Кумеяай
Общая численность населения | |
---|---|
По состоянию на 1990 год в резервациях находилось 1200 человек; 2000 вне резервации [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
| |
Языки | |
Ипай , Кумеяай , Типай , английский и испанский. | |
Родственные этнические группы | |
Луисеньо , Кокопа , Кечан , Пайпай и Килива |
Кумеяай или , также известный как «Иипай-Тиипай» под историческим испанским названием Диегеньо , — племя коренных народов Америки , живущее на северной границе Нижней Калифорнии в Мексике и южной границе Калифорнии в Соединенных Штатах. Они коренные жители Калифорнии .
Язык кумеяай принадлежит к языковой семье юман-кочими . Кумеяай состоят из трех родственных групп: Иипай , Тиипай и Камия . Река Сан-Диего свободно разделяла историческую родину Иипай и Тиипай, в то время как камия жили в восточных пустынных районах. Иипай жили на севере, от Эскондидо до озера Хеншоу , а Тийпай жили на юге, на землях, включая горы Лагуна , Энсенаду и Текате . Камия жили на востоке, в районе, который включал Мехикали и граничил с Солтон-Си .
Имя
[ редактировать ]Кумеяай или Иипай-Тиипай ранее были известны как Диегеньос , прежнее испанское название, относящееся к индейцам-миссионерам, живущим вдоль реки Сан-Диего . [ 2 ] В Мексике их называют Кумиай.
Термин «Кумейай» переводится как «Люди Запада», а слово «меяай» означает «крутой» или «утёс». [ 3 ]
Язык
[ редактировать ]Все языки и диалекты, на которых говорят кумеяай, принадлежат к дельта-калифорнийской ветви языковой семьи юман , к которой также принадлежат несколько других лингвистически различных, но родственных групп (включая кокопа , кечан , пайпай и килива ). Носители языка утверждают, что на их территории все кумеяай ('Ипай/Тиипай) могут понимать и разговаривать друг с другом, даже после краткого ознакомления. [ 4 ]
Номенклатура и племенные различия не получили широкого согласия. По словам Маргарет Лэнгдон , которой приписывают большую часть ранней работы по документированию языка, [ 5 ] [ 6 ] общий научный консенсус признал три отдельных языка:
- 'Иипай (Северный Дигеньо)
- Недвижимость (Камиа)
- Тиипай (Южный Дигеньо) в северной Нижней Калифорнии
Кэтрин Луомала считала, что широкий спектр диалектных вариаций отражает только два разных языка: «иипай» и «тиипай», [ 7 ] точка зрения, в основном поддерживаемая другими исследователями. [ 8 ] [ 9 ]
История
[ редактировать ]Доевропейский контакт
[ редактировать ]Свидетельства поселения на территории, которая сегодня считается территорией Кумеяай, могут насчитывать двенадцать тысячелетий. [ 10 ] Около 7000 г. до н. э. ознаменовало возникновение двух культурных традиций: традиции побережья и долины Калифорнии и традиции пустыни. [ 7 ] Кумеяай имели землю вдоль Тихого океана от нынешнего Оушенсайда, Калифорния, на севере до юга Энсенады, Мексика , и простирались на восток до реки Колорадо . [ 11 ] Комплекс Куямака , позднеголоценовый комплекс в округе Сан-Диего, связан с народами Кумеяай. [ 12 ] Племя Кумеяай также населяло территорию, которая сейчас является популярным государственным парком, известным как Государственный природный заповедник Торри Пайнс . [ 13 ]
Согласно одной из точек зрения, исторический Иипай-Тиипай возник около тысячелетия назад, хотя «прото-Иипай-Тиипайская культура» возникла примерно к 5000 году до нашей эры. [ 1 ] Кэтрин Луомола предполагает, что «ядро более поздних групп Типай-Ипай» объединилось около 1000 года нашей эры. [ 7 ] Сами кумеяай традиционно считают, что они жили в Сан-Диего с 10 000 г. до н.э. [ 14 ] На момент контактов с европейцами Кумеяай состоял из нескольких автономных групп с тридцатью отцовскими кланами. [ 15 ]
Испанские исследования и колонизация
[ редактировать ]Первым европейцем, посетившим этот регион, был Хуан Родригес Кабрильо в 1542 году. Первоначально он встретился с кумеяай, но это не привело к какому-либо колониальному поселению. Себастьян Вискайно также посетил его в 1602 году и встретился с группой Кумеяай во время праздника Сан-Диего-де-Алькала , дав таким образом название региону Сан-Диего; однако это также не привело к колониальному урегулированию.
Период миссионизации
[ редактировать ]В 1769 году экспедиция Портолы бросила якорь в заливе Сан-Диего и, выйдя на сушу, направилась в деревню Кумеяай в Косой (Косаай), чтобы восстановить силы и пополнить запасы. После их выздоровления испанцы учредили президио над деревней и Миссию Сан-Диего-де-Алькала , включив деревню в поселение Сан-Диего. В 1769 году в соответствии с системой испанской миссии группы, жившие недалеко от Мисьон-Сан-Диего-де-Алькала (с видом на реку Сан-Диего, в современной долине Миссии), назывались Diegueños; более поздние группы, жившие недалеко от Миссии Сан-Луис-Рей-де-Франсия , назывались Луисеньо. [ 15 ] Испанцы привезли с собой новую, чужеродную, инвазивную флору и домашних животных, что привело к некоторому ухудшению местной экологии. Сюда входили выпас и добыча домашнего скота, такого как свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот, лошади, ослы и различные птицы, такие как куры, фазаны и утки; последнее значительно загрязняет местные источники воды.
После многих лет сексуальных нападений со стороны испанских солдат в Президио и физических пыток индейцев миссии с использованием кнутов с металлическими наконечниками (со стороны сотрудников миссии), [ 16 ] Деревни Тиипай-Кумейай возглавили восстание против испанцев, сожгли Миссию Сан-Диего и убили отца Луиса Хайме вместе с двумя другими. Миссионеры и руководители церкви «извинились» и простили кумеяай, перестроив свою миссию ближе к деревне кумеяай Нипаквай или Нипавай . В конечном итоге испанцы укрепили свой контроль над территорией до конца эпохи миссии. [ 17 ]
Конфликт на реке Колорадо
[ редактировать ]На востоке камия-кумеяай были вовлечены в вооруженный региональный конфликт в районе реки Колорадо против коалиции юманоязычных племен к востоку от реки Колорадо и кауилья во главе с марикопа . Кумеяай присоединились к коалиции, возглавляемой кечанами , вместе с Мохаве , Явапаи , Чемеуеви и другими более мелкими группами на реке Колорадо. Испания выступала посредником в мирных переговорах между двумя враждующими фракциями в середине 1770-х годов, в основном поддерживая союз кечанов. Однако возросшая напряженность между испанцами и кечанами привела к возобновлению конфликта в 1781 году, но испанцам было отказано в сухопутном доступе к Альта-Калифорнии, и они встали на сторону коалиции, поддерживающей Марикопу. [ 18 ] Затем испанцы переориентировали свое внимание на запад, чтобы обеспечить себе морской доступ к Альта-Калифорнии на землях Ипай-Тиипай-Кумейай.
Ранняя эпоха мексиканского ранчо
[ редактировать ]Период Первой Мексиканской Империи и Первой Мексиканской Республики
[ редактировать ]Мексиканская империя взяла на себя владение землями Кумеяай после победы над Испанией в Мексиканской войне за независимость в 1821 году. В следующем году мексиканские войска конфисковали все прибрежные земли у Кумеяай в 1822 году, предоставив большую часть земель мексиканским поселенцам, которые стали известны как калифорнийцы. , [ 19 ] освоить земли для сельского хозяйства, положив начало эпохе калифорнийского ранчо.
Кумеяай стал жертвой эпидемий оспы и малярии в 1827 и 1832 годах, что привело к сокращению их населения. [ 20 ]
Различные споры завершились стычкой между кумеяай и мексиканскими солдатами, дислоцированными в Сан-Диего, в 1826 году, в результате которой погибло 26 кумеяай. [ 20 ] Это спровоцировало лейтенанта Хуана М. Ибарру возглавить несколько атак на земли, контролируемые Кумеяай, и убить 28 человек в ходе нападения на Санта-Исабель 5 апреля того же года. [ 21 ] В ответ Камия-Кумейяай атаковали форт Ромуальдо Пачеко 26 апреля при поддержке кечан, в результате чего трое мексиканских солдат были убиты, а форт так и не вернулся в строй. [ 22 ]
После десятилетий дебатов и задержек миссии в Альта-Калифорнии были секуляризованы в 1833 году, а Ипай и Типаис потеряли свои земли; членам группы приходилось выбирать между тем, чтобы стать крепостными , нарушителями границ, повстанцами или беглецами. [ 23 ] Это усилило напряженность между Кумеяай и мексиканскими поселенцами, поскольку экономическая нестабильность угрожала безопасности мексиканских и американских торговцев, проходящих через этот район транзитом.
Период Централистской Мексиканской Республики
[ редактировать ]При губернаторе территории Хосе Фигероа некоторым кумеяай из миссии Сан-Диего было разрешено переселиться и основать в 1835 году пуэбло Сан-Паскуаль, которое позже стало бандой Сан-Паскуаль индейцев миссии Диегено . [ 24 ] Пуэбло Кумеяай боролись с враждебными бандами и защищали мексиканских поселенцев, одержав решительную победу над антихристианским восстанием и захватив его лидера Клаудио. [ 25 ]
Когда условия ухудшились, Кумеяай возглавили нападение на ранчо Текате в 1836 году, вынудив алькальда Сан-Диего послать экспедицию для подавления Кумеяай, но безуспешно вернулись. Из-за провала предприятия Мексика не смогла должным образом подавить разговоры об отделении Калифорнии от американских поселенцев в северной части Альта-Калифорнии. [ 21 ]
Дальнейшие набеги Кумеяай на Эль-Кахон (1836 г.) и ранчо Джамул (1837 г.) поставили под угрозу безопасность Сан-Диего, поскольку многие жители Сан-Диего бежали из города. Кумеяай смогли атаковать Сан-Диего в конце 1830-х годов. Продвижение Кумеяай на Ранчо Бернардо на севере и Сан-Исидро и Тихуану на юге в конце десятилетия грозило отрезать Сан-Диего от остальной части Централистской Республики Мексики. Кумеяай готовились к осаде Сан-Диего в начале 1840-х годов и предприняли вторую атаку на Сан-Диего в июне 1842 года. Однако Сан-Диего удалось снова защитить себя. Хотя осада провалилась, Кумеяай удалось контролировать большую часть юга, востока и большую часть севера поселения, при этом город стал зависеть от доступа к морю и поддерживал связь с остальной частью Мексики. Вместе с сопротивлением кечан на востоке Кумеяай отрезали Альту-Калифорнию от всех сухопутных путей к остальной части Мексиканской республики между рекой Колорадо и Тихим океаном вплоть до мексикано-американской войны, что еще больше поставило под угрозу мексиканский контроль над южной частью Альта-Калифорнии. побережье. Кумеяай не позволили мексиканцам использовать ранчо вокруг Сан-Диего и выселили большую часть калифорнийцев в этом районе к 1844 году и продолжали совершать набеги вглубь контролируемого мексиканцами побережья вплоть до начала американо-мексиканской войны. [ 21 ] Мексиканские поселенцы стали беженцами на Пойнт-Лома , ожидая кораблей, надеясь эвакуироваться из Сан-Диего, поскольку победы в Кумеяай поставили под сомнение их способность удерживать пуэбло. [ 26 ]
Мексикано-американская война
[ редактировать ]Во время американо-мексиканской войны кумеяай изначально были нейтральными. Кумеяай из пуэбло Сан-Паскуаль были эвакуированы, когда американцы приблизились к городу. Мексиканцы и калифорнийцы одержали победу над американцами в битве при Сан-Паскуале . Лидер Кумеяай, Панто, призвал мексиканцев прекратить боевые действия с американцами, чтобы Кумеяай могли оказать помощь раненым американцам, на что Панто и Сан-Паскуаль Кумеяай пополнили запасы американцев и помогли обеспечить захват американцами Пуэбло- де-Лос. Анхелес и Сан-Диего. [ 24 ] [ 25 ]
Поздняя современная эпоха
[ редактировать ]После американо-мексиканской войны земли Кумеяай были разделены между США и Мексикой в результате мексиканской уступки в результате Договора Гваделупе-Идальго .
Война Юма и геноцид в Калифорнии
[ редактировать ]В 1851 году округ Сан-Диего в одностороннем порядке взимал налоги на недвижимость с индейских племен округа и пригрозил конфисковать землю и имущество, если они не заплатят. Это привело к налоговому восстанию в Сан-Диего в 1851 году или «Восстанию Гарры», с разрушением ранчо Уорнера под предводительством Купеньо , что открыло новый западный фронт войны Юма . Кумеяай согласились присоединиться к восстанию вместе с воинами Кауилья , Кокопа и Кечан , но не взяли на себя никаких военных обязательств по нападению на Сан-Диего или захвату форта Юма . [ 27 ] [ 28 ]
Однако не все банды Кумеяай сражались на одной стороне войны Юма; Банда Сан-Паскаля из Кумеяай сражалась против кампании кечан по нападению на Сан-Диего и победила кечан в долине Сан-Паскуаль. [ 29 ]
Кумеяай вышли из войны после капитуляции Кауильи перед США и неудачной попытки захватить форт Юма.
По сравнению с другими калифорнийскими племенами, кумеяай не столкнулись с такими же масштабами разрушений и эксплуатации во время геноцида в Калифорнии . Это было связано со стратегическим расположением Кумеяай и отсутствием золота в горах. Кроме того, мексиканские официальные лица на территории Нижняя Калифорния пригрозили вмешаться в конфликт, если они совершят какие-либо злодеяния в отношении племен вдоль границы, из-за сочетания мексиканских симпатий к коренным калифорнийцам и страха перед беженцами, пересекающими границу. [ 30 ]
Создание резерваций Кумеяай в США.
[ редактировать ]7 января 1852 года представители ряда кланов Кумеяай, включая Панто, встретились с комиссаром Оливером М. Возенкрафтом и заключили Договор Санта-Исабель. Соглашение было частью «18 договоров» Калифорнии , заключенных для защиты земельных прав индейцев. После заключения 18 договоров документы были отправлены на утверждение в Сенат США. Под давлением белых поселенцев и делегации Сената Калифорнии все договоры были отклонены. [ 24 ]
С 1870 по 1910 годы американские поселенцы захватывали земли, в том числе пахотные и собирательные земли. В 1875 году президент Улисс С. Грант создал в этом районе резервации, а дополнительные земли были переданы под статус доверительного патента после принятия Закона 1891 года об оказании помощи индейцам-миссионерам. Резервации, как правило, были небольшими и не имели достаточного запаса воды. [ 31 ] Ситуация усугубилась во время голода 1880–1881 годов, который заставил многих Кумеяай выживать, принимая благотворительность от белых, поскольку они столкнулись с болезнями, голодом и нападениями со стороны белых поселенцев. [ 32 ]
Некоторые кумеяай предпочли не создавать резервацию внутри страны и искали работу в Сан-Диего, многие из которых мигрировали в деревню Кумеяай на территории нынешнего парка Бальбоа, возглавляемую группой Флоридского каньона Кумеяай. Деревня начала расти после приема иммигрантов из других групп Кумеяай, а также из других коренных калифорнийских племен и племен Баджено, которые искали работу в городе, превратив деревню в район, интегрированный в городскую структуру. [ 33 ] Затем деревня была снесена в начале 1900-х годов в рамках подготовки к Панамско-Калифорнийской выставке 1915 года , в результате чего жители деревни были вытеснены.
В 1932 году коапан -кумеяай, жившие и занимавшиеся сельским хозяйством на реке Сан-Диего, были выселены, чтобы освободить место для плотины и водохранилища Эль-Капитан , а их жители переселились в резервации Барона и Вьехас , что еще больше сократило сельскохозяйственные мощности резерваций Кумеяай. [ 20 ]
Кумеяай в мексиканской революции (1910–1911)
[ редактировать ]Во время Мексиканской революции магонистас ; заручились поддержкой Кумеяай с энтузиазмом, особенно в регионе Текате многие кумеяаи по обе стороны границы были соблазнены их анархо-синдикалистским посланием об освобождении коренных народов от мексиканских и американских колониальных национальных государств, начиная с конца диктатуры Порфирио Диаса . Кумеяай поддерживали магонистов в качестве проводников по всей стране, чья помощь позволила им контролировать Мехикали, Текате и Тихуану во время восстания магонистов 1911 года . [ 34 ] Тем не менее, кумеяай не участвовали в большей части активных боевых действий во время восстания Магониста, не участвовали вместе с племенами Кокопа , Килива и Пайпай в набегах на небольшие города или грабежах китайско-мексиканских предприятий в регионе и, возможно, даже занимались контрабандой. Китайско-мексиканские беженцы на американской стороне границы. [ 34 ] К концу июня восстание было подавлено администрацией Мадеро .
После революции запрет на эхидос и другие формы общественной жизни был снят, и кумеяай смогли законно возобновить свой традиционный общинный образ жизни со своими общинами в Валье-де-Лас-Пальмас , Пенья-Бланка и пяти других своих резервациях. [ 35 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Кумеяай — американская экономика и индустрия казино.
[ редактировать ]Кумеяайцы поддерживали себя сельским хозяйством и наемным трудом в сельском хозяйстве; однако 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла ущерб экономике сухого земледелия региона. [ 36 ] Для общего блага несколько резерваций в США создали некоммерческую организацию Kumeyaay, Inc. [ 37 ]
Сокращение программ социального обеспечения коренных американцев при администрациях Рейгана и Буша-старшего вынудило резервацию искать другие источники дохода и извлекать выгоду из отраслей, которые были бы невозможны за пределами резервации. [ 38 ]
В 1982 году Barona Band выиграла дело Barona Group в деле Capitan Grande Band of Mission Indians против Даффи (1982) о проведении игр в бинго с высокими ставками, что привело к расширению многих операторов бинго Кумеяай в индустрии казино. Это помогло наладить игровую деятельность в стиле Лас-Вегаса в резервациях региона, за короткое время искоренив безработицу и бедность в резервациях. Всего в Кумеяай действуют шесть казино: курорт и казино Barona Valley Ranch, курорт и казино Sycuan, казино и курорт Viejas, казино и отель Valley View, казино и туристический центр Golden Acorn и казино Jamul. [ 38 ]
В ответ на бум строительства казино правительство округа Сан-Диего придерживалось политики противодействия любому росту племенной экспансии при любых обстоятельствах, опасаясь, что земля будет использоваться для строительства новых казино, что нарушило отношения между округом и Кумеяай. Пайомкавичум (Луисеньо) и Куупангаксвичем (Купеньо) . Правительства племенных резерваций [ 39 ] Наблюдательный совет округа Сан-Диего отменил эти правила в мае 2021 года. [ 40 ]
Относительный успех игровых операций во многих резервациях позволил им купить права на наименование инфраструктуры в регионе Сан-Диего, такой как зеленая линия Сикуан троллейбуса Сан-Диего и SDSU Viejas Arena . Некоторые резервации также диверсифицировали свой экономический профиль, например, компания Muht Hei Inc., расположенная в резервации Кампо , которая контролирует ветряную электростанцию резервации, или Sycuan Band приобретение американского отеля Grant . [ 41 ] [ 42 ] Кроме того, Сикуан также стал первым индейским племенем, владеющим частью профессиональной футбольной франшизы, став совладельцем футбольного клуба Сан-Диего , команды расширения Высшей футбольной лиги , и вторым, имеющим долю собственности в любой профессиональной спортивной команде. [ 43 ]
Кумеяай-мексиканская экономика и индустрия винного туризма
[ редактировать ]На мексиканской стороне границы резервации Кумеяай производят традиционные ремесленные изделия для продажи на американской стороне границы вместе с партнерскими магазинами сувениров и казино Кумеяай. [ 44 ]
Многие кумеяаи переехали в городские районы в поисках лучших возможностей трудоустройства по сравнению с их работой в сельском хозяйстве в резервации. Депопуляция их резерваций позволила соседним некоренным эхидо вторгнуться на их земли. [ 45 ]
Резервации Кумеяай на мексиканской стороне границы в значительной степени сохранили свое традиционное наследие. В некоторых резервациях возникла нехватка воды, что затрудняло продолжение сельскохозяйственной деятельности. Это побудило многие общины заняться дегустацией вин и туризмом в долине Гуадалупе. [ 46 ] Многие группы начали организовывать винные туры и фестивали, чтобы привлечь туристов и иностранных гостей из южной Калифорнии, а также пассажиров круизных судов, останавливающихся в порту Энсенада . [ 35 ]
Кумеяай и американо-мексиканская граница
[ редактировать ]В 1998 году Кумеяай создал оперативную группу по границе Кумеяай для работы с федеральными иммиграционными властями в целях обеспечения свободного прохода банд Баха Кумеяай для посещения банд Кумеяай США и обеспечения их прав на охраняемые могилы и артефакты, охраняемые Законом о защите и репатриации могил коренных американцев. 1990 года. [ 20 ]
Однако в 2020 году строительство пограничной стены ускорилось, и представителям Кумеяай на границе, занимающимся защитой и сохранением артефактов Кумеяай, не разрешили проехать на территорию строительства. Это вызвало протесты среди банд и женщин Кумеяай, которые организовали акцию протеста на границе в июле. В августе группа Ла Поста подала иск против администрации Трампа, стремясь заблокировать дальнейшее строительство пограничной стены через их священное кладбище (места захоронения). [ 47 ]
Общество
[ редактировать ]Социальная структура
[ редактировать ]До западной ассимиляции кумеяай были организованы в группы или кланы, называемые сибсами или шиимуллами, которые основывались на семейных линиях, и в каждом родственном доме проживало от 5 до 15 семей. Каждый отпрыск имел свою собственную территорию и имел право защищать права собственности на землю, наказывая воров и нарушителей. Однако Кумеяай признавали право на воду, а также были обязаны делиться едой с посетителями. [ 48 ]
В Кумеяай существовало патриархальное общество, в котором должность вождя, или Кваапай , передавалась по наследству от отца к сыну, хотя иногда вдовам разрешалось занять эту должность. Роль Кваапай заключалась в защите традиций, проведении церемоний и разрешении споров, а также в его обязанности входило политическую, религиозную и экономическую деятельность сиба. Будущие кваапаай часто выбирались кваапаем другого человека, не имеющего семейных связей, чтобы обеспечить беспристрастность. [ 48 ]
Кваапаайцев также сопровождали помощники и имелся совет кусейайцев . Кусеяай состояли из священников мужского и женского пола, врачей и других специалистов в области здравоохранения, экологии, управления ресурсами, традиций и религии. Кваапаай мог позвонить Кусеяайсу для предоставления информации или принятия решений в интересах благополучия брата. Каждой семье в сибсе разрешалось следить за принятием решений и участвовать в нем, или она могла покинуть сибса и принять собственное решение. [ 48 ]
Кумеяай практиковали браки по расчету, заключаемые родителями разных братьев и сестер. Будущий муж должен был продемонстрировать свои способности к охоте и должен был преподнести будущей невесте убитую им дичь. Невеста переезжала к брату мужа, как только они поженились. Брачные отношения также заключались между братьями и сестрами и другими соседними племенными группами как жест мира между враждующими группами или как часть торговых отношений. [ 49 ]
Приют
[ редактировать ]Кумеяай обычно жили в куполообразных домах, построенных из ветвей и покрытых листьями ивы или туле, называемых эваа. Эти конструкции имели отверстие наверху для выхода дыма и камни вдоль основания, чтобы не допускать ветра и мелких животных. [ 49 ] Некоторые кумеяаи, жившие в горах, построили себе дом из кусков коры. [ 50 ]
Эти структуры часто были временными. Когда семьи переезжали или если в доме кто-то умирал, его часто сжигали. [ 49 ]
Одежда
[ редактировать ]В теплое время года мужчины не носили ничего, кроме кожаной набедренной повязки для хранения инструментов, а женщины носили фартук или юбку из коры ивы или бузины. В холодные месяцы они носили одеяла из коры ивы или шкур кролика.
Они носили сандалии из агавы, сделанные из волокон юкки и агавы, когда передвигались на большие расстояния, по острым камням или горячему песку. Некоторые носили в качестве украшений ожерелья из бус с бусами из моллюсков, морских ушек или раковин оливеллы . Кроме того, мужчины могли проколоть нос, а женщины сделать татуировку на подбородке.
Кумеяай начали отказываться от большей части своей традиционной одежды после контакта с испанцами и переняли одежду в европейском стиле, нося одежду, которая была нормальной для Латинской Америки. [ 49 ]
Диета
[ редактировать ]Желуди были основным продуктом диеты Кумеяай, и из них готовили желудевую кашу, которую они называли шави , которую можно было использовать в тесте для приготовления хлеба путем измельчения с помощью мано и метате . Другие зерна, такие как орехи пинон или семена чиа, также измельчались и употреблялись в пищу. [ 51 ] Кумеяай хранили это зерно в корзинах-амбарах, сделанных из листьев ивы. Они также употребляли листья и плоды опунции и кактуса копал, а также вишню, сливу, бузину и ягоды мансаниты . [ нужна ссылка ] Они также ферментировали многие из этих растений водой и медом, чтобы получить спирт. [ 52 ]
Они охотились на таких животных, как птицы, кролики, белки и лесные крысы , а также на более крупных животных, таких как антилопы, олени и горные бараны. Кумеяай также питались более богатыми питательными веществами насекомыми, такими как сверчки, личинки и кузнечики. [ 49 ]
Камия Кумеяай в Имперской долине практиковала некоторые формы сельского хозяйства, выращивая кукурузу, бобы и тепари . Однако, как и другие кумеяаи, они в основном полагались на собирательство. [ нужна ссылка ]
Экономика и связь
[ редактировать ]Ипай-Типай Кумеяай торговали с Камия Кумеяай, чтобы получить обсидиан из района к югу от Солтон-Си. В пределах Типай-Ипай прибрежные Кумеяай обменивали соль, морские водоросли и раковины морских ушек на желуди, агаву, мескитовые бобы и тыквы с горы Кумеяай. Они также торговали вдоль побережья Тихого океана, чтобы получить бусины из ракушек Olivella у чумаш, а также у племен вдоль Калифорнийского залива и на юго-западе Америки, вплоть до дальнего востока, чтобы торговать с зуни . [ 53 ] В землях Кумеяай также было много гранита, который использовался для обмена на пестики, стеатит, орлиные перья и цветные минералы для красок. [ нужна ссылка ]
Морская экономика Кумеяай основывалась на ловле ракушек, и они строили рыбацкие лодки: либо плоты из бальсы, сделанные из тростника, либо долбленые каноэ. [ нужна ссылка ] Чтобы поддержать свою морскую экономику, они производили рыболовные копья, крючки и сети из волокон агавы. [ 49 ]
По прибытии испанцев плетеные корзины высоко ценились европейцами, так как эти корзины были настолько хорошо сделаны, что могли удерживать воду, и в них можно было готовить еду на открытом огне. Высокий спрос на калифорнийские плетеные корзины на мексиканских и европейских рынках укрепил экономику плетения корзин среди кумеяай. [ 54 ]
У Кумеяай была система бегунов, которые передавали сообщения и объявления между бандами, которые уведомляли о присутствии испанцев до прибытия Кабрильо в Сан-Диего. [ 55 ]
Вооружение
[ редактировать ]Кумеяай использовали стрельбу из лука для охоты на добычу. Стрелы делались из дерева, тростника или тростника, а также из сорочки или жирного дерева для более крупных животных. Луки изготавливали из мескитового дерева или ясеня, а также шкур животных. Они также были вооружены метательными палками, более известными как кроличьи палки , которые использовались для выбивания мелких животных и иногда использовались на войне. [ 49 ]
Культура
[ редактировать ]В Кумеяай существует непрерывная песенная и танцевальная культура, многие из которых до сих пор передаются следующему поколению в особых случаях. Такие случаи, как траур по важной фигуре, сопровождались танцем орла, а воинственный танец сопровождал тех, кто направлялся в битву. Мужчины часто исполняли песни под трещотку, а женщины поддерживали песню танцем. Благодаря Миссии Кумеяай приобрели навыки игры на западных музыкальных инструментах и присоединились к хорам и оркестрам Миссии. [ 49 ]
У них также были животные-компаньоны, а также домашние пересмешники и дорожные бегуны в качестве домашних животных.
Истории
[ редактировать ]Одна история создания Кумеяай рассказывает о первоначальном состоянии мира, когда он был покрыт соленой водой и туле, без земли. Старший брат Тучаипа (также известный как Ту-чай-пай, Цайпакомат) и младший брат-близнец Йокоматис (Йо-ко-мат-ис) творят мир. Тучаипа растирает табак в руке и трижды дует в него, заставляя небеса подняться и образовать небо. Он проводит линию с востока на запад, названную Й-нак и А-ук. Он проводит линию с севера на юг, называемую Ка-Тулк и Я-вак. Он сообщает Йо-ко-мат-ису, что с востока идут три или четыре человека, а с востока идут три или четыре индейца, и он делает холмы и долины с впадинами для воды, чтобы люди не умирали. обезвоживания. Он создает леса, чтобы люди не умирали от холода. Затем он делает из грязи людей, которые могут ходить, но никогда не устают, и говорит им, что они должны идти на восток к свету. Когда люди достигают Солнца, он создает Луну и говорит людям, что они должны участвовать в гонках, пока Луна маленькая. Позже, когда еды и воды становится меньше, Тучаипа созывает мужчин без женщин и предлагает им три варианта выбора; умереть навсегда; пожить какое-то время и вернуться; или жить вечно. Мужчины разделились во мнениях по поводу того, что выбрать, и говорят и говорят, не зная, что делать. Тогда приходит Муха и говорит, что они должны выбрать смерть навсегда, и поэтому люди решают покончить с жизнью и умереть навсегда. По этой причине муха потирает руки, выпрашивая у людей прощение. [ 56 ]
В другой истории Цайпакомат и Йокоматис закрыли глаза от ослепляющей соленой воды. Йокоматис пытается видеть на поверхности воды, но открывает глаза и ослепляет. Цайпакомат поднимается над водой и ничего не видит, поэтому он создает маленьких красных муравьев (мискилуив, чирасир), которые наполняют воду своими телами, образуя землю. Затем Цайпакомат создает тип черной птицы с плоским клювом (ксаниил), но они потерялись без своих насестов, поэтому Цайпакомат берет красную глину, желтую глину и черную глину, чтобы сделать круглый плоский предмет, и бросает его. в небо, чтобы образовалась тускло сияющая луна (халя). Цайпакомат снова пытается из другого куска глины сделать более яркое солнце (иньяу). Затем он берет светлый кусок глины (мутаквич) и раскалывает его, создавая мужчину и женщину (Синьяксау, Первая Женщина). Дети этого мужчины и этой женщины — люди (ипай). [ 57 ]
Заведения эпохи резервации Кумеяай
[ редактировать ]был Общественный колледж Кумеяай создан группой Сикуан для служения нации Кумеяай-Дьегеньо и описывает свою миссию как «поддержку культурной самобытности, суверенитета и самоопределения, одновременно удовлетворяя потребности коренных и неместных студентов». Колледж специализируется на «Истории Кумеяай, этноботанике Кумеяай и традиционном искусстве коренных народов». Он «обслуживает и полагается на ресурсы из тринадцати резерваций народа Кумеяай, расположенных в округе Сан-Диего». [ 58 ] Осенью 2016 года колледж Куямака начал предлагать степень младшего специалиста по исследованиям Кумеяай на курсах в кампусе Ранчо Сан-Диего, а также в общественном колледже Кумеяай в резервации Сикуан. [ 59 ]
Сыкуанский институт племенных игр также был основан в SDSU группой Сыкуан с упором на исследования и политику, связанные с племенной игровой индустрией.
Население
[ редактировать ]Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. В 1925 году Альфред Л. Кребер предположил, что население Кумеяай в районе Сан-Диего в 1770 году составляло около 3000 человек. [ 60 ] Совсем недавно Кэтрин Луомала отмечает, что эта оценка зависит от расчетов количества крещений в Миссии и поэтому «игнорирует некрещеных». Она предполагает, что регион мог бы поддержать 6–9 000 человек. [ 61 ] Флоренс К. Шипек идет еще дальше, оценивая численность населения в 16 000–19 000 человек. [ 62 ]
По оценкам, в конце восемнадцатого века население Кумеяай составляло от 3000 до 9000 человек. [ 1 ] В 1828 году миссиями было зарегистрировано 1711 кумеяай. Федеральная перепись 1860 года зафиксировала 1571 кумеяай, проживающих в 24 деревнях. [ 61 ] В 1968 году Бюро по делам индейцев зарегистрировало 1322 кумеяай, из которых 435 проживали в резервациях. [ 61 ] К 1990 году около 1200 человек жили на землях резерваций, а 2000 - в других местах. [ 1 ]
Племена и резервации
[ редактировать ]Бронирование | Языковая принадлежность | Расположение | Связанная деревня (а) Кумеяай | Население | Федеральное признание [ 63 ] | Площадь в милях 2 (км 2 ) [ 64 ] | Включает | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Земля | Вода | Общий | |||||||
Группа Инаджа миссии Диегено Индейцы резервации Инаджа и Космит | 'Iipay | Округ Сан-Диего | Дети
Космит |
15 | 1875 | 1.34 (3.48) | 0 | 1.34 (3.48) | нет |
Группа Меса-Гранде миссии Диегено Индейцы резервации Меса-Гранде | 'Iipay | Округ Сан-Диего | Текемак
Кумехолл |
98 | 1875 | 2.73 (7.06) | 0 | 2.73 (7.06) | нет |
Группа Сан-Паскаля индейцев миссии Диегено из Калифорнии | 'Iipay | Округ Сан-Диего | Ахмукатлатль ( деревня Сан-Паскуаль ) | 1,097 | 1910 | 2.24 (5.79) | 0 | 2.24 (5.79) | нет |
Iipay Nation of Santa Ysabel (бывшая группа Санта-Исабель индейцев миссии Диегено из резервации Санта-Исабель ) | 'Iipay | Округ Сан-Диего | Элькуанан (Санта-Исабель) | 330 | 1893 | 23.42 (60.67) | 0 | 23.42 (60.67) | нет |
Индейская резервация Лагуна (резервация Кваайми) (несуществующая в 1989 г.) [ 65 ] | 'Iipay | Округ Сан-Диего | Иньякай? Ага-Хакаик? | 0 | 1947 (несуществующий) | нет | |||
Группа Кампо индейцев миссии Диегено из индейской резервации Кампо | Типай | Округ Сан-Диего | Меелкш Г'тай | 362 | 1893 | 25.76 (66.73) | 0 | 25.76 (66.73) | нет |
Оркестр капитан-гранде индейцев миссии Диегено из Калифорнии | Типай, 'Ипай | Округ Сан-Диего | 'Э-кильш а-махк ( Куямак ) | 0 | 1875 | 24.88 (64.43) | 0.00032 (0.00083) | 24.88 (64.43) | нет |
Группа Барона из Капитана Гранде Отряд индейцев-миссионеров резервации Барона | Типай, 'Ипай | Округ Сан-Диего | 640 | 1875 | 9.31 (24.12) | 0 | 9.31 (24.12) | нет | |
Вьехас (барон Лонг) Группа капитан-гранде Отряд индейцев-миссионеров резервации Вьехас | Типай, 'Ипай | Округ Сан-Диего | Избавься от этого | 520 | 1875 | 2.51 (6.50) | 0 | 2.51 (6.50) | нет |
Группа индейцев Кумеяайп Эвиапаайп (бывшая община индейцев миссии Диегено в резервации Куяпайпе Куяпайпе ) | Типай | Округ Сан-Диего | Эвиапаай | 7 | 1893 | 8.55 (22.14) | 0 | 8.55 (22.14) | нет |
Индийская деревня Джамул в Калифорнии | Типай | Округ Сан-Диего | обуздать | 60 | 1975 | 0.023 (0.060) | 0 | 0.023 (0.060) | нет |
Группа Ла Поста индейцев миссии Диегено из индейской резервации Ла Поста | Типай | Округ Сан-Диего | Люблю тебя | 55 | 1893 | 6.39 (16.56) | 0 | 6.39 (16.56) | нет |
Группа Мансанита из миссии Диегено Индейцы резервации Мансанита | Тийпай, Камия | Округ Сан-Диего | Сняакватун | 78 | 1893 | 7.17 (18.58) | 0 | 7.17 (18.58) | да |
Сыкуанский оркестр народа Кумеяай | Типай | Округ Сан-Диего | Секван | 211 | 1875 | 1.28 (3.31) | 0 | 1.28 (3.31) | да |
Деревенская община | Языковая принадлежность | Расположение | Меня зовут Кумеяай | Население | Признанные сообщества Мексики | ||||
Агуахе де ла Туна (Текате) | Типай | Муниципалитет Текате | Хасамен | 18 | Нет | ||||
Неджи Джойнтс | Типай | Муниципалитет Текате | Неджи | 25 | Да | ||||
Пенья Бланка | Типай | Муниципалитет Текате | 'Уи'хапал | 2 | Нет | ||||
Сан-Хосе де ла Зорра | Типай | Пляжи муниципалитета Росарито |
|
77 | Да | ||||
Сад | Типай | Муниципалитет Энсенада | Просить | 131 | Да | ||||
Сан-Антонио Некуа | Типай | Муниципалитет Энсенада | Существует слишком | 204 | Да | ||||
Санта-Катарина | Тийпай, Камия | Муниципалитет Энсенада | 133 | Да |
Деревни
[ редактировать ]Современные города с происхождением деревни Кумеяай.
[ редактировать ]- Косой ( Сан- Диего )
- Па-тай (Энсенада) [ 66 ]
- Парад (Пауэй)
- Синивече (Санти)
- Текате
- Текуан (Тихуана)
Другие бывшие деревни в США
[ редактировать ]В Тепакул Ватаи (город Сан-Диего в США ) : [ 67 ] [ 68 ]
- Ньип 'эвай (Нипаквай) ( Долина Миссии )
- Мэтт Кстаат (Чойас) ( Баррио Логан )
- Отай ( Отай Меса )
- Пещера ( Тихоокеанский пляж )
- 'Ииль Тааваа (Истагуа) ( Долина Сорренто )
- Милх Иксокс (Мелихо) ( Долина реки Тихуана )
- Онап ( Каньон Сан-Клементе )
- Тисирр ( центр Сан-Диего )
- Тотакамалам ( Пойнт Лома )
- Синьяу-Пичкара ( Ранчо Бернардо )
- Buy-Life ( Ранчо Пенаскитос )
- Ахвелл-ева ( Норт-Сити, Сан-Диего )
- Деревня Хатама (на территории бывшего индейского квартала в Сан-Диего) ( Парк Бальбоа )
- Чап/Чайп ( Чула Виста )
- Мети ( Нэшнл-Сити, Калифорния )
- Нети ( Спринг-Вэлли, округ Сан-Диего, Калифорния )
- 'Аа Кускилли (Апускель) ( Бонита, Калифорния )
- Тапин/Жакунмат ( Коробка )
- Мэтт Тумау (Матамо) ( Эль-Кахон недалеко от Деэсы, Калифорния )
- Милх 'Эва (Мичегуа) (Каньон Сайкрамор, Санти, Калифорния )
- Алишухви ( Императорский пляж )
- Хаял/Джаял ( Оливенхайн , Энсинитас )
- Хакутль ( Энсинитас )
- Во всём виноват ( Пляж Солана )
- Техайив/Ахопункиле ( Ла Коста )
- Хамашоу ( Ямача )
- Канапу ( Рамона, Калифорния )
- Шпанк/Эпегам ( Баллена, Калифорния )
- Улов
- Помощь
- Хаква ( Анза-Боррего )
- Хортлук (около Ранчиты )
- Винал (около Окотилло-Уэллс )
- Wi-i (около Окотилло-Уэллс )
- Квпол ( Империал, Калифорния )
- Ситкаркнева (недалеко от Броули, Калифорния )
- Матакал (недалеко от Роквуда, Калифорния )
- Хакамикалау
Другие бывшие деревни в Мексике
[ редактировать ]В муниципалитете Тихуаны [ 66 ]
- Ква-ква (Оленья шкура)
- Ваня Пу:вам (Бонифас Рок)
- We-ilmex (около плотины Эль-Карризо)
- Mat g'tay
- Мат Хасил Эвик Какап ( Острова Коронадо )
- Матайна:л (Вильяреал Сан-Хосе)
- Сикау (Танама)
- Mat'kwoho:l (Масляная пушка)
- Steam 'cu:l uit (Баттер-Каньон)
- Джа-квак-вак (Лас-Хунтас)
- Хакамум/Хакумум (Агуа Туле)
- Метоттай ( Долина пальм )
- Кват Куншапакс (Тыквы)
- Куквапа:л (Компадр)
- 'Уи'ха'тумер
- Муту Ката (Каньон Кансио)
- Джатам (Санта-Клара)
- Ха'мат'тай (Джаматай)
- Ha'kume (Ejido Jacume) Скачать бесплатно Mp3
- Хват Ньякнюма (Эхидо Ласаро Карденас)
- Веквилул
- Нет никакого способа
- Джлумук ( Долина Гваделупы )
- Джурр-джурр (Скрытая вода)
- Долина Нува (Эль-Саузаль)
- Уйчиквар (Королевский замок)
- Ю квинь:л (Черные глаза)
- Хакур (Сан-Сальвадор)
- Хиспап
- Матнук
- Хакивей
- Хакукпин
- Хамескини
См. также
[ редактировать ]- Традиционные повествования Кумеяай
- Кумеяайская астрономия
- О. М. Возенкрафт заключил договор Санта-Исабель 7 января 1852 года. [ 69 ]
- Сикуанский институт племенных игр при Государственном университете Сан-Диего
- Арена Вьехас в Государственном университете Сан-Диего
- Казино Вьехас
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Прицкер 2000 , с. 145.
- ^ «Индейцы округа Сан-Диего» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 01.11.2020 . Проверено 29 октября 2020 г.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 81.
- ^ Смит 2005 , с. 12.
- ^ Лэнгдон 1990 , стр. 184–190.
- ^ Барфилд, Чет (2 ноября 2005 г.). «Некролог: Маргарет Лэнгдон; лингвист помог написать первый местный индийский словарь» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Луомала 1978 , с. 594 .
- ^ Притцкер 2000 , с. 140.
- ^ Поле 2012 , с. 557.
- ^ Эрландсон и др. 2010 , с. 62.
- ^ «КАРТА КУМЕЯАЙ 1776 г. Территория Кумеяай, 2005 г. Калифорнийские индейские резервации» . Информационная деревня Кумеяай . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ «Словарь имен собственных в предыстории Калифорнии» . Общество Калифорнийской археологии . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «Коренные американцы» . Государственный природный заповедник Торри Пайнс . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ «Кумейай Южной Калифорнии» . Информационная деревня Кумеяай . Архивировано из оригинала 28 сентября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Луомала 1978 , стр. 592 .
- ^ Яги, Джордж (11 октября 2017 г.). «Битва за Сан-Диего» . ИсторияНет . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Социополитические аспекты восстания 1775 года в миссии Сан-Диего-де-Алькала» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Наоми Сассман. «Дипломатия коренных народов и испанское посредничество в регионе Нижнего Колорадо и реки Хила, 1771–1783 гг.». Этноистория , вып. 66, нет. 2 апреля 2019 г., стр. 329–52. ЭБСКОхост , дои : 10.1215/00141801-7298819 .
- ^ Гёрлинг, Сара (22 ноября 2018 г.). «Благодарите и помните своих кузенов» . Латиноамериканские повстанцы . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хронология Кумеяай» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Коннолли, Майк. «Кумейяай – Мексиканский период» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Руге, Джастин (2005). «Исторические посты Калифорнии: Фуэрте-де-Лагуна-Чапала» . www.militarymuseum.org . Проверено 13 августа 2024 г.
- ^ Луомала 1978 , с. 595 .
- ^ Jump up to: а б с «История: 1769 год — Прибытие испанцев» . SanPasqualBandofMissionIndians.org . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фаррис, Гленн. «Капитан Хосе Панто и индейский пуэбло Сан-Паскуаль в округе Сан-Диего 1835–1878» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Круз, Дебби; Мохебби, Эмилин; Рут, Брук (6 декабря 2023 г.). «Привлечение к ответственности за смерть от передозировки как за убийство» . Общественные СМИ KPBS (подкаст). КПБС . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ «Индийское налоговое восстание 1851 года» . ИсторияНет . 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «История Сан-Диего: Восстание Гарры» . Лос-Анджелес Таймс . 10 августа 1992 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Кумеяайское чувство земли и ландшафта» . Группа Вьехас индейцев Кумеяай . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Коннолли, Майк. «Кумейяай – геноцид в Калифорнии» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ Шипек 1978 , с. 610 .
- ^ Коннолли, Майк. «Кумеяайская угроза 1860-1880 годов» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 октября 2020 г.
- ^ «Хосе Хатам Био» . Источник американских индейцев . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Муньос 2012 , стр. 30–31.
- ^ Jump up to: а б «Земля Кумеяай: сельское наследие Нижней Калифорнии, находящееся под угрозой исчезновения» . SohoSanDiego.org . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Шипек 1978 , с. 611 .
- ^ Шипек 1978 , с. 616 .
- ^ Jump up to: а б Банегас, Итан (зима 2017 г.). «Индийские игры в стране Кумеяай» (PDF) . Журнал Исторического центра Сан-Диего . 63 (1). Ежеквартальный журнал Исторического центра Сан-Диего. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
- ^ Мапп, Лорен (3 апреля 2021 г.). «Округ может снять барьеры для племен, расширяющих свои резервации» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 апреля 2021 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ «Стражи округа Сан-Диего отменяют племенную политику» . КГТВ . 6 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 г. Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «Кампо Кумеяай Нэйшн | Мухт Хей, Инк. | Ветряная электростанция Кумеяай» . www.campo-nsn.gov . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ АМЕРИКАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ, ИСТОЧНИК, V. ВЕРХОВНЫЙ СУД ОКРУГА САН-ДИЕГО, ОТВЕТЧИК; US GRANT HOTEL VENTURES, LLC, ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА. НЕТ. Д060868. 24 МАЯ 2012.
- ↑ Зейглер, Марк (18 мая 2023 г.). « Сан-Диего становится 30-м клубом Высшей футбольной лиги в знаменательный момент для рассадника спорта ». Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Проверено 20 мая 2023 г.
- ^ "САН-АНТОНИО-НЕКУА, Нижняя Калифорния, Мексика, документальный фильм об индейцах Кумиай, фотографии, картинки " Кумеяай Информационная деревня Архивировано из оригинала 16 октября . Получено 2 сентября ,
- ^ «Хунтас де Нехи» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ «Абориген Кумиай в поисках нового пути — Рассказчик Баха» . Страховые услуги Baja Bound . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Шрикришнан, Майя (17 августа 2020 г.). «Отчет о границе: группа Кумеяай подает в суд с требованием остановить строительство стены на границе» . Голос Сан-Диего . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Пико, Энтони. «Тысячелетие Кумеяай — история земли» . www.americanindiansource.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бачич, Дамиан (13 ноября 2019 г.). «Коренные американцы Южной Калифорнии: Кумеяай» . Калифорнийский проект Frontier . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 19.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 27.
- ^ «Сан-Диего Брюс» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 21.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 29.
- ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 39.
- ^ Дюбуа, Констанс Годдард. «Мифология Диегеньо». Журнал американского фольклора , том. 14, нет. 54, 1901, стр. 181–85. ДЖСТОР , дои : 10.2307/533630 . По состоянию на 26 мая 2023 г.
- ^ «Деколонизация истории Сан-Диего: размышления Ипай о контексте и влиянии 1769 года» . Исторический центр Сан-Диего | Сан-Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 г. Проверено 26 мая 2023 г.
- ^ «Кумеяайский общественный колледж» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 10 октября 2016 г.
- ^ Хуард, Кристина (15 августа 2016 г.). «Колледж расширяет программу обучения в Кумеяай» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Кребер 1925 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Луомала 1978 , с. 596 .
- ^ Шипек 1986 , с. 19.
- ^ «Министерство внутренних дел, Бюро по делам индейцев» (PDF) . Уведомление 145A2100DD/A0T500000.000000/AAK3000000: Индийские организации, признанные и имеющие право на получение услуг (отчет). Федеральный реестр . Том. 80. Государственное издательство . 14 января 2015 г. стр. 1942–1948. OCLC 1768512 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Сайт переписи населения США» . Архивировано из оригинала 27 декабря 1996 г. Проверено 21 марта 2017 г.
- ^ Рэй, Нэнси (23 декабря 1989 г.). «Последний чистокровный индеец кваайми умер в возрасте 87 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 24 декабря 2020 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б "bajacalifology.org - Топонимы Кумеяай" . www.sandiegoarchaeology.org . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Феликс-Ибарра, Анна Патрисия (17 августа 2021 г.). «Давай топонимы » ArcGIS StoryMaps . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 г. Получено 2 декабря 2021 г.
- ^ «Кумеяайское чувство земли и ландшафта - группа индейцев Кумеяай Вьехас» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Каррико, Ричард Л. (лето 1980 г.). «Индейцы Сан-Диего и годы пренебрежения федерального правительства, 1850–1865» . Журнал истории Сан-Диего . Историческое общество Сан-Диего. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 г. Проверено 22 июня 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Эрландсон, Джон М .; Рик, Торбен С.; Джонс, Терри Л.; Поркаси, Джудит Ф. (2010). «Один, если по суше, два, если по морю: кто были первыми калифорнийцами?». В Джонсе, Терри Л.; Клар, Кэтрин А. (ред.). Предыстория Калифорнии: колонизация, культура и сложность . Лэнхэм, Мэриленд: АльтаМира Пресс. стр. 53–62. ISBN 978-0-75911-960-4 .
- Филд, Маргарет (2017). «Реконтекстуализация устной литературы Кумеяай для двадцать первого века» . В Кроскритах Павел Васильевич; Мик, Барбра А. (ред.). Привлечение индейской общественности: лингвистическая антропология в ключе к сотрудничеству . Тейлор и Фрэнсис . стр. 41–59. ISBN 978-1-31736-128-2 .
- Грей-Канатийош, Барбара А. (2010). Кумеяай Издательство АБДО. ISBN 978-1-617-84911-4 .
- Хоффман, Джералин Мари; Гэмбл, Линн Х. (2006). Руководство для учителя по исторической и современной культуре Кумеяай . Институт региональных исследований Калифорнии, Государственный университет Сан-Диего. ISBN 978-0-92561-351-6 .
- Луомала, Кэтрин (1978). «Типай-Ипай». В Хайзере, Роберт Ф. (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 592–609 . ISBN 978-0-16004-574-5 .
- Миллер, Эми (2001). Грамматика Джамуля Тийпая . Мутон де Грюйтер . ISBN 978-3-110-86482-3 .
- Муньос, Габриэль Трухильо (2012). Утопия северной границы: Анархо-синдикалистская революция 1911 года . Сан-Анхель, Дель Альваро Обрегон, Мексика, 01000, DF: Национальный институт исторических исследований революций Мексики. стр. 30–31. ISBN 978-6-07791-683-3 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - Притцкер, Барри М. (1998). «Типай-Ипай» . Коренные американцы: Юго-запад-Калифорния-Северо-Западное побережье-Большой бассейн – Плато Коренные американцы: Энциклопедия истории, культуры и народов . АВС-КЛИО . стр. 196–197. ISBN 978-0-874-36836-9 .
- Притцкер, Барри М. (2000). «Типай-Ипай» . Энциклопедия коренных американцев: история, культура и народы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 145–147 . ISBN 978-0-19513-877-1 .
- Притцкер, Барри М.; Йохансен, Брюс Э., ред. (2007). «Типай-Ипай» . Энциклопедия истории американских индейцев . АВС-КЛИО . п. 1071. ИСБН 978-1-851-09818-7 .
- Шипек, Флоренс К. (1978). «История индейцев миссии Южной Калифорнии». В Хайзере, Роберт Ф. (ред.). Справочник североамериканских индейцев . Том. 8: Калифорния. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт. стр. 610–618 . ISBN 978-0-16004-574-5 .
- Шипек, Флоренс К. (1986). «Влияние европейцев на культуру Кумеяай». В Старре, Раймонде (ред.). Влияние европейских исследований и заселения на местных коренных американцев . Сан-Диего: Историческая ассоциация Кабрильо. стр. 13–25. OCLC 17346424 .
- Смит, Калим Х. (2005). Языковая идеология и гегемония в народе Кумеяай: возвращение лингвистического взгляда . Сан-Диего, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. Магистерская диссертация.
- Уолдман, Карл (2014). Энциклопедия индейских племен . Издание информационной базы . ISBN 978-1-438-11010-3 .
- Филд, Маргарет (октябрь 2012 г.). «Изменение языка Кумеяай, групповая идентичность и земля» . Международный журнал американской лингвистики . 78 (4): 557–573. дои : 10.1086/667451 . JSTOR 10.1086/667451 . S2CID 147262714 .
- Гэмбл, Линн Х.; Зепеда, Ирма Кармен (2002). «Социальная дифференциация и обмен среди индейцев Кумеяай в исторический период в Калифорнии» . Историческая археология . 36 (3): 71–91. дои : 10.1007/BF03374351 . JSTOR 25616993 . S2CID 161306672 .
- Гэмбл, Линн Х.; Уилкен-Робертсон, Майкл (2008). «Культурные ландшафты Кумеяай водораздела реки Тихуана в Нижней Калифорнии» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 28 (2): 127–152. JSTOR 27825888 .
- Кребер, А.Л. (1925). «Справочник индейцев Калифорнии». Бюллетень Бюро американской этнологии (78). Вашингтон, округ Колумбия.
- Лэнгдон, Маргарет (1990). Редден, Джеймс Э. (ред.). «Дьегеньо: сколько языков?». Материалы семинара по хокан-пенутским языкам 1990 года . Карбондейл, Иллинойс: Университет Южного Иллинойса: 184–190.
- О'Нил, Денниш (лето – зима 1983 г.). «Присасывающая трубка шамана из округа Сан-Диего» . Калифорнийский журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 5 (1/2): 245–247. JSTOR 27825148 .
- Шеридан, Томас Э. (лето 1982 г.). «Группы Сери в межкультурной перспективе» . Кива . 47 (4): 185–213. дои : 10.1080/00231940.1982.11760572 . JSTOR 30247342 .
- Шипек, Флоренс К. (зима 1982 г.). «Общественно-политическая структура Кумеяай» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 4 (2): 296–303. JSTOR 27825128 .
- Андервуд, Джексон (2002–2004). «Употребление трубок и табака среди говорящих на юмане в Южной Калифорнии» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 24 (1): 1–12. JSTOR 23799624 .
- Ван Вормер, Стивен Р.; Каррико, Ричард Л. (1993). «Раскопки и анализ каменного огороженного комплекса в округе Сан-Диего» . Журнал Калифорнии и антропологии Большого бассейна . 15 (3): 234–246. JSTOR 27825522 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дюбуа, Констанс Годдар. 1904–1906. «Мифология индейцев-миссионеров: мифология индейцев луисеньо и диегеньо Южной Калифорнии». Журнал Американского фольклорного общества , Vol. XVII, № LXVI. п. 185-8 [1904]; Том. XIX. № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. стр. 145–64. [1906].
- Мисквиш, Майкл К. Кумеяай: Книга истории . Эль-Кахон, Калифорния: Sycuan Press, 2007.
- Мисквиш, Майкл С. и Джоэл Цвинк. Сыкуан: Наши люди, наша культура, наша история: почитая прошлое, строим будущее . Эль-Кахон, Калифорния: Сикуанский оркестр народа Кумеяай, 2006.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Путеводитель по племенам Кумеяай - Племенные группы народа Кумеяай (Дьегеньо) - в округе Сан-Диего, Калифорния + штат Нижняя Калифорния, Мексика.
- Информационная деревня Кумеяай с учебными материалами для учителей.
- Kumeyaay.com , информационный сайт Ларри Банегаса, резервация Барона.
- Кумеяайский индийский язык и культура, Сэм Браун
- Общественный колледж Кумеяай и его * Программа обучения в Кумеяай совместно с колледжем Куямака
- Департамент Кумеяай и колледж Куямака
- Мифология индейцев-миссионеров Дюбуа, 1904–1906 гг.
- Религиозные практики индейцев Диегеньо, Т. Т. Уотерман, 1910 г.
- Обзор языка кумеяай (диегеньо) в Обзоре калифорнийских и других индийских языков
- А.Р. Ройо, «Кумейай: округ Сан-Диего и Баха».
- кумиай и коал, на котором говорят в Нижней Калифорнии, Мексика, Маргарет Филд из языков коренных народов Латинской Америки Аламо-Неджи, Некуа и Сан-Хосе-Текате. Корпус Архивов
- Индейцы Кумеяай из Нижней Калифорнии на YouTube
- Сэмюэл Браун рассказывает о резервации Вьехас - Урок 1 Как сказать Кумеяай на YouTube (2010)