Проект Альберта
Проект Альберта | |
---|---|
Активный | Март – сентябрь 1945 г. |
Страна | Соединенные Штаты Великобритания |
Ветвь | Армейский инженерный корпус |
Оборудование | Маленький мальчик , толстяк и тыквенные бомбы |
Помолвки | |
Командиры | |
Примечательный командиры | Уильям С. Парсонс |
Проект Альберта , также известный как Проект А , был частью Манхэттенского проекта , который помог в доставке первого ядерного оружия при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны .
Проект «Альберта» был сформирован в марте 1945 года и состоял из 51 военнослужащего армии, флота и гражданского персонала США, включая одного британского ученого. Его миссия была тройной. Сначала компании пришлось разработать форму бомбы для доставки по воздуху, а затем закупить и собрать ее. Он поддерживал работы по баллистическим испытаниям на армейском аэродроме Вендовер , штат Юта, проводимые 216-й базой ВВС США (проект W-47), а также модификацию B-29 для перевозки бомб (проект Silverplate ). После завершения миссий по разработке и обучению «Проект Альберта» был прикреплен к 509-й составной группе в Норт-Филд, Тиниан , где он готовил оборудование, собирал и загружал оружие, а также участвовал в его использовании.
Происхождение
[ редактировать ]Манхэттенский проект начался в октябре 1941 года, незадолго до вступления США во Вторую мировую войну . [1] Большая часть проекта была связана с производством необходимых расщепляющихся материалов, но в начале 1943 года директор проекта бригадный генерал Лесли Р. Гроувс-младший создал Лос-Аламосскую лабораторию , также известную как Проект Y, под руководством Роберта Оппенгеймера , чтобы проектировать и создавать атомные бомбы. [2] В Лос-Аламосской лаборатории ответственность за доставку лежала на артиллерийском отделе, возглавляемом капитаном Уильямом С. Парсонсом . [3] Вместе с отделом вооружения была создана группа E-7, отвечающая за интеграцию проектирования и поставки. Возглавляемая физиком Норманом Ф. Рэмси , она состояла из него самого, Шелдона Дайка и Бернарда Уолдмана . [4]
Размер 17-футовой (5,2 м) бомбы «Тонкий человек» , разрабатывавшейся в Лос-Аламосе в 1943 году, уменьшил количество самолетов союзников, которые могли доставить бомбу британскому «Авро Ланкастеру» и американскому «Боингу» B-29 «Суперфортресс» , хотя последний требовал существенная модификация. Любой другой планер пришлось бы полностью перепроектировать и перестроить или нести бомбу снаружи. Парсонс организовал испытания на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния, в августе 1943 года. Ни B-29, ни Lancasters не было в наличии, поэтому была использована модель Thin Man в масштабе 9 футов (2,7 м), которую сбросили с Grumman TBF. Мститель . Результаты оказались неутешительными: бомба упала в плоском вращении. Это указывало на необходимость тщательной программы испытаний. [5] [6]
Дальнейшие испытания самолетов Silverplate B-29 и бомб форм «Тонкий человек» и «Толстяк» проводились на армейском аэродроме Мюрок в марте и июне 1944 года. В октябре испытания были перенесены на армейский аэродром Вендовер , штат Юта. [7] Проект Y контролировал график и содержание испытаний, которые проводила летно-испытательная секция 216-й армейской базы ВВС как проект W-47. [8] Испытания контролировал Рэмси до ноября, когда командир Фредерик Эшворт стал главой оперативного отдела Парсона и взял на себя ответственность за программу испытаний. [9] Испытательные бомбы были собраны отрядом специального артиллерийского вооружения 216-й армейской базы ВВС. [8] Испытания продолжались до конца войны в августе 1945 года. [10] Сначала были задействованы только группы взрывателей и доставки артиллерийского дивизиона, но по мере того, как испытания становились более детальными и в испытательные бомбы включались боевые взрывчатые вещества, к программе испытаний были привлечены и другие группы. [9]
Организация
[ редактировать ]Проект «Альберта», также известный как «Проект А», был сформирован в марте 1945 года и включил в себя существующие группы артиллерийского дивизиона Парсонса, которые работали над подготовкой и доставкой бомб. В их число входили группа доставки Рэмси, которая теперь называется O-2, командира Фрэнсиса Берча группа O-1 (артиллерийское) Кеннета Бейнбриджа , группа X-2 (разработка, проектирование и испытания) Роберта Броуда , группа O-3 ( Fuse Development) и группа O-4 (инжиниринг) Джорджа Гэллоуэя. [3] [11]
Парсонс стал главой проекта «Альберта», Рэмси — его заместителем по науке и технике, а Эшворт — его оперативным офицером и военным заместителем. Существовали две группы по сборке бомб: группа сборки толстяка под командованием командира Норриса Брэдбери и Роджера Уорнера и группа маленького мальчика под командованием Берча. Филип Моррисон был главой пит-бригады, Бернард Вальдман и Луис Альварес возглавляли группу воздушного наблюдения. [12] [11] а Шелдон Дайк руководил артиллерийской группой. [13] Специальными консультантами выступили физики Роберт Сербер и Уильям Пенни армии США , а также капитан Джеймс Ф. Нолан, медицинский эксперт. [14] Все участники проекта «Альберта» вызвались участвовать в миссии добровольно. [15]
В целом проект «Альберта» состоял из 51 военнослужащего армии, флота и гражданского персонала. [16] В армейский состав входили два офицера, Нолан и старший лейтенант Джон Д. Хоппер, а также 17 рядовых из специального инженерного отряда Манхэттенского проекта . В состав военно-морского флота входили Парсонс, Эшворт, лейтенант-коммандер Эдвард К. Стивенсон, лейтенант (младший разряд) Виктор А. Миллер и восемь прапорщиков . Остальные 17 были гражданскими лицами. [17] [18] 1-м отрядом технической службы, к которому в административном порядке был приписан личный состав проекта «Альберта», командовал подполковник Пер де Силва, [19] и обеспечивал охрану и жилищные услуги на Тиниане. [13]
Кроме того, на Тиниане было три старших офицера, которые участвовали в Манхэттенском проекте, но формально не входили в проект Альберта: контр-адмирал Уильям Р. Пернелл , представитель Комитета военной связи; бригадный генерал Томас Ф. Фаррелл , заместитель Гроувса по оперативным вопросам; и полковник Элмер Э. Киркпатрик , который отвечал за развитие базы и был заместителем Фаррелла. [19] Пурнелл, Фаррелл и Парсонс стали неофициально известны как «Объединенный комитет начальников штабов Тиниана». Они имели право принимать решения по ядерной миссии. [20]
Тиниан
[ редактировать ]В декабре 1944 года представители Манхэттенского проекта и представители ВВС США (USAAF) договорились, что операции будут базироватьсяна Марианских островах , а в следующем месяце Парсонс и Эшворт провели конференцию с офицерами USAAF, чтобы обсудить логистику создания такой базы. В феврале 1945 года Эшворт отправился на Гуам с письмом адмиралу флота Честеру Нимицу, информирующему его о Манхэттенском проекте. [21] До этого момента ожидалось, что 509-я составная группа будет базироваться на Гуаме, но Эшворта поразила загруженность гавани и нехватка там строительных единиц. USAAF предложил ему взглянуть на Тиниан , который имел два хороших аэродрома и находился на 125 миль (201 км) севернее, что является важным фактором для потенциально перегруженных самолетов. Эшворт совершил поездку по Тиниану вместе с командующим островом бригадным генералом Фредериком В. Х. Кимблом , который порекомендовал Норт Филд . Эшворт согласился и попросил Кимбла сохранить их для будущего использования. [22] [23]
Гровс отправил Киркпатрика руководить строительством на Тиниане морских пехотинцев из 6-й военно-морской строительной бригады. Для лабораторных и инструментальных работ были предоставлены четыре хижины Квонсет с кондиционерами, которые обычно используются для ремонта бомбовых прицелов. Здесь было пять складов, здание магазина, сборочные, артиллерийские и административные здания. Рэмси решил проблему доставки через порт посадки Сан-Франциско. Порту нужен был подробный список отправляемого груза, чтобы он мог отслеживать его и гарантировать доставку, но то, что нужно было отправить, по-прежнему могло быть изменено в последнюю минуту. Он просто обозначил все как «комплект для сборки бомбы». Три из них, один для «Маленького мальчика», один для «Толстяка» и один запасной, начиная с мая, были отправлены на Тиниан, который теперь носил кодовое название «Пункт назначения О». Киркпатрик организовал доставку всего прямо на Тиниан, а не через Гуам, как обычно. [24] [25]
Чтобы уложиться в график, командир 509-й смешанной группы полковник Пол Тиббетс приказал своему наземному эшелону покинуть Вендовер 25 апреля, а в мае - воздушному эшелону. 1-я артиллерийская эскадрилья тщательно упаковала бомбы «Тыква» и сборки «Толстяк», полученные ими от проекта «Верблюд» , причем сборки представляли собой наборы компонентов бомбы без делящейся ямы или модулированных нейтронных инициаторов . Гражданскому персоналу проекта «Альберта» была выдана униформа, и Нолан сделал прививки. Была создана группа продвижения проекта «Альберта», в которую вошли Шелдон Дайк для связи с ВВС, Теодор Перлман для «Маленького мальчика», а также Виктор Миллер и Харлоу Расс для «Толстяк». Остальная часть команды Толстяка подготовила «Гаджет», безгильзовую бомбу Толстяка, использовавшуюся для ядерных испытаний Тринити . Парсонс и Уорнер решили, что боевое применение «Маленького мальчика» продолжится независимо от результатов испытаний «Тринити». [26]
Передовая группа выехала на автобусе из Лос-Аламоса в Киртланд-Филд , штат Нью-Мексико , 17 июня. В сопровождении майора Бада Уанны и других членов 1-го отряда технического обслуживания они пролетели на самолете C-54 509-й составной группы «Зеленые шершни» 320-й авианосной эскадрильи через порт воздушной посадки в Гамильтон-Филд , Калифорния, и прибыли на Тиниан. 23 июня. [27] 509-й смешанной группы Шелдон Дайк сопровождал бомбардировщики 393-й бомбардировочной эскадрильи в учебных бомбардировках аэродромов на удерживаемых японцами Труке , Маркусе , Роте и Гугуане . [28] [29] Остальная часть Передовой группы подготовила сборочный цех «Маленького мальчика». 6 июля к ним присоединилась команда под руководством Эдварда Б. Долла из Fusing Group, которая готовилась к миссиям «Тыквенная бомба». [30]
Остальная часть проекта «Альберта» отправилась на Тиниан после успешного завершения испытаний «Тринити» 16 июля. Остальная часть сборочной группы «Маленького мальчика» прибыла 22 июля, за ней следовали Парсонс, Эшворт, Пурнелл, Фаррелл и остальные команды сборки «Толстяка», «Ямы», наблюдения и стрельбы. К 25 июля на Тиниане был собран весь проект «Альберта», за исключением участников, которые были курьерами для частей бомбы. [31] Нолан прибыл 26 июля на крейсере USS Indianapolis вместе с майором Робертом Фурманом и капитаном Чарльзом Х. О'Брайеном из 1-го отряда технического обслуживания со сборкой Little Boy и активным материалом. Джесси Купферберг и Рамер Шрайбер прибыли на C-54 с остатками активного материала «Маленького мальчика» и плутониевой ямой «Толстяк». [32]
Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки
[ редактировать ]Препараты
[ редактировать ]Хотя у проекта «Альберта» не было приказов о нападении, он придерживался плана подготовить «Маленького мальчика» к 1 августа 1945 года, а первого «Толстяка» — как можно скорее после этого. [33] Тем временем с 20 по 29 июля была совершена серия из двенадцати боевых вылетов по целям в Японии с использованием фугасных бомб «Тыква». [34] британских наблюдателей В некоторых из этих миссий участвовали Шелдон Дайк и Майло Болстед из проекта «Альберта», а также капитан группы Леонард Чешир . Один серьезный инцидент произошел, когда тыквенная бомба была выпущена в бомбоотсек B-29 Strange Cargo во время его руления. Бомба упала через закрытые двери бомбоотсека на рулежную дорожку. [35] Самолет и бомба остановились под градом искр, но пожарные облили самолет и бомбу пеной, и бомба не взорвалась. Чтобы снять бомбу, самолет пришлось поднять. [36]
Четыре сборки Little Boy, L-1, L-2, L-5 и L-6, были израсходованы в ходе испытаний. L-6 использовался на генеральной репетиции в Иводзиме 29 июля. Это повторилось 31 июля, но на этот раз L-6 был сброшен Энолой Гей для испытаний возле Тиниана . L-11 был сборкой, использованной для бомбы на Хиросиму. [37] [38] Команда Little Boy полностью собрала его и подготовила к использованию 31 июля. [39] Последний этап подготовки операции наступил 29 июля 1945 года. Приказ о наступлении был отдан генералу Карлу Спаацу 25 июля за подписью генерала Томаса Т. Хэнди , исполняющего обязанности начальника штаба армии США , поскольку генерал армии Джордж К. Маршалл присутствовал на Потсдамской конференции вместе с президентом. [40] В приказе были обозначены четыре цели: Хиросима , Кокура , Ниигата и Нагасаки , и предписывалось нанести удар «как только позволит погода, примерно после 3 августа». [41]
Сборка отряда «Толстяк» представляла собой сложную операцию, в которой участвовали сотрудники групп HE-ME, Pit, Fusing и Fire. Чтобы не допустить перенаселенности сборочного здания и, как следствие, несчастных случаев, Парсонс ограничил количество людей, допускаемых внутрь в любое время. Персоналу, ожидающему выполнения конкретной задачи, приходилось ждать своей очереди снаружи здания. Первая сборка «Толстяка», известная как F13, была собрана к 31 июля и на следующий день прошла испытание на падение. За этим последовал F18 4 августа, который был сброшен на следующий день. [42] Три комплекта предварительно собранных фугасных взрывчатых веществ «Толстяк», получившие обозначения F31, F32 и F33, прибыли на самолете B-29 509-й смешанной группы и 216-й армейской базы ВВС 2 августа. При осмотре фугасные блоки F32 оказались сильно потрескавшимися и непригодными к эксплуатации. Два других были собраны: F33 предназначался для репетиции, а F31 - для боевого использования. [43]
Хиросима
[ редактировать ]За неделю на Тиниане четыре B-29 разбились и сгорели на взлетно-посадочной полосе. Парсонс очень забеспокоился. Если бы B-29 столкнулся с «Маленьким мальчиком», огонь мог бы сжечь взрывчатку и взорвать оружие, что привело бы к катастрофическим последствиям. [44] Была рассмотрена возможность эвакуации 20 000 человек личного состава Тиниана с острова, но вместо этого было решено загрузить четыре мешка с кордитовым порохом в казенную часть орудия, чтобы привести в действие бомбу в полете. [45]
Энола Гей взлетела в 02:45 (6 августа) с лишним весом 7,5 длинных тонн (7,6 т) и почти максимальной полной массой. Взведение бомбы началось на восьмой минуте полета и заняло 25 минут. [46] Парсонс, как «оружейник», командовал миссией. Парсонс и его помощник, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон из 1-й артиллерийской эскадрильи, пробрались в бомбовый отсек « Энолы Гэй» по узкому переходу по левому борту. Джеппсон держал фонарик, пока Парсонс отсоединял провода капсюля, снимал затвор, вставлял мешки с порохом, заменял затвор и снова подсоединял провода. Прежде чем набрать высоту при подлете к цели, Джеппсон переключил три предохранительные заглушки между электрическими разъемами внутренней батареи и ударно-спусковым механизмом с зеленого на красный. Тогда бомба была полностью вооружена. Джеппсон следил за его цепями. [47]
Четверо других участников проекта «Альберта» участвовали в миссии в Хиросиме. Луис Альварес , Гарольд Агнью и Лоуренс Х. Джонстон находились на инструментальном самолете «Великий артист» . Они сбросили канистры «Бангометр», чтобы измерить силу взрыва, но в то время это не использовалось для расчета мощности. [48] Бернард Вальдман был оператором на самолете наблюдения . Для записи взрыва он был оснащен специальной высокоскоростной кинокамерой Fastax с шестисекундной пленкой. К сожалению, Уолдман забыл открыть затвор камеры, и пленка не была экспонирована. [49] [50] Кроме того, некоторые члены команды вылетели на Иводзиму на случай, если Энола Гей будет вынуждена там приземлиться, но в этом не было необходимости. [51]
Миссия была выполнена по плану и выполнена без серьезных проблем. Три самолета целевой зоны прибыли над Иводзимой примерно через три часа после начала миссии и вылетели вместе в 06:07. Предохранители с бомбы были сняты в 07:30, за 90 минут до достижения цели, а через 15 минут B-29 начали набор высоты на высоту бомбардировки 30 000 футов (9 100 м). Запуск бомбы начался в 08:12, а падение произошло через три минуты. Одновременно с этим «Великий Артист» сбросил три канистры «Бангометра», после чего B-29 немедленно выполнили крутые развороты в пикировании на 155 градусов: «Великий Артист» слева, а «Энола Гей» справа. Детонация последовала через 45,5 секунды после падения. Первичные и «эхо» ударные волны настигли B-29 через минуту после взрыва, а облако дыма было видно экипажам в течение 90 минут, к этому времени они находились на расстоянии почти 400 миль (640 км). Единственный кадр грибовидного облака был сделан Гарольдом Агнью, в то время как Роберт «Боб» Кэрон сделал окончательную фотографию облака с позиции хвостового стрелка «Энолы Гей». Энола Гей вернулась на Тиниан в 14:58. [46] [52]
Нагасаки
[ редактировать ]Пурнелл, Парсонс, Тиббетс, Спаатц и Кертис ЛеМэй встретились на Гуаме 7 августа, на следующий день после нападения на Хиросиму, чтобы обсудить, что следует делать дальше. Парсонс сказал, что в рамках проекта «Альберта» бомба «Толстяк» будет готова к 11 августа, как первоначально планировалось, но Тиббетс указал на сводки погоды, указывающие на плохие летные условия в тот день из-за шторма, и спросил, может ли она быть готова к 9 августа. Парсонс согласился сделать это. [53]
В этой миссии Эшворт был оружейником, а лейтенант Филип М. Барнс, ВМС США, из 1-й артиллерийской эскадрильи - его помощником оружейника на B-29 Bockscar . Уолтер Гудман и Лоуренс Х. Джонстон из проекта «Альберта» находились на борту самолета с приборами «Великий артист» вместе с Уильямом Л. Лоуренсом , корреспондентом The New York Times . Леонард Чешир и Уильям Пенни находились на наблюдательном самолете Big Stink . [54] Роберт Сербер из проекта «Альберта» должен был находиться на борту, но его оставил командир самолета, оперативный офицер группы майор Джеймс И. Хопкинс-младший, потому что он забыл свой парашют. Поскольку Сербер был единственным членом экипажа, который умел пользоваться скоростной камерой, весь смысл миссии самолета Хопкинса пришлось проинструктировать по радио с Тиниана о ее использовании. [55]
Погода, которая вынудила перенести миссию на два дня, также потребовала изменения места встречи с Якусимой , намного ближе к цели, и начальной крейсерской высоты 17 000 футов (5 200 м) вместо 9 300 футов (2800 м), оба из которых что значительно увеличило расход топлива. Предполетная проверка обнаружила неработающий топливный насос в кормовом топливном баке бомбового отсека емкостью 625 галлонов США (2370 л), но все равно было принято решение продолжить. Плутониевая бомба не требовала взведения в полете, но предохранители были сняты через 30 минут после взлета в 03:45, когда Бокскар достиг высоты 5000 футов (1500 м). [56]
Было обнаружено, что красный индикатор включения на черном ящике, подключенном к Толстяку, загорелся, указывая на замыкание цепи зажигания. Эшворту и Барнсу потребовалось полчаса, чтобы изолировать неисправный переключатель, вызвавший неисправность, и устранить проблему. [55] Когда в 09:10 была достигнута дневная точка встречи, фотосамолет не появился. Метеорологические самолеты сообщили об обеих целях в пределах требуемых параметров визуальной атаки, в то время как Бокскар кружил над Якусимой в ожидании фотосамолета, потому что Эшворт не хотел продолжать путь без «Великого Артиста» , и в условиях радиомолчания он не был уверен, что именно этот самолет встретился с ними. . В конце концов миссия продолжилась без фотосамолета, с опозданием на тридцать минут. [56]
Когда Бокскар прибыл в Кокуру 30 минут спустя, облачность увеличилась до 70% площади, и три запуска бомбы в течение следующих 50 минут оказались бесполезными для визуальной бомбардировки. Командиры решили уменьшить мощность для экономии топлива и направиться на Нагасаки, при необходимости бомбить с помощью радара. Запуск бомбы начался в 11:58 (на два часа позже графика) с использованием радара; но Толстяк визуально упал, когда в 12:01 в облаках открылась дыра. Фотосамолет прибыл в Нагасаки вовремя, чтобы завершить свою миссию, а три самолета направились на Окинаву, куда прибыли в 13:00. Тщетно пытаясь в течение 20 минут связаться с диспетчерской вышкой аэродрома Йонтан, чтобы получить разрешение на посадку, Бокскар почти закончил топливо. [56]
Более поздняя деятельность
[ редактировать ]У проекта «Альберта» все еще было три испытательных блока: F101, F102 и F103, но поврежденный F32 был непригоден к эксплуатации, поэтому новые взрывные блоки пришлось доставлять самолетом из проекта «Верблюд». Также не хватало некоторых компонентов, в частности дымоходов детонаторов. Они были изготовлены на Тиниане. 14 августа семь B-29 из 509-й составной группы совершили вылет на тыквенную бомбу. На следующий день до Тиниана дошло известие о капитуляции Японии. [57]
Фаррелл организовал миссию для оценки ущерба, нанесенного Хиросиме и Нагасаки, в которую вошли сотрудники проекта «Альберта», 1-й отряд технического обслуживания и 509-я составная группа. Оставшаяся часть проекта «Альберта» начала собираться. [58] Неиспользованные сборки F101, F102 и F103 были упакованы вместе с запасными компонентами и отправлены обратно в Лос-Аламос. По соображениям безопасности компоненты, не возвращенные в США, были сброшены в море. [59]
Научно-технический персонал проекта «Альберта» вылетел с Тиниана в Соединенные Штаты 7 сентября. Киркпатрик и Эшворт остались, чтобы контролировать реализацию имущества Манхэттенского проекта. Затем проект Альберта был прекращен. [60] Большая часть ее личного состава была переведена в новую дивизию Z, которая начала передвижение на базу Сандия . [61]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джонс 1985 , стр. 30–32.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Рэмси 2012 , с. 340.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 378.
- ^ Боуэн 1959 , стр. 91–92.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 380.
- ^ Рэмси 2012 , стр. 344–345.
- ^ Jump up to: а б Дворжак 2012 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Ходдесон и др. 1993 , с. 383.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б «Манхэттенский проект» . Множество современных американских физиков. Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2012 года .
- ^ Рэмси 2012 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б Хокинс 1946 , с. 286.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 157.
- ^ Расс 1990 , стр. 30.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 143.
- ^ Расс 1990 , стр. 80–81.
- ^ «Состав персонала проекта Альберта/группы назначения» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 2005 , с. 156.
- ^ Кристман 1998 , с. 176.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 386–387.
- ^ Краусс и Краусс 2005 , с. 19.
- ^ «Записка Эшворта Гроувсу о выборе авиабазы Тиниан» (PDF) . Национальный архив. 24 февраля 1945 года. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 387–388.
- ^ Хокинс 1946 , с. 285.
- ^ Расс 1990 , стр. 28–33.
- ^ Расс 1990 , стр. 34–41.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 71.
- ^ Расс 1990 , стр. 44.
- ^ Расс 1990 , стр. 45–46.
- ^ Расс 1990 , стр. 51.
- ^ Расс 1990 , стр. 50.
- ^ Расс 1990 , стр. 52.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 27.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 50.
- ^ Расс 1990 , стр. 53.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 46, 80.
- ^ Костер-Маллен 2012 , стр. 100–101.
- ^ Расс 1990 , стр. 55.
- ^ Родос 1986 , с. 691.
- ^ Кэмпбелл 2005 , с. 41.
- ^ Расс 1990 , стр. 56–57.
- ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 38–40.
- ^ Льюис и Толзер 1957 , с. 72.
- ^ Расс 1990 , стр. 59.
- ^ Jump up to: а б «Хронология № 2 – 509-я миссия в Хиросиме» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Костер-Маллен 2012 , стр. 34–35.
- ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 393.
- ^ Маклеллан, Деннис. «Джордж Марквардт, военный летчик США над Хиросимой, умер в возрасте 84 лет» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Альварес и Троуэр 1987 , с. 66.
- ^ Расс 1990 , стр. 60.
- ^ Расс 1990 , стр. 63.
- ^ Расс 1990 , стр. 64–65.
- ^ Лоуренс, Уильям Л. «Рассказ очевидца об атомной бомбе над Нагасаки» . Национальная научная цифровая библиотека. Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 года . Проверено 18 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «История Нагасаки» . Национальная научная цифровая библиотека. Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 28 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Хронология №3 – 509-я миссия в Нагасаки» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
- ^ Расс 1990 , стр. 72–74.
- ^ Расс 1990 , стр. 75.
- ^ Расс 1990 , стр. 80.
- ^ Хокинс 1946 , с. 291.
- ^ Расс 1990 , стр. 83.
Ссылки
[ редактировать ]- Альварес, Луис В .; Троуэр, В. Питер (1987). Открытие Альвареса: избранные произведения Луиса В. Альвареса с комментариями его учеников и коллег . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-81304-2 . ОСЛК 15791693 .
- Боуэн, Ли (1959). Том. I, Проект Silverplate 1943–1946 (PDF) . История участия ВВС в программе по атомной энергии, 1943–1953 гг. Вашингтон, округ Колумбия: ВВС США, Отдел исторической связи Воздушного университета. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- Кэмпбелл, Ричард Х. (2005). Бомбардировщики Silverplate: история и реестр Enola Gay и других B-29, предназначенных для перевозки атомных бомб . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company. ISBN 0-7864-2139-8 . OCLC 58554961 .
- Кристман, Альберт Б. (1998). Цель Хиросима: Дик Парсонс и создание атомной бомбы . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-120-3 . OCLC 38257982 .
- Костер-Маллен, Джон (2012). Атомные бомбы: Совершенно секретная внутренняя история маленького мальчика и толстяка . Уокеша, Висконсин: Дж. Костер-Маллен. OCLC 298514167 .
- Дворжак, Даррелл Ф. (22 декабря 2012 г.). «Другой командир атомной бомбы: полковник Клифф Хефлин и его «специальная» 216-я базовая часть ВВС». История авиации . 59 (4): 14–27. ISSN 1044-016X .
- Хокинс, Дэвид (1946). Проект Y: Начало проекта Лос-Аламос до августа 1945 года (PDF) . История округа Манхэттен. Лос-Аламос, Нью-Мексико: Национальная лаборатория Лос-Аламоса . Проверено 11 августа 2011 г.
- Ходдесон, Лилиан ; Хенриксен, Пол В.; Мид, Роджер А.; Вестфолл, Кэтрин Л. (1993). Критическая сборка: техническая история Лос-Аламоса в годы Оппенгеймера, 1943–1945 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44132-3 . OCLC 26764320 .
- Джонс, Винсент (1985). Манхэттен: Армия и атомная бомба (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Центр военной истории армии США. OCLC 10913875 . Архивировано из оригинала (PDF) 7 октября 2014 года . Проверено 25 августа 2013 г.
- Краусс, Роберт; Краусс, Амелия, ред. (2005). Вспомнили 509-ю группу: история 509-й составной группы, рассказанная самими ветеранами, встреча в честь 509-й годовщины, Уичито, Канзас, 7–10 октября 2004 г. Бьюкенен, Мичиган: 509-я пресса. ISBN 978-0-923568-66-5 . OCLC 59148135 .
- Льюис, Роберт А .; Толзер, Элиот (август 1957 г.). «Как мы сбросили атомную бомбу». Популярная наука . стр. 71–75, 209–210.
- Рэмси, Северная Каролина (2012). «История проекта А». В Костер-Маллен, Джон (ред.). Атомные бомбы: Совершенно секретная внутренняя история маленького мальчика и толстяка . США: Дж. Костер-Маллен. OCLC 298514167 .
- Роудс, Ричард (1986). Создание атомной бомбы . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-684-81378-5 . OCLC 13793436 .
- Расс, Харлоу В. (1990). Проект Альберта: подготовка атомных бомб для использования во Второй мировой войне . Лос-Аламос, Нью-Мексико: исключительные книги. ISBN 978-0-944482-01-8 . OCLC 24429257 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видеозапись бомбардировки Нагасаки (без звука) на YouTube
- «Инструкции для бомбардировочного командования CG XXI относительно «Проекта А» » (PDF) . Национальный архив. 9 мая 1945 года . Проверено 8 марта 2014 г.