Jump to content

Кумеяай

(Перенаправлено с Диегеньо )
Кумеяай
Энтони Пико, бывший председатель Old Band of Kumeyaay
Общая численность населения
По состоянию на 1990 год в резервациях находилось 1200 человек; 2000 вне резервации [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Языки
Ипай , Кумеяай , Типай , английский и испанский.
Родственные этнические группы
Луисеньо , Кокопа , Кечан , Пайпай и Килива
Duration: 3 seconds.
Майкл Коннолли из Сан-Диего произносит Кумеяай.

Кумеяай или , также известный как «Иипай-Тиипай» под историческим испанским названием Диегеньо , — племя коренных народов Америки , живущее на северной границе Нижней Калифорнии в Мексике и южной границе Калифорнии в Соединенных Штатах. Они коренные жители Калифорнии .

Язык кумеяай принадлежит к языковой семье юман-кочими . Кумеяай состоят из трех родственных групп: Иипай , Тиипай и Камия . Река Сан-Диего свободно разделяла историческую родину Иипай и Тиипай, в то время как камия жили в восточных пустынных районах. Иипай жили на севере, от Эскондидо до озера Хеншоу , а Тийпай жили на юге, на землях, включая горы Лагуна , Энсенаду и Текате . Камия жили на востоке, в районе, который включал Мехикали и граничил с Солтон-Си .

Кумеяай или Иипай-Тиипай ранее были известны как Диегеньос , прежнее испанское название, относящееся к индейцам-миссионерам, живущим вдоль реки Сан-Диего . [ 2 ] В Мексике их называют Кумиай.

Термин «Кумейай» переводится как «Люди Запада», а слово «меяай» означает «крутой» или «утёс». [ 3 ]

Все языки и диалекты, на которых говорят кумеяай, принадлежат к дельта-калифорнийской ветви языковой семьи юман , к которой также принадлежат несколько других лингвистически различных, но родственных групп (включая кокопа , кечан , пайпай и килива ). Носители языка утверждают, что на их территории все кумеяай ('Ипай/Тиипай) могут понимать и разговаривать друг с другом, даже после краткого ознакомления. [ 4 ]

Номенклатура и племенные различия не получили широкого согласия. По словам Маргарет Лэнгдон , которой приписывают большую часть ранней работы по документированию языка, [ 5 ] [ 6 ] общий научный консенсус признал три отдельных языка:

Кэтрин Луомала считала, что широкий спектр диалектных вариаций отражает только два разных языка: «иипай» и «тиипай», [ 7 ] точка зрения, в основном поддерживаемая другими исследователями. [ 8 ] [ 9 ]

Гравюра Артура Карла Виктора Шотта , Sorony & Co. , 1857 г.

Доевропейский контакт

[ редактировать ]

Свидетельства поселения на территории, которая сегодня считается территорией Кумеяай, могут насчитывать двенадцать тысячелетий. [ 10 ] Около 7000 г. до н. э. ознаменовало возникновение двух культурных традиций: традиции побережья и долины Калифорнии и традиции пустыни. [ 7 ] Кумеяай имели землю вдоль Тихого океана от нынешнего Оушенсайда, Калифорния, на севере до юга Энсенады, Мексика , и простирались на восток до реки Колорадо . [ 11 ] Комплекс Куямака , позднеголоценовый комплекс в округе Сан-Диего, связан с народами Кумеяай. [ 12 ] Племя Кумеяай также населяло территорию, которая сейчас является популярным государственным парком, известным как Государственный природный заповедник Торри Пайнс . [ 13 ]

Согласно одной из точек зрения, исторический Иипай-Тиипай возник около тысячелетия назад, хотя «прото-Иипай-Тиипайская культура» возникла примерно к 5000 году до нашей эры. [ 1 ] Кэтрин Луомола предполагает, что «ядро более поздних групп Типай-Ипай» объединилось около 1000 года нашей эры. [ 7 ] Сами кумеяай традиционно считают, что они жили в Сан-Диего с 10 000 г. до н.э. [ 14 ] На момент контактов с европейцами Кумеяай состоял из нескольких автономных групп с тридцатью отцовскими кланами. [ 15 ]

Испанские исследования и колонизация

[ редактировать ]

Первым европейцем, посетившим этот регион, был Хуан Родригес Кабрильо в 1542 году. Первоначально он встретился с кумеяай, но это не привело к какому-либо колониальному поселению. Себастьян Вискайно также посетил его в 1602 году и встретился с группой Кумеяай во время праздника Сан-Диего-де-Алькала , дав таким образом название региону Сан-Диего; однако это также не привело к колониальному урегулированию.

Расположение деревни Кумеяай в Косаай выделено желтым цветом.

Период миссионизации

[ редактировать ]

В 1769 году экспедиция Портолы бросила якорь в заливе Сан-Диего и, выйдя на сушу, направилась в деревню Кумеяай в Косой (Косаай), чтобы восстановить силы и пополнить запасы. После их выздоровления испанцы учредили президио над деревней и Миссию Сан-Диего-де-Алькала , включив деревню в поселение Сан-Диего. В 1769 году в соответствии с системой испанской миссии группы, жившие недалеко от Мисьон-Сан-Диего-де-Алькала (с видом на реку Сан-Диего, в современной долине Миссии), назывались Diegueños; более поздние группы, жившие недалеко от Миссии Сан-Луис-Рей-де-Франсия , назывались Луисеньо. [ 15 ] Испанцы привезли с собой новую, чужеродную, инвазивную флору и домашних животных, что привело к некоторому ухудшению местной экологии. Сюда входили выпас и добыча домашнего скота, такого как свиньи, козы, овцы, крупный рогатый скот, лошади, ослы и различные птицы, такие как куры, фазаны и утки; последнее значительно загрязняет местные источники воды.

После многих лет сексуальных нападений со стороны испанских солдат в Президио и физических пыток индейцев миссии с использованием кнутов с металлическими наконечниками (со стороны сотрудников миссии), [ 16 ] Деревни Тиипай-Кумейай возглавили восстание против испанцев, сожгли Миссию Сан-Диего и убили отца Луиса Хайме вместе с двумя другими. Миссионеры и руководители церкви «извинились» и простили кумеяай, перестроив свою миссию ближе к деревне кумеяай Нипаквай или Нипавай . В конечном итоге испанцы укрепили свой контроль над территорией до конца эпохи миссии. [ 17 ]

Конфликт на реке Колорадо

[ редактировать ]

На востоке камия-кумеяай были вовлечены в вооруженный региональный конфликт в районе реки Колорадо против коалиции юманоязычных племен к востоку от реки Колорадо и кауилья во главе с марикопа . Кумеяай присоединились к коалиции, возглавляемой кечанами , вместе с Мохаве , Явапаи , Чемеуеви и другими более мелкими группами на реке Колорадо. Испания выступала посредником в мирных переговорах между двумя враждующими фракциями в середине 1770-х годов, в основном поддерживая союз кечанов. Однако возросшая напряженность между испанцами и кечанами привела к возобновлению конфликта в 1781 году, но испанцам было отказано в сухопутном доступе к Альта-Калифорнии, и они встали на сторону коалиции, поддерживающей Марикопу. [ 18 ] Затем испанцы переориентировали свое внимание на запад, чтобы обеспечить себе морской доступ к Альта-Калифорнии на землях Ипай-Тиипай-Кумейай.

Ранняя эпоха мексиканского ранчо

[ редактировать ]

Период Первой Мексиканской Империи и Первой Мексиканской Республики

[ редактировать ]

Мексиканская империя взяла на себя владение землями Кумеяай после победы над Испанией в Мексиканской войне за независимость в 1821 году. В следующем году мексиканские войска конфисковали все прибрежные земли у Кумеяай в 1822 году, предоставив большую часть земель мексиканским поселенцам, которые стали известны как калифорнийцы. , [ 19 ] освоить земли для сельского хозяйства, положив начало эпохе калифорнийского ранчо.

Кумеяай стал жертвой эпидемий оспы и малярии в 1827 и 1832 годах, что привело к сокращению их населения. [ 20 ]

Различные споры завершились стычкой между кумеяай и мексиканскими солдатами, дислоцированными в Сан-Диего, в 1826 году, в результате которой погибло 26 кумеяай. [ 20 ] Это спровоцировало лейтенанта Хуана М. Ибарру возглавить несколько атак на земли, контролируемые Кумеяай, и убить 28 человек в ходе нападения на Санта-Исабель 5 апреля того же года. [ 21 ] В ответ Камия-Кумейяай атаковали форт Ромуальдо Пачеко 26 апреля при поддержке кечан, в результате чего трое мексиканских солдат были убиты, а форт так и не вернулся в строй. [ 22 ]

После десятилетий дебатов и задержек миссии в Альта-Калифорнии были секуляризованы в 1833 году, а Ипай и Типаис потеряли свои земли; членам группы приходилось выбирать между тем, чтобы стать крепостными , нарушителями границ, повстанцами или беглецами. [ 23 ] Это усилило напряженность между Кумеяай и мексиканскими поселенцами, поскольку экономическая нестабильность угрожала безопасности мексиканских и американских торговцев, проходящих через этот район транзитом.

Период Централистской Мексиканской Республики

[ редактировать ]

При губернаторе территории Хосе Фигероа некоторым кумеяай из миссии Сан-Диего было разрешено переселиться и основать в 1835 году пуэбло Сан-Паскуаль, которое позже стало бандой Сан-Паскуаль индейцев миссии Диегено . [ 24 ] Пуэбло Кумеяай боролись с враждебными бандами и защищали мексиканских поселенцев, одержав решительную победу над антихристианским восстанием и захватив его лидера Клаудио. [ 25 ]

Когда условия ухудшились, Кумеяай возглавили нападение на ранчо Текате в 1836 году, вынудив алькальда Сан-Диего послать экспедицию для подавления Кумеяай, но безуспешно вернулись. Из-за провала предприятия Мексика не смогла должным образом подавить разговоры об отделении Калифорнии от американских поселенцев в северной части Альта-Калифорнии. [ 21 ]

Дальнейшие набеги Кумеяай на Эль-Кахон (1836 г.) и ранчо Джамул (1837 г.) поставили под угрозу безопасность Сан-Диего, поскольку многие жители Сан-Диего бежали из города. Кумеяай смогли атаковать Сан-Диего в конце 1830-х годов. Продвижение Кумеяай на Ранчо Бернардо на севере и Сан-Исидро и Тихуану на юге в конце десятилетия грозило отрезать Сан-Диего от остальной части Централистской Республики Мексики. Кумеяай готовились к осаде Сан-Диего в начале 1840-х годов и предприняли вторую атаку на Сан-Диего в июне 1842 года. Однако Сан-Диего удалось снова защитить себя. Хотя осада провалилась, Кумеяай удалось контролировать большую часть юга, востока и большую часть севера поселения, при этом город стал зависеть от доступа к морю и поддерживал связь с остальной частью Мексики. Вместе с сопротивлением кечан на востоке Кумеяай отрезали Альту-Калифорнию от всех сухопутных путей к остальной части Мексиканской республики между рекой Колорадо и Тихим океаном вплоть до мексикано-американской войны, что еще больше поставило под угрозу мексиканский контроль над южной частью Альта-Калифорнии. побережье. Кумеяай не позволили мексиканцам использовать ранчо вокруг Сан-Диего и выселили большую часть калифорнийцев в этом районе к 1844 году и продолжали совершать набеги вглубь контролируемого мексиканцами побережья вплоть до начала американо-мексиканской войны. [ 21 ] Мексиканские поселенцы стали беженцами на Пойнт-Лома , ожидая кораблей, надеясь эвакуироваться из Сан-Диего, поскольку победы в Кумеяай поставили под сомнение их способность удерживать пуэбло. [ 26 ]

Мексикано-американская война

[ редактировать ]
Битва при Сан-Паскуале с изображением деревни Кумеяай.

Во время американо-мексиканской войны кумеяай изначально были нейтральными. Кумеяай из пуэбло Сан-Паскуаль были эвакуированы, когда американцы приблизились к городу. Мексиканцы и калифорнийцы одержали победу над американцами в битве при Сан-Паскуале . Лидер Кумеяай, Панто, призвал мексиканцев прекратить боевые действия с американцами, чтобы Кумеяай могли оказать помощь раненым американцам, на что Панто и Сан-Паскуаль Кумеяай пополнили запасы американцев и помогли обеспечить захват американцами Пуэбло- де-Лос. Анхелес и Сан-Диего. [ 24 ] [ 25 ]

Поздняя современная эпоха

[ редактировать ]

После американо-мексиканской войны земли Кумеяай были разделены между США и Мексикой в ​​результате мексиканской уступки в результате Договора Гваделупе-Идальго .

Война Юма и геноцид в Калифорнии

[ редактировать ]

В 1851 году округ Сан-Диего в одностороннем порядке взимал налоги на недвижимость с индейских племен округа и пригрозил конфисковать землю и имущество, если они не заплатят. Это привело к налоговому восстанию в Сан-Диего в 1851 году или «Восстанию Гарры», с разрушением ранчо Уорнера под предводительством Купеньо , что открыло новый западный фронт войны Юма . Кумеяай согласились присоединиться к восстанию вместе с воинами Кауилья , Кокопа и Кечан , но не взяли на себя никаких военных обязательств по нападению на Сан-Диего или захвату форта Юма . [ 27 ] [ 28 ]

Однако не все банды Кумеяай сражались на одной стороне войны Юма; Банда Сан-Паскаля из Кумеяай сражалась против кампании кечан по нападению на Сан-Диего и победила кечан в долине Сан-Паскуаль. [ 29 ]

Кумеяай вышли из войны после капитуляции Кауильи перед США и неудачной попытки захватить форт Юма.

По сравнению с другими калифорнийскими племенами, кумеяай не столкнулись с такими же масштабами разрушений и эксплуатации во время геноцида в Калифорнии . Это было связано со стратегическим расположением Кумеяай и отсутствием золота в горах. Кроме того, мексиканские официальные лица на территории Нижняя Калифорния пригрозили вмешаться в конфликт, если они совершят какие-либо злодеяния в отношении племен вдоль границы, из-за сочетания мексиканских симпатий к коренным калифорнийцам и страха перед беженцами, пересекающими границу. [ 30 ]

Создание резерваций Кумеяай в США.

[ редактировать ]

7 января 1852 года представители ряда кланов Кумеяай, включая Панто, встретились с комиссаром Оливером М. Возенкрафтом и заключили Договор Санта-Исабель. Соглашение было частью «18 договоров» Калифорнии , заключенных для защиты земельных прав индейцев. После заключения 18 договоров документы были отправлены на утверждение в Сенат США. Под давлением белых поселенцев и делегации Сената Калифорнии все договоры были отклонены. [ 24 ]

С 1870 по 1910 годы американские поселенцы захватывали земли, в том числе пахотные и собирательные земли. В 1875 году президент Улисс С. Грант создал в этом районе резервации, а дополнительные земли были переданы под статус доверительного патента после принятия Закона 1891 года об оказании помощи индейцам-миссионерам. Резервации, как правило, были небольшими и не имели достаточного запаса воды. [ 31 ] Ситуация усугубилась во время голода 1880–1881 годов, который заставил многих Кумеяай выживать, принимая благотворительность от белых, поскольку они столкнулись с болезнями, голодом и нападениями со стороны белых поселенцев. [ 32 ]

Некоторые кумеяай предпочли не создавать резервацию внутри страны и искали работу в Сан-Диего, многие из которых мигрировали в деревню Кумеяай на территории нынешнего парка Бальбоа, возглавляемую группой Флоридского каньона Кумеяай. Деревня начала расти после приема иммигрантов из других групп Кумеяай, а также из других коренных калифорнийских племен и племен Баджено, которые искали работу в городе, превратив деревню в район, интегрированный в городскую структуру. [ 33 ] Затем деревня была снесена в начале 1900-х годов в рамках подготовки к Панамско-Калифорнийской выставке 1915 года , в результате чего жители деревни были вытеснены.

Кумеяай были перемещены для строительства водохранилища Эль-Капитан.

В 1932 году коапан -кумеяай, жившие и занимавшиеся сельским хозяйством на реке Сан-Диего, были выселены, чтобы освободить место для плотины и водохранилища Эль-Капитан , а их жители переселились в резервации Барона и Вьехас , что еще больше сократило сельскохозяйственные мощности резерваций Кумеяай. [ 20 ]

Кумеяай в мексиканской революции (1910–1911)

[ редактировать ]

Во время Мексиканской революции магонистас ; заручились поддержкой Кумеяай с энтузиазмом, особенно в регионе Текате многие кумеяаи по обе стороны границы были соблазнены их анархо-синдикалистским посланием об освобождении коренных народов от мексиканских и американских колониальных национальных государств, начиная с конца диктатуры Порфирио Диаса . Кумеяай поддерживали магонистов в качестве проводников по всей стране, чья помощь позволила им контролировать Мехикали, Текате и Тихуану во время восстания магонистов 1911 года . [ 34 ] Тем не менее, кумеяай не участвовали в большей части активных боевых действий во время восстания Магониста, не участвовали вместе с племенами Кокопа , Килива и Пайпай в набегах на небольшие города или грабежах китайско-мексиканских предприятий в регионе и, возможно, даже занимались контрабандой. Китайско-мексиканские беженцы на американской стороне границы. [ 34 ] К концу июня восстание было подавлено администрацией Мадеро .

После революции запрет на эхидос и другие формы общественной жизни был снят, и кумеяай смогли законно возобновить свой традиционный общинный образ жизни со своими общинами в Валье-де-Лас-Пальмас , Пенья-Бланка и пяти других своих резервациях. [ 35 ]

Современная эпоха

[ редактировать ]

Кумеяай — американская экономика и индустрия казино.

[ редактировать ]

Кумеяайцы поддерживали себя сельским хозяйством и наемным трудом в сельском хозяйстве; однако 20-летняя засуха в середине 20-го века нанесла ущерб экономике сухого земледелия региона. [ 36 ] Для общего блага несколько резерваций в США создали некоммерческую организацию Kumeyaay, Inc. [ 37 ]

Сокращение программ социального обеспечения коренных американцев при администрациях Рейгана и Буша-старшего вынудило резервацию искать другие источники дохода и извлекать выгоду из отраслей, которые были бы невозможны за пределами резервации. [ 38 ]

Barona Resort Hotel

В 1982 году Barona Band выиграла дело Barona Group в деле Capitan Grande Band of Mission Indians против Даффи (1982) о проведении игр в бинго с высокими ставками, что привело к расширению многих операторов бинго Кумеяай в индустрии казино. Это помогло наладить игровую деятельность в стиле Лас-Вегаса в резервациях региона, за короткое время искоренив безработицу и бедность в резервациях. Всего в Кумеяай действуют шесть казино: курорт и казино Barona Valley Ranch, курорт и казино Sycuan, казино и курорт Viejas, казино и отель Valley View, казино и туристический центр Golden Acorn и казино Jamul. [ 38 ]

В ответ на бум строительства казино правительство округа Сан-Диего придерживалось политики противодействия любому росту племенной экспансии при любых обстоятельствах, опасаясь, что земля будет использоваться для строительства новых казино, что нарушило отношения между округом и Кумеяай. Пайомкавичум (Луисеньо) и Куупангаксвичем (Купеньо) . Правительства племенных резерваций [ 39 ] Наблюдательный совет округа Сан-Диего отменил эти правила в мае 2021 года. [ 40 ]

Относительный успех игровых операций во многих резервациях позволил им купить права на наименование инфраструктуры в регионе Сан-Диего, такой как зеленая линия Сикуан троллейбуса Сан-Диего и SDSU Viejas Arena . Некоторые резервации также диверсифицировали свой экономический профиль, например, компания Muht Hei Inc., расположенная в резервации Кампо , которая контролирует ветряную электростанцию ​​резервации, или Sycuan Band приобретение американского отеля Grant . [ 41 ] [ 42 ] Кроме того, Сикуан также стал первым индейским племенем, владеющим частью профессиональной футбольной франшизы, став совладельцем футбольного клуба Сан-Диего , команды расширения Высшей футбольной лиги , и вторым, имеющим долю собственности в любой профессиональной спортивной команде. [ 43 ]

Кумеяай-мексиканская экономика и индустрия винного туризма

[ редактировать ]

На мексиканской стороне границы резервации Кумеяай производят традиционные ремесленные изделия для продажи на американской стороне границы вместе с партнерскими магазинами сувениров и казино Кумеяай. [ 44 ]

Многие кумеяаи переехали в городские районы в поисках лучших возможностей трудоустройства по сравнению с их работой в сельском хозяйстве в резервации. Депопуляция их резерваций позволила соседним некоренным эхидо вторгнуться на их земли. [ 45 ]

Долина Гуадалупе, Британская Колумбия

Резервации Кумеяай на мексиканской стороне границы в значительной степени сохранили свое традиционное наследие. В некоторых резервациях возникла нехватка воды, что затрудняло продолжение сельскохозяйственной деятельности. Это побудило многие общины заняться дегустацией вин и туризмом в долине Гуадалупе. [ 46 ] Многие группы начали организовывать винные туры и фестивали, чтобы привлечь туристов и иностранных гостей из южной Калифорнии, а также пассажиров круизных судов, останавливающихся в порту Энсенада . [ 35 ]

Кумеяай и американо-мексиканская граница

[ редактировать ]

В 1998 году Кумеяай создал оперативную группу по границе Кумеяай для работы с федеральными иммиграционными властями в целях обеспечения свободного прохода банд Баха Кумеяай для посещения банд Кумеяай США и обеспечения их прав на охраняемые могилы и артефакты, охраняемые Законом о защите и репатриации могил коренных американцев. 1990 года. [ 20 ]

Однако в 2020 году строительство пограничной стены ускорилось, и представителям Кумеяай на границе, занимающимся защитой и сохранением артефактов Кумеяай, не разрешили проехать на территорию строительства. Это вызвало протесты среди банд и женщин Кумеяай, которые организовали акцию протеста на границе в июле. В августе группа Ла Поста подала иск против администрации Трампа, стремясь заблокировать дальнейшее строительство пограничной стены через их священное кладбище (места захоронения). [ 47 ]

Общество

[ редактировать ]

Социальная структура

[ редактировать ]
Кумеяайские предметы

До западной ассимиляции кумеяай были организованы в группы или кланы, называемые сибсами или шиимуллами, которые основывались на семейных линиях, и в каждом родственном доме проживало от 5 до 15 семей. Каждый отпрыск имел свою собственную территорию и имел право защищать права собственности на землю, наказывая воров и нарушителей. Однако Кумеяай признавали право на воду, а также были обязаны делиться едой с посетителями. [ 48 ]

В Кумеяай существовало патриархальное общество, в котором должность вождя, или Кваапай , передавалась по наследству от отца к сыну, хотя иногда вдовам разрешалось занять эту должность. Роль Кваапай заключалась в защите традиций, проведении церемоний и разрешении споров, а также в его обязанности входило политическую, религиозную и экономическую деятельность сиба. Будущие кваапаай часто выбирались кваапаем другого человека, не имеющего семейных связей, чтобы обеспечить беспристрастность. [ 48 ]

Кваапаайцев также сопровождали помощники и имелся совет кусейайцев . Кусеяай состояли из священников мужского и женского пола, врачей и других специалистов в области здравоохранения, экологии, управления ресурсами, традиций и религии. Кваапаай мог позвонить Кусеяайсу для предоставления информации или принятия решений в интересах благополучия брата. Каждой семье в сибсе разрешалось следить за принятием решений и участвовать в нем, или она могла покинуть сибса и принять собственное решение. [ 48 ]

Кумеяай практиковали браки по расчету, заключаемые родителями разных братьев и сестер. Будущий муж должен был продемонстрировать свои способности к охоте и должен был преподнести будущей невесте убитую им дичь. Невеста переезжала к брату мужа, как только они поженились. Брачные отношения также заключались между братьями и сестрами и другими соседними племенными группами как жест мира между враждующими группами или как часть торговых отношений. [ 49 ]

Рамка 'эваа

Кумеяай обычно жили в куполообразных домах, построенных из ветвей и покрытых листьями ивы или туле, называемых эваа. Эти конструкции имели отверстие наверху для выхода дыма и камни вдоль основания, чтобы не допускать ветра и мелких животных. [ 49 ] Некоторые кумеяаи, жившие в горах, построили себе дом из кусков коры. [ 50 ]

Эти структуры часто были временными. Когда семьи переезжали или если в доме кто-то умирал, его часто сжигали. [ 49 ]

В теплое время года мужчины не носили ничего, кроме кожаной набедренной повязки для хранения инструментов, а женщины носили фартук или юбку из коры ивы или бузины. В холодные месяцы они носили одеяла из коры ивы или шкур кролика.

Они носили сандалии из агавы, сделанные из волокон юкки и агавы, когда передвигались на большие расстояния, по острым камням или горячему песку. Некоторые носили в качестве украшений ожерелья из бус с бусами из моллюсков, морских ушек или раковин оливеллы . Кроме того, мужчины могли проколоть нос, а женщины сделать татуировку на подбородке.

Кумеяай начали отказываться от большей части своей традиционной одежды после контакта с испанцами и переняли одежду в европейском стиле, нося одежду, которая была нормальной для Латинской Америки. [ 49 ]

Желуди были основным продуктом диеты Кумеяай, и из них готовили желудевую кашу, которую они называли шави , которую можно было использовать в тесте для приготовления хлеба путем измельчения с помощью мано и метате . Другие зерна, такие как орехи пинон или семена чиа, также измельчались и употреблялись в пищу. [ 51 ] Кумеяай хранили это зерно в корзинах-амбарах, сделанных из листьев ивы. Они также употребляли листья и плоды опунции и кактуса копал, а также вишню, сливу, бузину и ягоды мансаниты . [ нужна ссылка ] Они также ферментировали многие из этих растений водой и медом, чтобы получить спирт. [ 52 ]

Они охотились на таких животных, как птицы, кролики, белки и лесные крысы , а также на более крупных животных, таких как антилопы, олени и горные бараны. Кумеяай также питались более богатыми питательными веществами насекомыми, такими как сверчки, личинки и кузнечики. [ 49 ]

Камия Кумеяай в Имперской долине практиковала некоторые формы сельского хозяйства, выращивая кукурузу, бобы и тепари . Однако, как и другие кумеяаи, они в основном полагались на собирательство. [ нужна ссылка ]

Экономика и связь

[ редактировать ]
Свернутая корзина Кумеяай, сотканная Селестиной Лачапа, XIX век, Музей США в Сан-Диего.
Корзина для хранения ивы Кумеяай в культурном музее Автономного университета Нижней Калифорнии , Мехикали

Ипай-Типай Кумеяай торговали с Камия Кумеяай, чтобы получить обсидиан из района к югу от Солтон-Си. В пределах Типай-Ипай прибрежные Кумеяай обменивали соль, морские водоросли и раковины морских ушек на желуди, агаву, мескитовые бобы и тыквы с горы Кумеяай. Они также торговали вдоль побережья Тихого океана, чтобы получить бусины из ракушек Olivella у чумаш, а также у племен вдоль Калифорнийского залива и на юго-западе Америки, вплоть до дальнего востока, чтобы торговать с зуни . [ 53 ] В землях Кумеяай также было много гранита, который использовался для обмена на пестики, стеатит, орлиные перья и цветные минералы для красок. [ нужна ссылка ]

Морская экономика Кумеяай основывалась на ловле ракушек, и они строили рыбацкие лодки: либо плоты из бальсы, сделанные из тростника, либо долбленые каноэ. [ нужна ссылка ] Чтобы поддержать свою морскую экономику, они производили рыболовные копья, крючки и сети из волокон агавы. [ 49 ]

По прибытии испанцев плетеные корзины высоко ценились европейцами, так как эти корзины были настолько хорошо сделаны, что могли удерживать воду, и в них можно было готовить еду на открытом огне. Высокий спрос на калифорнийские плетеные корзины на мексиканских и европейских рынках укрепил экономику плетения корзин среди кумеяай. [ 54 ]

У Кумеяай была система бегунов, которые передавали сообщения и объявления между бандами, которые уведомляли о присутствии испанцев до прибытия Кабрильо в Сан-Диего. [ 55 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Кумеяай использовали стрельбу из лука для охоты на добычу. Стрелы делались из дерева, тростника или тростника, а также из сорочки или жирного дерева для более крупных животных. Луки изготавливали из мескитового дерева или ясеня, а также шкур животных. Они также были вооружены метательными палками, более известными как кроличьи палки , которые использовались для выбивания мелких животных и иногда использовались на войне. [ 49 ]

Культура

[ редактировать ]

В Кумеяай существует непрерывная песенная и танцевальная культура, многие из которых до сих пор передаются следующему поколению в особых случаях. Такие случаи, как траур по важной фигуре, сопровождались танцем орла, а воинственный танец сопровождал тех, кто направлялся в битву. Мужчины часто исполняли песни под трещотку, а женщины поддерживали песню танцем. Благодаря Миссии Кумеяай приобрели навыки игры на западных музыкальных инструментах и ​​присоединились к хорам и оркестрам Миссии. [ 49 ]

У них также были животные-компаньоны, а также домашние пересмешники и дорожные бегуны в качестве домашних животных.

Одна история создания Кумеяай рассказывает о первоначальном состоянии мира, когда он был покрыт соленой водой и туле, без земли. Старший брат Тучаипа (также известный как Ту-чай-пай, Цайпакомат) и младший брат-близнец Йокоматис (Йо-ко-мат-ис) творят мир. Тучаипа растирает табак в руке и трижды дует в него, заставляя небеса подняться и образовать небо. Он проводит линию с востока на запад, названную Й-нак и А-ук. Он проводит линию с севера на юг, называемую Ка-Тулк и Я-вак. Он сообщает Йо-ко-мат-ису, что с востока идут три или четыре человека, а с востока идут три или четыре индейца, и он делает холмы и долины с впадинами для воды, чтобы люди не умирали. обезвоживания. Он создает леса, чтобы люди не умирали от холода. Затем он делает из грязи людей, которые могут ходить, но никогда не устают, и говорит им, что они должны идти на восток к свету. Когда люди достигают Солнца, он создает Луну и говорит людям, что они должны участвовать в гонках, пока Луна маленькая. Позже, когда еды и воды становится меньше, Тучаипа созывает мужчин без женщин и предлагает им три варианта выбора; умереть навсегда; пожить какое-то время и вернуться; или жить вечно. Мужчины разделились во мнениях по поводу того, что выбрать, и говорят и говорят, не зная, что делать. Тогда приходит Муха и говорит, что они должны выбрать смерть навсегда, и поэтому люди решают покончить с жизнью и умереть навсегда. По этой причине муха потирает руки, выпрашивая у людей прощение. [ 56 ]

В другой истории Цайпакомат и Йокоматис закрыли глаза от ослепляющей соленой воды. Йокоматис пытается видеть на поверхности воды, но открывает глаза и ослепляет. Цайпакомат поднимается над водой и ничего не видит, поэтому он создает маленьких красных муравьев (мискилуив, чирасир), которые наполняют воду своими телами, образуя землю. Затем Цайпакомат создает тип черной птицы с плоским клювом (ксаниил), но они потерялись без своих насестов, поэтому Цайпакомат берет красную глину, желтую глину и черную глину, чтобы сделать круглый плоский предмет, и бросает его. в небо, чтобы образовалась тускло сияющая луна (халя). Цайпакомат снова пытается из другого куска глины сделать более яркое солнце (иньяу). Затем он берет светлый кусок глины (мутаквич) и раскалывает его, создавая мужчину и женщину (Синьяксау, Первая Женщина). Дети этого мужчины и этой женщины — люди (ипай). [ 57 ]

Заведения эпохи резервации Кумеяай

[ редактировать ]

был Общественный колледж Кумеяай создан группой Сикуан для служения нации Кумеяай-Дьегеньо и описывает свою миссию как «поддержку культурной самобытности, суверенитета и самоопределения, одновременно удовлетворяя потребности коренных и неместных студентов». Колледж специализируется на «Истории Кумеяай, этноботанике Кумеяай и традиционном искусстве коренных народов». Он «обслуживает и полагается на ресурсы из тринадцати резерваций народа Кумеяай, расположенных в округе Сан-Диего». [ 58 ] Осенью 2016 года колледж Куямака начал предлагать степень младшего специалиста по исследованиям Кумеяай на курсах в кампусе Ранчо Сан-Диего, а также в общественном колледже Кумеяай в резервации Сикуан. [ 59 ]

Сыкуанский институт племенных игр также был основан в SDSU группой Сыкуан с упором на исследования и политику, связанные с племенной игровой индустрией.

Население

[ редактировать ]

Оценки численности населения большинства коренных групп Калифорнии до контакта существенно различались. В 1925 году Альфред Л. Кребер предположил, что население Кумеяай в районе Сан-Диего в 1770 году составляло около 3000 человек. [ 60 ] Совсем недавно Кэтрин Луомала отмечает, что эта оценка зависит от расчетов количества крещений в Миссии и поэтому «игнорирует некрещеных». Она предполагает, что регион мог бы поддержать 6–9 000 человек. [ 61 ] Флоренс К. Шипек идет еще дальше, оценивая численность населения в 16 000–19 000 человек. [ 62 ]

По оценкам, в конце восемнадцатого века население Кумеяай составляло от 3000 до 9000 человек. [ 1 ] В 1828 году миссиями было зарегистрировано 1711 кумеяай. Федеральная перепись 1860 года зафиксировала 1571 кумеяай, проживающих в 24 деревнях. [ 61 ] В 1968 году Бюро по делам индейцев зарегистрировало 1322 кумеяай, из которых 435 проживали в резервациях. [ 61 ] К 1990 году около 1200 человек жили на землях резерваций, а 2000 - в других местах. [ 1 ]

Племена и резервации

[ редактировать ]
Кумеяайские резервации и деревенские общины
Бронирование Языковая принадлежность Расположение Связанная деревня (а) Кумеяай Население Федеральное признание [ 63 ] Площадь в милях 2 (км 2 ) [ 64 ] Включает

ОРТЛ ? [ 64 ]

Земля Вода Общий
Группа Инаджа миссии Диегено Индейцы резервации Инаджа и Космит 'Iipay Округ Сан-Диего Дети

Космит

15 1875 1.34 (3.48) 0 1.34 (3.48) нет
Группа Меса-Гранде миссии Диегено Индейцы резервации Меса-Гранде 'Iipay Округ Сан-Диего Текемак

Кумехолл

98 1875 2.73 (7.06) 0 2.73 (7.06) нет
Группа Сан-Паскаля индейцев миссии Диегено из Калифорнии 'Iipay Округ Сан-Диего Ахмукатлатль ( деревня Сан-Паскуаль ) 1,097 1910 2.24 (5.79) 0 2.24 (5.79) нет
Iipay Nation of Santa Ysabel (бывшая группа Санта-Исабель индейцев миссии Диегено из резервации Санта-Исабель ) 'Iipay Округ Сан-Диего Элькуанан (Санта-Исабель) 330 1893 23.42 (60.67) 0 23.42 (60.67) нет
Индейская резервация Лагуна (резервация Кваайми) (несуществующая в 1989 г.) [ 65 ] 'Iipay Округ Сан-Диего Иньякай? Ага-Хакаик? 0 1947 (несуществующий) нет
Группа Кампо индейцев миссии Диегено из индейской резервации Кампо Типай Округ Сан-Диего Меелкш Г'тай 362 1893 25.76 (66.73) 0 25.76 (66.73) нет
Оркестр капитан-гранде индейцев миссии Диегено из Калифорнии Типай, 'Ипай Округ Сан-Диего 'Э-кильш а-махк ( Куямак ) 0 1875 24.88 (64.43) 0.00032 (0.00083) 24.88 (64.43) нет
Группа Барона из Капитана Гранде Отряд индейцев-миссионеров резервации Барона Типай, 'Ипай Округ Сан-Диего 640 1875 9.31 (24.12) 0 9.31 (24.12) нет
Вьехас (барон Лонг) Группа капитан-гранде Отряд индейцев-миссионеров резервации Вьехас Типай, 'Ипай Округ Сан-Диего Избавься от этого 520 1875 2.51 (6.50) 0 2.51 (6.50) нет
Группа индейцев Кумеяайп Эвиапаайп (бывшая община индейцев миссии Диегено в резервации Куяпайпе Куяпайпе ) Типай Округ Сан-Диего Эвиапаай 7 1893 8.55 (22.14) 0 8.55 (22.14) нет
Индийская деревня Джамул в Калифорнии Типай Округ Сан-Диего обуздать 60 1975 0.023 (0.060) 0 0.023 (0.060) нет
Группа Ла Поста индейцев миссии Диегено из индейской резервации Ла Поста Типай Округ Сан-Диего Люблю тебя 55 1893 6.39 (16.56) 0 6.39 (16.56) нет
Группа Мансанита из миссии Диегено Индейцы резервации Мансанита Тийпай, Камия Округ Сан-Диего Сняакватун 78 1893 7.17 (18.58) 0 7.17 (18.58) да
Сыкуанский оркестр народа Кумеяай Типай Округ Сан-Диего Секван 211 1875 1.28 (3.31) 0 1.28 (3.31) да
Деревенская община Языковая принадлежность Расположение Меня зовут Кумеяай Население Признанные сообщества Мексики
Агуахе де ла Туна (Текате) Типай Муниципалитет Текате Хасамен 18 Нет
Неджи Джойнтс Типай Муниципалитет Текате Неджи 25 Да
Пенья Бланка Типай Муниципалитет Текате 'Уи'хапал 2 Нет
Сан-Хосе де ла Зорра Типай Пляжи муниципалитета Росарито

Муниципалитет Энсенада

  • Мат Пуржао
  • Выпирать?
77 Да
Сад Типай Муниципалитет Энсенада Просить 131 Да
Сан-Антонио Некуа Типай Муниципалитет Энсенада Существует слишком 204 Да
Санта-Катарина Тийпай, Камия Муниципалитет Энсенада 133 Да

Современные города с происхождением деревни Кумеяай.

[ редактировать ]

Другие бывшие деревни в США

[ редактировать ]

В Тепакул Ватаи (город Сан-Диего в США ) : [ 67 ] [ 68 ]

В округе Сан-Диего

В Имперском округе

Другие бывшие деревни в Мексике

[ редактировать ]

В муниципалитете Тихуаны [ 66 ]

  • Ква-ква (Оленья шкура)
  • Ваня Пу:вам (Бонифас Рок)
  • We-ilmex (около плотины Эль-Карризо)
  • Mat g'tay
  • Мат Хасил Эвик Какап ( Острова Коронадо )

В муниципалитете Текате

  • Матайна:л (Вильяреал Сан-Хосе)
  • Сикау (Танама)
  • Mat'kwoho:l (Масляная пушка)
  • Steam 'cu:l uit (Баттер-Каньон)
  • Джа-квак-вак (Лас-Хунтас)
  • Хакамум/Хакумум (Агуа Туле)
  • Метоттай ( Долина пальм )
  • Кват Куншапакс (Тыквы)
  • Куквапа:л (Компадр)
  • 'Уи'ха'тумер
  • Муту Ката (Каньон Кансио)
  • Джатам (Санта-Клара)
  • Ха'мат'тай (Джаматай)
  • Ha'kume (Ejido Jacume) Скачать бесплатно Mp3

В муниципалитете Мехикали

  • Хват Ньякнюма (Эхидо Ласаро Карденас)
  • Веквилул
  • Нет никакого способа

В муниципалитете Энсенада

  • Джлумук ( Долина Гваделупы )
  • Джурр-джурр (Скрытая вода)
  • Долина Нува (Эль-Саузаль)
  • Уйчиквар (Королевский замок)
  • Ю квинь:л (Черные глаза)
  • Хакур (Сан-Сальвадор)
  • Хиспап
  • Матнук
  • Хакивей
  • Хакукпин
  • Хамескини

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Прицкер 2000 , с. 145.
  2. ^ «Индейцы округа Сан-Диего» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 01.11.2020 . Проверено 29 октября 2020 г.
  3. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 81.
  4. ^ Смит 2005 , с. 12.
  5. ^ Лэнгдон 1990 , стр. 184–190.
  6. ^ Барфилд, Чет (2 ноября 2005 г.). «Некролог: Маргарет Лэнгдон; лингвист помог написать первый местный индийский словарь» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б с Луомала 1978 , с. 594 .
  8. ^ Притцкер 2000 , с. 140.
  9. ^ Поле 2012 , с. 557.
  10. ^ Эрландсон и др. 2010 , с. 62.
  11. ^ «КАРТА КУМЕЯАЙ 1776 г. Территория Кумеяай, 2005 г. Калифорнийские индейские резервации» . Информационная деревня Кумеяай . Архивировано из оригинала 10 декабря 2018 г. Проверено 9 декабря 2018 г.
  12. ^ «Словарь имен собственных в предыстории Калифорнии» . Общество Калифорнийской археологии . Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 года . Проверено 12 августа 2011 г.
  13. ^ «Коренные американцы» . Государственный природный заповедник Торри Пайнс . Архивировано из оригинала 11 октября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  14. ^ «Кумейай Южной Калифорнии» . Информационная деревня Кумеяай . Архивировано из оригинала 28 сентября 2016 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  15. ^ Jump up to: а б Луомала 1978 , стр. 592 .
  16. ^ Яги, Джордж (11 октября 2017 г.). «Битва за Сан-Диего» . ИсторияНет . Архивировано из оригинала 29 сентября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  17. ^ «Социополитические аспекты восстания 1775 года в миссии Сан-Диего-де-Алькала» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  18. ^ Наоми Сассман. «Дипломатия коренных народов и испанское посредничество в регионе Нижнего Колорадо и реки Хила, 1771–1783 гг.». Этноистория , вып. 66, нет. 2 апреля 2019 г., стр. 329–52. ЭБСКОхост , дои : 10.1215/00141801-7298819 .
  19. ^ Гёрлинг, Сара (22 ноября 2018 г.). «Благодарите и помните своих кузенов» . Латиноамериканские повстанцы . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  20. ^ Jump up to: а б с д «Хронология Кумеяай» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Коннолли, Майк. «Кумейяай – Мексиканский период» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  22. ^ Руге, Джастин (2005). «Исторические посты Калифорнии: Фуэрте-де-Лагуна-Чапала» . www.militarymuseum.org . Проверено 13 августа 2024 г.
  23. ^ Луомала 1978 , с. 595 .
  24. ^ Jump up to: а б с «История: 1769 год — Прибытие испанцев» . SanPasqualBandofMissionIndians.org . Архивировано из оригинала 2 февраля 2021 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б Фаррис, Гленн. «Капитан Хосе Панто и индейский пуэбло Сан-Паскуаль в округе Сан-Диего 1835–1878» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 12 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  26. ^ Круз, Дебби; Мохебби, Эмилин; Рут, Брук (6 декабря 2023 г.). «Привлечение к ответственности за смерть от передозировки как за убийство» . Общественные СМИ KPBS (подкаст). КПБС . Проверено 7 декабря 2023 г.
  27. ^ «Индийское налоговое восстание 1851 года» . ИсторияНет . 12 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2021 г. Проверено 3 сентября 2020 г.
  28. ^ «История Сан-Диего: Восстание Гарры» . Лос-Анджелес Таймс . 10 августа 1992 года. Архивировано из оригинала 11 апреля 2021 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  29. ^ «Кумеяайское чувство земли и ландшафта» . Группа Вьехас индейцев Кумеяай . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 года . Проверено 3 сентября 2020 г.
  30. ^ Коннолли, Майк. «Кумейяай – геноцид в Калифорнии» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 31 марта 2022 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  31. ^ Шипек 1978 , с. 610 .
  32. ^ Коннолли, Майк. «Кумеяайская угроза 1860-1880 годов» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 октября 2020 г.
  33. ^ «Хосе Хатам Био» . Источник американских индейцев . Архивировано из оригинала 25 июля 2021 г. Проверено 3 августа 2021 г.
  34. ^ Jump up to: а б Муньос 2012 , стр. 30–31.
  35. ^ Jump up to: а б «Земля Кумеяай: сельское наследие Нижней Калифорнии, находящееся под угрозой исчезновения» . SohoSanDiego.org . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  36. ^ Шипек 1978 , с. 611 .
  37. ^ Шипек 1978 , с. 616 .
  38. ^ Jump up to: а б Банегас, Итан (зима 2017 г.). «Индийские игры в стране Кумеяай» (PDF) . Журнал Исторического центра Сан-Диего . 63 (1). Ежеквартальный журнал Исторического центра Сан-Диего. Архивировано (PDF) из оригинала 29 ноября 2021 г. Проверено 12 мая 2021 г.
  39. ^ Мапп, Лорен (3 апреля 2021 г.). «Округ может снять барьеры для племен, расширяющих свои резервации» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 апреля 2021 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
  40. ^ «Стражи округа Сан-Диего отменяют племенную политику» . КГТВ . 6 мая 2021 г. Архивировано из оригинала 6 мая 2021 г. Проверено 6 мая 2021 г.
  41. ^ «Кампо Кумеяай Нэйшн | Мухт Хей, Инк. | Ветряная электростанция Кумеяай» . www.campo-nsn.gov . Проверено 6 июля 2023 г.
  42. ^ АМЕРИКАНСКАЯ КОРПОРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ, ИСТОЧНИК, V. ВЕРХОВНЫЙ СУД ОКРУГА САН-ДИЕГО, ОТВЕТЧИК; US GRANT HOTEL VENTURES, LLC, ЗАИНТЕРЕСОВАННАЯ СТОРОНА. НЕТ. Д060868. 24 МАЯ 2012.
  43. Зейглер, Марк (18 мая 2023 г.). « Сан-Диего становится 30-м клубом Высшей футбольной лиги в знаменательный момент для рассадника спорта ». Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Проверено 20 мая 2023 г.
  44. ^ "САН-АНТОНИО-НЕКУА, Нижняя Калифорния, Мексика, документальный фильм об индейцах Кумиай, фотографии, картинки " Кумеяай Информационная деревня Архивировано из оригинала 16 октября . Получено 2 сентября ,
  45. ^ «Хунтас де Нехи» . Kumeyaay.com . Архивировано из оригинала 17 марта 2022 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  46. ^ «Абориген Кумиай в поисках нового пути — Рассказчик Баха» . Страховые услуги Baja Bound . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  47. ^ Шрикришнан, Майя (17 августа 2020 г.). «Отчет о границе: группа Кумеяай подает в суд с требованием остановить строительство стены на границе» . Голос Сан-Диего . Архивировано из оригинала 20 августа 2020 года . Проверено 2 сентября 2020 г.
  48. ^ Jump up to: а б с Пико, Энтони. «Тысячелетие Кумеяай — история земли» . www.americanindiansource.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2020 года . Проверено 31 октября 2020 г.
  49. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бачич, Дамиан (13 ноября 2019 г.). «Коренные американцы Южной Калифорнии: Кумеяай» . Калифорнийский проект Frontier . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года . Проверено 31 октября 2020 г.
  50. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 19.
  51. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 27.
  52. ^ «Сан-Диего Брюс» . Исторический центр Сан-Диего . Архивировано из оригинала 22 сентября 2021 года . Проверено 6 апреля 2021 г.
  53. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 21.
  54. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 29.
  55. ^ Хоффман и Гэмбл 2006 , с. 39.
  56. ^ Дюбуа, Констанс Годдард. «Мифология Диегеньо». Журнал американского фольклора , том. 14, нет. 54, 1901, стр. 181–85. ДЖСТОР , дои : 10.2307/533630 . По состоянию на 26 мая 2023 г.
  57. ^ «Деколонизация истории Сан-Диего: размышления Ипай о контексте и влиянии 1769 года» . Исторический центр Сан-Диего | Сан-Диего, Калифорния | Наш город, наша история . Архивировано из оригинала 26 мая 2023 г. Проверено 26 мая 2023 г.
  58. ^ «Кумеяайский общественный колледж» . Архивировано из оригинала 8 октября 2007 года . Проверено 10 октября 2016 г.
  59. ^ Хуард, Кристина (15 августа 2016 г.). «Колледж расширяет программу обучения в Кумеяай» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
  60. ^ Кребер 1925 , с. 88.
  61. ^ Jump up to: а б с Луомала 1978 , с. 596 .
  62. ^ Шипек 1986 , с. 19.
  63. ^ «Министерство внутренних дел, Бюро по делам индейцев» (PDF) . Уведомление 145A2100DD/A0T500000.000000/AAK3000000: Индийские организации, признанные и имеющие право на получение услуг (отчет). Федеральный реестр . Том. 80. Государственное издательство . 14 января 2015 г. стр. 1942–1948. OCLC   1768512 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 февраля 2015 г.
  64. ^ Jump up to: а б «Сайт переписи населения США» . Архивировано из оригинала 27 декабря 1996 г. Проверено 21 марта 2017 г.
  65. ^ Рэй, Нэнси (23 декабря 1989 г.). «Последний чистокровный индеец кваайми умер в возрасте 87 лет» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 24 декабря 2020 года . Проверено 28 ноября 2020 г.
  66. ^ Jump up to: а б "bajacalifology.org - Топонимы Кумеяай" . www.sandiegoarchaeology.org . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 1 сентября 2020 г.
  67. ^ Феликс-Ибарра, Анна Патрисия (17 августа 2021 г.). «Давай топонимы » ArcGIS StoryMaps . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 г. Получено 2 декабря 2021 г.
  68. ^ «Кумеяайское чувство земли и ландшафта - группа индейцев Кумеяай Вьехас» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 г. Проверено 28 декабря 2021 г.
  69. ^ Каррико, Ричард Л. (лето 1980 г.). «Индейцы Сан-Диего и годы пренебрежения федерального правительства, 1850–1865» . Журнал истории Сан-Диего . Историческое общество Сан-Диего. Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 г. Проверено 22 июня 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дюбуа, Констанс Годдар. 1904–1906. «Мифология индейцев-миссионеров: мифология индейцев луисеньо и диегеньо Южной Калифорнии». Журнал Американского фольклорного общества , Vol. XVII, № LXVI. п. 185-8 [1904]; Том. XIX. № LXXII, стр. 52–60 и LXXIII. стр. 145–64. [1906].
  • Мисквиш, Майкл К. Кумеяай: Книга истории . Эль-Кахон, Калифорния: Sycuan Press, 2007.
  • Мисквиш, Майкл С. и Джоэл Цвинк. Сыкуан: Наши люди, наша культура, наша история: почитая прошлое, строим будущее . Эль-Кахон, Калифорния: Сикуанский оркестр народа Кумеяай, 2006.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9cb18787fa5e4653eef5ade578f7a0f__1723558680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/0f/c9cb18787fa5e4653eef5ade578f7a0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kumeyaay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)