Jump to content

СМИ в Молдове

Под средствами массовой информации в Молдове понимаются средства массовой информации, базирующиеся в Республике Молдова . Телевидение, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Молдовы гарантирует свободу слова. Будучи страной с переходной экономикой , система СМИ Молдовы находится в процессе трансформации.

О ситуации в сепаратистской республике Приднестровье см. СМИ Приднестровья .

В 1990 в республике издавалось 240 газет (97 на румынском языке) и 68 журналов (35 на румынском языке). «Баса Пресс» В ноябре 1992 была создана независимая служба новостей .

СМИ Молдовы пережили тяжелые времена в период правления Партии коммунистов (2001-2009 гг.), в течение которого СМИ продолжали рассматриваться как инструмент политического влияния, как и в советские времена. Лишь немногие средства массовой информации смогли сохранить свою независимость из-за «отсутствия демократических традиций, недостаточных финансовых ресурсов, недостаточных управленческих и маркетинговых навыков, а также самоцензуры». [ 1 ] В 2009 году Freedom House оценила молдавскую прессу как «несвободную», а «Репортеры без границ» организации в Индексе свободы прессы она заняла 114-е место из 175 в 2009 году. [ 1 ]

Смена власти в 2009 году и приход иностранных инвестиций на молдавский медиарынок придали новый динамизм.

Законодательная база

[ редактировать ]

Законодательство Молдовы о СМИ считается довольно хорошим; тем не менее, случаи злоупотреблений и запугивания сохраняются. [ 2 ]

Конституция Молдовы гарантирует всем гражданам «свободу мысли, мнения, а также свободу публичного выражения словами, изображениями или любыми другими возможными средствами» (статья 32.1). В этой же статье (32.3) запрещается «клевета на государство и нацию, поощрение агрессивной войны, националистической, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, а также иные проявления, покушающиеся на законность конституционного режима». Уголовный кодекс (статья 347) наказывает лишением свободы на срок до 3 лет за «осквернение флага, герба или гимна Республики Молдова или любого другого государства», хотя это подвергается критике как не соответствующее международным стандартам. . [ 2 ]

Клевета была декриминализирована в Молдове в 2009 году. Однако ст. 70 КоАП по-прежнему предусматривает наказание за клевету и оскорбления сроком до 15 суток лишения свободы. Искусство. 16 ГК гарантирует право на уважение, честь, достоинство и профессиональную репутацию, а также предусматривает опровержение недостоверных сведений и выплату моральной и материальной компенсации. Закон возлагает бремя доказывания на журналистов и не определяет пределы компенсации. В результате власти в некоторых случаях требовали от журналистов возмутительных сумм компенсации как способ повлиять на СМИ и способствовать самоцензуре. [ 2 ]

Кодекс телерадиовещания 2006 года является законом, регулирующим сферу СМИ. Кодекс также определяет обязанности и полномочия независимого органа, осуществляющего его надзор, – Координационного совета по телерадиовещанию (КСР). Кодекс также устанавливает, что КСТР должен выделять не менее 70% частот программам на государственном языке (молдавском/румынском языке). [ 3 ]

Закон о доступе к информации 2000 года предусматривает, что любой гражданин, постоянно проживающий в стране, может запросить информацию у государственных органов без необходимости обоснования. Однако его реализация была непоследовательной. Согласно отчету о мониторинге за 2008 год, власти отреагировали только в 19,3% случаев. [ 2 ] Соблюдение требований остается слабым, поскольку ни один орган не уполномочен обеспечивать соблюдение требований или осуществлять надзор. Доступ за пределами столицы затруднен, особенно в автономном округе Гагаузия . Позитивный шаг был сделан в октябре 2014 года, когда власти отменили плату за доступ к информации о компаниях, зарегистрированных в Молдове. [ 4 ]

Закон о государственной тайне вступил в силу в мае 2009 года, несмотря на обеспокоенность международного сообщества, и ограничил возможность доступа к конфиденциальной информации. [ 2 ]

Интернет в Молдове не регулируется. В ходе протестов против парламентских выборов в Молдове в апреле 2009 года («Твиттер-революция») коммунистическое правительство было обвинено в ограничении или блокировке доступа к средствам массовой информации с целью предотвратить дальнейшую мобилизацию населения. [ 2 ]

В 2015 году были предложены поправки к Закону о свободе слова, в том числе положение о предотвращении распространения материалов анонимных авторов. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович заявила, что они могут нанести ущерб свободе слова и СМИ. [ 5 ] Новый проект содержал менее двусмысленные положения. [ 6 ]

В июле 2016 года три поправки к Кодексу телерадиовещания, направленные на ограничение иноязычного или зарубежного вещания, были приняты парламентом в первом чтении. По словам Миятович, они не будут соблюдать международные стандарты свободы СМИ. [ 7 ]

Антироссийский закон о «медийной пропаганде»

[ редактировать ]

10 января 2018 года, после того как Конституционный суд Молдовы приостановил полномочия пророссийского президента Игоря Додона по этим вопросам, проевропейский спикер Молдовы парламента Андриан Канду подписал закон о «медийной пропаганде», фактически запрещающий ретрансляцию в Молдове. российских телепрограмм на новостные, аналитические, политические и военные темы. [ 8 ]

Статус и саморегулирование журналистов

[ редактировать ]

Различные средства массовой информации, в том числе «Телерадио-Молдова» , разработали свои собственные профессиональные кодексы поведения. Кодекс профессиональной этики был принят в 1999 году Союзом журналистов Молдовы . [ 9 ]

В октябре 2009 года шестью представителями гражданского общества был создан Совет прессы для повышения профессионализма печатных СМИ и посредничества в спорах между читателями и прессой. [ 9 ]

В 2010 году в Молдове (включая Приднестровье ) действовало до 410 средств массовой информации, половина из которых была создана после 2000 года – относительно большое число по сравнению с небольшим рынком. [ 1 ] В 2014 году действуют около 64 телеканалов (из них 5 с национальным покрытием, 4 частных), 57 радиостанций и 400 печатных изданий. [ 4 ]

СМИ по-прежнему пользуются высоким доверием населения Молдовы - 51,3% жителей Молдовы в 2009 году подтвердили доверие к СМИ, которые уступают только Церкви (79,8%). [ 1 ] Среди них наибольшим доверием пользуется телевидение (60%). [ 3 ]

В 2008 году печатные СМИ включали около 60% средств массовой информации с тиражами от 150/1000 экземпляров ежеквартальных и двухгодичных журналов, 500/25 000 экземпляров еженедельников и 3000/9000 экземпляров ежедневных газет. Около 60% печатных СМИ (50 изданий) принадлежат государству, а 42 - частным. [ 3 ]

Вещательные средства массовой информации в 2009 году включали 166 кабельных операторов, 38 эфирных телеканалов и 50 радиостанций. Телевидение ежедневно смотрят 83,4% населения (по сравнению с 51,4% радио) и остается основным источником информации для 72,9% молдаван (радио только для 8,9% из них). [ 3 ]

В последнее время плюрализм СМИ улучшился. Частные владельцы контролируют пять из шести самых популярных телеканалов, две из трех крупнейших радиостанций и семь из восьми крупнейших информационных агентств. Прозрачность собственности по-прежнему отсутствует, а концентрация не регулируется эффективно. [ 4 ]

СМИ в Молдове регулярно используются в качестве инструмента продвижения коммерческих или политических интересов их владельцев, особенно во время избирательных кампаний. Правила требуют, чтобы вещатели представили план освещения выборов и объявили структуру собственности, но несколько каналов не сделали этого в 2014 году, в том числе «Канал 2», «Канал 3», «Прайм ТВ» и «Публика ТВ». [ 4 ]

[ редактировать ]

Печатные СМИ имеют в Молдове небольшую аудиторию. В ноябре 2009 года только 3% граждан считали печатные СМИ основным источником информации и только 4,5% считали их наиболее надежным источником информации. Лишь 10,2% читают газеты каждый день, а 34,4% заявили, что не читали ни одной газеты за три месяца. [ 10 ]

Печатные СМИ традиционно делятся по языковому признаку (румынские и русскоязычные СМИ). Другие меньшинства (украинцы, гагаузы, болгары и евреи) также имеют свои издания, но преимущественно на русском языке. [ 10 ] Большинство молдавских СМИ больше привержены интересам своих владельцев, чем интересам широкой публики. [ 10 ]

Молдавская печатная пресса в основном сосредоточена в столице Кишиневе , а региональная пресса развита слабо. Слабая система распространения негативно влияет на сельские районы, куда газеты по-прежнему доставляются с задержкой до нескольких дней. У большинства газет есть онлайн-издания с отличным и обновляемым содержанием. [ 10 ]

Главная ежедневная газета республики «Молдова Суверана » издается правительством. «Сфатул Цэрий» издается парламентом, который также издает ежедневную газету «Независимая Молдова» на русском языке . Другие основные газеты включают «Рабочий Тирасполь» (на русском языке, главная газета славян в Приднестровье ), «Цара» , «Тинеретул Молдови» / «Молодежь Молдовы» (на румынском и русском языках) и «Виаца сатулуй» (издается правительством).

Главным культурным изданием Молдовы является еженедельный журнал «Литература и искусство» , издаваемый Союзом писателей Молдовы . Другие основные периодические издания включают Бессарабию (также издаваемую Союзом писателей), Чипэруш , Алунелул , Femeia Moldovei , Lanterna Magică , Молдова , Noi и SudEst .

Kishinëvskiye novosti , Kodry , and Russkoye Slovo are Russian-language periodicals. Other minority-language periodicals include Prosvita and Homin in Ukrainian , Ana sözu and Cîrlangaci in Gagauz , Rodno slovo in Bulgarian , and Undzer kol / Nash golos in Yiddish and Russian.

Некоторые молдавские средства массовой информации продемонстрировали прибыльный потенциал. Jurnal de Chişinău начинался как еженедельник, стал ежедневным, а затем запустил интернет-телеканал и создал мощную медиасеть Jurnal Trust Media. [ 10 ]

Издательский

[ редактировать ]

Радиовещание

[ редактировать ]

Радио Молдова (РМ) начало вещание 30 октября 1930 года с программы на румынском языке из импровизированной студии в Тирасполе . Сегодня он размещается в 10-этажном здании, построенном в начале 1990-х годов, и является частью общественной телекомпании IPNA «Телерадио-Молдова», которую обычно считают проправительственной. [ 11 ]

В октябре 1939 года «Радио Басарабия» , местная станция Румынской радиовещательной компании , стала первой радиостанцией, открытой в Кишиневе.

Antena C была запущена в 1998 году, муниципализирована в 2004 году и приватизирована в 2007 году, ее переняли знакомые из Партии коммунистов . [ 11 ]

Другие популярные радиостанции включают Radio Free Europe/Radio Liberty , Vocea Bessarabiei , Noroc , PRO FM Chisinau , Kiss FM, Radio Nova, Hit FM. [ 11 ]

Телевещание

[ редактировать ]

Телевидение в Молдове было введено в апреле 1958 года в рамках советского телевидения . По кабелю молдавские зрители могут смотреть большое количество российских каналов , несколько румынских каналов и несколько русскоязычных версий международных каналов в дополнение к нескольким местным каналам. В эфире один российский и два местных канала.

Телевизионная индустрия в Молдове началась в 1956 году со строительства первой в стране специализированной телебашни в Кишиневе, на строительство которого ушло чуть больше года. Готовая башня имела высоту 196 метров и могла вещать в радиусе 60 км. Первая телевизионная передача была отправлена ​​30 апреля 1958 года в 19:00 и включала, среди прочего, приветствия всех сторон, участвовавших в разработке проекта, а также некоторых местных знаменитостей.
Сначала программы транслировались только два раза в неделю, в пятницу и воскресенье, но к концу 1958 года передачи стали ежедневными. Первая прямая трансляция в стране также состоялась в 1958 году.

В 1961 году зона покрытия была расширена после строительства нескольких ретрансляционных мачт в Бельцах , Кагуле и Комрате . С 1974 года все передачи стали цветными, а в 1977 году была построена первая специализированная телестудия, которая работает и по сей день. В начале 80-х более миллиона граждан имели доступ к телевизорам. В советское время было не так много доступных каналов, большинство из них были новостными и общими, и все они принадлежали государству. [ 12 ]

Индустрия особо не изменилась, и только после распада СССР телеиндустрия в стране начала по-настоящему набирать обороты. Одной из первых кабельных компаний, начавших свою деятельность в стране, была EuroCable , которая начала свою работу вскоре после распада Советского Союза. Компания предлагала кабельное телевидение своим клиентам с несколькими местными и зарубежными каналами. EuroCable оставался доминирующим поставщиком кабельного телевидения до тех пор, пока в середине 90-х его не купила компания SunCommunications , которая объединила его со своим собственным сервисом и переименовала в SunTV . Поскольку EuroCable, а затем и SunTV начали свою деятельность очень рано, они собрали большую абонентскую базу и по сей день остаются доминирующим провайдером кабельного телевидения, предлагая свои услуги в нескольких крупных городах страны.

В 2000-е годы появились многие другие кишиневские провайдеры кабельного телевидения, такие как Satellit, Delta и Alfa, предлагающие аналогичные услуги, что и SunTV. В 2013 году было зарегистрировано 95 провайдеров телевидения. [ 13 ]

В 2007 году Arax Communications запустила собственную сеть кабельного телевидения Zebra TV , которая стала первой цифровой сетью в стране. [ 14 ] Следом за ним последовала SunTV, запустившая позже в том же году собственную цифровую сеть. До недавнего времени доступ к телевидению был возможен только через кабель, но в 2011 году StarNet и Moldtelecom запустили отдельные услуги IPTV в Кишиневе и других городах, предлагая несколько каналов как в SD , так и в HD качестве. [ 15 ] [ 16 ] Местное вещание оставалось довольно неразвитым с момента его первого запуска, хотя прогресс в направлении повышения качества происходит довольно быстро, и большинство местных каналов надеются перейти на цифровое вещание к 2015 году. [ 17 ]

Другие телеканалы включают следующие. [ 18 ]

На конец 2009 года к основным телеканалам Молдовы относятся «Молдова 1» (56,2 процента), Prime TV (55,4 процента), Pro TV (30,7 процента), NIT (21,7 процента), TV7 (9,7 процента) и др. [ 18 ]

Во время парламентских выборов в Молдове 2014 года большинство частных каналов придерживались конкретных политических интересов, отдавая предпочтение различным кандидатам и партиям. [ 4 ]

Подписки и уровень проникновения (2014 г.): [ 19 ]

  • Снижаться Количество подписок на многоканальное телевидение – 273 083.
  • Уровень проникновения - 7,68%

Общественный вещатель

[ редактировать ]

Государственной национальной радио-телекомпанией Молдовы является Телерадио-Молдова (TRM), в которую входят телеканалы Молдова 1 и TV Молдова Интернационал (до 2013 года), а также радиоканалы Радио Молдова и Радио Молдова Интернационал (с вещанием на румынском, английском, французский, испанский и русский). [ 18 ]

TRM финансируется из государственного бюджета и регулируется Наблюдательным советом Молдовы в соответствии с Кодексом телерадиовещания, гарантируя, что его деятельность служит общественным интересам. Несмотря на несколько планов реструктуризации по преобразованию его в общественную телерадиокомпанию, TRM по-прежнему имеет проправительственную предвзятость. [ 18 ]

В «Маноле и другие против Молдовы» деле в 2009 году Европейский суд по правам человека признал нарушение свободы выражения мнений ( статья 10 Европейской конвенции по правам человека ) из-за практики цензуры в TRM, которую счел неоправданным вмешательством в деятельность журналистов. права на свободное выражение мнений и свободное распространение информации. На момент обращения (2002 г.) ТРМ был единственным каналом с национальным покрытием и был особенно актуален для сельского населения, не имеющего доступа к альтернативным источникам информации (кабельному или спутниковому телевидению). Таким образом, ЕСПЧ подтвердил необходимость того, чтобы государство предоставляло беспристрастную и объективную информацию через своего общественного вещателя. [ 18 ]

Кино Молдовы развивалось в начале 1960-х годов в советский период и переживало расцвет около полутора десятилетий. Последовал застой, а после обретения Молдавской ССР независимости в 1991 году отрасль практически полностью исчезла.

В Молдове действуют 44 сельских и 14 муниципальных кинотеатров с годовой аудиторией 5000 и 26000 человек соответственно. В 2010 году все кинотеатры Молдовы (кроме «Одеона») транслировали фильмы российского проката, поскольку в стране до сих пор не было центра синхронизации/субтитирования фильмов на румынском языке. [ 20 ]

Департамент кинематографии Министерства культуры был регулирующим органом в сфере кино в 2001-2005 годах, а затем был расформирован в 2006 году. Сегодня в молдавском кинематографе отсутствует комплексная стратегия. [ 20 ]

  • Студия документальных фильмов (позже «Молдова-фильм ») была создана в Кишиневе Министерством кинематографии СССР в 1952 году. За последующие 30 лет «Молдова-фильм» было показано 120 игровых фильмов, 800 документальных фильмов, 750 выпусков киножурнала «Советская Молдова». », 40 номеров сатирического журнала «Устурич», 40 мультфильмов. В 1980-е годы студия выпускала около 4 игровых и 25 документальных фильмов ежегодно.

Производство пришло в упадок после распада Советского Союза и обретения независимости в 1990-х годах, в то время как появились частные студии для коммерческого производства. Молдова-фильм, несмотря на прогрессирующую ветхость, сохранил унаследованные производственные мощности. [ 20 ]

  • Студия « Телефильм -Кишинёв» была основана в 1959 году как творческое объединение; снято около 300 художественных, документальных и киноконцертных фильмов. После остановки в 1990-х годах он был частично возобновлен в 2005 году. [ 20 ]
  • Телестудия OWH, основанная в 1995 году как творческое ателье для молодых телепродюсеров, превратилась в независимый альтернативный продюсерский центр. В 2001 году он также открыл Международный фестиваль документального кино CRONOGRAF , единственный кинофестиваль в Молдове.
  • Студия Prim-Plan была основана в 2007 году известным кинопродюсером Валериу Жереги .

Союз кинематографистов Молдовы , созданный в 1962 году как часть Союза кинематографистов Советского Союза , к 2009 году насчитывал 200 членов. [ 20 ]

Телекоммуникации

[ редактировать ]

Телекоммуникации в Молдове поддерживаются на относительно высоком уровне производительности. Поскольку Молдова – небольшая страна, телекоммуникационным компаниям удалось добиться хорошего покрытия как проводной, так и беспроводной инфраструктуры связи. Стационарная связь доступна в большинстве населенных пунктов, однако в последние годы популярность мобильных телефонов значительно возросла. Инфраструктура мобильной связи довольно хорошо развита, но страдает от высоких цен, тем не менее, количество абонентов мобильной связи растет очень быстро по сравнению с фиксированной связью. Что касается Интернета, в Молдове одно из лучших проводных подключений к Интернету в мире, а также одно из самых дешевых по цене в долларах за Мбит. [ нужна ссылка ]

Сфера TLC регулируется Национальным агентством по регулированию электронных коммуникаций и информационных технологий ( НАРЭКИТ ) на основании Закона об электронных коммуникациях, принятого примерно в 2000 году. [ 21 ]

Государственная компания Moldtelecom доминирует на рынке фиксированной телефонной связи с долей 97,52% в 2009 году (1 104 000 пользователей). Уровень проникновения составляет 31,7%. [ 21 ]

Рынок мобильной телефонии разделен между четырьмя основными провайдерами: Orange Молдова, работающая с 1998 года ( France Télécom , Orange România ; 74,24% доли рынка в 2009 году); Moldcell , оценка 2000 г. ( TeliaSonera , Turkcell ; 23,41%), Unite ( Moldtelecom ) и Eventis Mobile (молдавские и российские владельцы). Уровень проникновения мобильной связи в 2009 году составил 76,1%. [ 21 ]

Интернет

[ редактировать ]

Интернету в Молдове мешали устаревшая инфраструктура и высокая абонентская плата, но в настоящее время он стабильно развивается. [ 4 ] Интернет-СМИ начали развиваться в Молдове в конце 2000-х годов. В 2009 году Интернет был основным источником информации только для 8,6% жителей и источником, которому больше всего доверяют, только для 6,7%. Ежедневно Интернетом пользовались 17% населения, при этом проникновение широкополосного доступа составило 4,63%. [ 22 ] В 2014 году проникновение Интернета достигло 47%. [ 4 ]

Молдавская блогосфера достаточно организована: на сайте (Blogosfera.md) в 2009 году было зарегистрировано около 1000 блогов. Он также проводит конкурс блоггеров (Blogovăţ). Блоги журналистов также являются популярными источниками информации. [ 23 ]

Медиа-организации

[ редактировать ]

Медиа-агентства

[ редактировать ]

Государственное агентство «Молдпрес» является старейшим информационным агентством Молдовы. Оно было основано в 1935 году как Молдавское телеграфное агентство, а в 1990-1994 годах было известно как Информационное агентство Молдова-пресс. С 1994 года он был переименован и поставлен под контроль правительства. Молдпрес также издает официальную газету Monitorul Oficial . [ 24 ]

BASA-press и Infotag – первые частные информационные агентства в Молдове, оба были открыты в 1992 году. Basa-press прекратила свою деятельность в 2010 году. С 1997 года DECA-press является специализированным информационным агентством по региональному развитию. Imedia была основана бывшими сотрудниками Radio BBC Chişinău после закрытия канала в 2008 году. Infomarket.Md посвящен новостям экономики. Другие информационные агентства включают Info-Prim Neo, Interlic, Noutati-Moldova, Omega. [ 24 ]

News agencies operating in the separatist region of Transnistria include Ольвия-Пресс ( Olvia-Press ) founded in 1992; Новый Регион-Приднестровье (New Region - Transnistria), part of the Russian Agency Новый Регион; and Лента ПМР ( Lenta PMR ) [ 24 ]

Профсоюзы

[ редактировать ]

Союз журналистов Молдовы , основанный в 1957 году как творческая организация, в 1998 году был реорганизован в журналистский союз. В 2009 году в ней было около 400 членов, но реального влияния они не имели. В 2004 году коммунистическое правительство попыталось противопоставить этому альтернативный профсоюз лояльных журналистов, Лигу профессиональных журналистов, который просуществовал всего год, но поляризовал профессионалов СМИ по партийным линиям. [ 25 ]

Ассоциация независимой прессы, созданная в 1997 году, занимается развитием независимых региональных СМИ. Ассоциация электронной прессы (APEL), созданная в 1999 году с целью внести вклад в развитие аудиовизуальной сферы. Центр содействия свободе выражения мнений и доступа к информации «Аксесс-Инфо» был создан в 2000 году и участвовал в разработке нового Закона о доступе к информации . Другие профессиональные ассоциации включают Центр молодых журналистов Молдовы, основанный в 2002 году, и Ассоциацию бизнес-журналистов. [ 25 ]

В 2003 году группа молдавских журналистов и три медиаорганизации (Ассоциация независимой прессы, Ассоциация электронной прессы и Комитет свободы прессы) основали Центр журналистских расследований. [ 25 ]

В сентябре 2001 года Постоянный координатор ООН в Молдове основал Клуб журналистов ООН. [ 25 ]

Регулирующие органы

[ редактировать ]

Регулирующим органом государственных и частных аудиовизуальных средств массовой информации в Молдове является Координационный совет по телерадиовещанию ( Consiliul Coordonator al Audiovizualului - CCA), который контролирует принятие Кодекса телерадиовещания и выдает лицензии на вещание и разрешения на ретрансляцию. CCA может рассматривать жалобы, ex officio или по запросу, и применять поэтапные санкции (публичное предупреждение, временное лишение права на трансляцию рекламы, штраф, временное приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на вещание). Девять его членов назначаются парламентом Молдовы для представления общественных интересов, хотя процесс назначения весьма политизирован. [ 26 ] «Предполагаемое отсутствие независимости и политизированное, непрозрачное принятие решений» КСТР остается серьезной проблемой. [ 4 ]

  • Во времена коммунистических правительств (2001–2009 гг.) КСТР отдавал предпочтение проправительственным вещателям и применял законодательство выборочно. [ 26 ]
  • В 2012 году КСТР закрыл про-ПКРМ станцию ​​NIT из- за отсутствия плюрализма. Закрытие было оставлено в силе в апелляции в 2013 году. [ 4 ]
  • В июле 2014 года КСТР приостановил на 6 месяцев вещание российского государственного канала « Россия 24» , опять же из-за отсутствия плюрализма, после жалоб депутата от Либерально-реформаторской партии . Другие СМИ, ретранслирующие российские каналы, в 2014 году были предупреждены или оштрафованы. [ 4 ]
  • В сентябре 2014 года Верховный суд Молдовы оставил в силе квоту CCA 2013 года, обязывающую вещательные компании транслировать не менее 30% программ местного производства и половину часов прайм-тайма с программами на румынском языке. [ 4 ]

Телерадио-Молдова Наблюдательный совет ( Consiliul de Observatori - CO), созданный в соответствии с Кодексом телерадиовещания, призван обеспечить, чтобы национальная общественная телерадиокомпания работала в интересах общества. Ее 9 членов – видные деятели общественной сферы Молдовы, назначаемые Парламентом. Наблюдательный совет вправе принимать Устав ТРМ, утверждать его финансовый план и редакционную политику, осуществлять контроль за его деятельностью. Он также утверждает президента TRM и директоров каналов. Как и КЦА, СО до сих пор не хватало независимости и оставалось весьма уязвимым для политического влияния. В 2009 году, после смены власти, СО уволило президента и директоров TRM. [ 26 ]

Прозрачность собственности СМИ

[ редактировать ]

Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы.

После смены правительства в 2009 году, с приходом к власти Альянса за европейскую интеграцию, партии, образующие правящую коалицию, под давлением гражданского общества обратились к проблеме прозрачности в сфере СМИ, а также к необходимости поиска решений по реформированию. общественный вещатель, денационализируя средства массовой информации, утвердить законы о диффамации и положить конец монополиям на медиарынке. Государственные органы инициировали процесс сотрудничества с организациями гражданского общества для реформирования сектора СМИ, и с тех пор гражданское общество участвует в консультациях по разработке нового законодательства с целью повышения прозрачности и плюрализма в сфере СМИ. [ 27 ] Однако, несмотря на эти усилия и некоторые улучшения закона о телерадиовещании, в который были внесены поправки в 2015 году, в Молдове до сих пор нет специального закона о прозрачности собственности СМИ. [ 28 ]

По мнению эксперта по медиа-юристу Корины Костин, основная проблема, приводящая к отсутствию прозрачности в отношении владельцев СМИ в Молдове, проистекает из существующей законодательной базы, несмотря на некоторые улучшения, произошедшие в последние годы. [ 29 ] Например, Закон о печати 1994 года не включает понятие собственника и касается только учредителей и соучредителей печатных изданий. Отсутствие определения препятствует применению требований о собственности на средства массовой информации к этому виду СМИ. [ 30 ] В марте 2015 года парламент принял некоторые поправки к Кодексу телерадиовещания, которые включали требование к радио и телевидению раскрывать имена и доли своих владельцев, а также имена членов советов директоров, менеджеров, старшего персонала, вещателей и продюсеров. Поправки были разработаны Центром независимой журналистики (ЦНЖ), который вместе с другими организациями гражданского общества в течение многих лет выступал за повышение прозрачности собственности СМИ. Новое законодательство вступило в силу в ноябре 2015 года. Несмотря на некоторые улучшения, оно не требует раскрытия информации о владельцах акционерных компаний, зарегистрированных в офшорах. Информация, раскрытая благодаря этому новому положению, подтвердила давние предположения о тревожных тенденциях в отношении структуры собственности СМИ и концентрации СМИ. [ 31 ]

Печатные СМИ включены в сферу действия Закона о печати №. 243 от 1994 года, который является устаревшим законом, который широко вышел из употребления. [ 27 ] Статьи 12 и 13 содержат положения, касающиеся прозрачности собственности СМИ. В частности, закон требует от печатных СМИ два раза в год обнародовать информацию об источнике и стоимости пожертвований (в том числе неденежных), собранных в стране и за рубежом, а некоторые обязательные данные публиковать в каждом номере (заголовок издание, учредитель, имя редактора, цена за экземпляр, адрес редакции, тираж, регистрационный номер и др.). Закон запрещает распространение изданий, не соответствующих этим правилам, но эта норма неэффективна, поскольку не существует санкций за ее соблюдение. По закону общественности доступна лишь минимальная часть информации о руководстве и учредителях изданий, а министру юстиции требуется более подробная информация для выдачи свидетельств о регистрации претендующим на них СМИ. В целом, общественный доступ к общей информации о владельцах печатных СМИ в значительной степени ограничен. [ 27 ] [ 32 ] Кроме того, закон не обязывает печатные СМИ раскрывать информацию об интересах, принадлежащих другим СМИ, а также о лицах, кроме непосредственно вовлеченных в редакционную структуру, которые могут оказывать существенное влияние на редакционную политику средства массовой информации. . [ 27 ]

Конкретный закон о прозрачности собственности СМИ до сих пор не применяется, даже несмотря на то, что проект предложения был рассмотрен парламентом в 2014 году более чем в одном чтении, прежде чем попал в ловушку парламентских процедур и был окончательно остановлен вследствие политической нестабильности. По мнению эксперта Корины Чепои, после некоторых первоначальных усилий и хорошего сотрудничества организаций гражданского общества с парламентской комиссией по СМИ, с течением времени законопроект о прозрачности собственности СМИ терял темп и встречал все меньше и меньше политической поддержки. [ 28 ]

Концентрация собственности СМИ и плюрализм

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Концентрация собственности СМИ регулируется Кодексом телерадиовещания, который был принят в 2006 году и в который были внесены поправки (возможно, слишком легко [ 33 ] ) несколько раз. Закон о защите конкуренции также актуален. [ 34 ] Тем не менее существующие правовые положения не эффективны. [ 35 ]

Кодекс телерадиовещания гласит: [ 34 ]

В целях защиты плюрализма и политического, социального и культурного разнообразия концентрация собственности должна быть ограничена измерениями, которые обеспечивают экономическую эффективность, но не создают доминирующего положения в формировании общественного мнения.

Статья 7, Параграф 5

И хотя санкция есть, нет положения о том, кто должен контролировать ее соблюдение. [ 34 ]

Кодекс телерадиовещания предусматривает, что:

...лицензии на вещание выдаются по принципу обеспечения плюрализма в сфере телерадиовещания, исключающего возможность создания условий для монополии и концентрации собственности в сфере телерадиовещания и в средствах массовой информации в целом.

Статья 23, абзац 3, буква б)

За реализацию данного положения отвечает Национальное агентство по защите конкуренции (НАПК). Однако Кодекс ничего не делает для обеспечения соблюдения этого принципа в течение срока действия лицензии после ее выдачи. [ 34 ]

В октябре 2010 года Кодекс телерадиовещания также предусматривал, что: [ 33 ]

Физическое или юридическое лицо может владеть не более 2 (двуми) лицензиями на вещание в одной административной единице или территории без исключительных прав [на вещание]

Пункт 3 статьи 66 в первоначальной редакции.

В какой-то момент количество лицензий было увеличено до пяти, а затем снова до двух, и окончательный текст был таким: [ 33 ]

Физическое или юридическое лицо может владеть не более 2 (двуми) лицензиями на вещание в одной административной единице или территории без исключительных прав [на вещание] и быть акционером с мажоритарным пакетом акций не более чем в двух вещательных [СМИ]

Пункт 3 статьи 66, последняя редакция.

Однако в поправке указано, что "лицензии на вещание, выданные до вступления в силу настоящего закона, остаются действительными до истечения срока их действия". [ 33 ]

«Не существует никаких законодательных положений, регулирующих распределение субсидий средствам массовой информации или распространение государственной рекламы прозрачным и справедливым образом, что позволяет чиновникам, отвечающим за рекламные бюджеты, играть в фаворитов и распределять ресурсы, находящиеся под их контролем, произвольно или ради личной выгоды». [ 35 ]

Проект Кодекса телерадиовещания

[ редактировать ]

Новая версия Кодекса телерадиовещания была разработана в 2011 году экспертами гражданского общества и СМИ. [ 34 ]

Статья 105 посвящена ограничению концентрации собственности в сфере телерадиовещания. [ 36 ] Он предусматривает ограничения для владельцев и супругов, но, по мнению эксперта ОБСЕ Катрин Найман-Меткалф, «может возникнуть вопрос, нельзя ли охватить больше людей, в том числе детей, чтобы избежать слишком легкого обхода правил». [ 37 ] Искусство. 106 комплектов для ограничения доли аудитории на рынке программных услуг. [ 36 ] Найман-Меткалф с трудом это понимает и не видит в этом законной цели. [ 37 ] Штрафы за нарушение ст. 105 или 106 предусмотрены ст. 108. [ 36 ]

В любом случае, даже если это и было частью программы пришедшей к власти в 2009 году коалиции «Альянс за европейскую интеграцию» и ее преемников, законодательной инициативой она стала лишь в марте 2015 года, а по состоянию на март 2016 года. , дело застопорилось. [ 35 ] [ 38 ]

Текущая ситуация

[ редактировать ]

Раскрытие информации о собственности СМИ и, следовательно, о концентрации было сделано в ноябре 2015 года, когда вступила в силу поправка к Кодексу телерадиовещания, одобренная в марте того же года. считает это проблемой Концентрация средств массовой информации высока, и Freedom House . [ 38 ] В краткосрочной перспективе улучшения ситуации не ожидается. [ 33 ]

Олигарх Владимир Плахотнюк является «владельцем четырех из пяти национальных телеканалов страны — Prime TV, Publika TV , Canal 2 и Canal 3 — а также трех радиостанций». [ 38 ] контролируя 60% акций на информационном рынке. [ 39 ] Было установлено, что четыре канала занимали партийную позицию на президентских выборах 2016 года , и Координационный совет по телерадиовещанию (КСТР) публично предупредил их. [ 33 ]

Депутат от ЛДПМ Кирилл Лучинский (не путать с бывшим президентом Петром Кириллом Лучинским ) является владельцем двух небольших телеканалов: TV7 и Bravo». [ 38 ] В 2016 году телеканал TV7 также получил предупреждение от КСТР. [ 33 ]

В целом «частные СМИ остаются финансово – и редакционно – зависимыми от дочерних предприятий и политических групп». [ 35 ]

«В преддверии местных выборов в июне 2015 года (...) большинство частных телеканалов в своих предвыборных репортажах (...) ориентировались на определенные партии или интересы (...); выяснилось, что интернет- и печатные СМИ обеспечивают более разнообразное освещение. " [ 38 ]

Многие местные станции ретранслируют контент российских СМИ. Это является источником беспокойства проевропейского правительства. [ 38 ] Весной 2016 года был предложен законопроект, запрещающий вещание из России. Это пойдет на пользу существующим игрокам, что усугубит проблему концентрации. [ 39 ]

Цензура и свобода СМИ

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Конституция Молдовы 1994 года гласила:

Средства массовой информации не могут подвергаться цензуре

- Искусство. Статья 34, часть (5) Конституции Молдовы 1994 года. [ 34 ]

Аналогично Закон о печати:

Запрещается любая цензура периодических изданий и информационных агентств и вмешательство в их деятельность, связанную с подготовкой и распространением информации.

- Искусство. 19 Закона № 243 от 26.10.1994 г. [ 34 ]

А также Кодекс вещания:

Любая цензура теле- и радиосвязи запрещена.

- Искусство. 8, п.(2) Кодекса телерадиовещания (№260 от 27.07.2006) [ 34 ]

Международный рейтинг

[ редактировать ]

о свободе прессы за 2016 год Молдова оценивается как «частично свободная» В отчете Freedom House с оценкой 56. [ 38 ] потеря одного балла из 55 за 2015 год (0 — лучший, 100 — худший). [ 4 ]

Репортеры без границ ставят ее на 76-е место из 180 стран, что ниже 72-го места в 2015 году и 55/56-го места в 2012/2014 году, хотя и лучше, чем 98-е/114-е места в 2008/2009 году. [ 40 ]

Нападения и угрозы в адрес журналистов

[ редактировать ]

Физические нападения на журналистов в Молдове довольно редки. [ 4 ]

  • В июне 2014 года журналист и правозащитник Олег Брега подвергся нападению в Кишиневе со стороны двух мужчин в масках. [ 4 ]
  • В сентябре 2014 года угрозы были направлены в адрес газеты-расследователя Ziarul de Gardă после того, как она опубликовала информацию об активах и личной жизни лидера Молдавской православной церкви . [ 4 ]

В некоторых случаях сообщалось о задержаниях как о способе подавления свободы слова.

  • В 2011 году русскоязычный писатель и журналист-блогер Эдуард Багиров несколько месяцев содержался в СИЗО без предъявления официальных обвинений, несмотря на протесты и голодовку Багирова. [ 41 ]

В 2015–2016 годах российским журналистам неоднократно отказывали во въезде в Молдову. [ 42 ]

Политическое вмешательство

[ редактировать ]

Известно, что государственные органы и политики дают «рекомендации» и «дружественное давление» относительно того, о чем сообщать или нет и как. [ 34 ]

Власти запретили журналистам присутствовать в обновленном зале пленарных заседаний парламента, ограничив их отдельным пресс-залом. Центр независимой журналистики (ЦНЖ) раскритиковал эту политику как нарушение доступа и потребовал от правительства ее отмены, а также выразил сожаление по поводу недостаточного пространства, отведенного журналистам. [ 4 ]

В январе 2014 года несколько кабельных операторов исключили трех вещателей из своих базовых пакетов. В число исключенных вошли связанный с оппозицией Accent TV , критически настроенный Jurnal TV и РТР Молдова , ретранслирующий российские СМИ. Они были вновь введены после возражений со стороны общественности и международных организаций, таких как ОБСЕ. [ 4 ]

В 2022 году правительство отозвало лицензии на вещание у шести телеканалов за предположительное вещание пророссийской пропаганды и дезинформации о вторжении России в Украину в нарушение Кодекса аудиовизуальных услуг страны. Каналами были Primul, РТР Молдова, Accent TV, НТВ Молдова, TV6 и Orhei TV. [ 43 ] В правительстве заявили, что это было сделано для того, чтобы «предотвратить риск дезинформации или попыток манипулирования общественным мнением». [ 44 ] Все шестеро либо принадлежали, либо были связаны с Иланом Шором , беглым пророссийским политиком и бизнесменом, который сбежал в Израиль в 2019 году после того, как был признан виновным в мошенничестве и отмывании денег и заочно приговорен к 15 годам тюремного заключения . [ 45 ]

В октябре 2023 года Молдова, объявив чрезвычайное положение в стране, заблокировала несколько сайтов крупных российских СМИ, включая ТАСС и «Интерфакс» . Их обвинили в участии в информационной войне против страны. Отдельным указом Молдова также приостановила действие лицензий шести отечественных телеканалов, транслирующих российскую дезинформацию. С 2022 года Молдова уже запретила новостные и аналитические программы из России. [ 46 ] Телеканалы «Оризонт», «ITV», «Прайм», «Публика ТВ», «Канал 2» и «Канал 3» также были запрещены по заявленной причине «подрыва местных выборов». [ 47 ]

Гражданские иски о клевете

[ редактировать ]

Несмотря на декриминализацию клеветы в 2009 году, дела против СМИ продолжают возбуждаться в молдавских судах, которые известны своей непорядочностью. Суды также не публикуют количество возбужденных дел. [ 4 ]

  • В августе 2011 года газете расследований Ziarul de Gardă было приказано выплатить 33 000 евро в качестве компенсации за клевету двум прокурорам Глодень за репортажи об их предполагаемых правонарушениях - решение было оставлено в силе в апелляции, хотя и с меньшим размером ущерба, и окончательно отклонено Верховным судом Молдовы в июле 2012 года. «СМИ должны иметь право критиковать государственных чиновников на благо своего общества и не должны рисковать обанкротиться из-за вымогательских компенсаций за моральный ущерб, выплачиваемых государственным чиновникам», - прокомментировал Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. [ 48 ]
  • В июле 2014 года Руслан Попа , лидер отколовшейся Реформистской Коммунистической партии Молдовы , выиграл дело о клевете против Accent TV , которому пришлось выплатить 130 000 леев (9 000 долларов США) в качестве компенсации за ущерб, хотя иск был подан неправильно, в частности, за пределами 30 лимит в несколько дней, установленный Законом о свободе выражения мнения 2010 года. [ 4 ]

Самоцензура

[ редактировать ]

Чтобы избежать проблем, в том числе потери государственных средств и судебных исков, владельцы СМИ или сами журналисты практикуют самоцензуру . Контракты большинства журналистов не защищают свободу журналиста внутри организации. [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Introduction , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Диана Лунгу, Молдова #Законодательство о СМИ , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Традиционные медиа , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Freedom House , Молдова , 2015 Отчет о свободе прессы
  5. ^ «Предлагаемые поправки в законодательство Молдовы могут поставить под угрозу свободу выражения мнений и свободу СМИ, - говорит представитель ОБСЕ» . Вена: ОБСЕ. 22 апреля 2015 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  6. ^ "Представитель ОБСЕ представил анализ проекта поправок в Кодекс телевидения и радио Молдовы" . Вена: ОБСЕ. 3 августа 2015 г. Проверено 15 апреля 2017 г.
  7. ^ "Ограничения иностранных вещателей в Молдове нарушают международные стандарты свободы СМИ, - заявил представитель ОБСЕ" . Вена: ОБСЕ. 13 июля 2016 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  8. ^ «Спикер парламента Молдовы принял закон против российской пропаганды» . Радио Свободная Европа / Радио Свобода. 11 января 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
  9. ^ Jump up to: а б Диана Лунгу, Молдова #Системы подотчетности , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Print Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Радио Молдовы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  12. ^ «История | Новости Молдовы, видео, новости, новости онлайн | IPNA «Телерадио-Молдова» » . Трм.мд. Проверено 13 июля 2014 г.
  13. ^ «Небольшой рост на рынке платных телевизионных услуг | НАРЭКИТ» . Anrceti.md . Проверено 13 июля 2014 г.
  14. ^ «Зебра ТВ» . Zebra.md . Проверено 13 июля 2014 г.
  15. ^ «СтарНет» . Starnet.md . Проверено 13 июля 2014 г.
  16. ^ «Цифровое телевидение | Молдтелеком» . Молдтелеком.мд . Проверено 13 июля 2014 г.
  17. ^ [1] Архивировано 22 сентября 2013 г., в Wayback Machine.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Телевидение , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  19. ^ «Эволюция рынка: аудиовизуальный сектор | НАРЭКИТ» . Anrceti.md. 13 сентября 2010 г. Проверено 13 июля 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Кино , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Телекоммуникации , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  22. ^ Диана Лунгу, Молдова #New Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  23. ^ Диана Лунгу, Молдова #Digital Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Информационные агентства , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Профсоюзы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  26. ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Регулирующие органы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д Дойна Костин, Мамука Андгуладзе (2012). «Прозрачность собственности СМИ в Республике Молдова» (PDF) . Centrul pentru Jurnalism Independent; Национальный фонд за демократию (NED) . Проверено 16 декабря 2016 г. . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  28. ^ Jump up to: а б «Важность раскрытия конечных бенефициаров в медиа-бизнесе» . Mediaobservatory.net . Медиа-обсерватория Юго-Восточной Европы. 10 ноября 2015 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  29. ^ «Эксперты из Турции, Беларуси, Молдовы, Грузии, Азербайджана и Украины рассуждали о прозрачности собственности СМИ на СРВЧИ ОБСЕ» . cedem.org.ue . Центр демократии и верховенства закона. 30 сентября 2013 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  30. ^ «Владение СМИ и приватизация в Центральной и Восточной Европе» . cedem.org.ua . Центр демократии и верховенства закона. 1 февраля 2012 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  31. ^ «Молдова, свобода прессы 2016» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 2016 . Проверено 16 декабря 2016 г. .
  32. ^ «Молдова». Владение СМИ и его влияние на независимость и плюрализм СМИ (PDF) . Любляна, Словения: SEENPM, Институт мира. 2004. с. 332.
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г Пирцак, Оливия (16 ноября 2016 г.). «Концентрация собственности СМИ в Молдове» . Медиа Ази . Проверено 28 февраля 2017 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Прозрачность собственности СМИ в Республике Молдова» (PDF) . Центр независимой журналистики . Кишинев. 2012 . Проверено 28 февраля 2017 г.
  35. ^ Jump up to: а б с д «Молдова: Представление заинтересованных сторон на универсальный периодический обзор» . Дом Свободы. 28 марта 2016 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
  36. ^ Jump up to: а б с «Проект – Кодекс телерадиовещания Республики Молдова» (PDF) . Фонд Сороса Молдова . Проверено 28 февраля 2017 г.
  37. ^ Jump up to: а б Найман-Меткалф, Катрин (июнь 2011 г.). «Анализ проекта Кодекса телерадиовещания Республики Молдова» . ОБСЕ. п. 24 . Проверено 28 февраля 2017 г.
  38. ^ Jump up to: а б с д и ж г «Молдова / Страновой отчет / Свобода прессы» . Дом Свободы. 2016 . Проверено 28 февраля 2017 г.
  39. ^ Jump up to: а б Франческо Бруса (5 декабря 2016 г.). «СМИ в Молдове: олигархия у власти» . Обсерватория Балкан и Кавказа – ТрансЕвропа . Кишинев . Проверено 28 февраля 2017 г.
  40. ^ «Молдова» . РСФ . Проверено 15 апреля 2017 г.
  41. ^ РФМ ОБСЕ
  42. ^ "Представитель ОБСЕ призывает власти Молдовы разрешить свободную и беспрепятственную работу журналистов" . Лос-Анджелес: ОБСЕ. 23 января 2016 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
  43. ^ «Шесть телеканалов приостановлены из-за обвинений в «дезинформации»» . Евроньюс . 19 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  44. ^ «Молдова приостановила работу шести каналов из-за украинской «дезинформации» – DW – 17.12.2022» . Немецкая волна . 17 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  45. ^ «Правительство Молдовы приостановило действие лицензий шести телеканалов с целью «ликвидации пропаганды» » . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . 17 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
  46. ^ «Молдова блокирует доступ к основным информационным агентствам России» . Рейтер . 2023-10-30 . Проверено 31 октября 2023 г.
  47. ^ «Молдова блокирует все больше российских СМИ» . 31 октября 2023 г.
  48. ^ РФМ ОБСЕ
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c20de5fcc08d08482eeb8fc7f585bfe__1716221160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/fe/2c20de5fcc08d08482eeb8fc7f585bfe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mass media in Moldova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)