СМИ в Молдове
Часть серии о |
Культура Молдовы |
---|
Люди |
Мифология |
Фестивали |
Религия |
Литература |
Музыка |
Спорт |
Под средствами массовой информации в Молдове понимаются средства массовой информации, базирующиеся в Республике Молдова . Телевидение, журналы и газеты управляются как государственными, так и коммерческими корпорациями, которые зависят от доходов от рекламы , подписки и других доходов, связанных с продажами. Конституция Молдовы гарантирует свободу слова. Будучи страной с переходной экономикой , система СМИ Молдовы находится в процессе трансформации.
О ситуации в сепаратистской республике Приднестровье см. СМИ Приднестровья .
История
[ редактировать ]В 1990 в республике издавалось 240 газет (97 на румынском языке) и 68 журналов (35 на румынском языке). «Баса Пресс» В ноябре 1992 была создана независимая служба новостей .
СМИ Молдовы пережили тяжелые времена в период правления Партии коммунистов (2001-2009 гг.), в течение которого СМИ продолжали рассматриваться как инструмент политического влияния, как и в советские времена. Лишь немногие средства массовой информации смогли сохранить свою независимость из-за «отсутствия демократических традиций, недостаточных финансовых ресурсов, недостаточных управленческих и маркетинговых навыков, а также самоцензуры». [ 1 ] В 2009 году Freedom House оценила молдавскую прессу как «несвободную», а «Репортеры без границ» организации в Индексе свободы прессы она заняла 114-е место из 175 в 2009 году. [ 1 ]
Смена власти в 2009 году и приход иностранных инвестиций на молдавский медиарынок придали новый динамизм.
Законодательная база
[ редактировать ]Законодательство Молдовы о СМИ считается довольно хорошим; тем не менее, случаи злоупотреблений и запугивания сохраняются. [ 2 ]
Конституция Молдовы гарантирует всем гражданам «свободу мысли, мнения, а также свободу публичного выражения словами, изображениями или любыми другими возможными средствами» (статья 32.1). В этой же статье (32.3) запрещается «клевета на государство и нацию, поощрение агрессивной войны, националистической, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, территориальному сепаратизму, публичному насилию, а также иные проявления, покушающиеся на законность конституционного режима». Уголовный кодекс (статья 347) наказывает лишением свободы на срок до 3 лет за «осквернение флага, герба или гимна Республики Молдова или любого другого государства», хотя это подвергается критике как не соответствующее международным стандартам. . [ 2 ]
Клевета была декриминализирована в Молдове в 2009 году. Однако ст. 70 КоАП по-прежнему предусматривает наказание за клевету и оскорбления сроком до 15 суток лишения свободы. Искусство. 16 ГК гарантирует право на уважение, честь, достоинство и профессиональную репутацию, а также предусматривает опровержение недостоверных сведений и выплату моральной и материальной компенсации. Закон возлагает бремя доказывания на журналистов и не определяет пределы компенсации. В результате власти в некоторых случаях требовали от журналистов возмутительных сумм компенсации как способ повлиять на СМИ и способствовать самоцензуре. [ 2 ]
Кодекс телерадиовещания 2006 года является законом, регулирующим сферу СМИ. Кодекс также определяет обязанности и полномочия независимого органа, осуществляющего его надзор, – Координационного совета по телерадиовещанию (КСР). Кодекс также устанавливает, что КСТР должен выделять не менее 70% частот программам на государственном языке (молдавском/румынском языке). [ 3 ]
Закон о доступе к информации 2000 года предусматривает, что любой гражданин, постоянно проживающий в стране, может запросить информацию у государственных органов без необходимости обоснования. Однако его реализация была непоследовательной. Согласно отчету о мониторинге за 2008 год, власти отреагировали только в 19,3% случаев. [ 2 ] Соблюдение требований остается слабым, поскольку ни один орган не уполномочен обеспечивать соблюдение требований или осуществлять надзор. Доступ за пределами столицы затруднен, особенно в автономном округе Гагаузия . Позитивный шаг был сделан в октябре 2014 года, когда власти отменили плату за доступ к информации о компаниях, зарегистрированных в Молдове. [ 4 ]
Закон о государственной тайне вступил в силу в мае 2009 года, несмотря на обеспокоенность международного сообщества, и ограничил возможность доступа к конфиденциальной информации. [ 2 ]
Интернет в Молдове не регулируется. В ходе протестов против парламентских выборов в Молдове в апреле 2009 года («Твиттер-революция») коммунистическое правительство было обвинено в ограничении или блокировке доступа к средствам массовой информации с целью предотвратить дальнейшую мобилизацию населения. [ 2 ]
В 2015 году были предложены поправки к Закону о свободе слова, в том числе положение о предотвращении распространения материалов анонимных авторов. Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович заявила, что они могут нанести ущерб свободе слова и СМИ. [ 5 ] Новый проект содержал менее двусмысленные положения. [ 6 ]
В июле 2016 года три поправки к Кодексу телерадиовещания, направленные на ограничение иноязычного или зарубежного вещания, были приняты парламентом в первом чтении. По словам Миятович, они не будут соблюдать международные стандарты свободы СМИ. [ 7 ]
Антироссийский закон о «медийной пропаганде»
[ редактировать ]10 января 2018 года, после того как Конституционный суд Молдовы приостановил полномочия пророссийского президента Игоря Додона по этим вопросам, проевропейский спикер Молдовы парламента Андриан Канду подписал закон о «медийной пропаганде», фактически запрещающий ретрансляцию в Молдове. российских телепрограмм на новостные, аналитические, политические и военные темы. [ 8 ]
Статус и саморегулирование журналистов
[ редактировать ]Различные средства массовой информации, в том числе «Телерадио-Молдова» , разработали свои собственные профессиональные кодексы поведения. Кодекс профессиональной этики был принят в 1999 году Союзом журналистов Молдовы . [ 9 ]
В октябре 2009 года шестью представителями гражданского общества был создан Совет прессы для повышения профессионализма печатных СМИ и посредничества в спорах между читателями и прессой. [ 9 ]
СМИ
[ редактировать ]В 2010 году в Молдове (включая Приднестровье ) действовало до 410 средств массовой информации, половина из которых была создана после 2000 года – относительно большое число по сравнению с небольшим рынком. [ 1 ] В 2014 году действуют около 64 телеканалов (из них 5 с национальным покрытием, 4 частных), 57 радиостанций и 400 печатных изданий. [ 4 ]
СМИ по-прежнему пользуются высоким доверием населения Молдовы - 51,3% жителей Молдовы в 2009 году подтвердили доверие к СМИ, которые уступают только Церкви (79,8%). [ 1 ] Среди них наибольшим доверием пользуется телевидение (60%). [ 3 ]
В 2008 году печатные СМИ включали около 60% средств массовой информации с тиражами от 150/1000 экземпляров ежеквартальных и двухгодичных журналов, 500/25 000 экземпляров еженедельников и 3000/9000 экземпляров ежедневных газет. Около 60% печатных СМИ (50 изданий) принадлежат государству, а 42 - частным. [ 3 ]
Вещательные средства массовой информации в 2009 году включали 166 кабельных операторов, 38 эфирных телеканалов и 50 радиостанций. Телевидение ежедневно смотрят 83,4% населения (по сравнению с 51,4% радио) и остается основным источником информации для 72,9% молдаван (радио только для 8,9% из них). [ 3 ]
В последнее время плюрализм СМИ улучшился. Частные владельцы контролируют пять из шести самых популярных телеканалов, две из трех крупнейших радиостанций и семь из восьми крупнейших информационных агентств. Прозрачность собственности по-прежнему отсутствует, а концентрация не регулируется эффективно. [ 4 ]
СМИ в Молдове регулярно используются в качестве инструмента продвижения коммерческих или политических интересов их владельцев, особенно во время избирательных кампаний. Правила требуют, чтобы вещатели представили план освещения выборов и объявили структуру собственности, но несколько каналов не сделали этого в 2014 году, в том числе «Канал 2», «Канал 3», «Прайм ТВ» и «Публика ТВ». [ 4 ]
Печатные СМИ
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( апрель 2013 г. ) |
Печатные СМИ имеют в Молдове небольшую аудиторию. В ноябре 2009 года только 3% граждан считали печатные СМИ основным источником информации и только 4,5% считали их наиболее надежным источником информации. Лишь 10,2% читают газеты каждый день, а 34,4% заявили, что не читали ни одной газеты за три месяца. [ 10 ]
Печатные СМИ традиционно делятся по языковому признаку (румынские и русскоязычные СМИ). Другие меньшинства (украинцы, гагаузы, болгары и евреи) также имеют свои издания, но преимущественно на русском языке. [ 10 ] Большинство молдавских СМИ больше привержены интересам своих владельцев, чем интересам широкой публики. [ 10 ]
Молдавская печатная пресса в основном сосредоточена в столице Кишиневе , а региональная пресса развита слабо. Слабая система распространения негативно влияет на сельские районы, куда газеты по-прежнему доставляются с задержкой до нескольких дней. У большинства газет есть онлайн-издания с отличным и обновляемым содержанием. [ 10 ]
Главная ежедневная газета республики «Молдова Суверана » издается правительством. «Сфатул Цэрий» издается парламентом, который также издает ежедневную газету «Независимая Молдова» на русском языке . Другие основные газеты включают «Рабочий Тирасполь» (на русском языке, главная газета славян в Приднестровье ), «Цара» , «Тинеретул Молдови» / «Молодежь Молдовы» (на румынском и русском языках) и «Виаца сатулуй» (издается правительством).
Главным культурным изданием Молдовы является еженедельный журнал «Литература и искусство» , издаваемый Союзом писателей Молдовы . Другие основные периодические издания включают Бессарабию (также издаваемую Союзом писателей), Чипэруш , Алунелул , Femeia Moldovei , Lanterna Magică , Молдова , Noi и SudEst .
Kishinëvskiye novosti , Kodry , and Russkoye Slovo are Russian-language periodicals. Other minority-language periodicals include Prosvita and Homin in Ukrainian , Ana sözu and Cîrlangaci in Gagauz , Rodno slovo in Bulgarian , and Undzer kol / Nash golos in Yiddish and Russian.
Некоторые молдавские средства массовой информации продемонстрировали прибыльный потенциал. Jurnal de Chişinău начинался как еженедельник, стал ежедневным, а затем запустил интернет-телеканал и создал мощную медиасеть Jurnal Trust Media. [ 10 ]
Издательский
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2016 г. ) |
Радиовещание
[ редактировать ]Радио Молдова (РМ) начало вещание 30 октября 1930 года с программы на румынском языке из импровизированной студии в Тирасполе . Сегодня он размещается в 10-этажном здании, построенном в начале 1990-х годов, и является частью общественной телекомпании IPNA «Телерадио-Молдова», которую обычно считают проправительственной. [ 11 ]
В октябре 1939 года «Радио Басарабия» , местная станция Румынской радиовещательной компании , стала первой радиостанцией, открытой в Кишиневе.
Antena C была запущена в 1998 году, муниципализирована в 2004 году и приватизирована в 2007 году, ее переняли знакомые из Партии коммунистов . [ 11 ]
Другие популярные радиостанции включают Radio Free Europe/Radio Liberty , Vocea Bessarabiei , Noroc , PRO FM Chisinau , Kiss FM, Radio Nova, Hit FM. [ 11 ]
Телевещание
[ редактировать ]Телевидение в Молдове было введено в апреле 1958 года в рамках советского телевидения . По кабелю молдавские зрители могут смотреть большое количество российских каналов , несколько румынских каналов и несколько русскоязычных версий международных каналов в дополнение к нескольким местным каналам. В эфире один российский и два местных канала.
Телевизионная индустрия в Молдове началась в 1956 году со строительства первой в стране специализированной телебашни в Кишиневе, на строительство которого ушло чуть больше года. Готовая башня имела высоту 196 метров и могла вещать в радиусе 60 км. Первая телевизионная передача была отправлена 30 апреля 1958 года в 19:00 и включала, среди прочего, приветствия всех сторон, участвовавших в разработке проекта, а также некоторых местных знаменитостей.
Сначала программы транслировались только два раза в неделю, в пятницу и воскресенье, но к концу 1958 года передачи стали ежедневными. Первая прямая трансляция в стране также состоялась в 1958 году.
В 1961 году зона покрытия была расширена после строительства нескольких ретрансляционных мачт в Бельцах , Кагуле и Комрате . С 1974 года все передачи стали цветными, а в 1977 году была построена первая специализированная телестудия, которая работает и по сей день. В начале 80-х более миллиона граждан имели доступ к телевизорам. В советское время было не так много доступных каналов, большинство из них были новостными и общими, и все они принадлежали государству. [ 12 ]
Индустрия особо не изменилась, и только после распада СССР телеиндустрия в стране начала по-настоящему набирать обороты. Одной из первых кабельных компаний, начавших свою деятельность в стране, была EuroCable , которая начала свою работу вскоре после распада Советского Союза. Компания предлагала кабельное телевидение своим клиентам с несколькими местными и зарубежными каналами. EuroCable оставался доминирующим поставщиком кабельного телевидения до тех пор, пока в середине 90-х его не купила компания SunCommunications , которая объединила его со своим собственным сервисом и переименовала в SunTV . Поскольку EuroCable, а затем и SunTV начали свою деятельность очень рано, они собрали большую абонентскую базу и по сей день остаются доминирующим провайдером кабельного телевидения, предлагая свои услуги в нескольких крупных городах страны.
В 2000-е годы появились многие другие кишиневские провайдеры кабельного телевидения, такие как Satellit, Delta и Alfa, предлагающие аналогичные услуги, что и SunTV. В 2013 году было зарегистрировано 95 провайдеров телевидения. [ 13 ]
В 2007 году Arax Communications запустила собственную сеть кабельного телевидения Zebra TV , которая стала первой цифровой сетью в стране. [ 14 ] Следом за ним последовала SunTV, запустившая позже в том же году собственную цифровую сеть. До недавнего времени доступ к телевидению был возможен только через кабель, но в 2011 году StarNet и Moldtelecom запустили отдельные услуги IPTV в Кишиневе и других городах, предлагая несколько каналов как в SD , так и в HD качестве. [ 15 ] [ 16 ] Местное вещание оставалось довольно неразвитым с момента его первого запуска, хотя прогресс в направлении повышения качества происходит довольно быстро, и большинство местных каналов надеются перейти на цифровое вещание к 2015 году. [ 17 ]
Другие телеканалы включают следующие. [ 18 ]
- NIT , созданная как местная станция в 1997 году, в 2005 году расширилась до первой частной телестанции с национальным покрытием, в том числе благодаря тесным отношениям с правившей тогда Партией коммунистов .
- N4 — региональная частная телекомпания, также находящаяся под влиянием Партии коммунистов .
- Pro TV Chişinău — независимый телеканал, основанный в 1999 году и входящий в румынскую группу Pro TV .
- EuTV , ранее принадлежавшее муниципальному совету Кишинева , было приватизировано в 2007 году и стало СМИ под влиянием Христианско-демократической народной партии .
- Премьер начал вещание в Молдове в 1999 году как филиал Первого канала в России .
- «ТВ 7» , запущенный в 2006 году медиагруппой «Аналитик» в партнерстве с российским НТВ .
- Мир Молдова , местное представительство МТРК «МИР», было основано в рамках деятельности Содружества Независимых Государств .
- Alt TV — новый телеканал, ретранслирующий 70% контента румынской станции B1 TV и 30% оригинального контента.
- TV Publika был запущен в 2010 году при поддержке румынского Realitatea TV . Вещает на румынском (80%) и русском (20%) языках.
- Jurnal TV , первый частный новостной телеканал с национальным покрытием, запущенный в 2010 году кишиневским Media Jurnal Trust .
- Muz TV Молдова — музыкально-развлекательный канал.
На конец 2009 года к основным телеканалам Молдовы относятся «Молдова 1» (56,2 процента), Prime TV (55,4 процента), Pro TV (30,7 процента), NIT (21,7 процента), TV7 (9,7 процента) и др. [ 18 ]
Во время парламентских выборов в Молдове 2014 года большинство частных каналов придерживались конкретных политических интересов, отдавая предпочтение различным кандидатам и партиям. [ 4 ]
- Четыре канала (Canal 2, Canal 3, Prime TV, Publika TV), принадлежащие General Media Group, связанной с бизнесменом Владом Плахотнюком , отдавали предпочтение проевропейской левоцентристской правительственной партии Демократическая партия Молдовы .
- Каналы EuroTV, N4 и TV7 присоединились к проевропейской правоцентристской Либерально-демократической партии Молдовы.
- Accent TV отдал предпочтение пророссийской партии «Патрия»
- Общественный канал «Молдова 1» поддерживал сбалансированное освещение событий, хотя временами и смещался в сторону проевропейской правительственной коалиции.
Подписки и уровень проникновения (2014 г.): [ 19 ]
- Количество подписок на многоканальное телевидение – 273 083.
- Уровень проникновения - 7,68%
Общественный вещатель
[ редактировать ]Государственной национальной радио-телекомпанией Молдовы является Телерадио-Молдова (TRM), в которую входят телеканалы Молдова 1 и TV Молдова Интернационал (до 2013 года), а также радиоканалы Радио Молдова и Радио Молдова Интернационал (с вещанием на румынском, английском, французский, испанский и русский). [ 18 ]
TRM финансируется из государственного бюджета и регулируется Наблюдательным советом Молдовы в соответствии с Кодексом телерадиовещания, гарантируя, что его деятельность служит общественным интересам. Несмотря на несколько планов реструктуризации по преобразованию его в общественную телерадиокомпанию, TRM по-прежнему имеет проправительственную предвзятость. [ 18 ]
В «Маноле и другие против Молдовы» деле в 2009 году Европейский суд по правам человека признал нарушение свободы выражения мнений ( статья 10 Европейской конвенции по правам человека ) из-за практики цензуры в TRM, которую счел неоправданным вмешательством в деятельность журналистов. права на свободное выражение мнений и свободное распространение информации. На момент обращения (2002 г.) ТРМ был единственным каналом с национальным покрытием и был особенно актуален для сельского населения, не имеющего доступа к альтернативным источникам информации (кабельному или спутниковому телевидению). Таким образом, ЕСПЧ подтвердил необходимость того, чтобы государство предоставляло беспристрастную и объективную информацию через своего общественного вещателя. [ 18 ]
Кино
[ редактировать ]Кино Молдовы развивалось в начале 1960-х годов в советский период и переживало расцвет около полутора десятилетий. Последовал застой, а после обретения Молдавской ССР независимости в 1991 году отрасль практически полностью исчезла.
В Молдове действуют 44 сельских и 14 муниципальных кинотеатров с годовой аудиторией 5000 и 26000 человек соответственно. В 2010 году все кинотеатры Молдовы (кроме «Одеона») транслировали фильмы российского проката, поскольку в стране до сих пор не было центра синхронизации/субтитирования фильмов на румынском языке. [ 20 ]
Департамент кинематографии Министерства культуры был регулирующим органом в сфере кино в 2001-2005 годах, а затем был расформирован в 2006 году. Сегодня в молдавском кинематографе отсутствует комплексная стратегия. [ 20 ]
- Студия документальных фильмов (позже «Молдова-фильм ») была создана в Кишиневе Министерством кинематографии СССР в 1952 году. За последующие 30 лет «Молдова-фильм» было показано 120 игровых фильмов, 800 документальных фильмов, 750 выпусков киножурнала «Советская Молдова». », 40 номеров сатирического журнала «Устурич», 40 мультфильмов. В 1980-е годы студия выпускала около 4 игровых и 25 документальных фильмов ежегодно.
Производство пришло в упадок после распада Советского Союза и обретения независимости в 1990-х годах, в то время как появились частные студии для коммерческого производства. Молдова-фильм, несмотря на прогрессирующую ветхость, сохранил унаследованные производственные мощности. [ 20 ]
- Студия « Телефильм -Кишинёв» была основана в 1959 году как творческое объединение; снято около 300 художественных, документальных и киноконцертных фильмов. После остановки в 1990-х годах он был частично возобновлен в 2005 году. [ 20 ]
- Телестудия OWH, основанная в 1995 году как творческое ателье для молодых телепродюсеров, превратилась в независимый альтернативный продюсерский центр. В 2001 году он также открыл Международный фестиваль документального кино CRONOGRAF , единственный кинофестиваль в Молдове.
- Студия Prim-Plan была основана в 2007 году известным кинопродюсером Валериу Жереги .
Союз кинематографистов Молдовы , созданный в 1962 году как часть Союза кинематографистов Советского Союза , к 2009 году насчитывал 200 членов. [ 20 ]
Телекоммуникации
[ редактировать ]Телекоммуникации в Молдове поддерживаются на относительно высоком уровне производительности. Поскольку Молдова – небольшая страна, телекоммуникационным компаниям удалось добиться хорошего покрытия как проводной, так и беспроводной инфраструктуры связи. Стационарная связь доступна в большинстве населенных пунктов, однако в последние годы популярность мобильных телефонов значительно возросла. Инфраструктура мобильной связи довольно хорошо развита, но страдает от высоких цен, тем не менее, количество абонентов мобильной связи растет очень быстро по сравнению с фиксированной связью. Что касается Интернета, в Молдове одно из лучших проводных подключений к Интернету в мире, а также одно из самых дешевых по цене в долларах за Мбит. [ нужна ссылка ]
Сфера TLC регулируется Национальным агентством по регулированию электронных коммуникаций и информационных технологий ( НАРЭКИТ ) на основании Закона об электронных коммуникациях, принятого примерно в 2000 году. [ 21 ]
Государственная компания Moldtelecom доминирует на рынке фиксированной телефонной связи с долей 97,52% в 2009 году (1 104 000 пользователей). Уровень проникновения составляет 31,7%. [ 21 ]
Рынок мобильной телефонии разделен между четырьмя основными провайдерами: Orange Молдова, работающая с 1998 года ( France Télécom , Orange România ; 74,24% доли рынка в 2009 году); Moldcell , оценка 2000 г. ( TeliaSonera , Turkcell ; 23,41%), Unite ( Moldtelecom ) и Eventis Mobile (молдавские и российские владельцы). Уровень проникновения мобильной связи в 2009 году составил 76,1%. [ 21 ]
Интернет
[ редактировать ]Интернету в Молдове мешали устаревшая инфраструктура и высокая абонентская плата, но в настоящее время он стабильно развивается. [ 4 ] Интернет-СМИ начали развиваться в Молдове в конце 2000-х годов. В 2009 году Интернет был основным источником информации только для 8,6% жителей и источником, которому больше всего доверяют, только для 6,7%. Ежедневно Интернетом пользовались 17% населения, при этом проникновение широкополосного доступа составило 4,63%. [ 22 ] В 2014 году проникновение Интернета достигло 47%. [ 4 ]
Молдавская блогосфера достаточно организована: на сайте (Blogosfera.md) в 2009 году было зарегистрировано около 1000 блогов. Он также проводит конкурс блоггеров (Blogovăţ). Блоги журналистов также являются популярными источниками информации. [ 23 ]
Медиа-организации
[ редактировать ]Медиа-агентства
[ редактировать ]Государственное агентство «Молдпрес» является старейшим информационным агентством Молдовы. Оно было основано в 1935 году как Молдавское телеграфное агентство, а в 1990-1994 годах было известно как Информационное агентство Молдова-пресс. С 1994 года он был переименован и поставлен под контроль правительства. Молдпрес также издает официальную газету Monitorul Oficial . [ 24 ]
BASA-press и Infotag – первые частные информационные агентства в Молдове, оба были открыты в 1992 году. Basa-press прекратила свою деятельность в 2010 году. С 1997 года DECA-press является специализированным информационным агентством по региональному развитию. Imedia была основана бывшими сотрудниками Radio BBC Chişinău после закрытия канала в 2008 году. Infomarket.Md посвящен новостям экономики. Другие информационные агентства включают Info-Prim Neo, Interlic, Noutati-Moldova, Omega. [ 24 ]
News agencies operating in the separatist region of Transnistria include Ольвия-Пресс ( Olvia-Press ) founded in 1992; Новый Регион-Приднестровье (New Region - Transnistria), part of the Russian Agency Новый Регион; and Лента ПМР ( Lenta PMR ) [ 24 ]
Профсоюзы
[ редактировать ]Союз журналистов Молдовы , основанный в 1957 году как творческая организация, в 1998 году был реорганизован в журналистский союз. В 2009 году в ней было около 400 членов, но реального влияния они не имели. В 2004 году коммунистическое правительство попыталось противопоставить этому альтернативный профсоюз лояльных журналистов, Лигу профессиональных журналистов, который просуществовал всего год, но поляризовал профессионалов СМИ по партийным линиям. [ 25 ]
Ассоциация независимой прессы, созданная в 1997 году, занимается развитием независимых региональных СМИ. Ассоциация электронной прессы (APEL), созданная в 1999 году с целью внести вклад в развитие аудиовизуальной сферы. Центр содействия свободе выражения мнений и доступа к информации «Аксесс-Инфо» был создан в 2000 году и участвовал в разработке нового Закона о доступе к информации . Другие профессиональные ассоциации включают Центр молодых журналистов Молдовы, основанный в 2002 году, и Ассоциацию бизнес-журналистов. [ 25 ]
В 2003 году группа молдавских журналистов и три медиаорганизации (Ассоциация независимой прессы, Ассоциация электронной прессы и Комитет свободы прессы) основали Центр журналистских расследований. [ 25 ]
В сентябре 2001 года Постоянный координатор ООН в Молдове основал Клуб журналистов ООН. [ 25 ]
Регулирующие органы
[ редактировать ]Регулирующим органом государственных и частных аудиовизуальных средств массовой информации в Молдове является Координационный совет по телерадиовещанию ( Consiliul Coordonator al Audiovizualului - CCA), который контролирует принятие Кодекса телерадиовещания и выдает лицензии на вещание и разрешения на ретрансляцию. CCA может рассматривать жалобы, ex officio или по запросу, и применять поэтапные санкции (публичное предупреждение, временное лишение права на трансляцию рекламы, штраф, временное приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на вещание). Девять его членов назначаются парламентом Молдовы для представления общественных интересов, хотя процесс назначения весьма политизирован. [ 26 ] «Предполагаемое отсутствие независимости и политизированное, непрозрачное принятие решений» КСТР остается серьезной проблемой. [ 4 ]
- Во времена коммунистических правительств (2001–2009 гг.) КСТР отдавал предпочтение проправительственным вещателям и применял законодательство выборочно. [ 26 ]
- В 2012 году КСТР закрыл про-ПКРМ станцию NIT из- за отсутствия плюрализма. Закрытие было оставлено в силе в апелляции в 2013 году. [ 4 ]
- В июле 2014 года КСТР приостановил на 6 месяцев вещание российского государственного канала « Россия 24» , опять же из-за отсутствия плюрализма, после жалоб депутата от Либерально-реформаторской партии . Другие СМИ, ретранслирующие российские каналы, в 2014 году были предупреждены или оштрафованы. [ 4 ]
- В сентябре 2014 года Верховный суд Молдовы оставил в силе квоту CCA 2013 года, обязывающую вещательные компании транслировать не менее 30% программ местного производства и половину часов прайм-тайма с программами на румынском языке. [ 4 ]
Телерадио-Молдова Наблюдательный совет ( Consiliul de Observatori - CO), созданный в соответствии с Кодексом телерадиовещания, призван обеспечить, чтобы национальная общественная телерадиокомпания работала в интересах общества. Ее 9 членов – видные деятели общественной сферы Молдовы, назначаемые Парламентом. Наблюдательный совет вправе принимать Устав ТРМ, утверждать его финансовый план и редакционную политику, осуществлять контроль за его деятельностью. Он также утверждает президента TRM и директоров каналов. Как и КЦА, СО до сих пор не хватало независимости и оставалось весьма уязвимым для политического влияния. В 2009 году, после смены власти, СО уволило президента и директоров TRM. [ 26 ]
Прозрачность собственности СМИ
[ редактировать ]Прозрачность собственности СМИ означает доступность общественности точной, полной и актуальной информации о структурах собственности СМИ. Правовой режим, гарантирующий прозрачность собственности СМИ, позволяет общественности, а также органам СМИ узнать, кто эффективно владеет, контролирует и влияет на СМИ, а также влияние СМИ на политические партии или государственные органы.
После смены правительства в 2009 году, с приходом к власти Альянса за европейскую интеграцию, партии, образующие правящую коалицию, под давлением гражданского общества обратились к проблеме прозрачности в сфере СМИ, а также к необходимости поиска решений по реформированию. общественный вещатель, денационализируя средства массовой информации, утвердить законы о диффамации и положить конец монополиям на медиарынке. Государственные органы инициировали процесс сотрудничества с организациями гражданского общества для реформирования сектора СМИ, и с тех пор гражданское общество участвует в консультациях по разработке нового законодательства с целью повышения прозрачности и плюрализма в сфере СМИ. [ 27 ] Однако, несмотря на эти усилия и некоторые улучшения закона о телерадиовещании, в который были внесены поправки в 2015 году, в Молдове до сих пор нет специального закона о прозрачности собственности СМИ. [ 28 ]
По мнению эксперта по медиа-юристу Корины Костин, основная проблема, приводящая к отсутствию прозрачности в отношении владельцев СМИ в Молдове, проистекает из существующей законодательной базы, несмотря на некоторые улучшения, произошедшие в последние годы. [ 29 ] Например, Закон о печати 1994 года не включает понятие собственника и касается только учредителей и соучредителей печатных изданий. Отсутствие определения препятствует применению требований о собственности на средства массовой информации к этому виду СМИ. [ 30 ] В марте 2015 года парламент принял некоторые поправки к Кодексу телерадиовещания, которые включали требование к радио и телевидению раскрывать имена и доли своих владельцев, а также имена членов советов директоров, менеджеров, старшего персонала, вещателей и продюсеров. Поправки были разработаны Центром независимой журналистики (ЦНЖ), который вместе с другими организациями гражданского общества в течение многих лет выступал за повышение прозрачности собственности СМИ. Новое законодательство вступило в силу в ноябре 2015 года. Несмотря на некоторые улучшения, оно не требует раскрытия информации о владельцах акционерных компаний, зарегистрированных в офшорах. Информация, раскрытая благодаря этому новому положению, подтвердила давние предположения о тревожных тенденциях в отношении структуры собственности СМИ и концентрации СМИ. [ 31 ]
Печатные СМИ включены в сферу действия Закона о печати №. 243 от 1994 года, который является устаревшим законом, который широко вышел из употребления. [ 27 ] Статьи 12 и 13 содержат положения, касающиеся прозрачности собственности СМИ. В частности, закон требует от печатных СМИ два раза в год обнародовать информацию об источнике и стоимости пожертвований (в том числе неденежных), собранных в стране и за рубежом, а некоторые обязательные данные публиковать в каждом номере (заголовок издание, учредитель, имя редактора, цена за экземпляр, адрес редакции, тираж, регистрационный номер и др.). Закон запрещает распространение изданий, не соответствующих этим правилам, но эта норма неэффективна, поскольку не существует санкций за ее соблюдение. По закону общественности доступна лишь минимальная часть информации о руководстве и учредителях изданий, а министру юстиции требуется более подробная информация для выдачи свидетельств о регистрации претендующим на них СМИ. В целом, общественный доступ к общей информации о владельцах печатных СМИ в значительной степени ограничен. [ 27 ] [ 32 ] Кроме того, закон не обязывает печатные СМИ раскрывать информацию об интересах, принадлежащих другим СМИ, а также о лицах, кроме непосредственно вовлеченных в редакционную структуру, которые могут оказывать существенное влияние на редакционную политику средства массовой информации. . [ 27 ]
Конкретный закон о прозрачности собственности СМИ до сих пор не применяется, даже несмотря на то, что проект предложения был рассмотрен парламентом в 2014 году более чем в одном чтении, прежде чем попал в ловушку парламентских процедур и был окончательно остановлен вследствие политической нестабильности. По мнению эксперта Корины Чепои, после некоторых первоначальных усилий и хорошего сотрудничества организаций гражданского общества с парламентской комиссией по СМИ, с течением времени законопроект о прозрачности собственности СМИ терял темп и встречал все меньше и меньше политической поддержки. [ 28 ]
Концентрация собственности СМИ и плюрализм
[ редактировать ]Правовая база
[ редактировать ]Концентрация собственности СМИ регулируется Кодексом телерадиовещания, который был принят в 2006 году и в который были внесены поправки (возможно, слишком легко [ 33 ] ) несколько раз. Закон о защите конкуренции также актуален. [ 34 ] Тем не менее существующие правовые положения не эффективны. [ 35 ]
Кодекс телерадиовещания гласит: [ 34 ]
В целях защиты плюрализма и политического, социального и культурного разнообразия концентрация собственности должна быть ограничена измерениями, которые обеспечивают экономическую эффективность, но не создают доминирующего положения в формировании общественного мнения.
— Статья 7, Параграф 5
И хотя санкция есть, нет положения о том, кто должен контролировать ее соблюдение. [ 34 ]
Кодекс телерадиовещания предусматривает, что:
...лицензии на вещание выдаются по принципу обеспечения плюрализма в сфере телерадиовещания, исключающего возможность создания условий для монополии и концентрации собственности в сфере телерадиовещания и в средствах массовой информации в целом.
— Статья 23, абзац 3, буква б)
За реализацию данного положения отвечает Национальное агентство по защите конкуренции (НАПК). Однако Кодекс ничего не делает для обеспечения соблюдения этого принципа в течение срока действия лицензии после ее выдачи. [ 34 ]
В октябре 2010 года Кодекс телерадиовещания также предусматривал, что: [ 33 ]
Физическое или юридическое лицо может владеть не более 2 (двуми) лицензиями на вещание в одной административной единице или территории без исключительных прав [на вещание]
— Пункт 3 статьи 66 в первоначальной редакции.
В какой-то момент количество лицензий было увеличено до пяти, а затем снова до двух, и окончательный текст был таким: [ 33 ]
Физическое или юридическое лицо может владеть не более 2 (двуми) лицензиями на вещание в одной административной единице или территории без исключительных прав [на вещание] и быть акционером с мажоритарным пакетом акций не более чем в двух вещательных [СМИ]
— Пункт 3 статьи 66, последняя редакция.
Однако в поправке указано, что "лицензии на вещание, выданные до вступления в силу настоящего закона, остаются действительными до истечения срока их действия". [ 33 ]
«Не существует никаких законодательных положений, регулирующих распределение субсидий средствам массовой информации или распространение государственной рекламы прозрачным и справедливым образом, что позволяет чиновникам, отвечающим за рекламные бюджеты, играть в фаворитов и распределять ресурсы, находящиеся под их контролем, произвольно или ради личной выгоды». [ 35 ]
Проект Кодекса телерадиовещания
[ редактировать ]Новая версия Кодекса телерадиовещания была разработана в 2011 году экспертами гражданского общества и СМИ. [ 34 ]
Статья 105 посвящена ограничению концентрации собственности в сфере телерадиовещания. [ 36 ] Он предусматривает ограничения для владельцев и супругов, но, по мнению эксперта ОБСЕ Катрин Найман-Меткалф, «может возникнуть вопрос, нельзя ли охватить больше людей, в том числе детей, чтобы избежать слишком легкого обхода правил». [ 37 ] Искусство. 106 комплектов для ограничения доли аудитории на рынке программных услуг. [ 36 ] Найман-Меткалф с трудом это понимает и не видит в этом законной цели. [ 37 ] Штрафы за нарушение ст. 105 или 106 предусмотрены ст. 108. [ 36 ]
В любом случае, даже если это и было частью программы пришедшей к власти в 2009 году коалиции «Альянс за европейскую интеграцию» и ее преемников, законодательной инициативой она стала лишь в марте 2015 года, а по состоянию на март 2016 года. [update], дело застопорилось. [ 35 ] [ 38 ]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Раскрытие информации о собственности СМИ и, следовательно, о концентрации было сделано в ноябре 2015 года, когда вступила в силу поправка к Кодексу телерадиовещания, одобренная в марте того же года. считает это проблемой Концентрация средств массовой информации высока, и Freedom House . [ 38 ] В краткосрочной перспективе улучшения ситуации не ожидается. [ 33 ]
Олигарх Владимир Плахотнюк является «владельцем четырех из пяти национальных телеканалов страны — Prime TV, Publika TV , Canal 2 и Canal 3 — а также трех радиостанций». [ 38 ] контролируя 60% акций на информационном рынке. [ 39 ] Было установлено, что четыре канала занимали партийную позицию на президентских выборах 2016 года , и Координационный совет по телерадиовещанию (КСТР) публично предупредил их. [ 33 ]
Депутат от ЛДПМ Кирилл Лучинский (не путать с бывшим президентом Петром Кириллом Лучинским ) является владельцем двух небольших телеканалов: TV7 и Bravo». [ 38 ] В 2016 году телеканал TV7 также получил предупреждение от КСТР. [ 33 ]
В целом «частные СМИ остаются финансово – и редакционно – зависимыми от дочерних предприятий и политических групп». [ 35 ]
«В преддверии местных выборов в июне 2015 года (...) большинство частных телеканалов в своих предвыборных репортажах (...) ориентировались на определенные партии или интересы (...); выяснилось, что интернет- и печатные СМИ обеспечивают более разнообразное освещение. " [ 38 ]
Многие местные станции ретранслируют контент российских СМИ. Это является источником беспокойства проевропейского правительства. [ 38 ] Весной 2016 года был предложен законопроект, запрещающий вещание из России. Это пойдет на пользу существующим игрокам, что усугубит проблему концентрации. [ 39 ]
Цензура и свобода СМИ
[ редактировать ]Правовая база
[ редактировать ]Конституция Молдовы 1994 года гласила:
Средства массовой информации не могут подвергаться цензуре
- Искусство. Статья 34, часть (5) Конституции Молдовы 1994 года. [ 34 ]
Аналогично Закон о печати:
Запрещается любая цензура периодических изданий и информационных агентств и вмешательство в их деятельность, связанную с подготовкой и распространением информации.
- Искусство. 19 Закона № 243 от 26.10.1994 г. [ 34 ]
А также Кодекс вещания:
Любая цензура теле- и радиосвязи запрещена.
- Искусство. 8, п.(2) Кодекса телерадиовещания (№260 от 27.07.2006) [ 34 ]
Международный рейтинг
[ редактировать ]о свободе прессы за 2016 год Молдова оценивается как «частично свободная» В отчете Freedom House с оценкой 56. [ 38 ] потеря одного балла из 55 за 2015 год (0 — лучший, 100 — худший). [ 4 ]
Репортеры без границ ставят ее на 76-е место из 180 стран, что ниже 72-го места в 2015 году и 55/56-го места в 2012/2014 году, хотя и лучше, чем 98-е/114-е места в 2008/2009 году. [ 40 ]
Нападения и угрозы в адрес журналистов
[ редактировать ]Физические нападения на журналистов в Молдове довольно редки. [ 4 ]
- В июне 2014 года журналист и правозащитник Олег Брега подвергся нападению в Кишиневе со стороны двух мужчин в масках. [ 4 ]
- В сентябре 2014 года угрозы были направлены в адрес газеты-расследователя Ziarul de Gardă после того, как она опубликовала информацию об активах и личной жизни лидера Молдавской православной церкви . [ 4 ]
В некоторых случаях сообщалось о задержаниях как о способе подавления свободы слова.
- В 2011 году русскоязычный писатель и журналист-блогер Эдуард Багиров несколько месяцев содержался в СИЗО без предъявления официальных обвинений, несмотря на протесты и голодовку Багирова. [ 41 ]
В 2015–2016 годах российским журналистам неоднократно отказывали во въезде в Молдову. [ 42 ]
Политическое вмешательство
[ редактировать ]Известно, что государственные органы и политики дают «рекомендации» и «дружественное давление» относительно того, о чем сообщать или нет и как. [ 34 ]
Власти запретили журналистам присутствовать в обновленном зале пленарных заседаний парламента, ограничив их отдельным пресс-залом. Центр независимой журналистики (ЦНЖ) раскритиковал эту политику как нарушение доступа и потребовал от правительства ее отмены, а также выразил сожаление по поводу недостаточного пространства, отведенного журналистам. [ 4 ]
В январе 2014 года несколько кабельных операторов исключили трех вещателей из своих базовых пакетов. В число исключенных вошли связанный с оппозицией Accent TV , критически настроенный Jurnal TV и РТР Молдова , ретранслирующий российские СМИ. Они были вновь введены после возражений со стороны общественности и международных организаций, таких как ОБСЕ. [ 4 ]
В 2022 году правительство отозвало лицензии на вещание у шести телеканалов за предположительное вещание пророссийской пропаганды и дезинформации о вторжении России в Украину в нарушение Кодекса аудиовизуальных услуг страны. Каналами были Primul, РТР Молдова, Accent TV, НТВ Молдова, TV6 и Orhei TV. [ 43 ] В правительстве заявили, что это было сделано для того, чтобы «предотвратить риск дезинформации или попыток манипулирования общественным мнением». [ 44 ] Все шестеро либо принадлежали, либо были связаны с Иланом Шором , беглым пророссийским политиком и бизнесменом, который сбежал в Израиль в 2019 году после того, как был признан виновным в мошенничестве и отмывании денег и заочно приговорен к 15 годам тюремного заключения . [ 45 ]
В октябре 2023 года Молдова, объявив чрезвычайное положение в стране, заблокировала несколько сайтов крупных российских СМИ, включая ТАСС и «Интерфакс» . Их обвинили в участии в информационной войне против страны. Отдельным указом Молдова также приостановила действие лицензий шести отечественных телеканалов, транслирующих российскую дезинформацию. С 2022 года Молдова уже запретила новостные и аналитические программы из России. [ 46 ] Телеканалы «Оризонт», «ITV», «Прайм», «Публика ТВ», «Канал 2» и «Канал 3» также были запрещены по заявленной причине «подрыва местных выборов». [ 47 ]
Гражданские иски о клевете
[ редактировать ]Несмотря на декриминализацию клеветы в 2009 году, дела против СМИ продолжают возбуждаться в молдавских судах, которые известны своей непорядочностью. Суды также не публикуют количество возбужденных дел. [ 4 ]
- В августе 2011 года газете расследований Ziarul de Gardă было приказано выплатить 33 000 евро в качестве компенсации за клевету двум прокурорам Глодень за репортажи об их предполагаемых правонарушениях - решение было оставлено в силе в апелляции, хотя и с меньшим размером ущерба, и окончательно отклонено Верховным судом Молдовы в июле 2012 года. «СМИ должны иметь право критиковать государственных чиновников на благо своего общества и не должны рисковать обанкротиться из-за вымогательских компенсаций за моральный ущерб, выплачиваемых государственным чиновникам», - прокомментировал Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. [ 48 ]
- В июле 2014 года Руслан Попа , лидер отколовшейся Реформистской Коммунистической партии Молдовы , выиграл дело о клевете против Accent TV , которому пришлось выплатить 130 000 леев (9 000 долларов США) в качестве компенсации за ущерб, хотя иск был подан неправильно, в частности, за пределами 30 лимит в несколько дней, установленный Законом о свободе выражения мнения 2010 года. [ 4 ]
Самоцензура
[ редактировать ]Чтобы избежать проблем, в том числе потери государственных средств и судебных исков, владельцы СМИ или сами журналисты практикуют самоцензуру . Контракты большинства журналистов не защищают свободу журналиста внутри организации. [ 34 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Introduction , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Диана Лунгу, Молдова #Законодательство о СМИ , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Традиционные медиа , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Freedom House , Молдова , 2015 Отчет о свободе прессы
- ^ «Предлагаемые поправки в законодательство Молдовы могут поставить под угрозу свободу выражения мнений и свободу СМИ, - говорит представитель ОБСЕ» . Вена: ОБСЕ. 22 апреля 2015 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ "Представитель ОБСЕ представил анализ проекта поправок в Кодекс телевидения и радио Молдовы" . Вена: ОБСЕ. 3 августа 2015 г. Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ "Ограничения иностранных вещателей в Молдове нарушают международные стандарты свободы СМИ, - заявил представитель ОБСЕ" . Вена: ОБСЕ. 13 июля 2016 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Спикер парламента Молдовы принял закон против российской пропаганды» . Радио Свободная Европа / Радио Свобода. 11 января 2018 года . Проверено 4 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Диана Лунгу, Молдова #Системы подотчетности , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Print Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Радио Молдовы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ «История | Новости Молдовы, видео, новости, новости онлайн | IPNA «Телерадио-Молдова» » . Трм.мд. Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Небольшой рост на рынке платных телевизионных услуг | НАРЭКИТ» . Anrceti.md . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Зебра ТВ» . Zebra.md . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «СтарНет» . Starnet.md . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ «Цифровое телевидение | Молдтелеком» . Молдтелеком.мд . Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ [1] Архивировано 22 сентября 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Телевидение , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ «Эволюция рынка: аудиовизуальный сектор | НАРЭКИТ» . Anrceti.md. 13 сентября 2010 г. Проверено 13 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Диана Лунгу, Молдова #Кино , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Телекоммуникации , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Диана Лунгу, Молдова #New Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Диана Лунгу, Молдова #Digital Media , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Информационные агентства , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Диана Лунгу, Молдова #Профсоюзы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Диана Лунгу, Молдова #Регулирующие органы , EJC Media Landscapes, около 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Дойна Костин, Мамука Андгуладзе (2012). «Прозрачность собственности СМИ в Республике Молдова» (PDF) . Centrul pentru Jurnalism Independent; Национальный фонд за демократию (NED) . Проверено 16 декабря 2016 г. .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б «Важность раскрытия конечных бенефициаров в медиа-бизнесе» . Mediaobservatory.net . Медиа-обсерватория Юго-Восточной Европы. 10 ноября 2015 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Эксперты из Турции, Беларуси, Молдовы, Грузии, Азербайджана и Украины рассуждали о прозрачности собственности СМИ на СРВЧИ ОБСЕ» . cedem.org.ue . Центр демократии и верховенства закона. 30 сентября 2013 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Владение СМИ и приватизация в Центральной и Восточной Европе» . cedem.org.ua . Центр демократии и верховенства закона. 1 февраля 2012 года . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Молдова, свобода прессы 2016» . Freedomhouse.org . Дом Свободы. 2016 . Проверено 16 декабря 2016 г. .
- ^ «Молдова». Владение СМИ и его влияние на независимость и плюрализм СМИ (PDF) . Любляна, Словения: SEENPM, Институт мира. 2004. с. 332.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пирцак, Оливия (16 ноября 2016 г.). «Концентрация собственности СМИ в Молдове» . Медиа Ази . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Прозрачность собственности СМИ в Республике Молдова» (PDF) . Центр независимой журналистики . Кишинев. 2012 . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Молдова: Представление заинтересованных сторон на универсальный периодический обзор» . Дом Свободы. 28 марта 2016 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Проект – Кодекс телерадиовещания Республики Молдова» (PDF) . Фонд Сороса Молдова . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Найман-Меткалф, Катрин (июнь 2011 г.). «Анализ проекта Кодекса телерадиовещания Республики Молдова» . ОБСЕ. п. 24 . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Молдова / Страновой отчет / Свобода прессы» . Дом Свободы. 2016 . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Франческо Бруса (5 декабря 2016 г.). «СМИ в Молдове: олигархия у власти» . Обсерватория Балкан и Кавказа – ТрансЕвропа . Кишинев . Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Молдова» . РСФ . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ РФМ ОБСЕ
- ^ "Представитель ОБСЕ призывает власти Молдовы разрешить свободную и беспрепятственную работу журналистов" . Лос-Анджелес: ОБСЕ. 23 января 2016 года . Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Шесть телеканалов приостановлены из-за обвинений в «дезинформации»» . Евроньюс . 19 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Молдова приостановила работу шести каналов из-за украинской «дезинформации» – DW – 17.12.2022» . Немецкая волна . 17 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Правительство Молдовы приостановило действие лицензий шести телеканалов с целью «ликвидации пропаганды» » . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . 17 декабря 2022 г. Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ «Молдова блокирует доступ к основным информационным агентствам России» . Рейтер . 2023-10-30 . Проверено 31 октября 2023 г.
- ^ «Молдова блокирует все больше российских СМИ» . 31 октября 2023 г.
- ^ РФМ ОБСЕ