Ракета-носитель средней грузоподъемности
(Перенаправлено с ракеты-носителя средней грузоподъёмности )
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Ракета-носитель средней грузоподъемности |
Предшественник | Ракета-носитель малой грузоподъемности |
Преемник | Тяжелая ракета-носитель |
Построен | С 1958 года |
Общие характеристики | |
Емкость |
|
Ракета -носитель средней грузоподъемности ( MLV ) — это ракета- носитель , способная поднимать от 2 000 до 20 000 кг (от 4 400 до 44 100 фунтов) по классификации НАСА или от 5 000 до 20 000 кг (от 11 000 до 44 000 фунтов) по российской классификации. [1] полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (LEO). [2] MLV находится между ракетами-носителями малой грузоподъемности и ракетами-носителями тяжелой грузоподъемности .
Номинальные ракеты-носители
[ редактировать ]Оперативный
[ редактировать ]Транспортное средство | Источник | Производитель | Масса в LEO (кг) | Масса на другие орбиты (кг) | Запускает | Первый полет |
---|---|---|---|---|---|---|
Сокол 9 Блок 5 | ![]() | SpaceX | 18 500 (многоразовые) 22 800 (расходуемые средства) | 7350 к ГТО (многоразовые) 8300 к ГТО (расходуемый материал) 4020 на Марс | 302 | 2018 |
Soyuz-2 | ![]() | Прогресс | 8,200 | 3250 до ГТО 4400 в SSO | 175 | 2006 [а] |
Длинный марш 4Б / 4С | ![]() | САСТ | 4,200 | 1500 в ГТО 2800 в SSO | 101 | 1999 |
Atlas V | ![]() | ЮЛА | 18,850 | 8900 в ГТО | 99 | 2002 |
Длинный марш 2D | ![]() | САСТ | 3,500 | от 1300 до SSO | 89 | 1992 |
Зенит-3 | ![]() | Южмаш | 7,000 | 6160 до ГТО | 84 | 1999 |
Длинный марш 3B/E | ![]() | КАЛТ | 11,500 | 5500 в ГТО 6900 в SSO | 82 | 2007 |
Длинный марш 2C | ![]() | КАЛТ | 3,850 | 1900 в SSO | 77 | 1982 |
ПСЛВ | ![]() | ИСРО | 3,800 | 1200 до ГТО 1750 в SSO | 60 | 1993 |
Н-ТАМ | ![]() | Мицубиси | 15,000 | 6000 в ГТО | 48 | 2001 |
Длинный марш 3А | ![]() | КАЛТ | 6,000 | 2600 до ГТО 5000 в SSO | 27 | 1994 |
Длинный марш 2F | ![]() | КАЛТ | 8,400 | 3500 в ГТО | 23 | 1999 |
Длинный марш 3C | ![]() | КАЛТ | 9,100 | 3800 в ГТО 6500 в SSO | 18 | 2008 |
ГСЛВ | ![]() | ИСРО | 5,000 | 2700 до ГТО | 16 | 2010 |
Длинный марш 7 /7А | ![]() | КАЛТ | 13,500 | 5500 в SSO 7000 в ГТО | 14 | 2016 |
Soyuz-2.1v | ![]() | Прогресс | 2,800 | от 1400 до SSO | 9 | 2013 |
LVM3 | ![]() | ИСРО | 10,000 | 4000 в ГТО | 7 | 2017 [б] |
6 марта | ![]() | КАЛТ | 4500 в SSO | 5 | 2022 | |
Нури | ![]() | ИДИОМА | 3,300 | От 1900 до ССО (700 км) | 3 | 2022 [с] |
Жукэ-2 | ![]() | ЗемляПространство | 6,000 | От 4000 до ССО (500 км) | 3 | 2022 |
Длинное 8 марта | ![]() | КАЛТ | 8,100 | 4500 в SSO | 3 | 2020 |
Ангара 1,2 | ![]() | Хруничев | 3,500 [3] | 2 | 2022 [б] | |
Вега С | ![]() ![]() | Женатый | 2200 до ССО (700 км) [4] | 2 | 2022 | |
Н3 | ![]() | Мицубиси | 7900 в ГТО 4000 в SSO | 2 | 2023 | |
Гравитация-1 | ![]() | Ориенспейс | 6,500 | 4000 в SSO | 1 | 2024 |
Ариан 6 (А62) | ![]() ![]() | Ариан Групп | 10,350 | 5000 в ГТО | 1 | 2024 |
В разработке
[ редактировать ]Транспортное средство | Источник | Производитель | Масса в LEO (кг) | Масса на другие орбиты (кг) | Ожидаемый рейс |
---|---|---|---|---|---|
Тяньлун-3 | ![]() | Космический пионер | 17,000 | 14 000 в SSO | 2024 |
Длинное 12 марта | ![]() | КАЛТ | 10,000 | 6000 в SSO | 2024 |
Паллас-1 | ![]() | Галактическая Энергия | 5,000 | 3000 в SSO | 2024 |
Нейтрон | ![]() ![]() | Ракетная лаборатория | 13,000 | 2025 [5] | |
МЛВ | ![]() | Светлячок | 14,000 [6] | 2025 | |
Жукэ-3 | ![]() | ЗемляПространство | 11,000 -20,000 | 2025 | |
Irtysh | ![]() | Прогресс | 18,000 | 5000 в ГТО | 2025 |
Гипербола-3 | ![]() | я-космос | 13 400 (расходуемые средства) 8500 (многоразовые) [7] | 2025 [7] | |
Единая ракета-носитель | ![]() | ИСРО | 4,500 -15,000 | 1500-6000 до ГТО | 2026 |
Длинный марш 10А | ![]() | КАЛТ | 14,000 | 2026 | |
Паллас-2 | ![]() | Галактическая Энергия | 14,000 [8] | 2026 [9] |
Ушедший на пенсию
[ редактировать ]Транспортное средство | Источник | Производитель [ф] | Масса в LEO (кг) | Масса на другие орбиты (кг) | Запускает | Первый полет | Последний полет |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Vostok | ![]() | РКК «Энергия» | 4,730 | 163 | 1958 | 1991 | |
Сатурн I | ![]() | Крайслер и Дуглас | 9,000 | 10 | 1961 | 1965 | |
Атлас-Кентавр | ![]() | Локхид | 5,100 | 61 | 1962 | 1983 | |
Титан II ГЛВ | ![]() | Мартин | 3,580 | 12 | 1964 | 1966 | |
Титан IIIC | ![]() | Мартин | 13,100 | 3000 в ГТО 1200 в ТМИ | 36 | 1965 | 1982 |
Molniya-M | ![]() ![]() | Прогресс | 2,400 | 280 | 1965 | 2010 | |
Протон-К | ![]() ![]() | Хруничев | 19,760 | 311 | 1965 | 2012 | |
Soyuz original | ![]() | ООН 1 | 6,450 | 32 | 1966 | 1975 | |
R-36 Циклон | ![]() ![]() | Южмаш | 2,820 –5,250 [10] [11] | 500–910 по ГТО [12] | 236 | 1967 | 2009 |
Soyuz-L | ![]() | ООН 1 | 5,500 | 3 | 1970 | 1971 | |
Титан IIID | ![]() | Мартин | 12,300 | 22 | 1971 | 1982 | |
Soyuz-M | ![]() | ООН 1 | 6,600 | 8 | 1971 | 1976 | |
Soyuz-U | ![]() ![]() | Прогресс | 6,900 | 786 | 1973 | 2017 | |
Фэн Бао 1 | ![]() | САСТ | 2,500 | 8 | 1973 | 1981 | |
Длинный марш 2А | ![]() | КАЛТ | 2,000 | 4 | 1974 | 1976 | |
Титан IIIE | ![]() | Мартин Мариетта | 15,400 | 3700 — это TMI | 7 | 1974 | 1977 |
Дельта 3920–5920 | ![]() | Макдоннелл Дуглас | 3,452 –3,848 | 30 | 1980 | 1990 | |
Н-II [13] | ![]() | Мицубиси | 2,000 | 8 | 1981 | 1987 | |
Soyuz-U2 | ![]() | Прогресс | 7,050 | 72 | 1982 | 1995 | |
Атлас Дж | ![]() | Локхид | 5,900 | 7 | 1984 | 1989 | |
Длинный 3 марта | ![]() | КАЛТ | 5,000 | 1340 до ГТО | 14 | 1984 | 2000 |
Зенит-2 | ![]() ![]() | Yuzhnoye | 13,740 | 36 | 1985 | 2004 | |
ПРИВЕТ | ![]() | Мицубиси | 3,200 | 1100 до ГТО | 9 | 1986 | 1992 |
Длинный Марш 4А | ![]() | САСТ | 4,000 | 2 | 1988 | 1990 | |
Ариана 4 | ![]() ![]() | Аэрокосмическая промышленность | 7,600 | 4800 в ГТО | 116 | 1988 | 2003 |
Дельта II | ![]() | ЮЛА | 6,100 | 2170 до ГТО 1000 в пользу HCO | 156 | 1989 | 2018 |
Атлас I , II , III | ![]() | Локхид | 5,900 –8,686 | 2340–4609 до ГТО | 80 | 1990 | 2005 |
Длинный марш 2E | ![]() | КАЛТ | 9,200 | 7 | 1990 | 1995 | |
H-II / IIS | ![]() | Мицубиси | 10,060 | 4000 в ГТО | 7 | 1994 | 1999 |
Ариан 5 | ![]() ![]() | Ариан Групп | 16,000 | 6950 в ГТО | 117 | 1996 | 2023 |
Длинный марш 3Б | ![]() | КАЛТ | 11,200 | 5100 в ГТО 5700 в SSO | 12 | 1996 | 2012 |
Дельта III | ![]() | Боинг | 8,290 | 3810 до ГТО | 3 | 1998 | 2000 |
Dnepr | ![]() | Южмаш | 4,500 | 2300 до ГТО 550 в TLI | 22 | 1999 | 2015 |
Soyuz-FG | ![]() | Прогресс | 6,900 | 70 | 2001 | 2019 | |
ГСЛВ Мк.I | ![]() | ИСРО | 4,000 | 2150 до ГТО | 6 | 2001 | 2010 |
H-IIB | ![]() | Мицубиси | 19,000 | 8000 в ГТО | 9 | 2009 | 2020 |
Сокол 9 v1.0 | ![]() | SpaceX | 10,450 | 4540 до ГТО | 5 | 2010 | 2013 |
Антарес 110/120/130 | ![]() | орбитальный | 5,100 [14] | 1500 в SSO | 5 | 2013 | 2014 |
Сокол 9 v1.1 | ![]() | SpaceX | 13,150 | 4850 в ГТО | 15 | 2013 | 2016 |
Falcon 9 на полной тяге | ![]() | SpaceX | 15,600 + [15] | 7,075 + [16] в ГТО | 63 | 2015 | 2018 |
Антарес 230/230+ | ![]() | Нортроп Грумман | 8,000 [14] | 3000 в SSO | 13 | 2016 | 2023 |
Примечания
[ редактировать ]- ^ В 2004 году был проведен суборбитальный испытательный полет без разгонного блока.
- ^ Перейти обратно: а б В 2014 году был проведен суборбитальный испытательный полет без разгонного блока.
- ^ Полет в 2021 году не смог достичь орбиты.
- ^ Ведущий производитель находится в Италии , но в ракету внесли значительный вклад компании из Бельгии , Франции , Нидерландов , Испании , Швейцарии и Украины .
- ^ Ведущий производитель находится во Франции , но в ракету внесли значительный вклад компании из Германии , Италии , Испании , Бельгии , Австрии , Швейцарии и Швеции .
- ^ Некоторые автомобили за время своего существования производились несколькими производителями в результате слияний и поглощений. Для краткости указан только конечный производитель.
- ^ Ведущий производитель — из Франции , но в разработку ракеты внесли значительный вклад компании из всей Европы.
- ^ Ведущий производитель — из Франции , но в разработку ракеты внесли значительный вклад компании из всей Европы.
См. также
[ редактировать ]- Сравнение орбитальных стартовых систем
- Сравнение орбитальных ракетных двигателей
- Сравнение грузовых кораблей космической станции
- Список орбитальных систем запуска
- Зондирующая ракета , суборбитальная ракета-носитель
- Ракета-носитель малой грузоподъемности , способная поднять до 2000 кг (4400 фунтов) на низкую околоземную орбиту.
- Тяжелая ракета-носитель , способная поднять от 20 000 до 50 000 кг (от 44 000 до 110 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту.
- Сверхтяжелая ракета-носитель , способная поднять более 50 000 кг (110 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Осипов, Юрий (2004–2017). Большая Российская Энциклопедия . Москва: Большая Российская энциклопедия. Архивировано из оригинала 27 мая 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Дорожные карты НАСА по космическим технологиям - Запуск двигательных установок, стр. 11. Архивировано 24 марта 2016 г. в Wayback Machine : «Маленькие: полезные нагрузки 0–2 т, средние: полезные нагрузки 2–20 т, тяжелые: полезные нагрузки 20–50 т, сверхтяжелые: полезные нагрузки> 50 т. "
- ^ «Семейство ракет-носителей «Ангара» . Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «Вега С» . Проверено 18 июня 2021 г.
- ^ «Ракетная лаборатория завершает сборку двигателя «Архимед» и начинает кампанию по его испытаниям» . www.businesswire.com . 6 мая 2024 г. Проверено 7 мая 2024 г.
- ^ «Средняя ракета-носитель» . Файрфлай Аэроспейс . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Эндрю (11 декабря 2023 г.). «Китайская (многоразовая) ракетная гонка набирает обороты в связи с новыми испытаниями» . Космические новости . Проверено 1 апреля 2024 г.
- ^ «Трехлетний обзор: почему мы решительно инвестируем в галактическую энергетику» [Трехлетний обзор: почему мы решительно инвестируем в галактическую энергетику] 3sNews (на китайском языке). Проверено 4 марта 2021 г.
- ^ Джонс, Эндрю (22 июля 2023 г.). «Galactic Energy регистрирует шестой успешный запуск подряд» . Космические новости . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ «Циклон-2» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
- ^ «Циклон-4» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 22 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ «Циклон-4М (Циклон-4М) готовит переезд в Канаду» .
- ^ «Н-2» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 8 ноября 2013 года . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кребс, Гюнтер. «Антарес (Таурус-2)» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «SpaceX и мыс Канаверал возвращаются к действию с первой оперативной миссией Starlink» . NASASpaceFlight.com . 11 ноября 2019 года . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Кребс, Гюнтер. «Телстар 19В (Телстар 19 Vantage)» . Космическая страница Гюнтера . Гюнтер . Проверено 7 августа 2018 г.