Jump to content

Misterioso (альбом Телониуса Монка)

Таинственный
Репродукция картины Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец» с одноглазой фигурой, архитектурными формами и классной доской.
Живой альбом
Выпущенный декабрь 1958 г.
Записано 7 августа 1958 г.
Место проведения Five Spot Café (Нью-Йорк)
Жанр Хард-боп
Длина 47 : 08
Этикетка Риверсайд
Продюсер Оррин Кипньюс
Телониуса Монка Хронология альбомов
Телониус в действии
(1958)
Таинственный
(1958)
Оркестр Телониуса Монаха в ратуше
(1959)

Misterioso концертный альбом американского джазового ансамбля Thelonious Monk Quartet , выпущенный в 1958 году . К моменту его записи пианист и руководитель группы Телониус Монк преодолел длительный период карьерных трудностей и добился славы, участвуя в нью-йоркском Five Spot Café , начиная с 1957 года. Он вернулся туда в следующем году, чтобы во второй раз поработать со своей квартет, включающий барабанщика Роя Хейнса , басиста Ахмеда Абдул-Малика и тенор-саксофониста Джонни Гриффина . Вместе с «Телониусом в действии» (1958) Мистериозо запечатлел отрывки из выступления ансамбля 7 августа на этом месте.

Одна из первых успешных концертных записей музыки Монка, Misterioso, была спродюсирована Оррином Keepnews из Riverside Records . По данным Keepnews, здесь пианист сыграл более отчетливо, чем на своих студийных альбомах, в ответ на энтузиазм публики во время выступления. Название Misterioso ; должно было пробудить репутацию Монка как загадочного и вызывающего исполнителя, а его обложка была частью попытки Риверсайда извлечь выгоду из его популярности среди интеллектуальной и богемной публики он заимствовал картину Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец» .

Первоначально Мистериозо был встречен неоднозначной критической реакцией; рецензенты аплодировали выступлению Монка, но критиковали Гриффина, игра которого, по их мнению, не соответствовала квартету. Альбом был ремастирован и переиздан в 1989 и 2012 годах компанией Original Jazz Classics и с тех пор получил ретроспективное признание, причем некоторые считают игру Гриффина изюминкой пластинки. Соло саксофониста во время исполнения « In Walked Bud » особенно снискало известность среди критиков и джазовых музыкантов.

Черно-белая фотография мужчины, играющего на фортепиано.
Телониус Монк в 1961 году

В 1951 году Телониус Монк был признан виновным в хранении наркотиков после того, как отказался выдать своего друга, пианиста Бада Пауэлла полиции ; При обыске полицейским автомобиля, принадлежавшего спутнице Пауэлла, пергаминовый конверт с героином у ног Монка лежал . Приговор привел к приостановке действия карты кабаре Монка — разрешения, которое требуется артистам Нью-Йорка для работы в ночных клубах. [1] Хотя эта потеря ограничила его в профессиональном плане, он записал несколько альбомов оригинальной музыки и получил положительные отзывы в прессе в 1950-е годы. Менеджер Монка, Гарри Коломби , подал от имени пианиста апелляцию в Управление по контролю за оборотом спиртных напитков (SLA) с просьбой восстановить его карту. Коломби заявил SLA, что Монк был «законопослушным гражданином, свободным от наркотиков, чья продуктивность и растущая популярность как записывающегося исполнителя демонстрируют его статус ответственного работающего музыканта». [2]

В мае 1957 года SLA заявило, что Монку нужно сначала убедить владельца клуба нанять его, что побудило Коломби рассмотреть возможность открытия Five Spot Café Нью-Йорка в Ист-Виллидж . «Я хотел найти маленькое место», - сказал он позже. «Однажды я проезжал мимо этого места в Деревне, там был бар, и я услышал музыку… Место, где тусовались поэты». [3] Джо Термини, который вместе со своим братом Игги владел заведением, дал показания на слушании дела Монка в полиции, в результате которого ему была восстановлена ​​карта кабаре и он был принят на работу в Five Spot Café. [3] На своей первой стабильной работе за многие годы Монк помог превратить небольшой бар в одно из самых популярных заведений города, поскольку оно привлекало представителей богемы , хипстеров и преданных поклонников музыки пианиста. Получив резиденцию, он, наконец, обрел джазовую славу после двадцати лет карьерных трудностей и безвестности. [4]

Монк начал свое первое пребывание на этом месте в июле 1957 года с саксофонистом Джоном Колтрейном , басистом Ахмедом Абдул-Маликом и барабанщиком Шэдоу Уилсоном в его группе. [5] Однако к моменту его окончания в декабре он потерял Уилсона из-за плохого здоровья, а Колтрейн ушел в поисках сольной карьеры и возвращения в Майлза Дэвиса . группу [6] Монк вернулся на клубную сцену Нью-Йорка в 1958 году с новым квартетом и получил восьминедельное предложение от Джо и Игги Термини снова выступить в этом клубе, начиная с 12 июня. [7] Большую часть вечеров на выходных он играл перед заполненной толпой вместе с Абдул-Маликом, барабанщиком Роем Хейнсом и тенор-саксофонистом Джонни Гриффином , который раньше выступал с Монком. [8] Гриффин был незнаком со всем своим репертуаром, и, как и Колтрейн, ему было трудно играть соло под аккомпанемент Монка в течение первых нескольких недель. Во время выступлений Монк часто уходил со сцены, чтобы выпить в баре или танцевать, что давало Гриффину возможность играть с большим пространством. Однако в конечном итоге квартет установил достаточное взаимопонимание и понимание сет-листа. [9]

Кафе Five Spot Café в Нью-Йорке располагалось на Купер-сквер (1957 год).

Оррин Keepnews дважды пытался записать квартет вживую в Five Spot Café в 1958 году для своего лейбла Riverside Records . Его первая запись ансамбля состояла из двух сетов во время их выступления 9 июля. Монк был разочарован записью и не позволил Риверсайду выпустить ее, хотя она была выпущена спустя годы после его смерти. [9]

Keepnews вернулись на площадку 7 августа, когда Монк дал вечернее шоу в переполненном зале клуба, который продюсер оборудовал записывающим оборудованием. [10] Это привело к появлению «Мистериозо» и «Телониуса в действии »; последний был выпущен первым в 1958 году. [11] Считалось, что это шоу стало первой успешной концертной записью музыки Монка, пока в 2005 году не была обнаружена и выпущена запись его концерта 1957 года с Колтрейном в Карнеги-холле . [12] Два концертных альбома Five Spot Café - единственные записи, документирующие время, проведенное Монком с Гриффином. [13]

Состав и производительность

[ редактировать ]

По мнению джазового критика Гэри Гиддинса , Misterioso — это хард-боп пластинка. [14] Композиции, исполненные для альбома, были аранжированы Монком, переработавшим четыре своих ранних композиции. [15] альбому В примечаниях к Keepnews написал о подходе Монка к аранжировкам: «Должно быть аксиомой то, что Монк — постоянно обновляющийся композитор, аранжировщик и музыкант, что каждая новая запись «старого» номера, особенно с другим составом, представляет собой свежий взгляд на нее — почти новая композиция». [16] По мнению продюсера, Монк играл на фортепиано более ярко и менее интроспективно, чем на своих студийных записях, в ответ на восторженную толпу, которую он каждую ночь собирал на площадку. [16]

Джонни Гриффин в 2007 году

В «Nutty» Гриффин включил строки из « Суррея с бахромой на вершине » и продемонстрировал неистовый размах , который дополнялся контригрой Хейнса и Монка. [17] "Blues Five Spot", новая композиция Монка для альбома, представляет собой с двенадцатью тактами и включает соло каждого музыканта. блюзовую дань уважения Five Spot Café [18] Гриффин и Монк преобразовывали структуру аккордов и мелодии на протяжении всего выступления. [17] Гриффина Соло- вамп сохранял ритм, цитируя строки из других произведений, включая музыкальную тему для анимационных «Попай» короткометражных фильмов ; он сыграл « The Sailor's Hornpipe » в конце «Blues Five Spot». [19]

Квартет начал " In Walked Bud " с восьмитактового фортепианного вступления и тридцатидвухтактной формы . Гриффин начал свое соло на минуте выступления под вопли саксофона. На третьей минуте Монк не играл, а Гриффин играл быстрые фразы в верхней части своего регистра с периодически более медленными элементами R&B и фри-джаза . Монк одобрительно кричал во время соло Гриффина, прежде чем возобновить игру на фортепиано и сыграть двухминутную тему. [13] « Just a Gigolo », стандарт , был единственным треком на альбоме, написанным не Монком, который исполнил его в краткой версии без аккомпанемента. [21] Он исполнялся как один припев . повторяющийся [22]

Заглавный трек, впервые записанный на Blue Note Records в 1948 году с вибрафонистом Милтом Джексоном , является одной из самых влиятельных записей Монка и основан на серии минорных вторых кластеров . [23] Его исполнение «Misterioso» в Five Spot Café продемонстрировало его своеобразную игру одной синей ноты рядом с другой. композиции Монк наложил музыкальные идеи, которые отклонялись от первоначального тонального центра , добавив синюю ноту до к синей ноте ре-бемоль . [16] игру Гриффина Приглушенная игра Хейнса на барабанах подкрепляла агрессивную боп- и расширенное соло в "Misterioso". [17]

Название и упаковка

[ редактировать ]
«Провидец» , Джорджо де Кирико , 1914–15, холст, масло, Музей современного искусства , Нью-Йорк.

По данным Keepnews, альбом и его заглавный трек были названы небольшой игрой слов «туман» и «тайна», призванной вызвать восприятие музыки Монка как загадочной и сложной в то время. [16] Джазовый критик Нил Тессер сказал, что это слово, которое на латыни означает «таинственным образом», «чаще всего использовалось как музыкальное направление в партитурах классической музыки . Но к тому времени, когда квартет Монка записал эту музыку [в 1958 году], «Misterioso» в основном пришел к тому, чтобы опознать самого Монка». [24]

Чтобы извлечь выгоду из популярности Монка среди интеллектуалов и богемных фанатов из таких заведений, как Five Spot Café, Riverside выпустил Misterioso и переиздания своих старых пластинок с дизайном, напоминающим произведения искусства 20-го века. [25] альбома Обложка представляет собой репродукцию картины Джорджо де Кирико 1915 года «Провидец» , которая изначально была написана как дань уважения французскому поэту Артюру Рембо . [26]

По словам биографа Монка Робина Келли , Рембо «призвал художника стать провидцем, чтобы проникнуть в глубины бессознательного в поисках ясновидения». Это заставило Келли поверить, что эта картина — лучший выбор для обложки альбома. «Одноглазая фигура олицетворяла провидца», - объяснил он. «Архитектурные формы и расположение классной доски напоминали единство искусства и науки — идеальный символ для художника, чью музыку называют «математической»». [25] По мнению музыковеда Роберта Г. О'Мили , обложка отражала «загадочные нарушения условности перспективы, тишину и странно привлекательные ракурсы (общее футуристическое качество) в музыке Монка». [27]

Выпуск и прием

[ редактировать ]

Misterioso был выпущен на пластинке в декабре 1958 года лейблом Riverside и стал восьмым альбомом Монка на этом лейбле. [28] В марте следующего года Монк был признан пианистом года по результатам ежегодного опроса международных джазовых критиков журнала Down Beat , которые заявили, что его услышали «в своей сложной, неизменно творческой лучшей форме» на Misterioso . [29] Джазовый критик Нэт Хентофф дал оценку пластинке в мае для журнала Hi Fi Review , в котором сказал, что это не один из лучших альбомов пианиста. Он заметил, что «слишком мало места для соло Монка и несколько слишком много» для Гриффина, чей саксофонный крик и ритм были более впечатляющими, чем его соло. Хентофф также считал, что Хейнс и Абдул-Малик не поддерживали Монка так творчески, как Уилбур Уэр и Арт Блейки на его предыдущих альбомах Riverside, где, по его словам, Монк был в более привлекательной форме. [30] Когда Misterioso был выпущен в 1964 году в Великобритании, Чарльз Фокс дал ему положительный отзыв в Gramophone . Он нашел его музыку на одном уровне с обычными стандартами Монка и подчеркнул исключительную игру его и ритм-секции, особенно Хейнса, который «еще раз показал, каким великим барабанщиком он был тогда - и, действительно, остается им сегодня». Однако Фокс чувствовал, что Гриффин не вписывается в квартет и затмевает композиции Монка, находя соло саксофониста размытыми и характеризующимися тривиальными цитатами, а не музыкальным развитием . [22]

Ретроспективные профессиональные обзоры
Оценки по отзывам
Источник Рейтинг
Весь музыкальный путеводитель по джазу [17]
Энциклопедия популярной музыки [31]
МузыкаHound Jazz 5/5 [32]
Путеводитель Penguin по джазу [33]
PopMatters 9/10 [34]
Путеводитель по альбомам Rolling Stone [35]
Том Халл – в сети А– [36]

В All Music Guide to Jazz (2002) Линдси Плейнер написала, что квартет Монка «постоянно изобретал заново» свое сильное, сплоченное звучание с «ошеломляющими и инстинктивными способностями» на протяжении всего Misterioso . Он особенно похвалил Гриффина, заявив, что саксофонист «постоянно освобождал выступления». [17] Биограф Монка Робин Келли считал, что, поскольку Гриффин на тот момент освоил композиции Монка, его соло на Misterioso и Телониусе в действии были экскурсивными и энергичными. [9] Джазовый критик Скотт Яноу счел Misterioso лучшей пластинкой между этими двумя, потому что, по его словам, это было незабываемое соло Гриффина в страстном исполнении "In Walked Bud", а историк музыки Тед Джоя включил в название "свободное" исполнение Монка и Гриффина. трек как одна из рекомендованных им записей композиции. [37] По словам Роберта Кристгау , и эта пластинка, и Brilliant Corners (1957) представляли собой творческий пик Монка. [13] Он назвал Misterioso своим любимым альбомом и в статье для The Barnes & Noble Review в 2009 году написал, что теноровое соло Гриффина во время "In Walked Bud" осталось его "любимыми пятью минутами записанной музыки". [38] Лиам Макманус из PopMatters был менее в восторге от игры Гриффина, которая, по его мнению, иногда была жесткой и отвлекала от музыки, но все же рекомендовал Misterioso как исключительную пластинку Монка, в которой пианист играет в случайном исполнении со своим квартетом. [34]

Недавно я узнал [что соло Джонни Гриффина в «In Walked Bud»] более легендарно, чем я мог себе представить — мне сказали, что есть джазовые музыканты, которые запомнили его.

- Роберт Кристгау (2019) [39]

В 1989 году Misterioso Тарантино провел цифровой ремастеринг Джо мастеринг-инженер для переиздания альбома на компакт-диске . Тарантино использовал 20- битную технологию K2 Super Coding System в студии Fantasy Studios в Беркли, Калифорния . [40] 15 мая 2012 года Concord Music Group переиздала альбом в рамках серии Original Jazz Classics Remasters компании вместе с Jazz at Massey Hall (1953) и Билла Эванса пластинкой 1962 года Moon Beams . Переиздание включало 24-битный ремастеринг Тарантино и три бонус-трека, включая попурри из «Bye-Ya» и « Epistrophy » в исполнении барабанщика Арта Блейки . Вице-президент Concord Ник Филлипс, который продюсировал переиздание, сказал, что Misterioso был «классической концертной пластинкой Телониуса Монка на все времена» и «неизгладимым снимком концертного выступления Монка в конце 50-х». [41] Макманус сказал, что, как и в случае с большинством переизданий джазовых альбомов, бонус-треки на Misterioso были ценными и демонстрировали раскованное исполнение прошлых композиций Монка. [34]

Список треков

[ редактировать ]

Все композиции написаны Телониусом Монком, если не указано иное. [16]

Сторона первая

  1. « Чокнутый » — 5:22
  2. « Блюз Файв Спот » – 8:11
  3. « Давай остынем » - 9:16

Вторая сторона

  1. « В гулявшем бутоне » — 11:20
  2. « Просто жиголо » ( Ирвинг Цезарь и Леонелло Казуччи ) — 2:07
  3. « Мистериозо » – 10:52

Бонус-треки на компакт-диске 1989 года

Первая и вторая стороны были объединены в треки 1–6 со следующими дополнительными треками:

  1. « Раунд полночь » - 6:15
  2. « Доказательства » — 10:14

Бонус-трек компакт-диска 2012 года

  1. « Пока-Я » / « Эписстрофия (Тема)» - 11:54

Персонал

[ редактировать ]

История выпусков

[ редактировать ]
Область Дата Этикетка Формат Каталог
Соединенные Штаты 1958 [42] Риверсайд Рекордс стерео пластинка РЛП 1133 [43]
моно LP РЛП 12-279 [43]
Великобритания 1964 [22] РЛП 279
Соединенные Штаты 7 апреля 1989 г. [44] Оригинальная джазовая классика компакт-диск OJCCD-206-25
15 мая 2012 г. [45] Оригинальная джазовая классика, Музыкальная группа Concord компакт-диск ОЖК-33725-02

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Келли 2009 , стр. 144, 155–56.
  2. ^ Келли 2009 , стр. 158, 225.
  3. ^ Перейти обратно: а б Келли 2009 , с. 225.
  4. ^ Келли 2009 , с. 1.
  5. ^ Келли 2009 , с. 225; Келли 2009 , с. 1
  6. ^ Келли 2009 , с. 239.
  7. ^ Анон. 1995 , с. 70; Келли 2009 , с. 242
  8. ^ Келли 2009 , с. 242; Планер 2002 , с. 895; Келли 2009 , с. 243
  9. ^ Перейти обратно: а б с Келли 2009 , с. 243.
  10. ^ Келли 2009 , с. 243; Анон. 1995 , с. 70
  11. ^ Анон. 1995 , с. 70.
  12. ^ Анон. 1995 , с. 70; Печать 2005 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Кристгау 2009 .
  14. ^ Гиддинс 1976 , с. 105.
  15. ^ Планер 2002 , с. 895; Keepnews 1958 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кипньюс», 1958 год .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Планер 2002 , с. 895.
  18. ^ Keepnews 1958 ; Фокс 1964 , с. 118
  19. ^ Планер 2002 , с. 895; Фокс 1964 , с. 118
  20. ^ Кристгау 2009 ; Макнайт 2010 .
  21. ^ Планер 2002 , с. 895; Keepnews 1958 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Фокс 1964 , с. 118.
  23. ^ Джоя 2012 , с. 267; Шуллер 1958 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Тессер 2012г .
  25. ^ Перейти обратно: а б Келли 2009 , с. 249.
  26. ^ О'Мили 1997 , с. 39; Келли 2009 , с. 249
  27. ^ О'Мили 1997 , с. 39.
  28. ^ Анон. 1958 , с. 27; «Кипньюс», 1958 год .
  29. ^ Анон. 1959 , с. 56.
  30. ^ Хентофф 1959 , с. 115.
  31. ^ Ларкин 2007 , с. 2005.
  32. ^ Холтье и Ли 1998 .
  33. ^ Кук и Мортон 2006 , с. 927.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Макманус 2012 .
  35. ^ Свенсон 1999 , с. 488.
  36. ^ Халл nd .
  37. ^ Янов 2001 , с. 1334; Джоя 2012 , с. 267
  38. ^ Кристгау 2005 ; Кристгау 2009
  39. ^ Кристгау 2019 .
  40. ^ Анон.(б)нд .
  41. ^ Анон. 2012 .
  42. ^ Анон. 1958 , с. 41.
  43. ^ Перейти обратно: а б Анон. 2001 , с. 304.
  44. ^ Анон.(с)nd .
  45. ^ Анон.(д)нд .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e2ed53bdfde2e9c4f45d0d3c9229a95__1721811540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/95/3e2ed53bdfde2e9c4f45d0d3c9229a95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Misterioso (Thelonious Monk album) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)