Ktav Stam
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2019 г. ) |
Ктав Стам ( иврит : כְּתַב־סְתָ״ם ) — это особое еврейское традиционное письмо, которым священные свитки ( Сифрей Кодеш ), тфилин и мезузот пишутся . Стам — это еврейская аббревиатура , обозначающая эти писания, на что указывает гершаим ( ״ ) знак препинания. Того, кто пишет такие статьи, называют софер стам . Письмо делается с помощью пера и чернил (известных как Д'йо ) на специальном пергаменте, называемом клаф . Существуют две основные традиции формирования букв: Ктав ха-Ашкенази и Ктав ха-Сефарди , однако различия между ними незначительны.
Пергамент
[ редактировать ]Клаф — это материал, на котором софер пишет некоторые еврейские литургические и ритуальные документы, кошерная форма пергамента или пергамента. Писчий материал может быть изготовлен из специально подготовленной кожи кошерного животного – козы, крупного рогатого скота или оленя. Шкура может состоять из:
- Гевиль шкура ; , целая, неразделенная
- Клаф ( קלף ), внешний, волосатый слой; или
- Duchsustus (דוכסוסטוסДухсуст
только гевиль и клаф Для священных писаний можно использовать . Duchsustus не допускается. Однако duchsustus используется для написания мезузы .
Пишущее устройство ( кулмус )
[ редактировать ]Кульмус ) — ( קולמוס это перо или тростник, используемый для письма. Первоначальный источник слова происходит от греческого каламос ( κᾰ́λᾰμος ). Перья нужно получить от крупной птицы и сегодня для этой цели чаще всего используют перья индеек. Однако ведутся споры о том, следует ли получать перья от кошерных видов птиц или нет.
Чернила ( дейо )
[ редактировать ]Специальные чернила, приготовленные для письма, называются д'йо ( דיו ). Маймонид писал, что д'йо готовят следующим образом:
Собирают копоть масел, дегтя, воска и т. п. и смешивают ее с соком дерева и каплей меда. Его обильно смачивают, измельчают до формирования лепешек, сушат, а затем хранят. Когда кто-то хочет писать им, он пропитывает его соком галлового ореха или чем-то подобным и пишет им. Таким образом, если кто-то попытается стереть это, он сможет это сделать. Это чернила, которыми предпочтительнее писать свитки, тфилин и мезузот. Однако, если кто-то написал какое-либо из трех соком галлового ореха или купоросом, который остается, не стираясь, это приемлемо. [1]
Сиртут
[ редактировать ]Сиртут ( שרטוט ) — это прямые линии, которые софер по закону Торы должен выгравировать на клафе . Обязанность в первую очередь касается Сифрей Торы, Мезузы и Мегилы, однако есть и те, кто так же привык класть сиртут на Арба Паршиет для тфилина . Это помогает соферу писать аккуратными прямыми линиями.
Духовное отношение
[ редактировать ]Каждый аспект процесса должен быть сделан лишма ( לשמה ), то есть ради самого себя, с чистыми мотивами. Софер Божественных также должен быть особенно сконцентрирован на написании любого из Имен . Во многих моментах процесса он вынужден вербализовать тот факт, что он выполняет свое действие лишма .
Форма букв
[ редактировать ]Ктав Ашури — единственная допустимая письменность на иврите, однако за столетия в изгнании возникли некоторые незначительные вариации. Двумя основными традициями являются Ктав ха-Ашкенази и Ктав ха-Сефарди .
Ктав Ашкенази делится на две категории:
Ктав Сефарди (также известный как Велиш ) – это стандарт, используемый евреями-мизрахи и йеменскими евреями .
Засечки ( взято )
[ редактировать ]Тагин (или таггин ; иврит и арамейский : תגין , пение. תג , тег ; также иврит: кетер , כתר , мн. כתרים , ктарим ) — это отдельные короноподобные засечки , прикрепленные к буквам. При отсутствии тагина запись не признается недействительной. По словам рабби Акивы в Талмуде , не только можно чему-то научиться из каждой буквы Торы, но также можно чему-то научиться из расположения тагина . О письмах 3, 7, 9, 9, 1, 2, 4 есть три тагина , на буквах ב, ד, ה, ח, י, ק есть одна метка , и на буквах A, F, C, L, M, S, F, R, T их нет.
Ошибки
[ редактировать ]Некоторые ошибки неизбежны в процессе производства. Если ошибка связана со словом, отличным от Божественного Имени, ошибочную букву можно удалить из свитка, соскребая ее со свитка острым предметом. Если Божественное Имя написано по ошибке, то всю страницу, если она написана в Торе, необходимо вырезать из свитка и добавить новую страницу, а страницу написать заново с начала. Новая страница вшивается в свиток, чтобы сохранить непрерывность документа. К старой странице относятся с должным уважением: ее либо хоронят, либо с уважением хранят , а не уничтожают или выбрасывают иным образом. В тфилине и мезузоте все буквы, слова и парашот необходимо писать в том порядке, в котором они приведены в Торе. В любом из парашотов, если обнаружена ошибка или недействительная буква, либо после завершения написания обнаружена пропущенная буква, остальную часть документа необходимо стереть с конца до самой ошибки, чтобы исправить ее. , и напишите его заново.