Сопрано
Тип голоса |
---|
Женский |
Мужской |
Сопрано ( Итальянское произношение: [soˈpraːno] ) — тип классического певческого голоса, обладающий самым высоким вокальным диапазоном из всех типов голоса . Вокальный диапазон сопрано (с использованием научного обозначения высоты тона ) составляет примерно от среднего C (C 4 ) = 261 Гц до «высокого A» (A 5 ) = 880 Гц в хоровой музыке или до «сопрано C» (C 6 , две октавы). выше среднего С) = 1046 Гц и выше в оперной музыке. В четырехчастной гармонии хорального стиля сопрано занимает самую высокую партию, которая часто охватывает мелодию . [ 1 ] Тип голоса сопрано обычно делится на колоратурное , субреттное , лирическое , спинто и драматическое сопрано. [ 2 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово «сопрано» происходит от итальянского слова sopra (над, над, поверх), [ 3 ] поскольку сопрано - это самый высокий человеческий голос, часто исполняемый в главных женских ролях в операх. [ 4 ] «Сопрано» относится в основном к женщинам, но может применяться и к мужчинам; « Сопраноист » — термин, обозначающий мужчину -контртенора, способного петь в вокальном диапазоне сопрано. [ 5 ] в то время как кастрат - это термин для кастрированного певца-мужчины, типичного для 16, 17 и 18 веков, [ 3 ] а высокие частоты - это сопрано мальчиков , независимо от того, достигли ли они половой зрелости или еще являются детьми, при условии, что они еще способны петь в этом диапазоне. [ 3 ]
Термин «сопрано» также основан на латинском слове superius , которое, как и сопрано, относится к самому высокому голосовому диапазону среди всех типов человеческого голоса. [ 3 ] Слово superius особенно использовалось в хоровой и другой многоголосной вокальной музыке между 13 и 16 веками. [ 3 ]
Вокальный диапазон
[ редактировать ]Сопрано обладает самым высоким вокальным диапазоном из всех типов голоса , с самой высокой тесситурой . Сопрано и меццо-сопрано имеют схожий диапазон, но их тесситуры лежат в разных частях этого диапазона. [ 6 ]
Нижний предел для сопрано — это примерно A 3 или B ♭ 3 (чуть ниже среднего C). В опере самой низкой востребованной нотой для сопрано является F 3 (из Рихарда Штрауса оперы «Женщина без тени»). [ 7 ] ). Часто низкие ноты в более высоких голосах звучат меньше, им не хватает тембра и они имеют тенденцию «меньше считаться» в ролях (хотя некоторые роли Верди, Штрауса и Вагнера требуют более сильного пения ниже нотоносца ) . Однако редко сопрано просто не может спеть низкую ноту в песне в роли сопрано. [ 6 ] Низкие ноты можно достичь при опущенном положении гортани .
Как минимум, высшим пределом для неколоратурного сопрано является «сопрано C» (C 6 на две октавы выше среднего C), и многие роли в стандартном репертуаре требуют C ♯ 6 или D 6 . В паре ролей есть дополнительные E ♭ 6 также s. В репертуаре колоратуры несколько ролей требуют от E ♭ 6 до F 6 . В редких случаях некоторые колоратурные роли доходят до G 6 или G ♯ 6 , например, концертная ария Моцарта « Popoli di Tessaglia! » или заглавная партия в Жюля Массне опере «Эсклармонда » . Хорошее сопрано не обязательно должно быть в пределах тесситуры, но оно сможет петь свои верхние ноты во всю глотку, с тембром и динамическим контролем. [ 8 ]
В опере тесситура , вес голоса и тембр голосов, а также роли, которые они поют, обычно подразделяются на типы голоса, часто называемые Fächer ( sg. Fach , от немецкого Fach или Stimmfach , «вокальная категория»). [ 8 ] Тесситура певца – это место, где голос имеет лучший тембр, легкую громкость и наибольший комфорт.
В хоровой музыке
[ редактировать ]Классификация голосов в хоровой музыке |
---|
В четырехголосном смешанном хоре SATB сопрано является самым высоким вокальным диапазоном, выше альта , тенора и баса . Сопрано обычно поют в тесситуре G4-A5. Когда композитор требует дивизи, сопрано можно разделить на Сопрано I (самая высокая партия) и Сопрано II (нижняя партия сопрано).
В отличие от хорового пения, в классическом сольном пении человек классифицируется посредством идентификации нескольких вокальных характеристик, включая диапазон, тембр голоса , вес голоса , тесситуру голоса , резонанс голоса и точки вокального перехода (подъемы или « пассажио ») в пределах голос певца. [ нужна ссылка ]
Эти различные характеристики используются для идентификации различных подтипов голоса. В опере определенные роли пишутся с учетом определенных типов голосов сопрано, в результате чего определенные роли ассоциируются с определенными типами голосов . [ 9 ]
Подтипы и роли в опере
[ редактировать ]В категории типа голоса сопрано есть пять общепризнанных подкатегорий: колоратурное сопрано , субретка , лирическое сопрано , спинто-сопрано и драматическое сопрано .
Колоратура
[ редактировать ]Колоратурное сопрано может быть лирической колоратурой или драматической колоратурой. Лирическое колоратурное сопрано — очень подвижный, легкий голос с высокой верхней растяжкой, способный к быстрой вокальной колоратуре. Светлые колоратуры имеют диапазон примерно от среднего C (C 4 ) до «высокого F» ( в альте ) (F 6 ), при этом некоторые колоратурные сопрано способны петь несколько ниже или выше. [ 5 ] например, интерполированная A ♭ 6 в Кукольной арии «Les oiseaux dans lacharille» из «Сказок Гофмана» , например, Рэйчел Гилмор в спектакле 2009 года, и написанная A ♮ 6 Одри Луны в 2017 году в «Ангеле-истребителе» , оба в Метрополитен-опера в Нью-Йорке. [ 10 ]
Драматическое колоратурное сопрано - это колоратурное сопрано, обладающее большой гибкостью в высоких скоростных пассажах, но с большой поддерживающей силой, сравнимой с силой полного вращения или драматического сопрано. Драматические колоратуры имеют диапазон примерно от «низкой B» (B 3 ) до «высокой F» (F 6 ), при этом некоторые колоратурные сопрано способны петь несколько выше или ниже. [ 8 ]
Танцовщица
[ редактировать ]В классической музыке и опере субрет-сопрано относится как к типу голоса, так и к определенному типу оперной роли. Голос субретта легкий, с ярким, сладким тембром, тесситурой в среднем диапазоне, без обширной колоратуры. Голос субретта не является слабым голосом, поскольку он должен звучать в оркестре без микрофона, как и все голоса в опере. Голос, однако, имеет меньший вокальный вес, чем другие голоса сопрано с более ярким тембром. Многие молодые певцы начинают как субретки, но по мере того, как они становятся старше и голос становится более физически зрелым, их можно переклассифицировать в другой тип голоса, обычно либо легкое лирическое сопрано, лирическое колоратурное сопрано или колоратурное меццо-сопрано. Редко какая певица остается субреткой на протяжении всей своей карьеры. [ 1 ] Диапазон субретов простирается примерно от среднего C (C 4 ) до «высокого D» (D 6 ). [ 11 ] Тесситура субретки имеет тенденцию лежать немного ниже, чем лирическое сопрано и спинто-сопрано. [ 6 ]
Лирика
[ редактировать ]Лирическое сопрано – теплый голос с ярким, насыщенным тембром, который можно услышать даже в большом оркестре. Обычно он имеет более высокую тесситуру, чем субрет, и обычно играет инженю и других симпатичных персонажей в опере. Лирические сопрано имеют диапазон примерно от среднего C (C 4 ) до «высокого D» (D 6 ). [ 8 ]
Лирическое сопрано может быть легким лирическим сопрано или полным лирическим сопрано. [ 6 ] Легкое лирическое сопрано имеет более громкий голос, чем субрет, но все же обладает юношеским характером. [ 6 ] Полное лирическое сопрано имеет более зрелое звучание, чем легколирическое сопрано, и его можно услышать в большом оркестре. [ 6 ]
Нажатый
[ редактировать ]Также лирико- спинто , что по-итальянски означает «напряжённая лирика», спинто-сопрано имеет яркость и высоту лирического сопрано, но может быть «доведено» до драматической кульминации без напряжения и может иметь несколько более тёмный тембр. Сопрано спинто имеют диапазон примерно от B (B 3 ) до «высокого D» (D 6 ). [ 8 ]
Драматический
[ редактировать ]Драматическое сопрано (или сопрано-робусто ) обладает мощным, богатым и эмоциональным голосом, способным петь даже при полном оркестре. Обычно (но не всегда) этот голос имеет более низкую тесситуру, чем у других сопрано, и более тембр. Драматические сопрано имеют диапазон примерно от A (A 3 ) до «высокого C» (C 6 ). [ 8 ]
Некоторые драматические сопрано, известные как вагнеровские сопрано, обладают очень сильным голосом, который может заявить о себе даже в очень большом оркестре (более восьмидесяти пьес). Эти голоса существенны и очень сильны, а в идеале — даже во всех регистрах. [ 6 ]
Другие типы
[ редактировать ]Двумя другими типами сопрано являются Дюгазон и Сокол , которые являются промежуточными типами голоса между сопрано и меццо-сопрано: Дюгазон - субретка более темного цвета, Сокол - драматическое сопрано более темного цвета. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Категория сопрано
- Фах — немецкая система классификации голосов.
- Классификация голосов в неклассической музыке
- Список сопрано в неклассической музыке
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Старк, Джеймс (2003). Бельканто: история вокальной педагогики . Университет Торонто Пресс . ISBN 978-0-8020-8614-3 .
- ^ Аронсон, Арнольд Элвин; Благослови, Дайан М. (2009). Клинические голосовые расстройства (4-е изд.). Нью-Йорк: Медицинские издательства Thieme . п. 278. ИСБН 978-1-58890-662-5 . Проверено 1 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Сопрано» , Британская энциклопедия.
- ^ «Опера 101» . Проверено 21 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакКинни, Джеймс (1994). Диагностика и коррекция голосовых дефектов . Музыкальная группа Дженовекс. ISBN 978-1-56593-940-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Болдри, Ричард (1994). Руководство по оперным ролям и ариям . Издательская компания Колдуэлл. ISBN 978-1-877761-64-5 .
- ^ The Woman Without a Shadow , вокальная партитура Дувра, 2003 г., акт 1, сцена 2, 5-й такт на рисунке 102, Вокальная партитура ISBN 0-486-43127-4
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гроб, Бертон (1960). Колоратура, Лирико-драматическое сопрано, Vol. 1 . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8108-0188-2 .
- ^ Аппельман, Д. Ральф (1986). Наука вокальной педагогики: теория и применение . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-20378-6 .
- ↑ «В Метрополитен-опера нота настолько высокая, что ее никогда раньше не пели» Закари Вулфа , The New York Times , 7 ноября 2017 г.
- ^ Музыкальный словарь Vm – Vz: Голос (ы), Голоса (мн.) - колоратура-субретта или лирическое сопрано легджеро , Дольмеч
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болдри, Ричард (1992). Издание для певца: Оперные арии – Легкое лирическое сопрано . Роберт Колдуэлл, Вернер Сингер, Джоан Уолл и Роджер Пайнс. Издательская компания Колдуэлл. ISBN 978-1-877761-02-7 .
- Болдри, Ричард (1992). Singer's Edition: Оперные арии – Субретта . Роберт Колдуэлл, Вернер Сингер, Джоан Уолл и Роджер Пайнс. Издательская компания Колдуэлл. ISBN 978-1-877761-03-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с «Клан Сопрано», на Викискладе?