Геза Вида
Геза (Геза) Вида | |
---|---|
![]() Жизнь в мае 1972 года | |
Рожденный | |
Умер | 11 мая 1980 г. Бая-Маре, Социалистическая Республика Румыния | (67 лет)
Национальность |
|
Образование | Венгерская школа изящных искусств |
Известный | Скульптура, резьба по дереву, гравюра, рисунок, сценография, политическая карикатура. |
Движение | Примитивизм , Экспрессионизм , Соцреализм |
Награды | Государственная премия (1953). Выдающийся мастер искусств (1957). Орден Труда I степени (1963 г.) Народный артист (1964) Орден «За заслуги перед культурой» (1968). Гран-при Государственного комитета по культуре и искусствам (1971). Звезда Социалистической Республики Румыния 2-й степени (1978). |
Военная служба | |
Псевдоним(ы) | Грегори |
Услуга | |
Битвы/войны |
Геза или Геза Вида , также известный как Григоре ( венгерский : Вида Геза ; 28 февраля 1913 — 11 мая 1980), был румынско-венгерский скульптор, гравер, промышленный рабочий и коммунистический активист, один из самых известных художников Марамуреш. региона . Потомок этнических румын и словацких горняков, он родился в венгерской части Австро -Венгрии . Воспитанный матерью после смерти отца во время Первой мировой войны, он получил финансовую поддержку от местных благотворителей, которые развивали его художественные навыки, особенно в качестве резчика по дереву. Гражданин Румынии после объединения 1918 года , он был вынужден бросить школу по экономическим обстоятельствам и много лет работал в различных отраслях промышленности и бизнеса, одновременно обнаружив в себе страсть к пчеловодству и садоводству. Он был вовлечен в крайне левую политику во время Великой депрессии , когда на него повлияли такие радикальные художники, как Александру Зиффер , Аурел Попп , Василе Казар и Иосиф Кляйн, которые также познакомили его с авангардными экспериментами. Вида была кооптирована в Союз коммунистической молодежи , а затем и Коммунистическая партия , создавшая пропагандистское искусство для обоих; эта деятельность привела к его временному аресту в 1932 и 1933 годах. Организатор труда, он помог создать Профсоюз художников и его отделение в Бая-Маре .
Пройдя обучение на артиллериста в сухопутных войсках Румынии , Вида неоднократно предпринимал попытки присоединиться к интернациональным бригадам, сражавшимся во время гражданской войны в Испании . Хотя он был заключен в тюрьму и изгнан за незаконное пересечение границы с Чехословакией , он возобновил усилия и, наконец, достиг республиканской Испании в начале 1938 года. Он служил в течение нескольких месяцев под командованием Николае Кристя и Вальтера Романа , прежде чем бригады были выведены из битвы при Эбро . Вида пережил отступление во Францию, сдавшись Национальной жандармерии . Вида перемещалась между французскими лагерями для интернированных, и в конце концов ее отправили в Гурс ; он также продолжал работать художником-пропагандистом, достигая международной аудитории. Участник восстаний заключенных до и после падения Франции , он был отправлен в качестве чернорабочего в нацистскую Германию , но в конце концов добрался до Северной Трансильвании .
Будучи гражданином Румынии в Регентской Венгрии , Вида находилась под постоянным наблюдением. Его обучение в Венгерской школе изящных искусств было прервано пребыванием в трудовом батальоне ему удалось бежать , однако во время осады Будапешта . Он вернулся в румынскую армию и к концу Второй мировой войны находился в Скалице . Вернувшись в Бая-Маре, в свои тридцать лет он стал любимым художником коммунистического режима Румынии и стал депутатом Великого национального собрания , но высказал критику художественных стандартов режима. Он неоднократно пытался противостоять подъему социалистического реализма и изображал экспрессионизм как более подлинно революционное течение.
Взгляды Виды подтвердились в 1960-х годах, когда его синтез народного искусства и экспрессионизма был более полно усвоен коммунистическим истеблишментом. Он завоевал как споры, так и похвалу за свою серию монументальных произведений, в том числе «Солдатский мемориал в Карее» и дань уважения жертвам резни Моисея . Став полноправным членом ЦК Коммунистической партии в 1971 году, а три года спустя — членом-корреспондентом Румынской академии , он был награжден многочисленными наградами, в том числе Звездой Социалистической Республики Румыния . В последние годы своей жизни он отошел от стандартов экспрессионизма, чтобы впитать больше влияния ремесел и религиозного искусства.
Биография
[ редактировать ]Происхождение и молодость
[ редактировать ]В некоторых документах Коммунистической партии Вида описывался как представитель « мадьярской национальности ». [ 1 ] Однако предками художника по отцовской линии были этнические румыны из Австрийской империи : дед Симион Вида был греко-католиком из Япы , работавшим на молотковой мельнице Надьбанья (Бая-Маре) . [ 2 ] Его пятый ребенок, Иосиф, всю жизнь проработавший шахтером, женился на Розалии Крупиццер из Кавника . Ее отец был словацким колонистом в этом регионе. [ 3 ] Геза родился 28 февраля 1913 года в Надьбанье, как тогда называлась Бая-Маре. В то время город находился в округе Сатмар Венгерского королевства (сама часть Австро-Венгрии ). Его точным местом рождения был семейный дом, расположенный очень близко к шахте Валя Рошие. [ 4 ] Венгерское имя «Геза» (или «Геза») было выбрано в честь товарища по работе Иосифа Виды. Розалия предпочитала называть его «Виктором», так как он оказался ее единственным выжившим ребенком; [ 3 ] у пары было еще семеро детей. [ 5 ]
Несмотря на проблемы с легкими, Иосиф был призван на Первую мировую войну и был тяжело ранен на Сербском фронте ; он умер в своем доме в 1915 году. Это вынудило Розалию искать работу горничной в доме Теофила Драгоша , румынского юриста и политика, где Геза провел свое раннее младенчество и раннее детство. [ 6 ] По словам биографа Георгия И. Бодеа, будущий скульптор вырос как социалист, став свидетелем забастовок и протестов шахтеров во время Астровой революции и советского эксперимента ; Дом Драгоша находился возле тюрьмы Бая-Маре, где большинство протестующих было интернировано во время венгерско-румынской войны . [ 7 ] Тем не менее он дружил с начальником тюрьмы, который водил его и других детей на экскурсии. Начальник тюрьмы также подробно рассказал ему о румынском фольклоре , причем оба они разделяли веру в Фату Падурия как существо, которое заманивает детей в лес. [ 8 ]
После объединения региона с Румынией Виду отправили в новую румынскую школу Бая-Сприе . Директор школы Александру Муже, страстный резчик по дереву, направил творческий потенциал мальчика, поощряя его создавать статуэтки животных (большинство из которых сейчас утеряны). [ 9 ] Геза также любил путешествовать в горы Гутай , которые он гораздо позже описал как «сказочную страну». [ 10 ] Примерно в 1920 году он некоторое время жил у бабушки и дедушки в районе Деалул Кручи. [ 8 ] Он начал собирать камни и однажды чуть не погиб, соскользнув в шахту, чтобы подобрать более необычный камень. [ 11 ] В 1923 году он создал свои первые сложные произведения из дерева, изображающие крестьян на свадьбах и похоронах. [ 12 ] К тому времени его воодушевил художественный бум его родного города: школа Бая-Маре переживала свой расцвет, и, как вспоминал Вида, «мольберты и работающие художники были на каждом углу». [ 13 ]
Драгош был впечатлен способностями Виды, и, желая, чтобы он добился успеха в жизни, спонсировал его полное обучение в средней школе Георге Шинкай . Однако Розалия заболела в 1928 году, когда Геза был на последнем году жизни; это побудило его бросить школу и начать обучение на ученика садовника в Сату-Маре . [ 12 ] Он вернулся в Бая-Маре всего через несколько месяцев и начал работать пчеловодом и садовником у друга по имени Лакатос. Это предприятие внезапно закончилось, когда Лакатош, член запрещенной Румынской коммунистической партии (ПКДР), был арестован, а затем заключен в тюрьму; Вида перешел на временную работу на завод «Феникс», а затем устроился на работу лесорубом, которая тогда была второстепенной должностью на Румынских железных дорогах . [ 14 ] Сообщается, что некоторое время он работал ночным сторожем. [ 5 ] и как золотоискатель в Байя-Сприе. [ 15 ] Согласно более поздней записи его друга Михая Флореску , на протяжении 1930-х годов Вида по-прежнему в основном занимался пчеловодством. [ 16 ]
Коммунистическое начало
[ редактировать ]
Хотя он больше не мог продолжать обучение искусству, Вида все еще рисовал, лепил и вырезал, а также прислушивался к советам отдыхающих художников, таких как Петре Абрудан , Александру Чукуренку и Ено Сервански . [ 12 ] Он подружился с местным художником Гезой Кадаром и его женой Элизабетой, преподающей фортепиано. Оба способствовали его художественному образованию и познакомили его с художником Бени Ференци . [ 17 ] Похоже, на него сильно повлиял Дьюла Дерковиц , перенеся в рельефы то, чего Дерковиц достиг с помощью гравюр. [ 17 ] Новые скульптуры Виды включали в себя первую из его работ «Крестьянин с косой», что намекало на его художественное воплощение социального протеста. [ 18 ] Абрудан также сделал Виду членом своей команды по греко-римской борьбе , которая одновременно выполняла функции вербовочной ячейки PCdR; Вклад Виды также включал гравюру с изображением борцов, которую Абрудан повторно использовал в качестве основного дизайна для рекламных плакатов своего клуба. [ 19 ]
Поскольку горнодобывающая промышленность Румынии сильно пострадала во время Великой депрессии ПКДР , в 1929–1932 годах Бая-Маре стала центром растущего протестного движения и электорального пула Крестьянского рабочего блока . [ 20 ] Еще не будучи членом ПКДР, Вида вспомнил, что был полноправным участником забастовочного движения в Финиксе. [ 21 ] Коллега-художник Иосиф Кляйн взял его в свой коммунистический художественный клуб и начал оказывать на него политическое влияние; Вида обратился к более явно революционным темам, включая свои первые портреты крестьянских повстанцев, таких как Хорея и Пинтеа . [ 22 ] Благодаря влиянию Кляйна его работы вобрали в себя отголоски европейского авангарда, а также африканской скульптуры ; эта смесь проявилась в его примитивистских резных изображениях «людей-обезьян». [ 17 ]
В 1932 году Вида вступила в Союз коммунистической молодежи (UTC) под непосредственным руководством более старшей коммунистки Илеаны Вольф. В том же году он создавал пропагандистское искусство UTC вместе с Иоаном Декси. [ 23 ] Он был арестован в ходе облавы в Сигурансе и продержался под стражей неделю, в течение которой, как сообщается, его избивали; он так и не согласился сотрудничать с властями и после освобождения остался под наблюдением. [ 24 ] После переезда Кляйна в Бухарест Александру Зиффер возглавил художников-коммунистов в Бая-Маре, чей вклад включал исправление рисунков Виды и предложение ему большего художественного вклада. [ 25 ] Сам Вида назвал это новое художественное движение «приданием формы чаяниям народа, его борьбе за свободу», выделив Василе Казара как его ведущего представителя. [ 26 ] Все еще занимаясь политической агитацией, ему было поручено объединить в угольщиков Улмоасы профсоюз . По его воспоминаниям, этот опыт привел его к крайней нищете, а также открыл для него их фольклор, который был единственным развлечением крестьян. [ 27 ]
После забастовки в Гривице и репрессий по всей стране в феврале 1933 года Вида снова оказался под стражей в Сигуранте под упреждающим арестом. Вскоре его и его коллег отпустили за отсутствием улик. [ 28 ] В 1933 году время от времени аресты все еще происходили. В начале 1934 года Вида присутствовал на тайной встрече UTC в Клуже , где представил доклад по этому вопросу. [ 29 ] Его гравюры использовались в протестном искусстве ПКДР, а разбирательство было передано в Международную красную помощь . [ 30 ] В ноябре он получил, вероятно, первую из своих художественных рецензий. Опубликованный в Bányai Lapok , он восхвалял Виду как «человека будущего» и врага всего китча, отмечая интерес, который коллекционеры произведений искусства проявляли к его скульптурам. [ 31 ] В 1935 году Зиффер добился официального принятия Виды в художественную колонию Бая-Маре. [ 32 ]
Гражданская война в Испании
[ редактировать ]
В 1935–1936 годах Вида был призван в Сухопутные войска Румынии , служил в 32-м артиллерийском полку в Сату-Маре, где продолжал заниматься скульптурой. [ 33 ] Он все еще выполнял свои обязанности, когда до него дошли новости о гражданской войне в Испании . Читая статьи Скарлата Каллимаки , Иона Кэлугэру , Захарии Станку и Алеку Константинеску , Вида увлекся защитой Второй Испанской республики . [ 34 ] Мысль о волонтерстве в интернациональных бригадах пришла ему в голову, когда он находился в Сату-Маре, и он связался со своим представителем ПКДР Франциском Вольф-Бочором , чтобы попросить одобрения. [ 35 ] Вернувшись домой, он окончил ПКДР и быстро стал одним из ее региональных лидеров. Он снова стал владельцем дома своего отца, в котором время от времени проводились нелегальные партийные конференции. [ 32 ] В тандеме он работал с Аурелом Поппом и Яношем Тормой над организацией регионального конгресса художников с участием представителей Марамуреша, Баната и Трансильвании в целом. Созванный 14 июня 1936 года, он стал ядром Профсоюза художников изобразительного искусства, среди лидеров которого были Попп и Зиффер. [ 36 ] Ровно год спустя, после неоднократных попыток примирить фракции школы Бая-Маре в единое отделение Профсоюза, Вида сдался и основал отделение, состоящее в основном из своих левых коллег; его лидером был Торма, но Виде было обеспечено место в руководящем комитете. [ 37 ] Первое выступление группы в августе 1937 года было прервано румынской полицией , которая конфисковала три рельефа Виды из-за опасений, что они распространяют коммунистическую идеологию. [ 38 ] Несмотря на это, шоу получило положительные отзывы местных критиков, и в октябре 1937 года было проведено еще несколько. [ 39 ]
В конце концов, в октябре 1937 года Вида отправился в тайное путешествие в Испанию: сказав матери, что он просто едет в Извоареле , он отправился вместе с Бочором и другим активистом в Чехословакию , сплотившись с другими добровольцами в Вельке Севлюше . [ 40 ] Однако этот незаконный переход сделал их объектом репрессий со стороны чехословацких жандармов. По воспоминаниям Виды, это были члены белоэмигрантской общины, которые избивали добровольцев в отместку за их коммунистические убеждения. [ 41 ] Затем Вида и его товарищи были приговорены к одному месяцу тюремного заключения, несмотря на попытки депутата -коммуниста от Подкарпатской Руси предоставить им убежище как политическим беженцам. [ 41 ]
1 декабря 1937 года заключенные были наконец освобождены и высланы в Румынию. [ 42 ] Группа, в которую также входил Ион Кэлин , [ 43 ] немедленно вернулся тем же маршрутом, избежав повторного ареста и добравшись до Кошице , затем Праги . [ 44 ] Вида пробился в Австрию со второй попытки, прошел по замерзшему болоту в Швейцарию, а затем переправился во Францию. Он провел короткий период в Париже, где получил поддержку от активиста, работавшего в румынском павильоне на Парижской выставке , переехал на юг, в Безье , и, наконец, избежал проверок пограничной полиции и добрался до Испании в конце января 1938 года. [ 45 ] В интернациональных бригадах Вида чаще всего был известен как «Григоре» - его псевдоним и, все чаще, со временем, его художественный псевдоним. [ 16 ] Первоначально он был размещен для обучения в Касас-Ибаньес , а затем вместе с пятью другими румынами был направлен в артиллерийский полк « Роза Люксембург ». [ 46 ] Однако он попросил и добился перевода в румынский артиллерийский полк, где его направили в недавно созданную батарею « Тудор Владимиреску » под командованием Николае Кристя и Вальтера Романа . [ 47 ] Среди коллег по полку был художник Зденек Пршибыл . [ 48 ]
Член Коммунистической партии Испании в 1938–1941 годах. [ 1 ] Вида находился за пределами Таррагоны , наблюдая за действиями во время защиты Леванте и битвы при Эбро . По воспоминаниям его сверстников, он по-прежнему был очень артистичен и в свободное время вырезал фигурки крестьян и «головы монстров». [ 49 ] В своих воспоминаниях о конфликте Вальтер Роман отмечает, что Вида пользовался «большой симпатией со стороны своих товарищей по оружию», а его искусство вызывало воспоминания о доме. [ 50 ] Вида также публиковал в газете «Батарея» политические карикатуры и фронтовые рисунки. [ 51 ] Вне сражений он посещал политические заседания, содержал небольшую полковую библиотеку и вспоминал, как присутствовал на визитах Долорес Ибаррури и Поля Робсона . [ 52 ] Вида также вспомнила, что познакомилась с виолончелистом Пабло Казальсом . [ 53 ]
Интернирование
[ редактировать ]В сентябре 1938 года Лига Наций добилась того, чтобы республиканская Испания вывела румынские войска из боевых действий. [ 54 ] Последний раз Вида сражался в Испании в январе 1939 года, во время наступления в Каталонии , когда франкисты гнали интернациональные бригады на север, к французской границе. Он помог с логистикой во время поспешного отступления, в частности, восстановив деревянный мост через одну из региональных рек. [ 55 ] 9 февраля он переправился через Пиренеи и сдался Национальной жандармерии ; на следующий день его интернировали в импровизированный лагерь Сен-Сиприен . [ 56 ] Летом 1939 года [ 57 ] его отправили в более постоянное и более обширное поселение — лагерь Гурс .
Под именем «Григоре» Вида иллюстрировал политический журнал для заключенных изображениями родной страны и сделал линогравюры с изображением своего интернирования; им платили другие заключенные дополнительными порциями еды. [ 58 ] Некоторые из его рисунков были тайно вывезены из Сен-Сиприена в протезе ноги. Квакерский совет мира переиздал их в Англии, отправив Виде единовременную выплату в размере 500 фунтов стерлингов . [ 59 ] Вместе с Пршибылом и Бласко Ментором он основал художественную школу Гюрса, которая просуществовала до лета 1940 года, и организовал торжества, посвященные 150-летию Французской революции . [ 60 ]
Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, Вида и его сокамерники находились в открытом конфликте с французскими властями, который продолжился во время битвы за Францию . В День труда 1940 года заключенные объявили забастовку и подверглись ряду наказаний. [ 61 ] Все население лагеря попросило присоединиться к Французскому Иностранному легиону и, когда его проигнорировали, устроило еще один протест, который разразился, когда охранники лагеря открыли огонь по толпе; однако сопротивление продолжалось внутри казарм, где Вида и его коллеги сбивались вместе, не давая своим противникам захватить ни одного человека. [ 61 ]
После падения Франции в июне 1940 года бывшие коллеги Виды по Гюрсу уничтожили большую часть его сохранившихся работ, предотвратив их захват нацистскими оккупантами ; хотя была предпринята попытка переправить некоторые из его скульптур в Париж, они затерялись в суматохе. [ 62 ] Взяв на себя временный контроль над Гюрсом, Виши, Франция, разогнала солидарность заключенных и отправила различные группы в другие лагеря; Вида оказалась в Аржелес-сюр-Мер , на территории Виши. [ 63 ] События в Румынии также привели к изменению его национального статуса: Бая-Маре была включена в состав Северной Трансильвании , перешедшей во владение Венгерского королевства после Второй Венской премии . По словам Бодеа, Вида был шокирован таким развитием событий, поскольку, по его мнению, это означало капитуляцию перед фашизмом. [ 63 ]
Время Виды в Аржелесе внезапно закончилось в марте 1941 года, когда Виши решил ликвидировать лагерь и депортировать его население. Восстание заключенных было подавлено жандармами, но в конечном итоге в колонии была отправлена лишь часть заключенных; Вида был объявлен военнопленным, а затем отправлен на принудительные работы в Гау Вюртемберг-Гогенцоллерн . [ 63 ] В конце концов он стал батраком в Шварцвальде , недалеко от Штутгарта . Его работодатель Карл Римм позволил ему вырезать ворота в стиле Марамуреш. [ 64 ] На протяжении всего перерыва Вида планировал вернуться домой. При содействии некоторых филиалов Коммунистической партии Германии он получил разрешение на работу, которое позволило ему путешествовать, и, наконец, достиг Бая-Маре в ноябре 1941 года. [ 65 ]
В Будапеште и Скалице
[ редактировать ]Все еще имея румынский паспорт , Вида был вынужден явиться для контроля со стороны венгерской королевской жандармерии . [ 66 ] Летом 1942 года, решив уйти от полицейского контроля, он совершил тайную поездку в Будапешт . Здесь он возобновил дружбу с Бени Ференци , который был агентом Венгерской коммунистической партии ; писатель Пал Араньоси также познакомил его с коммунистическим подпольем, которое привлекло его к участию в проекте взрыва моста в Сольноке . [ 67 ] При попытке записаться на занятия в Школу изящных искусств Вида была занесена в категорию «иностранных беженцев». Полиция его родного города разрешила ему перевестись, и, наконец, Вида поступил в вуз, обучаясь у Йено Бори. [ 68 ] Этот интервал дал ему лучшее понимание классических канонов, и особенно архаической греческой скульптуры , которая стала одним из его предметов. [ 69 ] При финансовой поддержке своих коллег в Марамуреше он создал работы, в которых позволил себе вольности в стилях резьбы, и совершил исследовательскую поездку на Землю Секели , где освоил новые элементы ремесла. [ 69 ] У него завязались романтические отношения с дочерью Гезы Кадара Екатериной, которая училась в Музыкальной академии Ференца Листа . [ 69 ]
В конце 1942 года Вида был вынужден присоединиться к Румынской трудовой компании в Синерваралье (Сейни) ; его заключение было отложено до января 1943 года, когда ему разрешили возобновить учебу. [ 70 ] В марте ему было дано разрешение выставить новые работы в Коложваре (Клуж). [ 71 ] Летом 1943 года Виду снова насильно призвали в армию и снова отправили в Синерваралью — одного из примерно 15 000 румын, содержавшихся под стражей в рамках этого режима принудительного труда. [ 72 ] Вновь освобожденный до конца года, он возобновил свою деятельность в профсоюзе Бая-Маре, помогая организовать его выставку в январе 1944 года. Он женился на Екатерине и намеревался остепениться, но в мае снова был отправлен на принудительные работы, на этот раз время для пивоварни в Кобанье . [ 73 ] Дома его работы продолжали выставляться и стали центральным элементом выставки в Коложваре в августе 1944 года. [ 74 ] Однако к тому времени нацистская интервенция в Венгрии поставила под угрозу семью Вида и произведения искусства Гезы. Партия «Скрещенные стрелы» поддержала облавы и массовое уничтожение венгерских евреев . Это также означало, что еврейские коллекционеры произведений искусства были лишены своих вещей, в результате чего скульптуры Виды попали в руки правительства. [ 75 ]
Вида находился в Кобанье, когда переворот короля Михаила привел Румынию в лагерь союзников . Скрываясь во время осады Будапешта , он сдался Красной Армии и своим соотечественникам-румынам 1 января 1945 года. [ 76 ] Путешествуя пешком в Надькату , затем в Арад , он записался добровольцем в Сухопутные войска Румынии. Он вернулся в строй во время Братиславско-Брнонского наступления , пробившись к Скалице ; именно здесь он узнал о немецком документе о капитуляции и вернулся в Арад в мае 1945 года. [ 77 ] По прибытии туда он начал зарисовывать различные скульптурные ансамбли, обычно показывая восставших крестьян или танцующих хору . Они демонстрировали влияние Питера Брейгеля Старшего и в целом были примитивистами. [ 69 ] Подписавшись под манифестом Поппа, который восстановил Профсоюз Бая-Маре как явно социалистический и демократический клуб, Вида все еще носил военную форму и до августа 1945 года находился в гарнизоне Клужа. [ 78 ] В те месяцы коммунистический орган Scînteia отмечал его возвращение в Румынию, называя его «революционным художником», который «непрестанно боролся с фашизмом». [ 79 ] В том же году Вида снова присоединилась к ПКДР. [ 80 ] перед возвращением в Бая-Маре. При поддержке Лидии Агриколы он начал читать лекции в местной бесплатной школе, которая была реинкарнацией межвоенной художественной колонии. [ 81 ]
Последующий период был периодом расширения Коммунистической партии, которая теперь называется «Румынская рабочая партия» или ПМР. В начале 1948 года была создана Румынская Народная Республика . В ходе этого процесса Scînteia опубликовала статьи, более критические по отношению к художественному видению Виды, утверждая, что он впал в « формализм ». [ 82 ] Сын скульптора Георге отмечает, что эти нападки были связаны с отсутствием интереса Виды-старшего к соцреализму и советскому искусству , поскольку его беспокоило их «фотографическое воспроизведение реальности и оптимизм нового человека». [ 69 ] Однако в 1948–1948 годах Вида был президентом «Проверочной комиссии» в Сату-Маре, которой было поручено оценить лояльность недавних призывников ПМР. [ 83 ] Октябрь 1948 года ознаменовался участием Гезы в спонсируемой государством выставке трансильванского искусства и большим количеством похвал, опубликованных различными критиками. [ 84 ] Ему было поручено работать над Обелиском Освобождения Бая-Маре, который также включал серию рельефов. [ 85 ] В декабре 1948 года Вида также принимала Бухарестский республиканский дворец , получив в январе 1949 года приз Министерства искусств . [ 86 ] За этим последовала в 1953 году Государственная премия Румынии. [ 87 ]
Экспрессионизм против соцреализма
[ редактировать ]С 1950 по 1954 год, пока его работы отправлялись в первые международные турне, Вида был профессором Высшей школы искусств Бая-Маре. [ 88 ] создан после того, как Бесплатная школа Агриколы стала государственным учреждением. [ 81 ] Именно на этом этапе критик Н. Аргинтеску-Амза определил Виду как экспрессиониста а-ля Эрнст Барлах . [ 89 ] Георге Вида назвал общий вклад своего отца синтезом греческой скульптуры, крестьянской резьбы по дереву и «северного экспрессионизма». [ 17 ] Как утверждает Вида-младший, экспрессионизм в творчестве Гезы был в основном спонтанным, появившись в 1940-х годах и напоминая работы Барлаха только по совпадению: румынский художник впервые столкнулся с произведениями Барлаха в конце 1950-х годов, во время посещения Восточной Германии . [ 69 ] Вида-старший принял этот ярлык в интервью 1972 года, когда он подчеркнул «революционную роль» экспрессионистского искусства: «Я сам был экспрессионистом, возможно, я им остаюсь до сих пор». [ 90 ] В своих письмах Поппу в 1951 году он выступал против подчинения художников единому стилю, отмечая, что революционное искусство также должно демонстрировать индивидуальность и оригинальность художника. [ 91 ]
Однако в 1952–1958 годах Вида рисковал расстроить коммунистическую цензуру и был вынужден принять социалистический реализм, хотя он продолжал делать сдержанные ссылки на свои ранние авангардные работы. [ 92 ] Обычно он отказался от работы с деревом и стал использовать в основном камень и гипс ; В этот период он спроектировал памятник шахтеру в Бая-Маре, который его сын назвал безличным. [ 69 ] Переосмысливая основные темы своего искусства, он вновь появился в 1954 году с рельефом, изображающим Пинтеа. Это получило широкую оценку в официальной прессе: в «Скинтее » гравер Лигия Маковей отметила, что оно превосходило большинство других работ, представленных в то время, «наполненных идеями» и демонстрирующих «аутентичные фигуры». [ 88 ] Признанный официальным художником, Вида смог добиться принятия Поппа, которого режим игнорировал и подвергал цензуре, в Синдикат румынских художников (UAP) в 1955 году. [ 93 ]
В 1957 году коммунистическое правительство признало Виду выдающимся мастером искусств. [ 94 ] При поддержке Народно-демократического фронта (сформированного вокруг ПМР), Вида занял место в Великом национальном собрании после выборов в феврале того же года ; он представлял Окна Шугатаг . [ 95 ] Вместе с Казаром Вида организовал ретроспективу своих работ в 1958 году, заслужив высокую оценку критиков Петру Комарнеску , Дэна Хэулицэ и Евгения Шилеру ; Также в 1957 году он представил скульптуры в Венецианской биеннале румынском павильоне и на Выставке социалистического искусства в Москве . [ 96 ] Он совершил поездку по Италии, чтобы получить непосредственный опыт искусства эпохи Возрождения , особенно его впечатлила Лоренцо Гиберти работа над флорентийским баптистерием . [ 15 ] Восстанавливая против соцреализма, в 1961 году он поставил «К шахтному желобу». Как отметил Георге Вида, его «простота и строгость» должны были противоречить официальной риторике и представлениям о шахтерах как о « культурных героях ». С этой работой, как пишет Вида-младший, его отец вступал в «архетипическую фазу». [ 15 ]

К тому времени сам режим отказался от социалистического реализма (см. Десталинизация в Румынии ) . Выставки искусства Виды были частыми в последующие годы, включая специальный показ его линогравюр Сен-Сиприена и Гюрса во Дворце Республики, посвященный 50-летию ПМР в 1961 году. [ 97 ] Он представил себя на выборах в Скупщину , выиграв новый срок в качестве представителя Драгомирешть . [ 83 ] Когда в 1963 году ему самому исполнилось 50 лет, в его честь был проведен национальный праздник, на котором Contemporanul назвал его «самым оригинальным художником Румынии». [ 97 ] Правительство присвоило ему Орден труда 1-й степени и организовало выставку его работ в Варшаве ; в 1964 году оно также удостоило его высшего профессионального признания, признав Народным артистом. [ 98 ]
Сам Вида пригласил Чукуренку для менее формальной выставки в Праге, в Чехословацкой Социалистической Республике , которая представляла собой ретроспективу, демонстрирующую вклад обоих художников. [ 99 ] «Руде Право» и другие чехословацкие газеты широко освещали это шоу, «подчеркнув успехи культурной революции в Румынской Народной Республике». [ 100 ] Виде также было поручено построить монументальное произведение «Мемориал румынского солдата в Карей» , соединив в нем различные влияния народного искусства. [ 101 ] Этот памятник резко противоречил военным традициям, что вызвало критику со стороны представителей армии. Вида согласился лишь на некоторые незначительные уступки, которые включали набор рельефов, выполненных в более традиционном, «описательном» формате. [ 15 ] Памятник выполнен из белого камня и имеет ширину 18 м, глубину 5 м и высоту 12 м; Расположенный на месте битвы при Карее , он увековечивает память солдат, павших в борьбе за освобождение родины. [ 102 ]
Одновременно Вида работал в исполнительном совете ПМР региона Марамуреш , а также в 1963 году возглавлял региональный комитет по искусству и культуре. После новых выборов в марте 1965 года он занял место в Ассамблее от Розавля . [ 83 ] В том же году Вида расширил свои масштабные работы, создав памятник 30 румынам, убитым в резне Моисея в 1944 году. Первоначально это была композиция, состоящая из двенадцати сидячих дубов, выбранных Видой и вырезанных им, чтобы напоминать «персонажей». из народных сказаний Марамуреш»; с 1972 года он заменил их более прочными каменными репродукциями. [ 103 ] Согласно путевым заметкам писателя Гео Богзы , он был полностью сопоставим с монументальным комплексом Константина Брынкушь более известным в Тыргу-Жиу , хотя его вдохновением также послужило дакийское святилище Сармизегетуза Регия . [ 104 ] Критик Константин Прут назвал работы Виды своим «актом патриотизма», «самым выразительным и самым волнующим скульптурным ансамблем за последние десятилетия румынского искусства». [ 105 ]
Заключительный период
[ редактировать ]Под руководством Николае Чаушеску в качестве генерального секретаря ПМР переименовала себя в Румынскую коммунистическую партию (ПКР). ПКР 24 июля 1965 года Вида был введен в должность ЦК , но только как младший член. К тому времени он окончил Университет марксизма-ленинизма в вечерней школе и работал в новом Политбюро округа Марамуреш . [ 106 ] В 1966 году Чаушеску также получил Виду к ордену Тюдора Владимиреску 3-й степени. [ 83 ] С 1968 года в статьях и интервью в Scînteia Вида описывал свой долг перед «чисто аутентичным» народным искусством Марамуреша, призывая к его сохранению и популяризации. [ 107 ] Он спроектировал памятник в честь восстания Хореи, Клошки и Кришана ; завершенный в 1972 году, он должен был быть постоянно выставлен где-нибудь в Апусенских горах . В 1968 году он работал над монументальным портретом Гелу , который должен был быть установлен недалеко от Герлы . [ 108 ] Также в том же году Вида был избран вице-президентом UAP (переизбран в 1973 году), получив Орден «За заслуги перед культурой» . [ 109 ]
12 августа 1969 года Вида был назначен полноправным членом ЦК ПКР; в 1971 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. [ 110 ] По мнению политолога Владимира Тисмэняну , такие акции сигнализировали миру, что Чаушеску восстанавливает связи со старой гвардией ПКДР, включая таких ветеранов Испании, как Вида, Роман и Петре Борилэ . [ 111 ] Хотя он подумывал о переезде на виллу в Котрочень (центр Бухареста), Вида признался в 1973 году, что не видит себя изгнанным из «моей родины» в Марамуреше. [ 112 ] Он был сосредоточен на создании новой серии скульптур, вдохновленных сказками, с изображениями матери Варвары , Соломонарей и Приколичей . [ 113 ] Как отметил в 1973 году врач и знаток искусства Октавиан Фодор , «Марамуреш в настоящее время отождествляется с Гезой Видой». [ 114 ]
Ансамбль Виды «Совет старейшин» был удостоен Гран-при Государственного комитета по культуре и искусствам в 1971 году, а с 1974 года постоянно экспонировался в центре Бая-Маре. [ 115 ] Сообщается, что работа была вдохновлена реальной беседой стариков Барсаны . [ 15 ] Параллельно Вида начал работать над резьбой по дереву, вдохновленной ремеслами Марамуреша, включая такие предметы , как ложки, миски и летающие челноки . Выставленные в Бая-Маре в 1975 году, они «пользовались большим успехом». [ 116 ] Вида написала одностраничное введение в народное искусство Марамуреша, которое появилось в выпуске Tribuna за 1971 год ; он также написал предисловие к монографии Франсиска Мунтяну о масках Марамуреш, выпущенной в 1973 году Консультативным центром ремесел Бая-Маре. [ 117 ] В том же году, к своему 60-летнему юбилею, Вида провел несколько персональных выставок, в том числе одну в Сала Даллес , совместно со своим другом Казаром. [ 118 ] Искусствовед Ион Фрунцетти осветил последнее событие, написав, что «в сегодняшнем культурном метаболизме Румынии Геза Вида является элементом, столь же необходимым, как воздух и вода». [ 119 ]
В 1973 году Вида, Чукуренку и Корнелиу Баба отправили некоторые из своих работ на постоянную экспозицию в Музее солидарности в Социалистическом Чили ; они прибыли в страну вскоре после правого военного переворота и считаются утерянными. [ 120 ] Дополнительное признание Вида получил в 1974 году, когда он стал членом-корреспондентом Румынской академии , а его работы выставлялись в Бенилюксе и Скандинавии . [ 121 ] Не зарегистрировавшись в качестве кандидата на выборах в марте 1969 года , он баллотировался в списке Фронта социалистического единства во время гонки 1975 года , заняв место, зарезервированное для Вишэу де Сус . [ 83 ] В 1976 году он участвовал в дань уважения Брынкушь, а его собственный вклад стал предметом документального фильма Сорина Илиешю . В следующем году он отправил работы для выставки на выставке, посвященной 70-летию румынского крестьянского восстания ; он также дебютировал в качестве сценографа в Ботошани постановке «Андрей Мурешану» по тексту Михая Эминеску . [ 122 ] Он стал лауреатом Звезды Социалистической Республики Румыния 2-й степени в 1978 году, когда он также увидел свои работы, представленные на выставке современного румынского искусства в Западном Берлине . [ 123 ]
В свои последние годы Вида еще больше приблизился к основам греческой скульптуры, создав меньше экспрессионистских работ, в том числе «Девушку-флейту» в 1976 году. [ 124 ] Изображение Христа 1978 года было во многом вдохновлено придорожным крестом в Бербешти , с минимальной резьбой на искривленном стволе груши; В этот «архетипический» период также были созданы тотемные столбы , которые украшали дом Виды или были подарками его друзьям. [ 15 ] Его последний вклад включает каменную версию «Совета старейшин», созданную в 1980 году. [ 15 ] Оставаясь членом ЦК ПКР, Вида с 1 апреля 1980 года возглавил комитет Великого национального собрания по образованию, науке и культуре. [ 83 ] Он увлекся кактусами и поделился своими сортами с шахтерами Херья (за пределами Бая-Маре). [ 125 ]
Страдая от хронической болезни сердца в последние годы своей жизни, [ 126 ] художник умер в Бая-Маре 11 мая 1980 года. [ 127 ] По словам Вальтера Романа, Вида планировал тогда две масштабные работы: мраморное изображение как Бетховена Девятой симфонии памятник человеческой солидарности и братства и памятник интернациональным бригадам. [ 128 ] У Виды остался сын, искусствовед Георгий Вида. [ 129 ] и дочь Зои Вида Порумб, жена историка искусства Мариуса Порумб . [ 130 ] По его завещанию его большая коллекция растений, насчитывающая около 4000 кактусов, была передана в дар окружному музею Бая-Маре. сильно пострадали от волны холода в 1987 году и оставались в плохом состоянии. По сообщениям, до 2006 года артефакты [ 131 ] После реставрации с помощью мэрии Бая-Маре они были выставлены в специальном комплексе Центрального парка в мае 2018 года. В том же месяце в центре города был открыт бюст Гезы Виды, созданный Иоаном Марчишем; На церемонии также присутствовали представители Румынской православной церкви , которые прочитали его парасты . [ 130 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дабл и др. , например 616
- ^ Бодеа, стр. 8–9.
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 9.
- ^ Бодеа, стр. 9, 10.
- ^ Перейти обратно: а б Маринеску и Брезовски, стр. 6.
- ^ Бодеа, стр. 9–11.
- ^ Бодеа, стр. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Ред и Вида, стр. 4
- ^ Бодеа, стр. 10–11, 14.
- ^ Бодеа, стр. 11; Ред и Вида, стр. 4
- ^ Бодеа, стр. 13; Ред и Вида, стр. 4
- ^ Перейти обратно: а б с Бодеа, стр. 14.
- ^ Бодеа, стр. 11–12.
- ^ Бодеа, стр. 14, 17. См. также Dobre et al. , стр. 616–617.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жизнь, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Жизнь, с. 25
- ^ Бодеа, стр. 15; Вида, стр. 25.
- ^ Бодеа, стр. 14–15.
- ^ Бодеа, стр. 15–19.
- ^ Бодеа, стр. 17.
- ^ Бодеа, стр. 17–18.
- ^ Бодеа, стр. 18. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
- ^ Бодеа, стр. 18.
- ^ Бодеа, стр. 19, 22–24. См. также Жизнь, с. 25
- ^ Бодеа, стр. 23.
- ^ Бодеа, стр. 20.
- ^ Бодеа, стр. 21.
- ^ Бодеа, стр. 21–22.
- ^ Бодеа, стр. 23–24.
- ^ Бодеа, стр. 25. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 25.
- ^ Бодеа, стр. 25, 38, 69.
- ^ Бодеа, стр. 38.
- ^ Бодеа, стр. 38; Роман, стр. 141.
- ^ Бодеа, стр. 26–29.
- ^ Бодеа, стр. 28–29. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
- ^ Бодеа, стр. 30, 40.
- ^ Бодеа, стр. 30–31.
- ^ Бодеа, стр. 39; Роман, стр. 142–144.
- ^ Перейти обратно: а б Роман, стр. 145.
- ^ Бодеа, стр. 38–39; Роман, стр. 145–146.
- ^ Роман, стр. 146.
- ^ Бодеа, стр. 39.
- ^ Бодеа, стр. 39; Роман, стр. 149–152.
- ^ Бодеа, стр. 42; Роман, стр. 152.
- ^ Бодеа, стр. 42–43; Роман, с. 153
- ^ Бодеа, стр. 43, 46
- ^ Бодеа, стр. 40, 44–46
- ^ Бодеа, стр. 45–46
- ^ Бодеа, с. 45
- ^ Бодеа, стр. 45–48
- ^ Роман, с. 160–165; Жизнь, с. 25
- ^ Бодеа, стр. 49–50
- ^ Бодеа, стр. 51–52
- ^ Бодеа, стр. 53–54
- ^ Бодеа, с. 60
- ^ Бодеа, стр. 55–57, 61
- ^ Бодеа, стр. 57–58
- ^ Бодеа, стр. 61–63. См. также Жизнь, с. 25
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, с. 64–65
- ^ Бодеа, с. 63
- ^ Перейти обратно: а б с Бодеа, с. 65
- ^ Бодеа, с. 65; Вида, с. 25
- ^ Бодеа, с. 65. См. также Маринеску и Брезовски, с. 6; Вида, с. 25–26
- ^ Бодеа, стр. 67–68
- ^ Бодеа, стр. 67–69
- ^ Бодеа, стр. 67–68. См. также Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 26
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жизнь, с. 26
- ^ Бодеа, с. 68. См. также Dobre et al. , с. 617
- ^ Бодеа, с. 68
- ^ Бодеа, стр. 69–70. См. также Маринеску и Брезовски, с. 7
- ^ Бодеа, стр. 70–71. См. также Добре и др. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 26
- ^ Бодеа, стр. 70.
- ^ Бодеа, стр. 71.
- ^ Бодеа, стр. 72–73. См. также Жизнь, с. 26
- ^ Бодеа, стр. 72–74.
- ^ Бодеа, стр. 74–77. См. также Жизнь, с. 26
- ^ Бодеа, стр. 76–77, 79.
- ^ Дабл и др. , стр. 616–617
- ^ Перейти обратно: а б Янош Кристоф Мурадин, «От мольберта к профессорству. Создание и консолидация венгерского профессионального образования в области изобразительного искусства в Трансильвании», в Historia Actual Online , выпуск 34, весна 2014 г., стр. 139
- ^ Бодеа, стр. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дабл и др. , например 617
- ^ Бодеа, стр. 80–81. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 7.
- ^ Маринеску и Брезовски, стр. 7.
- ^ Бодеа, стр. 81–82. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 7.
- ^ Бодеа, стр. 83; Маринеску и Брезовски, стр. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 83.
- ^ Бодеа, стр. 81.
- ^ Бодеа, стр. 81–82.
- ^ Бодеа, стр. 82.
- ^ Жизнь, стр. 26–27
- ^ Думитру Пэкурару и др. , Аурел Попп. Между двумя культурами , стр. 380, 444. Бухарест: Издательство РАО , 2017. ISBN 978-606-8905-24-2
- ^ Бодеа, стр. 84; Маринеску и Брезовски, стр. 7.
- ^ Добре и др. , стр. 617. См. также Бодеа, стр. 84.
- ^ Бодеа, стр. 84–85. См. также Добре и др. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Бодеа, с. 86
- ^ Бодеа, стр. 86–87; Добре и др. , с. 617. См. также Маринеску и Брезовски, с. 8
- ^ Бодеа, с. 87
- ^ «Из-за границы. Иностранная пресса об успехах, достигнутых румынским народом за 20 лет после освобождения», в Steaua Rosie , 20 августа 1964 г., стр. 4
- ^ Бодеа, стр. 87–88; Вида, с. 27
- ^ (на румынском языке) Николае Гишан, «Памятник румынскому солдату из Карей - священный символ истории румынского народа» , в Gazeta de Nord-Vest , апрель 2017 г.
- ^ Бодеа, стр. 88–93, 95–96. См. также Жизнь, с. 27
- ^ Бодеа, стр. 93–94
- ^ Бодеа, с. 95
- ^ Дабл и др. , стр. 616, 617
- ^ Бодеа, стр. 96–98
- ^ Бодеа, с. 96
- ^ Бодеа, стр. 96, 102. См. также Dobre et al. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 8
- ^ Добре и др. , стр. 616, 617. См. также Бодеа, с. 96
- ^ Владимир Тисмэняну , Сталинизм на вечность , стр. 238–239. Яссы: Полиром , 2005. ISBN 973-681-899-3
- ^ Бодеа, стр. 98. См. также Рошу и Вида, стр. 4.
- ^ Бодеа, стр. 98–100; Маринеску и Брезовски, стр. 8; Вида, стр. 27. См. также Рошу и Вида, стр. 4.
- ^ Бодеа, стр. 101.
- ^ Бодеа, стр. 99, 107; Маринеску и Брезовски, стр. 8.
- ^ Бодеа, стр. 107.
- ^ Дорин Штеф, Istoria Folkloristicii Maramuresene , стр. 84, 147, 152, 191. Baia Mare: Издательство Ethnologica, 2006. ISBN 973-87117-9-7
- ^ Бодеа, стр. 102–107; Маринеску и Брезовски, стр. 8. См. также Вида, стр. 27.
- ^ Бодеа, стр. 103.
- ^ Карла Миранда, «Сборник солидарности: политический и братский жест», за 40 лет. Музей солидарности Чили: Братство, искусство и политика 1971–1973 гг. , с. 338. Сантьяго-де-Чили: Музей солидарности Сальвадора Альенде, 2013 г.
- ^ Добре и др. , стр. 617; Маринеску и Брезовски, стр. 8.
- ^ Маринеску и Брезовски, стр. 8–9.
- ^ Маринеску и Брезовски, стр. 9.
- ^ Жизнь, стр. 26, 27
- ^ Р. Пичиу, «Cotidiene. Florile minelor», в România Liberă , 30 апреля 1975 г., стр. 2.
- ^ Роман, стр. 165.
- ^ Добре и др. , стр. 616; Маринеску и Брезовски, стр. 9.
- ^ Роман, стр. 166.
- ^ Вида, стр. 25. См. также Рошу и Вида, стр. 4, 26.
- ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Открытие бюста и Парастаса после Виды Гезы , Jurnalmm.ro, 13 мая 2018 г.
- ^ Клаудия Ситару, «Марамуреш. Кактусы Виды Гезы, высмеянные после смерти художника», в Evenimentul Zilei , 13 апреля 2006 г., стр. 18.
Ссылки
[ редактировать ]- Георгий Иванович Бодя, Вида: воинственный художник . Клуж-Напока: Издательство Dacia , 1980. ОСЛК 476356021
- Флорика Добре, Ливиу Мариус Беженару, Клара Косминеану-Мареш, Моника Григоре, Алина Илинка, Оана Ионел, Николета Ионеску-Гура, Элизабета Нягое-Плеша, Ливиу Плеша, члены ЦК ПКР (1945–1989). Словарь . Бухарест: Энциклопедическое издательство , 2004. ISBN 973-45-0486-Х
- Отилия Маринеску, Ана-Мария Брезовски, Вида Геза. Юбилейный биобиблиографический блокнот . Бая-Маре: Библиотека округа Петре Дульфу, 2003.
- Вальтер Роман , Вызовы . Бухарест: Издательство Эминеску , 1980.
- Дона Рошу, Геза Вида, «Наш гость. Вида Геза: Марамуреш сформировал меня как личность и как художника. Я остаюсь ему благодарен», в România Picoreasca , Vol. II, выпуск 16, апрель 1973 г., стр. 4, 26. .
- Георге Вида, «К столетнему юбилею скульптора Виды Гезы – позднее воспоминание», в «Трибуне» , выпуск 267, октябрь 2013 г., стр. 25–27.
- 1913 рождений
- 1980 смертей
- Румынские скульпторы ХХ века
- Венгерские скульпторы ХХ века.
- Скульпторы-экспрессионисты
- Румынские резчики по дереву
- Румынский авангард
- Художники-социалисты-реалисты
- граверы 20 века
- Румынские граверы
- Венгерские граверы
- Политики Коммунистической партии Румынии
- Венгерские коммунисты
- Румынские пропагандисты
- Румынские иллюстраторы
- Румынские редакционные карикатуристы
- Венгерские редакционные карикатуристы
- Румынские сценические дизайнеры
- Румынские художники плаката
- Венгерские художники плаката
- Журналисты 20-го века
- Румынские искусствоведы
- Румынские фольклористы
- Румынские журналисты-активисты
- Румынские журналисты общественного мнения
- Румынские журналисты-марксисты
- Военные художники 20 века
- Румынские военные художники
- Румынский народ гражданской войны в Испании
- Персонал интернациональных бригад
- Румынские военнослужащие Второй мировой войны
- Венгерские подневольные работники времен Второй мировой войны
- Члены венгерского сопротивления
- Румынские участники сопротивления времен Второй мировой войны
- Члены-корреспонденты Румынской Академии
- Члены Великого Национального Собрания
- Кавалеры Ордена Звезды Румынской Социалистической Республики.
- Румынские профсоюзные деятели
- Венгерские профсоюзные деятели
- Румынские фермеры 20-го века
- Румынские садовники
- Румынские пчеловоды
- Лесорубы
- Коллекционеры растений
- Сотрудники Румынских железных дорог
- Румынские борцы мужского пола
- Румынские библиотекари
- румынские школьные учителя
- Румынские защитники природы
- Люди из Бая-Маре
- Румынский народ словацкого происхождения
- Венгерский народ словацкого происхождения
- Румынские австро-венгры
- Венгерский народ румынского происхождения
- Румынские греко-католики
- Заключенные и задержанные Румынии
- Румыны заключены в тюрьму за рубежом
- Узники и узники Чехословакии
- Людей депортировали из Франции
- Румынские беженцы
- Румынские военнопленные
- Венгерские военнопленные
- Военнопленные гражданской войны в Испании
- Выжившие в лагере для интернированных Гюрс
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Виши, Франция
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Гражданские заключенные Второй мировой войны
- Заключенные и задержанные Венгрии
- Румынские эмигранты в Венгрии
- Румынские эмигранты в Словакии
- Выпускники Национального колледжа Георге Шинкай (Бая-Маре)