Под планетой обезьян
Под планетой обезьян | |
---|---|
Режиссер | Тед Пост |
Автор сценария | Пол Ден |
Рассказ |
|
На основе | Персонажи Пьер Буль |
Продюсер: | Артур П. Джейкобс |
В главных ролях | |
Кинематография | Милтон Р. Краснер |
Под редакцией | Мэрион Ротман |
Музыка | Леонард Розенман |
Производство компания | АПЖАК Продакшнс |
Распространено | 20 век-Фокс |
Дата выпуска |
|
Время работы | 95 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 2,5 миллиона долларов [ 1 ] |
Театральная касса | 19 миллионов долларов [ 2 ] |
«Под планетой обезьян» — американский научно-фантастический фильм 1970 года режиссёра Теда Поста по сценарию Пола Дена , основанному на рассказе Дена и Морта Абрахамса . Этот фильм является продолжением фильма «Планета обезьян» (1968) и второй частью оригинальной «Планета обезьян» серии фильмов . [ 3 ] В главных ролях Джеймс Франсискус , Ким Хантер , Морис Эванс и Линда Харрисон , а также Чарлтон Хестон в роли второго плана. В фильме на планету, управляемую обезьянами, прибывает еще один космический корабль с астронавтом Брентом (Фрэнсискус), который ищет Тейлора (Хестон).
«Под планетой обезьян» был выпущен в США 26 мая 1970 года компанией 20th Century-Fox . Фильм получил неоднозначные отзывы критиков. За ним последовал «Побег с планеты обезьян» в 1971 году.
Сюжет
[ редактировать ]Смещенный во времени астронавт Тейлор и немая Нова [ а ] путешествуйте по пустыне Запретной зоны в поисках новой жизни вдали от Города Обезьян. Без предупреждения из земли вырывается огонь и открываются пропасти. Смущенный этим, Тейлор исследует стену скалы и исчезает через нее. Не имея возможности связаться с ним, Нова остается одна.
После отправки на поиски Тейлора и его команды второй космический корабль терпит крушение в Запретной зоне. Брент , единственный выживший, отмечает, что он находится в 3955 году, но предполагает, что он отправился на другую планету. Похоронив своего товарища-космонавта Шкипера, он встречает Нову и замечает, что она носит жетоны Тейлора . Надеясь, что Тейлор все еще жива, он едет с ней в Город обезьян и потрясен, обнаружив обезьянью цивилизацию. Генерал горилл Урсус возглавляет объединение обезьян, чтобы завоевать Запретную зону и использовать ее в качестве потенциального источника пищи, вопреки возражениям орангутанга доктора Зайуса . Брент ранен солдатом-гориллой, и Нова отвозит его в дом шимпанзе Корнелиуса и Зиры , которые лечат его рану и упоминают время, проведенное с Тейлором.
Пытаясь бежать из города, Брент и Нова попадают в плен к гориллам. Урсус приказывает использовать их для стрельбы, но Зира помогает им сбежать. Они прячутся в пещере, которая оказывается руинами станции Куинсборо Плаза нью- йоркского метро . Брент понимает, что он находится в постапокалиптическом будущем Земли. После гудения в глубине туннелей Брент становится взволнованным и беспорядочным и пытается убить Нову, прежде чем остановиться и отступить в другую комнату. Войдя в руины собора Святого Патрика , он находит группу людей- телепатов , поклоняющихся древней ядерной бомбе.
Брент и Нова схвачены и допрошены телепатами, потомками людей, переживших ядерную катастрофу . Они мутировали на протяжении поколений и заявляют, что являются мирным обществом, несмотря на то, что используют контроль над разумом и иллюзии в отношении своих врагов. Мутанты вынуждают Брента раскрыть марш обезьян по Запретной зоне. Их попытки отразить захватчиков с помощью иллюзий огня и других ужасов терпят неудачу, поскольку Зайус видит их насквозь. Когда обезьяны приближаются, телепаты планируют взорвать свою «Божественную бомбу» в качестве крайней меры, проведя религиозный ритуал. Во время ритуала телепаты снимают свои человеческие маски, чтобы обнажить уродства бледной кожи, шрамы и варикозное расширение сосудов.
Брента отделяют от Новы и отправляют в камеру, где он находит Тейлора. Один мутант, объясняя, что они не могут позволить им покинуть город живыми, использует свои телепатические способности, чтобы заставить Брента и Тейлора сражаться друг с другом. Нова убегает от охраны и бежит к камере, выкрикивая свое первое слово: «Тейлор!» Это нарушает концентрацию мутанта, освобождая астронавтов из-под его контроля на время, достаточное для того, чтобы они могли его убить. Тейлор узнает в знаке отличия бомбы « ΑΩ » «бомбу судного дня», имеющую кобальтовую оболочку, способную уничтожить всю планету.
Обезьяны вторгаются в подземный город, направляясь к собору; многие мутанты либо попадают в плен, либо убиваются, либо умирают в результате самоубийства. После того, как Нова убита гориллой посреди хаоса, Тейлор и Брент достигают собора, когда Мендес , лидер телепатов, застрелен после того, как поднял бомбу в положение активации. Люди пытаются помешать Урсусу случайно взорвать оружие, но Тейлор получает ранение в грудь, когда умоляет Зайуса. Зайус отказывается слушать и осуждает насилие человечества и разрушение всего сущего, не подозревая, что его собственные обезьяны делают то же самое. Когда Брент застрелен после убийства Урсуса, смертельно раненый Тейлор проклинает Зайуса, падает в обморок и умирает, нажимая рукой на детонационный выключатель бомбы. Бомба взрывается, уничтожая всю планету.
Бросать
[ редактировать ]Люди
[ редактировать ]- Джеймс Франциск в роли Брента: американского астронавта, которого отправили с миссией по спасению Тейлора.
- Линда Харрисон в роли Новы: уроженка планеты, не умеющая говорить.
- Тод Эндрюс в роли Шкипера: американский астронавт, участник спасательной миссии Брента.
- Чарлтон Хестон в роли Тейлора: американский астронавт, брошенный на планете и захваченный мутировавшими людьми.
Обезьяны
[ редактировать ]- Ким Хантер в роли Зиры: шимпанзе и ветеринарный психолог, жена Корнелиуса, которая помогает людям избежать захвата обезьянами.
- Морис Эванс в роли доктора Заиуса: орангутан и лидер служения религии и науки обезьян.
- Джеймс Грегори в роли генерала Урсуса: горилла и лидер армии обезьян, который убеждает обезьян вторгнуться в Запретную зону, чтобы остановить угрозу, исходящую от людей. [ 4 ]
- Дэвид Уотсон в роли Корнелиуса: шимпанзе и археолог, муж Зиры.
- Томас Гомес в роли министра: орангутан и служитель религии обезьян.
Мутанты
[ редактировать ]- Пол Ричардс в роли Мендеса: мутировавший человек и лидер мутантов, живущих в Запретной зоне, в рекламных материалах упоминается как «Мендес Божественный и Непобедимый, Лидер Подземелья». [ 5 ]
- Виктор Буоно в роли Толстяка: мутировавший человек и член религиозного совета мутантов, в рекламных материалах упоминается как «Адипосо». [ 6 ]
- Джефф Кори в роли Каспая: мутировавший человек и член религиозного совета мутантов.
- Натали Транди в роли Альбины: мутировавший человек и член религиозного совета мутантов.
- Дон Педро Колли в роли негра: мутировавший человек и член религиозного совета мутантов, в рекламных материалах упоминается как «Онгоро». [ 7 ]
- Грегори Сьерра в роли Вергера: мутировавший человек, который отправляет Брента и Нову на допрос в религиозный совет мутантов.
Производство
[ редактировать ]Разработка и написание
[ редактировать ]Вскоре после того, как «Планета обезьян» стала хитом, студия 20th Century-Fox начала рассматривать продолжение. Консультировались со сценаристом Родом Серлингом , но продюсеры хотели получить сценарий раньше, чем Серлинг, который в то время был занят, смог его предоставить, поэтому Серлинг отказался. [ нужна ссылка ] Тогда продюсеры обратились к автору оригинального романа , Пьеру Булю который написал черновик продолжения под названием «Планета людей» , где главный герой Джордж Тейлор возглавит восстание порабощенных людей, чтобы вернуть контроль над обезьянами в образе гориллы. генерал Урсус хочет сражаться с людьми. Сценарий Буля был отклонен, поскольку было сочтено, что ему не хватает «визуального шока и удивления» оригинала. Затем помощник продюсера Морт Абрахамс написал элементы сюжета, а британский писатель Пол Ден был нанят, чтобы превратить их в сценарий, предварительно названный «Возвращение к Планете обезьян» . Ден использовал свою травму, полученную в результате атомных бомбардировок 1945 года , и страх перед ядерной войной В этой истории . Одним из элементов, придуманных Абрахамсом и Деном, был ребенок-получеловек-полуобезьяна, но, несмотря на даже прохождение тестов на макияж, от него отказались из-за намека на зоофилию . [ 8 ] По словам сценариста Дена, идея фильма «Под планетой обезьян» возникла в конце первой части, в которой предполагалось, что Нью-Йорк был погребен под землей. [ 9 ]
Хотя Чарльтон Хестон не проявил особого интереса к повторению своей роли Тейлора, глава студии Ричард Д. Занук считал, что актер необходим для сиквела. После некоторых разногласий с агентами актера Хестон согласился ненадолго появиться при условии, что его персонаж будет убит, а его гонорар пойдет на благотворительность. Сценаристы решили, что Тейлор исчезнет в начале истории и вернется только к концу фильма, а также иметь нового главного героя для большей части истории. [ 10 ] Джеймс Франциск принял роль Брента как перерыв от своей обычной телевизионной жизни. [ 8 ]
Режиссеру Франклину Дж. Шаффнеру было предложено вернуться в сериал, но он отказался из-за обязательств перед Пэттоном . К режиссеру телевидения и кино Теду Посту обратились, и, возражая против сценария за то, что он «совсем не подчеркивает суть», продюсеры спросили, что ему не нравится. Затем Пост написал письмо, в котором говорилось, что «потеря планеты — это потеря всей надежды». Пост пытался привлечь другого автора оригинала, Майкла Уилсона , но сокращение бюджета помешало ему сделать это. Пост и Франциск, которые хотели помочь прояснить действия и придать глубину характеру Брента, потратили неделю на переписывание сценария, в результате чего было создано более пятидесяти страниц заметок, предлагающих сюжетные идеи для исправления некоторых проблем повествования в сценарии Пола Дена. [ 8 ] [ 11 ]
Родди МакДауэлл не смог вернуться к своей роли в этом продолжении, потому что он был в Шотландии, режиссируя Тэма Линя . Актер Дэвид Уотсон сыграл Корнелиуса в этом фильме, а МакДауэлл лишь ненадолго появлялся в отрывках из первого фильма, использованных во время Ниже» . предзаголовка « [ 12 ] Наряду с мультсериалом « Возвращение на планету обезьян » этот фильм является одним из двух постановок «Планеты обезьян» 1970-х годов , в которых МакДауэлл не появляется. Орсону Уэллсу предложили роль генерала Урсуса, но он отказался, возразив против того, чтобы проводить все экранное время в маске и гриме. Роль в конечном итоге досталась Джеймсу Грегори . [ 8 ]
Прежде чем Занук был уволен с поста президента студии во время производства, он предложил Посту добавить элемент, предложенный Хестоном, бомбу Судного дня Альфа-Омега, чтобы завершить сериал. Однако перед выходом фильма продюсеры обдумывали идеи еще одного продолжения. [ 8 ]
Съемки
[ редактировать ]Производство началось в феврале 1969 года. Бюджет сиквела, который теперь называется « Под планетой обезьян» , был сокращен с 5 миллионов долларов до 2,5 миллионов долларов, поскольку компания Fox недавно пострадала от нескольких неэффективных высокобюджетных фильмов, таких как «Звезда!». , Привет, Долли! и Тора! Тора! Тора! [ нужна ссылка ] Тем не менее, студия ожидала, что фильм вернет Fox прибыльность. [ нужна ссылка ] Роли Хестона были сняты всего за восемь дней. [ 8 ] Декорации зала совета мутантов и храма бомбы были переделками станции «Гранд Сентрал — 42-я улица» и декорациями «Сады Гармонии» из фильма «Привет, Долли!» [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Оригинальный композитор «Обезьян» , Джерри Голдсмит , был приглашен написать музыку к сиквелу, но Шаффнер использовал Голдсмита для Паттона . Леонард Розенман был нанят для написания партитуры. [ 14 ] Розенман пытался совместить отличительную музыку Голдсмита со своим собственным стилем, продемонстрированным в таких постановках, как «Фантастическое путешествие» . [ 15 ] Официальный саундтрек LP был выпущен на лейбле Amos Records вскоре после дебюта фильма в 1970 году. [ 16 ] Для пластинки Розенмана попросили переаранжировать партитуру для меньшего оркестра, добавив современные элементы, такие как электрогитара и рок-перкуссия. Эти перезаписанные отрывки перемежались диалогами из фильма. В саундтреке приняли участие ведущие студийные музыканты Лос-Анджелеса того времени, в том числе басистка Кэрол Кэй и Moog пионер Пол Бивер . [ 17 ]
Короткая последовательность диегетической музыки присутствует в сцене, происходящей в руинах собора Святого Патрика, где слышно, как телепаты поют антиутопический гимн, восхваляющий атомную бомбу. Для этой сцены Розенман сочинил диссонирующую постановку Сесила Фрэнсиса Александра христианского гимна 1848 года « Все яркое и красивое », текст которого был изменен, чтобы отдать дань уважения «Всемогущей бомбе». [ 18 ] [ 19 ]
Новеллизация
[ редактировать ]Новеллизация . фильма Майкла Аваллоне сохранила оригинальный финал по сценарию Брент не убивает генерала Урсуса. Тейлор противостоит ему и доктору Зайусу. Пока Тейлор пытается урезонить Зайуса, Зайус осуждает его, и Урсус неоднократно стреляет в Тейлора из пистолета; Винтовка Брента разряжается, и гориллы убивают его. Урсус в ужасе говорит Заюсу, что он выстрелил из пистолета в Тейлора; он должен был быть мертв, но он все еще жив. Зная, что он умирает, Тейлор (после того, как Зайус отказывается помочь ему) решает остановить насилие, взорвав бомбу. Это он и делает, уничтожая саму Землю. [ 20 ]
Адаптации комиксов
[ редактировать ]Gold Key Comics выпустила адаптацию « Под планетой обезьян» в 1970 году. Это была первая публикация комиксов во франшизе «Планета обезьян» . [ 21 ] Позже Marvel Comics опубликовала другую версию в двух сериях (ч/б журнал 1974–77, [ 22 ] цветной комикс 1975-76 гг. [ 23 ] ). Malibu Comics переиздали адаптации Marvel, когда у них была лицензия в начале 1990-х годов.
В 2015 году издательство IDW Publishing выпустило мини-сериал под названием «Планета обезьян — Директива приматов» , в котором команда TOS Enterprise следовала за клингонским кораблем во вселенную « Под планетой обезьян» , которую клингоны пытаются использовать как способ получить вокруг Органийского договора, расширив свою империю в другую вселенную. Оба экипажа «Энтерпрайза» и клингонского корабля становятся закулисными персонажами событий « Под планетой обезьян» . Трикодер с эффектом рогатки остался позади и используется доктором Майло, чтобы позволить космическому кораблю, на котором находятся он, Корнелиус и Зира, путешествовать во времени.
Выпускать
[ редактировать ]Фильм открылся 26 мая 1970 года в Театре Лоу Беверли в Лос-Анджелесе, два дня спустя открылся в театрах Loew's State II и Loew's Orpheum в Нью-Йорке, а днем позже - в Театре Рузвельта в Чикаго. [ 24 ] [ 25 ] Фильм имел неожиданный ошеломительный успех, и в производство было срочно запущено продолжение. [ 26 ] За первую неделю фильм собрал 250 000 долларов в 4 кинотеатрах и занял 9-е место в прокате в США. [ 27 ] Он достиг первого места на шестой неделе выпуска с общей суммой 863 500 долларов. [ 28 ] В прокате США и Канады он собрал 19 миллионов долларов. [ 2 ] Согласно отчетам Fox, фильму потребовалось 8 100 000 долларов проката в кинотеатрах , чтобы окупиться, и к 11 декабря 1970 года прокат по всему миру составил 13 825 000 долларов, что принесло студии прибыль. [ 29 ]
Прием
[ редактировать ]А. Х. Вейлер из «Нью-Йорк Таймс» написал, что фильм стал «живым доказательством того, что Хестон уязвим и что продолжение поразительной научной фантастики может быть довольно ребяческим». [ 30 ] Variety раскритиковал фильм как «фальшь и небрежность», добавив: «Диалоги, игра актеров и режиссура некачественные». [ 31 ] Джин Сискел из Chicago Tribune дал фильму две звезды из четырех:
В сиквеле отсутствует большая часть забавного юмора оригинала, а также приключения. Было грубой ошибкой пытаться придать сериалу мораль. [ 32 ]
Кевин Томас из Los Angeles Times назвал это «поразительной, творческой картиной», добавив: «Режисера Теда Поста, писателей Морта Абрахамса и Пола Дена следует поздравить за то, что они так своевременно озвучили приговор в таком занимательном контексте». [ 33 ] Гэри Арнольд из The Washington Post написал, что фильм был:
...уступает во всех отношениях своему предшественнику - состояние, характерное практически для каждого сиквела в истории кино - но это достаточно интересный и динамичный фильм, достаточно хороший фильм для субботнего утренника. [ 34 ]
Ежемесячный кинобюллетень заявил:
Конечно, приятно снова увидеть некоторые великолепные декорации, и большая часть актерской игры находится на высоком уровне; но этого недостаточно, чтобы преодолеть ограничения сценария или фактически уничтожить искусно созданную атмосферу оригинала. [ 35 ]
фильм имеет рейтинг 37% На сайте Rotten Tomatoes на основе 30 рецензий со средней оценкой 5,1 из 10. Согласно общему мнению, « Под планетой обезьян» предлагает больше действия, чем его предшественник — к сожалению, за счет социального подтекста, который возвышает лучшие произведения франшизы». [ 36 ] На Metacritic фильм получил среднюю оценку 46 из 100 по мнению 9 критиков, что указывает на «смешанные или средние отзывы». [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Впервые представлено в «Планете обезьян» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соломон, Обри. Twentieth Century Fox: корпоративная и финансовая история (серия «Кинорежиссеры пугала») . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 1989. ISBN 978-0-8108-4244-1 . стр.256
- ^ Jump up to: а б « Под планетой обезьян », кассовый сбор Моджо . Проверено 14 мая 2012 года. Архивировано 29 июня 2019 года в Wayback Machine .
- ^ "Эти проклятые грязные обезьяны!" . www.mediacircus.net. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ Грин, Эрик (2006). Планета обезьян как американский миф: раса и политика в фильмах и телесериалах . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 61. ИСБН 978-07864-2663-8 .
- ^ «Медиа-архив POTA - Под планетой обезьян» . www.potamediaarchive.com . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Медиа-архив POTA - Под планетой обезьян» . www.potamediaarchive.com . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Медиа-архив POTA - Под планетой обезьян» . www.potamediaarchive.com . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «От альфы до омеги: создание продолжения», «Под планетой обезьян» Blu-ray
- ^ Руссо, Джо и Ландсман, Ларри с Гроссом, Эдвард «Возвращение к планете обезьян» , 2001, стр. стр. 103. Книги Томаса Данна
- ^ Руссо, Джо и Ландсман, Ларри с Гроссом, Эдвард «Возвращение к планете обезьян» , 2001. Thomas Dunne Books
- ^ Руссо, Джо и Ландсман, Ларри с Гроссом, Эдвард «Возвращение к планете обезьян» , 2001, стр. 105. Книги Томаса Данна
- ^ Документальный фильм «ЗА ПЛАНЕТОЙ Обезьян», в бокс-сетах DVD.
- ^ «Выпуск Cinefantastique Planet of the Apes» (1972). Архивировано 16 июля 2012 г. в Wayback Machine.
- ↑ Дебаты о партитуре «Великие обезьяны» , Джон О'Каллаган. Архивировано 4 июля 2010 г., в Wayback Machine - Film Score Monthly (8 февраля 1999 г.).
- ↑ Под планетой обезьян в ежемесячном журнале Film Score, архивировано 25 июня 2012 г., в Wayback Machine - (2000)
- ^ Дискография альбома Amos , авторы Майк Каллахан, Патрис Эйрис и Дэйв Эдвардс. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine - Both Sides Now Publications (23 июня 2007 г.)
- ^ 45 Дискография Amos Records, заархивированная 17 октября 2012 г. в Wayback Machine - Global Dog Productions.
- ^ Спенсер, Кристофер (10 января 2014 г.). Оценка фильмов и телевидения, 1950–1979: критический обзор по жанрам . МакФарланд. п. 189. ИСБН 978-0-7864-5228-6 . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Томас, Тони (1979). Оценка фильма: Вид с трибуны . АС Барнс. п. 234. ИСБН 978-0-498-02358-3 .
- ^ Под планетой обезьян Майкла Аваллоне (мягкая обложка - 1970)
- ^ Под планетой обезьян. Архивировано 10 марта 2012 г. в Wayback Machine в базе данных Grand Comics.
- ^ Планета обезьян. Архивировано 18 октября 2012 г. в Wayback Machine в базе данных Grand Comics.
- ^ Приключения на планете обезьян. Архивировано 26 июня 2012 г. в Wayback Machine в базе данных Grand Comics.
- ^ Под планетой обезьян в каталоге художественных фильмов AFI.
- ^ «Теперь Америка знает, что скрывается под планетой обезьян (реклама)». Разнообразие . 3 июня 1970 г. с. 10.
- ^ Фредрик, Роберт Б. (6 января 1971 г.). «10 лучших фильмов приносят 40% проката». Разнообразие . п. 11.
- ^ «50 самых кассовых фильмов». Разнообразие . 10 июня 1970 г. с. 13.
- ^ «50 самых кассовых фильмов». Разнообразие . 15 июля 1970 г. с. 11.
- ^ Сильверман, Стивен М (1988). Сбежавший Лис: последние дни династии Зануков в Twentieth Century-Fox . Л. Стюарт. п. 329 . ISBN 9780818404856 .
- ^ Вейлер, А.Х. (29 мая 1970 г.). «Экран». Нью-Йорк Таймс : 16.
- ^ «Под планетой обезьян». Разновидность : 15. 6 мая 1970 г.
- ↑ Сискель, Джин (2 июня 1970 г.). «Продолжение провалилось». Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 4.
- ↑ Томас, Кевин (26 мая 1970 г.). «Продолжение «Планеты обезьян»». Лос-Анджелес Таймс . Часть IV, с. 8.
- ^ Арнольд, Гэри (30 июня 1970 г.). «Ниже уровня обезьян». Вашингтон Пост . п. Д8.
- ^ «Под планетой обезьян». Ежемесячный кинобюллетень . 37 (438): 146. Июль 1970 г.
- ^ Рецензии на фильм « Под планетой обезьян », фотографии . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 28 ноября 2018 г.
- ^ «Рецензии критиков «Под планетой обезьян»» . www.metacritic.com . Проверено 13 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1970 года
- Фильмы-антиутопии 1970-х годов
- Научно-фантастические приключенческие фильмы 1970-х годов
- Научно-фантастические фильмы 1970-х годов о войне
- Фильмы 20th Century Fox
- Американские научно-фантастические приключенческие фильмы
- Американские научно-фантастические фильмы о войне
- Американские фильмы-сиквелы
- Фильмы о путешествиях во времени
- Фильмы режиссера Теда Поста
- Фильмы, написанные Леонардом Розенманом
- Фильмы, действие которых происходит в 4 тысячелетии.
- Фильмы, действие которых происходит в будущем
- Фильмы, действие которых происходит в Нью-Йорке
- Фильмы, снятые в Калифорнии
- Фильмы, снятые в Лос-Анджелесе
- Фильмы по сценарию Пола Дена
- Фильмы «Планета обезьян»
- Американские постапокалиптические фильмы
- Религия в научной фантастике
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов
- Фильмы о космонавтах
- Научно-фантастические фильмы 1970 года