Снос мечети Бабри Масджид
Снос мечети Бабри Масджид | |
---|---|
Часть спора об Айодхье | |
![]() XIX века. Фотография Бабри Масджида | |
Расположение | Айодхья , Индия |
Дата | 6 декабря 1992 г |
Цель | Мечеть Бабри |
Тип атаки | Беспорядки |
Летальные исходы | 2000 (включая последовавшие беспорядки) [ 1 ] |
Преступники | Вишва Хинду Паришад , Раштрия Сваямсевак Сангх , Шив Сена , партии Бхаратия Джаната и Баджранг Дал. рабочие |
Снос Бабри Масджид был осуществлен 6 декабря 1992 года большой группой активистов Вишва Хинду Паришад и союзных организаций . XVI века Мечеть Бабри Масджид в городе Айодхья , штат Уттар-Прадеш , Индия, стала предметом длительного общественно-политического спора и стала мишенью после того, как политический митинг, организованный индуистскими националистическими организациями, перерос в насилие.
В индуистской традиции город Айодхья является местом рождения Рамы . В 16 веке Великих Моголов полководец Мир Баки построил мечеть, известную как Бабри Масджид, на месте, которое некоторые индуисты называют Рам Джанмабхуми , или местом рождения Рамы. Археологическая служба Индии утверждает, что мечеть была построена на земле, где ранее существовало неисламское строение. [ 2 ] [ 3 ] В 1980-х годах Вишва индуистский паришад (ВХП) начал кампанию по строительству на этом месте храма, посвященного Раме, с партии Бхаратия Джаната политическим голосом (БДП). В рамках этого движения было проведено несколько митингов и шествий, в том числе Рам Ратх Ятра под руководством Л.К. Адвани .
6 декабря 1992 года ВХП и БДП организовали на этом месте митинг, в котором приняли участие 150 000 человек. Митинг перерос в насилие, толпа напала на силы безопасности и снесла мечеть. Последующее расследование инцидента выявило ответственность 68 человек, в том числе нескольких лидеров БДП и ВХП. Снос привел к межобщинным беспорядкам между индийскими индуистскими и мусульманскими общинами, продолжавшимся несколько месяцев, в результате чего погибло по меньшей мере 2000 человек. Ответное насилие против индуистов также имело место в Пакистане и Бангладеш.
Фон
Айодхья спор |
---|
Организации |
В индуизме место рождения божества Рамы , известного как « Рам Джанмабхуми », считается святым местом. Часто полагают, что это место находится на том месте, где стояла мечеть Бабри Масджид в городе Айодхья в Уттар-Прадеше: исторических свидетельств, подтверждающих это мнение, недостаточно. [ 4 ] [ 5 ] Существует общее мнение ученых, что в 1528 году, после Великими Моголов завоевания региона Великих Моголов , полководцем Мир Баки на этом месте была построена мечеть , названная «Бабри Масджид» в честь императора Великих Моголов Бабура . [ 6 ] [ 7 ] [ а ] Популярное мнение гласит, что Баки разрушил храм Рамы, чтобы построить мечеть; историческая основа веры обсуждается. [ 4 ] [ 5 ] Были найдены археологические свидетельства строения, построенного еще до мечети. Это сооружение по-разному идентифицировали как индуистский храм и буддийское сооружение. [ 4 ] [ 6 ]
На протяжении как минимум четырех столетий это место использовалось в религиозных целях как индуистами, так и мусульманами. Утверждение о том, что мечеть стояла на месте храма, впервые было сделано в 1822 году чиновником Файзабадского суда . [ 6 ] [ 7 ] Секта Нирмохи Акхара процитировала это заявление, заявив права на это место позже в 19 веке, что привело к первым зарегистрированным случаям религиозного насилия на этом месте в 1855 году. [ 7 ] [ 8 ] Британская колониальная администрация в 1859 году установила перила, чтобы отделить внешний двор мечети, чтобы избежать споров. Статус -кво сохранялся до 1949 года, когда идолы Рамы были тайно помещены в мечеть, предположительно активистами индуистской Махасабхи . Это вызвало бурю негодования: обе стороны подали гражданские иски с претензиями на землю. Размещение идолов рассматривалось посетителями мечети как осквернение. Было объявлено, что это место является спорным, а ворота мечети были заперты. [ 7 ] [ 9 ]
В 1980-х годах Вишва индуистский паришад (ВХП) начал кампанию по строительству на этом месте храма, посвященного Раме, с политическим голосом партии Бхаратия Джаната (БДП). [ 7 ] [ 10 ] Движение было поддержано решением окружного судьи, который в 1986 году постановил, что ворота будут вновь открыты и индуистам будет разрешено совершать там богослужения. [ 7 ] [ 9 ] Это решение было поддержано Индийского национального конгресса политиком Радживом Ганди , в то время премьер-министром Индии , который стремился восстановить поддержку индуистов, которую он потерял из-за споров о Шахе Бано . [ 6 ] [ 7 ] Тем не менее, Конгресс проиграл всеобщие выборы 1989 года , и численность БДП в парламенте выросла с 2 членов до 88, что сделало ее поддержку решающей для нового правительства В.П. Сингха . [ 7 ] [ 11 ]
В сентябре 1990 года лидер БДП Л.К. Адвани начал Рат Ятру , политический митинг, проходящий через большую часть северной Индии до Айодхьи. Ятра стремилась заручиться поддержкой предлагаемого храма, а также стремилась объединить голоса индуистов путем мобилизации антимусульманских настроений. [ 12 ] Адвани был арестован правительством Бихара еще до того, как он смог добраться до Айодхьи. Несмотря на это, большая группа сторонников Сангх Паривара достигла Айодхьи и попыталась напасть на мечеть. Это привело к ожесточенному бою с военизированными формированиями, закончившемуся гибелью нескольких участников беспорядков. БДП отказалась от поддержки министерства вице-президента Сингха, что потребовало проведения новых выборов. БДП существенно увеличила свои позиции в союзном парламенте, а также получила большинство в ассамблее штата Уттар-Прадеш. [ 11 ]
Снос
6 декабря 1992 года RSS и ее филиалы организовали митинг с участием 150 000 сторонников VHP и BJP на месте спорного сооружения. Церемония включала выступления таких лидеров БДП, как Лал Кришна Адвани , Мурли Манохар Джоши и Ума Бхарти . [ 13 ] В течение первых нескольких часов митинга толпа постепенно становилась все более беспокойной и начала выкрикивать лозунги. Вокруг здания был установлен полицейский кордон для подготовки к нападению. Однако около полудня молодому человеку удалось проскользнуть мимо кордона и подняться на само сооружение, размахивая шафрановым флагом. Толпа восприняла это как сигнал и затем штурмовала здание. Полицейский кордон, значительно превосходивший по численности и неподготовленный к масштабам нападения, бежал. Толпа набросилась на здание с топорами, молотками и крюками, и в течение нескольких часов вся конструкция, сделанная из глины и мела, была сровнена с землей. [ 14 ] [ 15 ]
Тогдашнего премьер-министра П.В. Нарасимху Рао часто критиковали за неправильное обращение с ситуацией. Рао в своей книге «Айодхья» от 6 декабря 1992 года написал, что снос был «предательством» со стороны тогдашнего главного министра Уттар-Прадеша , Каляна Сингха который неоднократно заверял правительство Конгресса, что мечеть будет защищена. [ 16 ]
В отчете 2009 года , автором которого является судья Манмохан Сингх Либерхан , установлено, что за снос мечети несут ответственность 68 человек, в основном лидеры БДП. Среди названных были Ваджпаи, Адвани, Джоши и Виджая Радже Сциндия . Калян Сингх, который тогда был главным министром штата Уттар-Прадеш, также подвергся резкой критике в отчете. Либерхан написал, что он направил в Айодхью бюрократов и полицейских, в послужном списке которых указано, что они будут хранить молчание во время сноса мечети. [ 17 ] Анджу Гупта, офицер полиции , отвечавший в тот день за безопасность Адвани, заявил, что Адвани и Джоши произносили речи, которые способствовали провоцированию поведения мафии. [ 18 ] В отчете отмечается, что в это время несколько лидеров БДП обратились к « карсевакам со слабыми просьбами спуститься... либо всерьез, либо в интересах СМИ». К участникам беспорядков не было обращено никаких призывов не входить в святилище или не сносить строение. Далее отмечается: «Этот избранный акт лидеров сам по себе говорит о скрытых намерениях всех и каждого осуществить снос спорного сооружения». В отчете утверждается, что «присутствовавшие [в тот день] символы движения... могли бы с такой же легкостью... предотвратить снос». [ 19 ]
Обвинения
В книге, вышедшей в марте 2005 года, бывший разведывательного управления глава Малой Кришна Дхар заявил, что снос мечети Бабри был запланирован за 10 месяцев вперед высшими лидерами Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS), БДП и ВХП, и раскритиковал манеру, в которой тогдашний премьер-министр министр П.В. Нарасимха Рао Этим вопросом занимался . Дхар утверждал, что ему было поручено обеспечить безопасность встречи между представителями БДП и другими членами Сангх Паривар, и что эта встреча «вне всякого сомнения доказала, что они (RSS, BJP, VHP) составили план Хиндутвы ». нападение в ближайшие месяцы и поставил хореографию пралайя нритья (танец апокалипсиса) в Айодхье в декабре 1992 года». [ 20 ]
Лидеры РСС, БДП, ВХП и Баджранг Дала , присутствовавшие на встрече, согласились работать хорошо организованно». Утверждая, что записи встречи были лично переданы им своему боссу, он утверждает, что у него нет никаких сомневается, что его босс поделился содержанием с премьер-министром (Рао) и министром внутренних дел ( Шанкаррао Чаван ). Автор утверждал, что было молчаливое согласие с тем, что Айодхья предлагает «уникальную возможность». довести волну хиндутвы до пика ради получения политической выгоды». [ 20 ]
В апреле 2014 года спецоперация Cobrapost заявила, что снос был не актом разъяренной толпы, а актом саботажа, спланированным в такой секретности, что ни одно правительственное учреждение не узнало об этом. Далее говорится, что диверсия была спланирована VHP и Шив Сена за несколько месяцев вперед , но не совместно. [ 21 ]
Последствия
Коммунальное насилие
Разрушение мечети Бабри Масджид вызвало возмущение мусульман по всей стране, спровоцировав несколько месяцев межобщинных беспорядков, в ходе которых индуисты и мусульмане нападали друг на друга, сжигая и грабя дома, магазины и места отправления культа. [ 14 ] Несколько лидеров БДП были взяты под стражу, а ВХП была на короткое время запрещена правительством. Несмотря на это, последовавшие беспорядки распространились на такие города, как Мумбаи , Сурат , Ахмадабад , Канпур , Дели , Бхопал и некоторые другие, что в конечном итоге привело к гибели более 2000 человек, в основном мусульман. [ 14 ] Только в результате беспорядков в Мумбаи , произошедших в декабре 1992 и январе 1993 годов и в организации которых Шив Сена сыграла большую роль, погибло около 900 человек, а материальный ущерб оценивается примерно в фунтов стерлингов 9000 крор (3,6 миллиарда долларов США). [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] Снос и последовавшие за ним беспорядки были одними из основных факторов, вызвавших взрывы в Мумбаи в 1993 году и многие последующие беспорядки в ближайшее десятилетие. [ 25 ] Группы джихада , включая индийских моджахедов, назвали снос мечети Бабри Масджид причиной своих террористических атак. [ 26 ] [ 27 ]
Расследование
16 декабря 1992 года министерство внутренних дел Союза создало Либерханскую комиссию для расследования разрушения мечети, которую возглавил отставной судья Высокого суда М.С. Либерхан . После 399 заседаний за шестнадцать лет Комиссия представила свой 1029-страничный отчет премьер-министру Индии Манмохану Сингху 30 июня 2009 года. [ 28 ] Согласно отчету, события 6 декабря 1992 года в Айодхье не были «ни спонтанными, ни незапланированными». [ 29 ] В марте 2015 года Верховный суд Индии принял петицию, в которой утверждалось, что при нахождении у власти правительства БДП Центральное бюро расследований (CBI) не будет выдвигать обвинения в заговоре против высокопоставленных лидеров БДП, включая Л.К. Адвани и Раджнатха Сингха . [ 30 ] Суд попросил CBI объяснить задержку с подачей апелляции. [ 31 ] [ 32 ] В апреле 2017 года специальный суд CBI выдвинул обвинения в преступном сговоре против Адвани, Мурли Манохара Джоши , Умы Бхарти , Виная Катияра и ряда других. [ 33 ]
Судебный вердикт
30 сентября 2020 года суд оправдал всех 32 обвиняемых, включая Л.К. Адвани, Мурли Манохара Джоши, Уму Бхарти, Виная Катияра и нескольких других по делу, из-за неубедительности доказательств. [ 34 ] Судья специального суда Сурендра Кумар Ядав [ 35 ] сказал: «Снос не был запланирован заранее». [ 36 ] [ 37 ]
Международная реакция
Пакистан
В Пакистане правительство закрыло офисы и школы 7 декабря в знак протеста против сноса мечети Бабри Масджид. [ 38 ] Министерство иностранных дел Пакистана вызвало посла Индии для подачи официальной жалобы и пообещало обратиться в Организацию Объединенных Наций и Организацию Исламская конференция с просьбой оказать давление на Индию, чтобы она защитила права мусульман. [ 38 ] Забастовки прошли по всей стране, в то время как мусульманские толпы атаковали и разрушили за один день до 30 индуистских храмов с помощью огня и бульдозеров, а также штурмовали офис Air India , национальной авиакомпании Индии, в Лахоре . [ 38 ] [ 39 ] Ответные нападения включали в себя риторику толпы, призывающей к разрушению Индии и индуизма . [ 38 ] Студенты Университета Каид-и-Азам в Исламабаде сожгли чучело премьер-министра П.В. Нарасимхи Рао и призвали к « джихаду » против индуистов. [ 38 ] В последующие годы тысячи пакистанских индуистов, посещавших Индию, добивались более длительных виз, а в некоторых случаях и гражданства Индии , ссылаясь на усиление притеснений и дискриминации после сноса. [ 40 ]
Бангладеш
После сноса мусульманские банды в Бангладеш напали и сожгли индуистские храмы , магазины и дома по всей стране. [ 41 ] Матч по крикету между Индией и Бангладеш был сорван, когда толпа численностью около 5000 человек попыталась штурмовать национальный стадион Бангабандху в столице страны Дакке . [ 41 ] Офис авиакомпании Air India в Дакке подвергся штурму и был разрушен. [ 38 ] Сообщается, что 10 человек были убиты, 11 индуистских храмов и несколько домов разрушены. [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] Последствия насилия вынудили индуистскую общину Бангладеш сократить празднование Дурга Пуджи в 1993 году, одновременно призвав отремонтировать разрушенные храмы и провести расследование. [ 41 ]
Средний Восток
На своем саммите в Абу-Даби Совет сотрудничества стран Персидского залива (ССЗ) решительно осудил снос мечети Бабри Масджид. Он принял резолюцию, в которой этот акт назван «преступлением против мусульманских святынь». Среди входящих в него государств Саудовская Аравия резко осудила этот акт. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), где проживают крупные диаспоры индийцев и пакистанцев , отреагировали более умеренно. В ответ правительство Индии раскритиковало ССЗ за то, что оно расценило как вмешательство в его внутренние дела. [ 44 ] Аятолла Али Хаменеи , верховный лидер Ирана , осудил снос и призвал Индию сделать больше для защиты своего мусульманского населения. [ 38 ] Хотя правительство ОАЭ осудило эти события, в ОАЭ произошли серьезные общественные волнения из-за сноса мечети Бабри. [ 45 ] Вспыхнули уличные протесты, протестующие забросали камнями индуистский храм и консульство Индии в Дубае . [ 45 ] В Аль-Айне , в 250 километрах (160 миль) к востоку от Абу-Даби, разгневанная толпа подожгла крыло индийской школы для девочек. [ 45 ] В ответ на насилие полиция ОАЭ арестовала и депортировала многих пакистанцев и индийцев, принимавших участие в насилии. Главнокомандующий полицией Дубая Дахи Халфан Тамим осудил насилие со стороны иностранных граждан в стране. [ 45 ]
Великобритания
Несколько храмов подверглись нападениям мусульман в Великобритании, что предположительно было актом мести. [ 46 ] Нападения включали взрывы бензина и поджоги . [ 47 ] индуистские храмы и сикхские гурдвары Нападениям подверглись , индуистские общественные центры и другие культурные здания. Сообщается, что один храм был полностью уничтожен пожаром. [ 48 ] После нападений индуистские и мусульманские лидеры призвали к миру. [ 49 ]
В популярной культуре
малаяламского автора Н.С. Мадхавана « Рассказ Тируту» основан на сносе мечети Бабри Масджид. [ 50 ] Спор в Айодхье и беспорядки, последовавшие за сносом, являются частью фона романа Антары Гангули 2016 года « Таня Таня» . [ 51 ] Роман «Ладжа» («Стыд»), написанный в 1993 году бангладешской писательницей Таслимой Насрин , частично был вдохновлен преследованием индуистов в Бангладеш, которое усилилось после сноса мечети Бабри Масджид. [ 6 ]
Документальный фильм «Рам ке Наам» ( букв. « Во имя Рама » ) Ананда Патвардхана исследует события, предшествовавшие сносу. [ 52 ] Болливудский . фильм «Маусам» (2011) основан на событиях, связанных со сносом [ 53 ] Беспорядки, последовавшие за сносом, являются важной частью сюжета нескольких фильмов, в том числе «Бомбей» (1995), действие которого происходит в Бомбее . [ 54 ] Дайванаматил (2005) исследует последствия сноса домов для мусульман в Керале . [ 55 ] И Бомбей , и Дайванамати получили премию Наргис Датт за лучший полнометражный фильм о национальной интеграции на соответствующей Национальной кинопремии . [ 56 ] [ 57 ] Фильм 2007 года «Черная пятница» был основан на взрывах в Бомбее 1993 года , которые считались ответом на снос мечети. [ 58 ] [ 59 ]
Примечания
- ^ Противоположные мнения см. Шривастава, Сушил (1991). Спорная мечеть: историческое исследование . Публикации Вистаара. стр. 67–97.
Ссылки
- ^ «Хронология: кризис святого места Айодхья» . Новости Би-би-си . 17 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 г. Проверено 29 сентября 2010 г.
- ^ «Масджид Бабри построен не на пустующей земле, артефакты свидетельствуют о неисламской структуре: Верховный суд» . www.businesstoday.in . 9 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Шривастава, Рахул (10 ноября 2019 г.). «Решение Верховного суда по делу Айодхьи положило конец нескольким спекуляциям: руководитель группы ASI» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 10 ноября 2019 года . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Шарма, Рам Шаран (2003). «Проблема Айодхьи» . В Лейтоне, Роберт; Томас, Джулиан (ред.). Уничтожение и сохранение культурных ценностей . Рутледж . стр. 127–137. ISBN 9781134604982 .
- ^ Перейти обратно: а б Гопал, Сарвепалли; Тапар, Ромила; Чандра, Бипан; Бхаттачарья, Сабьясачи; Джайсвал, Сувира; Мухия, Харбанс; Паниккар, КН; Чампакалакшми, Р.; Сабервал, Сатиш; Чаттопадхьяя, BD; Верма, Р.Н.; Минакши, К.; Алам, Музаффар; Сингх, Дилбаг; Мукерджи, Мридула; Палат, Мадхаван; Мукерджи, Адитья; Ратнагар, Сан-Франциско; Бхаттачарья, Ниладри; Триведи, КК; Шарма, Йогеш; Чакраварти, Кунал; Джош, Бхагван; Гуруккал, Раджан; Рэй, Химаншу (январь 1990 г.). «Политическое злоупотребление историей: спор Бабри Масджида и Рамы Джанмабхуми». Социолог . 18 (1): 76–81. дои : 10.2307/3517330 . JSTOR 3517330 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Авари, Бурджор (2013). Исламская цивилизация в Южной Азии: история мусульманской власти и присутствия на Индийском субконтиненте . Рутледж. стр. 231, 247. ISBN. 9780415580618 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2019 года . Проверено 27 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Удаякумар, СП (август 1997 г.). «Историзация мифа и мифологизация истории: драма «Храм Овна»». Социолог . 25 (7): 11–26. дои : 10.2307/3517601 . JSTOR 3517601 .
- ^ ван дер Вир, Питер (1994). Религиозный национализм: индуисты и мусульмане в Индии . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 153. ИСБН 052091368X . OCLC 44966053 .
- ^ Перейти обратно: а б «Хронология: кризис святого места Айодхья» . Новости Би-би-си. 6 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 19 марта 2014 г.
- ^ «Дело о мечети Бабри: депутат от БДП объявлен скрывающимся от правосудия» . Таймс оф Индия . 22 июля 2014 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. . Проверено 18 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гуха, Рамачандра (2007). Индия после Ганди . Макмиллан. стр. 633–659.
- ^ Жафрело, Кристоф (2009). «Индуистская националистическая интерпретация паломничества в Индии: пределы политики Ятры». Нации и национализм . 15 (1): 1–19. дои : 10.1111/j.1469-8129.2009.00364.x .
- ^ Талли, Марк (5 декабря 2002 г.). «Снос мечети Бабри Масджид» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 27 сентября 2010 года . Проверено 29 сентября 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гуха, Рамачандра (2007). Индия после Ганди . Макмиллан. стр. 582–598.
- ^ «Отчет: Последовательность событий 6 декабря» . Ndtv.com. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ «Нарасимха Рао обвинил Каляна Сингха в сносе мечети Бабри» . Индостан Таймс . 5 декабря 2012 г.
- ^ «Шум по поводу отчета о мечети в Индии: расследование сноса мечети Бабри в 1992 году предъявило обвинения лидерам оппозиционной БДП» . Аль Джазира . 24 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 31 января 2010 г. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Венкатесан, В. (16 июля 2005 г.). «Опять на скамье подсудимых» . Линия фронта . Том. 22, нет. 15. Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 18 мая 2016 г.
- ^ «Отчет: Последовательность событий 6 декабря» . НДТВ . 23 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Снос Бабри Масджид был запланирован на 10 месяцев вперед: Книга» . Пресс Траст Индии . 30 января 2005 г. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 г. Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ «Снос Бабри Масджид был заранее хорошо спланирован: укус Кобрапоста» . ИАНС . news.biharprabha.com. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Горт, Джеральд Д.; Генри Янсен; Его Величество Врум (2002). Религия, конфликт и примирение: многоконфессиональные идеалы и реалии . Родопи. п. 248. ИСБН 90-420-1460-1 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Ежеквартальный онлайн-обзор ERCES. Архивировано 10 июля 2011 г. в Wayback Machine. Религиозная идентичность виновников и жертв межобщинного насилия в Индии после обретения независимости.
- ^ Стивен И. Уилкинсон (2006). Голосование и насилие: избирательная конкуренция и этнические беспорядки в Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 14. ISBN 0-521-53605-7 .
- ^ Гилли, Томас Альберт; Гилинский, Яков; Сергевнин, Владимир А. (2009). Этика терроризма: инновационные подходы с международной точки зрения . Чарльз С. Томас. п. 27. ISBN 978-0-398-07867-6 . Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Раман, Б. (9 декабря 2010 г.). «Последняя «почта индийских моджахедов» » . Перспективы Индии. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Синха, Амитабх (14 сентября 2008 г.). «Взрывная месть за Бабри» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ «Что такое Комиссия Либерхана?» . NDTV Индия . 23 ноября 2009 года. Архивировано из оригинала 26 ноября 2009 года . Проверено 29 сентября 2010 г.
- ^ «Снос мечети Бабри в Индии не является ни спонтанным, ни незапланированным: Либерхан» . Индостан Таймс . 24 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 3 января 2013 г.
- ^ Ашраф, Аджаз (29 июля 2015 г.). «Во времена Якуба Мемона, вспоминая случаи сноса Бабри Масджид» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 30 июля 2015 года . Проверено 8 октября 2019 г.
- ↑ Снос Бабри Масджида: Верховный суд рассмотрит заявление о том, что CBI может смягчить отношение к LK Advani. Архивировано 31 марта 2015 г. в Wayback Machine , The Indian Express , 31 марта 2015 г.
- ↑ Дело Бабри Масджида: SC направляет уведомления Л.К. Адвани и другим по обвинениям в заговоре. Архивировано 31 марта 2015 г. в Wayback Machine , The Indian Express , 31 марта 2015 г.
- ^ Рашид, Омар (30 мая 2017 г.). «Дело Бабри: Адвани, Джоши, Бхарти обвинены в преступном сговоре» . Индус . Архивировано из оригинала 28 марта 2019 года . Проверено 26 января 2019 г.
- ^ «Приговор Бабри Масджида: суд оправдывает Л.К. Адвани, Калян Сингх не утверждает, что нет доказательств того, что обвиняемый планировал снос» . www.timesnownews.com . 30 сентября 2020 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ «Судья Сурендра Ядав уходит в отставку после вынесения приговора по делу о сносе Бабри» . До даты (на хинди). 30 сентября 2020 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Дело о сносе Бабри Масджид: Специальный суд CBI оправдывает всех обвиняемых, судья Сурендра Кумар Ядав говорит, что «снос не был запланирован заранее» » . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 7 августа 2022 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ «Лидеры Индийской БДП оправданы по делу о сносе мечети Бабри» . www.aljazeera.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Пакистанцы напали на 30 индуистских храмов» . Нью-Йорк Таймс . 7 декабря 1992 года. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Халид, Харун (22 декабря 2017 г.). «Храмовый комплекс Катас Радж является печальным памятником беспокойства Пакистана по поводу своего индуистского наследия» . Прокрутите . Архивировано из оригинала 2 марта 2023 года . Проверено 2 марта 2023 г.
В 1992 году, после сноса мечети Бабри Масджид в Айодхье в Индии, многие индуистские храмы в Пакистане были разрушены.
- ^ «Пакистанские индуисты в Индии не желают возвращаться» . Декан Вестник . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Хронология индусов в Бангладеш» . УВКБ ООН. Архивировано из оригинала 14 октября 2012 года . Проверено 15 апреля 2011 г.
- ^ Проект «Меньшинства в опасности» (2004). «Хронология индусов в Бангладеш» . Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Международная группа по правам меньшинств (2008). «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов - Бангладеш: индуисты» . Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 5 декабря 2011 г.
- ^ Прадхан, Прашанта Кумар (май 2010 г.). «Совет сотрудничества Индии и Персидского залива: время выйти за рамки бизнеса». Стратегический анализ . 34 (3): 409–419. дои : 10.1080/09700161003659103 . S2CID 153384330 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гош Анджали (2009). Внешняя политика Индии . Пирсон Образовательная Индия. стр. 310–311. ISBN 978-81-317-1025-8 .
- ^ Питерс, Малькольм (8 декабря 1992 г.). «Нападения с зажигательными бомбами на британские храмы» . Независимый .
- ^ Терстон, Мик (8 декабря 1992 г.). «Сдержанность настоятельно рекомендуется после поджогов британских храмов» . Юнайтед Пресс Интернэшнл .
- ^ «Дальнейшие поджоги религиозных храмов» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 9 декабря 1992 г.
- ^ Хиндс, Диана (9 декабря 1992 г.). «Страхи растут из-за нападений на храмы» . Независимый .
- ^ «НС Мадхаван говорит RSS добиваться запрета эдакки» . Деканская хроника . 23 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 4 июля 2018 г. . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Хасан, Ламат Р. (15 апреля 2017 г.). «О Бомбее и Карачи; Рецензия Антары Гангули на Таню Таню» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Панде, Мринал (ноябрь 1992 г.). «Хроники Рам Ке Наама о предсказанном сносе» (PDF) . Мануши (73). Архивировано (PDF) из оригинала 26 ноября 2019 года . Проверено 4 июля 2018 г.
- ^ Малани, Гаурав (23 сентября 2011 г.). «Маусам: Кинообзор» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ «Мани Ратнам» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Куриан, Сангит (19 апреля 2005 г.). «Дайванаматил» . Индус . Проверено 4 декабря 2017 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «43-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Архивировано (PDF) из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ «53-я Национальная кинопремия» (PDF) . Дирекция кинофестивалей . Архивировано (PDF) из оригинала 15 декабря 2017 года . Проверено 19 марта 2012 г.
- ^ «8 раз мы видели на большом экране воспоминания о разгроме Бабри Масджида» . Ловите новости . 8 декабря 2015 г. Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 4 декабря 2017 г.
- ^ Кешри, Света (7 июля 2018 г.). «Обзор Sacred Games: криминальный триллер Netflix привлекает зрителей интригой и загадкой» . Индия сегодня . Архивировано из оригинала 8 июля 2018 года . Проверено 7 июля 2018 г.
Дальнейшее чтение
- Айодхья, 6 декабря 1992 г. ( ISBN 0-670-05858-0 ) П.В. Нарасимхи Рао
- Индийские противоречия: очерки религии в политике Аруна Шури, Нью-Дели: Rupa & Co, 1993. ISBN 8190019929 .
Внешние ссылки
- Преступления 1992 года в Индии
- Нападения на мечети в Индии
- Айодхья спор
- Преступления декабря 1992 года
- События декабря 1992 года в Азии
- Разрушение религиозных зданий и сооружений
- 1990-е в Уттар-Прадеше
- администрация Рао
- Насилие на почве индуизма в Индии
- Нападения на здания и сооружения в 1992 г.
- Религиозные беспорядки в Индии
- Споры 1992 года
- Преступность в Уттар-Прадеше