994) , с. 7.
- ^ Мюррей (1998) , с. 85.
- ^ Мюррей (1999) , с. 116.
- ^ Корбей и др. (2000) .
- ^ Вебстер-Кук и Рагглз (2002) , с. 145.
- ^ Вебстер-Кук и Рагглс (2002) , стр. 145–46.
- ^ Рид (1971) .
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс и город (2017) , с. 215.
- ^ Силкокс (2015) , с. 63 .
- ^ Томсон (1912) .
- ^ Мюррей (2002a) , с. 297.
- ^ Силкокс (2015) , с. 15 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл (2002) , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Стейси (2002) , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с Силкокс (2015) , с. 7 .
- ^ Перейти обратно: а б Стейси (2002) , с. 51.
- ^ Стейси (2002) , стр. 47–63.
- ^ Силкокс (2015) , с. 68 .
- ^ Томсон (1946) .
- ^ Перейти обратно: а б Робсон (1932) , с. 138.
- ^ Робсон (1937) , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс (2015) , с. 9 .
- ^ Мюррей (2002b) , с. 310.
- ^ Хилл (2002) , с. 113 н. 16.
- ^ Кинг (2010) , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Росселл (ок. 1951) , с. 3.
- ^ Silcox & Town (2017) , стр. 94, 210.
- ^ Рид (2002) , стр. 65–83.
- ^ Стейси (2002) , с. 59–60.
- ^ Силкокс (2015) , с. 68 , 71 .
- ^ Силкокс (2015) , с. 47 , 71 .
- ^ Перейти обратно: а б Стейси (2002) , с. 60.
- ^ Маккей (2011) , с. 185.
- ^ Силкокс (2015) , с. 71 .
- ^ Перейти обратно: а б Стейси (2002) , с. 58.
- ^ Росселл (ок. 1951) , с. 1.
- ^ Хилл (2002) , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хилл (2002) , с. 118.
- ^ Мортимер-Лэмб (1919) .
- ^ Лисмер (1919) .
- ^ Джексон (1924) .
- ^ Перейти обратно: а б Джексон (1933) .
- ^ Хилл (2002) , с. 115.
- ^ Лисмер (ок. 1942) .
- ^ Силкокс (2015) , с. 10 .
- ^ Силкокс (2006) , с. 23.
- ^
- Хантер (2002) , с. 25
- Силкокс (2006) , с. 20
- Силкокс (2015) , с. 10
- Стейси (2002) , с. 57
- ^ Хантер (2002) , стр. 25–26.
- ^ Джексон (1931) .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл (2002) , с. 119.
- ^ Нортвей (1970) , с. 6.
- ^ Аддисон (1974) , с. 75.
- ^ Дэвис (1935) , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл (2002) , с. 120.
- ^ Робсон (1937) , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Вадланд (2002) , с. 95.
- ^ Клагес (2016) , с. 23.
- ^ Стейси (2002) , с. 57–58.
- ^ МакКаллум (1918) , с. 375
- ^ Силкокс (2006) , с. 212.
- ^ Харрис (1964) .
- ^ Силкокс (2006) , с. 21.
- ^ Силкокс (2015) , с. 11 .
- ^ Перейти обратно: а б МакКаллум (1918) , с. 376
- ^ Томсон (1914) .
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс (2015) , с. 11 .
- ^ Силкокс (2015) , с. 12 .
- ^ Дэвис (1935) , стр. 74–75.
- ^ Джексон (1958) , с. 31.
- ^ Джексон (1917) .
- ^ Перейти обратно: а б Хилл (2002) , с. 127.
- ^ Мюррей (1999) , с. 34.
- ^ Хилл (2002) , с. 133.
- ^ Мюррей (1999) , с. 70.
- ^ Джексон (1919) .
- ^ Хилл (2002) , с. 135.
- ^ Хилл (2002) , с. 137.
- ^ Силкокс (2015) , с. 16 .
- ^ Силкокс (2006) , с. 20.
- ^ Томсон (1917b) .
- ^ Силкокс (2015) , с. 17 .
- ^ Силкокс (2018) , с. 181.
- ^ Хилл (2002) , с. 141.
- ^ Силкокс (2015) , с. 17 .
- ^ Силкокс (2015) , стр. 17–18 .
- ^ Хилл (2002) , с. 139.
- ^ Силкокс (2015) , стр. 17–18 , 44 , 52 , 57 , 62 , 68 , 73 .
- ^ Перейти обратно: а б с Силкокс и город (2017) , с. 148.
- ^ Силкокс (2015) , с. 51 .
- ^ Силкокс (2015) , с. 43 .
- ^ Silcox & Town (2017) , стр. 148–49.
- ^ Силкокс (2015) , с. 43–44 , 68 .
- ^ Силкокс (2015) , с. 51–52 .
- ^ Силкокс (2015) , с. 52 .
- ^ Мюррей (2015) , «От здания студии до Алгонкин-парка и снова дома».
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
- Дэвис, Блодуэн. «Эскизный ящик Тома Томсона» ( ок. 1930 ). Коллекция Блодвен Дэвис, Серия: 11, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады .
- ——— (1935). Исследование Тома Томсона: история человека, который искал красоту и истину в пустыне . Торонто: Обсудите прессу.
- Харрис, Лоурен С. (1964). История группы семи . Торонто: Роус и Манн Пресс.
- Джексон, AY (4 августа 1917 г.). «Том Томсон». Письмо миссис Генри Джексон.
- ——— (1919). Предисловие. Каталог выставки картин покойного Тома Томсона, проходившей с 1 по 21 марта 1919 года . Клуб искусств Монреаля.
- ———. «Эй Джексон Норе Томсон» (21 мая 1924 г.) [Письмо]. Нора Де Пенсье, Серия: 1, ID: MG30-D322. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- ——— (5 мая 1931 г.). «Алгонкинский парк». Письмо Блодуэн Дэвис.
- ———. «Эй Джексон Мариусу Барбо» (31 марта 1933 г.) [Письмо]. Коллекция Мариуса Барбо, коробка: 19. Оттава: Канадский музей цивилизации.
- ——— (1958). Страна художника . Торонто: Кларк Ирвин.
- Лисмер, Артур . «А. Лисмер Дж. Э. Макдональду» (21 марта 1919 г.) [Письмо]. Артур Лисмер, ящик: 11, ID: MG30-D111. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- ———. «Том Томсон» ( ок. 1942 ). Артур Лисмер, Фонд: Артур Лисмер, Коробка: 2, ID: MG30-D184. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Маккаллум, Джеймс (31 марта 1918 г.). «Том Томсон: Художник Севера». Канадский журнал . стр. 375–85.
- Робсон, Альберт Х. (1932). Канадские художники-пейзажисты . Торонто: Райерсон Пресс.
- ——— (1937). Том Томсон: Художник нашей северной страны, 1877–1917 гг . Торонто: Райерсон Пресс.
- Росселл, Леонард. «Воспоминания о Грипе, членах «Группы семи» и Томе Томсоне» ( ок. 1951 ). Коллекция Тома Томсона, файл: T485.R82, идентификатор: MG30-D284. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Томсон, Джордж. «Джордж Томсон Дж. М. Маккаллуму» (19 июля 1917 г.) [Письмо]. Документы доктора Джеймса М. Маккаллума , Серия: Переписка Джорджа Томсона, Коробка: 1, Файл: 6, ID: MG30-D38. Оттава: Архивы Национальной галереи Канады .
- Томсон, Генри (19 октября 1946 г.). «Письмо МакКарри с напечатанной копией черновика письма Ральфа Томсона Блодуэн Дэвис». Письмо Х. О. МакКарри.
- Томсон, Том (17 октября 1912 г.). «Письмо Макруеру». Письмо доктору М. Дж. (Джону) Макруеру.
- ———. «Письмо доктору Джеймсу МакКаллуму» (6 октября 1914 г.) [Письмо]. Документы доктора Джеймса М. Маккаллума , Серия: Переписка Тома Томсона, Коробка: 1, Файл: 5. Оттава: Архивы Национальной галереи Канады.
- ———. «Письмо Ти.Дж. Харкнессу» (16 апреля 1917б) [Письмо]. Переписка Тома Томсона, 1912–1917 гг., Фонды: Том Томсон, Серия: 1, ID: MG30-D284. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
Вторичные источники
- Аддисон, Оттелин; Харвуд, Элизабет (1969). Том Томсон: Алгонкинские годы . Торонто: Райерсон Пресс.
- ——— (1974). Первые дни в Алгонкин-парке . Торонто: МакГроу-Хилл Райерсон. ISBN 978-0-07077-786-6 .
- Браун, В. Дуглас (1998). «Архитектура искусств и ремесел Идена Смита». В Лэтэме, Дэвид (ред.). Алые Охотники: прерафаэлитизм в Канаде . Торонто: Архивы канадского искусства. ISBN 978-1-89423-400-9 .
- Корбей, Мари-Клод; Моффатт, Элизабет А.; Сируа, П. Джейн; Легат, Крис М. (2000). «Материалы и методы Тома Томсона». Журнал Канадской ассоциации охраны природы . 25 : 3–10.
- Дежарден, Ян AC (2011). Картина Канады: Том Томсон и Группа семи . Лондон: Картинная галерея Далвича. ISBN 978-0-85667-686-4 .
- Форси, Уильям К. (1975). Коллекции сообщества Онтарио: обзор канадской живописи с 1766 года по настоящее время . Торонто: Художественная галерея Онтарио. ISBN 9780919876125 .
- Хилл, Чарльз (2002). «Том Томсон, художник». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 111–143. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- Хантер, Эндрю (2002). «Картографирование Тома». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 19–46. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- Кинг, Росс (2010). Непокорные духи: Модернистская революция «Большой семерки» . Дуглас и Макинтайр. ISBN 978-1-55365-807-8 .
- Клагес, Грегори (2016). Множество смертей Тома Томсона: отделение фактов от вымысла . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1-45973-196-7 .
- Маккей, Мэрилин Дж. (2011). Изображение земли: описание территорий в канадском ландшафтном искусстве, 1500–1950 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 978-0-77353-817-7 .
- Мортимер-Лэмб, Гарольд (29 марта 1919 г.). «Письмо в редакцию с приложенным проектом статьи». Журнал «Студия» .
- Мюррей, Джоан (1994). Том Томсон: Последняя весна . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1-55002-218-6 .
- ——— (1998). Том Томсон: Дизайн для канадского героя . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1-55002-315-2 .
- ——— (1999). Том Томсон: Деревья . Торонто: ISBN McArthur & Co. 978-1-55278-092-3 .
- ——— (2002а). «Письма Тома Томсона». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 297–306. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- ——— (2002б). "Хронология". В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 307–317. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- ——— (2006). Скалы: Франклин Кармайкл, Артур Лисмер и Группа семи . Торонто: McArthur & Co., стр. 92–7. ISBN 978-1-55278-616-1 .
- ——— (2015). «Томсон-Алгонкин / Алгонкин-Томсон» . tomthomsoncatalogue.org . Каталог Тома Томсона. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- Нортвей, Мэри Л. (1970). Номиниган: Ранние годы . Торонто: Университет Торонто Press.
- Рид, Деннис (1971). «Фотографии Тома Томсона (1970)». Бюллетень Национальной галереи Канады/Бюллетень Национальной галереи Канады . 16 :2–36.
- ——— (2002). «Том Томсон и движение искусств и ремесел в Торонто». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 65–83. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- Силкокс, Дэвид П. (2006). Группа семи и Том Томсон . Ричмонд-Хилл: Книги Светлячка. ISBN 978-1-55407-154-8 .
- ——— (2015). Том Томсон: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-48710-075-9 .
- ———; Город, Гарольд (2017). Тишина и буря (переработанное, расширенное изд.). Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-1-44344-234-3 .
- ——— (2018). «Радикальный сдвиг на озере Шесть миль». В Милрое, Сара; Дежарден, Ян AC (ред.). Дэвид Милн: Современная живопись . Лондон: Издательство Philip Wilson. стр. 179–81. ISBN 978-1-78130-061-9 .
- Стейси, Роберт (2002). «Том Томсон как прикладной художник». В Риде, Деннис; Хилл, Чарльз К. (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 47–63. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- Уодланд, Джон (2002). «Места Тома Томсона». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 85–109. ISBN 978-1-55365-493-3 .
- Вебстер-Кук, Сандра; Рагглс, Энн (2002). «Технические исследования материалов и методов работы Томсона». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 145–51. ISBN 978-1-55365-493-3 .