Jump to content

Татьяна

(Перенаправлено с Татиана )

Татиан Адиабенский , [ 1 ] или Татиан Сириин [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] или Татиан Ассирийский , [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] ( / ˈ t ʃ ən , -i ən / ассирийским ; латынь : Tatianus ; древнегреческий : Τατιανός ; классический сирийский : rought ; ок. 120 – ок. 180 н.э.) был христианским писателем и богословом 2-го века.

Самая влиятельная работа Татиана — « Диатессарон» , библейский парафраз , или «гармония», четырёх евангелий, ставший стандартным текстом четырёх евангелий в сирийскоязычных церквях до V века, после чего он уступил место четырём Евангелиям. отдельные Евангелия в версии Пешитты . [ 9 ]

О дате и месте его рождения мало что известно, кроме того, что Татиан рассказывает о себе в своем Oratio ad Graecos , гл. XLII ( Анте-никейские отцы , II. 81–82): что он родился в «земле ассирийцев», ученые согласны с тем, что он умер ок. 185 год нашей эры, возможно, в Адиабене .

Он отправился в Рим , где впервые столкнулся с христианством. Во время его длительного пребывания в Риме, по его собственным словам, его отвращение к языческим культам вызвало глубокие размышления о религиозных проблемах. Через Ветхий Завет , писал он, он убедился в неразумности язычества. Он принял христианскую религию и стал учеником Иустина Мученика . В этот период христианские философы конкурировали с греческими софистами. Как и Юстин, Татиан открыл христианскую школу в Риме.

Сведения о жизни Татиана после смерти Юстина в 165 году нашей эры в некоторой степени неясны. Ириней замечает ( Haer. , I., xxviii. 1, Ante-Nicene Fathers, i. 353), что после смерти Иустина он был изгнан из церкви за свои энкратитические ( аскетические ) взгляды, а также за то, что был последователем лидера гностиков Валентиния . Евсевий ссылается на мнение, что Татиан основал секту энкратитов. [ 10 ] Ясно, что Татиан покинул Рим, возможно, чтобы пожить какое-то время либо в Греции, либо в Александрии , где он, возможно, обучал Климента Александрийского . [ 11 ] Епифаний сообщает, что Татиан основал школу в Месопотамии, влияние которой распространялось на Антиохию в Ассирии и ощущалось в Киликии и особенно в Писидии.

Раннее развитие Ассирийской церкви дает комментарий к поведению Татиана в практической жизни. Таким образом, для Афрахата крещение обусловливает принятие обета , в котором оглашенный обещает безбрачие. Это показывает, насколько прочно воззрения Татиана утвердились в Ассирии, и подтверждает предположение, что Татиан был миссионером стран вокруг Евфрата .

Сочинения

[ редактировать ]

Его Oratio ad Graecos (Обращение к грекам) осуждает язычество как бесполезное и восхваляет разумность и глубокую древность христианства. Еще при Евсевии Татиана хвалили за его рассуждения о древности Моисея и еврейского законодательства, и именно из-за этого хронологического раздела его «Оратио» не подвергалось общему осуждению.

Другой его крупной работой был « Диатессарон» , «гармония» или синтез четырех Нового Завета Евангелий в объединенное повествование о жизни Иисуса . Ефрем Сирин называл его Evangelion da Mehallete («Евангелие смешанных»), и это был практически единственный евангельский текст, использовавшийся в Ассирии в III и IV веках.

В середине V века Диатессарон был заменен в тех ассирийских церквях, которые использовали его, четырьмя оригинальными Евангелиями. Раббула , епископ Эдессы , приказал священникам и дьяконам следить за тем, чтобы каждая церковь имела экземпляр отдельных Евангелий ( Евангелион да Мефарреше ), а Феодорит , епископ Кирский, изъял более двухсот экземпляров Диатессарона из церквей в его епархия. Сирийско -синайская рукопись Евангелий была создана между 411 и 435 годами нашей эры в результате его указа. [ 12 ]

ряд редакций « Диатессарона » Сохранился . Самая ранняя, часть восточного семейства редакций, сохранилась в «Комментарии Ефрема к сочинению Татиана», который сам сохранился в двух вариантах: армянский перевод, сохранившийся в двух экземплярах, и копия оригинального сирийского текста Ефрема конца V — начала VI век, под редакцией Луи Лелуара (Париж, 1966). Другие переводы включают переводы, сделанные на арабский , персидский и древнегрузинский языки . Когда-то считалось, что фрагмент повествования о Страстях , найденный в руинах Дура-Европоса в 1933 году, был взят из « Диатессарона» , но более поздние научные заключения не связывают его напрямую с работой Татиана.

Самым ранним членом западной семьи редакций является латинский Codex Fuldensis , написанный по просьбе епископа Виктора Капуанского в 545 году нашей эры. Хотя текст явно зависит от Вульгаты , порядок отрывков явно соответствует тому, как их расположил Тациан. Влияние Татиана можно обнаружить гораздо раньше в таких латинских рукописях, как старолатинский перевод Библии, в сохранившихся сочинениях Новациана и в «Римской антифонии». После Кодекса Фульденсис казалось, что члены западной семьи вели подземное существование, что на протяжении веков появлялось в поле зрения в древневерхненемецком переводе (ок. 830 г.), голландском (ок. 1280 г.), венецианском манускрипте 13 века и среднеанглийская рукопись 1400 года, которая когда-то принадлежала Сэмюэлю Пепису .

В утерянном сочинении, озаглавленном « О совершенстве по Учению Спасителя», Татиан называет супружество символом связи плоти с бренным миром и приписывает «изобретение» супружества диаволу. Он различает старого и нового человека; ветхий человек — это закон, новый человек — Евангелие. Другие утерянные сочинения Татиана включают работу, написанную до Oratio ad Graecos , в которой природа человека противопоставляется природе животных, а также «Проблематон библион» , целью которой было представить сборник малоизвестных высказываний Священного Писания.

Теология

[ редактировать ]

Исходной точкой богословия Татиана является строгий монотеизм, который становится источником нравственной жизни. Первоначально человеческая душа обладала верой в единого Бога, но потеряла ее с падением. В результате, под властью демонов, человек впал в отвратительную ошибку многобожия. Монотеистической верой душа освобождается от материального мира и от бесовской власти и соединяется с Богом. Бог есть дух ( пневма ), но не физическая или стоическая пневма; он был одинок до творения, но потенциально имел в себе все творение. Некоторые ученые считают богословие творения Татиана началом учения «ex nihilo» (творение из «ничего»). [ 13 ]

Средством творения была dynamis logike («сила, выраженная в словах»). Сначала там произошло от Бога- Логоса , который, порожденный вначале, должен был произвести мир, создав материю, из которой возникло все творение. Творение пронизано пневмой хиликон , «мировым духом», общим для ангелов, звезд, людей, животных и растений. Этот мировой дух стоит ниже божественной пневмы и становится в человеке психикой или «душой», так что с материальной стороны и в своей душе человек не отличается существенно от животных; хотя в то же время он призван к своеобразному союзу с божественным духом, который возвышает его над животными. Этот дух есть образ Божий в человеке, и ему обязано бессмертие человека.

Первенец духов (отождествляемый с Сатаной ) пал и стал причиной падения других, и таким образом возникли демоны. Падение духов произошло из-за их желания отделить человека от Бога, чтобы он мог служить не Богу, а им. Человек, однако, был замешан в этом падении, потерял свое благодатное жилище, а душа его была покинута божественным духом и погрузилась в материальную сферу, в которой осталось живым лишь слабое воспоминание о Боге.

Как благодаря свободе человек пал, так благодаря свободе он может снова обратиться к Богу. Дух соединяется с душами тех, кто ходит непорочно; через пророков он напоминает людям об их утраченном подобии Богу. Хотя Татиан не упоминает имя Иисуса, его учение об искуплении достигает кульминации в христологии .

Историография

[ редактировать ]

В отличие от Юстина, который связал новое христианское учение с философией, Татиан демонстрирует яростное неприятие форм философской литературы, с которыми он знаком, и, следовательно, обращается к более безопасному литературному жанру: историческому писанию.

Таким образом, он резюмирует свой трактат:

Таким образом, я считаю, что я кратко, но со всей своей строгостью проанализировал трактаты мудрецов, их «хронологии» (χρόνοι) и их архивы (ναγραφαί), каждый в отдельности» (Татиан Орацио ад Грекос 41.2-3).

Татиан впервые в христианском лексиконе дает голос ναγραφή, летописной или документальной хронологии. Татиан утверждает, что греки научились историографии у египтян (Oratio ad Graecos 1.1), которые владели точными методами хронологии (38.1). Для сирийцев греки — искусные литераторы, плохие философы, но они никогда не смогут быть хорошими историками, поскольку «для тех, кто имеет бессвязную хронологию, невозможно сказать, что истинно об истории» (31.4). Греки — украшатели языка и вообще в отношении производственных и художественных приемов — искусные подражатели, а не творцы или первооткрыватели: «перестаньте называть подражания изобретениями» (Oratio ad Graecos 1.1). Затем он утверждает, что греки получили от других культур все дисциплины, которые им удалось практиковать: гадание по снам, предсказание по звездам, наблюдение за полетом птиц, искусство жертвоприношения, астрономию, магию, геометрию, алфавит, поэзию. , пение, мистерии, пластика, анаграфические пластинки, производство музыкальных инструментов и металлургия (1.1-2) он в каждом случае указывает нацию, от которой происходят знания, которыми греки обладают в области искусств. от. Однако, хотя он и не признает изобретательских способностей греков, Татиан называет себя осмотрительным историком по образцу Фукидид , которого он никогда не называет. Он представляет себя знатоком документации «со всей моей строгостью <для вас>» (Oratio 41.2.13) Принцип Фукидида. Он также проводит различие между анналами и документами, которые находятся в пределах досягаемости историка, и вещами, которые выходят за рамки его непосредственного знания (Oratio ad Graecos 20.2), что является еще одним из принципов Фукидида. Затем он принимает предостережение греческих историков, отвергавших мифологическую «археологию», с помощью которой древние этнографы и историки ( Тит Ливий ) освещали темный путь между известными фактами и легендарным происхождением каждого города или этнической группы. Другой характеристикой строгого историка является личное обследование мест и городов с распознаванием различных типов документации и источников:

Итак, все эти вещи я излагаю не потому, что научился этому у другого, а потому, что, путешествуя по многим странам, я был учителем ваших собственных учений, исследовал многие искусства и концепции и, наконец, смог внимательно изучить разнообразие статуй, привезенных вами в город Рим. Ибо я не стремлюсь подтверждать свои учения, как это делают вульгарные, мнениями, чуждыми моему, но «хочу составить анографы» (τὴν ἀναγραφὴν συντάσσσειν βούλομαι) на все те вещи, которые я понял сам (Oratio ad Graecos 35.1).

Таким образом, кажется, что Татиан предлагает не философию, богословие или толкование какого-то богооткровенного текста, а историческую истину, которую можно достичь при внимательном изучении. Он также не занимается мифологией, потому что, оспаривая мифологов в целом, он использует аргумент, согласный с критическими историками: греческое богословие — это мифология, литературное изобретение, не содержащее истины. Впервые голос μυθολογία появляется в христианском лексиконе (Oratio ad Graecos 40.1); это конкретно означает фальсификацию философии Моисея, совершенную греками. Их поэзия постыдна, но, тем не менее, не фальшива в абсолютном смысле, потому что «боги» существуют и действуют: они — «демоны», которые посягают на отклонения в человеческом поведении и управляют разрушительной и злой культурой. всего греческого παιδεία. Таким образом, греческое богословие рассматривается не как praeparatio evangelica, а как degradatio мозаика, то есть как имитационное искажение писаний Библии (40.1). Следовательно, он в конечном итоге поддерживает несколько тезисов, главный из которых состоит в том, что Моисей старше всех законодателей и писателей человечества (31; 36.2-40.1); что не существует множественности богов, а есть творческая монархия (Oratio ad Graecos 29.2); что не существует множественности миров, а есть только один, и грядет только один окончательный суд, который должен быть универсальным (Oratio ad Graecos 6.1). [ 14 ] Литературный жанр «Оратио» по-прежнему остается жанром апологетики с элементами диатрибы и протрепсиса. Стерлинг назвал это «апологетической историографией». [ 15 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уолтерс, Джеймс Э. «Татиан из Адиабены-Сириаки» . Сирийский биографический словарь . Университет Вандербильта, Принстонский университет . Проверено 30 августа 2016 г.
  2. ^ «Отцы церкви: Другие греческие апологеты» .
  3. ^ «Канон и текст Нового Завета» . Нью-Йорк, сыновья К. Скрибнера. 1907.
  4. ^ «История христианской религии до 200 года» .
  5. ^ Райланд, Дж. Э. «Вступительная записка к Татиану Ассирийцу» . Earlychristianwritings.com.
  6. ^ «Татиан, Обращение, 42» , Антеникейские отцы , 2 :81–82
  7. ^ «ANF02. Отцы второго века: Ерма, Татиан, Афинагор, Феофил и Климент Александрийский (Весь)» . Эфирная библиотека христианской классики.
  8. ^ Истоки и появление церкви в Эдессе в первые два века нашей эры Автор(ы): Л.В. Барнард Источник: Vigiliae Christianae, Vol. 22, нет. 3 (сентябрь 1968 г.), стр. 100–1. 161-1
  9. ^ Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г., статьи «Диатессарон» и «Пешитта».
  10. ^ Евсевий, Церковная история Евсевия: полная и полная: iv. 28, 29 , стр. 141, по состоянию на 27 февраля 2023 г.
  11. ^ Фергюсон, Джон (1974). Климент Александрийский . Нью-Йорк: Ardent Media, с. 14.
  12. ^ Льюис, Агнес Смит (1894). Перевод четырех Евангелий с сирийского языка синайского Палимпсеста . стр. XVIII. ISBN  9780790530086 .
  13. ^ Эдвин Хэтч, Влияние греческих идей и обычаев на христианскую церковь, 195–196. Основа теории [ex nihilo] была платоновской, хотя некоторые термины были заимствованы как у Аристотеля, так и у стоиков. Она сама стала основой теории, которая в конечном итоге возобладала в Церкви. Переход появляется в Татиане [ок. 170 г. н.э.]
  14. ^ Алессо, Марта. (2013). Герменевтика литературных жанров: от античности до христианства. Буэнос-Айрес: Институт классической филологии. стр. 371-77.
  15. ^ Стерлинг, Г. (1992) Историография и самоопределение, Иосиф Флавий, Деяния Луки и апологетическая историография, Лейден.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Петерсен, В. Диатессарон и Ефрем Сирийский как источники Послания к Римлянам-мелодисту (Tournout, Peeters, 1985) (CSCO 475 [Субсидия 74]).
  • Неймейр, У. Христианский учитель во втором веке. Ее учение, ее самооценка и ее история (Лейден, 1989) (Vigiliae Christianae. Supplements, 4), 182–194.
  • Петерсен, «Диатессарон» В. Татиана: его создание, распространение, значение и история в науке (Лейден, Брилл, 1994).
  • Хант, Э. Дж. Христианство во 2 веке: случай Татиан (Лондон, Routledge, 2003).
  • Гака, К.Л. «Изгнание Афродиты из мира: Татиан и его энкратитовый аргумент», в книге Иадема « Создание блуда: Эрос, этика и политическая реформа в греческой философии и раннем христианстве» (Беркли, University of California Press, 2003), 221. –246.
  • Петерсен, В.Л. «Татиан Ассирийский», в Антти Марьянене и Петри Луоманен (ред.), Спутник христианских «еретиков» второго века (Лейден: Брилл, 2005), 125–158.
  • Харрис, младший «Первое татианское чтение в греческом Новом Завете», в книге «Idem», «Автографы Нового Завета и другие эссе» (Шеффилд: Шеффилд Феникс, 2006) (Монографии Нового Завета, 7).
  • Золя, Нью-Джерси « Диатессарон Тациана и хронология страстей» Магистерская диссертация, Христианский университет Абилина, 2009 г., 177 стр., № 050-0171.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f9fbce8d806fc4cd0d908769c999a87__1717217280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/87/2f9fbce8d806fc4cd0d908769c999a87.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tatian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)