Татьяна
Татиан Адиабенский , [ 1 ] или Татиан Сириин [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] или Татиан Ассирийский , [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] ( / ˈ t eɪ ʃ ən , -i ən / ассирийским ; латынь : Tatianus ; древнегреческий : Τατιανός ; классический сирийский : rought ; ок. 120 – ок. 180 н.э.) был христианским писателем и богословом 2-го века.
Самая влиятельная работа Татиана — « Диатессарон» , библейский парафраз , или «гармония», четырёх евангелий, ставший стандартным текстом четырёх евангелий в сирийскоязычных церквях до V века, после чего он уступил место четырём Евангелиям. отдельные Евангелия в версии Пешитты . [ 9 ]
Жизнь
[ редактировать ]О дате и месте его рождения мало что известно, кроме того, что Татиан рассказывает о себе в своем Oratio ad Graecos , гл. XLII ( Анте-никейские отцы , II. 81–82): что он родился в «земле ассирийцев», ученые согласны с тем, что он умер ок. 185 год нашей эры, возможно, в Адиабене .
Он отправился в Рим , где впервые столкнулся с христианством. Во время его длительного пребывания в Риме, по его собственным словам, его отвращение к языческим культам вызвало глубокие размышления о религиозных проблемах. Через Ветхий Завет , писал он, он убедился в неразумности язычества. Он принял христианскую религию и стал учеником Иустина Мученика . В этот период христианские философы конкурировали с греческими софистами. Как и Юстин, Татиан открыл христианскую школу в Риме.
Сведения о жизни Татиана после смерти Юстина в 165 году нашей эры в некоторой степени неясны. Ириней замечает ( Haer. , I., xxviii. 1, Ante-Nicene Fathers, i. 353), что после смерти Иустина он был изгнан из церкви за свои энкратитические ( аскетические ) взгляды, а также за то, что был последователем лидера гностиков Валентиния . Евсевий ссылается на мнение, что Татиан основал секту энкратитов. [ 10 ] Ясно, что Татиан покинул Рим, возможно, чтобы пожить какое-то время либо в Греции, либо в Александрии , где он, возможно, обучал Климента Александрийского . [ 11 ] Епифаний сообщает, что Татиан основал школу в Месопотамии, влияние которой распространялось на Антиохию в Ассирии и ощущалось в Киликии и особенно в Писидии.
Раннее развитие Ассирийской церкви дает комментарий к поведению Татиана в практической жизни. Таким образом, для Афрахата крещение обусловливает принятие обета , в котором оглашенный обещает безбрачие. Это показывает, насколько прочно воззрения Татиана утвердились в Ассирии, и подтверждает предположение, что Татиан был миссионером стран вокруг Евфрата .
Сочинения
[ редактировать ]Его Oratio ad Graecos (Обращение к грекам) осуждает язычество как бесполезное и восхваляет разумность и глубокую древность христианства. Еще при Евсевии Татиана хвалили за его рассуждения о древности Моисея и еврейского законодательства, и именно из-за этого хронологического раздела его «Оратио» не подвергалось общему осуждению.
Другой его крупной работой был « Диатессарон» , «гармония» или синтез четырех Нового Завета Евангелий в объединенное повествование о жизни Иисуса . Ефрем Сирин называл его Evangelion da Mehallete («Евангелие смешанных»), и это был практически единственный евангельский текст, использовавшийся в Ассирии в III и IV веках.
В середине V века Диатессарон был заменен в тех ассирийских церквях, которые использовали его, четырьмя оригинальными Евангелиями. Раббула , епископ Эдессы , приказал священникам и дьяконам следить за тем, чтобы каждая церковь имела экземпляр отдельных Евангелий ( Евангелион да Мефарреше ), а Феодорит , епископ Кирский, изъял более двухсот экземпляров Диатессарона из церквей в его епархия. Сирийско -синайская рукопись Евангелий была создана между 411 и 435 годами нашей эры в результате его указа. [ 12 ]
ряд редакций « Диатессарона » Сохранился . Самая ранняя, часть восточного семейства редакций, сохранилась в «Комментарии Ефрема к сочинению Татиана», который сам сохранился в двух вариантах: армянский перевод, сохранившийся в двух экземплярах, и копия оригинального сирийского текста Ефрема конца V — начала VI век, под редакцией Луи Лелуара (Париж, 1966). Другие переводы включают переводы, сделанные на арабский , персидский и древнегрузинский языки . Когда-то считалось, что фрагмент повествования о Страстях , найденный в руинах Дура-Европоса в 1933 году, был взят из « Диатессарона» , но более поздние научные заключения не связывают его напрямую с работой Татиана.
Самым ранним членом западной семьи редакций является латинский Codex Fuldensis , написанный по просьбе епископа Виктора Капуанского в 545 году нашей эры. Хотя текст явно зависит от Вульгаты , порядок отрывков явно соответствует тому, как их расположил Тациан. Влияние Татиана можно обнаружить гораздо раньше в таких латинских рукописях, как старолатинский перевод Библии, в сохранившихся сочинениях Новациана и в «Римской антифонии». После Кодекса Фульденсис казалось, что члены западной семьи вели подземное существование, что на протяжении веков появлялось в поле зрения в древневерхненемецком переводе (ок. 830 г.), голландском (ок. 1280 г.), венецианском манускрипте 13 века и среднеанглийская рукопись 1400 года, которая когда-то принадлежала Сэмюэлю Пепису .
В утерянном сочинении, озаглавленном « О совершенстве по Учению Спасителя», Татиан называет супружество символом связи плоти с бренным миром и приписывает «изобретение» супружества диаволу. Он различает старого и нового человека; ветхий человек — это закон, новый человек — Евангелие. Другие утерянные сочинения Татиана включают работу, написанную до Oratio ad Graecos , в которой природа человека противопоставляется природе животных, а также «Проблематон библион» , целью которой было представить сборник малоизвестных высказываний Священного Писания.
Теология
[ редактировать ]Исходной точкой богословия Татиана является строгий монотеизм, который становится источником нравственной жизни. Первоначально человеческая душа обладала верой в единого Бога, но потеряла ее с падением. В результате, под властью демонов, человек впал в отвратительную ошибку многобожия. Монотеистической верой душа освобождается от материального мира и от бесовской власти и соединяется с Богом. Бог есть дух ( пневма ), но не физическая или стоическая пневма; он был одинок до творения, но потенциально имел в себе все творение. Некоторые ученые считают богословие творения Татиана началом учения «ex nihilo» (творение из «ничего»). [ 13 ]
Средством творения была dynamis logike («сила, выраженная в словах»). Сначала там произошло от Бога- Логоса , который, порожденный вначале, должен был произвести мир, создав материю, из которой возникло все творение. Творение пронизано пневмой хиликон , «мировым духом», общим для ангелов, звезд, людей, животных и растений. Этот мировой дух стоит ниже божественной пневмы и становится в человеке психикой или «душой», так что с материальной стороны и в своей душе человек не отличается существенно от животных; хотя в то же время он призван к своеобразному союзу с божественным духом, который возвышает его над животными. Этот дух есть образ Божий в человеке, и ему обязано бессмертие человека.
Первенец духов (отождествляемый с Сатаной ) пал и стал причиной падения других, и таким образом возникли демоны. Падение духов произошло из-за их желания отделить человека от Бога, чтобы он мог служить не Богу, а им. Человек, однако, был замешан в этом падении, потерял свое благодатное жилище, а душа его была покинута божественным духом и погрузилась в материальную сферу, в которой осталось живым лишь слабое воспоминание о Боге.
Как благодаря свободе человек пал, так благодаря свободе он может снова обратиться к Богу. Дух соединяется с душами тех, кто ходит непорочно; через пророков он напоминает людям об их утраченном подобии Богу. Хотя Татиан не упоминает имя Иисуса, его учение об искуплении достигает кульминации в христологии .
Историография
[ редактировать ]В отличие от Юстина, который связал новое христианское учение с философией, Татиан демонстрирует яростное неприятие форм философской литературы, с которыми он знаком, и, следовательно, обращается к более безопасному литературному жанру: историческому писанию.
Таким образом, он резюмирует свой трактат:
Таким образом, я считаю, что я кратко, но со всей своей строгостью проанализировал трактаты мудрецов, их «хронологии» (χρόνοι) и их архивы (ναγραφαί), каждый в отдельности» (Татиан Орацио ад Грекос 41.2-3).
Татиан впервые в христианском лексиконе дает голос ναγραφή, летописной или документальной хронологии. Татиан утверждает, что греки научились историографии у египтян (Oratio ad Graecos 1.1), которые владели точными методами хронологии (38.1). Для сирийцев греки — искусные литераторы, плохие философы, но они никогда не смогут быть хорошими историками, поскольку «для тех, кто имеет бессвязную хронологию, невозможно сказать, что истинно об истории» (31.4). Греки — украшатели языка и вообще в отношении производственных и художественных приемов — искусные подражатели, а не творцы или первооткрыватели: «перестаньте называть подражания изобретениями» (Oratio ad Graecos 1.1). Затем он утверждает, что греки получили от других культур все дисциплины, которые им удалось практиковать: гадание по снам, предсказание по звездам, наблюдение за полетом птиц, искусство жертвоприношения, астрономию, магию, геометрию, алфавит, поэзию. , пение, мистерии, пластика, анаграфические пластинки, производство музыкальных инструментов и металлургия (1.1-2) он в каждом случае указывает нацию, от которой происходят знания, которыми греки обладают в области искусств. от. Однако, хотя он и не признает изобретательских способностей греков, Татиан называет себя осмотрительным историком по образцу Фукидид , которого он никогда не называет. Он представляет себя знатоком документации «со всей моей строгостью <для вас>» (Oratio 41.2.13) Принцип Фукидида. Он также проводит различие между анналами и документами, которые находятся в пределах досягаемости историка, и вещами, которые выходят за рамки его непосредственного знания (Oratio ad Graecos 20.2), что является еще одним из принципов Фукидида. Затем он принимает предостережение греческих историков, отвергавших мифологическую «археологию», с помощью которой древние этнографы и историки ( Тит Ливий ) освещали темный путь между известными фактами и легендарным происхождением каждого города или этнической группы. Другой характеристикой строгого историка является личное обследование мест и городов с распознаванием различных типов документации и источников:
Итак, все эти вещи я излагаю не потому, что научился этому у другого, а потому, что, путешествуя по многим странам, я был учителем ваших собственных учений, исследовал многие искусства и концепции и, наконец, смог внимательно изучить разнообразие статуй, привезенных вами в город Рим. Ибо я не стремлюсь подтверждать свои учения, как это делают вульгарные, мнениями, чуждыми моему, но «хочу составить анографы» (τὴν ἀναγραφὴν συντάσσσειν βούλομαι) на все те вещи, которые я понял сам (Oratio ad Graecos 35.1).
Таким образом, кажется, что Татиан предлагает не философию, богословие или толкование какого-то богооткровенного текста, а историческую истину, которую можно достичь при внимательном изучении. Он также не занимается мифологией, потому что, оспаривая мифологов в целом, он использует аргумент, согласный с критическими историками: греческое богословие — это мифология, литературное изобретение, не содержащее истины. Впервые голос μυθολογία появляется в христианском лексиконе (Oratio ad Graecos 40.1); это конкретно означает фальсификацию философии Моисея, совершенную греками. Их поэзия постыдна, но, тем не менее, не фальшива в абсолютном смысле, потому что «боги» существуют и действуют: они — «демоны», которые посягают на отклонения в человеческом поведении и управляют разрушительной и злой культурой. всего греческого παιδεία. Таким образом, греческое богословие рассматривается не как praeparatio evangelica, а как degradatio мозаика, то есть как имитационное искажение писаний Библии (40.1). Следовательно, он в конечном итоге поддерживает несколько тезисов, главный из которых состоит в том, что Моисей старше всех законодателей и писателей человечества (31; 36.2-40.1); что не существует множественности богов, а есть творческая монархия (Oratio ad Graecos 29.2); что не существует множественности миров, а есть только один, и грядет только один окончательный суд, который должен быть универсальным (Oratio ad Graecos 6.1). [ 14 ] Литературный жанр «Оратио» по-прежнему остается жанром апологетики с элементами диатрибы и протрепсиса. Стерлинг назвал это «апологетической историографией». [ 15 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтерс, Джеймс Э. «Татиан из Адиабены-Сириаки» . Сирийский биографический словарь . Университет Вандербильта, Принстонский университет . Проверено 30 августа 2016 г.
- ^ «Отцы церкви: Другие греческие апологеты» .
- ^ «Канон и текст Нового Завета» . Нью-Йорк, сыновья К. Скрибнера. 1907.
- ^ «История христианской религии до 200 года» .
- ^ Райланд, Дж. Э. «Вступительная записка к Татиану Ассирийцу» . Earlychristianwritings.com.
- ^ «Татиан, Обращение, 42» , Антеникейские отцы , 2 :81–82
- ^ «ANF02. Отцы второго века: Ерма, Татиан, Афинагор, Феофил и Климент Александрийский (Весь)» . Эфирная библиотека христианской классики.
- ^ Истоки и появление церкви в Эдессе в первые два века нашей эры Автор(ы): Л.В. Барнард Источник: Vigiliae Christianae, Vol. 22, нет. 3 (сентябрь 1968 г.), стр. 100–1. 161-1
- ^ Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г., статьи «Диатессарон» и «Пешитта».
- ^ Евсевий, Церковная история Евсевия: полная и полная: iv. 28, 29 , стр. 141, по состоянию на 27 февраля 2023 г.
- ^ Фергюсон, Джон (1974). Климент Александрийский . Нью-Йорк: Ardent Media, с. 14.
- ^ Льюис, Агнес Смит (1894). Перевод четырех Евангелий с сирийского языка синайского Палимпсеста . стр. XVIII. ISBN 9780790530086 .
- ^ Эдвин Хэтч, Влияние греческих идей и обычаев на христианскую церковь, 195–196. Основа теории [ex nihilo] была платоновской, хотя некоторые термины были заимствованы как у Аристотеля, так и у стоиков. Она сама стала основой теории, которая в конечном итоге возобладала в Церкви. Переход появляется в Татиане [ок. 170 г. н.э.]
- ^ Алессо, Марта. (2013). Герменевтика литературных жанров: от античности до христианства. Буэнос-Айрес: Институт классической филологии. стр. 371-77.
- ^ Стерлинг, Г. (1992) Историография и самоопределение, Иосиф Флавий, Деяния Луки и апологетическая историография, Лейден.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петерсен, В. Диатессарон и Ефрем Сирийский как источники Послания к Римлянам-мелодисту (Tournout, Peeters, 1985) (CSCO 475 [Субсидия 74]).
- Неймейр, У. Христианский учитель во втором веке. Ее учение, ее самооценка и ее история (Лейден, 1989) (Vigiliae Christianae. Supplements, 4), 182–194.
- Петерсен, «Диатессарон» В. Татиана: его создание, распространение, значение и история в науке (Лейден, Брилл, 1994).
- Хант, Э. Дж. Христианство во 2 веке: случай Татиан (Лондон, Routledge, 2003).
- Гака, К.Л. «Изгнание Афродиты из мира: Татиан и его энкратитовый аргумент», в книге Иадема « Создание блуда: Эрос, этика и политическая реформа в греческой философии и раннем христианстве» (Беркли, University of California Press, 2003), 221. –246.
- Петерсен, В.Л. «Татиан Ассирийский», в Антти Марьянене и Петри Луоманен (ред.), Спутник христианских «еретиков» второго века (Лейден: Брилл, 2005), 125–158.
- Харрис, младший «Первое татианское чтение в греческом Новом Завете», в книге «Idem», «Автографы Нового Завета и другие эссе» (Шеффилд: Шеффилд Феникс, 2006) (Монографии Нового Завета, 7).
- Золя, Нью-Джерси « Диатессарон Тациана и хронология страстей» Магистерская диссертация, Христианский университет Абилина, 2009 г., 177 стр., № 050-0171.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Татианом, в Wikiquote
Работы Татьяны или о ней в Wikisource
- Перевод «Обращение к грекам» , сайт Earlychristianwritings.com. (Перевод Дж. Э. Райланда)
- страница со ссылкой на перевод «Обращение к грекам» , сайт ccel.org. (Перевод Дж. Э. Райланда)
- ссылки на греческую и латинскую версии «Обращения к грекам» и на «Диатессарон Татиана» . Сайт documentacatholicaomnia.eu.
- Запись в «Католической энциклопедии» о Татиане . Сайт newadvent.org.
- Работы Татьяны в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)