Китайская иммиграция в Мексику
китайско-мексиканцы; китайские мексиканцы Китайско-мексиканец | |
---|---|
Общая численность населения | |
24 499 граждан Китая в Мексике (2020 г.) [ 1 ] 965 граждан Тайваня в Мексике (2020 г.) [ 2 ] около 70 000 мексиканцев китайского происхождения (2008 г.) [ 3 ] (0,1% населения Мексики) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Нижняя Калифорния • Мехико | |
Языки | |
Мексиканский испанский • Мандаринский диалект • Кантонский диалект | |
Родственные этнические группы | |
Зарубежные китайцы • Мексиканцы азиатского происхождения • Латиноамериканцы азиатского происхождения |
Иммиграция китайцев в Мексику началась в колониальную эпоху и продолжается по сей день. Однако наибольшее количество мигрантов в Мексику прибыло в течение двух волн: первая охватывала период с 1880-х по 1940-е годы, а другая, активизировавшаяся волна мигрантов, прибывших с начала 21 века. Между 1880 и 1910 годами, во время правления президента Порфирио Диаса , мексиканское правительство пыталось модернизировать страну, особенно в строительстве железных дорог и развитии малонаселенных северных штатов. Когда правительство не смогло привлечь достаточное количество европейских иммигрантов, было решено разрешить въезд в страну китайских рабочих-мигрантов. [ 4 ] Поначалу небольшие китайские общины появлялись в основном на севере страны, но к началу 20 века китайские общины можно было найти во многих частях страны, включая столицу Мехико. [ 5 ] К 1920-м годам численность китайцев в стране составляла около 26 000 человек. [ 6 ]
Однако сильные антикитайские настроения , особенно в Соноре и Синалоа , привели к депортациям и незаконным изгнаниям китайско-мексиканских семей в 1930-х годах, официальное число которых к 1940 году составило 618 китайско-мексиканцев. [ 7 ] Вскоре после первой волны изгнания начались попытки репатриировать китайско-мексиканские семьи, что привело к двум крупным возвращениям и возвращению различных небольших групп в период с конца 1930-х по 1980-е годы. Сегодня в Мексике существуют две основные китайские общины: одна в Мехикали , а другая в Мехико . [ 8 ]
После десятилетий низкой миграции число китайских мигрантов снова быстро растет. По переписи 2000 года в стране проживало 1754 гражданина Китая, а по переписи 2010 года число постоянных жителей достигло 6655 человек. [ 9 ] с общей численностью (постоянных и временных) мигрантов около 11 000 человек. [ 10 ] В 2009 году Национальный институт миграции удовлетворил 2661 миграционное заявление от лиц из Китая, тогда как в 2010 году их было 3620, что означает рост за один год на 36%. [ 11 ] Из 54 440 мигрантов, получивших вид на жительство в 2013 году, 4743 (8,71%) были китайцами, что больше, чем в любой другой группе, за исключением американцев с 12 905 (23,7%). [ 10 ]
Иммиграция в Мексику
[ редактировать ]В 1930 году в Мексике был самый высокий процент иностранных иммигрантов. Одна из причин этого заключается в том, что с 1820-х по 1920-е годы Мексика погрязла в политической нестабильности и гражданской войне. Другая причина заключается в том, что здесь не было огромных территорий открытых земель, которые привлекали фермеров в такие места, как Соединенные Штаты и Аргентина. Несмотря на небольшое количество, те иммигранты, которые приехали, оказали глубокое влияние на экономику принимающей страны. Европейские и американские инвесторы стали доминировать в горнодобывающей, нефтяной и товарной отрасли сельского хозяйства. Европейские и китайские иммигранты взяли на себя банковское дело и оптовую торговлю, а также стали пионерами индустриализации Мексики. [ 12 ]
Большинство европейцев, приехавших в Мексику в XIX веке, были молодыми холостяками, целью которых было заработать состояние, а затем вернуться на родину, чтобы жениться и выйти на пенсию. Большинство из них никогда не считали себя более чем временными жителями и никогда не интегрировались в мексиканское общество. [ нужна ссылка ] Многие американцы приехали заселить Техас в 19 веке, но в конечном итоге это привело к его отделению, а затем к американо-мексиканской войне . Это отвратило многих в Мексике от идеи массовой иммиграции. [ 12 ]
Несмотря на это, с 1876 по 1910 год предпринимались согласованные усилия по поощрению европейской иммиграции с целью «отбелить» население, а также привлечь капитал в страну. Целью здесь было заселение и развитие пустующих северных штатов, а также распространение европейского образования и обычаев в сельских районах, где доминировали коренные народы. Считалось, что это модернизирует страну и глобализирует ее экономику. Однако правительство не смогло убедить достаточное количество европейцев поселиться в пустынных северных штатах из-за климата. [ 4 ]
Большинство белых европейцев и американцев, прибывших сюда в конце 19 — начале 20 века, были связаны с компаниями, заинтересованными в железных дорогах и шахтах. Эти компании, привлекавшие китайцев и других азиатов, преимущественно китайцев, стали самой быстрорастущей группой иммигрантов в Мексике с 1880-х по 1920-е годы, резко увеличившись с примерно 1500 в 1895 году до 20 000 в 1910 году. Несмотря на то, что они были движущей силой последней крупной волны иммиграции в Мексику, Сам Порфирио Диас с подозрением относился к иностранному присутствию. Он национализировал построенные иностранцами железные дороги и подписал первое ограничительное иммиграционное законодательство за последние годы перед мексиканской революцией . [ 12 ]
Прибытие
[ редактировать ]Самое раннее известное прибытие китайцев в Мексику произошло в 1635 году, когда группа прибыла, чтобы стать слугами и парикмахерами в Мехико. Испанские парикмахеры заявили губернатору, что они не могут соревноваться, и попросили изгнать китайцев. Вместо этого, хотя китайские парикмахеры не были изгнаны, на их численность были наложены строгие ограничения. [ 13 ] Азиатских рабов, которые были отправлены с Испанских Филиппин на галеонах Манила-Акапулько в Акапулько , всех называли «чино», что означало китайцы, хотя на самом деле они были разного происхождения, включая японцев, малайцев, филиппинцев, яванцев, тиморцев и выходцев из Бенгалии. , Индия, Цейлон, Макассар, Тидоре, Тернате и Китай. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Филиппинцы , включая коренных филиппинцев , китайских филиппинцев-метисов и китайских филиппинцев , составляли большую часть их населения. [ 18 ] Людей в этом сообществе разнообразных азиатов в Мексике испанцы называли «los indios chinos». [ 19 ] Большинство этих рабов были мужчинами и были получены от португальских работорговцев, которые получили их из португальских колониальных владений и аванпостов Estado da India , которые включали части Индии, Бенгалии, Малакки, Индонезии, Нагасаки в Японии и Макао. [ 20 ] [ 21 ] Некоторые испанцы временно привезли некоторых из этих рабов-чинос из Мексики в саму Испанию , где владение и выставление напоказ рабов-чинос демонстрировало высокий класс, поскольку испанские аристократы рассматривали своих рабов-чинос как очаровательные модные символы класса. Испанка по имени Д. Мария де Кесада-и-Фигероа. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] в Новой Испании владел китайцем по имени Мануэль, родившимся в Китае, которого перед тем, как поработить ее, вывезли из Новой Испании, чтобы выставить напоказ в Севилье , пока он не был передан в ее собственность, чтобы она использовала ее в качестве раба сыном женщины доктором Д. Хуан де Кесада в 1621 году. [ 25 ] Записи о трех японских рабах, датируемых 16 веком, по имени Гаспар Фернандес, Мигель и Вентура, оказавшихся в Мексике, показывают, что они были куплены португальскими работорговцами в Японии, привезены в Манилу, откуда их владелец Перес отправил их в Мексику. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Некоторые из этих азиатских рабов были также привезены в Лиму в Перу , где существовала небольшая община азиатов, состоящая из китайцев, японцев, филиппинцев, малайцев и других. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Самая ранняя массовая иммиграция китайцев в Мексику началась в 1870-х годах, когда попытки побудить европейцев поселиться на севере пустыни потерпели неудачу. Одной из основных причин этого было то, что многие европейцы не могли или не хотели терпеть жаркие засушливые условия. Тогда считалось, что китайцев привезли из районов этой страны с похожим климатом. Матиас Ромеро настаивал на разрешении этой ранней китайской иммиграции, поскольку коренное население считалось слабым и ленивым. Он утверждал, что китайцы трудолюбивы, подчиняются власти и будут работать дешево. Предложение было принято, но разрешать въезд в страну только китайским мужчинам в качестве гастарбайтеров. Они не должны были создавать свои собственные общины или смешиваться с мексиканским населением. В конце концов все должны были вернуться в Китай. Сопротивление въезду китайцев началось уже в это время из-за очевидной разницы во внешности и новостей о насилии, направленном против китайцев в Калифорнии. На борту одного из первых кораблей, прибывших из Китая, находились 500 китайских рабочих-иммигрантов, а пунктом назначения была строящаяся новая железная дорога. Теуантепек . [ 4 ]
Китайская иммиграция была официально закреплена в 1893 году двусторонним Договором о дружбе, торговле и мореплавании, который предоставил китайским иммигрантам в Мексике те же законные права, что и гражданам Мексики. Некоторые китайцы прибыли раньше, основав небольшие колонии в Гуаймасе и Энсенаде , но к 1895 году в стране все еще проживало менее 1000 китайских граждан. [ 7 ] Основная волна китайской иммиграции произошла между 1895 и 1910 годами, причем около семидесяти процентов прибыли из Соединенных Штатов, которые принимали антикитайские меры . [ 12 ] Однако во время режима Канту нескольким тысячам китайцев было разрешено въехать в страну напрямую из Китая, более 2000 только в 1919 году. [ 7 ] Многие китайцы были также привезены из США и непосредственно из Китая американскими компаниями для строительства железных дорог, работы на шахтах и хлопковых полях, несмотря на протесты мексиканских рабочих. [ 32 ] [ 33 ] Эта иммиграция привела к появлению китайских общин в ряде мест страны, включая Мансанильо , Сьюдад-Хуарес , Салина-Крус , Масатлан , Тампико , Веракрус и Пьедрас-Неграс . [ 34 ] концентрируясь на севере Мексики из-за ее близости к Соединенным Штатам и наличия возможностей в развивающейся экономике. [ 35 ]
По данным Registro Nacional de Extranjeros (Национальный реестр иностранцев), будь то непосредственно из Китая или из США, китайские иммигранты в подавляющем большинстве были мужчинами (98%) в возрасте от 15 до 29 лет. Этих рабочих можно было найти на хлопковых полях, плантациях хенекена , шахтах и других трудоемких районах от пустыни на севере до Юкатана . [ 34 ] [ 36 ]
Эти иммигранты вскоре превратились из чернорабочих в торговцев, открыв собственные небольшие предприятия. Ко времени Мексиканской революции ряд китайских купцов имели значительный контроль над сегментами экономики, особенно на новых рынках, созданных железными дорогами и шахтами в таких штатах, как Сонора. [ 33 ] Эти китайские предприятия были сконцентрированы и доминировали в Соноре и Нижней Калифорнии , но предпринимательские возможности привели китайцев в другие места, такие как Ногалес , Торреон и Монтеррей . [ 12 ] [ 37 ] К 1910 году только в Соноре насчитывалось 4486 китайцев, и это было самое большое иностранное присутствие. [ 12 ] Эта концентрация в определенных городах и предприятиях обеспечила китайцам известность, несмотря на то, что в период с 1910 по 1930 год они составляли лишь от одного до двух процентов от общей численности населения Соноры. Первоначально китайские предприятия приветствовались и защищались муниципальными властями, потому что они приносили доход и предоставил необходимый товар. В то время как некоторые крупные предприятия росли, большинство китайских предприятий были небольшими и продавали товары на рынках, на улицах и от двери к двери. [ 38 ]
Экономический успех китайцев в Соноре и других районах Мексики был обусловлен их ролью « меньшинства посредников ». Они заполнили стратегические ниши в экономике Мексики. Мексиканское общество традиционно делилось на богатых и бедных, среднего класса не было. Американские и другие иностранные предприниматели в северных штатах составляли высший класс, в то время как коренное мексиканское население оставалось низшим классом. Китайцы, не будучи ни тем, ни другим, стали своего рода посредниками между двумя классами. Успех китайцев был также обусловлен сильной трудовой этикой и бережливостью, но также и неформальными и взаимными рабочими отношениями, в основном ограниченными этническим сообществом. Обосновавшиеся китайцы в Мексике нанимали приезжих китайцев, особенно из самого Китая, в качестве источника дешевой и лояльной рабочей силы. Эти новые иммигранты получат бизнес-знания и опыт вместе со своей зарплатой. Многие китайские социальные сети развивались в Мексике, особенно в Мехикали, где также возник своего рода неформальное кредитование в китайском сообществе, называемое «хуэй». [ 7 ]
В рамках своей интеграции в мексиканское общество большинство китайцев приняли мексиканские имена, а затем использовали свои китайские имена в качестве фамилий, что и было сделано китайцами во многих частях Латинской Америки. [ 39 ] Некоторые выучили испанский язык и попытались получить мексиканское гражданство. [ 40 ] Китайцы Мехикали основали Asociación China, общественную организацию, частично занимающуюся получением китайских жен из-за границы. Группа существует и по сей день. [ 41 ] Однако большинство китайских мужчин женились на мексиканках, но они сохранили большую часть своих обычаев и культурного наследия. [ 33 ] Большинство этих браков заключалось с женщинами, известными по деловым контактам со своими семьями. В некоторых случаях браки поощрялись семьей мексиканки, но в других случаях развивались тайные отношения. [ 40 ]
В Нижней Калифорнии большинство китайцев первоначально мигрировали в Мехикали на рубеже веков и устроились на работу в компанию Colorado River Land Company, американское предприятие, занимающееся строительством сельскохозяйственных угодий вдоль реки Колорадо и ее дельты. Эти китайцы приехали из США и непосредственно из Китая, соблазненные обещаниями высокой заработной платы, которые так и не материализовались. [ 41 ] Американцы не контролировали непосредственно первоначальные работы по расчистке и ирригации. Они сдали в аренду участки площадью 1000 акров (4,0 км²). 2 ) подрядчикам, большинство из которых были китайцами, которые затем нанимали китайскую рабочую силу для создания хлопковых ферм. К 1919 году насчитывалось пятьдесят хлопковых ферм, принадлежавших китайцам и занимавших почти 75 000 акров (300 км²). 2 ) производит 80% хлопка, выращиваемого в долине Мехикали. [ 7 ] После первоначальных проектов по ирригации и очистке многие китайцы собрались в районе Мехикали, ныне известном как Ла-Чинеска. К 1920 году численность жителей этнических китайцев превышала численность мексиканцев на 10 000–700 человек. Этот район процветал в годы сухого закона , когда американцы пересекали границу, чтобы выпить и поиграть в азартные игры. Со временем в Ла-Кинеске разместились практически все городские казино, бордели и опиумные притоны. [ 41 ]
Еще одним районом, где сформировалась четко выраженная китайская община, был Мехико. На рубеже веков здесь было зарегистрировано всего 40 китайцев, но к 1910 году их было уже 1482. [ 42 ] [ 43 ] К 1920-м годам поселение, сосредоточенное на улице Долорес, к югу от Центрального Аламеда и Дворца изящных искусств , прочно обосновалось и росло. [ 34 ] [ 44 ] Одной из причин этого было то, что в начале Мексиканской революции многие китайцы с севера мигрировали сюда на юг, спасаясь как от насилия, так и от растущих антикитайских настроений. Эти люди присоединились к китайцам, уже проживавшим в столице, у которых был бизнес, в котором можно было трудоустроить «новых китайцев». [ 45 ] Китайская община расширилась за счет создания новых предприятий в историческом центре города и его окрестностях. Одним из распространенных предприятий были «кафе де чинос» или китайские рестораны, где подают как китайскую, так и мексиканскую кухню. Их до сих пор можно найти в Мехико. [ 46 ] Одним из районов за пределами «Баррио Чино», который стал домом для многих китайских бизнесменов, была Авенида Букарели (авеню Букарели). Здесь были построены часы и подарены китайской общиной в ознаменование столетия независимости Мексики в 1910 году. Оригинал был уничтожен во время трагической трагедии в феврале 1913 года, но был заменен. [ 47 ]
В 1920-е годы китайские общины в Мексике, особенно в Нижней Калифорнии, были многочисленными и политически влиятельными на местном уровне. Однако они также были разделены на две фракции, которые примерно соответствовали политической ситуации в Китае того времени. Одну называли « Чи Кунг Тонг» (более консервативная группа), а другую — «Националистическая партия Китая», которая поддерживала более западное движение Сунь Ятсена . Эти две территории разделяли деловые территории, особенно в таких областях, как казино вдоль границы и крупные рынки. Политическая борьба между этими двумя группами создала китайцам жестокую репутацию, особенно в северной Мексике. [ 32 ]
В период с 1895 по 1926 год китайская иммиграция быстро росла: общая численность китайского населения достигла более 24 000 с чуть более 1 000 человек. Однако изгнание и депортация в 1930-х годах сократили это население до менее 5000 человек по всей Мексике в 1940 году. [ 48 ]
Антикитайское движение
[ редактировать ]Антикитайское движение возникло во время Мексиканской революции и достигло пика во время Депрессии. [ 35 ] Опыт и обращение с китайцами в Мексике были аналогичны тому, что они испытали в Калифорнии во второй половине XIX века. Первоначально их приветствовали в незаселенных районах, где требовалось большое количество дешевой рабочей силы. Приграничная ситуация в обеих областях также позволила китайцам занять для себя экономические ниши. Китайцы в целом оказались трудолюбивыми, бережливыми, взаимоподдерживающими внутри своих общин и часто преуспевающими предпринимателями в сельском хозяйстве и малыми коммерческими предприятиями. В обоих случаях, когда их численность достигла определенного процента местного населения и когда они достигли определенного денежного успеха, по обе стороны границы произошла обратная реакция. [ 7 ]
Мексиканская революция и резня в Торреоне
[ редактировать ]И в Соноре, и в районе Мехикали китайцы стали доминировать в торговом классе, а Мехикали стал бесспорным центром китайских поселений, экономики и культуры на северо-западе Мексики к 1925 году. коренное мексиканское население. Антикитайские настроения высказывались еще до Мексиканской революции, начавшейся в 1910 году. Антикитайская статья была частью платформы Либеральной партии Мексики (ПЛМ) 1905 года. Во время Мексиканской революции насилие против китайцев и их собственности произошло на важном железнодорожном узле Торреона. [ 49 ]
В мае 1911 года вошли федеральные войска, лояльные Порфирио Диасу , которые контролировали городские левые силы, и революционные войска, поддерживающие Франсиско I. Мадеро . Мадеристас утверждали, что китайцы «стреляли» по ним, а мексиканские горожане нападали на отдельных китайцев и грабили китайские предприятия. . Брат Франсиско Мадеро, Эмилио Мадеро , был военачальником и навел порядок в Торреоне вскоре после прибытия, но к тому времени в резне в Торреоне было убито более 300 китайцев . [ 50 ] Франсиско Мадеро стал президентом в ноябре 1911 года.
Революция завершилась многогранными усилиями по «мексиканизации» страны и экономики, но граждане Европы и США и их бизнес не подвергались таким же нападениям, как китайцы. [ 51 ] Эти усилия по мексиканизации были самыми сильными на севере. Хотя китайские преследования в основном ограничивались севером, они имели национальные последствия, в основном из-за политического влияния лидеров революции, выходцев из северных приграничных штатов. [ 7 ]
Во время Мексиканской революции и в последующие годы понятие «мексиканства» ( mexicanidad ) было важным с политической и юридической точки зрения. До Конституции 1917 года люди в Мексике классифицировались по расе: белые европейцы, метисы (смешанные европейцы и коренные народы), коренные жители и, в некоторой степени, африканцы. Это был пережиток кастовой системы колониальной эпохи, в которую не входили азиаты. [ 48 ] После революции метисы были приняты как своего рода идеальная или «космическая» мексиканская раса. Лидеры революции напомнили всем иностранцам об их статусе аутсайдеров, и они стали объектами движений, стремящихся положить конец иностранному влиянию в стране. Это было открытое выражение негодования, накопившегося в Мексике в годы правления Порфирио Диаса. Во время революции многие европейцы и американцы покинули страну. Однако, поскольку китайцам по-прежнему был запрещен въезд в Соединенные Штаты, их число фактически увеличилось. [ 12 ]
В рамках усилий по построению нации понятие расы было отменено ко времени переписи 1930 года. Предыдущая перепись действительно учитывала расу, и это было отмечено для лиц китайского происхождения. Однако отсутствие расовой категории, а также сложные законы, касающиеся гражданства, стирали грань между тем, кто был мексиканцем, а кто нет. Это коснулось не только тех, кто иммигрировал из Китая, но также их мексиканских жен и детей смешанной расы. В зависимости от того, когда жены вышли замуж за своих мужей и когда родились дети, среди других факторов, жены и дети могут считаться гражданами Китая, а не Мексики. Хотя невозможно доказать, что информация, полученная в результате этой переписи, использовалась при массовой депортации китайских мужчин и их семей в 1930-х годах, их неопределенный правовой статус, отраженный в ней, практически не дал бы им защиты от депортаций. [ 48 ]
Рост антикитайских настроений
[ редактировать ]Антикитайская пропаганда в Мексике была заметна в первые годы 1900-х - 1930-х годов и имитировала пропаганду Соединенных Штатов в 19 веке. Китайцев изображали лишенными гигиены и ответственными за такие пороки, как курение опиума и азартные игры. Их обвиняли в распространении болезней, вырождении мексиканской расы, разложении морали, подстрекательстве к гражданским беспорядкам и в целом подрыве социального и политического устройства Мексики. Их отсутствие ассимиляции также подвергалось нападкам. [ 7 ] Другое обвинение заключалось в том, что китайские мужчины (а почти все китайские иммигранты в Мексике были мужчинами) крали рабочие места и мексиканских женщин у мексиканских мужчин, которые ушли воевать во время революции или Первой мировой войны. [ 52 ]
Однако наибольшее недовольство было экономическим. Китайцев обвиняли в несправедливой конкуренции за рабочие места, особенно после того, как ранее пустующие северные штаты начали испытывать избыток рабочей силы как из-за роста населения, так и из-за сокращений в таких отраслях, как горнодобывающая и нефтяная промышленность. После Первой мировой войны и во время Великой депрессии Соединенные Штаты репатриировали мексиканских рабочих, что еще больше усугубило проблему. Что касается китайских предприятий, их обвинили в несправедливой конкуренции, незаконной практике кредитования и исключении мексиканской рабочей силы. Возникло мнение, что рабочие места в Мексике должны быть зарезервированы для мексиканских рабочих. В 1920-х годах на этот счет были приняты различные законы штата и федеральные законы. [ 7 ] [ 53 ] Эти антикитайские настроения распространились на тех мексиканцев, которые имели деловые и социальные связи с китайцами, которых называли «чинеро» и «чинерас». Браки между китайскими мужчинами и мексиканками были запрещены в начале 1920-х годов, а женщин, вышедших замуж за китайцев, называли «предателями» нации и расы. [ 54 ]
Антикитайские движения
[ редактировать ]Общее недовольство в конечном итоге переросло в формальные антикитайские движения в северной Мексике. [ 41 ] причем большинство людей, активных в этих группах, принадлежат к тому же социальному классу или даже к тем же деловым кругам, что и целевые китайцы. [ 55 ] Большинство этих групп были сформированы между 1922 и 1927 годами и имели такие названия, как «Комитет Проразы» и «Комитет Анти-Кино де Синалоа». [ 32 ] Первой из них стала Коммерческая ассоциация предпринимателей в небольшом шахтерском городке Магдалена де Кино . Его возглавил Хосе Мария Арана с целью «защитить мексиканских торговцев и избавить Сонору от китайских владельцев бизнеса». [ 53 ] В совокупности эти группы выступали за исключение или изгнание мексиканцев китайского происхождения. Первый крупный съезд этих групп состоялся в 1925 году в Ногалесе и сформировал Комитет по национальному антикинизму. была сформирована вторая зонтичная группа, Liga Nacional Obrera Antichina. в Тамаулипасе В том же году Эти группы, наряду со многими представителями правительств штатов и федерального правительства, продвигали законы, направленные на сегрегацию китайцев, запрет на межрасовые браки и, в конечном итоге, на депортацию. Эти группы не считались незаконными, а скорее допускались и даже принимались правительствами штатов и даже такими президентами, как Альваро Обрегон и Плутарко Элиас Кальес . [ 32 ] В конце концов, само федеральное правительство восприняло китайскую миграцию как национальную проблему и заказало различные исследования для устранения предполагаемых угроз. [ 48 ]
Сотни китайцев на севере Мексики были подвергнуты пыткам и убийствам в 1920-х и 1930-х годах. [ 41 ] Самый серьезный акт произошел ранее. Это была резня в 1911 году более 300 китайцев в Торреоне, Коауила, устроенная фракцией Панчо Вильи армии . Эта армия также разграбит китайские дома и предприятия. Это событие активизировало антикитайское движение в Мексике. Франсиско И. Мадеро предложил выплатить китайскому правительству компенсацию в размере трех миллионов песо за этот акт, но этого так и не произошло из-за переворота Викториано Уэрты . [ 7 ] [ 32 ]
Антикитайские настроения в Соноре, Нижней Калифорнии и Мехико.
[ редактировать ]Из-за своего видимого присутствия китайцы испытали предубеждения с тех пор, как впервые прибыли в Сонору. Было много негативного отношения и шуток, а некоторые люди воспринимали китайцев как особенных и чужих. [ 38 ] Антикитайские настроения впервые окрепли в Соноре и стали главным центром антикитайских кампаний в Мексике. Мощное политическое руководство этого штата подтолкнуло федеральное правительство отменить дальнейшую иммиграцию из Китая в 1921 году, аннулировав Договор о дружбе, торговле и мореплавании, а восемь лет спустя запретил весь иностранный ручной труд. [ 7 ] [ 32 ] Китайское консульство в Ногалесе было закрыто в 1922 году. [ 32 ]
Численность китайцев в Мехикали обеспечивала определенную защиту и делала его убежищем для китайцев, спасающихся от преследований в других регионах, особенно для китайцев в Соноре и Синалоа после 1915 года. Однако даже здесь санитарные и строительные нормы и правила избирательно применялись в отношении китайцев. учреждения в Ла-Кинеске еще в 1925 году. Формальные антикитайские организации переехали в Нижнюю Калифорнию в 1930-х годах, но они никогда не имели такой силы, как в Соноре. Конец китайской эры наступил только в 1937 году, когда президент Ласаро Карденас экспроприировал большую часть иностранных земельных владений и вынудил тысячи китайцев покинуть более тридцати крупных хлопковых ферм. Эти китайцы были вынуждены переехать в Мехикали или покинуть страну. [ 7 ]
В других районах, включая Мехико, китайцев заставляли жить в гетто, начиная с 1920-х годов, разделяя их по предполагаемым гигиеническим и моральным соображениям. [ 32 ] Несмотря на усилия антикитайских групп, таких как Мексиканский националистический союз и Федеральная кампания прораза де Дистрито, против китайского бизнеса и начало изгнания из страны, китайцам все же удалось открыть бизнес в историческом центре города и вокруг него. . Они также принимали китайцев, бежавших из других частей страны. [ 45 ]
Депортации и изгнания
[ редактировать ]Первые депортации китайско-мексиканских лидеров были санкционированы Альваро Обрегоном из-за насилия между китайскими фракциями в Мехикали в 1920-х годах. [ 32 ] Однако массовые депортации не происходили до 1930-х годов, когда почти 70% китайского и китайско-мексиканского населения страны было депортировано или иным образом изгнано из страны. [ 45 ] [ 56 ]
Массовые изгнания в основном проводились в Соноре и Синалоа, отчасти из-за их большой численности населения, но китайцев депортировали со всей страны. Некоторые были депортированы непосредственно в Китай, но многие другие были вынуждены въехать в Соединенные Штаты через границу с Сонорой, хотя там все еще действовали законы об исключении Китая. [ 35 ] В ряде случаев китайцы были депортированы, не успев продать или иным образом расселить свое имущество в Мексике. [ 32 ] Губернатор Соноры Франсиско С. Элиас отстранял судей, если они издавали « ампаро » или охранные приказы в пользу депортируемых китайцев. [ 32 ] Следующий губернатор, Родольфо Элиас Кальес, был ответственен за изгнание большинства китайско-мексиканских семей на территории США. Несмотря на дипломатические проблемы, которые это вызвало, Элиас Каллес не прекращал высылать эти семьи, пока его самого не выслали из Соноры. Однако к тому времени почти все китайско-мексиканцы Соноры исчезли. [ 57 ] По данным переписи 1940 года, в Соноре все еще проживало всего 92 китайца, причем более двух третей из них получили мексиканское гражданство. Это привело к непредвиденному последствию почти краха экономики Соноры. [ 48 ] Губернатор Нижней Калифорнии Абелардо Л. Родригес также будет активно участвовать в депортации китайцев в своем штате. Юридическим обоснованием было насилие, связанное с двумя китайскими мафиози, но те, кто не был связан с этим, также были депортированы. [ 48 ] Штат Синалоа сократил свое китайское население с 2123 до 165 человек за тот же период. [ 58 ]
Многие жители северных приграничных штатов переехали в другие районы Мексики, чтобы избежать изгнания из страны. [ 48 ] Некоторые бежали в штаты Нижняя Калифорния или Чиуауа , где антикитайские движения были не столь сильны. [ 59 ] Еще одним местом, куда бежали многие китайцы, был Мехико. [ 43 ] Однако целые китайско-мексиканские семьи конвоировали к границе Соноры с США и высылали в Аризону . [ 48 ] когда их проталкивали через бреши в пограничном заборе. [ 35 ] Это обострило отношения между Мексикой и Соединенными Штатами. [ 32 ] США держали большинство этих семей в иммиграционных тюрьмах на юго-западе США, а затем депортировали их в Китай. [ 35 ] К 1934 году США представили жалобы от более чем 3000 мексиканцев китайского происхождения, находящихся за границей. В конце концов, Мексика оплатила лишь часть расходов, требуемых от нее правительством США за депортацию в Китай. [ 60 ]
Китайское сопротивление
[ редактировать ]Мексиканцы китайского происхождения, репатриированные обратно в Китай, серьезно пострадавшие от расовой дискриминационной политики мексиканского правительства, являются центральным и удивительным компонентом этой транснациональной истории. Однако китайцы и их соотечественники в Мексике не остались без агентов и коллективно прилагали усилия, добиваясь справедливости и улучшая жизнь депортированных в Китае, а также пытаясь помочь тем, кто все еще находится в Мексике. Многочисленные китайские ассоциации, созданные для установления связей с сетями китайцев по всему миру, сыграли значительную роль в помощи китайским мексиканцам. Тесно сотрудничая с репатриированными китайцами, эти ассоциации предоставляли деньги и убежище репатриированным китайцам, защищали их интересы и постоянно призывали китайское правительство оказать помощь и протестовать против правительства Мексики. Их усилия окупились. Мало того, что китайские чиновники в конечном итоге прислушались к их голосу, но некоторые даже стали членами этих ассоциаций, чтобы продолжить миссию по оказанию помощи китайцам в Мексике. Чиновники Министерства иностранных дел Китая неоднократно выражали протест мексиканскому правительству, что приводило к частым, но не всегда положительным результатам. Китайские эмигранты в Мексике вместе со своими союзниками в Китае создали парадигму транснационального сопротивления мексиканской синофобии, подкрепленную транстихоокеанскими контактами. [ 61 ]
Китайско-мексиканская община в Гуандуне и Макао
[ редактировать ]Столкнувшись с преследованиями и массовыми депортациями, многие добровольно покинули Мексику и перебрались в Китай. [ 63 ] Те, кто уехал принудительно, были в основном теми, кого собирали целыми семьями и либо отправляли прямо в Китай, либо заставляли нелегально пересечь границу с Соединенными Штатами. Сюда входили мексиканские женщины, вышедшие замуж за китайцев, и их дети от смешанной расы. [ 64 ] После прибытия в Китай большинство китайско-мексиканских семей поселились в провинции Гуандун и португальском Макао , развивая китайско-мексиканные анклавы. [ 63 ] Макао был привлекателен для этих беженцев, потому что его космополитическая атмосфера более благоприятствовала смешанным расовым союзам, а его португальское влияние придавало ему знакомый латинский культурный аспект. В начале 20 века он также был домом для множества различных типов беженцев, поскольку его население удвоилось и достигло 150 000 человек. в Католическая церковь Макао стала важным местом для этого сообщества как место, где можно встречаться, знакомиться с другими людьми, устанавливать связи с Мексикой и находить духовную и экономическую поддержку. [ 65 ]
Большинство членов сообщества так и не смирились с изгнанием из Мексики и годами боролись за право вернуться в Мексику. Идентичность этих людей как «мексиканцев» стала более заметной, когда они пережили трудности Китая в 20-м веке, пережив японское вторжение во время Второй мировой войны, Вторую китайско-японскую войну , коммунистическую революцию и холодную войну . [ 63 ] [ 66 ] Для мексиканских женщин жизнь была особенно трудной, поскольку гендерные нормы в Китае сильно отличались от мексиканских. У некоторых из их мужей уже были жены в Китае, и им был присвоен статус второй жены или наложницы. [ 67 ] Это часто приводило к разрыву отношений с мексиканско-китайскими детьми, разделенными между семьями. [ 68 ]
Размер китайско-мексиканской общины в Макао и Гуандуне колебался на протяжении 20 века: некоторые переезжали в другие места Китая, а другим удавалось вернуться в Мексику. Сообщество рассредоточилось по этому региону и передвигалось. [ 69 ] К концу 1950-х годов община была достаточно известна в этой части Китая, и фраза «быть похожим на мексиканца» стала означать человека, который беден и не имеет гражданства. [ 70 ]
Репатриация
[ редактировать ]Находясь в Китае, мексиканцы китайского происхождения выступали за разрешение вернуться в Мексику с 1930-х по 1960-е годы. [ 63 ] Отказ от своего китайского наследия или игнорирование его было частью этого, особенно в эпоху холодной войны. [ 71 ] Среди причин, по которым китайско-мексиканские семьи были вынуждены сделать это, было то, что проблемы, с которыми они столкнулись в Китае, включая экономические трудности, отчуждение от китайской культуры и потрясения, произошедшие в этой стране, сделали Мексику гораздо более желанным местом для жизни. Чтобы доказать свою правоту, китайско-мексиканцы связали свой статус смешанной расы с концепцией «метисах», представлением мексиканской нации о том, что ее идентичность основана на смешении рас и культур. [ 63 ]
С начала 1930-х по, по крайней мере, 1980-е годы небольшие группы иммигрировали в Мексику. [ 63 ] Первый крупный успех произошел, когда Ласаро Карденас разрешил возвращение по крайней мере 400 мексиканских женщин и многих других мексиканских китайских детей в 1937 и 1938 годах. Однако их китайским мужьям и отцам не разрешили вернуться. [ 72 ]
В конце 1950-х годов Клуб «Лайонс» в Мексике включился в кампанию по репатриации мексиканцев китайского происхождения. Эту организацию традиционно отождествляли с профессионалами среднего класса, бизнесменами и другими людьми, которые поколением ранее поддержали изгнание китайцев. Однако эти же самые группы теперь также были антикоммунистическими, и поэтому этот аспект усилий заключался в освобождении мексиканцев от коммунистического правительства. Филиалы этой организации в северных штатах написали письма федеральному правительству с требованием задокументировать и репатриировать этих мексиканских граждан в Китай. [ 73 ] Это привело ко второй крупной репатриации при президенте Адольфо Лопесе Матеосе в 1960 году. [ 74 ] Хотя сопротивление возвращению китайско-мексиканцев все еще существовало, особенно в Соноре, работа Клуба Львов и других смогла преодолеть это. [ 75 ]
Китайские мексиканцы сегодня
[ редактировать ]В 2008 году в Мексике проживало около 70 000 человек китайского происхождения. [ 62 ] Сегодня в Мексике есть две основные китайские общины или «китайские кварталы»: Ла Чинеска в Мехикали и Баррио Чино в Мехико. Однако напряженность сохраняется. Китайцев в Мексике, которые ведут бизнес с партнерами в Китае, часто рассматривают как угрозу национальным интересам. Особенно эта обеспокоенность исходит от производителей, неспособных конкурировать с китайским импортом, и проявляется в антагонистических средствах массовой информации и враждебных действиях против китайского бизнеса. [ 76 ]
Мехикали
[ редактировать ]Ла-Кинеска в Мехикали — крупнейший китайский анклав в Мексике. Здесь поселились многие репатриированные китайцы, а также беженцы из побежденного националистического Китая . С середины 20-го века в город приехало немного новых китайцев, и многие мексиканцы переехали сюда, разбавляя китайское население, которое и без того было сильно смешанным. [ 41 ] Чистокровных китайцев насчитывается около 10 000 по сравнению с 35 000 в 1920-х годах и, возможно, 50 000 китайского происхождения. [ 77 ] Смешанные браки с другими мексиканцами являются обычным явлением. Китайские мексиканцы в Мехикали считают себя в равной степени «качанильей» (термин, используемый для обозначения местных жителей), как и другие жители города, даже если они говорят на кантонском диалекте . помимо испанского [ 41 ] Мексиканцы китайского происхождения по-прежнему выделяются среди них как владельцы предприятий розничной торговли, сферы услуг и концернов по недвижимости. [ 7 ]
В Мехикали по-прежнему больше китайских, в основном кантонских ресторанов на душу населения, чем в любом другом городе Мексики: в городе их более тысячи. Эта кухня со временем вобрала в себя другие мексиканские традиции. Большинство блюд подаются с небольшой миской приправы, очень похожей на соус для стейка, которая является дополнением кухни северной Мексики. Китайские блюда также дополняются лепешками, рисом с приправами и мясом, приготовленным на гриле. [ 41 ]
Ла-Кинеска до сих пор остается центром китайско-мексиканской идентичности и культуры. Местные китайские ассоциации работают над сохранением китайского языка и культуры посредством занятий кантонским диалектом, каллиграфии и спонсирования китайских фестивалей. [ 41 ] Однако в этом районе города уже мало кто живет. Он пришел в упадок вместе с остальной частью исторического центра города. Большинство людей с китайским наследием живут на юге и западе города вместе с остальным населением. Попытки оживить Ла-Кинеску и сделать ее привлекательной для туристов не увенчались успехом. [ 7 ]
Мехико
[ редактировать ]Баррио -Чино — небольшой китайский анклав в Мехико. [ 78 ] Сегодня Баррио Чино находится всего в двух кварталах вдоль улицы Долорес и простирается всего на один квартал к востоку и западу от улицы, и по состоянию на 2003 год здесь было всего семь ресторанов и несколько импортных предприятий. [ 47 ] Здания в Баррио Чино ничем не отличаются от остального города, но предприятия здесь представляют собой либо рестораны, либо импортеры. Большинство магазинов и ресторанов здесь украшены обильными украшениями и алтарями в китайском стиле, но статуи Девы Гваделупской и Сан-Иуды Тадео (популярного святого в Мексике). также можно увидеть [ 79 ]
Помимо изгнания китайцев в 1930-х годах, еще одной причиной небольшого размера этого китайского квартала является то, что китайско-мексиканское население Мехико смешалось с коренным населением и рассредоточилось по городу. [ 80 ] По данным правительства Мехико, около 3000 семей в городе имеют китайское происхождение. [ 81 ] Во многих частях старых районов города есть «cafe de chinos» (китайские кафе) — закусочные, где подают блюда китайской и мексиканской кухни. [ 80 ] Совсем недавно китайские рестораны города начали предлагать два меню: китайско-мексиканскую кухню, знакомую мексиканцам, и традиционные китайские блюда, которые обслуживают в основном недавних иммигрантов. [ 82 ]
Большинство последних иммигрантов собираются южнее, в районе Виадукто, а Баррио Чино больше не служит точкой входа для вновь прибывших. [ 82 ] Тем не менее, Баррио Чино остается символическим домом для многих жителей города китайско-мексиканского происхождения, которые собираются здесь для поддержания духа товарищества и передачи своей культуры. [ 80 ] Китайское сообщество Мексики, AC, основанное в 1980 году, спонсирует китайские фестивали, классы и другие мероприятия, направленные на сохранение и развитие китайско-мексиканской культуры. Самым крупным ежегодным событием на сегодняшний день является празднование китайского Нового года , которое не только привлекает тысячи посетителей из остальной части города, но и имеет крупных спонсоров, таких как район Куаутемок и компания Coca-Cola. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]- Китайско-мексиканские отношения
- Чайнатауны в Латинской Америке
- Демография Мексики
- Иммиграция в Мексику
- Заграничные китайцы
- Китайцы в Мексике
- Буддизм в Мексике
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Августин-Адамс, Киф. 2009. «Создание Мексики: законное гражданство, китайская раса и перепись населения 1930 года». Обзор права и истории (Университет Иллинойса) 27 (1).
- Августин-Адамс, Киф. 2009. «Брак и метисы, китайцы и мексиканцы: конституционная интерпретация и сопротивление в Соноре, 1921–1935». Обзор права и истории 27, вып. 1, 113–44.
- Августин-Адамс, Киф. «Избирательное право женщин, антикитайские кампании и гендерные идеалы в Соноре, Мексика, 1917–1925 годы». Испано-американское историческое обозрение , 97(2)2017, стр. 223–259.
- Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP)
- Дельгадо, Грейс. Сделать китайца мексиканцем: глобальная миграция, локализм и изоляция на американо-мексиканской границе . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 2013.
- Гао, Цзянь. 2016. «Мексика для мексиканцев: новая интерпретация мексиканской синофобии через призму мексиканского национализма, 1899–1934». Диссертация с отличием, Университет Алабамы
- Гао, Цзянь. «Восстановление китайского голоса во время мексиканской синофобии, 1919–1934», The Latin Americanist 63, вып. 1 (март 2019 г.): 48-72.
- Гао, Цзянь. 2020 «Политические мобилизации и культурные пространства: транснациональные китайские ассоциации в Мексике, 1922-1945». Совет латиноамериканских исследований Скалистых гор (RMCLAS)
- Гао, Цзянь «Китайская миграция в Латинскую Америку: от колониальной эпохи до современности», History Compass 19, вып. 9 (2021): 1–13.
- Гонсалес, Фреди. 2013. «Над больше не будут издеваться: китайско-мексиканские отношения и китайская община в Мексике, 1931–1971». Докторская диссертация, Йельский университет.
- Ху-ДеХарт, Эвелин. «Иммигранты в развивающееся общество: китайцы в Северной Мексике, 1932–1975». Журнал истории Аризоны 21 (1980)
- Ху-ДеХарт, Эвелин. «Расизм и антикитайские преследования в Мексике». Журнал Амеразия 9:2 (1982)
- Ху-ДеХарт, Эвелин. «Китайцы Северной Нижней Калифорнии, 1910–1934». В Нижней Калифорнии и на границе Северной Мексики . Сан-Диего: Издательство Государственного университета Сан-Диего, 1986.
- Ху-ДеХарт, Эвелин. «Китайцы» в Энциклопедии Мексики , вып. 1, стр. 245–248. Чикаго: Фицрой и Дирборн 1997.
- Жак, Лео. «Китайская резня в Торреоне (Коауила) в 1911 году». Аризона и Запад 16 (осень 1974 г.)
- Лим, Джулиан. 2010. «Чинос и Пайсанос: китайско-мексиканские отношения в приграничных районах». Тихоокеанский исторический обзор 79, вып. 1:50-85.
- Реник, Херардо. 2003. «Регион, раса и нация в Сонорском антикитайском движении: региональная культура и метисы в послереволюционной Мексике». В книге «Шесть изгнаний и одно прощание: лишение собственности и исключение в Соноре» , Аарон Грагеда Бустаманте, 231–90. Мехико: Плаза и Вальдес.
- Ромеро, Роберт Чао. Китайцы в Мексике, 1882–1940 ( University of Arizona Press ; 2010).
- Скьявоне Камачо, Джулия Мара (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанское историческое обозрение (Беркли) 78 (4)
- Скьявоне Камачо, Джулия Мара. Мексиканцы китайского происхождения: транстихоокеанская миграция и поиск родины, 1910-1960 гг . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины, 2012.
- Шварц, Лариса Н. «Неудобства, возникающие в результате смешения рас: резня в Торреоне в 1911 году». Китайская Америка: история и перспективы (1998): 57-65.
- Уолтон Лук Лай, Чи Бенг Тан, изд. (2010). Китайцы в Латинской Америке и Карибском бассейне (иллюстрированное ред.). Брилл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Международная миграционная база данных» . ОЭСР. Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
Страна рождения/гражданства: Китай. Переменная: Численность иностранного населения по национальностям.
- ^ «Международная миграционная база данных» . ОЭСР. Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
Страна рождения/гражданства: Китайский Тайбэй, Переменная: Численность иностранного населения по национальности.
- ^ «Китайцы-мексиканцы празднуют репатриацию в Мексику» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . 23 ноября 2012 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 8 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 68–70.
- ^ Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 76–78.
- ^ «Познакомьтесь с китайско-мексиканской общиной Мехикали» . Слияние . Унивижн. Архивировано из оригинала 9 марта 2017 года . Проверено 29 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кертис, Джеймс Р. (июль 1995 г.). «Китайский квартал Мехикали». Географическое обозрение . 85 (3). Нью-Йорк: 335–349. Бибкод : 1995GeoRv..85..335C . дои : 10.2307/215277 . JSTOR 215277 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 547–565. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ «Conociendo...us todos» (PDF) . ИНЕГИ. Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2013 года. Проверено 27 апреля 2013 года . Проверено 5 декабря 2014 .
- ^ Jump up to: а б Зеньязен Флорес (2014). «Мексика переживает вторую волну иммигрантов из Китая» . Финансист. Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
- ^ «INM фиксирует рост числа китайских мигрантов» . Земля. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бухенау, Юрген (весна 2001 г.). «Малое количество, большое влияние: Мексика и ее иммигранты, 1821–1973». Журнал американской этнической истории . 20 (3): 23–50. дои : 10.2307/27502710 . JSTOR 27502710 . ПМИД 17605190 . S2CID 29111441 .
- ^ Китайцы в Мехико в 1635 году Гомер Х. Дабс и Роберт С. Смит The Far Eastern QuarterlyVol. 1, № 4 (август 1942 г.), стр. 387–389. Опубликовано: Ассоциацией азиатских исследований. Стабильный URL-адрес статьи: https://www.jstor.org/stable/2048930. Архивировано 30 июня 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан, ред. (2010). Китайцы в Латинской Америке и Карибском бассейне (иллюстрированное ред.). Брилл. п. 12 . ISBN 978-9004182134 .
- ^ Мэри Эррера-Собек, изд. (2012). Прославление латиноамериканского фольклора: Энциклопедия культурных традиций, Том 1 (иллюстрированное издание). АВС-КЛИО. п. 59. ИСБН 978-0313343391 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Вольфганг Биндер, изд. Рабство в Америке . Том 4 исследований «Нового мира» (иллюстрированное изд.). Кенигсхаузен и Нейман. п. 100. ИСБН 978-3884797136 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Арнольд Дж. Мигер (2008). Торговля кули: торговля китайскими рабочими в Латинскую Америку 1847-1874 гг . Арнольд Дж. Мигер. п. 194. ИСБН 978-1436309431 . Проверено 2 февраля 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джеймс В. Рассел (2009). Формирование классов и рас в Северной Америке (иллюстрировано, переиздание). Университет Торонто Пресс. п. 27. ISBN 978-0802096784 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Клаудия Паулина Мачука Чавес (осень – зима 2009 г.). «Китайский мэр провинции Колима в 17 веке» (PDF) . Исторические письма (на испанском языке) (№ 1). Сиесас Оэсте: 95–116. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 года.
- ^ Дебора Оропеза Кереси (июль – сентябрь 2011 г.). «Азиатское рабство в вице-королевстве Новая Испания, 1565–1673» (PDF) . История Мексики (на испанском языке). LXI (№ 1). Колледж Мексики: 20–21. Архивировано (PDF) из оригинала 17 декабря 2014 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Дебора Оропеса (осень – зима 2009 г.). «Основные идеи, касающиеся азиатского рабства в Новой Испании» (PDF) . История Мексики (на испанском языке) (№ 1). Встреча мексиканцев 2010 г. (Азиатское рабство в наместничестве Новая Испания, 1565–1673 гг.): 2. Архивировано из оригинала (PDF) 7 апреля 2014 г.
- ^ Гильермо Ломанн Виллена, Франсиско де Солано (1993). Американцы в благородных орденах . Том 7 из собрания библиотеки американской истории (иллюстрированное издание). Издательство CSIC - CSIC Press. п. 342. ИСБН 978-8400073510 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Феликс Гонсалес де Леон (1844 г.). Художественные новости: исторические и любопытные обо всех общественных, священных и светских зданиях этого очень благородного, очень лояльного, очень героического и непобежденного города Севильи, а также о многих частных домах со всем, что служит художественным украшением, антиквариатом, надписями и диковинками. содержать . Дж. Идальго. п. 212. Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Гильермо Ломанн Виллена (1947). Сантьяго . Том 1 Американцы в благородных орденах, Американцы в благородных орденах. Высший совет научных исследований Института Гонсало Фернандеса де Овьедо. п. 342. Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 6 января 2014 г.
- ^ Уолтон Лук Лай; Чи Бенг Тан, ред. (2010). Китайцы в Латинской Америке и Карибском бассейне (иллюстрированное ред.). Брилл. п. 13 . ISBN 978-9004182134 . - См. страницу 13. Архивировано 17 октября 2023 г. на Wayback Machine.
- ^ The Yomiuri Shimbun/Asia News Network (14 мая 2013 г.). «Японские рабы, увезенные в Мексику в 16 веке» . Новости Азиаоне . Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года.
- ^ Торрес, Ида (14 мая 2013 г.). «Записи показывают, что японские рабы пересекли Тихий океан и попали в Мексику в 16 веке» . Япония Дейли Пресс . Архивировано из оригинала 31 января 2016 года.
- ^ Фро, Престон (15 мая 2013 г.). «В Мексику в цепях: Повесть о трёх японских рабах XVI века» . Ракетные новости 24 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2014 года . Проверено 4 апреля 2014 г.
- ^ Лесли Бетелл (1984). Лесли Бетелл (ред.). Кембриджская история Латинской Америки . Том. 2 Кембриджской истории Латинской Америки: Колониальная Латинская Америка. I-II (иллюстрировано, переиздание под ред.). Издательство Кембриджского университета. п. 21. ISBN 978-0521245166 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Игнасио Лопес-Кальво (2013). Близость взгляда: написание Nikkei в Перу . Фернандо Ивасаки. Издательство Университета Аризоны. п. 134. ИСБН 978-0816599875 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Дирк Хёрдер (2002). Культуры в контакте: мировые миграции во втором тысячелетии . Эндрю Гордон, Александр Кейсар, Дэниэл Джеймс. Издательство Университета Дьюка. п. 200. ИСБН 978-0822384076 . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гонсалес Оропеса, Мануэль. «Дискриминация в Мексике: случай граждан Китая» ( PDF) (на испанском языке). Виртуальная юридическая библиотека. Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Китайская иммиграция» . Энциклопедия Соноры . Штат Сонора. Архивировано из оригинала 21 марта 2009 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). п. 76.
- ^ Jump up to: а б с д и Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 546. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). п. 79.
- ^ Мария Энрикета Беатрис Гуахардо Передо (1989). Китайская иммиграция в Мексику в период Обрегона-Каллеса (1920-1928) (дипломная работа бакалавра). Национальная школа антропологии и истории INAH-SEP. п. 54.
- ^ Jump up to: а б Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 551. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 549–550. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Jump up to: а б Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 550. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Каммингс, Джо (2001). «Китайский квартал Мехикали: тако с акульими плавниками и чау-мейн на гриле» . ЦПА Медиа. Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 года . Проверено 8 июля 2010 г.
- ^ Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 83–84.
- ^ Jump up to: а б Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). п. 91.
- ^ Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). п. 117.
- ^ Jump up to: а б с Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). п. 108.
- ^ Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 118–120.
- ^ Jump up to: а б Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 123–124.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Августин-Адамс, Киф (весна 2009 г.). «Создание Мексики: законное гражданство, китайская раса и перепись населения 1930 года» . Обзор права и истории . 27 (1). Университет Иллинойса: 113–144. дои : 10.1017/S073824800000167X . S2CID 145640831 . Архивировано из оригинала 11 мая 2011 года . Проверено 10 июля 2010 г.
- ^ Ларисса Н. Шварц, «Неудобства, возникающие в результате смешения рас: резня в Торреоне в 1911 году». Китайская Америка: история и перспективы (1998): 57-65.
- ^ Алан Найт, Мексиканская революция , том. 1, с.208. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
- ^ Найт, Мексиканская революция , т. 1., с. 208.
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 552–553. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Jump up to: а б Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 552. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 553–554. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 553. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Джонсон, Тим (9 октября 2013 г.). «Китайцы в Мексике: малоизвестная история» . МакКлатчи . Вашингтон, округ Колумбия. Архивировано из оригинала 2 марта 2018 года . Проверено 1 марта 2018 г.
- ^ Мария Энрикета Беатрис Гуахардо Передо (1989). Китайская иммиграция в Мексику в период Обрегона-Каллеса (1920-1928) (дипломная работа бакалавра). Национальная школа антропологии и истории INAH-SEP. п. 75.
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 556. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 557. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Мария Энрикета Беатрис Гуахардо Передо (1989). Китайская иммиграция в Мексику в период Обрегона-Каллеса (1920-1928) (дипломная работа бакалавра). Национальная школа антропологии и истории INAH-SEP. п. 76.
- ^ Гао, Цзянь (2019). «Восстановление китайского голоса во время мексиканской синофобии, 1919–1934» . Латиноамериканец . 63 (1): 65. doi : 10.1353/tla.2019.0003 . S2CID 191667860 . Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Родригес, Ольга Р. (24 ноября 2012 г.). «Китайско-мексиканцы празднуют возвращение в Мексику» . Хаффингтон Пост . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 547. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 556–557. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 561. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 545–577. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Гао, Цзянь (март 2019 г.). «Восстановление китайского голоса во время мексиканской синофобии» . Латиноамериканец . 63 (1): 48–72. дои : 10.1353/tla.2019.0003 . S2CID 191667860 . Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 559. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 564. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайский транстихоокеанский путь к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы» (PDF) . Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 567. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2017 года . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 565. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 560. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 568. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 570. doi : 10.1525/ph.2009.78.4.545 .
- ^ Скьявоне Камачо, Джулия Мария (ноябрь 2009 г.). «Пересекая границы, претендуя на родину: мексиканско-китайское транстихоокеанское путешествие к становлению мексиканцами, 1930-1960-е годы». Тихоокеанский исторический обзор . 78 (4). Беркли: 571–572. дои : 10.1525/фр.2009.78.4.545 .
- ^ Адриан Х. Хирн, «Обуздание дракона: зарубежные китайские предприниматели в Мексике и на Кубе», China Quarterly (2012), Vol. 209, стр. 111–133.
- ^ Китайские пионеры помогли основать долину Мехикали в начале 20 века. [ мертвая ссылка ]
- ^ Кабрера дель Анхель, Оливия (17 февраля 2008 г.). «Арка укрепляет связь Пекина и Федерального округа» (на испанском языке). Мехико: Эксельсиор . Проверено 31 мая 2009 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 128–135.
- ^ Jump up to: а б с Кампос Рико, Ивонн Вирджиния (2003). Формирование китайской общины в Мексике: политика, миграция, антикитайизм и социокультурные отношения (диссертация) (на испанском языке). Мехико: Национальная школа антропологии и истории (INAH-SEP). стр. 119–121.
- ^ Саймон, Анжелика (12 апреля 2007 г.). «Стигматизированное сообщество» . Эль Юниверсал (на испанском языке). Кулиакан Синалоа. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 31 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Линдеманн, Скарлетт. «Как китайская еда стала основным продуктом питания Мехико» . Пожиратель. Архивировано из оригинала 30 августа 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.