Jump to content

Геза Вида

Геза (Геза) Вида
Жизнь в мае 1972 года
Рожденный ( 1913-02-28 ) 28 февраля 1913 г.
Умер 11 мая 1980 г. (11 мая 1980 г.) (67 лет)
Национальность
  • румынский
  • венгерский
Образование Венгерская школа изящных искусств
Известный Скульптура, резьба по дереву, гравюра, рисунок, сценография, политическая карикатура.
Движение Примитивизм , Экспрессионизм , Соцреализм
Награды Государственная премия (1953).
Выдающийся мастер искусств (1957).
Орден Труда I степени (1963 г.)
Народный артист (1964)
Орден «За заслуги перед культурой» (1968).
Гран-при Государственного комитета по культуре и искусствам (1971).
Звезда Социалистической Республики Румыния 2-й степени (1978).
Военная служба
Псевдоним(ы) Грегори
Услуга
Битвы/войны

Геза или Геза Вида , также известный как Григоре ( венгерский : Вида Геза ; 28 февраля 1913 — 11 мая 1980), был румынско-венгерский скульптор, гравер, промышленный рабочий и коммунистический активист, один из самых известных художников Марамуреш. региона . Потомок этнических румын и словацких горняков, он родился в венгерской части Австро -Венгрии . Воспитанный матерью после смерти отца во время Первой мировой войны, он получил финансовую поддержку от местных благотворителей, которые развивали его художественные навыки, особенно в качестве резчика по дереву. Гражданин Румынии после объединения 1918 года , он был вынужден бросить школу по экономическим обстоятельствам и много лет работал в различных отраслях промышленности и бизнеса, одновременно обнаружив в себе страсть к пчеловодству и садоводству. Он был вовлечен в крайне левую политику во время Великой депрессии , когда на него повлияли такие радикальные художники, как Александру Зиффер , Аурел Попп , Василе Казар и Иосиф Кляйн, которые также познакомили его с авангардными экспериментами. Вида была кооптирована в Союз коммунистической молодежи , а затем и Коммунистическая партия , создавшая пропагандистское искусство для обоих; эта деятельность привела к его временному аресту в 1932 и 1933 годах. Организатор труда, он помог создать Профсоюз художников и его отделение в Бая-Маре .

Пройдя обучение на артиллериста в сухопутных войсках Румынии , Вида неоднократно предпринимал попытки присоединиться к интернациональным бригадам, сражавшимся во время гражданской войны в Испании . Хотя он был заключен в тюрьму и изгнан за незаконное пересечение границы с Чехословакией , он возобновил усилия и, наконец, достиг республиканской Испании в начале 1938 года. Он служил в течение нескольких месяцев под командованием Николае Кристя и Вальтера Романа , прежде чем бригады были выведены из битвы при Эбро . Вида пережил отступление во Францию, сдавшись Национальной жандармерии . Вида перемещалась между французскими лагерями для интернированных, и в конце концов ее отправили в Гурс ; он также продолжал работать художником-пропагандистом, достигая международной аудитории. Участник восстаний заключенных до и после падения Франции , он был отправлен в качестве чернорабочего в нацистскую Германию , но в конце концов добрался до Северной Трансильвании .

Будучи гражданином Румынии в Регентской Венгрии , Вида находилась под постоянным наблюдением. Его обучение в Венгерской школе изящных искусств было прервано пребыванием в трудовом батальоне ему удалось бежать , однако во время осады Будапешта . Он вернулся в румынскую армию и к концу Второй мировой войны находился в Скалице . Вернувшись в Бая-Маре, в свои тридцать лет он стал любимым художником коммунистического режима Румынии и стал депутатом Великого национального собрания , но высказал критику художественных стандартов режима. Он неоднократно пытался противостоять подъему социалистического реализма и изображал экспрессионизм как более подлинно революционное течение.

Взгляды Виды подтвердились в 1960-х годах, когда его синтез народного искусства и экспрессионизма был более полно усвоен коммунистическим истеблишментом. Он завоевал как споры, так и похвалу за свою серию монументальных произведений, в том числе «Солдатский мемориал в Карее» и дань уважения жертвам резни Моисея [ ro ] . Став полноправным членом ЦК Коммунистической партии в 1971 году, а три года спустя — членом-корреспондентом Румынской академии , он был награжден многочисленными наградами, в том числе Звездой Социалистической Республики Румыния . В последние годы своей жизни он отошел от стандартов экспрессионизма, чтобы впитать больше влияния ремесел и религиозного искусства.

Биография

[ редактировать ]

Происхождение и молодость

[ редактировать ]

В некоторых документах Коммунистической партии Вида описывался как представитель « мадьярской национальности ». [ 1 ] Однако предками художника по отцовской линии были этнические румыны из Австрийской империи : дед Симион Вида был греко-католиком из Япы , работавшим на молотковой мельнице Надьбанья (Бая-Маре) . [ 2 ] Его пятый ребенок, Иосиф, всю жизнь проработавший шахтером, женился на Розалии Крупиццер из Кавника . Ее отец был словацким колонистом в этом регионе. [ 3 ] Геза родился 28 февраля 1913 года в Надьбанье, как тогда называлась Бая-Маре. В то время город находился в округе Сатмар Венгерского королевства (сама часть Австро-Венгрии ). Его точным местом рождения был семейный дом, расположенный очень близко к шахте Валя Рошие. [ 4 ] Венгерское имя «Геза» (или «Геза») было выбрано в честь товарища по работе Иосифа Виды. Розалия предпочитала называть его «Виктором», так как он оказался ее единственным выжившим ребенком; [ 3 ] у пары было еще семеро детей. [ 5 ]

Несмотря на проблемы с легкими, Иосиф был призван на Первую мировую войну и был тяжело ранен на Сербском фронте ; он умер в своем доме в 1915 году. Это вынудило Розалию искать работу горничной в доме Теофила Драгоша , румынского юриста и политика, где Геза провел свое раннее младенчество и раннее детство. [ 6 ] По словам биографа Георгия И. Бодеа, будущий скульптор вырос как социалист, став свидетелем забастовок и протестов шахтеров во время Астровой революции и советского эксперимента ; Дом Драгоша находился возле тюрьмы Бая-Маре, где большинство протестующих было интернировано во время венгерско-румынской войны . [ 7 ] Тем не менее он дружил с начальником тюрьмы, который водил его и других детей на экскурсии. Начальник тюрьмы также подробно рассказал ему о румынском фольклоре , причем оба они разделяли веру в Фату Падурия как существо, которое заманивает детей в лес. [ 8 ]

После объединения региона с Румынией Виду отправили в новую румынскую школу Бая-Сприе . Директор школы Александру Муже, страстный резчик по дереву, направил творческий потенциал мальчика, поощряя его создавать статуэтки животных (большинство из которых сейчас утеряны). [ 9 ] Геза также любил путешествовать в горы Гутай , которые он гораздо позже описал как «сказочную страну». [ 10 ] Примерно в 1920 году он некоторое время жил у бабушки и дедушки в районе Деалул Кручи. [ 8 ] Он начал собирать камни и однажды чуть не погиб, соскользнув в шахту, чтобы подобрать более необычный камень. [ 11 ] В 1923 году он создал свои первые сложные произведения из дерева, изображающие крестьян на свадьбах и похоронах. [ 12 ] К тому времени его воодушевил художественный бум его родного города: школа Бая-Маре переживала свой расцвет, и, как вспоминал Вида, «мольберты и работающие художники были на каждом углу». [ 13 ]

Драгош был впечатлен способностями Виды, и, желая, чтобы он добился успеха в жизни, спонсировал его полное обучение в средней школе Георге Шинкай . Однако Розалия заболела в 1928 году, когда Геза был на последнем году жизни; это побудило его бросить школу и начать обучение на ученика садовника в Сату-Маре . [ 12 ] Он вернулся в Бая-Маре всего через несколько месяцев и начал работать пчеловодом и садовником у друга по имени Лакатос. Это предприятие внезапно закончилось, когда Лакатош, член запрещенной Румынской коммунистической партии (ПКДР), был арестован, а затем заключен в тюрьму; Вида перешел на временную работу на завод «Феникс», а затем устроился на работу лесорубом, которая тогда была второстепенной должностью на Румынских железных дорогах . [ 14 ] Сообщается, что некоторое время он работал ночным сторожем. [ 5 ] и как золотоискатель в Байя-Сприе. [ 15 ] Согласно более поздней записи его друга Михая Флореску , на протяжении 1930-х годов Вида по-прежнему в основном занимался пчеловодством. [ 16 ]

Коммунистическое начало

[ редактировать ]
«Крестьянин, точащий косу», гравюра на дереве 1928 года работы Дьюлы Дерковица , вдохновившей Виду на создание ранних скульптур.

Хотя он больше не мог продолжать обучение искусству, Вида все еще рисовал, лепил и вырезал, а также прислушивался к советам отдыхающих художников, таких как Петре Абрудан , Александру Чукуренку и Ено Сервански . [ 12 ] Он подружился с местным художником Гезой Кадаром и его женой Элизабетой, преподающей фортепиано. Оба способствовали его художественному образованию и познакомили его с художником Бени Ференци . [ 17 ] Похоже, на него сильно повлиял Дьюла Дерковиц , перенеся в рельефы то, чего Дерковиц достиг с помощью гравюр. [ 17 ] Новые скульптуры Виды включали в себя первую из его работ «Крестьянин с косой», что намекало на его художественное воплощение социального протеста. [ 18 ] Абрудан также сделал Виду членом своей команды по греко-римской борьбе , которая одновременно выполняла функции вербовочной ячейки PCdR; Вклад Виды также включал гравюру с изображением борцов, которую Абрудан повторно использовал в качестве основного дизайна для рекламных плакатов своего клуба. [ 19 ]

Поскольку горнодобывающая промышленность Румынии сильно пострадала во время Великой депрессии ПКДР , в 1929–1932 годах Бая-Маре стала центром растущего протестного движения и электорального пула Крестьянского рабочего блока . [ 20 ] Еще не будучи членом ПКДР, Вида вспомнил, что был полноправным участником забастовочного движения в Финиксе. [ 21 ] Коллега-художник Иосиф Кляйн взял его в свой коммунистический художественный клуб и начал оказывать на него политическое влияние; Вида обратился к более явно революционным темам, включая свои первые портреты крестьянских повстанцев, таких как Хорея и Пинтеа . [ 22 ] Благодаря влиянию Кляйна его работы вобрали в себя отголоски европейского авангарда, а также африканской скульптуры ; эта смесь проявилась в его примитивистских резных изображениях «людей-обезьян». [ 17 ]

В 1932 году Вида вступила в Союз коммунистической молодежи (UTC) под непосредственным руководством более старшей коммунистки Илеаны Вольф. В том же году он создавал пропагандистское искусство UTC вместе с Иоаном Декси. [ 23 ] Он был арестован в ходе облавы в Сигурансе и продержался под стражей неделю, в течение которой, как сообщается, его избивали; он так и не согласился сотрудничать с властями и после освобождения остался под наблюдением. [ 24 ] После переезда Кляйна в Бухарест Александру Зиффер возглавил художников-коммунистов в Бая-Маре, чей вклад включал исправление рисунков Виды и предложение ему большего художественного вклада. [ 25 ] Сам Вида назвал это новое художественное движение «приданием формы чаяниям народа, его борьбе за свободу», выделив Василе Казара как его ведущего представителя. [ 26 ] Все еще занимаясь политической агитацией, ему было поручено объединить в угольщиков Улмоасы профсоюз . По его воспоминаниям, этот опыт привел его к крайней нищете, а также открыл для него их фольклор, который был единственным развлечением крестьян. [ 27 ]

После забастовки в Гривице и репрессий по всей стране в феврале 1933 года Вида снова оказался под стражей в Сигуранте под упреждающим арестом. Вскоре его и его коллег отпустили за отсутствием улик. [ 28 ] В 1933 году время от времени аресты все еще происходили. В начале 1934 года Вида присутствовал на тайной встрече UTC в Клуже , где представил доклад по этому вопросу. [ 29 ] Его гравюры использовались в протестном искусстве ПКДР, а разбирательство было передано в Международную красную помощь . [ 30 ] В ноябре он получил, вероятно, первую из своих художественных рецензий. Опубликованный в Bányai Lapok , он восхвалял Виду как «человека будущего» и врага всего китча, отмечая интерес, который коллекционеры произведений искусства проявляли к его скульптурам. [ 31 ] В 1935 году Зиффер добился официального принятия Виды в художественную колонию Бая-Маре. [ 32 ]

Гражданская война в Испании

[ редактировать ]
Вида в 1936 году, незадолго до того, как он ушел участвовать в гражданской войне в Испании.

В 1935–1936 годах Вида был призван в Сухопутные войска Румынии , служил в 32-м артиллерийском полку в Сату-Маре, где продолжал заниматься скульптурой. [ 33 ] Он все еще выполнял свои обязанности, когда до него дошли новости о гражданской войне в Испании . Читая статьи Скарлата Каллимаки , Иона Кэлугэру , Захарии Станку и Алеку Константинеску , Вида увлекся защитой Второй Испанской республики . [ 34 ] Мысль о волонтерстве в интернациональных бригадах пришла ему в голову, когда он находился в Сату-Маре, и он связался со своим представителем ПКДР Франциском Вольф-Бочором , чтобы попросить одобрения. [ 35 ] Вернувшись домой, он окончил ПКДР и быстро стал одним из ее региональных лидеров. Он снова стал владельцем дома своего отца, в котором время от времени проводились нелегальные партийные конференции. [ 32 ] В тандеме он работал с Аурелом Поппом и Яношем Тормой над организацией регионального конгресса художников с участием представителей Марамуреша, Баната и Трансильвании в целом. Созванный 14 июня 1936 года, он стал ядром Профсоюза художников изобразительного искусства, среди лидеров которого были Попп и Зиффер. [ 36 ] Ровно год спустя, после неоднократных попыток примирить фракции школы Бая-Маре в единое отделение Профсоюза, Вида сдался и основал отделение, состоящее в основном из своих левых коллег; его лидером был Торма, но Виде было обеспечено место в руководящем комитете. [ 37 ] Первое выступление группы в августе 1937 года было прервано румынской полицией , которая конфисковала три рельефа Виды из-за опасений, что они распространяют коммунистическую идеологию. [ 38 ] Несмотря на это, шоу получило положительные отзывы местных критиков, и в октябре 1937 года было проведено еще несколько. [ 39 ]

В конце концов, в октябре 1937 года Вида отправился в тайное путешествие в Испанию: сказав матери, что он просто едет в Извоареле , он отправился вместе с Бочором и другим активистом в Чехословакию , сплотившись с другими добровольцами в Вельке Севлюше . [ 40 ] Однако этот незаконный переход сделал их объектом репрессий со стороны чехословацких жандармов. По воспоминаниям Виды, это были члены белоэмигрантской общины, которые избивали добровольцев в отместку за их коммунистические убеждения. [ 41 ] Затем Вида и его товарищи были приговорены к одному месяцу тюремного заключения, несмотря на попытки депутата -коммуниста от Подкарпатской Руси предоставить им убежище как политическим беженцам. [ 41 ]

1 декабря 1937 года заключенные были наконец освобождены и высланы в Румынию. [ 42 ] Группа, в которую также входил Ион Кэлин , [ 43 ] немедленно вернулся тем же маршрутом, избежав повторного ареста и добравшись до Кошице , затем Праги . [ 44 ] Вида пробился в Австрию со второй попытки, прошел по замерзшему болоту в Швейцарию, а затем переправился во Францию. Он провел короткий период в Париже, где получил поддержку от активиста, работавшего в румынском павильоне на Парижской выставке , переехал на юг, в Безье , и, наконец, избежал проверок пограничной полиции и добрался до Испании в конце января 1938 года. [ 45 ] В интернациональных бригадах Вида чаще всего был известен как «Григоре» - его псевдоним и, все чаще, со временем, его художественный псевдоним. [ 16 ] Первоначально он был размещен для обучения в Касас-Ибаньес , а затем вместе с пятью другими румынами был направлен в артиллерийский полк « Роза Люксембург ». [ 46 ] Однако он попросил и добился перевода в румынский артиллерийский полк, где его направили в недавно созданную батарею « Тудор Владимиреску » под командованием Николае Кристя и Вальтера Романа . [ 47 ] Среди коллег по полку был художник Зденек Пршибыл . [ 48 ]

Член Коммунистической партии Испании в 1938–1941 годах. [ 1 ] Вида находился за пределами Таррагоны , наблюдая за действиями во время защиты Леванте и битвы при Эбро . По воспоминаниям его сверстников, он по-прежнему был очень артистичен и в свободное время вырезал фигурки крестьян и «головы монстров». [ 49 ] В своих воспоминаниях о конфликте Вальтер Роман отмечает, что Вида пользовался «большой симпатией со стороны своих товарищей по оружию», а его искусство вызывало воспоминания о доме. [ 50 ] Вида также публиковал в газете «Батарея» политические карикатуры и фронтовые рисунки. [ 51 ] Вне сражений он посещал политические заседания, содержал небольшую полковую библиотеку и вспоминал, как присутствовал на визитах Долорес Ибаррури и Поля Робсона . [ 52 ] Вида также вспомнила, что познакомилась с виолончелистом Пабло Казальсом . [ 53 ]

Интернирование

[ редактировать ]

В сентябре 1938 года Лига Наций добилась того, чтобы республиканская Испания вывела румынские войска из боевых действий. [ 54 ] Последний раз Вида сражался в Испании в январе 1939 года, во время наступления в Каталонии , когда франкисты гнали интернациональные бригады на север, к французской границе. Он помог с логистикой во время поспешного отступления, в частности, восстановив деревянный мост через одну из региональных рек. [ 55 ] 9 февраля он переправился через Пиренеи и сдался Национальной жандармерии ; на следующий день его интернировали в импровизированный лагерь Сен-Сиприен . [ 56 ] Летом 1939 года [ 57 ] его отправили в более постоянное и более обширное поселение — лагерь Гурс .

Под именем «Григоре» Вида иллюстрировал политический журнал для заключенных изображениями родной страны и сделал линогравюры с изображением своего интернирования; им платили другие заключенные дополнительными порциями еды. [ 58 ] Некоторые из его рисунков были тайно вывезены из Сен-Сиприена в протезе ноги. Квакерский совет мира переиздал их в Англии, отправив Виде единовременную выплату в размере 500 фунтов стерлингов . [ 59 ] Вместе с Пршибылом и Бласко Ментором он основал художественную школу Гюрса, которая просуществовала до лета 1940 года, и организовал торжества, посвященные 150-летию Французской революции . [ 60 ]

Когда в сентябре 1939 года разразилась Вторая мировая война, Вида и его сокамерники находились в открытом конфликте с французскими властями, который продолжился во время битвы за Францию . В День труда 1940 года заключенные объявили забастовку и подверглись ряду наказаний. [ 61 ] Все население лагеря попросило присоединиться к Французскому Иностранному легиону и, когда его проигнорировали, устроило еще один протест, который разразился, когда охранники лагеря открыли огонь по толпе; однако сопротивление продолжалось внутри казарм, где Вида и его коллеги сбивались вместе, не давая своим противникам захватить ни одного человека. [ 61 ]

После падения Франции в июне 1940 года бывшие коллеги Виды по Гюрсу уничтожили большую часть его сохранившихся работ, предотвратив их захват нацистскими оккупантами ; хотя была предпринята попытка переправить некоторые из его скульптур в Париж, они затерялись в суматохе. [ 62 ] Взяв на себя временный контроль над Гюрсом, Виши, Франция, разогнала солидарность заключенных и отправила различные группы в другие лагеря; Вида оказалась в Аржелес-сюр-Мер , на территории Виши. [ 63 ] События в Румынии также привели к изменению его национального статуса: Бая-Маре была включена в состав Северной Трансильвании , перешедшей во владение Венгерского королевства после Второй Венской премии . По словам Бодеа, Вида был шокирован таким развитием событий, поскольку, по его мнению, это означало капитуляцию перед фашизмом. [ 63 ]

Время Виды в Аржелесе внезапно закончилось в марте 1941 года, когда Виши решил ликвидировать лагерь и депортировать его население. Восстание заключенных было подавлено жандармами, но в конечном итоге в колонии была отправлена ​​лишь часть заключенных; Вида был объявлен военнопленным, а затем отправлен на принудительные работы в Гау Вюртемберг-Гогенцоллерн . [ 63 ] В конце концов он стал батраком в Шварцвальде , недалеко от Штутгарта . Его работодатель Карл Римм позволил ему вырезать ворота в стиле Марамуреш. [ 64 ] На протяжении всего перерыва Вида планировал вернуться домой. При содействии некоторых филиалов Коммунистической партии Германии он получил разрешение на работу, которое позволило ему путешествовать, и, наконец, достиг Бая-Маре в ноябре 1941 года. [ 65 ]

В Будапеште и Скалице

[ редактировать ]

Все еще имея румынский паспорт , Вида был вынужден явиться для контроля со стороны венгерской королевской жандармерии . [ 66 ] Летом 1942 года, решив уйти от полицейского контроля, он совершил тайную поездку в Будапешт . Здесь он возобновил дружбу с Бени Ференци , который был агентом Венгерской коммунистической партии ; писатель Пал Араньоси также познакомил его с коммунистическим подпольем, которое привлекло его к участию в проекте взрыва моста в Сольноке . [ 67 ] При попытке записаться на занятия в Школу изящных искусств Вида была занесена в категорию «иностранных беженцев». Полиция его родного города разрешила ему перевестись, и, наконец, Вида поступил в вуз, обучаясь у Йено Бори. [ 68 ] Этот интервал дал ему лучшее понимание классических канонов, и особенно архаической греческой скульптуры , которая стала одним из его предметов. [ 69 ] При финансовой поддержке своих коллег в Марамуреше он создал работы, в которых позволил себе вольности в стилях резьбы, и совершил исследовательскую поездку на Землю Секели , где освоил новые элементы ремесла. [ 69 ] У него завязались романтические отношения с дочерью Гезы Кадара Екатериной, которая училась в Музыкальной академии Ференца Листа . [ 69 ]

В конце 1942 года Вида был вынужден присоединиться к Румынской трудовой компании в Синерваралье (Сейни) ; его заключение было отложено до января 1943 года, когда ему разрешили возобновить учебу. [ 70 ] В марте ему было дано разрешение выставить новые работы в Коложваре (Клуж). [ 71 ] Летом 1943 года Виду снова насильно призвали в армию и снова отправили в Синерваралью — одного из примерно 15 000 румын, содержавшихся под стражей в рамках этого режима принудительного труда. [ 72 ] Вновь освобожденный до конца года, он возобновил свою деятельность в профсоюзе Бая-Маре, помогая организовать его выставку в январе 1944 года. Он женился на Екатерине и намеревался остепениться, но в мае снова был отправлен на принудительные работы, на этот раз время для пивоварни в Кобанье . [ 73 ] Дома его работы продолжали выставляться и стали центральным элементом выставки в Коложваре в августе 1944 года. [ 74 ] Однако к тому времени нацистская интервенция в Венгрии поставила под угрозу семью Вида и произведения искусства Гезы. Партия «Скрещенные стрелы» поддержала облавы и массовое уничтожение венгерских евреев . Это также означало, что еврейские коллекционеры произведений искусства были лишены своих вещей, в результате чего скульптуры Виды попали в руки правительства. [ 75 ]

Вида находился в Кобанье, когда переворот короля Михаила привел Румынию в лагерь союзников . Скрываясь во время осады Будапешта , он сдался Красной Армии и своим соотечественникам-румынам 1 января 1945 года. [ 76 ] Путешествуя пешком в Надькату , затем в Арад , он записался добровольцем в Сухопутные войска Румынии. Он вернулся в строй во время Братиславско-Брнонского наступления , пробившись к Скалице ; именно здесь он узнал о немецком документе о капитуляции и вернулся в Арад в мае 1945 года. [ 77 ] По прибытии туда он начал зарисовывать различные скульптурные ансамбли, обычно показывая восставших крестьян или танцующих хору . Они демонстрировали влияние Питера Брейгеля Старшего и в целом были примитивистами. [ 69 ] Подписавшись под манифестом Поппа, который восстановил Профсоюз Бая-Маре как явно социалистический и демократический клуб, Вида все еще носил военную форму и до августа 1945 года находился в гарнизоне Клужа. [ 78 ] В те месяцы коммунистический орган Scînteia отмечал его возвращение в Румынию, называя его «революционным художником», который «непрестанно боролся с фашизмом». [ 79 ] В том же году Вида снова присоединилась к ПКДР. [ 80 ] перед возвращением в Бая-Маре. При поддержке Лидии Агриколы он начал читать лекции в местной бесплатной школе, которая была реинкарнацией межвоенной художественной колонии. [ 81 ]

Последующий период был периодом расширения Коммунистической партии, которая теперь называется «Румынская рабочая партия» или ПМР. В начале 1948 года была создана Румынская Народная Республика . В ходе этого процесса Scînteia опубликовала статьи, более критические по отношению к художественному видению Виды, утверждая, что он впал в « формализм ». [ 82 ] Сын скульптора Георге отмечает, что эти нападки были связаны с отсутствием интереса Виды-старшего к соцреализму и советскому искусству , поскольку его беспокоило их «фотографическое воспроизведение реальности и оптимизм нового человека». [ 69 ] Однако в 1948–1948 годах Вида был президентом «Проверочной комиссии» в Сату-Маре, которой было поручено оценить лояльность недавних призывников ПМР. [ 83 ] Октябрь 1948 года ознаменовался участием Гезы в спонсируемой государством выставке трансильванского искусства и большим количеством похвал, опубликованных различными критиками. [ 84 ] Ему было поручено работать над Обелиском Освобождения Бая-Маре, который также включал серию рельефов. [ 85 ] В декабре 1948 года Вида также принимала Бухарестский республиканский дворец , получив в январе 1949 года приз Министерства искусств . [ 86 ] За этим последовала в 1953 году Государственная премия Румынии. [ 87 ]

Экспрессионизм против соцреализма

[ редактировать ]

С 1950 по 1954 год, пока его работы отправлялись в первые международные турне, Вида был профессором Высшей школы искусств Бая-Маре. [ 88 ] создан после того, как Бесплатная школа Агриколы стала государственным учреждением. [ 81 ] Именно на этом этапе критик Н. Аргинтеску-Амза определил Виду как экспрессиониста а-ля Эрнст Барлах . [ 89 ] Георге Вида назвал общий вклад своего отца синтезом греческой скульптуры, крестьянской резьбы по дереву и «северного экспрессионизма». [ 17 ] Как утверждает Вида-младший, экспрессионизм в творчестве Гезы был в основном спонтанным, появившись в 1940-х годах и напоминая работы Барлаха только по совпадению: румынский художник впервые столкнулся с произведениями Барлаха в конце 1950-х годов, во время посещения Восточной Германии . [ 69 ] Вида-старший принял этот ярлык в интервью 1972 года, когда он подчеркнул «революционную роль» экспрессионистского искусства: «Я сам был экспрессионистом, возможно, я им остаюсь до сих пор». [ 90 ] В своих письмах Поппу в 1951 году он выступал против подчинения художников единому стилю, отмечая, что революционное искусство также должно демонстрировать индивидуальность и оригинальность художника. [ 91 ]

Однако в 1952–1958 годах Вида рисковал расстроить коммунистическую цензуру и был вынужден принять социалистический реализм, хотя он продолжал делать сдержанные ссылки на свои ранние авангардные работы. [ 92 ] Обычно он отказался от работы с деревом и стал использовать в основном камень и гипс ; В этот период он спроектировал памятник шахтеру в Бая-Маре, который его сын назвал безличным. [ 69 ] Переосмысливая основные темы своего искусства, он вновь появился в 1954 году с рельефом, изображающим Пинтеа. Это получило широкую оценку в официальной прессе: в «Скинтее » гравер Лигия Маковей отметила, что оно превосходило большинство других работ, представленных в то время, «наполненных идеями» и демонстрирующих «аутентичные фигуры». [ 88 ] Признанный официальным художником, Вида смог добиться принятия Поппа, которого режим игнорировал и подвергал цензуре, в Синдикат румынских художников (UAP) в 1955 году. [ 93 ]

В 1957 году коммунистическое правительство признало Виду выдающимся мастером искусств. [ 94 ] При поддержке Народно-демократического фронта (сформированного вокруг ПМР), Вида занял место в Великом национальном собрании после выборов в феврале того же года ; он представлял Окна Шугатаг . [ 95 ] Вместе с Казаром Вида организовал ретроспективу своих работ в 1958 году, заслужив высокую оценку критиков Петру Комарнеску , Дэна Хэулицэ и Евгения Шилеру ; Также в 1957 году он представил скульптуры в Венецианской биеннале румынском павильоне и на Выставке социалистического искусства в Москве . [ 96 ] Он совершил поездку по Италии, чтобы получить непосредственный опыт искусства эпохи Возрождения , особенно его впечатлила Лоренцо Гиберти работа над флорентийским баптистерием . [ 15 ] Восстанавливая против соцреализма, в 1961 году он поставил «К шахтному желобу». Как отметил Георге Вида, его «простота и строгость» должны были противоречить официальной риторике и представлениям о шахтерах как о « культурных героях ». С этой работой, как пишет Вида-младший, его отец вступал в «архетипическую фазу». [ 15 ]

Памятник румынскому солдату в Карей

К тому времени сам режим отказался от социалистического реализма (см. Десталинизация в Румынии ) . Выставки искусства Виды были частыми в последующие годы, включая специальный показ его линогравюр Сен-Сиприена и Гюрса во Дворце Республики, посвященный 50-летию ПМР в 1961 году. [ 97 ] Он представил себя на выборах в Скупщину , выиграв новый срок в качестве представителя Драгомирешть . [ 83 ] Когда в 1963 году ему самому исполнилось 50 лет, в его честь был проведен национальный праздник, на котором Contemporanul назвал его «самым оригинальным художником Румынии». [ 97 ] Правительство присвоило ему Орден труда 1-й степени и организовало выставку его работ в Варшаве ; в 1964 году оно также удостоило его высшего профессионального признания, признав Народным артистом. [ 98 ]

Сам Вида пригласил Чукуренку для менее формальной выставки в Праге, в Чехословацкой Социалистической Республике , которая представляла собой ретроспективу, демонстрирующую вклад обоих художников. [ 99 ] «Руде Право» и другие чехословацкие газеты широко освещали это шоу, «подчеркнув успехи культурной революции в Румынской Народной Республике». [ 100 ] Виде также было поручено построить монументальное произведение «Мемориал румынского солдата в Карей» , соединив в нем различные влияния народного искусства. [ 101 ] Этот памятник резко противоречил военным традициям, что вызвало критику со стороны представителей армии. Вида согласился лишь на некоторые незначительные уступки, которые включали набор рельефов, выполненных в более традиционном, «описательном» формате. [ 15 ] Памятник выполнен из белого камня и имеет ширину 18 м, глубину 5 м и высоту 12 м; Расположенный на месте битвы при Карее , он увековечивает память солдат, павших в борьбе за освобождение родины. [ 102 ]

Памятник жертвам Моисеевской резни

Одновременно Вида работал в исполнительном совете ПМР региона Марамуреш , а также в 1963 году возглавлял региональный комитет по искусству и культуре. После новых выборов в марте 1965 года он занял место в Ассамблее от Розавля . [ 83 ] В том же году Вида расширил свои масштабные работы, создав памятник 30 румынам, убитым в резне Моисея [ ro ] в 1944 году. Первоначально это была композиция, состоящая из двенадцати сидячих дубов, выбранных Видой и вырезанных им, чтобы напоминать «персонажей». из народных сказаний Марамуреш»; с 1972 года он заменил их более прочными каменными репродукциями. [ 103 ] Согласно путевым заметкам писателя Гео Богзы , он был полностью сопоставим с монументальным комплексом Константина Брынкушь более известным в Тыргу-Жиу , хотя его вдохновением также послужило дакийское святилище Сармизегетуза Регия . [ 104 ] Критик Константин Прут назвал работы Виды своим «актом патриотизма», «самым выразительным и самым волнующим скульптурным ансамблем за последние десятилетия румынского искусства». [ 105 ]

Заключительный период

[ редактировать ]

Под руководством Николае Чаушеску в качестве генерального секретаря ПМР переименовала себя в Румынскую коммунистическую партию (ПКР). ПКР 24 июля 1965 года Вида был введен в должность ЦК , но только как младший член. К тому времени он окончил Университет марксизма-ленинизма в вечерней школе и работал в новом Политбюро округа Марамуреш . [ 106 ] В 1966 году Чаушеску также получил Виду к ордену Тюдора Владимиреску 3-й степени. [ 83 ] С 1968 года в статьях и интервью в Scînteia Вида описывал свой долг перед «чисто аутентичным» народным искусством Марамуреша, призывая к его сохранению и популяризации. [ 107 ] Он спроектировал памятник в честь восстания Хореи, Клошки и Кришана ; завершенный в 1972 году, он должен был быть постоянно выставлен где-нибудь в Апусенских горах . В 1968 году он работал над монументальным портретом Гелу , который должен был быть установлен недалеко от Герлы . [ 108 ] Также в том же году Вида был избран вице-президентом UAP (переизбран в 1973 году), получив Орден «За заслуги перед культурой» . [ 109 ]

12 августа 1969 года Вида был назначен полноправным членом ЦК ПКР; в 1971 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. [ 110 ] По мнению политолога Владимира Тисмэняну , такие акции сигнализировали миру, что Чаушеску восстанавливает связи со старой гвардией ПКДР, включая таких ветеранов Испании, как Вида, Роман и Петре Борилэ . [ 111 ] Хотя он подумывал о переезде на виллу в Котрочень (центр Бухареста), Вида признался в 1973 году, что не видит себя изгнанным из «моей родины» в Марамуреше. [ 112 ] Он был сосредоточен на создании новой серии скульптур, вдохновленных сказками, с изображениями матери Варвары , Соломонарей и Приколичей . [ 113 ] Как отметил в 1973 году врач и знаток искусства Октавиан Фодор , «Марамуреш в настоящее время отождествляется с Гезой Видой». [ 114 ]

Ансамбль Виды «Совет старейшин» был удостоен Гран-при Государственного комитета по культуре и искусствам в 1971 году, а с 1974 года постоянно экспонировался в центре Бая-Маре. [ 115 ] Сообщается, что работа была вдохновлена ​​реальной беседой стариков Барсаны . [ 15 ] Параллельно Вида начал работать над резьбой по дереву, вдохновленной ремеслами Марамуреша, включая такие предметы , как ложки, миски и летающие челноки . Выставленные в Бая-Маре в 1975 году, они «пользовались большим успехом». [ 116 ] Вида написала одностраничное введение в народное искусство Марамуреша, которое появилось в выпуске Tribuna за 1971 год ; он также написал предисловие к монографии Франсиска Мунтяну о масках Марамуреш, выпущенной в 1973 году Консультативным центром ремесел Бая-Маре. [ 117 ] В том же году, к своему 60-летнему юбилею, Вида провел несколько персональных выставок, в том числе одну в Сала Даллес , совместно со своим другом Казаром. [ 118 ] Искусствовед Ион Фрунцетти осветил последнее событие, написав, что «в сегодняшнем культурном метаболизме Румынии Геза Вида является элементом, столь же необходимым, как воздух и вода». [ 119 ]

В 1973 году Вида, Чукуренку и Корнелиу Баба отправили некоторые из своих работ на постоянную экспозицию в Музее солидарности в Социалистическом Чили ; они прибыли в страну вскоре после правого военного переворота и считаются утерянными. [ 120 ] Дополнительное признание Вида получил в 1974 году, когда он стал членом-корреспондентом Румынской академии , а его работы выставлялись в Бенилюксе и Скандинавии . [ 121 ] Не зарегистрировавшись в качестве кандидата на выборах в марте 1969 года , он баллотировался в списке Фронта социалистического единства во время гонки 1975 года , заняв место, зарезервированное для Вишэу де Сус . [ 83 ] В 1976 году он участвовал в дань уважения Брынкушь, а его собственный вклад стал предметом документального фильма Сорина Илиешю . В следующем году он отправил работы для выставки на выставке, посвященной 70-летию румынского крестьянского восстания ; он также дебютировал в качестве сценографа в Ботошани постановке «Андрей Мурешану» по тексту Михая Эминеску . [ 122 ] Он стал лауреатом Звезды Социалистической Республики Румыния 2-й степени в 1978 году, когда он также увидел свои работы, представленные на выставке современного румынского искусства в Западном Берлине . [ 123 ]

В свои последние годы Вида еще больше приблизился к основам греческой скульптуры, создав меньше экспрессионистских работ, в том числе «Девушку-флейту» в 1976 году. [ 124 ] Изображение Христа 1978 года было во многом вдохновлено придорожным крестом в Бербешти , с минимальной резьбой на искривленном стволе груши; В этот «архетипический» период также были созданы тотемные столбы , которые украшали дом Виды или были подарками его друзьям. [ 15 ] Его последний вклад включает каменную версию «Совета старейшин», созданную в 1980 году. [ 15 ] Оставаясь членом ЦК ПКР, Вида с 1 апреля 1980 года возглавил комитет Великого национального собрания по образованию, науке и культуре. [ 83 ] Он увлекся кактусами и поделился своими сортами с шахтерами Херья (за пределами Бая-Маре). [ 125 ]

Страдая от хронической болезни сердца в последние годы своей жизни, [ 126 ] художник умер в Бая-Маре 11 мая 1980 года. [ 127 ] По словам Вальтера Романа, Вида планировал тогда две масштабные работы: мраморное изображение как Бетховена Девятой симфонии памятник человеческой солидарности и братства и памятник интернациональным бригадам. [ 128 ] У Виды остался сын, искусствовед Георгий Вида. [ 129 ] и дочь Зои Вида Порумб, жена историка искусства Мариуса Порумб . [ 130 ] По его завещанию его большая коллекция растений, насчитывающая около 4000 кактусов, была передана в дар окружному музею Бая-Маре. сильно пострадали от волны холода в 1987 году и оставались в плохом состоянии. По сообщениям, до 2006 года артефакты [ 131 ] После реставрации с помощью мэрии Бая-Маре они были выставлены в специальном комплексе Центрального парка в мае 2018 года. В том же месяце в центре города был открыт бюст Гезы Виды, созданный Иоаном Марчишем; На церемонии также присутствовали представители Румынской православной церкви , которые прочитали его парасты . [ 130 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Дабл и др. , например 616
  2. ^ Бодеа, стр. 8–9.
  3. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 9.
  4. ^ Бодеа, стр. 9, 10.
  5. ^ Перейти обратно: а б Маринеску и Брезовски, стр. 6.
  6. ^ Бодеа, стр. 9–11.
  7. ^ Бодеа, стр. 10.
  8. ^ Перейти обратно: а б Ред и Вида, стр. 4
  9. ^ Бодеа, стр. 10–11, 14.
  10. ^ Бодеа, стр. 11; Ред и Вида, стр. 4
  11. ^ Бодеа, стр. 13; Ред и Вида, стр. 4
  12. ^ Перейти обратно: а б с Бодеа, стр. 14.
  13. ^ Бодеа, стр. 11–12.
  14. ^ Бодеа, стр. 14, 17. См. также Dobre et al. , стр. 616–617.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жизнь, с. 27
  16. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 40.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Жизнь, с. 25
  18. ^ Бодеа, стр. 15; Вида, стр. 25.
  19. ^ Бодеа, стр. 14–15.
  20. ^ Бодеа, стр. 15–19.
  21. ^ Бодеа, стр. 17.
  22. ^ Бодеа, стр. 17–18.
  23. ^ Бодеа, стр. 18. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
  24. ^ Бодеа, стр. 18.
  25. ^ Бодеа, стр. 19, 22–24. См. также Жизнь, с. 25
  26. ^ Бодеа, стр. 23.
  27. ^ Бодеа, стр. 20.
  28. ^ Бодеа, стр. 21.
  29. ^ Бодеа, стр. 21–22.
  30. ^ Бодеа, стр. 23–24.
  31. ^ Бодеа, стр. 25. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
  32. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 25.
  33. ^ Бодеа, стр. 25, 38, 69.
  34. ^ Бодеа, стр. 38.
  35. ^ Бодеа, стр. 38; Роман, стр. 141.
  36. ^ Бодеа, стр. 26–29.
  37. ^ Бодеа, стр. 28–29. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 6.
  38. ^ Бодеа, стр. 30, 40.
  39. ^ Бодеа, стр. 30–31.
  40. ^ Бодеа, стр. 39; Роман, стр. 142–144.
  41. ^ Перейти обратно: а б Роман, стр. 145.
  42. ^ Бодеа, стр. 38–39; Роман, стр. 145–146.
  43. ^ Роман, стр. 146.
  44. ^ Бодеа, стр. 39.
  45. ^ Бодеа, стр. 39; Роман, стр. 149–152.
  46. ^ Бодеа, стр. 42; Роман, стр. 152.
  47. ^ Бодеа, стр. 42–43; Роман, с. 153
  48. ^ Бодеа, стр. 43, 46
  49. ^ Бодеа, стр. 40, 44–46
  50. ^ Бодеа, стр. 45–46
  51. ^ Бодеа, с. 45
  52. ^ Бодеа, стр. 45–48
  53. ^ Роман, с. 160–165; Жизнь, с. 25
  54. ^ Бодеа, стр. 49–50
  55. ^ Бодеа, стр. 51–52
  56. ^ Бодеа, стр. 53–54
  57. ^ Бодеа, с. 60
  58. ^ Бодеа, стр. 55–57, 61
  59. ^ Бодеа, стр. 57–58
  60. ^ Бодеа, стр. 61–63. См. также Жизнь, с. 25
  61. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, с. 64–65
  62. ^ Бодеа, с. 63
  63. ^ Перейти обратно: а б с Бодеа, с. 65
  64. ^ Бодеа, с. 65; Вида, с. 25
  65. ^ Бодеа, с. 65. См. также Маринеску и Брезовски, с. 6; Вида, с. 25–26
  66. ^ Бодеа, стр. 67–68
  67. ^ Бодеа, стр. 67–69
  68. ^ Бодеа, стр. 67–68. См. также Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 26
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Жизнь, с. 26
  70. ^ Бодеа, с. 68. См. также Dobre et al. , с. 617
  71. ^ Бодеа, с. 68
  72. ^ Бодеа, стр. 69–70. См. также Маринеску и Брезовски, с. 7
  73. ^ Бодеа, стр. 70–71. См. также Добре и др. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 26
  74. ^ Бодеа, стр. 70.
  75. ^ Бодеа, стр. 71.
  76. ^ Бодеа, стр. 72–73. См. также Жизнь, с. 26
  77. ^ Бодеа, стр. 72–74.
  78. ^ Бодеа, стр. 74–77. См. также Жизнь, с. 26
  79. ^ Бодеа, стр. 76–77, 79.
  80. ^ Дабл и др. , стр. 616–617
  81. ^ Перейти обратно: а б Янош Кристоф Мурадин, «От мольберта к профессорству. Создание и консолидация венгерского профессионального образования в области изобразительного искусства в Трансильвании», в Historia Actual Online , выпуск 34, весна 2014 г., стр. 139
  82. ^ Бодеа, стр. 78.
  83. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дабл и др. , например 617
  84. ^ Бодеа, стр. 80–81. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 7.
  85. ^ Маринеску и Брезовски, стр. 7.
  86. ^ Бодеа, стр. 81–82. См. также Маринеску и Брезовски, стр. 7.
  87. ^ Бодеа, стр. 83; Маринеску и Брезовски, стр. 7.
  88. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, стр. 83.
  89. ^ Бодеа, стр. 81.
  90. ^ Бодеа, стр. 81–82.
  91. ^ Бодеа, стр. 82.
  92. ^ Жизнь, стр. 26–27
  93. ^ Думитру Пэкурару и др. , Аурел Попп. Между двумя культурами , стр. 380, 444. Бухарест: Издательство РАО , 2017. ISBN   978-606-8905-24-2
  94. ^ Бодеа, стр. 84; Маринеску и Брезовски, стр. 7.
  95. ^ Добре и др. , стр. 617. См. также Бодеа, стр. 84.
  96. ^ Бодеа, стр. 84–85. См. также Добре и др. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 7; Вида, с. 27
  97. ^ Перейти обратно: а б Бодеа, с. 86
  98. ^ Бодеа, стр. 86–87; Добре и др. , с. 617. См. также Маринеску и Брезовски, с. 8
  99. ^ Бодеа, с. 87
  100. ^ «Из-за границы. Иностранная пресса об успехах, достигнутых румынским народом за 20 лет после освобождения», в Steaua Rosie , 20 августа 1964 г., стр. 4
  101. ^ Бодеа, стр. 87–88; Вида, с. 27
  102. ^ (на румынском языке) Николае Гишан, «Памятник румынскому солдату из Карей - священный символ истории румынского народа» , в Gazeta de Nord-Vest , апрель 2017 г.
  103. ^ Бодеа, стр. 88–93, 95–96. См. также Жизнь, с. 27
  104. ^ Бодеа, стр. 93–94
  105. ^ Бодеа, с. 95
  106. ^ Дабл и др. , стр. 616, 617
  107. ^ Бодеа, стр. 96–98
  108. ^ Бодеа, с. 96
  109. ^ Бодеа, стр. 96, 102. См. также Dobre et al. , с. 617; Маринеску и Брезовски, с. 8
  110. ^ Добре и др. , стр. 616, 617. См. также Бодеа, с. 96
  111. ^ Владимир Тисмэняну , Сталинизм на вечность , стр. 238–239. Яссы: Полиром , 2005. ISBN   973-681-899-3
  112. ^ Бодеа, стр. 98. См. также Рошу и Вида, стр. 4.
  113. ^ Бодеа, стр. 98–100; Маринеску и Брезовски, стр. 8; Вида, стр. 27. См. также Рошу и Вида, стр. 4.
  114. ^ Бодеа, стр. 101.
  115. ^ Бодеа, стр. 99, 107; Маринеску и Брезовски, стр. 8.
  116. ^ Бодеа, стр. 107.
  117. ^ Дорин Штеф, Istoria Folkloristicii Maramuresene , стр. 84, 147, 152, 191. Baia Mare: Издательство Ethnologica, 2006. ISBN   973-87117-9-7
  118. ^ Бодеа, стр. 102–107; Маринеску и Брезовски, стр. 8. См. также Вида, стр. 27.
  119. ^ Бодеа, стр. 103.
  120. ^ Карла Миранда, «Сборник солидарности: политический и братский жест», за 40 лет. Музей солидарности Чили: Братство, искусство и политика 1971–1973 гг. , с. 338. Сантьяго-де-Чили: Музей солидарности Сальвадора Альенде, 2013 г.
  121. ^ Добре и др. , стр. 617; Маринеску и Брезовски, стр. 8.
  122. ^ Маринеску и Брезовски, стр. 8–9.
  123. ^ Маринеску и Брезовски, стр. 9.
  124. ^ Жизнь, стр. 26, 27
  125. ^ Р. Пичиу, «Cotidiene. Florile minelor», в România Liberă , 30 апреля 1975 г., стр. 2.
  126. ^ Роман, стр. 165.
  127. ^ Добре и др. , стр. 616; Маринеску и Брезовски, стр. 9.
  128. ^ Роман, стр. 166.
  129. ^ Вида, стр. 25. См. также Рошу и Вида, стр. 4, 26.
  130. ^ Перейти обратно: а б (на румынском языке) Открытие бюста и Парастаса после Виды Гезы , Jurnalmm.ro, 13 мая 2018 г.
  131. ^ Клаудия Ситару, «Марамуреш. Кактусы Виды Гезы, высмеянные после смерти художника», в Evenimentul Zilei , 13 апреля 2006 г., стр. 18.
  • Георгий Иванович Бодя, Вида: воинственный художник . Клуж-Напока: Издательство Dacia , 1980. ОСЛК   476356021
  • Флорика Добре, Ливиу Мариус Беженару, Клара Косминеану-Мареш, Моника Григоре, Алина Илинка, Оана Ионел, Николета Ионеску-Гура, Элизабета Нягое-Плеша, Ливиу Плеша, члены ЦК ПКР (1945–1989). Словарь . Бухарест: Энциклопедическое издательство , 2004. ISBN   973-45-0486-Х
  • Отилия Маринеску, Ана-Мария Брезовски, Вида Геза. Юбилейный биобиблиографический блокнот . Бая-Маре: Библиотека округа Петре Дульфу, 2003.
  • Вальтер Роман , Вызовы . Бухарест: Издательство Эминеску , 1980.
  • Дона Рошу, Геза Вида, «Наш гость. Вида Геза: Марамуреш сформировал меня как личность и как художника. Я остаюсь ему благодарен», в România Picoreasca , Vol. II, выпуск 16, апрель 1973 г., стр. 4, 26. .
  • Георге Вида, «К столетнему юбилею скульптора Виды Гезы – позднее воспоминание», в «Трибуне» , выпуск 267, октябрь 2013 г., стр. 25–27.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42eb8bfa6fc987608bd95d649d1814e3__1716567360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/e3/42eb8bfa6fc987608bd95d649d1814e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gheza Vida - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)