Апоколоцинтоз
« Апоколоцинтозис (диви) Клавдия» , буквально «Тыквификация ( Божественного ) Клавдия» , — это сатира на римского императора Клавдия , которая, по словам Кассия Дио , была написана Сенекой Младшим . Частично сохранившаяся менипповая сатира , анонимное произведение под названием Ludus de morte Divi Claudii («Игра о смерти божественного Клавдия») в сохранившихся рукописях может быть идентично, а может и не быть идентично тексту, упомянутому Кассием Дио. «Апоколоцинтоз» — это игра слов на основе « апофеоза », процесса, посредством которого умершие римские императоры признавались богами.
Авторство
[ редактировать ]Ludus de morte Divi Claudii — один из двух сохранившихся примеров менипповой сатиры классической эпохи, второй — « Сатирикон» , вероятно, написанный Петронием . Жильбер Баньяни входит в число ученых, которые также приписывают текст Людуса Петронию. [1]
«Апоколоцинтоз» - это латинизированный греческий язык, а также может быть транслитерирован как Апоколокинтозис ( аттический греческий Ἀποκολοκύντωσις : «Тыквификация», букв. «Выращивание»). Название Apokolokyntosis происходит от римского историка Кассия Диона , писавшего по -гречески . авторство сатирического текста на смерть Клавдия, названного «Апоколокинтозис ». Кассий Дион приписывал Сенеке Младшему [2] Лишь намного позже работа, на которую ссылается Кассий Дион, была отождествлена (с некоторой долей неопределенности) с текстом Людуса . [3] Большинство ученых принимают эту атрибуцию, хотя меньшинство считает, что эти две работы не одинаковы и что сохранившийся текст не обязательно принадлежит Сенеке. [4]
Сюжет
[ редактировать ]В работе прослеживается смерть Клавдия, его восхождение на небеса, суд богов и возможное нисхождение в Аид . На каждом шагу автор высмеивает личные недостатки покойного императора, в первую очередь его высокомерную жестокость и бестолковость.
После того, как Меркурий уговаривает Клото убить императора, Клавдий отправляется на гору Олимп , где убеждает Геракла позволить богам услышать его иск об обожествлении на заседании божественного сената . Судебное разбирательство идет в пользу Клавдия, пока Август не произнесет длинную и искреннюю речь, перечислив некоторые из самых громких преступлений Клавдия. Большая часть речей богов утеряна из-за больших пробелов в тексте. Меркурий сопровождает его в Аид. По пути они становятся свидетелями похоронной процессии императора, в которой команда продажных персонажей оплакивает потерю вечных Сатурналий предыдущего правления. В Аиде Клавдия встречают призраки всех друзей, которых он убил. Эти тени уносят его на наказание, и боги приговаривают его вечно трясти игральными костями в ящике без дна (поскольку азартные игры были одним из пороков Клавдия); каждый раз, когда он пытается бросить кости, они выпадают, и ему приходится искать их на земле. Внезапно появляется Калигула , заявляет, что Клавдий — его бывший раб, и передает его клерком в суд преступного мира.
Переводы
[ редактировать ]Известные англоязычные переводы Апоколоцинтоза включают :
- WHD Rouse (1913), Apocolocyntosis, или Ludus de Morte Claudii: The Pumpkinification of Claudius (доступно в Project Gutenberg : Apocolocyntosis by WHD Rouse, издание 1920 года ; доступно в электронной библиотеке The Stoic Therapy: Apocolocyntosis )
- Дж. П. Салливан (редактор), « Апоколоцинтоз » (Penguin Books, 1986) ISBN 9780140444896
- Роман «Клавдий Бог» Роберта Грейвса содержит перевод « Апоколоцинтоза» в приложениях.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Гилберт Баньяни. Арбитр элегантности: исследование жизни и творчества К. Петрония (1954)
- ^ «Сенека сам написал произведение, которое он назвал Gourdification - слово, созданное по аналогии с« обожествлением »» (Дио Кассий, Книга 61, № 35 - перевод Герберта Болдуина Фостера, 1905, получено из Project Gutenberg )
- ↑ См. предисловие к переводу WHD Rouse : «Это произведение приписывается Сенеке по древней традиции; невозможно доказать, что оно принадлежит ему, и невозможно доказать, что это не так. Этот вопрос, вероятно, будет по-прежнему решаться каждым в соответствии с к его взгляду на характер и способности Сенеки: в вопросах стиля и чувств можно многое сказать с обеих сторон. Дион Кассий (lx, 35) говорит, что Сенека составил «апоколокинтосис» или «Тыквификация» Клавдия после его смерти, название. это пародия на обычный «апофеоз»; но это название не дано в рукописи «Ludus de Morte Claudii», и в произведении нет ничего, что хорошо соответствовало бы этому названию».
- ^ Клаузен, Западная Вирджиния; Кенни, Э.Дж. (1983). Кембриджская история классической литературы . Том. 2. п. 137. ИСБН 0521273722 .
Ссылки
[ редактировать ]- Альтман, Мэрион (1938). «Культ правителя в Сенеке». Классическая филология 33 (1938): 198–204.
- Эстбери, Раймонд (1988). «Апоколоцинтоз». Классический обзор № 38 (1988): 44–50.
- Колиш, Марсия (1976). «Апоколоцинтоз Сенеки как возможный источник Юлия Исключительного Эразма». Renaissance Quarterly 29 (1976): 361–368.
- Релихан, Джоэл (1984). «О происхождении «менипповой сатиры» как названия литературного жанра». Классическая филология 79 (1984): 226–9.
- Апоколоцинтоз Сенеки божественного Клавдия (латинский текст) в электронной библиотеке стоической терапии