Луисеньо
Общая численность населения | |
---|---|
2500 (включая жителей Аячмема) [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Соединенные Штаты ( Калифорния ) | |
Языки | |
Английский и испанский , ранее Луисеньо | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Хуаненьо , [ 2 ] Купеньо , Кауилья , Серрано , Габриэлино-Тонгва , Кумеяай и Чемеуеви. [ 3 ] |
Луисеньо Пайомкавичум или — коренные жители Калифорнии , которые во время первых контактов с испанцами в 16 веке населяли прибрежную зону южной Калифорнии, расположенную в 50 милях (80 км) от современной южной части От округа Лос-Анджелес до северной части округа Сан-Диего и вглубь страны на 30 миль (48 км). На языке луисеньо люди называют себя Пайомкавичум (также пишется Пайомковишум ), что означает «Люди Запада». [ 3 ] После создания Миссии Сан-Луис-Рей-де-Франсия (Миссия короля Франции Святого Людовика) [ 4 ] «Испанские миссионеры стали называть Пайомкавичум Сан-Луисеньос, а позже просто Луисеньос из-за их близости к этой миссии Сан-Луис-Рей. [ 5 ]
Сегодня в южной Калифорнии проживают шесть признанных на федеральном уровне племен групп Луисеньо, причем все они имеют оговорки. Другая организованная группа не признана на федеральном уровне .
История
[ редактировать ]До колонизации
[ редактировать ]Пайомкавичум успешно использовали ряд природных ресурсов для производства еды и одежды. У них была тесная связь с окружающей их природой. Они использовали многие местные растения, собирая множество видов семян, ягод, орехов, фруктов и овощей для разнообразного и питательного рациона. На этой земле также обитало множество различных видов животных, на которых люди охотились ради дичи и шкур. Охотники ловили антилоп, рысей, оленей, лосей, лисиц, мышей, пум, кроликов, лесных крыс, речных выдр, сусликов и самых разных насекомых. [ 6 ] Луисеньо использовали токсины, выщелоченные из орехов калифорнийского конского каштана, чтобы одурманить рыбу и выловить ее в горных ручьях. [ 7 ]
Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. В 1920-х годах А. Л. Кребер оценил численность населения Луисеньо (включая Хуаненьо) в 1770 году в 4 000–5 000 человек; он оценил численность населения в 1910 году в 500 человек. [ 8 ] Историк Рэймонд К. Уайт в своей работе 1960-х годов предложил историческую численность населения в 10 000 человек. [ 9 ] Пабло Так , родившийся в 1820 году, записал, «возможно, из устной истории и официальных отчетов», что до прибытия испанцев на территории Пайомкавичума проживало около пяти тысяч человек. [ 10 ]
Период миссии
[ редактировать ]Первые испанские миссии были созданы в Калифорнии в 1769 году. В течение почти 30 лет Пайомкавичум, «живший на автономных территориях на горах и прибрежных долинах» в западном регионе своей традиционной территории, «был свидетелем постоянных вторжений караванов, двигавшихся на север». и на юг через их землю на Эль-Камино-Реал ». [ 10 ]
Испанские миссионеры основали миссию Сан-Луис-Рей-де-Франсия полностью в границах территории Пайомкавичума в 1798 году. Известная как «Король миссий», она была основана 13 июня 1798 года отцом Фермином Франсиско де Ласуэном и располагалась на территории нынешней территории. Оушенсайд, Калифорния , в северном округе Сан-Диего . Это был Первый военный округ Испании .
Мексиканский период
[ редактировать ]Мексиканская империя взяла на себя владение землями Пайомкавичума после победы над Испанией в войне за независимость Мексики в 1821 году. В следующем году мексиканские войска конфисковали все прибрежные земли у Пайомкавичума в 1822 году, предоставив большую часть земель мексиканским поселенцам, которые стали известны как калифорнийцы. , для освоения земель для сельского хозяйства.
Мексикано-американская война
[ редактировать ]Пайомкавичум не принимал активного участия в войне, но стал жертвой насилия после битвы при Сан-Паскуале . Одиннадцать калифорнийских улан, участвовавших в битве, прибыли на ранчо Паума и украли лошадей у банды Паума Луисено . Банда Паума задержала воров и попыталась наказать их, а сначала отпустила с предупреждением. Однако присутствовавший на суде американец успешно убедил Луисеньо казнить их, что привело к казни всех калифорнийских воров, известных калифорнийцам как резня в Пауме .
Новость о казни дошла до мексиканского генерала Хосе Марии Флореса в Лос-Анджелесе . Он послал мексиканские войска под командованием Хосе дель Кармена Луго в отместку, чтобы казнить вождей, ответственных за казнь калифорнийцев. По пути Луго встретился с группой Кауильи во главе с Кусвутной (Хуан Антонио) , которые решили объединить силы для нападения на своего соперника Пайомкавичума. Новости о наступлении достигли Темекулы , что заставило Пайомкавичум спрятаться в близлежащих пещерах и каньонах. Союзные войска заняли возвышенность на лугах, и войска Пайомкавичума бросились вверх по холму, чтобы встретить их, что привело к резне в Темекуле . В битве погибло более 100 Темекула Пайомкавичум, и Пайомкавичум потерпели поражение. Захваченные солдаты были переданы Кауилье, которые казнили всех пленников. Мормонский батальон позже достиг Темекулы и позволил выжившим похоронить своих мертвецов. [ 11 ]
Американский период
[ редактировать ]После войны лидеры Пайомкавичума вступили в переговоры о подписании Темекульского договора и Сан-Луис-Рейского договора о защите своих земель, но договоры остались нератифицированными. После принятия штата Калифорния штат разрешил белым американцам налагать подневольное состояние на коренных калифорнийцев в соответствии с Законом об управлении и защите индейцев. [ 11 ]
В 1875 году президент Улисс С. Грант разрешил создать в этом районе резервации. В том же году штат Калифорния выселил Пайомкавичум в долине Темекула и передал его американским владельцам ранчо. [ 12 ] было разрешено создание еще одного раунда резерваций В 1882 году при президенте Честере А. Артуре после того, как были раскрыты подробности схемы выселения Темекулы.
Были созданы программы школ-интернатов, чтобы ассимилировать Пайомкавичум с подчинением и американской культурой, дети которых были зачислены в индейскую школу Шермана в Риверсайде. Банды Паума, Пала и Ринкон подали в суд на право записывать своих детей в местные школы. [ 13 ]
Драгоценные камни были обнаружены в резервации Пала в 1890-х годах при добыче розового турмалина , пегматита и морганитового берилла (последний стал первым открытием драгоценного камня такого рода). Розовый турмалин быстро стал основным предметом экспорта, поскольку в 1902 году вдовствующая императрица Цыси из династии Цин высоко оценила этот драгоценный камень, который стал основным предметом экспорта племени до 1911 года, когда вдовствующая женщина умерла. [ 14 ]
Пайомкавичумам было разрешено заниматься азартными играми в своих резервациях после их легализации в 1980-х годах, что позволило им открыть несколько казино в своих резервациях в 2000-х годах, включая, помимо прочего, Pala Casino Resort and Spa (2000) , Pechanga Resort & Казино (2002 г.) и Harrah's Resort Southern California (2004 г.) . Это вновь обретенное богатство также позволило Pechanga Band приобрести права на название спортивной арены Сан-Диего, теперь известной как Pechanga Arena.
Во время лесных пожаров в Калифорнии в октябре 2007 года пожар Пумача опустошил индейскую резервацию Ла-Хойя , уничтожив 92% территории резервации. Агентства штата и федеральные агентства предоставили помощь для восстановления объектов племени, и жители племени смогли вернуться в резервацию к концу следующего года.
Язык
[ редактировать ]Язык луисеньо принадлежит к купанской группе такических языков , входящей в основную юто-ацтекскую языковую семью. [ 15 ] На этом языке говорят от 30 до 40 человек. В некоторых независимых группах люди изучают язык, составляются материалы по сохранению языка, а певцы поют традиционные песни на этом языке. [ 2 ] Пабло Так, родившийся в Сан-Луис-Рей в 1822 году, разработал письменную форму языка Луисеньо посредством «изучения латинской грамматики и испанского языка», работая «среди ученых-международников в Риме». Хотя Таку пришлось соответствовать «латинским грамматическим конструкциям, его выбор слов и его повествовательная форма, а также его постоянный перевод между Луисеньо и испанским языком, создают основу для коренных народов для понимания Луисеньо». [ 10 ]
Группы
[ редактировать ]Сегодня люди луисеньо зачислены в следующие признанные племена и одно непризнанное племя:
Бронирование | Расположение | Связанная деревня(и) | Политическое признание [ 16 ] | Население | Площадь в милях 2 (км 2 ) [ 17 ] | Включает | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Земля | Вода | Общий | ||||||
Группа индейцев Луисеньо Ла-Хойя | Округ Сан-Диего | Хуйюлькум
Тааханашпа |
федеральный; 1875 г. | 476 | 13.50 (34.96) | 0 | 13.50 (34.96) | нет |
Группа Пала индейцев Луисено | Округ Сан-Диего | Она горела | федеральный; 1903 год | 1,315 | 20.35 (52.71) | 0 | 20.35 (52.71) | нет |
Группа Паума индейцев Луисено | Округ Сан-Диего | Паавма | федеральный; 1882 г. | 206 | 9.36 (24.25) | 0 | 9.36 (24.25) | нет |
Группа печанга индейцев луисеньо | Округ Риверсайд | Пичаанг | федеральный; 1882 г. | 346 | 7.01 (18.16) | 0.0024 (0.0061) | 7.02 (18.17) | нет |
Группа ринкон индейцев луисеньо | Округ Сан-Диего | Васша | федеральный; 1875 г. | 1,215 | 6.16 (15.96) | 0 | 6.16 (15.96) | да |
Группа Собоба индейцев Луисено | Округ Риверсайд | Шувоова | федеральный; 1883 г. | 482 | 10.62 (27.50) | 0.19 (0.48) | 10.80 (27.97) | да |
Группа индейцев-миссионеров Сан-Луис-Рей | Округ Сан-Диего | Кииш | Муниципальный ( город Оушенсайд ); 2018 год [ 18 ] | |||||
BIA . Процесс федерального признания [ 19 ] |
Деревни
[ редактировать ]Округ Риверсайд
[ редактировать ]- 'вдали, на верхнем рукаве реки Санта-Маргарита
- Ава, Агуанга
- Чавимаи, Лос-Дуразнос, долина Кауилья
- Хурумпа, к западу от Риверсайда
- Меекса, на реке Санта-Маргарита к северо-западу от Темекулы.
- Пави, теплая весна в центре деревни в долине Кауилья
- Пааячи, на озере Эльсинор.
- Пичанг, Печанга
- Шувоу-Шувоова, к востоку от Сан-Хасинто Собоба
- Поехали, к истоку реки Святой Маргариты.
- Темеку, к востоку от Темекулы
Округ Сан-Диего
[ редактировать ]- Ахууя, недалеко от верхнего течения реки Сан-Луис-Рей.
- 'акипа, недалеко от Кахпы
- 'алапи, Сан-Паскуаль к югу от среднего течения реки Сан-Луис-Рей.
- Хуйюлькум, в верховьях реки Сан-Луис-Рей.
- 'айкаймай, недалеко от миссии Сан-Луис-Рей
- Каспа, в среднем течении реки Сан-Луис-Рей.
- Катукту, между реками Санта-Маргарита и Сан-Луис-Рей, к северу от Сан-Луис-Рей.
- Кеиш, Кеш, к югу от миссии Сан-Луис-Рей.
- Кевев, в верховьях реки Сан-Луис-Рей.
- Коолу, недалеко от верхнего течения реки Сан-Луис-Рей.
- Кууки, в верховьях реки Сан-Луис-Рей.
- Кваалам, в нижнем течении реки Сан-Луис-Рей.
- Малаамай, к северо-востоку от Палы
- Mixéelum pompáwvo, недалеко от Эскондидо
- Нгорива
- Паааав, недалеко от горы Тай Паломар
- Примечание и лопата
- Палимай, на побережье между Буэна-Виста и ручьями Агуа-Хедионда, Карловы Вары.
- Панакаре, к северу от Эскондидо
- Паашуку, недалеко от истоков реки Сан-Луис-Рей.
- Паавма, к востоку от Пала Паума
- Почоориву, в верховьях реки Сан-Луис-Рей.
- Суомай, к югу от среднего течения реки Сан-Луис-Рей.
- Шакишмай (Луисеньо или Диегеньо), на границе между двумя народами.
- Шиикапа, Паломар, к западу от Эскондидо
- Такспа, Ла-Хойя
- Таквиш пошаппила, к востоку от горы Паломар.
- Да, недалеко от горы Паломар.
- Тапа'май, к северу от Катукту
- Томкав, к западу от Палы
- 'Ушмай, в Лас Флорес
- Ваксавмай, Гуахоме, на реке Сан-Луис-Рей над Сан-Луис-Рей
- Вийойя, в устье реки Сан-Луис-Рей.
- Ист-Сент-Луис Кинг
- Васха, Ринкон, недалеко от верхнего течения реки Сан-Луис-Рей.
- Ями, недалеко от Хуюлкума [ 20 ]
Известный Луисеньос
[ редактировать ]- Ричард Ли Багби (1948–2023), хранитель культуры и преподаватель этноботаники. [ 21 ]
- Пит Калак (1892–1968), футболист [ 22 ]
- Фредди Эррера, музыкант [ 22 ]
- Скай Хопинка (р. 1984), художник и кинорежиссер.
- Джеймс Луна (1950–2018), художник-перформанс [ 22 ]
- Прекрасный Ва Ва Калачо Нуньес (1888–1972), художник [ 23 ]
- Джейми Окума (р. 1977), художник по бисероплетению, модельер. [ 22 ]
- Джоэли Праудфит (р. 1968–1969), профессор и консультант по СМИ [ 24 ] [ 25 ]
- Фриц Шольдер (1937–2005), художник и скульптор. [ 22 ]
- Рут-Энн Торн (р. 1965), арт-дилер, режиссер-документалист [ 22 ]
- Пабло Так (1822–1841), ученый [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Луисеньо язык
- Традиционные рассказы Луисеньо
- Миссия индейцев
- Резня в Пауме
- Резня в Темекуле
- Военный корабль США Луисено (ATF-156)
- Кумеяайский народ
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ «Калифорнийские индейцы и их резервации: P. Архивировано 10 января 2010 г. в Wayback Machine библиотеке и информационном доступе SDSU. (получено 18 июля 2010 г.)
- ^ Jump up to: а б Хинтон 1994 , стр. 28–9.
- ^ Jump up to: а б Крутамель, С. Дж. «Этноботаника Луизианы». Паломарский колледж. 2009 г. (получено 11 апреля 2021 г.)
- ^ Притцкер 2000 , с. 129
- ^ «История » луисеньо Группа печанга индейцев Получено 27 . июня
- ^ Дж. С. Уильямс, 2003 г.
- ^ К.М. Хоган, 2008 г.
- ^ Кребер 1925 , стр. 649, 883.
- ^ Уайт 1963 , стр. 117, 119.
- ^ Jump up to: а б с Так, Пабло (2011). Пабло Так, ученый из числа коренных народов: статьи о языке луисеньо и колониальной истории, ок. 1840 год . Издательство Калифорнийского университета. стр. 4–5. ISBN 978-0-520-26189-1 .
- ^ Jump up to: а б "Группа индейцев луисеньо печанга - ИСТОРИЯ " www.pechanga-nsn.gov . Получено 3 августа ,
- ^ «Отряд печанга индейцев луисеньо - выселение Темекулы » www.pechanga-nsn.gov . Получено 3 августа ,
- ^ «Эпоха интерната» . Племя Паума . 19 апреля 2019 года . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ «Горнодобывающий район Пала, округ Сан-Диего, Калифорния, США» . www.mindat.org . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Притцкер 2000 , с. 130
- ^ «Уведомление Министерства внутренних дел, Бюро по делам индейцев 145A2100DD/A0T500000.000000/AAK3000000: Индийские организации, признанные и имеющие право на получение услуг от Бюро США по делам индейцев». Федеральный реестр, январь 2015 г. (PDF) . Федеральный реестр . Том. 80. Государственное издательство . 14 января 2015 г. стр. 1942–1948. OCLC 1768512 . Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Сайт переписи населения США» . Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Нельсон, Саманта (5 декабря 2018 г.). «Оушенсайд признает группу индейцев-миссионеров Сан-Луис-Рей» . Группа прибрежных новостей . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Чилкот, Оливия Мишель (2017). Процесс и люди: федеральное признание в Калифорнии, индейская идентичность и группа индейцев-миссионеров Сан-Луис-Рей (докторская диссертация). Калифорнийский университет, Беркли.
- ^ Суонтон, Джон Р. (1953). Индейские племена Северной Америки – Калифорния . Бюллетень Бюро американской этнологии. Том. 145 . Проверено 4 сентября 2012 г.
- ^ Роббинс, Элеонора (зима 2023 г.). «Ричард Багби: 1948 г. – 15 октября 2023 г.». Новости из родной Калифорнии . 37 (2): 39.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Знаменитый Луисеньо» .
- ^ Хоган, Линда (1981). «Обзор женщины-духа: дневники и картины Бониты Ва Ва Калачо Нуньес» . Frontiers: Журнал женских исследований . 6 (3): 126–127. дои : 10.2307/3346226 . ISSN 0160-9009 . JSTOR 3346226 .
- ^ Gazette, ДЖЕЙМС ФОЛМЕР, Record (17 августа 2017 г.). «Гала-концерт Dragonfly Gala посвящен выдающимся женщинам американских индейцев» . Запрет Record Gazette . Проверено 25 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Центр поддержки суверенитета и культуры» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . 19 ноября 2017 года . Проверено 25 июня 2024 г.
- Цитируемые работы
- Хинтон, Линн (1994). Флейты огня: очерки языков индейцев Калифорнии . Беркли: Книги расцвета. ISBN 0-930588-62-2 .
- Хоган, К. Майкл (2008). Стромберг, Н. (ред.). Эскулюс калифорнийский .
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - Кребер, А.Л. (1925). Справочник индейцев Калифорнии . Вашингтон, округ Колумбия: Бюллетень Бюро американской этнологии.
- Притцкер, Барри М. (2000). Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513877-1 .
- Уайт, Раймонд К. (1963). «Социальная организация Луисено». Публикации Калифорнийского университета по американской археологии и этнологии . Том. 48. стр. 91–194.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бин, Лоуэлл Джон и Шипек, Флоренс К. (1978) «Луисеньо», в Калифорнии , изд. Роберт Ф. Хейзер, том. 8, Справочник североамериканских индейцев (Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, стр. 550–563.
- Дюбуа, Констанс Годдар. 1904–1906. «Мифология индейцев-миссионеров: Мифология индейцев луисеньо и диегеньо Южной Калифорнии», в Журнале Американского фольклорного общества , Vol. XVII, № LXVI. стр. 185–8 [1904]; Том. XIX. № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. стр. 145–64. [1906].
- Спаркман, Филип Стедман (1908). Культура индейцев Луисено . Университетское издательство . Проверено 24 августа 2012 г.
- Кребер, Альфред Луи ; Филип Стедман Спаркман; Томас Талбот Уотерман; Констанс Годдард Дюбуа; Хосе Франциско из Паулы Сеньян; Винсент Фрэнсис Сарри (1910). Религия индейцев луисеньо Южной Калифорнии Университетское издательство . Получено 24 августа . Объем
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт группы собоба индейцев луисеньо
- Группа печанга индейцев луисеньо
- Мифология индейцев-миссионеров Дюбуа, 1904–1906 гг.
- Официальный сайт группы Сан-Луис-Рей индейцев Луисено
- Ага, Мариса (18 марта 2012 г.). «Сохранение языка помогает студентам из числа американских индейцев продолжать учебу в колледже» . Сакраменто Би . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 года . Проверено 8 августа 2012 г.