Супер Шерман
Шерман М-50 | |
---|---|
![]() М-50 Супер Шерман в Яд Ла-Ширион , Израиль. | |
Тип | Средний танк |
Место происхождения | Израиль |
История обслуживания | |
Используется | См . Операторы |
Войны | Суэцкий кризис Война за воду Шестидневная война Война Судного дня Гражданская война в Ливане 1982 Ливанская война |
История производства | |
Разработанный | 1954–1955 |
Произведено | 1956–1962 |
№ построено | ~300 |
Технические характеристики | |
Масса | 38 т (37 длинных тонн) |
Длина | 6,15 м (20,2 фута) |
Ширина | 2,85 м (9,4 фута) |
Высота | 3,04 м (10,0 футов) |
Экипаж | 5 (командир, водитель, наводчик, заряжающий, помощник водителя/стрелок-стрелок) |
Основной вооружение | 75 мм ЦН-75-50 Л/61,5 |
вторичный вооружение | 1 × 12,7-мм М2 Браунинг 2 × 7,62-мм пулемета М1919 Браунинг |
Двигатель |
|
Приостановка | ВВСС или ХВСС |
Запас топлива | 606 литров |
Оперативный диапазон | 300 км (190 миль) |
Максимальная скорость | 38–42 км/ч (24–26 миль в час) |
Ссылки | [ 1 ] |
Шерман М-51 | |
---|---|
![]() М-51 Супер Шерман в Яд Ла-Ширион, Израиль. | |
Тип | Средний танк |
Место происхождения | Израиль |
История обслуживания | |
Используется | См . Операторы |
Войны | Шестидневная война Война Судного дня |
История производства | |
Произведено | 1961–1965 |
№ построено | 180 |
Технические характеристики | |
Масса | 40 т (39 длинных тонн) |
Длина | 6,15 м (20,2 фута) |
Ширина | 2,42 м (7,9 футов) |
Высота | 2,24 м (7,3 фута) |
Экипаж | 5 (командир, водитель, наводчик, заряжающий, помощник водителя/стрелок-стрелок) |
Основной вооружение | 105 мм D1508 L/51 |
вторичный вооружение | 1 × 12,7-мм М2 Браунинг 2 × 7,62-мм пулемета М1919 Браунинг |
Двигатель |
|
Приостановка | ХВСС |
Запас топлива | 606 литров |
Оперативный диапазон | 300 км (190 миль) |
Максимальная скорость | 40 км/ч (25 миль/ч) |
Ссылки | [ 2 ] |
Шерман М-50 и Шерман М-51 , часто называемые за границей « Супер Шерман» , представляли собой модифицированные версии американского М4 «Шерман» танка , который служил в Армии обороны Израиля с середины 1950-х до начала 1980-х годов. М-51 еще называли « Ишерманом» (то есть израильским «Шерманом»). Однако прозвища «Супер-Шерман» и «Ишерман» никогда официально не использовались Силами обороны Израиля.
История
[ редактировать ]В 1953 году израильская военная делегация посетила Францию, чтобы осмотреть новый на тот момент легкий танк AMX-13/75 , вооруженный высокоскоростной танковой пушкой CN 75-50 калибра 75 мм. Основное орудие танка было признано удовлетворительным, но его броня оказалась слишком легкой. В конце концов, Израиль все же закупил AMX-13, но в рамках аналогичной параллельной разработки было решено, что 75-мм основные орудия купленных Израилем AMX-13 будут пересажены на более знакомый и лучше бронированный корпус американского танка. Средний танк M4 Sherman , который был стандартным танком бронетанковых частей ЦАХАЛа (большое количество танков Sherman после Второй мировой войны попало на вооружение Израиля, начиная с 1948 года) в период начала 1950-х годов. [ 3 ]

Этот проект стартовал в 1954 году, а в 1955 году прототип башни был отправлен из Франции в Израиль. [ 4 ] В марте 1956 года военные объекты Израильского артиллерийского корпуса начали переоборудовать (укомплектовать) свои танки «Шерман» 75-мм танковыми пушками AMX-13, купленными и полученными из Франции. [ 5 ] 75-мм танковая пушка была известна в Израиле как М-50 , и, как следствие, «Шерман» с усиленным вооружением получил обозначение « Шерман М-50» . [ 4 ] М-50 был похож на британский танк Sherman Firefly времен Второй мировой войны тем, что он имел оригинальную башню танка Sherman меньшего типа (которая использовалась на американских танках Shermans, оснащенных оригинальной 75-мм танковой пушкой M3), которая была оснащена большим противовесом на задняя часть башни для балансировки веса более длинной и тяжелой танковой пушки.
Первые 50 единиц базировались на корпусах М4А4, имели Continental R-975 бензиновый двигатель и подвеску ВВСС . Однако возросший вес машины в сочетании с узкими гусеницами привел к плохой проходимости по бездорожью. Это также оказывало слишком большую нагрузку на двигатель, что приводило к частым механическим поломкам. Следовательно, для остальных модификаций корпуса с подвеской HVSS и Cummins V-8 мощностью 460 л.с. (340 кВт) . дизельным двигателем были приняты [ 6 ] Эти подварианты иногда назывались M-50 Continental и M-50 Cummins или M-50 Degem Alef и M-50 Degem Bet соответственно. Дизельные двигатели также были предпочтительными, поскольку дизельное топливо менее огнеопасно, чем бензин, что влияет на живучесть на поле боя. [ 7 ] Всего к 1964 году было построено около 300 М-50 (хотя не исключено, что в это число входит и 120 155-мм САУ на шасси «Шермана», также получивших обозначение М-50 ). [ 5 ]
Это же орудие также устанавливалось на ряд истребителей танков М10 . [ 8 ]
В 1960-е годы 180 танков «Шерман» получили укороченную версию еще более мощной французской 105-мм пушки Modèle F1 . Длина ствола орудия уменьшена с 56 калибров до 51. [ 9 ] и он был оснащен уникальным дульным тормозом с двойной перегородкой ; Боеприпасы были изменены на использование патрона меньшего размера . В Израиле орудие получило обозначение М-51 , а танк — Шерман М-51 . корпуса M4A1 и более крупные башни T23 (от 76-мм Для переоборудования использовались «Шерманов»). Все танки были оснащены дизельными двигателями Cummins и подвеской HVSS. Впервые танк был показан публике во время церемонии Дня независимости в 1965 году. [ 10 ]
За рубежом М-50 был известен как Super Sherman («Континентальный» вариант как Mark I и вариант «Cummins» как Mark II), а M-51 как Super Sherman , Isherman (т.е. израильский Sherman ) или M4A1 Revalorise . Эти обозначения никогда не использовались в Израиле. Единственной моделью танка, обозначенной ЦАХАЛом как Super Sherman, был M4A1 с 76-мм пушкой M1 и подвеской HVSS, получивший название Super Sherman M-1 . [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Первые 25 М-50 были построены как раз к операции «Кадеш» — вторжению Израиля на Синай 29 октября 1956 года — против египетской армии. [ 5 ] (в котором также использовалась собственная модернизированная версия M4 Sherman, оснащенная французской башней AMX-13 , что делало ее равной М-50 по огневой мощи).
В 1964 году Израиль близок к завершению строительства своего Национального водовоза для отвода воды из Галилейского моря , как это было предусмотрено в многонациональном Едином плане (Джонстона) 1955 года . Арабские страны были в смятении, и Сирия начала проект по отводу воды в Иорданию ( План отвода воды в верховьях ). Генерал-майор Исраэль Таль обучил израильских танкистов стрелять на расстояние более 1500 метров (1600 ярдов), и 6 марта 1965 года М-50 под командованием Таля поразил сирийскую безоткатную винтовку , в результате которой был убит израильский тракторист; Таль лично уничтожил безоткатное орудие с дальней дистанции. Несколько дней спустя генерал Таль с М-50 и танком «Центурион Мк III» ждал возможности открыть огонь по сирийскому водозаборному проекту. Когда сирийские артиллеристы обстреляли пограничный патруль , М-50 Таля и «Центурион» обстреляли восемь тракторов на расстоянии 2000 метров (2200 ярдов) и уничтожили их все за две минуты 10 выстрелами - Таль уничтожил 5 тракторов из 75-мм орудия своего М-50. орудие, а «Центурион» уничтожил остаток. [ 11 ]
И М-50, и М-51 участвовали в боях в Шестидневной войне , в результате которой Голанские высоты, Западный берег и Синайский полуостров оказались в руках Израиля, часто сражаясь против советской времен Второй мировой войны, бронетехники такой как Т-34. -85 (например в битве при Абу-Агейле ). Оба также использовались в Войне Судного дня 1973 года вместе и против гораздо более современных танков. Использование таких, казалось бы, устаревших танков было необходимо, учитывая отчаянный характер боевых действий.
В боях против арабских армий М-51 доказал свою способность бороться с более новыми и более тяжелыми танками, такими как советские Т-54/55 / Т-62 . 105-мм пушка М-51 могла пробивать этих противников кумулятивными боеприпасами. М-51 хорошо служил в свое время и считается прекрасным примером того, как устаревший танк («Шерман») можно модернизировать, выйдя за пределы его первоначальных возможностей. [ 12 ]

M-50 Continental были сняты с производства к 1972 году. M-50 Cummins и M-51 постепенно выводились из эксплуатации в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Во время гражданской войны в Ливане около 75 [ нужны разъяснения ] М-50 были переданы в качестве помощи поддерживаемым Израилем ливанским христианским ополченцам – Регулятивным силам Катаеба (19), [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Тигровое ополчение (20), [ 17 ] [ 15 ] [ 18 ] Стражи Кедров (1), Ливанские силы (40), [ 17 ] [ 15 ] [ 18 ] и армия Южного Ливана (35) [ 13 ] [ 19 ] [ 20 ] – в 1976 году; два танка были захвачены у ОАС в марте 1978 года Организацией освобождения Палестины (ООП), которая использовала их для защиты Западного Бейрута во время израильского вторжения в Ливан в июне 1982 года . [ 21 ]
Около 100 оставшихся танков этой модели были проданы в Чили в конце 1980-х годов. Некоторые из них были оснащены 60-мм пушкой гиперскоростной средней поддержки IMI-OTO (HVMS) и часто назывались М-60 . Этот вариант никогда не использовался ЦАХАЛом. [ 5 ] Чили использовала свои «Шерманы» до 1999 года, когда на смену им пришли « Леопарды-1» . Те немногие М-51, которые сохранил Израиль, были переоборудованы в инженерные машины и самоходные артиллерийские установки. [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]Чили - ≈50 М-50, модернизированных 60-мм пушкой IMI-OTO HVMS, ≈150 М 51.
Израиль – М-50, М-51
Ливанские ополченцы - М-50 ( Регулирующие силы Катаеба , Ливанские силы , Ополчение «Тигры» , «Стражи кедров» , Армия Южного Ливана )
Организация освобождения Палестины - два трофейных М-50 в Ливане.
См. также
[ редактировать ]- Танки Шерман после Второй мировой войны
- М4 Шерман
- Армия обороны Израиля
- Список оружия гражданской войны в Ливане
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ «М-50» . танки-энциклопедия.com . 19 июня 2020 г. Проверено 28 мая 2022 г.
- ^ «М-51» . танки-энциклопедия.com . 19 июня 2020 г. Проверено 6 марта 2022 г.
- ^ Гивати, с. 82-85.
- ^ Jump up to: а б Гивати, стр. 83-84.
- ^ Jump up to: а б с д и Грановский, Названия, обозначения и служебные показатели бронетехники ЦАХАЛа .
- ^ Гивати, с. 105-108
- ^ Гивати, стр.45
- ^ Гивати, стр.106.
- ^ Джастис, Артур; Баудер, Йозеф (6 марта 2021 г.). «Холод на израильской броне — М-51» . Танковая энциклопедия .
- ^ Гивати, стр. 109-110, стр.123.
- ^ Джордж Форти, Tank Action , стр. 249–250, ISBN 0-7509-0479-8
- ^ Jump up to: а б Гелбарт, стр.45
- ^ Jump up to: а б Залога, Броня Ближневосточных войн 1948-78 (1981), стр. 33; 39-40, фото H1.
- ^ Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 62.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 63.
- ^ Jump up to: а б Кассис, 30 лет военной техники в Ливане (2003), с. 53.
- ^ Jump up to: а б Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), с. 81.
- ^ Кассис, Véhicules Militaires au Liban/Военная техника в Ливане (2012), стр. 80-83.
- ^ Секс и Аби-Шахин, Современные конфликты 2 - Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее (2021), стр. 175-177.
- ↑ Фотографии двух заброшенных М-50 «Шерманов» на стадионе в Бейруте, которые инспектируются французскими десантниками из Многонациональных сил в Ливане (МНС), сентябрь 1982 года.
- Библиография
- Гелбарт, Марш (1996). Танки: Основные боевые и легкие танки . Лондон: Брасси. ISBN 1-85753-168-Х .
- Гивати, Моше - Мастера доспехов - История Центра реставрации и обслуживания 7100 , МО, 1998 г. ( ISBN 965-05-0902-X , 1998, Моше Гивати - В их руках была выкована сталь - история Центра реабилитации и обслуживания 7100, Издательство Минобороны).
- Кассис, Самер (2003). 30 лет военной техники в Ливане . Бейрут: Элитная группа. ISBN 9953-0-0705-5 .
- Кассис, Самер (2012). Военная техника в Ливане 1975-1981 гг. на французском языке ( ). Чья: Издательство Требия. ISBN 978-9953-0-2372-4 .
- Стивен Дж. Залога, Доспехи войн на Ближнем Востоке 1948-78 гг ., Авангард, серия 19, Osprey Publishing Ltd, Лондон, 1981. ISBN 0 85045 388 7
- Мустафа Эль-Асад, Blue Steel IV: M-50 Shermans и M-50 APC в Южном Ливане , книги Blue Steel, Сидон, 2007. ASIN B0011X4YIY
- Секс, Закари; Аби-Шахин, Бассель (2021 г.). Современные конфликты 2 – Гражданская война в Ливане, с 1975 по 1991 год и далее . Руководство по профилям современных конфликтов. Том. II. АК Интерактив. ЕАН 8435568306073 .
- Oleg Granovskiy, Names, Designations and Service Figures of IDF Armored Vehicles (Олег Грановский - Названия, обозначения и количества бронетанковой техники АОИ ) at Waronline.org (in Russian)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Семья Шермана ЦАХАЛа
- СЛА Шерман Семья
- Шерман на сайте Israel-weapons.com:
- Реставрация оригинального M50 в музее Eden Camp.