Смерть и наследие Тома Томсона
Канадский художник Том Томсон умер 8 июля 1917 года на озере Каноэ в провинциальном парке Алгонкин в округе Ниписсинг , Онтарио, Канада. После того, как Томсон утонул в воде, его перевернутое каноэ было обнаружено позже в тот же день, а его тело - восемь дней спустя. Многие теории относительно смерти Томсона, в том числе о том, что он был убит или покончил жизнь самоубийством, стали популярными за годы, прошедшие после его смерти, хотя эти идеи не имеют какого-либо обоснования.
Томсон является выдающейся фигурой в канадском искусстве . Его более поздние работы оказали глубокое влияние как на современных ему художников, так и на художников, пришедших намного позже. Такие картины, как «Джек Пайн» и «Западный ветер», заняли видное место в культуре Канады и являются одними из самых знаковых произведений искусства страны. Помимо своей известности как художника, он заработал репутацию идеального канадского любителя активного отдыха , умеющего грести на каноэ и рыбалки, хотя его таланты в первом отношении стали подвергаться сомнению.
Фон
[ редактировать ]любитель активного отдыха
[ редактировать ]наиболее известен своей живописью, Хотя Том Томсон его часто мифологизируют как настоящего любителя активного отдыха. [ 1 ] Его забрали из школы в раннем возрасте, возможно, из-за заболевания легких. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Это дало ему время исследовать лесные массивы и развить глубокое понимание природы. [ 5 ] Большую часть времени он проводил на прогулках с двоюродным братом своей бабушки, доктором Уильямом Броди, известным энтомологом , орнитологом и ботаником . [ 6 ] [ 7 ] Он также полюбил рыбалку и охоту. [ 8 ] [ 9 ] хотя в конце концов он отказался от охоты после того, как застрелил оленя, «так как взгляд его глаз был слишком человеческим». [ 9 ] [ 10 ]
Доктор Джеймс МакКаллум внес свой вклад в создание образа Томсона как любителя активного отдыха, в том числе одну историю о том, что Томсон встретил большого волка, который, кратко обнюхав его, оставил его в покое. [ 1 ] Далее он написал:
[Томсон] имел обыкновение грести в центр озера, на котором он разбил лагерь, и проводить там всю ночь, чтобы укрыться от мух и комаров [ sic ]. Неподвижно он изучал ночное небо и меняющиеся очертания берегов, пока бобр и выдра резвились вокруг его каноэ. [ 1 ] [ 11 ]
Томсона часто вспоминают как опытного каноиста . Дэвид Силкокс утверждал, что этот образ, скорее всего, романтизирован. [ 12 ] А. Ю. Джексон писал, что Томсон «гребл как индеец », высоко ценя свои способности. [ 12 ] Несмотря на это, смотритель парка Марк Робинсон сказал, что Томсон признался ему в 1913 году, что мало что знает о гребле на каноэ. [ 12 ] Кроме того, есть несколько историй о том, как он перевернулся. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] В 1912 году, услышав, что Томсон перевернулся и потерял большую часть своих припасов во время путешествия на каноэ по реке Миссиссаги, друг Джон МакРуер ответил, сказав: «Ты мог утонуть, дьявол, и это был не первый раз, когда тебя ударили. эх!" [ 12 ]
Несмотря на эти романтические образы, Томсон, несомненно, хорошо разбирался в рыбной ловле. Глубокая любовь к рыбалке, которую он развил в молодости, осталась на всю его жизнь, настолько сильная, что его репутация в Алгонкин-парке поровну была разделена между искусством и рыбной ловлей . [ 16 ] В то время как большинство посетителей парка сопровождались наемными гидами, Томсон передвигался самостоятельно. Действительно, многие из его мест для рыбалки фигурируют в его работах. [ 17 ] Впервые посетив озеро Каноэ в 1914 году, А.Я. Джексон написал Дж.Э. Макдональду : «Похоже, что Том Томсон — какой-то рыбак, весьма известный здесь». [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
Сезон зарисовок 1917 года
[ редактировать ]Начиная с 1914 года, Томсон регулярно ездил в Алгонкин-парк весной , либо разбивая лагерь на озере Каноэ , либо останавливаясь в отеле Mowat Lodge. Он проводил там время, делая наброски и работая гидом по рыбалке, вернулся в Торонто , создавая более крупные картины на холсте по своим оригинальным эскизам. а осенью [ 21 ] В 1917 году Томсон вернулся на озеро Каноэ в начале апреля, приехав достаточно рано, чтобы нарисовать оставшийся снег и ледяной покров на окружающих озерах. [ 21 ] [ 22 ] Картины стали его собственным визуальным дневником того времени. [ 21 ] [ 23 ] превратившись в серию , которую он описал как «запись погоды за 62 дня, дождь или сияние, или снег, темный или яркий». [ 24 ] Он написал домой отцу, что, хотя он и не продал много эскизов в том году, он думает, что сможет «прожить хотя бы еще год, пока я буду заниматься живописью столько, сколько смогу». [ 25 ] В своем последнем письме Маккаллуму, отправленном всего за день до его исчезновения, он жаловался на мух и комаров . Он мало что делал зарисовок с тех пор, как они появились, но надеялся, что теплая погода скоро их истребит. Он пообещал прислать с собой несколько своих зимних зарисовок и с нетерпением ждал возможности сделать зарисовки в нескольких поездках, запланированных на ближайшие два месяца. [ 26 ] [ примечание 1 ]
Работы, которые он завершил этой весной, демонстрируют мастерское управление цветом, которое он развил, что особенно заметно в такой картине, как «Рапидс». [ 28 ] — и написаны с особой «четкостью и свежестью». [ 22 ] Его эскизы, в частности, показывают, как он достиг «тонкости выражения, используя живую, но деликатную манеру поведения». [ 21 ] Смелые и выразительные мазки, которыми он теперь известен, очевидны в таких картинах, как «Путь за Моват-Лодж» и «Плотина Ти-Лейк» . [ 29 ] В первом также представлены небольшие участки голой деревянной панели, видимые сквозь краску. Это устройство еще больше усиливает освещение сцены. [ 30 ] Агрессивный стиль живописи, который использовал Томсон, постоянно наблюдался в движении экспрессионистов , последовавшем за его смертью. [ 31 ] Его последние работы были описаны искусствоведами Дэвидом Силкоксом и Гарольдом Тауном как движущиеся в направлении абстракции . [ 32 ] [ 33 ] [ примечание 2 ] Это особенно очевидно в его, пожалуй, последней работе « После шторма », в которой «при взгляде вблизи густые и широкие краски Томсона в этом пейзаже растворяются в чистой абстракции». [ 34 ] Пейзажи его последних работ поздней весны и начала лета часто содержат подобные смелые, обобщенные формы. [ 35 ]
Помимо глубокой любви, которую он развил к Алгонкинскому парку, Томсон начал проявлять стремление изображать территории за пределами парка и исследовать другие северные сюжеты. [ 36 ] В письме своему зятю в мае 1917 года он писал:
Возможно, этим летом я поеду по Канадской Северной [железной дороге] рисовать Скалистые горы [ sic ], но еще не все приготовления сделал. Если я поеду, то это будет в июле и августе. [ 37 ] [ 38 ]
А.Я. Джексон предположил, что Томсон отправился бы еще дальше на север, как это в конечном итоге сделали другие члены « Большой семерки» . [ 39 ]
-
Рапидс , весна 1917 года. Частная коллекция, Торонто.
-
Плотина Ти-Лейк , лето 1917 года. Коллекция канадского искусства МакМайкла , Кляйнбург.
-
После грозы , лето 1917 года. Частное собрание.
Смерть
[ редактировать ]Утром 8 июля 1917 года Томсона видели идущим к плотине Джо Лейк вместе с Шеннон Фрейзер, владелицей Mowat Lodge. [ 40 ] Он часто ночевал там, когда в парке становилось слишком холодно для кемпинга. [ 36 ] Марк Робинсон, смотритель парка , отметил в своем дневнике, что Томсон «покинул док Фрейзера после 12:30, чтобы отправиться к плотине Ти-Лейк или Западному озеру». [ 40 ] Томсон исчез во время путешествия на каноэ по озеру Каноэ. [ 41 ] [ примечание 3 ] [ примечание 4 ] Его перевернутое каноэ было замечено во второй половине дня, а его тело было обнаружено в озере восемь дней спустя, 16 июля. [ 40 ] [ 41 ] [ примечание 5 ] Его часы остановились в 12:14. [ 35 ] [ 45 ] и на правом виске у него был четырехдюймовый синяк. [ 46 ]
Тело было осмотрено доктором Голдвином Хоулендом, который пришел к выводу, что официальной причиной смерти стало утопление. [ 41 ] [ 47 ] [ примечание 6 ] Коронер, доктор Артур Э. Рэнни, поддержал вывод Хоуленда о том, что утопление было случайным, написав далее, что «показания других шести свидетелей указывают на то, что причиной смерти стало утопление». [ 48 ] Что касается четырехдюймового синяка на виске Томсона, он написал, что «без сомнения, [он] был вызван ударом [ sic ] о какое-то [препятствие], например о камень, когда тело утонуло». [ 48 ]
На следующий день после обнаружения тела его похоронили на кладбище Моват возле озера Каноэ. [ 41 ] [ 35 ] [ 49 ] [ примечание 7 ] Под руководством старшего брата Томсона Джорджа через два дня тело было эксгумировано и отправлено в Оуэн-Саунд . Он был перезахоронен на семейном участке рядом с пресвитерианской церковью Лейта 21 июля на территории нынешнего муниципалитета Мифорд . [ 50 ] [ 51 ]
При финансовой помощи МакКаллума 27 сентября 1917 года Дж. Э. Макдональд, Джон Уильям Битти , Шеннон Фрейзер, Джордж Роу и местные жители воздвигли мемориальную пирамиду из камней в Хейхерст-Пойнт на озере Каноэ, где умер Томсон. [ 52 ] [ примечание 8 ] Из-за глубокой любви Томсона к этому региону у Группы «не хватило духу вернуться в Алгонкин-Парк, поэтому они переехали в Алгому и озеро Верхнее , а затем в Арктику , Юкон , Лабрадор и другие части страны». [ 54 ] [ 55 ]
Наследие
[ редактировать ]Ваше канадское искусство, судя по всему, по крайней мере на данный момент, утонуло в озере Каноэ . Том Томсон до сих пор остается канадским художником, резким, блестящим, хрупким, неотесанным, не только самым канадским, но и самым творческим. Как некоторые его вещи запоминаются.
- Дэвид Милн в письме Х. О. МакКарри , 1930 г. [ 56 ] [ 57 ]
После его смерти ценность и популярность работ Томсона возросли. Ученый Шерил Грейс написала, что Томсон «преследует» канадских художников и что он «воплощает канадскую художественную идентичность». [ 58 ] Член «Группы семи» Артур Лисмер также написал, что «Том Томсон является проявлением канадского характера». [ 59 ]
В 2002 году Национальная галерея Канады организовала крупную выставку его работ, предоставив Томсону такой же уровень известности, который предоставлялся Пикассо , Ренуару и Группе семи в предыдущие годы. [ 60 ] По состоянию на 2009 год самой высокой ценой, достигнутой за эскиз Томсона, был «Ранняя весна, озеро Каноэ» (1917), который был продан в 2009 году за 2 749 500 долларов (что эквивалентно 3 776 000 канадских долларов в 2023 году). Лишь немногие крупные полотна остались в частных коллекциях, поэтому рекорд вряд ли будет побит. [ 61 ] Одним из примеров востребованности работ Томсона является ранее утерянный «Эскиз озера в Алгонкин-парке » (1912/13). Картина была обнаружена в подвале Эдмонтона в 2018 году и продана на аукционе в Торонто почти за полмиллиона долларов. [ 62 ] [ 63 ] Возросшая ценность работ Томсона привела к обнаружению многочисленных подделок его работ. на рынке [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ]
Летом 2004 года еще один исторический памятник в честь Томсона был перенесен со своего прежнего места ближе к центру Лейта на кладбище, на котором сейчас похоронен Томсон. Место могилы стало популярным местом среди посетителей этого района: многие поклонники творчества Томсона оставляют после себя копейки или небольшие предметы искусства в качестве дани. [ 67 ]
В 1967 году в Оуэн-Саунде открылась Художественная галерея Тома Томсона. [ 68 ] В 1968 году хижина Томсона из-за здания студии была перенесена в Канадскую художественную коллекцию МакМайкла в Кляйнбурге . [ 69 ] Многочисленные образцы его работ также выставлены в Национальной галерее Канады в Оттаве, Художественной галерее Онтарио и Коллекции канадского искусства МакМайкла в Кляйнбурге, Онтарио. Влияние Томсона можно увидеть в работах более поздних канадских художников, в том числе Эмили Карр , Гудриджа Робертса, Гарольда Тауна и Джойс Виланд . [ 70 ]
«Незапятнанный» художник
[ редактировать ]За годы, прошедшие после его смерти, Томсона часто называли независимым от предыдущих художественных традиций. [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] Многие указывали на тот факт, что он никогда не посещал Европу или музеи в Соединенных Штатах, как на доказательство того, что ему удалось избежать развития модернистского эксперимента. [ 73 ] Отсутствие у Томсона формального художественного образования также привело к тому, что другие члены группы позже увидели в нем естественного, незапятнанного художника, и эта точка зрения вошла в миф и общественное восприятие, окружающее его. [ 72 ] [ 74 ]
Дэвид Силкокс и Эндрю Хантер утверждали, что эти представления в первую очередь распространялись его друзьями, теми, кто сформировал «Группу семи» в годы после его смерти, и другими представителями канадской арт-сцены. [ примечание 9 ] почти все из них полагались на одни и те же основные детали в своих трактовках жизни и карьеры Томсона. [ 75 ] Лисмер, например, писал: «[Томсон] не имел никакой связи со стилями или школами... Он не имел ничего общего с Европой, и в его искусстве нет и следа унаследованного стиля или влияния из-за границы... Если бы знать Томсона, можно было также понять, что он ничего не знает о таких вещах, как [ ар-нуво или импрессионизм ]». [ 73 ] Джексон также писал, что «суровая индивидуальность Томсона никогда не находилась под влиянием какого-либо внешнего влияния». [ 73 ] и что Томсон был «зачинщиком движения в Северную страну». [ 76 ] Лоурен Харрис поддержал эти взгляды, заявив: «Ничто не мешало Тому прямому, первобытному видению природы. Он был совершенно невиновен ни в каких механизмах цивилизации и был счастливее всего вдали от нее на севере». [ 77 ] Баркер Фэрли писал: «Ни теория, ни какое-либо приобретенное мнение не могли иметь постоянного места в сознании Томсона. Он был во всем наивен». [ 78 ] Гарольд Мортимер-Лэмб писал: «Со своим оборудованием он отправился к природе и общался с ней в любом ее настроении». [ 79 ] Блодвен Дэвис писала: «В истории живописи в Канаде проходит высокий, худощавый следопыт со своим ящиком для рисования и веслом, художник и мечтатель, который сделал дикую местность своим монастырем и там поклонялся Природе в ее тайных настроениях». [ 80 ] [ 81 ] Ф.Б. Хассер писал: «Никогда раньше такие знания и чувство таких вещей не выражались в красках. Полотна Томсона уникальны в анналах всего искусства, особенно если вспомнить, что он не был художником по образованию. Его мастером была природа. ." [ 82 ] В целом члены группы утверждали, что их искусство зарождается не в устоявшихся художественных традициях, а диктуется самим ландшафтом. [ 71 ] [ примечание 10 ] А.Я. Джексон описал Томсона как «гида, переводчика», который знакомил своих друзей с «новым миром, северной страной». [ 83 ] [ 84 ] Деннис Рид утверждал аналогичным образом, написав, что смерть Томсона рассматривалась «почти как жертва идее местного канадского искусства… Томсон должен был… стать первым старым мастером Канады, и как идея он действовал как постоянный источник вдохновения». всем, кто верил, что тайна канадского самопознания каким-то образом заключена в этой земле». [ 83 ] [ 84 ] Историки искусства-ревизионисты раскритиковали точку зрения, согласно которой Томсон и Группа семи были создателями нового канадского националистического стиля искусства. [ 85 ] [ примечание 11 ]
Несмотря на распространенное мнение, что у Томсона не было формального художественного образования, вполне возможно, что он некоторое время учился у британского художника Уильяма Крукшенка . около 1905 года [ 86 ] Однако только два источника подтверждают это. Первое — это единственная недатированная записка от Крукшенка профессору Джеймсу Мейвору , в которой он договорился привести «Томсона» [ так в оригинале ] для встречи с ним. [ 87 ] [ 88 ] Еще больше усложняет ситуацию то, что исходный список классов больше не сохраняется. [ 88 ] Второе - это письмо Х. Б. Джексона Блодуэн Дэвис, в котором написано: «Том изучал натуру и антиквариат в художественной школе. Если я правильно помню, инструктором был Крукшанк». [ 89 ] [ 90 ] Помимо личного обучения, также возможно, что он читал руководство Джона Раскина 1857 года «Элементы рисования» . во время обучения рисованию [ 91 ] Помимо этих возможностей, похоже, у него не было другого художественного образования. [ 92 ] Однако работа Томсона в коммерческом искусстве, похоже, оказала влияние на его живопись, приведя его к знакомству с модерном, а также с движениями декоративно-прикладного искусства. [ 3 ] [ 93 ] Точно так же работа со своими коллегами-художниками позволила ему познакомиться с методами импрессионизма и постимпрессионизма . [ 94 ] [ 95 ] Что касается тенденций в стиле модерн, Джексон писал: «Мы (Группа семи и Том Томсон) относились к нашим предметам со свободой дизайнеров. Мы пытались подчеркнуть цвет, линию и узор». [ 96 ] Эти методы можно увидеть в работах Томсона, будь то импрессионизм в «Пойнтерах» (1916–17); «Модерн в Северной реке» (1914–15), «Декоративный пейзаж», «Березки» (1915–16), «Весенний лед» (1915–16) и «Западный ветер» (1916–17); или экспрессионизм в «После бури» (1917) и «Клюквенное болото» (1916). [ 97 ]
Популярная культура и другие награды
[ редактировать ]Канадский поэт и член Монреальской группы написал А.Дж.М. Смит в письме Сандре Джва , что именно картина Томсона «Джек Пайн» помогла ему начать работу над стихотворением «Одинокая земля». [ 99 ] [ 100 ] Стихотворение, возможно, самое известное и составленное в антологию Смита, было впервые опубликовано в The McGill Fortnightly Review 9 января 1926 года с подзаголовком «Группа семи». [ 99 ] [ 101 ] Он претерпел несколько изменений и появился в Canadian Forum в июле 1927 года и в американском журнале The Dial в июне 1929 года. [ 102 ] Смит не видел картину лично, а только как цветную репродукцию. [ 99 ] [ 100 ] В первой строфе используется фактура («зубчатая», «гладкая») и ритмическое движение («резкое», «горькое», «колючки») картины, описывающее северный пейзаж. [ 103 ] Стихотворение Смита 1925 года «Молитва» развивается аналогичным образом, в одной из ранних строф даже упоминается сосна. [ 104 ] Также было опубликовано несколько других сборников стихов, вдохновленных Томсоном, в том числе « Том Томсон и другие стихи» Джорджа Уиппла (2000). [ 105 ] Том Томсон Троя Джоллимора в Чистилище (2006), [ 106 ] Кевина Ири и «Просмотр Тома Томсона: отчет меньшинства» (2012). [ 107 ]
Фильм Джойс Виланд 1976 года «Дальний берег» основан на жизни и смерти Тома Томсона. [ 108 ] 1980 года Роман журналиста Роя МакГрегора «Береговые линии» , позже переизданный в 2002 году под названием « Озеро Каноэ» , представляет собой вымышленную интерпретацию смерти Томсона. [ 109 ] Книга Нила Лехто 2005 года «Алгонкинская элегия» представляет собой самопровозглашенное произведение исторической фантастики , в котором основное внимание уделяется смерти Томсона. [ 110 ] Несколько песен посвящены смерти Томсона, в том числе сингл группы The Tragically Hip 1991 года « Three Pistols ». [ 111 ]
В 2018 году участок шоссе 60 Онтарио — главного коридора через Алгонкин-парк — был переименован в бульвар Тома Томсона. [ 112 ] Почта Канады выпустила несколько марок с работами Томсона еще в 1967 году. Среди изображенных работ - «Джек Пайн» (напечатано в 1967 году), «Апрель в Алгонкин-парке» (1977), «Осенние березы» (1977), «Западный ветер» (1990) и «В Нортленд (2016). [ 113 ]
Альтернативные теории
[ редактировать ]Вокруг природы смерти Тома Томсона возникло множество альтернативных теорий, в том числе о том, что он был убит или покончил жизнь самоубийством. Хотя этим идеям не хватает обоснования, они продолжают сохраняться в массовой культуре. [ 41 ] [ 114 ] [ 115 ] Эндрю Хантер указал на то, что Робинсон в значительной степени ответственен за предположение о том, что смерть Томсона была чем-то большим, чем случайное утопление. Хантер развил эту мысль, написав: «... Я убежден, что желание людей поверить в тайну убийства Томсона / мыльную оперу коренится в прочно укоренившейся идее, что он был опытным лесорубом, близким к природе. Предполагается, что он умрет «случайно». Если они это сделают, это будет похоже на то, что Серую Сову разоблачат как англичанина». [ 116 ]
В 1935 году Блодвен Дэвис опубликовала первое исследование смерти Томсона за пределами газетных статей со времени смерти Томсона. [ 117 ] Самоизданное издание тиражом 500 экземпляров, ее сомнения относительно официального решения о причине смерти продавались плохо. [ 118 ] В 1970 году в книге судьи Уильяма Литтла «Тайна Тома Томсона » рассказывалось, как в 1956 году Литтл и трое его друзей выкопали первоначальное могилу Томсона на кладбище Моват на озере Каноэ. [ 119 ] Они полагали, что найденные останки принадлежали Томсону. Осенью 1956 года медицинские следователи установили, что это тело неопознанного аборигена. [ 120 ] Обозреватель канадской газеты Рой МакГрегор описал свое исследование в 2009 году записей останков 1956 года, раскопанных Уильямом Литтлом (останки были перезахоронены или утеряны), и пришел к выводу, что тело на самом деле принадлежало Томсону, что указывает на то, что «Томсон никогда не покидал озеро Каноэ». [ 121 ] [ нужна страница ]
Разоблачение
[ редактировать ]Дэвид Силкокс и Гарольд Таун указали на неверные доказательства, используемые для обоснования убеждения в том, что Томсон был убит. Главным из них является то, что ноги Томсона были найдены запутавшимися в проволоке. Это утверждение является неверной интерпретацией наблюдения Робинсона 1930-х годов о том, что на теле была тщательно привязана леска вокруг вывихнутой лодыжки, которая, как пишут Силкокс и Таун, была обычным средством от артрита или боли в суставе. [ 41 ] Силкокс предположил, что легко представить Томсона, стоящего в своем каноэ и забрасывающего леску, теряющего при этом равновесие, ударяющегося головой о планширь и падающего в воду без сознания только для того, чтобы утонуть. [ 41 ]
В эссе под названием «Множество смертей Томсона», опубликованном в 2011 году, Грегори Клагес описывает, как показания и теории относительно смерти Томсона развивались с 1917 года. [ 114 ] Сравнивая вторичные версии с первичными доказательствами, Клагес заключает, что смерть Томсона соответствует официальной оценке случайного утопления. Историки Кэтлин Гарай и Кристл Верден заявляют: «Архивное расследование Клагеса впервые дает некоторую степень уверенности в отношении этого события». [ 122 ] Клагес подробно изложил эти идеи в книге с аналогичным названием « Множество смертей Тома Томсона: отделение фактов от вымысла» , опубликованной в 2016 году. Он особенно оспаривает утверждения МакГрегора, предполагая, что МакГрегор виновен в искажении доказательств. [ 115 ]
Подборка последних набросков Томсона.
[ редактировать ]За свою последнюю весну Томсон сделал около трех десятков эскизов. Его пейзажи иллюстрируют несколько заснеженных сцен в Алгонкин-парке и свидетельствуют о растущем увлечении березами .
-
Ранняя весна , весна 1917 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Озеро Каноэ , весна 1917 года. Частная коллекция, Калгари.
-
Ранняя весна, озеро Каноэ , весна 1917 года. Частная коллекция, Торонто.
-
Покрытое льдом озеро , весна 1917 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Березы , весна 1917 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Весна в Алгонкин-парке , весна 1917 года. Коллекция канадского искусства МакМайкла, Кляйнбург.
-
Открытая вода, Джо-Крик , весна 1917 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Апрель в Алгонкин-парке , весна 1917 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Лес зимой , весна 1917 года. Художественная галерея Тома Томсона, Оуэн-Саунд.
-
Весенние каникулы , весна 1917 года. Частное собрание, Монреаль.
-
Весеннее половодье , весна 1917 года. Коллекция канадского искусства МакМайкла, Кляйнбург.
-
Хижина Лоури Диксона , весна 1917 года. Национальная галерея Канады , Оттава.
-
Северное сияние , весна 1917 года. Национальная галерея Канады, Оттава.
-
Северное сияние , весна 1917 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
-
Темные воды , весна 1917 года. Национальная галерея Канады, Оттава.
-
Весна , весна 1917 года. Художественная галерея Онтарио, Торонто.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Моват ПО, 7 июля 1917 г.
Уважаемый господин:
Я все еще работаю во Фрейзерсе и не делал никаких набросков с тех пор, как появились мухи. Всю весну погода была сырой и холодной, а мухи и комары были намного хуже, чем я видел их в любой год, и наркотик от мух [ sic ] не оказал на них никакого воздействия. Однако это второй теплый день в этом году, и еще один день или около того завершит их. Через день-два пришлю свои зимние наброски и собираюсь сделать еще несколько, но в последнее время это практически невозможно. Этой весной я много плавал, и рыбалка прошла хорошо. Я провел несколько гидов для рыболовных групп и в этом и следующем месяце совершу еще несколько поездок, возможно, между ними буду делать зарисовки. [...]
Надеюсь, ты в порядке, я
С уважением / Том Томсон [ 26 ] [ 27 ] - ^ Для получения дополнительной информации о более поздних абстрактных тенденциях Томсона см.:
- Силкокс (2015) , с. 44
- Silcox & Town (2017) , стр. 148–49.
- Художественное развитие Тома Томсона § Приближение к абстракции
- ↑ 10 июля Фрейзер отправил МакКаллуму телеграмму, в которой написал:
Д-Р МАККАЛЛУМ [ так в оригинале ]
БЛУЛЕР (Блур) СЕНТ-ТОРОНТО, ОНТ
ТОМЕС [ так в оригинале ] КАНОЭ НАЙДЕНО ПЕРЕВЕРНУТОМ НИКАКИХ СЛЕДОВ ТОМА САНСА [ так в оригинале ] ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПОЛДЕНЬ
ДЖС ФРЕЙЗЕР [ 42 ]
- ↑ Популярная, хотя и неподдающаяся проверке история рассказывает, что в день своего исчезновения он пытался поймать особенно крупного окуня на озере Джо. [ 43 ]
- ↑ Телеграмма Дж. С. Фрейзера брату Тома Джону гласила просто:
Озеро Каноэ, Онт, 16–17 июля.
Джей Томсон Оуэн Саунд.
- Нашёл Тома сегодня утром.
Дж. С. Фрейзер [ 44 ]
- ↑ Хауленд позже рассказал следующее:
В понедельник, 16 июля, около 10 часов утра я увидел тело человека, плавающее в озере Каноэ, и уведомил об этом жителя Джорджа Роу, который вынес тело на берег. В 17-й вторник я осмотрел [тело] и обнаружил, что это принадлежало мужчине в возрасте около 40 лет, на поздней стадии разложения, лицо, живот и конечности опухли, на конечностях волдыри, на правом виске синяк длиной 4 дюйма. , никаких других внешних признаков на теле не видно, воздух выходит изо рта, небольшое кровотечение из правого уха, причина смерти - утопление. [ 47 ]
- ^ Кладбище Моват находилось по адресу 45 ° 33'47 "с.ш. 78 ° 43'42" з.д. / 45,56306 ° с.ш. 78,72833 ° з.д. .
- ↑ Макдональд написал отцу Томсона:
Я только что вернулся с озера Каноэ, где провел выходные, помогая мистеру [Дж.В.] Битти поставить тарелку и сделать несколько последних штрихов к пирамиде из камней. Пирамида из камней представляет собой прекрасную работу, и с установленной на месте латунной пластиной она выглядит весьма внушительно. Он стоит на видном месте озера Каноэ, прямо в истоке озера, лицом к северу, и его видно со всех сторон. Он расположен недалеко от старого любимого места для кемпинга Тома. [...] Результат во многом украсил трагедию смерти Тома. [ 53 ]
- ^ Хантер указал на Ф.Б. Хауссера, Ньютона Мактавиша, Альберта Х. Робсона, Баркера Фэрли , Гарольда Мортимера-Лэмба и доктора Джеймса МакКаллума как на тех, кто оказал большое влияние на распространение легенд о Томсоне. [ 75 ]
- ^ Например, см.:
- Харрис (1929) , с. 185
- Джексон (1958) , с. 22
- ^ Например, см.:
- Рассвет (2007)
- Джессап (2007)
- Маккей (2011) , гл. 8–9
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Силкокс и город (2017) , с. 236.
- ^ Силкокс и город (2017) , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Хилл (2002) , с. 113.
- ^ Макдональд (1917b) , с. 47.
- ^ Силкокс (2015) , с. 4.
- ^ Мюррей (1999) , стр. 6–7.
- ^ Вадланд (2002) , с. 93.
- ^ Хантер (2002) , стр. 28–29.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей (2015) , «Пролог».
- ^ Генри (1931) .
- ^ МакКаллум (1918) , с. 382
- ^ Перейти обратно: а б с д Силкокс и город (2017) , с. 237.
- ^ Силкокс (2015) , с. 15.
- ^ Silcox & Town (2017) , стр. 215, 237.
- ^ Wadland (2002) , стр. 94–95.
- ^ Хантер (2002) , стр. 28, 28n39.
- ^ Хантер (2002) , с. 29.
- ^ Хантер (2002) , с. 28.
- ^ Хилл (2002) , с. 123.
- ^ Джексон (1914) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мюррей (2015) , «От здания студии до Алгонкин-парка и снова дома».
- ^ Перейти обратно: а б Хилл (2002) , с. 141.
- ^ Робинсон (1930) , с. 3.
- ^ Мюррей (1999) , с. 116.
- ^ Мюррей (2002a) , стр. 303–04.
- ^ Перейти обратно: а б Томсон (1917б) .
- ^ Мюррей (2002a) , с. 306.
- ^ Силкокс (2015) , с. 17.
- ^ Силкокс (2015) , стр. 17–18.
- ^ Силкокс (2015) , стр. 74–75.
- ^ Силкокс (2015) , с. 73.
- ^ Силкокс (2015) , стр. 17–18, 44, 52, 57, 62, 68, 73.
- ^ Силкокс и город (2017) , с. 148.
- ^ Силкокс (2015) , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилл (2002) , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс (2015) , с. 18.
- ^ Томсон (1917a) .
- ^ Мюррей (2002a) , стр. 304–05.
- ^ Мюррей (1999) , с. 122.
- ^ Перейти обратно: а б с Мюррей (2002b) , с. 317.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Силкокс и город (2017) , с. 49.
- ^ Фрейзер (1917a) .
- ^ Хантер (2002) , с. 28н39.
- ^ Фрейзер (1917b) .
- ^ Томсон (1934) .
- ^ Мюррей (1999) , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Хауленд (1917) .
- ^ Перейти обратно: а б Ranney (1931) .
- ^ Робинсон (1917) .
- ^
- Хилл (2002) , с. 142
- Мюррей (2002b) , с. 317
- Силкокс и город (2017) , с. 49–50
- ^ «Историческая церковь Лейта» . www.meaford.ca . Проверено 16 января 2018 г.
- ^
- Хилл (2002) , с. 142
- Мюррей (2002b) , с. 317
- Силкокс (2006) , с. 213
- Силкокс и город (2017) , с. 240
- ^ Макдональд (1917a) .
- ^ Роза (1997) , стр. 31.
- ^ Джексон (1919) , с. 5.
- ^ Милн (1930) .
- ^ Дежарден (2018) , стр. 17, 194.
- ^ Грейс (2004) , с. 96.
- ^ Лисмер (1934) , стр. 163–64.
- ^ Рид (2002a) .
- ^ Силкокс (2015) , с. 66.
- ^ Викандер (2018) .
- ^ Канадская пресса (2018) .
- ^ Силкокс и город (2017) , с. 182.
- ^ Силкокс (2015) , с. 74.
- ^ Делландреа (2017) .
- ^ «Объединенная церковь Лейта | Наследие Мифорда» . www.heritagemeaford.com . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Художественная галерея Тома Томсона» . Город Оуэн-Саунд. Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 19 августа 2018 г.
- ^ Декстер (1968) .
- ^ Стэннерс (2017) .
- ^ Перейти обратно: а б Силкокс (2006) , с. 29–30, 212.
- ^ Перейти обратно: а б Роза (1997) , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б с д Силкокс и город (2017) , с. 85.
- ^ Силкокс (2006) , с. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б Хантер (2002) , с. 35.
- ^ Джексон (1935) .
- ^ Макиннес (1944) .
- ^ Фэрли (1920) , с. 246.
- ^ Мортимер-Лэмб (1919) , с. 124.
- ^ Хантер (2002) , с. 36.
- ^ Дэвис (1930) .
- ^ Хассер (1926) .
- ^ Перейти обратно: а б Роза (1997) , с. 30н29.
- ^ Перейти обратно: а б Рид (1971) , с. 90.
- ^ Силкокс (2015) , с. 58.
- ^
- Мюррей (1986) , с. 6
- Рид (2002b) , с. 70
- Силкокс и город (2017) , с. 43
- Стейси (2002) , с. 52
- ^ Крукшанк .
- ^ Перейти обратно: а б Рид (2002b) , с. 70н21.
- ^ Джексон (1931) .
- ^ Хилл (2002) , с. 113н18.
- ^ Мюррей (1999) , с. 2.
- ^ Силкокс (2015) , с. 9.
- ^ Рид (2002b) , стр. 65–83.
- ^ Роза (1997) , с. 30н29.
- ^ Силкокс и город (2017) , с. 88.
- ^ Маккей (2011) , с. 185.
- ^ Силкокс (2015) , с. 68, 71.
- ^ Силкокс (2006) , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с Роза (1997) , стр. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Джва (1992) , с. 208.
- ^ Смит (2006) , с. 53н1.
- ^ Роза (1997) , стр. 75–76.
- ^ Роза (1997) , стр. 74–75.
- ^ Роза (1997) , стр. 67–68.
- ^ Уиппл (2000) .
- ^ Джоллимор (2006) .
- ^ Ири (2012) .
- ^ Виланд (1976) .
- ^ МакГрегор (1980) .
- ^ Лехто (2005) .
- ^ Силкокс (2015) , с. 65.
- ^ Силлиерс (2018) .
- ^ «Поиск канадских марок — Канада — Том Томсон» . www.canadianpostagestamps.ca . Канадские марки . Проверено 30 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Клагес (2011) , стр. 274–97.
- ^ Перейти обратно: а б Жалобы (2016) .
- ^ Хантер (2002) , с. 39.
- ^ Дэвис (1935) , стр. 122–25.
- ^ Дэвис (1935) .
- ^ Литтл (1970) , стр. 110–127.
- ^ Шарп (1956) .
- ^ МакГрегор (2010) .
- ^ Верден (2011) , с. 7.
Источники
[ редактировать ]Первоисточники
- Крукшанк, Уильям . «Проф. Мавору, без года» (14 февраля) [Письмо]. Библиотека редких книг Томаса Фишера, Серия: Документы Джеймса Мейвора, Коробка: 4a. Торонто: Университет Торонто.
- Дэвис, Блодуэн. « Заявление об эксгумации тела некоего Тоса Томсона, утонувшего в озере Каноэ в 1917 году » (27 июля 1931 г.). Центральный реестр уголовных и гражданских дел Генерального прокурора, Фонд: Фонд Блодуэн Дэвис, Файл: 2225, ID: RG 4-32. Северный Йорк: Архивы Онтарио.
- Фрейзер, Дж. С. « Телеграмма доктору Джеймсу Маккаллуму » (10 июля 1917 г.) [Телеграмма]. Документы доктора Джеймса М. Маккаллума . Оттава: Архивы Национальной галереи Канады.
- ———. « Телеграмма Джону Томсону » (16 июля 1917b) [Телеграмма]. Коллекция Тома Томсона, файл: 1.3, идентификатор: MG30-D284. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Харрис, Лоурен (1929). «Творчество и Канада». В Брукере, Бертрам (ред.). Ежегодник искусств Канады, 1928–1929 гг . Торонто: Компания Macmillan, Канада. стр. 177–86.
- Генри, Луиза. « Блодуэн Дэвис » (11 марта 1931 г.) [Письмо]. Коллекция Блодвен Дэвис, Фонд: Блодвен Дэвис, Коробка: 11, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Хауленд, Гордон В. « Копия показаний доктора Г. В. Хауленда (Оригиналы изъяты из обращения. Копии доступны на микрофильме C-4579) » (17 июля 1917 г.). 11, Фонд: Фонд Блодвен Дэвис, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- , А.Ю. Джексон «Эй Джексон Дж. Э. Макдональду» (14 февраля 1914 г.) [Письмо]. Коллекция JEH MacDonald, Фонд: Фонд MacDonald, Коробка: 11, ID: MG30-D111. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- ——— (1919). Предисловие. Каталог выставки картин покойного Тома Томсона, 1–21 марта 1919 г. Клуб искусств Монреаля.
- ——— (1935). Предисловие. Исследование Тома Томсона: история человека, который искал красоту и истину в пустыне . Автор Дэвис, Блодуэн. Торонто: Дискус Пресс.
- ——— (1958). Страна художника . Торонто: Кларк Ирвин.
- Джексон, HB «HB Джексон Блодвен Дэвис» (29 апреля 1931 г.) [Письмо]. Коллекция Блодвен Дэвис, Фонд: Фонд Блодвен Дэвис, Коробка: 11, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Лисмер, Артур (январь 1934 г.). «Западный ветер». Макмастер Ежемесячник . 43 (4): 163–64.
- Маккаллум, Джеймс (31 марта 1918 г.). «Том Томсон: Художник Севера» . Канадский журнал . стр. 375–85.
- Макдональд, JEH (3 октября 1917a). «Мемориальный курган». Письмо Джону Томсону.
- Макдональд, JEH (ноябрь 1917b). «Ориентир канадского искусства». Мятежник . 2 (2).
- Милн, Дэвид (апрель 1930 г.). «черновик в семейных бумагах Милна». Письмо Х. О. МакКарри.
- Рэнни, А.Е. « Письмо Блодуэн Дэвис (оригинал изъят из обращения. Копии доступны на микрофильме C-4579) » (7 мая 1931 г.). 11, Фонд: Блодвен Дэвис, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Робинсон, Марк. « Ежедневный журнал Марка Робинсона » (16–18 июля 1917 г.) [Запись в журнале]. Семья Аддисон, Фонды: Фонды семьи Эддисон, ID: 97-011. Питерборо: Архивы Трентского университета.
- ——— (23 марта 1930 г.). «Том Томсон». Письмо Блодуэн Дэвис.
- Шарп, Ноубл (1956). «Доктор Ноубл Шарп, Re: Человеческие кости, полученные из безымянной могилы в Алгонкин-парке, 30 октября 1956 года» . Центр судебной экспертизы, Торонто . Проверено 9 февраля 2021 г.
- Томсон, Джордж. «Блодуэн Дэвис» (23 апреля 1934 г.) [Письмо]. Коллекция Блодвен Дэвис, Фонд: Блодвен Дэвис, Коробка: 11, ID: MG30-D38. Оттава: Библиотека и архивы Канады.
- Томсон, Том . «Том Харкнесс» (23 апреля 1917а) [Письмо]. Документы Тома Томсона, ID: MG30-D284. Оттава: Архивы Национальной галереи Канады.
- Томсон, Том. « Джеймс МакКаллум » (7 июля 1917b) [Письмо]. Документы доктора Джеймса М. МакКаллума . Оттава: Архивы Национальной галереи Канады.
Вторичные источники
- Canadian Press, The (30 мая 2018 г.). «Эскиз Тома Томсона, обнаруженный в подвале Эдмонтона, продан на аукционе за 481 тысячу долларов» . thestar.com . Торонто Стар . Проверено 19 августа 2018 г.
- Сильерс, Роланд (19 сентября 2018 г.). «Участок шоссе 60 официально становится бульваром Тома Томсона» . MuskokaRegion.com . Хантсвилл Форестер . Проверено 5 октября 2018 г.
- Дэвис, Блодуэн (1930). Весло и палитра: История Тома Томсона . Торонто: Райерсон Пресс.
- ——— (1935). Исследование Тома Томсона: история человека, который искал красоту и истину в пустыне . Торонто: Обсудите прессу.
- Рассвет, Лесли (2007). «Британство канадского искусства». В О'Брайане, Джон; Уайт, Питер (ред.). За пределами дикой природы: Группа семи, канадская идентичность и современное искусство . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Дежарден, Ян AC (2018). «Ослепи и ударь: Жизнь Дэвида Милна». В Милрое, Сара; Дежарден, Ян AC (ред.). Дэвид Милн: Современная живопись . Лондон: Издательство Philip Wilson. стр. 17–28. ISBN 978-1781300619 .
- Делландреа, Джон С. (июль – август 2017 г.). «Сталкиваться с позором» . Литературное обозрение Канады . Том. 26, нет. 6 . Проверено 8 августа 2018 г.
- Декстер, Гейл (1 июня 1968 г.). «Хижина Тома Томсона за доллар в месяц становится святыней Группы семи» . Торонто Стар .
- Джва, Сандра (1992). «Кто этот человек Смит?: Вторая и третья мысли о канадском модернизме». В Нью-Йорке, штат Вашингтон (ред.). Внутри стихотворения: очерки и стихи в честь Дональда Стивенса . Торонто: Оксфорд Пресс. стр. 205–15.
- Фэрли, Баркер (март 1920 г.). «Том Томсон и другие». Бунтарь . 3 (6): 244–48.
- Грейс, Шерил (2004). Изобретая Тома Томсона: от биографических произведений к вымышленным автобиографиям и репродукциям . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Хилл, Чарльз (2002). «Том Томсон, художник». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто: Дуглас и Макинтайр. стр. 111–143.
- Хассер, ФБ (1926). Канадское художественное движение: история группы семи . Торонто: Макмиллан.
- Хантер, Эндрю (2002). «Картографирование Тома». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 19–46.
- Ири, Кевин (2012). Просмотр Тома Томсона: отчет меньшинства . Калгари: Дом Фронтенак. ISBN 978-1897181638 .
- Джессап, Линда (2007). «Искусство для нации». В О'Брайане, Джон; Уайт, Питер (ред.). За пределами дикой природы: Группа семи, канадская идентичность и современное искусство . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Джоллимор, Трой (2006). Том Томсон в Чистилище . Честерфилд: ISBN Margie Inc. 978-0971904057 .
- Клагес, Грегори (2011). «Множество смертей Тома Томсона». В Вердене, Кристл; Гарай, Кэти (ред.). Архивы и канадские рассказы . Блэк-Пойнт, Северная Каролина: Фернвуд. стр. 274–297.
- ——— (2016). Множество смертей Тома Томсона: отделение фактов от вымысла . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1459731967 . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 6 февраля 2020 г. .
- Лехто, Нил Дж. (2005). Алгонкинская элегия Тома Томсона «Прошлой весной» . Нью-Йорк: ISBN Universe Inc. 978-0595361328 .
- Литтл, Уильям Т. (1970). Тайна Тома Томсона . Торонто: McGraw-Hill Ryerson Ltd.
- МакГрегор, Рой (1980). Береговые линии: Роман . Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-0771054594 .
- ——— (2010). Северное сияние: непреходящая тайна Тома Томсона и женщины, которая его любила . Торонто: Random House Canada. ISBN 978-0307357397 .
- Макиннес, Грэм (директор) (1944). Западный ветер (пленка 35 мм, цветная). Национальный совет по кинематографии Канады.
- Маккей, Мэрилин Дж. (2011). Изображение земли: описание территорий в канадском ландшафтном искусстве, 1500–1950 гг . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина.
- Мортимер-Лэмб, Гарольд (29 марта 1919 г.). «Письмо в редакцию с приложенным проектом статьи». Журнал «Студия» .
- Мюррей, Джоан (1986). Лучшее от Тома Томсона . Эдмонтон: Хуртиг.
- ——— (1999). Том Томсон: Деревья . Торонто: ISBN McArthur & Co. 978-1552780923 .
- ——— (2002а). «Письма Тома Томсона». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 297–306.
- ——— (2002б). "Хронология". В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 307–317.
- ——— (2015). «Томсон-Алгонкин / Алгонкин-Томсон» . tomthomsoncatalogue.org . Каталог Тома Томсона. Архивировано из оригинала 23 августа 2018 года . Проверено 22 августа 2018 г.
- Рид, Деннис (1971). Библиография Группы семи . Оттава: Национальная галерея Канады.
- ———, изд. (2002а). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады.
- ——— (2002б). «Том Томсон и движение искусств и ремесел в Торонто». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 65–83.
- Роза, Александра М. (1997). На пути к современному канадскому искусству 1910–1936: Группа семи, А.Дж.М. Смит и Ф.Р. Скотт (PDF) (Диссертация). Университет Макгилла.
- Силкокс, Дэвид П. (2006). Группа семи и Том Томсон . Ричмонд-Хилл: Книги Светлячка. ISBN 978-1-55407-154-8 .
- ——— (2015). Том Томсон: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1487100759 .
- ———; Город, Гарольд (2017). Тишина и буря (переработанное, расширенное изд.). Торонто: Макклелланд и Стюарт. ISBN 978-1443442343 .
- Смит, AJM (2006). Гнаровский, Майкл (ред.). Избранные сочинения . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1550026658 .
- Стейси, Роберт (2002). «Том Томсон как прикладной художник». В Риде, Деннис; Хилл, Чарльз К. (ред.). Том Томсон . Торонто/Оттава: Художественная галерея Онтарио/Национальная галерея Канады. стр. 47–63.
- Стэннерс, Сара (2017). Страсть превыше разума: Том Томсон и Джойс Виланд . Кляйнбург: Коллекция канадского искусства МакМайкла.
- Верден, Кристл (2011). Гарай, Кэтлин (ред.). Архивные рассказы Канады: пересказ историй в меняющемся ландшафте . Виннипег: Паб Fernwood. ISBN 978-1552664469 .
- Викандер, Тесса (9 мая 2018 г.). «Эскиз Тома Томсона отправляется на аукцион в Торонто после томления в подвале Эдмонтона» . thestar.com . Торонто Стар . Проверено 19 августа 2018 г.
- Уодланд, Джон (2002). «Места Тома Томсона». В Риде, Деннис (ред.). Том Томсон . Торонто: Дуглас и Макинтайр. стр. 85–109.
- Уиппл, Джордж (2000). Том Томсон и другие стихи (1-е изд.). Манотик: Penumbra Press. ISBN 978-1894131117 .
- Виланд, Джойс (директор) (1976). Дальний берег (фильм 35 мм, цветной). Торонто: Far Shore Inc.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Смерть на раскрашенном озере: Трагедия Тома Томсона , веб-сайт с коллекцией архивной информации.
- «Одинокая земля» — стихотворение А.Дж.М. Смита 1926 года , вдохновленное картиной Томсона «Джек Пайн».
- 1917 смертей
- Канадские художники XIX века.
- Канадские художники 20-го века
- Канадские художники-мужчины
- Канадские художники-пейзажисты
- Художники из Онтарио
- Люди из округа Грей
- Лица национального исторического значения (Канада)
- Смерти от утопления
- Число смертей на человека в Канаде
- Смерти на каноэ
- Теории заговора о смерти
- Канадские художники-мужчины XIX века