Глупость
Глупость – это недостаток ума , понимания , разума или остроумия , неспособность учиться. Оно может быть врожденным, предполагаемым или реактивным. Слово глупость происходит от латинского слова stupere . Глупые персонажи часто используются в комедийных целях в художественных рассказах. Уолтер Б. Питкин называл глупость «злом», но в более романтическом духе Уильям Блейк и Карл Юнг считали, что глупость может быть матерью мудрости .
Этимология
Корень слова глупый , [1] которое может служить прилагательным или существительным, происходит от латинского глагола stupere , означающего оцепенение или изумление, и связано со ступором . [2] В римской культуре тупусом называли профессионального падающего парня в театральных мимовах . [3]
Согласно онлайн-словарю Мерриама-Вебстера, слова «глупый» и «глупость» вошли в английский язык в 1541 году. С тех пор глупость имеет место наряду с « дурак », « идиот », « тупой », « дебил », и связанные с ним понятия как уничижительное средство для проступков, преднамеренных или случайных, вызванных отсутствием умственных способностей.
Определение
Глупость — это качество или состояние глупости, а также действие или идея, проявляющие свойства глупости. [4] В исследовании характера «Глупого человека», приписываемом греческому философу Теофрасту (ок. 371 – ок. 287 до н. э.), глупость определялась как «умственная медлительность в речи или действиях». Современное английское слово «глупый» имеет широкий спектр применения: от медлительности ума (указывающей на недостаток интеллекта, внимательности или разума), притупленности чувств или ощущений (вялость, бессмысленность, нечувствительность) или отсутствия интереса или смысла (вялость, бессмысленность, нечувствительность). досадно, раздражающе). Это может означать либо врожденную неспособность рассуждать, либо временное состояние оцепенения, либо медлительность.
В книге «Понимание глупости » Джеймс Ф. Уэллс определяет глупость следующим образом: «Этот термин можно использовать для обозначения менталитета, который считается информированным, обдуманным и неадаптивным». Уэллс отличает глупость от невежества ; где глупость означает, что человек должен знать, что действует в своих наихудших интересах, поскольку это должен быть выбор, а не вынужденное действие или случайность. Наконец, это требует, чтобы деятельность была неадаптивной, поскольку она отвечает наихудшим интересам действующего лица и делается специально для предотвращения адаптации к новым данным или существующим обстоятельствам». [5]
Измерение
Существуют различные тесты для измерения коэффициента интеллекта (IQ), а также тесты для измерения способностей , такие как обязательный общий классификационный тест Корпуса морской пехоты США (GCT) и армейский общий классификационный тест .
Исследователи Майкл Кляйн и Мэтью Кансиан сообщили о снижении способностей среди поступающих в Корпус морской пехоты с высшим образованием за последние 34 года, хотя этот эффект не наблюдался среди рядового населения в целом. [6]
Исследователи Майкл Дж. Макфарланд, Мэтт Э. Хауэр и Аарон Рубен сообщают, что люди, родившиеся между 1951 и 1980 годами, возможно, потеряли в среднем 2,6 балла IQ из-за воздействия этилированного бензина. [7]
Играю глупо
Эрик Берн описал игру «Глупый» как «тезис… «Я смеюсь вместе с вами над своей неуклюжестью и глупостью». [8] Он указывает, что у игрока есть преимущество в том, что он занижает ожидания других людей и тем самым уклоняется от ответственности и работы; но что он или она все равно может выстоять под давлением, как пресловутый глупый младший сын. [9]
Уилфред Бион считал, что психологическая проекция создает барьер на пути изучения чего-то нового и, следовательно, представляет собой собственную форму псевдоглупости. [10]
Интеллектуальная глупость
Отто Фенихель утверждал, что «немалый процент так называемого слабоумия оказывается псевдослабостью, обусловленной заторможенностью... Всякий интеллект начинает проявлять слабость, когда против него работают аффективные мотивы». [11] Он предполагает, что «люди становятся глупыми ad hoc , то есть когда они не хотят понимать, где понимание могло бы вызвать тревогу или чувство вины или поставить под угрозу существующее невротическое равновесие». [12]
Совершенно иным образом Дорис Лессинг утверждала, что «нет дурака лучше интеллектуала… своего рода умная глупость, выведенная из логической цепочки в голове и не имеющая ничего общего с опытом». [13]
Упорство в глупости
В романтической реакции на мудрость Просвещения возникло повышение ценности иррационального , глупого и глупого, как в изречении Уильяма Блейка о том, что «если дурак будет упорствовать в своей глупости, он станет мудрым»; [14] или убеждение Юнга , что «чтобы стать глупым, не требуется никакого искусства; все искусство заключается в извлечении мудрости из глупости. Глупость — мать мудрых, но ум — никогда». [15]
Точно так же Мишель Фуко что глупость необходима для того, чтобы воссоединиться с тем, что исключают наши четко сформулированные категории, чтобы вновь уловить инаковость различий утверждал , . [16]
Влияние
В своей книге «Краткое введение в историю глупости» (1932) Уолтер Б. Питкин предупреждает о влиянии глупых людей:
Глупость легко можно доказать как высшее социальное зло. Три фактора в совокупности определяют его как таковое. Прежде всего, число глупых людей легион. Во-вторых, большая часть власти в бизнесе, финансах, дипломатии и политике находится в руках более или менее глупых личностей. Наконец, высокие способности часто связаны с серьезной глупостью. [17]
Дитрих Бонхёффер назвал глупость «более опасным врагом добра, чем зла», поскольку от нее нет защиты: «Ни протест, ни сила не могут ее затронуть. Рассуждения бесполезны. Фактам, противоречащим личным предрассудкам, можно просто не верить». [18] Большая опасность глупости проявляется, когда она затрагивает большие группы. В более крупной группе «глупый человек также будет способен на любое зло и в то же время неспособен увидеть, что это зло». [18]
По мнению Карло Чиполлы, усилия глупых людей контрпродуктивны как в их собственных интересах, так и в интересах других. Он утверждает, что разумные люди не могут представить или понять неразумное поведение, делающее глупых людей опасными и вредными, даже потенциально более опасными, чем «бандит», действия которого, по крайней мере, имеют рациональную цель, а именно его выгоду. [19]
В комедии
Дурак или шут был центральным персонажем во многих комедиях . Алфорд и Алфорд обнаружили, что юмор, основанный на глупости, преобладал в «более сложных» обществах по сравнению с некоторыми другими формами юмора. [20] Некоторый анализ комедии Уильяма Шекспира показал, что его персонажи склонны занимать взаимопротиворечащие позиции; поскольку это подразумевает отсутствие тщательного анализа, это указывает на глупость с их стороны. [21]
Сегодня существует множество телевизионных шоу, демонстрирующих глупость, таких как «Симпсоны» . [22] Глупая комедия — это разновидность наивного и сумасшедшего юмора, типичным примером которого является актер Лесли Нильсен . [23] [24]
В фильме
«Глупость» — фильм 2003 года режиссёра Альберта Неренберга . [25] В нем представлены примеры и анализ глупости в современном обществе и средствах массовой информации, а также делается попытка «исследовать перспективу того, что умышленное невежество все чаще становится стратегией успеха в сфере политики и развлечений». [26]
«Идиократия» , фильм Майка Джаджа 2006 года, исследует антиутопическое будущее Америки, где человек со средним IQ подвергается криогенной заморозке и просыпается 500 лет спустя и обнаруживает, что человечество все больше зависит от технологий, созданных предыдущими поколениями, которые оно не поддерживает и не понимает должным образом. , регрессировал в интеллекте до стандартов умственной отсталости нынешней эпохи , и что он стал де-факто самым умным человеком на Земле. Американцы стали настолько глупыми, что обществу грозит голод и коллапс, и, по словам Пита Вондера Хаара из Film Threat , «...каждый смех сдерживается тревожным осознанием того, что видение [Джаджа] будущего человечества, возможно, не так уж далеко от истины. ." [27]
См. также
- Антиинтеллектуализм
- Пограничное интеллектуальное функционирование
- Ограниченная рациональность
- Отупление
- Дунциад
- Эффект Даннинга – Крюгера
- Дисрационалия
- Чрезвычайные популярные заблуждения и безумие толпы
- Гений
- Доверчивость
- бритва Хэнлона
- Иллюзорное превосходство
- Во славу глупости
- Интеллектуальная инвалидность
- Премия Пигаса
Ссылки
- ^ "глупый" . Мерриам-Вебстер . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ «ступор» . Мерриам-Вебстер . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ Ювенал: Шестнадцать сатир в переводе Питера Грина, «Пингвин», 1982, с. 126
- ^ «глупость» . Мерриам-Вебстер . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ Джеймс Ф. Уэллс, доктор философии. «Понимание глупости» . Архивировано из оригинала 24 августа 2011 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ Канциан, Мэтью Франклин; Кляйн, Майкл В. (2018). «Офицерские способности в добровольческих войсках». Вооруженные силы и общество . 44 (2): 219–237. дои : 10.1177/0095327X17695223 . S2CID 151459137 .
- ^ Макфарланд, Майкл Дж.; Хауэр, Мэтт Э.; Рубен, Аарон (2022). «Половина населения США подверглась воздействию неблагоприятных уровней свинца в раннем детстве» . ПНАС . 119 (11): e2118631119. Бибкод : 2022PNAS..11918631M . дои : 10.1073/pnas.2118631119 . ПМЦ 8931364 . ПМИД 35254913 .
- ^ Эрик Берн, Игры, в которые играют люди (Penguin, 1968), с. 138
- ^ Берн, стр. 138-9.
- ^ Салман Ахтар, Полный словарь психоанализа (2010) «Высокомерие»
- ^ Отто Фенихель, Психоаналитическая теория неврозов (Лондон, 1946), с. 180
- ^ Фенихель, с. 181
- ^ Дорис Лессинг, Под моей кожей (Лондон, 1994), с. 122
- ^ Уильям Блейк, Брак рая и ада (Лондон, 1927), с. 7
- ^ К.Г. Юнг, Алхимические исследования (1978), с. 180
- ^ Мишель Фуко, Язык, контрпамять, практика (1980), с. 188–90
- ^ Питкин, Уолтер Б. (1932). Краткое введение в историю глупости . Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 6. ОСЛК 530002 .
- ^ Jump up to: а б Питер Бернс (10 ноября 2021 г.). «Теория глупости Бонхёффера прекрасно объясняет мир» . Уроки истории . Проверено 28 января 2022 г.
- ^ Чиполла, Карло М. «Основные законы человеческой глупости» . Корпус колдовства. Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 года . Проверено 27 января 2022 г.
- ^ Финнеган Алфорд; Ричард Элфорд. Голокультурное исследование юмора. Этос 9 (2) , стр. 149–164.
- ^ Н. Фрай. Естественная перспектива: развитие шекспировской комедии и романтики. Издательство Колумбийского университета, 1995.
- ^ Р. Хоббс. «Симпсоны встречают Марка Твена: анализ популярных медиатекстов на уроке». Английский журнал, 1998.
- ^ Канадская пресса (29 ноября 2010 г.). « Актер «Голого пистолета» Лесли Нильсен умирает в больнице Флориды в возрасте 84 лет» . CP24 – Последние новости Торонто . Белл Медиа . Проверено 22 июня 2012 г.
Огромное сердце и жестокий интеллект Лесли определяли юмористическую комедию, и он был ее бесспорным мастером.
[ постоянная мертвая ссылка ] – Пол Гросс . - ^ Еще раз в колодец дурацкой комедии , New York Times.
- ^ «Глупость» . IMDB.com . Проверено 17 июня 2011 г.
- ^ «Глупость (2003)» . rottentomatoes.com . Проверено 17 июня 2011 г.
- ^ «Идиократия (2006)» . rottentomatoes.com . Проверено 24 июля 2017 г.
Дальнейшее чтение
- Авиталь Ронелл (2002). Глупость . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-07127-0 .
- Алиса фон Хильдебранд (29 января 2008 г.). «Когда глупость является грехом?» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Эдмунд Берглер (1998). Талант к глупости: психология неумелого, некомпетентного и неэффективного . Международные университеты. ISBN 978-0-8236-6345-3 .
- Л. Левенфельд (1909). «О глупости: взгляд на области человеческой неадекватности» (на немецком языке).
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Пол Табори (1962). Естественная наука о глупости . Прентис-Холл Интернэшнл.
- Стивен Дж. Бартлетт (2005). «Моральный интеллект и патология человеческой глупости». Патология человека: исследование человеческого зла . КК Томас. ISBN 978-0-398-07557-6 .
- Уильям Б. Хельмрайх (2011). О чем я думал? Глупые поступки, которые мы делаем, и как их избежать . Тейлор. ISBN 978-1589795976 .
- Джанкарло Ливраги (2009). Сила глупости . Пескара: Монти и Амброзини. ISBN 978-88-89479-15-5 .
- Роберт Дж. Штернберг, изд. (2003). Почему умные люди могут быть такими глупыми . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10170-6 .
- Стивен Гринспен (2008). «Глупые действия взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями: забытая проблема неосведомленности о риске». В Ларейн Мастерс Глидден (ред.). Международный обзор исследований умственной отсталости . Том. 36. Академическая пресса. ISBN 978-0-12-374476-0 .
- Джеймс Ф. Уэллс (1988). История глупости: история западного идиотизма со времен Греции до наших дней . Маунт Плезант Пресс. ISBN 978-0961772918 .
Внешние ссылки
- «Неквалифицированный и неосведомленный об этом: как трудности с признанием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» Авторы получили Шнобелевскую премию 2000 года по психологии .
- «Теория организаций, основанная на глупости» , опубликованная в « Журнале исследований менеджмента».