Правительство Уитлама
Правительство Уитлама | |
---|---|
В офисе | |
5 декабря 1972 г. - 11 ноября 1975 г. | |
Монарх | Елизавета II |
Prime Minister | Гоф Уитлам |
заместитель | Лэнс Барнард (1972–1974) Джим Кэрнс (1974–1975) Фрэнк Крин (1975) |
Вечеринка | Труд |
Источник | Победил на выборах 1972 года |
Кончина | Уволен генерал-губернатором |
Предшественник | Правительство МакМахона |
Преемник | Правительство Фрейзера |
| ||
---|---|---|
Срок правления (1972–1975)
Министерства Выборы Связанный | ||
Правительство Уитлама было федеральным исполнительным правительством Австралии во главе с премьер-министром Гофом Уитлэмом из Австралийской Лейбористской партии . Правительство возникло, когда лейбористы победили правительство МакМахона на федеральных выборах 1972 года , положив конец рекордным 23 годам непрерывного существования коалиционного правительства. Его действие было прекращено генерал-губернатором сэром Джоном Керром после конституционного кризиса 1975 года , а на смену ему пришло правительство Фрейзера — единственный случай в истории Австралии, когда избранное федеральное правительство было отправлено в отставку генерал-губернатором.
Правительство Уитлэма было весьма спорным за время своего короткого пребывания в должности, но провело несколько серьезных реформ. Были установлены формальные отношения с Китаем , законы о воинской повинности были отменены, все оставшиеся австралийские войска были выведены из войны во Вьетнаме , было введено всеобщее здравоохранение некоторые оставшиеся дискриминационные положения политики Белой Австралии и отменены . Плата за высшее образование была на какое-то время отменена . Однако эти и другие энергичные реформы соответствовали кризису: «К середине 1975 года инфляция достигла 17,6 процента, а рост заработной платы - 32,9 процента. Экономика процветала в 1973 году и в первой половине 1974 года, но затем пережила серьезный спад. ." [1] Правительство Уитлама было переизбрано на второй срок на выборах 1974 года с двойным роспуском , но после увольнения потерпело сильное поражение от нового правительства Фрейзера на выборах 1975 года .
Фон
[ редактировать ]Австралийская Лейбористская партия вошла в оппозицию в 1949 году после потери правительства Чифли под коалиции либеральной партии страны руководством Роберта Мензиса . Затем коалиция правила непрерывно в течение 23 лет. Гоф Уитлам стал заместителем лидера Лейбористской партии в 1960 году, а Артур Калвелл впоследствии ушел с поста лидера в 1967 году из-за плохих результатов лейбористов на выборах 1966 года . Уитлам был избран лидером партии в апреле 1967 года, а Лэнс Барнард стал его заместителем. Лейбористская партия сократила большинство в правительстве Гортона получила лишь 4 места в правительстве и на выборах 1969 года . Затем Уитлам привел Лейбористскую партию к победе над правительством Макмахона на выборах 1972 года . [2]
Первый срок
[ редактировать ]Дуумвират
[ редактировать ]Уитлам вступил в должность, получив большинство в Палате представителей, но без контроля над Сенатом (избирался в 1967 и 1970 годах). Сенат в то время состоял из десяти членов от каждого из шести штатов, избираемых по пропорциональной системе . [3] Парламентская фракция АЛП выбрала министров, но Уитлэму было разрешено распределять портфели. [4] Заседание фракции не могло быть проведено до тех пор, пока 15 декабря не будут подведены окончательные результаты. Тем временем ожидалось, что МакМахон останется временным премьер-министром. [5] Однако Уитлам не хотел ждать так долго. 5 декабря, когда победа лейбористов была обеспечена, Уитлам приказал генерал-губернатору сэру Полу Хаслаку привести его к присяге в качестве премьер-министра, а заместителя лидера лейбористов Лэнса Барнарда - в качестве заместителя премьер-министра. Двое мужчин владели 27 портфелями в течение двух недель, прежде чем удалось определить полный состав кабинета министров. [6]
В течение двух недель пребывания у власти так называемого « дуумвирата » Уитлам стремился выполнить те предвыборные обещания, которые не требовали законодательства. [7] Уитлам приказал провести переговоры по установлению полных отношений с Китайской Народной Республикой и разорвал их с Тайванем . [8] Законодательство позволяло министру обороны предоставлять освобождение от призыва на военную службу. Барнард занимал эту должность и освободил всех. [9] В то время семь человек находились в заключении за отказ от призыва на военную службу; Уитлам организовал их свободу. [10] Правительство Уитлама в первые дни своего существования вновь открыло дело о равной оплате труда, находящееся на рассмотрении Комиссии Содружества по примирению и арбитражу во главе с сиднейским адвокатом Мэри Годрон, и назначило женщину, Элизабет Эватт , президентом комиссии. [11] Уитлам и Барнард отменили налог с продаж на противозачаточные таблетки , объявили о крупных грантах на развитие искусства и назначили временную школьную комиссию. Дуумвират запретил расово дискриминационные спортивные команды из Австралии и поручил австралийской делегации в ООН проголосовать за санкции против апартеида в Южной Африке и Родезии . [12] Он также приказал отправить все оставшиеся австралийские войска во Вьетнаме, хотя большинство из них (включая всех призывников) было выведено МакМахоном. [13]
По словам спичрайтера Уитлама Грэма Фройденберга, дуумвират имел успех, поскольку показал, что лейбористское правительство может манипулировать правительственным аппаратом, несмотря на его долгое отсутствие на посту. Однако Фройденберг отметил, что быстрый темп и общественное волнение, вызванное действиями дуумвирата, заставили оппозицию опасаться давать лейбористам слишком легкие времена и привели к одному посмертному вердикту правительству Уитлама: «Мы сделали слишком много и слишком рано. " [14]
Принятие повестки дня
[ редактировать ]Правительство Макмахона состояло из 27 министров, двенадцать из которых входили в состав кабинета министров. В преддверии выборов Лейбористская фракция решила, что в случае прихода партии к власти все 27 министров должны стать членами кабинета министров. [15] Пока дуумвират выполнял свою работу, среди парламентариев ЛПА велась интенсивная агитация, и 18 декабря фракция избрала кабинет министров. Результаты в целом оказались приемлемыми для Уитлэма, и в течение трех часов он объявил портфели членов кабинета министров. [16] Чтобы получить больший контроль над кабинетом министров, в январе 1973 года Уитлам учредил пять комитетов кабинета министров (члены которых назначались им самим, а не фракцией) и взял на себя полный контроль над повесткой дня кабинета министров. [17]
Правительство Уитлама отменило смертную казнь за федеральные преступления. [18] Была открыта организация «Юридическая помощь» , офисы которой расположены в столицах каждого штата. [19] Он отменил плату за обучение в высших учебных заведениях (университетах) и учредил Школьную комиссию для выделения средств школам. [18] Уитлам основал Департамент городского развития и, живя в развивающейся Кабраматте, когда она практически не была канализирована, поставил перед собой цель не оставлять ни один городской дом без канализации. [20]
Новое правительство предоставило гранты непосредственно местным органам власти на обновление городов, предотвращение наводнений и развитие туризма. Другие федеральные гранты финансировали строительство автомагистралей, соединяющих столицы штатов, и оплачивали строительство железнодорожных линий стандартной колеи между штатами. Правительство создало новый город в Олбери-Водонге на границе Нового Южного Уэльса и Виктории. « Advance Australia Fair » стала национальным гимном страны вместо « Боже, храни королеву ». Орден Австралии заменил британскую систему наград в начале 1975 года. [19]
Уитлам был активным защитником прав коренных народов. Его правительство создало Земельный фонд аборигенов, чтобы помочь коренным народам выкупить земли, находящиеся в частной собственности. Комиссия по займам аборигенов была создана для оказания помощи коренным австралийцам в покупке недвижимости с целью приобретения жилья в собственность, а также для помощи в создании предприятий, принадлежащих коренным народам, и оплате расходов на здравоохранение и образование. [21]
После посещения тогдашней австралийской колонии Папуа и Новой Гвинеи в качестве лидера оппозиции в 1970 и 1971 годах и призыва к самоуправлению. Это было предоставлено в конце 1973 года, до того, как в сентябре 1975 года была принята закон о полной независимости, создав Независимое государство Папуа-Новая Гвинея , положив конец времени Австралии как колонизатора. [22]
В 1973 году Национальная галерея Австралии , тогда называвшаяся Австралийской национальной галереей, купила картину «Голубые поляки» художника XX века Джексона Поллока за 2 миллиона долларов США (1,3 миллиона австралийских долларов на момент оплаты). [23] — около трети годового бюджета. Для этого потребовалось личное разрешение Уитлама, которое он дал при условии, что цена будет опубликована. [24] В консервативном климате того времени эта покупка вызвала политический скандал и скандал в средствах массовой информации и, как говорили, символизировала либо дальновидность и видение Уитлама, либо его расточительные расходы. [23]
Уитлам много путешествовал в качестве премьер-министра и был первым премьер-министром Австралии, посетившим Китай во время своего пребывания в должности. [19] За это путешествие его критиковали, особенно после того, как циклон Трейси обрушился на Дарвина ; он прервал обширное турне по Европе на 48 часов (многие сочли этот период слишком коротким), чтобы увидеть разрушения. [25]
Ранние проблемы
[ редактировать ]В феврале 1973 года генеральный прокурор, сенатор Лайонел Мерфи , возглавил полицейский рейд на мельбурнский офис Австралийской службы безопасности и разведки , который находился под его министерской ответственностью. Мерфи считал, что у ASIO могут быть файлы, касающиеся внутренних террористических угроз Хорватии в отношении премьер-министра Югославии Джемаля Биедича , который собирался посетить Австралию, и опасался, что ASIO может скрыть или уничтожить их. [26] Оппозиция напала на правительство из-за рейда, назвав Мерфи «бесполезной пушкой». Расследование инцидента в Сенате было прервано после роспуска парламента в 1974 году. [27] По словам журналиста и писателя Уоллеса Брауна, споры по поводу рейда продолжали преследовать правительство Уитлэма на протяжении всего его срока, потому что инцидент был «настолько глупым». [26]
С самого начала правления правительства Уитлама оппозиция во главе с Билли Снедденом (который сменил МакМэхона на посту лидера либералов в декабре 1972 года) стремилась использовать контроль над Сенатом, чтобы воспрепятствовать Уитлэму. [28] Он не стремился блокировать все правительственные законы; Сенаторы коалиции, возглавляемые лидером сенатских либералов Реджем Уизерсом , стремились заблокировать правительственное законодательство только в том случае, если такое препятствие будет способствовать реализации планов оппозиции. [29] У правительства Уитлэма также было множество проблем и проблем в отношениях со штатами. Новый Южный Уэльс отклонил просьбу правительства закрыть Родезийский информационный центр в Сиднее. Премьер-министр Квинсленда Джо Бьелке-Петерсен отказался рассматривать вопрос о каких-либо корректировках границы Квинсленда с Папуа-Новой Гвинеей, которая из-за владения государством островами в Торресовом проливе находилась в пределах полукилометра (около одной трети мили). Папуасского материка. [30] Либеральные правительства штатов Нового Южного Уэльса и Виктории были переизбраны с большим перевесом в 1973 году. [31] Уитлам и его большинство в Палате представителей предложили провести конституционный референдум в декабре 1973 года , передав контроль над заработной платой и ценами от штатов федеральному правительству. Эти два предложения не смогли привлечь большинство избирателей ни в одном штате и были отклонены более чем 800 000 голосами по всей стране. [32]
Лейбористская партия пришла к власти в период улучшения экономических перспектив Австралии: сельская промышленность работала хорошо, безработица снижалась, производство увеличивалось, а также бум иностранных инвестиций и экспорта. Тем не менее, признаки растущей инфляции и медленные инвестиции частного бизнеса предвещали надвигающиеся экономические проблемы, которые привели к рецессии 1973–75 годов и нефтяному кризису 1973 года . По словам политического историка Брайана Кэрролла, правительство Уитлэма решило в своем бюджете на 1973–1974 годы «уделить основной упор социальным целям партии, а не смягчению очевидных экспансионистских тенденций в экономике», и бюджет существенно увеличил прямые государственные расходы и усилил перераспределение. дохода через благосостояние. [33]
К началу 1974 года Сенат отклонил девятнадцать правительственных законопроектов, десять из них дважды. Поскольку к середине года должны были состояться выборы в половину Сената, Уитлам искал способы заручиться поддержкой в этом органе. Сенатор от Квинсленда и бывший лидер ДЛП Винс Гейр заявил о своей готовности покинуть Сенат и занять дипломатический пост. Поскольку на кону на полусенатских выборах стоят пять мест в Квинсленде, АЛП, вероятно, выиграет только два, но если бы на кону было шесть, партия, скорее всего, выиграла бы три. Таким образом, на карту был поставлен возможный контроль над Сенатом; Уитлам согласился на просьбу Гейра и попросил генерал-губернатора сэра Пола Хаслака назначить его послом в Ирландии. Просочились слухи о готовящейся отставке Гейра, и оппоненты Уитлама попытались противодействовать его маневру. Во время так называемой «Ночи длинных креветок» члены Country Party развлекали Гейра на небольшой вечеринке в офисе сенатора Рона Маунселла , чтобы отложить его визит к президенту Сената для подачи заявления об отставке. Пока Гейр наслаждался пивом и креветками, Бьелке-Петерсен давал советы губернатору Квинсленда сэру Колину Ханне выдать предписания только на обычные пять вакансий, поскольку место Гейра еще не было вакантным, что эффективно противодействовало плану Уитлама. [34]
Поскольку оппозиция угрожала нарушить поставки или заблокировать законопроекты об ассигнованиях, Уитлам дважды использовал отказ Сената от нескольких законопроектов, чтобы инициировать выборы с двойным роспуском , проведя их вместо полусенатских выборов, о которых он уже объявил. [35] После кампании, в которой использовался лозунг лейбористов «Дайте Гофу справедливый ход», правительство Уитлама было возвращено , а его большинство в Палате представителей сократилось с семи до пяти. [36] И правительство, и оппозиция получили 29 мест в Сенате, при этом баланс сил принадлежал двум независимым кандидатам. [37] Тупиковая ситуация вокруг дважды отклоненных законопроектов была преодолена, что является уникальным явлением в австралийской истории, благодаря проведению специального совместного заседания двух палат парламента в соответствии со статьей 57 Конституции. Эта сессия, санкционированная новым генерал-губернатором сэром Джоном Керром , приняла законопроекты, предусматривающие всеобщее медицинское страхование (известное тогда как Medibank, сегодня как Medicare ) и предоставляющие Северной территории и Австралийской столичной территории представительство в Сенате, вступающее в силу на следующие выборы. [38]
Второй срок
[ редактировать ]1974
[ редактировать ]К середине 1974 года Австралия переживала экономический спад. вызвал Нефтяной кризис 1973 года резкий скачок цен, и, по данным правительства, инфляция превысила 13 процентов в течение более года с 1973 по 1974 год. [39] Частично инфляция была вызвана желанием Уитлама повысить заработную плату и условия государственной службы Содружества как диктора частного сектора. [40] Правительство Уитлама снизило тарифы на 25 процентов в 1973 году; В 1974 году импорт увеличился на 30 процентов, а торговый дефицит увеличился на 1,5 миллиарда долларов . Первичные производители сырьевых товаров, таких как говядина, оказались в кредитном кризисе , поскольку краткосрочные ставки выросли до чрезвычайно высоких уровней. [39] Безработица также значительно выросла. [40] Беспокойство внутри АЛП привело к поражению Барнарда, когда Джим Кэрнс бросил ему вызов на пост заместителя лидера. Уитлам мало чем помог своему находящемуся в боевой готовности заместителю, составлявшему вторую половину дуумвирата. [41]
Опять же, в бюджете 1974–75 годов правительство подчеркнуло свои социальные цели, а казначей Фрэнк Крин заявил, что его «главная цель - продолжить реализацию различных инициатив в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства городов». По словам Кэрролла, большинство экономических обозревателей согласились, что «в бюджете мало что могло бы остановить то, что они считали тревожным сдвигом в экономическом климате». К 1974 году инфляция ухудшилась, и Австралия вступила в рецессию 1973–75 годов и пострадала от нефтяного кризиса 1973 года . Безработица достигла 5% (в то время считавшаяся высокой). [33]
Несмотря на эти экономические показатели, в бюджете, представленном в августе 1974 года, были значительно увеличены расходы, особенно на образование. [42] Чиновники казначейства рекомендовали ряд повышений налогов и сборов, начиная от акцизов и заканчивая стоимостью отправки письма; их советы были в основном отвергнуты Кабинетом министров. [43] Бюджет не смог справиться с инфляцией и безработицей, и в ноябре Уитлам ввел значительное снижение налогов. Он также объявил о дополнительных расходах на помощь частному сектору. [42]
В августе правительство создало Королевскую комиссию по разведке и безопасности во главе с судьей Робертом Марсденом Хоупом для расследования деятельности австралийского разведывательного сообщества и, особенно, Австралийской службы безопасности и разведки .
После принятия бюджета на 1974–75 годы Уитлам снял Фрэнка Крина с поста казначея, заменив его заместителем премьер-министра Джимом Кэрнсом . Репутации Кэрнса сразу же был нанесен удар после освещения в средствах массовой информации назначения Джуни Морози его личным секретарем, женщины, не имевшей опыта работы в казначействе или государственной службе и с которой у него была внебрачная связь. [44] Затем Кэрнс ввел парламент в заблуждение по поводу кредитного дела , и его, в свою очередь, заменил Билл Хейден, прежде чем у него появился шанс сократить свой первый бюджет. По словам Брайана Кэрролла, Хайден «представил бюджет, больше соответствующий устоявшемуся представлению о том, что он является инструментом экономического управления, а не социальных реформ», однако к тому времени, когда Хайден достиг портфеля казначейства, «политические проблемы правительства Уитлэма начали ослабевать». обогнать его». [33]
Последние месяцы
[ редактировать ]Уитлам назначил сенатора Мерфи членом Высокого суда, хотя место Мерфи в Сенате не было бы выставлено на выборы, если бы были проведены полусенатские выборы. Лейбористская партия тогда занимала три из пяти краткосрочных мест в Сенате Нового Южного Уэльса. При пропорциональном представительстве лейбористы могли бы сохранить свои три краткосрочных места на следующих полусенатских выборах, но если бы место Мерфи также было оспорено, лейбористы вряд ли выиграют четыре из шести. Таким образом, назначение Мерфи означало почти неизбежную потерю места в сильно разделенном Сенате на следующих выборах. [45] Уитлам все равно назначил Мерфи. По соглашению, сенаторы, назначаемые законодательным собранием штата для заполнения случайных вакансий, принадлежали к той же политической партии, что и бывший сенатор. Премьер-министр Нового Южного Уэльса Том Льюис посчитал, что это соглашение применимо только к вакансиям, вызванным смертью или плохим здоровьем, и принял меры к тому, чтобы законодательный орган избрал Кливера Бантона , бывшего мэра Олбери и независимого кандидата. [46]
К марту 1975 года многие парламентарии-либералы почувствовали, что Снедден неадекватно выполняет свою работу в качестве лидера оппозиции и что Уитлэм доминирует над ним в Палате представителей. [47] Малкольм Фрейзер бросил вызов Снеддену за лидерство и победил его 21 марта. [48]
Вскоре после вступления Фрейзера на престол возникли разногласия по поводу действий правительства Уитлама в попытке возобновить мирные переговоры во Вьетнаме. Когда Север готовился положить конец гражданской войне, Уитлам разослал телеграммы обоим правительствам Вьетнама, сообщив парламенту, что обе телеграммы по сути одинаковы. [49] Оппозиция утверждала, что он ввел парламент в заблуждение, и предложение о порицании Уитлэма было отклонено по партийному принципу. [50] Оппозиция также напала на Уитлэма за то, что он не позволил достаточному количеству южновьетнамских беженцев в Австралию, при этом Фрейзер призвал к въезду 50 000 человек. Фройденберг утверждает, что 1026 вьетнамских беженцев прибыли в Австралию за последние восемь месяцев правления Уитлама и только 399 в 1976 году при Фрейзере. [51] Однако к 1977 году Австралия приняла более пяти тысяч беженцев. [52]
По мере ухудшения политической ситуации Уитлам и его правительство продолжали принимать законы: Закон о семейном праве 1975 года предусматривал развод без вины, а Закон о расовой дискриминации 1975 года заставил Австралию ратифицировать конвенции Организации Объединенных Наций против расовой дискриминации, которые Австралия подписала при Холте, но который так и не был ратифицирован. [19] В августе 1975 года Уитлам передал народу Гуринджи Северной территории документы, подтверждающие право собственности на часть их традиционных земель, положив начало процессу земельной реформы аборигенов. В следующем месяце Австралия предоставила независимость Папуа-Новой Гвинее. [19]
После Революции гвоздик 1974 года Португалия начала процесс деколонизации и начала вывод войск из Португальского Тимора (позже Восточного Тимора ). Австралийцы давно интересовались колонией; страна отправила войска в регион во время Второй мировой войны, и многие восточнотиморцы воевали с японцами в качестве партизан. [53] В сентябре 1974 года Уитлам встретился с президентом Индонезии Сухарто в Индонезии и заявил, что поддержит Индонезию, если она аннексирует Восточный Тимор. [54] В разгар «холодной войны» и после ухода Америки из Индокитая он чувствовал, что, если он будет включен в состав Индонезии, регион станет более стабильным, и Австралия не рискует, что восточнотиморское движение ФРЕТИЛИН , которое многие опасались, было коммунистическим, пришло к власти. [53] Уитлам говорит, что он настойчиво заявил президенту Индонезии Сухарто , что восточнотиморцы имеют право решать судьбу колонии путем самоопределения. Индонезия вторглась в Восточный Тимор в декабре 1975 года и оккупировала его до голосования за независимость 1999 года .
Уитлам предложил Барнарду дипломатический пост; в начале 1975 года Барнард согласился на это, что спровоцировало дополнительные выборы Басса в 1975 году среди его тасманийского электората. Выборы 28 июня оказались катастрофой для Лейбористской партии, которая потеряла место с перевесом голосов против нее в 17 процентов. [55] На следующей неделе Уитлам уволил преемника Барнарда с поста заместителя премьер-министра Кэрнса, который ввел парламент в заблуждение относительно кредитного дела на фоне инсинуаций по поводу его отношений с его офис-менеджером Джуни Морози . [56] На момент увольнения Кэрнса одно место в Сенате было вакантным после смерти 30 июня сенатора от Квинсленда от АЛП Берти Миллинера . Лейбористская партия штата выдвинула кандидатуру Мэла Колстона , что привело к тупику. Однопалатный законодательный орган Квинсленда дважды голосовал против Колстона, и партия отказалась выдвигать каких-либо альтернативных кандидатов. Бьельке-Петерсен наконец убедил законодательный орган избрать профсоюзного чиновника низкого уровня Альберта Филда , который связался с его офисом и выразил готовность служить. В интервью Филд ясно дал понять, что не поддержит Уитлама. Филд был исключен из АЛП за выступления против Колстона, а сенаторы-лейбористы бойкотировали его приведение к присяге. [57] Уитлам утверждал, что из-за способа заполнения вакансий Сенат был «коррумпирован» и «испорчен», а оппозиция имела большинство, но не выиграла у урны для голосования. [58]
Кредитное дело
[ редактировать ]Министр полезных ископаемых и энергетики Рекс Коннор хотел получить средства для ряда проектов национального развития. Он предложил правительству для финансирования его планов занять 4 миллиарда долларов (по тем временам огромная сумма денег). требовала Конституция Австралии , чтобы невременные государственные займы осуществлялись через Кредитный совет . Хотя проекты развития были долгосрочными, Уитлам вместе с министрами Кэрнсом, Мерфи и Коннором уполномочил Коннора искать ссуду 13 декабря 1974 года без привлечения Кредитного совета. Коннор уже расследовал вопрос о кредите. Через строителя из Аделаиды его познакомили с пакистанским дилером Тиратом Хемлани . По словам Хемлани, Коннор попросил кредит сроком на 20 лет с процентной ставкой 7,7% и установил для Хемлани комиссию в размере 2,5%. Несмотря на заверения, что все в порядке, Хемлани начал задерживать выплату кредита, особенно после того, как его попросили поехать в Цюрих с представителями Резервного банка Австралии, чтобы доказать, что средства находятся на балансе. Union Bank of Switzerland, как он и утверждал. Правительство увеличило свои полномочия Коннору до 2 миллиардов долларов. [33]
Когда стало известно об этом плане, оппозиция начала допрашивать правительство. На допросе Фрейзера Уитлам заявил 20 мая, что кредиты касались «вопросов энергетики», что Совет по кредитам не был уведомлен и что он будет уведомлен только «в том случае, если и когда кредит будет предоставлен». На следующий день он сообщил Фрейзеру и парламенту, что полномочия по реализации плана были отозваны. 4 июня 1975 года казначей и заместитель премьер-министра Джим Кэрнс ввел парламент в заблуждение, заявив, что он не давал посреднику письмо с предложением комиссии по кредиту в размере 2,5%. Уитлам отстранил Кэрнса от казначейства и назначил его министром по вопросам окружающей среды, а затем уволил его из кабинета министров. [33]
Хотя дело о займах так и не привело к фактическому получению займа, [59] по словам автора и спичрайтера Уитлама Грэма Фройденберга, «единственными затратами были потери репутации правительства. Эти затраты должны были быть огромными - это было само правительство». [60]
В конечном итоге это дело дало новому лидеру либералов Малкольму Фрейзеру предполагаемое оправдание, необходимое ему для блокирования подачи бюджетных законопроектов в Сенат с целью заставить Уитлэма пойти на выборы. [61]
Конституционный кризис
[ редактировать ]В октябре 1975 года оппозиция во главе с Фрейзером решила заблокировать поставки, отложив рассмотрение законопроектов об ассигнованиях. Поскольку Филд был в отпуске (его назначение в Сенат было оспорено), Коалиция имела эффективное большинство в Сенате - 30–29. Коалиция считала, что, если Уитлэм не сможет обеспечить поставки и не посоветует провести новые выборы, Керру придется его уволить. [62] Запасы закончатся 30 ноября. [63]
Ставки в конфликте возросли 10 октября, когда Высокий суд признал действительным закон, предоставляющий территориям по два сенатора каждая. При полусенатских выборах наиболее успешные кандидаты не займут свои места до 1 июля 1976 года, но сенаторы территорий, а также те, кто занимает места Филда и Бантона, займут свои места сразу. Это дало лейбористам внешний шанс контролировать Сенат, по крайней мере, до 1 июля 1976 года. [64] 14 октября министр труда Рекс Коннор , вдохновитель схемы кредитования, был вынужден уйти в отставку, когда Хемлани опубликовал документы, свидетельствующие о том, что Коннор делал вводящие в заблуждение заявления. Продолжающийся скандал подтвердил позицию Коалиции о том, что они не уступят в поставках. [65] Уитлам, с другой стороны, убежденный в том, что он выиграет битву, был рад отвлечься от дела о займах и считал, что он «разобьет» не только Сенат, но и руководство Фрейзера. [66]
Уитлам заявил Палате представителей 21 октября:
Позвольте мне четко изложить позицию моего правительства. Я не буду советовать генерал-губернатору проводить выборы в Палату представителей от имени Сената. Я не буду предлагать выборы ни в одну из палат, ни в обе палаты, пока этот конституционный вопрос не будет решен. Это правительство, пока оно сохраняет большинство в Палате представителей, будет продолжать курс, одобренный австралийским народом в прошлом году. [67]
Уитлам и его министры неоднократно предупреждали, что оппозиция наносит ущерб не только Конституции, но и экономическому положению Австралии. Сенаторы Коалиции старались сохранить единство, поскольку некоторые из них все больше беспокоились о тактике блокирования поставок. [68] Когда кризис перешел в ноябрь, Уитлам попытался организовать предоставление государственным служащим и поставщикам возможности обналичивать чеки в банках. Эти транзакции будут представлять собой временные кредиты, которые правительство погасит после восстановления поставок. [69]
Генерал-губернатор Керр внимательно следил за кризисом. На обеде с Уитламом и несколькими его министрами 30 октября Керр предложил компромисс: если Фрейзер уступит на поставках, Уитлам согласится не назначать полусенатские выборы до мая или июня 1976 года или, в качестве альтернативы, согласится не созывать Сенат. на сессию до 1 июля. Уитлам отверг эту идею, стремясь лишить Сенат права отказывать в поставках. [70] 3 ноября, после встречи с Керром, Фрейзер предложил, что, если правительство согласится провести выборы в Палату представителей одновременно с полусенатскими выборами, Коалиция уступит на поставках. Уитлам отклонил это предложение, заявив, что он не собирался давать советы по выборам в Палату представителей по крайней мере в течение года. [71]
Поскольку кризис не был разрешен, 6 ноября Керр решил уволить Уитлэма с поста премьер-министра. [72] Опасаясь, что Уитлэм пойдет к королеве и потребует его отстранения, Керр не дал Уитлэму никакого намека на то, что произойдет. [73] Он посовещался (вопреки совету Уитлама) с председателем Высокого суда сэром Гарфилдом Барвиком , который согласился, что у него есть право уволить Уитлама. [74]
Встреча партийных лидеров, включая Уитлама и Фрейзера, по разрешению кризиса утром 11 ноября ни к чему не привела. [75] Керр и Уитлам встретились в офисе генерал-губернатора в тот же день в 13:00. Уитлам не знал, что Фрейзер ждал в прихожей; Позже Уитлам заявил, что он бы не вошел в здание, если бы знал, что там находится Фрейзер. [76] Уитлам, как он ранее в тот же день сообщил Керру по телефону, прибыл готовым дать рекомендации о проведении полусенатских выборов, которые состоятся 13 декабря. [77] Вместо этого Керр сообщил Уитлэму, что он прекратил свои полномочия на посту премьер-министра, и вручил ему соответствующее письмо. [78] После разговора Уитлам вернулся в резиденцию премьер-министра The Lodge , пообедал и посовещался со своими советниками. Сразу после встречи с Уитламом Керр назначил Фрейзера временным премьер-министром при условии, что он сможет получить поставки, а затем посоветует Керру распустить обе палаты для выборов. [79]
В замешательстве Уитлам и его советники не сразу сообщили никому из членов Сената об увольнении, в результате чего, когда Сенат собрался в 14:00, законопроекты об ассигнованиях были быстро приняты, а сенаторы от АЛП предположили, что оппозиция сдалась. [80] Законопроекты вскоре были отправлены Керру для получения королевской санкции . В 14.34, через десять минут после того, как поставки были обеспечены, Фрейзер поднялся в Палате представителей и объявил, что он премьер-министр. Он сразу же потерпел серию поражений в Палате представителей, которая поручила спикеру Гордону Скоулзу посоветовать Керру восстановить Уитлэма в должности. [81]
К тому времени, когда Керр принял Скоулза, парламент был распущен путем прокламации. Официальный секретарь Керра Дэвид Смит пришел в здание парламента , чтобы объявить о роспуске с крыльца. Собралась большая разгневанная толпа, и Смита чуть не заглушил их шум. В заключение он произнес традиционное «Боже, храни Королеву». Бывший премьер-министр Уитлам, стоявший позади Смита, затем обратился к толпе: [82]
Что ж, можно сказать: «Боже, храни королеву», потому что генерал-губернатора ничто не спасет! Прокламация, которую вы только что услышали зачитанной официальным секретарем генерал-губернатора, была подписана Малкольмом Фрейзером, который, несомненно, войдет в историю Австралии со Дня памяти 1975 года как дворняга Керра. Они не дадут замолчать на окраинах здания Парламента, даже если внутри уже несколько недель тишина... Сохраняйте свою ярость и энтузиазм в отношении кампании по выборам, которые состоятся сейчас и до дня голосования. [83]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гиттинс, Росс (25 октября 2014 г.). «Реформатор Гоф Уитлам наблюдал за экономическим хаосом, но это не все, что создали лейбористы» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 25 августа 2020 г.
- ^ «Перед офисом - Гоф Уитлам» . Primeministers.naa.gov.au . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Рид 1976 , стр. 45–46.
- ^ Фрейденберг 2009 , стр. 255–257.
- ^ Фрейденберг 2009 , стр. 245–246.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 246.
- ^ Хокинг, Дженни . «Гоф Уитлам: Его время». Издательство Мельбурнского университета. 2012 стр. 19-25
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 251.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 252.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 247.
- ^ Хокинг, Дженни . «Гоф Уитлам: Его время». Издательство Мельбурнского университета. 2012 стр. 20
- ^ Келли 1995 , стр. 14–15.
- ^ Браун 2002 , с. 119.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 253.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 257.
- ^ Фрейденберг 2009 , стр. 258–260.
- ^ Рид 1976 , стр. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б Биография , Институт Уитлама ( Университет Западного Сиднея ), архивировано с оригинала 23 февраля 2011 года , получено 30 марта 2010 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гоф Уитлам: в офисе , Национальный архив Австралии , получено 30 марта 2010 г.
- ^ Браун 2002 , с. 122.
- ^ «В этот день: Гоф Уитлам становится премьер-министром» . Австралийское географическое издание. Декабрь 2014 года . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Дорни, Шон (20 февраля 2016 г.). «Незнание Австралии относительно Папуа-Новой Гвинеи является потерей для обеих стран» . Хранитель . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барретт, Линдси (2001). «Рождественская открытка премьер-министра: синие поляки и культурная политика эпохи Уитлама» . Университет Сиднея . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Студли, Шейла Гибсон (август 2008 г.). «Злоключения в коллекционировании 3: Избыток ради успеха» . Искусство и антиквариат . КуртКо/АА . Проверено 26 апреля 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Рид 1976 , с. 224.
- ^ Перейти обратно: а б Браун 2002 , с. 124.
- ^ Браун 2002 , с. 125.
- ^ Ллойд 2008 , стр. 340–341.
- ^ Келли 1995 , стр. 36–37.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 255.
- ^ Келли 1995 , стр. 48–49.
- ^ Келли 1995 , с. 49.}
- ^ Перейти обратно: а б с д и Брайан Кэрролл; От Бартона до Фрейзера; Касселл, Австралия; 1978 год
- ^ Рид 1976 , стр. 100–107.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 299.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 305.
- ^ Келли 1995 , с. 60.
- ^ Келли 1995 , стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 1976 , стр. 118–119.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 1976 , с. 160.
- ^ Рид 1976 , стр. 123–124.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 1976 , с. 183.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 308.
- ^ «Кэрнс признает секс и потрясающее лицемерие» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Рид 1976 , с. 206.
- ^ Рид 1976 , стр. 206–208.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 315.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 317.
- ^ Фрейденберг 2009 , стр. 338–340.
- ^ Фрейзеру не удалось осудить премьер-министра , The Age , 14 мая 1975 г. , получено 12 апреля 2010 г. - из Архива новостей Google.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 342.
- ^ Наплыв людей в лодках беспокоит австралийцев , The Dispatch, 15 декабря 1977 г. , получено 29 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коттон 2004 , стр. 4–5.
- ^ Данн 1996 , с. 61.
- ^ Келли 1995 , с. 106.
- ^ Ллойд 2008 , с. 345.
- ^ Келли 1995 , стр. 107–109.
- ^ Келли 1995 , с. 109.
- ^ Браун 2002 , стр. 128–129.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 348.
- ^ «В офисе – Гоф Уитлэм» . Primeministers.naa.gov.au . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ Келли 1983 , с. 267.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 389.
- ^ Келли 1995 , стр. 109–110.
- ^ Келли 1995 , с. 112.
- ^ Рид 1976 , с. 377.
- ^ Рид 1976 , с. 372.
- ^ Рид 1976 , с. 376.
- ^ Фрейденберг 2009 , с. 390.
- ^ Рид 1976 , стр. 382–383.
- ^ Рид 1976 , стр. 386–387.
- ^ Келли 1995 , с. 215.
- ^ Келли 1995 , с. 217.
- ^ Келли 1995 , с. 225.
- ^ Рид 1976 , стр. 404–405.
- ^ Уитлам 1979 , с. 108.
- ^ Келли 1995 , с. 256.
- ^ Келли 1995 , стр. 256–257.
- ^ Келли 1983 , с. 295.
- ^ Келли 1983 , стр. 295–297.
- ^ Келли 1995 , стр. 269–273.
- ^ Келли 1995 , стр. 274–275.
- ^ Келли 1995 , с. 275.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Уоллес (2002), Десять премьер-министров: жизнь среди политиков , Longueville Books, ISBN 1-920681-04-3
- Коттон, Джеймс (2004), Восточный Тимор, Австралия и региональный порядок: вмешательство и его последствия в Юго-Восточной Азии , Routledge, ISBN 0-415-33580-9
- Данн, Джеймс (1996), Тимор: Преданный народ , Сидней: Австралийская радиовещательная корпорация, ISBN 0-7333-0537-7
- Фройденберг, Грэм (2009), Определенное величие: жизнь Гофа Уитлама в политике (переработанная редакция), Viking, ISBN 978-0-670-07375-7
- Хокинг, Дженни (2008), Гоф Уитлам: момент в истории , The Miegunyah Press, ISBN 978-0-522-85705-4
- Келли, Пол (1983), Увольнение , Angus & Robertson Publishers, ISBN 0-207-14860-0
- Келли, Пол (1995), ноябрь 1975 г. , Аллен и Анвин, ISBN 1-86373-987-4
- Ллойд, Клем (2008), «Эдвард Гоф Уитлам», в Граттане, Мишель (редактор), Премьер-министры Австралии (пересмотренная редакция), New Holland Publishers Pty Ltd., стр. 324–354
- Рид, Алан (1976), The Whitlam Venture , Hill of Content, ISBN 0-85572-079-4
- Уитлам, Гоф (1979), Правда в деле , Аллен Лейн, ISBN 0-7139-1291-Х