Jump to content

Проект Альберта

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Проект Альберта
Групповая фотография проекта «Альберта» на Тиниане
Активный Март – сентябрь 1945 г.
Страна  Соединенные Штаты
 Великобритания
Ветвь Армейский инженерный корпус
Оборудование Маленький мальчик , толстяк и тыквенные бомбы
Помолвки
Командиры
Примечательный
командиры
Уильям С. Парсонс

Проект Альберта , также известный как Проект А , был частью Манхэттенского проекта , который помог в доставке первого ядерного оружия при атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны .

Проект «Альберта» был сформирован в марте 1945 года и состоял из 51 военнослужащего армии, флота и гражданского персонала США, включая одного британского ученого. Его миссия была тройной. Сначала компании пришлось разработать форму бомбы для доставки по воздуху, а затем закупить и собрать ее. Он поддерживал работы по баллистическим испытаниям на армейском аэродроме Вендовер , штат Юта, проводимые 216-й базой ВВС США (проект W-47), а также модификацию B-29 для перевозки бомб (проект Silverplate ). После завершения миссий по разработке и обучению «Проект Альберта» был прикреплен к 509-й составной группе в Норт-Филд, Тиниан , где он готовил оборудование, собирал и загружал оружие, а также участвовал в его использовании.

Происхождение

[ редактировать ]

Манхэттенский проект начался в октябре 1941 года, незадолго до вступления США во Вторую мировую войну . [1] Большая часть проекта была связана с производством необходимых расщепляющихся материалов, но в начале 1943 года директор проекта бригадный генерал Лесли Р. Гроувс-младший создал Лос-Аламосскую лабораторию , также известную как Проект Y, под руководством Роберта Оппенгеймера , чтобы проектировать и создавать атомные бомбы. [2] В Лос-Аламосской лаборатории ответственность за доставку лежала на артиллерийском отделе, возглавляемом капитаном Уильямом С. Парсонсом . [3] Вместе с отделом вооружения была создана группа E-7, отвечающая за интеграцию проектирования и поставки. Возглавляемая физиком Норманом Ф. Рэмси , она состояла из него самого, Шелдона Дайка и Бернарда Уолдмана . [4]

Размер 17-футовой (5,2 м) бомбы «Тонкий человек» , разрабатывавшейся в Лос-Аламосе в 1943 году, уменьшил количество самолетов союзников, которые могли доставить бомбу британскому «Авро Ланкастеру» и американскому «Боингу» B-29 «Суперфортресс» , хотя последний требовал существенная модификация. Любой другой планер пришлось бы полностью перепроектировать и перестроить или нести бомбу снаружи. Парсонс организовал испытания на военно-морском полигоне в Дальгрене, штат Вирджиния, в августе 1943 года. Ни B-29, ни Lancasters не было в наличии, поэтому была использована модель Thin Man в масштабе 9 футов (2,7 м), которую сбросили с Grumman TBF. Мститель . Результаты оказались неутешительными: бомба упала в плоском вращении. Это указывало на необходимость тщательной программы испытаний. [5] [6]

Дальнейшие испытания самолетов Silverplate B-29 и бомб форм «Тонкий человек» и «Толстяк» проводились на армейском аэродроме Мюрок в марте и июне 1944 года. В октябре испытания были перенесены на армейский аэродром Вендовер , штат Юта. [7] Проект Y контролировал график и содержание испытаний, которые проводила летно-испытательная секция 216-й армейской базы ВВС как проект W-47. [8] Испытания контролировал Рэмси до ноября, когда командир Фредерик Эшворт стал главой оперативного отдела Парсона и взял на себя ответственность за программу испытаний. [9] Испытательные бомбы были собраны отрядом специального артиллерийского вооружения 216-й армейской базы ВВС. [8] Испытания продолжались до конца войны в августе 1945 года. [10] Сначала были задействованы только группы взрывателей и доставки артиллерийского дивизиона, но по мере того, как испытания становились более детальными и в испытательные бомбы включались боевые взрывчатые вещества, к программе испытаний были привлечены и другие группы. [9]

Организация

[ редактировать ]
«Объединенный комитет начальников штабов Тиниана»: капитан ВМС США Уильям С. Парсонс (слева), контр-адмирал ВМС США Уильям Р. Пернелл (в центре) и бригадный генерал Томас Ф. Фаррелл США (справа)

Проект «Альберта», также известный как «Проект А», был сформирован в марте 1945 года и включил в себя существующие группы артиллерийского дивизиона Парсонса, которые работали над подготовкой и доставкой бомб. В их число входили группа доставки Рэмси, которая теперь называется O-2, командира Фрэнсиса Берча группа O-1 (артиллерийское) Кеннета Бейнбриджа , группа X-2 (разработка, проектирование и испытания) Роберта Броуда , группа O-3 ( Fuse Development) и группа O-4 (инжиниринг) Джорджа Гэллоуэя. [3] [11]

Парсонс стал главой проекта «Альберта», Рэмси — его заместителем по науке и технике, а Эшворт — его оперативным офицером и военным заместителем. Существовали две группы по сборке бомб: группа сборки толстяка под командованием командира Норриса Брэдбери и Роджера Уорнера и группа маленького мальчика под командованием Берча. Филип Моррисон был главой пит-бригады, Бернард Вальдман и Луис Альварес возглавляли группу воздушного наблюдения. [12] [11] а Шелдон Дайк руководил артиллерийской группой. [13] Специальными консультантами выступили физики Роберт Сербер и Уильям Пенни армии США , а также капитан Джеймс Ф. Нолан, медицинский эксперт. [14] Все участники проекта «Альберта» вызвались участвовать в миссии добровольно. [15]

В целом проект «Альберта» состоял из 51 военнослужащего армии, флота и гражданского персонала. [16] В армейский состав входили два офицера, Нолан и старший лейтенант Джон Д. Хоппер, а также 17 рядовых из специального инженерного отряда Манхэттенского проекта . В состав военно-морского флота входили Парсонс, Эшворт, лейтенант-коммандер Эдвард К. Стивенсон, лейтенант (младший разряд) Виктор А. Миллер и восемь прапорщиков . Остальные 17 были гражданскими лицами. [17] [18] 1-м отрядом технической службы, к которому в административном порядке был приписан личный состав проекта «Альберта», командовал подполковник Пер де Силва, [19] и обеспечивал охрану и жилищные услуги на Тиниане. [13]

Кроме того, на Тиниане было три старших офицера, которые участвовали в Манхэттенском проекте, но формально не входили в проект Альберта: контр-адмирал Уильям Р. Пернелл , представитель Комитета военной связи; бригадный генерал Томас Ф. Фаррелл , заместитель Гроувса по оперативным вопросам; и полковник Элмер Э. Киркпатрик , который отвечал за развитие базы и был заместителем Фаррелла. [19] Пурнелл, Фаррелл и Парсонс стали неофициально известны как «Объединенный комитет начальников штабов Тиниана». Они имели право принимать решения по ядерной миссии. [20]

В декабре 1944 года представители Манхэттенского проекта и представители ВВС США (USAAF) договорились, что операции будут базироватьсяна Марианских островах , а в следующем месяце Парсонс и Эшворт провели конференцию с офицерами USAAF, чтобы обсудить логистику создания такой базы. В феврале 1945 года Эшворт отправился на Гуам с письмом адмиралу флота Честеру Нимицу, информирующему его о Манхэттенском проекте. [21] До этого момента ожидалось, что 509-я составная группа будет базироваться на Гуаме, но Эшворта поразила загруженность гавани и нехватка там строительных единиц. USAAF предложил ему взглянуть на Тиниан , который имел два хороших аэродрома и находился на 125 миль (201 км) севернее, что является важным фактором для потенциально перегруженных самолетов. Эшворт совершил поездку по Тиниану вместе с командующим островом бригадным генералом Фредериком В. Х. Кимблом , который порекомендовал Норт Филд . Эшворт согласился и попросил Кимбла сохранить их для будущего использования. [22] [23]

Два здания со скатными крышами. Снаружи припаркованы джип и грузовик.
Сборочный цех, где собирали бомбы

Гровс отправил Киркпатрика руководить строительством на Тиниане морских пехотинцев из 6-й военно-морской строительной бригады. Для лабораторных и инструментальных работ были предоставлены четыре хижины Квонсет с кондиционерами, которые обычно используются для ремонта бомбовых прицелов. Здесь было пять складов, здание магазина, сборочные, артиллерийские и административные здания. Рэмси решил проблему доставки через порт посадки Сан-Франциско. Порту нужен был подробный список отправляемого груза, чтобы он мог отслеживать его и гарантировать доставку, но то, что нужно было отправить, по-прежнему могло быть изменено в последнюю минуту. Он просто обозначил все как «комплект для сборки бомбы». Три из них, один для «Маленького мальчика», один для «Толстяка» и один запасной, начиная с мая, были отправлены на Тиниан, который теперь носил кодовое название «Пункт назначения О». Киркпатрик организовал доставку всего прямо на Тиниан, а не через Гуам, как обычно. [24] [25]

Чтобы уложиться в график, командир 509-й смешанной группы полковник Пол Тиббетс приказал своему наземному эшелону покинуть Вендовер 25 апреля, а в мае - воздушному эшелону. 1-я артиллерийская эскадрилья тщательно упаковала бомбы «Тыква» и сборки «Толстяк», полученные ими от проекта «Верблюд» , причем сборки представляли собой наборы компонентов бомбы без делящейся ямы или модулированных нейтронных инициаторов . Гражданскому персоналу проекта «Альберта» была выдана униформа, и Нолан сделал прививки. Была создана группа продвижения проекта «Альберта», в которую вошли Шелдон Дайк для связи с ВВС, Теодор Перлман для «Маленького мальчика», а также Виктор Миллер и Харлоу Расс для «Толстяк». Остальная часть команды Толстяка подготовила «Гаджет», безгильзовую бомбу Толстяка, использовавшуюся для ядерных испытаний Тринити . Парсонс и Уорнер решили, что боевое применение «Маленького мальчика» продолжится независимо от результатов испытаний «Тринити». [26]

из Project Alberta Гарольд Агнью (вверху слева), Луис Альварес (вверху справа), Лоуренс Джонстон (внизу слева) и Бернард Уолдман (внизу справа) перед приборной лабораторией на Тиниане с канистрой Bangometer. Их сбрасывали на парашюте, чтобы измерить силу взрыва.

Передовая группа выехала на автобусе из Лос-Аламоса в Киртланд-Филд , штат Нью-Мексико , 17 июня. В сопровождении майора Бада Уанны и других членов 1-го отряда технического обслуживания они пролетели на самолете C-54 509-й составной группы «Зеленые шершни» 320-й авианосной эскадрильи через порт воздушной посадки в Гамильтон-Филд , Калифорния, и прибыли на Тиниан. 23 июня. [27] 509-й смешанной группы Шелдон Дайк сопровождал бомбардировщики 393-й бомбардировочной эскадрильи в учебных бомбардировках аэродромов на удерживаемых японцами Труке , Маркусе , Роте и Гугуане . [28] [29] Остальная часть Передовой группы подготовила сборочный цех «Маленького мальчика». 6 июля к ним присоединилась команда под руководством Эдварда Б. Долла из Fusing Group, которая готовилась к миссиям «Тыквенная бомба». [30]

Остальная часть проекта «Альберта» отправилась на Тиниан после успешного завершения испытаний «Тринити» 16 июля. Остальная часть сборочной группы «Маленького мальчика» прибыла 22 июля, за ней следовали Парсонс, Эшворт, Пурнелл, Фаррелл и остальные команды сборки «Толстяка», «Ямы», наблюдения и стрельбы. К 25 июля на Тиниане был собран весь проект «Альберта», за исключением участников, которые были курьерами для частей бомбы. [31] Нолан прибыл 26 июля на крейсере USS Indianapolis вместе с майором Робертом Фурманом и капитаном Чарльзом Х. О'Брайеном из 1-го отряда технического обслуживания со сборкой Little Boy и активным материалом. Джесси Купферберг и Рамер Шрайбер прибыли на C-54 с остатками активного материала «Маленького мальчика» и плутониевой ямой «Толстяк». [32]

Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

[ редактировать ]

Препараты

[ редактировать ]
Командир проекта «Альберта» Фрэнсис Бёрч (слева) собирает бомбу «Маленький мальчик» , а физик Норман Рэмси наблюдает.

Хотя у проекта «Альберта» не было приказов о нападении, он придерживался плана подготовить «Маленького мальчика» к 1 августа 1945 года, а первого «Толстяка» — как можно скорее после этого. [33] Тем временем с 20 по 29 июля была совершена серия из двенадцати боевых вылетов по целям в Японии с использованием фугасных бомб «Тыква». [34] британских наблюдателей В некоторых из этих миссий участвовали Шелдон Дайк и Майло Болстед из проекта «Альберта», а также капитан группы Леонард Чешир . Один серьезный инцидент произошел, когда тыквенная бомба была выпущена в бомбоотсек B-29 Strange Cargo во время его руления. Бомба упала через закрытые двери бомбоотсека на рулежную дорожку. [35] Самолет и бомба остановились под градом искр, но пожарные облили самолет и бомбу пеной, и бомба не взорвалась. Чтобы снять бомбу, самолет пришлось поднять. [36]

Четыре сборки Little Boy, L-1, L-2, L-5 и L-6, были израсходованы в ходе испытаний. L-6 использовался на генеральной репетиции в Иводзиме 29 июля. Это повторилось 31 июля, но на этот раз L-6 был сброшен Энолой Гей для испытаний возле Тиниана . L-11 был сборкой, использованной для бомбы на Хиросиму. [37] [38] Команда Little Boy полностью собрала его и подготовила к использованию 31 июля. [39] Последний этап подготовки операции наступил 29 июля 1945 года. Приказ о наступлении был отдан генералу Карлу Спаацу 25 июля за подписью генерала Томаса Т. Хэнди , исполняющего обязанности начальника штаба армии США , поскольку генерал армии Джордж К. Маршалл присутствовал на Потсдамской конференции вместе с президентом. [40] В приказе были обозначены четыре цели: Хиросима , Кокура , Ниигата и Нагасаки , и предписывалось нанести удар «как только позволит погода, примерно после 3 августа». [41]

Сборка отряда «Толстяк» представляла собой сложную операцию, в которой участвовали сотрудники групп HE-ME, Pit, Fusing и Fire. Чтобы не допустить перенаселенности сборочного здания и, как следствие, несчастных случаев, Парсонс ограничил количество людей, допускаемых внутрь в любое время. Персоналу, ожидающему выполнения конкретной задачи, приходилось ждать своей очереди снаружи здания. Первая сборка «Толстяка», известная как F13, была собрана к 31 июля и на следующий день прошла испытание на падение. За этим последовал F18 4 августа, который был сброшен на следующий день. [42] Три комплекта предварительно собранных фугасных взрывчатых веществ «Толстяк», получившие обозначения F31, F32 и F33, прибыли на самолете B-29 509-й смешанной группы и 216-й армейской базы ВВС 2 августа. При осмотре фугасные блоки F32 оказались сильно потрескавшимися и непригодными к эксплуатации. Два других были собраны: F33 предназначался для репетиции, а F31 - для боевого использования. [43]

Хиросима

[ редактировать ]
Парсонс (справа) наблюдает за погрузкой Маленького Мальчика в бомбоотсек Энолы Гэй.

За неделю на Тиниане четыре B-29 разбились и сгорели на взлетно-посадочной полосе. Парсонс очень забеспокоился. Если бы B-29 столкнулся с «Маленьким мальчиком», огонь мог бы сжечь взрывчатку и взорвать оружие, что привело бы к катастрофическим последствиям. [44] Была рассмотрена возможность эвакуации 20 000 человек личного состава Тиниана с острова, но вместо этого было решено загрузить четыре мешка с кордитовым порохом в казенную часть орудия, чтобы привести в действие бомбу в полете. [45]

Энола Гей взлетела в 02:45 (6 августа) с лишним весом 7,5 длинных тонн (7,6 т) и почти максимальной полной массой. Взведение бомбы началось на восьмой минуте полета и заняло 25 минут. [46] Парсонс, как «оружейник», командовал миссией. Парсонс и его помощник, младший лейтенант Моррис Р. Джеппсон из 1-й артиллерийской эскадрильи, пробрались в бомбовый отсек « Энолы Гэй» по узкому переходу по левому борту. Джеппсон держал фонарик, пока Парсонс отсоединял провода капсюля, снимал затвор, вставлял мешки с порохом, заменял затвор и снова подсоединял провода. Прежде чем набрать высоту при подлете к цели, Джеппсон переключил три предохранительные заглушки между электрическими разъемами внутренней батареи и ударно-спусковым механизмом с зеленого на красный. Тогда бомба была полностью вооружена. Джеппсон следил за его цепями. [47]

Четверо других участников проекта «Альберта» участвовали в миссии в Хиросиме. Луис Альварес , Гарольд Агнью и Лоуренс Х. Джонстон находились на инструментальном самолете «Великий артист» . Они сбросили канистры «Бангометр», чтобы измерить силу взрыва, но в то время это не использовалось для расчета мощности. [48] Бернард Вальдман был оператором на самолете наблюдения . Для записи взрыва он был оснащен специальной высокоскоростной кинокамерой Fastax с шестисекундной пленкой. К сожалению, Уолдман забыл открыть затвор камеры, и пленка не была экспонирована. [49] [50] Кроме того, некоторые члены команды вылетели на Иводзиму на случай, если Энола Гей будет вынуждена там приземлиться, но в этом не было необходимости. [51]

Миссия была выполнена по плану и выполнена без серьезных проблем. Три самолета целевой зоны прибыли над Иводзимой примерно через три часа после начала миссии и вылетели вместе в 06:07. Предохранители с бомбы были сняты в 07:30, за 90 минут до достижения цели, а через 15 минут B-29 начали набор высоты на высоту бомбардировки 30 000 футов (9 100 м). Запуск бомбы начался в 08:12, а падение произошло через три минуты. Одновременно с этим «Великий Артист» сбросил три канистры «Бангометра», после чего B-29 немедленно выполнили крутые развороты в пикировании на 155 градусов: «Великий Артист» слева, а «Энола Гей» справа. Детонация последовала через 45,5 секунды после падения. Первичные и «эхо» ударные волны настигли B-29 через минуту после взрыва, а облако дыма было видно экипажам в течение 90 минут, к этому времени они находились на расстоянии почти 400 миль (640 км). Единственный кадр грибовидного облака был сделан Гарольдом Агнью, в то время как Роберт «Боб» Кэрон сделал окончательную фотографию облака с позиции хвостового стрелка «Энолы Гей». Энола Гей вернулась на Тиниан в 14:58. [46] [52]

Нагасаки

[ редактировать ]

Пурнелл, Парсонс, Тиббетс, Спаатц и Кертис ЛеМэй встретились на Гуаме 7 августа, на следующий день после нападения на Хиросиму, чтобы обсудить, что следует делать дальше. Парсонс сказал, что в рамках проекта «Альберта» бомба «Толстяк» будет готова к 11 августа, как первоначально планировалось, но Тиббетс указал на сводки погоды, указывающие на плохие летные условия в тот день из-за шторма, и спросил, может ли она быть готова к 9 августа. Парсонс согласился сделать это. [53]

Подразделение «Толстяк» помещают на опору прицепа перед сборочным корпусом № 2.

В этой миссии Эшворт был оружейником, а лейтенант Филип М. Барнс, ВМС США, из 1-й артиллерийской эскадрильи - его помощником оружейника на B-29 Bockscar . Уолтер Гудман и Лоуренс Х. Джонстон из проекта «Альберта» находились на борту самолета с приборами «Великий артист» вместе с Уильямом Л. Лоуренсом , корреспондентом The New York Times . Леонард Чешир и Уильям Пенни находились на наблюдательном самолете Big Stink . [54] Роберт Сербер из проекта «Альберта» должен был находиться на борту, но его оставил командир самолета, оперативный офицер группы майор Джеймс И. Хопкинс-младший, потому что он забыл свой парашют. Поскольку Сербер был единственным членом экипажа, который умел пользоваться скоростной камерой, весь смысл миссии самолета Хопкинса пришлось проинструктировать по радио с Тиниана о ее использовании. [55]

Погода, которая вынудила перенести миссию на два дня, также потребовала изменения места встречи с Якусимой , намного ближе к цели, и начальной крейсерской высоты 17 000 футов (5 200 м) вместо 9 300 футов (2800 м), оба из которых что значительно увеличило расход топлива. Предполетная проверка обнаружила неработающий топливный насос в кормовом топливном баке бомбового отсека емкостью 625 галлонов США (2370 л), но все равно было принято решение продолжить. Плутониевая бомба не требовала взведения в полете, но предохранители были сняты через 30 минут после взлета в 03:45, когда Бокскар достиг высоты 5000 футов (1500 м). [56]

Было обнаружено, что красный индикатор включения на черном ящике, подключенном к Толстяку, загорелся, указывая на замыкание цепи зажигания. Эшворту и Барнсу потребовалось полчаса, чтобы изолировать неисправный переключатель, вызвавший неисправность, и устранить проблему. [55] Когда в 09:10 была достигнута дневная точка встречи, фотосамолет не появился. Метеорологические самолеты сообщили об обеих целях в пределах требуемых параметров визуальной атаки, в то время как Бокскар кружил над Якусимой в ожидании фотосамолета, потому что Эшворт не хотел продолжать путь без «Великого Артиста» , и в условиях радиомолчания он не был уверен, что именно этот самолет встретился с ними. . В конце концов миссия продолжилась без фотосамолета, с опозданием на тридцать минут. [56]

Когда Бокскар прибыл в Кокуру 30 минут спустя, облачность увеличилась до 70% площади, и три запуска бомбы в течение следующих 50 минут оказались бесполезными для визуальной бомбардировки. Командиры решили уменьшить мощность для экономии топлива и направиться на Нагасаки, при необходимости бомбить с помощью радара. Запуск бомбы начался в 11:58 (на два часа позже графика) с использованием радара; но Толстяк визуально упал, когда в 12:01 в облаках открылась дыра. Фотосамолет прибыл в Нагасаки вовремя, чтобы завершить свою миссию, а три самолета направились на Окинаву, куда прибыли в 13:00. Тщетно пытаясь в течение 20 минут связаться с диспетчерской вышкой аэродрома Йонтан, чтобы получить разрешение на посадку, Бокскар почти закончил топливо. [56]

Более поздняя деятельность

[ редактировать ]

У проекта «Альберта» все еще было три испытательных блока: F101, F102 и F103, но поврежденный F32 был непригоден к эксплуатации, поэтому новые взрывные блоки пришлось доставлять самолетом из проекта «Верблюд». Также не хватало некоторых компонентов, в частности дымоходов детонаторов. Они были изготовлены на Тиниане. 14 августа семь B-29 из 509-й составной группы совершили вылет на тыквенную бомбу. На следующий день до Тиниана дошло известие о капитуляции Японии. [57]

Фаррелл организовал миссию для оценки ущерба, нанесенного Хиросиме и Нагасаки, в которую вошли сотрудники проекта «Альберта», 1-й отряд технического обслуживания и 509-я составная группа. Оставшаяся часть проекта «Альберта» начала собираться. [58] Неиспользованные сборки F101, F102 и F103 были упакованы вместе с запасными компонентами и отправлены обратно в Лос-Аламос. По соображениям безопасности компоненты, не возвращенные в США, были сброшены в море. [59]

Научно-технический персонал проекта «Альберта» вылетел с Тиниана в Соединенные Штаты 7 сентября. Киркпатрик и Эшворт остались, чтобы контролировать реализацию имущества Манхэттенского проекта. Затем проект Альберта был прекращен. [60] Большая часть ее личного состава была переведена в новую дивизию Z, которая начала передвижение на базу Сандия . [61]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джонс 1985 , стр. 30–32.
  2. ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 40–41.
  3. ^ Jump up to: а б Рэмси 2012 , с. 340.
  4. ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 378.
  5. ^ Боуэн 1959 , стр. 91–92.
  6. ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 380.
  7. ^ Рэмси 2012 , стр. 344–345.
  8. ^ Jump up to: а б Дворжак 2012 , с. 20.
  9. ^ Jump up to: а б Ходдесон и др. 1993 , с. 383.
  10. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 45.
  11. ^ Jump up to: а б «Манхэттенский проект» . Множество современных американских физиков. Архивировано из оригинала 4 февраля 2014 года . Проверено 8 февраля 2012 года .
  12. ^ Рэмси 2012 , с. 346.
  13. ^ Jump up to: а б Хокинс 1946 , с. 286.
  14. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 157.
  15. ^ Расс 1990 , стр. 30.
  16. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 143.
  17. ^ Расс 1990 , стр. 80–81.
  18. ^ «Состав персонала проекта Альберта/группы назначения» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 17 октября 2013 года . Проверено 8 марта 2014 г.
  19. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл 2005 , с. 156.
  20. ^ Кристман 1998 , с. 176.
  21. ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 386–387.
  22. ^ Краусс и Краусс 2005 , с. 19.
  23. ^ «Записка Эшворта Гроувсу о выборе авиабазы ​​Тиниан» (PDF) . Национальный архив. 24 февраля 1945 года. Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2014 года . Проверено 5 июня 2016 г.
  24. ^ Ходдесон и др. 1993 , стр. 387–388.
  25. ^ Хокинс 1946 , с. 285.
  26. ^ Расс 1990 , стр. 28–33.
  27. ^ Расс 1990 , стр. 34–41.
  28. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 71.
  29. ^ Расс 1990 , стр. 44.
  30. ^ Расс 1990 , стр. 45–46.
  31. ^ Расс 1990 , стр. 51.
  32. ^ Расс 1990 , стр. 50.
  33. ^ Расс 1990 , стр. 52.
  34. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 27.
  35. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 50.
  36. ^ Расс 1990 , стр. 53.
  37. ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 46, 80.
  38. ^ Костер-Маллен 2012 , стр. 100–101.
  39. ^ Расс 1990 , стр. 55.
  40. ^ Родос 1986 , с. 691.
  41. ^ Кэмпбелл 2005 , с. 41.
  42. ^ Расс 1990 , стр. 56–57.
  43. ^ Кэмпбелл 2005 , стр. 38–40.
  44. ^ Льюис и Толзер 1957 , с. 72.
  45. ^ Расс 1990 , стр. 59.
  46. ^ Jump up to: а б «Хронология № 2 – 509-я миссия в Хиросиме» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  47. ^ Костер-Маллен 2012 , стр. 34–35.
  48. ^ Ходдесон и др. 1993 , с. 393.
  49. ^ Маклеллан, Деннис. «Джордж Марквардт, военный летчик США над Хиросимой, умер в возрасте 84 лет» . Сиэтл Таймс . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
  50. ^ Альварес и Троуэр 1987 , с. 66.
  51. ^ Расс 1990 , стр. 60.
  52. ^ Расс 1990 , стр. 63.
  53. ^ Расс 1990 , стр. 64–65.
  54. ^ Лоуренс, Уильям Л. «Рассказ очевидца об атомной бомбе над Нагасаки» . Национальная научная цифровая библиотека. Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 года . Проверено 18 марта 2013 г.
  55. ^ Jump up to: а б «История Нагасаки» . Национальная научная цифровая библиотека. Архивировано из оригинала 25 декабря 2012 года . Проверено 28 марта 2013 г.
  56. ^ Jump up to: а б с «Хронология №3 – 509-я миссия в Нагасаки» . Ассоциация по сохранению наследия Манхэттенского проекта. Архивировано из оригинала 1 мая 2013 года . Проверено 18 мая 2013 г.
  57. ^ Расс 1990 , стр. 72–74.
  58. ^ Расс 1990 , стр. 75.
  59. ^ Расс 1990 , стр. 80.
  60. ^ Хокинс 1946 , с. 291.
  61. ^ Расс 1990 , стр. 83.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3d758382b4d57fabe831d4ad8a32cc4c__1707823740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3d/4c/3d758382b4d57fabe831d4ad8a32cc4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Project Alberta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)