Ауд Глубокомыслящий (Кетилсдоттир)
Ауд Глубокомыслящий ( древнеисландский : Auðr djúpúðga Ketilsdóttir [ ˈɔuðz̠ ˈdjuːpˌuːðɣɑ ˈketelsˌdoːtez̠] ; современный исландский Auðr djúpúðga Ketilsdóttir [ˈœyːð ʏr ˈtjuːpˌuðɣa ˈcʰɛːtɪlsˌtouhtɪr̥ ), также известный как : Унн, Ауд Кетилсдаттер или Уннур Кетилсдоттир, был поселенцем 9-го века во время Возраст заселения Исландии . Основным источником информации о ее жизни в Исландии является Стурлы Тордарсона » «Ланднамабук ; Сага о Лаксдале , которая называет ее Унн, дает разные сведения, но имеет больше информации о ее биографии, и она также фигурирует в нескольких других сагах, включая сагу о Ньяле , сагу об Эйрбиггье , сагу об Эйриксе и сагу о Греттисе .
Биография
[ редактировать ]Ауд была второй дочерью Кетилла Плосконосого , норвежского херсира , и Ингвида Кетилсдоттира, дочери Кетилла Везера, херсира из Рингерике . Она вышла замуж за Олафа Белого ( Олейфа ), сына короля Ингьяльда, который назвал себя королем Дублина после путешествия в Британию , а затем завоевания графства Дублин . У них родился сын по имени Торстейн Рыжий . После того как Олейф был убит в бою в Ирландии, Ауд и Торстейн отправились на Гебриды . Торстейн женился там и имел шесть дочерей и одного сына. Он также стал великим королем-воином, завоевавшим северную Шотландию; однако он был убит в бою после того, как его предал свой народ. [ 1 ] [ 2 ]

Узнав о смерти Торстейна, Ауд, находившийся тогда в Кейтнессе , заказал постройку кнарра — корабля, использовавшегося в эпоху викингов для путешествий по Атлантике. По неизвестным причинам она тайно построила его в лесу. С несколькими выжившими родственниками на борту она направила корабль на Оркнейские острова , где выдала замуж одну из своих внучек, Гроа, затем на Фарерские острова , где выдала замуж другую внучку, Олёфа, а затем, наконец, в район Брейдафьордура в Исландии. где жил ее брат Бьёрн. Она привезла с собой в Исландию внука Олафа Фейлана . [ 3 ] [ 4 ] На корабле находилась команда из двадцати человек, а также перевозились рабы , люди, попавшие в плен во время набегов викингов вблизи и вокруг Британских островов. Когда Ауд прибыла в западный регион Исландии , она потребовала для своей семьи всю землю в Даласисле между реками Догурдара и Скрамухлаупса и дала рабам свободу (сделав их вольноотпущенниками со статусом между рабом и свободным). Она дала и членам экипажа, и вольноотпущенникам землю, чтобы они могли заниматься сельским хозяйством и зарабатывать на жизнь. Одному из вольноотпущенников, Вифилу, был отдан Вифилсдал, часть Хваммур-и-Дёлум , области, в которой поселился Ауд. [ 5 ] [ 6 ]

В отличие от большинства первых исландских поселенцев, Ауд был крещеным христианином . Она установила кресты в холмистой местности, куда часто ходила молиться, и которая стала известна как Кроссхолар («перекрестные холмы»). [ 7 ] [ 8 ] Согласно «Ланднамабоку» , который называет ее Ауд Глубоко Богатой ( Audr in djúpauðga ), она умерла на третью ночь пира, который она устроила в качестве прощального и который она просила присутствующих продолжать еще три ночи, пока она просыпается, и она была похоронена в приливной зоне , потому что не было освященного кладбища, на котором ее можно было бы похоронить. [ 9 ] Сага о Лаксдале , однако, называет ее Унн Глубокомыслящей ( Unnr in djúpúðga ) и изображает ее как языческую женщину, известную своей мудростью; по его словам, она умерла во время свадебного пира внука и была похоронена на корабле . [ 10 ] [ 11 ]
Ауд обладала необычной для женщины силой и авторитетом и успешно спасла себя, своих внуков и значительное богатство от катастрофической ситуации. [ 12 ] хотя изучение различных рассказов о правителях-воинах по имени Олаф позволяет предположить, что Олаф Белый, возможно, не был убит в Ирландии, а вернулся в Норвегию в 871 году, чтобы восстановить контроль над королевством своего отца. [ 13 ] Ее история также демонстрирует, что Исландию заселили не только норвежцы благородного происхождения, но и выходцы из Шотландии и северных островов, в том числе викинги. Национальный музей Исландии содержит коллекцию несколько потертых полукруглых брошей и булавок несомненного кельтского происхождения девятого и десятого веков, которые хорошо вписываются в контекст гебридских норвежцев-гаэлей . [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Многие выдающиеся исландцы средневековья происходили от Ауд через ее внука и нескольких внучек, в частности Стурлунгов , родовое поместье которых находилось в ее бывшей резиденции Хваммур. [ 11 ] В XVIII и XIX веках она стала известна как национальная праматерь; в 18 веке ее восхваляли в произведениях, основанных на саге о Лаксдале, таких как стихотворение Тюрфингура Финнссона «Laxdælakappakpakvæði», а в 1828 году Йон Йонссон Лангур записал приписываемую ей молитву. [ 15 ] 8 августа 1965 года в Кроссхолаборге как памятник ей был установлен крест с надписью прохода из Ланднамабука . [ 8 ] [ 11 ]
Ауд — главный герой трилогии романов исландского писателя Вильборга Давидсдоттира : Auður (2009), Vígroði (2010) и Blóðug jörð (2017). [ 15 ] [ 16 ] Свободно основанная Ауд, также дочь Кетилла Плосконосого и участвовавшая в заселении Исландии , изображается Лией Макнамарой в 5-м сезоне исторического драматического телесериала « Викинги» (2013). [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ланднамбок ( Стурлубук ), гл. 11, 36.
- ^ Сага о Лаксдале , гл. 1.
- ^ Ланднамбок ( Стурлубук ), гл. 36.
- ^ Сага о Лаксдале , гл. 4–6.
- ^ Ланднамбок ( Стурлубук ), гл. 38.
- ^ « Аур Глубокомыслящий (Поселение Даласисла) Эйриксстадир Хаукадал» . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Ланднамбок ( Стурлубук ), гл. 37.
- ^ Jump up to: а б « Кроссхолаборг (Далабигд) Эйрикстадир Хаукадал» . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Ланднамбок ( Стурлубук ), гл. 40.
- ^ Сага о насосе для лосося, гл. 7.
- ^ Jump up to: а б с Ванхерпен, Софи (2017). «В поисках матери-основательницы: дело Аур Джупаудги в Стурлубоке ». Вклад Амстердама в старые исследования немецкого языка . 77 (3–4): 559–83. дои : 10.1163/18756719-12340092 .
- ^ Йохенс, Дженни (1995). Женщины в древнескандинавском обществе . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. п. 62. ИСБН 978-0801485206 .
- ^ Смит, Альфред П. (2010) [1984]. Военачальники и святые: Шотландия, 80–1000 гг. н.э. Издательство Эдинбургского университета. стр. 158–61.
- ^ Смит, стр. 163, 165.
- ^ Jump up to: а б Ванхерпен, Софи (2020). «Загробная жизнь исландской «праматери всех нас»: Auðr djúpauðga и создание культурной памяти». Скандинавско-канадские исследования / Etudes scandinaves au Canada . 28 : 231–59.
- ^ «Книги» . Писатель Вильборг Давидсдоттир (на исландском языке) . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Хоутон, Рианна; Робинсон, Эбби (5 ноября 2021 г.). «Звезда «Викингов» объясняет, почему судьба персонажа «имела много смысла» » . Цифровой шпион . Проверено 2 апреля 2022 г.
Другие источники
[ редактировать ]- Кроуфорд, Барбара (1987) Скандинавская Шотландия (издательство Лестерского университета) ISBN 978-0718512828
- Джонс, Гвин (1984) История викингов (Лондон: Oxford Univ. Press) ISBN 978-0192801340
- Леон, Вики (1998) Возмутительные женщины средневековья (Джон Уайли и сыновья) ISBN 0-471-17004-6
- Сигурдссон, Гисли (2004) Средневековая исландская сага и устная традиция: беседа о методе (Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета) ISBN 978-0674014572
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Наоми Митчисон (1955) Земля, которую нашли вороны (Коллинз) ОСЛК 476331016
- Вилборг Давидсдоттир (2009) Богатство (язык и культура) ISBN 978-9-97-9330950