Misterioso (альбом Телониуса Монка)
Таинственный | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Живой альбом | ||||
Выпущенный | декабрь 1958 г. | |||
Записано | 7 августа 1958 г. | |||
Место проведения | Five Spot Café (Нью-Йорк) | |||
Жанр | Хард-боп | |||
Длина | 47 : 08 | |||
Этикетка | Риверсайд | |||
Продюсер | Оррин Кипньюс | |||
Телониуса Монка Хронология альбомов | ||||
|
Misterioso — концертный альбом американского джазового ансамбля Thelonious Monk Quartet , выпущенный в 1958 году . К моменту его записи пианист и руководитель группы Телониус Монк преодолел длительный период карьерных трудностей и добился славы, участвуя в нью-йоркском Five Spot Café , начиная с 1957 года. Он вернулся туда в следующем году, чтобы во второй раз поработать со своей квартет, включающий барабанщика Роя Хейнса , басиста Ахмеда Абдул-Малика и тенор-саксофониста Джонни Гриффина . Вместе с «Телониусом в действии» (1958) Мистериозо запечатлел отрывки из выступления ансамбля 7 августа на этом месте.
Одна из первых успешных концертных записей музыки Монка, Misterioso, была спродюсирована Оррином Keepnews из Riverside Records . По данным Keepnews, здесь пианист сыграл более отчетливо, чем на своих студийных альбомах, в ответ на энтузиазм публики во время выступления. Название Misterioso ; должно было пробудить репутацию Монка как загадочного и вызывающего исполнителя, а его обложка была частью попытки Риверсайда извлечь выгоду из его популярности среди интеллектуальной и богемной публики он заимствовал картину Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец» .
Первоначально Мистериозо был встречен неоднозначной критической реакцией; рецензенты аплодировали выступлению Монка, но критиковали Гриффина, игра которого, по их мнению, не соответствовала квартету. Альбом был ремастирован и переиздан в 1989 и 2012 годах компанией Original Jazz Classics и с тех пор получил ретроспективное признание, причем некоторые считают игру Гриффина изюминкой пластинки. Соло саксофониста во время исполнения « In Walked Bud » особенно снискало известность среди критиков и джазовых музыкантов.
Фон
[ редактировать ]
В 1951 году Телониус Монк был признан виновным в хранении наркотиков после того, как отказался выдать своего друга, пианиста Бада Пауэлла полиции ; При обыске полицейским автомобиля, принадлежавшего спутнице Пауэлла, пергаминовый конверт с героином у ног Монка лежал . Приговор привел к приостановке действия карты кабаре Монка — разрешения, которое требуется артистам Нью-Йорка для работы в ночных клубах. [1] Хотя эта потеря ограничила его в профессиональном плане, он записал несколько альбомов оригинальной музыки и получил положительные отзывы в прессе в 1950-е годы. Менеджер Монка, Гарри Коломби , подал от имени пианиста апелляцию в Управление по контролю за оборотом спиртных напитков (SLA) с просьбой восстановить его карту. Коломби заявил SLA, что Монк был «законопослушным гражданином, свободным от наркотиков, чья продуктивность и растущая популярность как записывающегося исполнителя демонстрируют его статус ответственного работающего музыканта». [2]
В мае 1957 года SLA заявило, что Монку нужно сначала убедить владельца клуба нанять его, что побудило Коломби рассмотреть возможность открытия Five Spot Café Нью-Йорка в Ист-Виллидж . «Я хотел найти маленькое место», - сказал он позже. «Однажды я проезжал мимо этого места в Деревне, там был бар, и я услышал музыку… Место, где тусовались поэты». [3] Джо Термини, который вместе со своим братом Игги владел заведением, дал показания на слушании дела Монка в полиции, в результате которого ему была восстановлена карта кабаре и он был принят на работу в Five Spot Café. [3] На своей первой стабильной работе за многие годы Монк помог превратить небольшой бар в одно из самых популярных заведений города, поскольку оно привлекало представителей богемы , хипстеров и преданных поклонников музыки пианиста. Получив резиденцию, он, наконец, обрел джазовую славу после двадцати лет карьерных трудностей и безвестности. [4]
Монк начал свое первое пребывание на этом месте в июле 1957 года с саксофонистом Джоном Колтрейном , басистом Ахмедом Абдул-Маликом и барабанщиком Шэдоу Уилсоном в его группе. [5] Однако к моменту его окончания в декабре он потерял Уилсона из-за плохого здоровья, а Колтрейн ушел в поисках сольной карьеры и возвращения в Майлза Дэвиса . группу [6] Монк вернулся на клубную сцену Нью-Йорка в 1958 году с новым квартетом и получил восьминедельное предложение от Джо и Игги Термини снова выступить в этом клубе, начиная с 12 июня. [7] Большую часть вечеров на выходных он играл перед заполненной толпой вместе с Абдул-Маликом, барабанщиком Роем Хейнсом и тенор-саксофонистом Джонни Гриффином , который раньше выступал с Монком. [8] Гриффин был незнаком со всем своим репертуаром, и, как и Колтрейн, ему было трудно играть соло под аккомпанемент Монка в течение первых нескольких недель. Во время выступлений Монк часто уходил со сцены, чтобы выпить в баре или танцевать, что давало Гриффину возможность играть с большим пространством. Однако в конечном итоге квартет установил достаточное взаимопонимание и понимание сет-листа. [9]
Запись
[ редактировать ]
Оррин Keepnews дважды пытался записать квартет вживую в Five Spot Café в 1958 году для своего лейбла Riverside Records . Его первая запись ансамбля состояла из двух сетов во время их выступления 9 июля. Монк был разочарован записью и не позволил Риверсайду выпустить ее, хотя она была выпущена спустя годы после его смерти. [9]
Keepnews вернулись на площадку 7 августа, когда Монк дал вечернее шоу в переполненном зале клуба, который продюсер оборудовал записывающим оборудованием. [10] Это привело к появлению «Мистериозо» и «Телониуса в действии »; последний был выпущен первым в 1958 году. [11] Считалось, что это шоу стало первой успешной концертной записью музыки Монка, пока в 2005 году не была обнаружена и выпущена запись его концерта 1957 года с Колтрейном в Карнеги-холле . [12] Два концертных альбома Five Spot Café - единственные записи, документирующие время, проведенное Монком с Гриффином. [13]
Состав и производительность
[ редактировать ]По мнению джазового критика Гэри Гиддинса , Misterioso — это хард-боп пластинка. [14] Композиции, исполненные для альбома, были аранжированы Монком, переработавшим четыре своих ранних композиции. [15] альбому В примечаниях к Keepnews написал о подходе Монка к аранжировкам: «Должно быть аксиомой то, что Монк — постоянно обновляющийся композитор, аранжировщик и музыкант, что каждая новая запись «старого» номера, особенно с другим составом, представляет собой свежий взгляд на нее — почти новая композиция». [16] По мнению продюсера, Монк играл на фортепиано более ярко и менее интроспективно, чем на своих студийных записях, в ответ на восторженную толпу, которую он каждую ночь собирал на площадку. [16]

В «Nutty» Гриффин включил строки из « Суррея с бахромой на вершине » и продемонстрировал неистовый размах , который дополнялся контригрой Хейнса и Монка. [17] "Blues Five Spot", новая композиция Монка для альбома, представляет собой с двенадцатью тактами и включает соло каждого музыканта. блюзовую дань уважения Five Spot Café [18] Гриффин и Монк преобразовывали структуру аккордов и мелодии на протяжении всего выступления. [17] Гриффина Соло- вамп сохранял ритм, цитируя строки из других произведений, включая музыкальную тему для анимационных «Попай» короткометражных фильмов ; он сыграл « The Sailor's Hornpipe » в конце «Blues Five Spot». [19]
Квартет начал " In Walked Bud " с восьмитактового фортепианного вступления и тридцатидвухтактной формы . Гриффин начал свое соло на минуте выступления под вопли саксофона. На третьей минуте Монк не играл, а Гриффин играл быстрые фразы в верхней части своего регистра с периодически более медленными элементами R&B и фри-джаза . Монк одобрительно кричал во время соло Гриффина, прежде чем возобновить игру на фортепиано и сыграть двухминутную тему. [13] « Just a Gigolo », стандарт , был единственным треком на альбоме, написанным не Монком, который исполнил его в краткой версии без аккомпанемента. [21] Он исполнялся как один припев . повторяющийся [22]
Заглавный трек, впервые записанный на Blue Note Records в 1948 году с вибрафонистом Милтом Джексоном , является одной из самых влиятельных записей Монка и основан на серии минорных вторых кластеров . [23] Его исполнение «Misterioso» в Five Spot Café продемонстрировало его своеобразную игру одной синей ноты рядом с другой. композиции Монк наложил музыкальные идеи, которые отклонялись от первоначального тонального центра , добавив синюю ноту до к синей ноте ре-бемоль . [16] игру Гриффина Приглушенная игра Хейнса на барабанах подкрепляла агрессивную боп- и расширенное соло в "Misterioso". [17]
Название и упаковка
[ редактировать ]
По данным Keepnews, альбом и его заглавный трек были названы небольшой игрой слов «туман» и «тайна», призванной вызвать восприятие музыки Монка как загадочной и сложной в то время. [16] Джазовый критик Нил Тессер сказал, что это слово, которое на латыни означает «таинственным образом», «чаще всего использовалось как музыкальное направление в партитурах классической музыки . Но к тому времени, когда квартет Монка записал эту музыку [в 1958 году], «Misterioso» в основном пришел к тому, чтобы опознать самого Монка». [24]
Чтобы извлечь выгоду из популярности Монка среди интеллектуалов и богемных фанатов из таких заведений, как Five Spot Café, Riverside выпустил Misterioso и переиздания своих старых пластинок с дизайном, напоминающим произведения искусства 20-го века. [25] альбома Обложка представляет собой репродукцию картины Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец» , которая изначально была написана как дань уважения французскому поэту Артюру Рембо . [26]
По словам биографа Монка Робина Келли , Рембо «призвал художника стать провидцем, чтобы проникнуть в глубины бессознательного в поисках ясновидения». Это заставило Келли поверить, что эта картина — лучший выбор для обложки альбома. «Одноглазая фигура олицетворяла провидца», - объяснил он. «Архитектурные формы и расположение классной доски напоминали единство искусства и науки — идеальный символ для художника, чью музыку называют «математической»». [25] По мнению музыковеда Роберта Г. О'Мили , обложка отражала «загадочные нарушения условности перспективы, тишину и странно привлекательные ракурсы (общее футуристическое качество) в музыке Монка». [27]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Misterioso был выпущен на пластинке в декабре 1958 года лейблом Riverside и стал восьмым альбомом Монка на этом лейбле. [28] В марте следующего года Монк был признан пианистом года по результатам ежегодного опроса международных джазовых критиков журнала Down Beat , которые заявили, что его услышали «в своей сложной, неизменно творческой лучшей форме» на Misterioso . [29] Джазовый критик Нэт Хентофф дал оценку пластинке в мае для журнала Hi Fi Review , в котором сказал, что это не один из лучших альбомов пианиста. Он заметил, что «слишком мало места для соло Монка и несколько слишком много» для Гриффина, чей саксофонный крик и ритм были более впечатляющими, чем его соло. Хентофф также считал, что Хейнс и Абдул-Малик не поддерживали Монка так творчески, как Уилбур Уэр и Арт Блейки на его предыдущих альбомах Riverside, где, по его словам, Монк был в более привлекательной форме. [30] Когда Misterioso был выпущен в 1964 году в Великобритании, Чарльз Фокс дал ему положительный отзыв в Gramophone . Он нашел его музыку на одном уровне с обычными стандартами Монка и подчеркнул исключительную игру его и ритм-секции, особенно Хейнса, который «еще раз показал, каким великим барабанщиком он был тогда - и, действительно, остается им сегодня». Однако Фокс чувствовал, что Гриффин не вписывается в квартет и затмевает композиции Монка, находя соло саксофониста размытыми и характеризующимися тривиальными цитатами, а не музыкальным развитием . [22]
Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
Весь музыкальный путеводитель по джазу | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Энциклопедия популярной музыки | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
МузыкаHound Jazz | 5/5 [32] |
Путеводитель Penguin по джазу | ![]() ![]() ![]() ![]() |
PopMatters | 9/10 [34] |
Путеводитель по альбомам Rolling Stone | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Том Халл – в сети | А– [36] |
В All Music Guide to Jazz (2002) Линдси Плейнер написала, что квартет Монка «постоянно изобретал заново» свое сильное, сплоченное звучание с «ошеломляющими и инстинктивными способностями» на протяжении всего Misterioso . Он особенно похвалил Гриффина, заявив, что саксофонист «постоянно освобождал выступления». [17] Биограф Монка Робин Келли считал, что, поскольку Гриффин на тот момент освоил композиции Монка, его соло на Misterioso и Телониусе в действии были экскурсивными и энергичными. [9] Джазовый критик Скотт Яноу счел Misterioso лучшей пластинкой между этими двумя, потому что, по его словам, это было незабываемое соло Гриффина в страстном исполнении "In Walked Bud", а историк музыки Тед Джоя включил в название "свободное" исполнение Монка и Гриффина. трек как одна из рекомендованных им записей композиции. [37] По словам Роберта Кристгау , и эта пластинка, и Brilliant Corners (1957) представляли собой творческий пик Монка. [13] Он назвал Misterioso своим любимым альбомом и в статье для The Barnes & Noble Review в 2009 году написал, что теноровое соло Гриффина во время "In Walked Bud" осталось его "любимыми пятью минутами записанной музыки". [38] Лиам Макманус из PopMatters был менее в восторге от игры Гриффина, которая, по его мнению, иногда была жесткой и отвлекала от музыки, но все же рекомендовал Misterioso как исключительную пластинку Монка, в которой пианист играет в случайном исполнении со своим квартетом. [34]
Недавно я узнал [что соло Джонни Гриффина в «In Walked Bud»] более легендарно, чем я мог себе представить — мне сказали, что есть джазовые музыканты, которые запомнили его.
- Роберт Кристгау (2019) [39]
В 1989 году Misterioso Тарантино провел цифровой ремастеринг Джо мастеринг-инженер для переиздания альбома на компакт-диске . Тарантино использовал 20- битную технологию K2 Super Coding System в студии Fantasy Studios в Беркли, Калифорния . [40] 15 мая 2012 года Concord Music Group переиздала альбом в рамках серии Original Jazz Classics Remasters компании вместе с Jazz at Massey Hall (1953) и Билла Эванса пластинкой 1962 года Moon Beams . Переиздание включало 24-битный ремастеринг Тарантино и три бонус-трека, включая попурри из «Bye-Ya» и « Epistrophy » в исполнении барабанщика Арта Блейки . Вице-президент Concord Ник Филлипс, который продюсировал переиздание, сказал, что Misterioso был «классической концертной пластинкой Телониуса Монка на все времена» и «неизгладимым снимком концертного выступления Монка в конце 50-х». [41] Макманус сказал, что, как и в случае с большинством переизданий джазовых альбомов, бонус-треки на Misterioso были ценными и демонстрировали раскованное исполнение прошлых композиций Монка. [34]
Список треков
[ редактировать ]Все композиции написаны Телониусом Монком, если не указано иное. [16]
Сторона первая
- « Чокнутый » — 5:22
- « Блюз Файв Спот » – 8:11
- « Давай остынем » - 9:16
Вторая сторона
- « В гулявшем бутоне » — 11:20
- « Просто жиголо » ( Ирвинг Цезарь и Леонелло Казуччи ) — 2:07
- « Мистериозо » – 10:52
Бонус-треки на компакт-диске 1989 года
Первая и вторая стороны были объединены в треки 1–6 со следующими дополнительными треками:
- « Раунд полночь » - 6:15
- « Доказательства » — 10:14
Бонус-трек компакт-диска 2012 года
- « Пока-Я » / « Эписстрофия (Тема)» - 11:54
Персонал
[ редактировать ]1958 LP [16]
| переиздание 2012 г. [24]
|
История выпусков
[ редактировать ]Область | Дата | Этикетка | Формат | Каталог |
---|---|---|---|---|
Соединенные Штаты | 1958 [42] | Риверсайд Рекордс | стерео пластинка | РЛП 1133 [43] |
моно LP | РЛП 12-279 [43] | |||
Великобритания | 1964 [22] | РЛП 279 | ||
Соединенные Штаты | 7 апреля 1989 г. [44] | Оригинальная джазовая классика | компакт-диск | OJCCD-206-25 |
15 мая 2012 г. [45] | Оригинальная джазовая классика, Музыкальная группа Concord | компакт-диск | ОЖК-33725-02 |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли 2009 , стр. 144, 155–56.
- ^ Келли 2009 , стр. 158, 225.
- ^ Перейти обратно: а б Келли 2009 , с. 225.
- ^ Келли 2009 , с. 1.
- ^ Келли 2009 , с. 225; Келли 2009 , с. 1
- ^ Келли 2009 , с. 239.
- ^ Анон. 1995 , с. 70; Келли 2009 , с. 242
- ^ Келли 2009 , с. 242; Планер 2002 , с. 895; Келли 2009 , с. 243
- ^ Перейти обратно: а б с Келли 2009 , с. 243.
- ^ Келли 2009 , с. 243; Анон. 1995 , с. 70
- ^ Анон. 1995 , с. 70.
- ^ Анон. 1995 , с. 70; Печать 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристгау 2009 .
- ^ Гиддинс 1976 , с. 105.
- ^ Планер 2002 , с. 895; Keepnews 1958 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кипньюс», 1958 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Планер 2002 , с. 895.
- ^ Keepnews 1958 ; Фокс 1964 , с. 118
- ^ Планер 2002 , с. 895; Фокс 1964 , с. 118
- ^ Кристгау 2009 ; Макнайт 2010 .
- ^ Планер 2002 , с. 895; Keepnews 1958 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фокс 1964 , с. 118.
- ^ Джоя 2012 , с. 267; Шуллер 1958 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тессер 2012г .
- ^ Перейти обратно: а б Келли 2009 , с. 249.
- ^ О'Мили 1997 , с. 39; Келли 2009 , с. 249
- ^ О'Мили 1997 , с. 39.
- ^ Анон. 1958 , с. 27; «Кипньюс», 1958 год .
- ^ Анон. 1959 , с. 56.
- ^ Хентофф 1959 , с. 115.
- ^ Ларкин 2007 , с. 2005.
- ^ Холтье и Ли 1998 .
- ^ Кук и Мортон 2006 , с. 927.
- ^ Перейти обратно: а б с Макманус 2012 .
- ^ Свенсон 1999 , с. 488.
- ^ Халл nd .
- ^ Янов 2001 , с. 1334; Джоя 2012 , с. 267
- ^ Кристгау 2005 ; Кристгау 2009
- ^ Кристгау 2019 .
- ^ Анон.(б)нд .
- ^ Анон. 2012 .
- ^ Анон. 1958 , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б Анон. 2001 , с. 304.
- ^ Анон.(с)nd .
- ^ Анон.(д)нд .
Библиография
[ редактировать ]- Анон. (25 декабря 1958 г.). «На Риверсайде» (PDF) . Даун Бит . 25 (26).
- Анон. (19 марта 1959 г.). «Телониус Монк». Даун Бит . 26 (16).
- Анон. (1995). Руководство для коллекционера оригинальной джазовой классики . Компания «Фэнтези » ISBN 0963742132 .
- Анон. (2001). Brilliant Corners: Биодискография Телониуса Монка . Издательская группа Гринвуд . ISBN 0313302391 .
- Анон. (2012). «Оригинальная джазовая классика добавляет названия Билла Эванса, Телониуса Монка и квартета» . Все о джазе . Архивировано из оригинала 27 мая 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- Анон.[б] (нд). "Телониус Монк / Телониус Квартет Монк - компакт-диск Misterioso" . CD Вселенная . Муз . Архивировано из оригинала 17 января 2016 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- Анон.[c] (nd). «Misterioso OJCCD 206 2: Квартет Телониуса Монка» . Музыкальная группа «Конкорд» . Архивировано из оригинала 10 марта 2014 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- Анон.[д] (нд). «Misterioso (ремастеры оригинальной джазовой классики)» . Музыкальная группа «Конкорд». Архивировано из оригинала 31 октября 2013 года . Проверено 29 марта 2013 г.
- Кристгау, Роберт (22 февраля 2005 г.). «Шум на Music Central» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 30 марта 2013 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
- Кук, Ричард; Мортон, Брайан (2006). Путеводитель Penguin по джазовым записям . Книги о пингвинах.
- Кристгау, Роберт (2009). «Не так уж и мистериозо» . Обзор Barnes & Noble . Архивировано из оригинала 11 мая 2013 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
- Кристгау, Роберт (16 апреля 2019 г.). «Хгау Сез» . robertchristgau.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2019 года . Проверено 23 апреля 2019 г.
- Джоя, Тед (2012). Джазовые стандарты: Путеводитель по репертуару . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199937394 .
- Фокс, Чарльз (август 1964 г.). «Джаз и свинг». Граммофон . 42 .
- Гиддинс, Гэри (20 сентября 1976 г.). «Две этикетки вытаскивают старые бутылки». Деревенский голос .
- Хентофф, Нат (май 1959 г.). «Квартет Телониуса Монка – Мистериозо». Привет Fi Обзор . 2 .
- Холтье, Стив; Ли, Нэнси Энн, ред. (1998). «Телониус Монк». MusicHound Jazz: Основное руководство по альбомам . Корпорация музыкальных продаж . ISBN 0825672538 .
- Халл, Том (nd). «Список оценок: Телониус Монк» . Том Халл – в сети . Проверено 18 июля 2020 г.
- Keepnews, Оррин (1958). Misterioso (примечания на обложке пластинки). Телониус Монк Квартет . Риверсайд Рекордс . РЛП 1133.
- Келли, Робин (2009). Телониус Монк: Жизнь и времена американского оригинала . Саймон и Шустер . ISBN 978-1439190494 .
- Ларкин, Колин (2007). Энциклопедия популярной музыки (4-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195313734 .
- Макнайт, Терренс (2010). «Вспоминая лучшее в Гарлеме: Бад Пауэлл» . Новости WNYC . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 октября 2015 г.
- Макманус, Лиам (2012). «Квартет Телониуса Монаха: Мистериозо» . ПопМатерс . Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- О'Мили, Роберт Г. (1997). «Джазовые альбомы как искусство: некоторые размышления». Международное обозрение афроамериканского искусства . 14 (1). Музей Хэмптонского университета .
- Планер, Линдси (2002). «Телониус Монк: Мистериозо ». У Богданова Владимира; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас (ред.). Весь музыкальный путеводитель по джазу: полное руководство по джазовой музыке (4-е изд.). Книги о бэкбите. ISBN 087930717X .
- Шуллер, Гюнтер (ноябрь 1958 г.). «Телониус Монк». Джазовый обзор .
- Сигел, Роберт (2005). «Раскопки неизвестного монаха, запись Колтрейна» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 10 марта 2014 г.
- Свенсон, Джон, изд. (1999). Путеводитель по альбомам Rolling Stone Jazz & Blues . Случайный дом.
- Тессер, Нил (2012). Misterioso (примечания на обложке переиздания компакт-диска). Телониус Монк Квартет. Оригинальная джазовая классика . ОАК-33725-02.
- Яноу, Скотт (2001). «Телониус Монк: Мистериозо ». У Богданова Владимира; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас (ред.). All Music Guide: Полный путеводитель по популярной музыке (4-е изд.). Корпорация Хэла Леонарда . ISBN 0879306270 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Misterioso на Discogs (список релизов)