Древние китайские государства
Древние китайские государства ( традиционный китайский : 諸侯國 ; упрощенный китайский : 诸侯国 ; пиньинь : Чжухоу го ) были династическим государством Китая внутри и за пределами культурной сферы Чжоу до объединительных войн Цинь . По размеру они варьировались от крупных поместий до городов-государств и гораздо более обширных территорий с множеством населенных пунктов. Многие из них подчинялись королевской власти, но многие — нет — даже те, которые имели ту же культуру и фамилию храма предков, что и правящий дом. До завоевания Шана Чжоу первые из этих древних государств уже существовали как единицы предыдущей династии Шан , Додинастического Чжоу или государств других культурных групп. Как только Чжоу утвердились, они предоставили своим родственникам землю и относительную местную автономию в обмен на военную поддержку и дань в соответствии с системой, известной как фэнцзянь .
Правителями государств в совокупности были жухоу ( 諸侯 ; 诸侯 ; zhūhóu ; «много лордов»). В течение правления династии Чжоу ( ок. 1046–256 гг. до н.э. ) семейные связи между государствами ослабли, власть центрального правительства ослабла, а государства стали более автономными. Некоторые региональные правители предоставили части своей территории министерским линиям, которые в конечном итоге затмили их во власти, а в некоторых случаях узурпировали их . Со временем, как правило, более мелкие государства были поглощены более крупными либо силой, либо добровольным подчинением, пока не остался только один: Цинь ( 秦 ), который объединил царство в 221 году до нашей эры Китая и стал первой императорской династией .
Фон
[ редактировать ]Династия Чжоу выросла из додинастического государства с собственной существующей структурой власти, в первую очередь организованной как набор культурно связанных родственных групп. Определяющими характеристиками дворянина были его храмовая фамилия предков ( 姓 ; xíng ), их родословная в пределах этой наследственной фамилии и старшинство в этой родословной. [ 1 ]
Вскоре после завоевания Шана Чжоу (1046 или 1045 г. до н. э.) непосредственной целью зарождающейся династии было укрепить свою власть над недавно расширившимся географическим ареалом, особенно в свете восстания Трех стражей после смерти короля- завоевателя. У Чжоу . С этой целью королевским родственникам были предоставлены земли за пределами старой родины Чжоу и предоставлена относительно суверенная власть над этими территориями. [ 2 ]
Таким образом, правительство Чжоу имело множество аспектов отношений с разными типами влиятельных людей. Старейшины родословной на старых землях были связаны с королевским домом в основном через ранее существовавшую структуру родства, и не все были политически подчиненными. [ 3 ] Региональные лорды были созданы для того, чтобы прикрывать королевские земли и осуществлять контроль над культурно отличающимися государствами , и в основном определялись этой ответственностью, но она также была заложена в группах родства. Некоторые высокопоставленные министры имели особые, ненаследственные дворянские титулы. Наконец, были лидеры государств, не входящих в культурную сферу Чжоу. [ 4 ]
Династия Шан
[ редактировать ]Государства Фанг (китайский: ⽅ ) относятся к различным племенам и государствам во времена династии Шан в древнем Китае. Сегодня понимание учёными этих состояний в первую очередь исходит из надписей на костях оракула, раскопанных во времена поздней династии Шан Иньсюй . В этих надписях эти племенные государства часто упоминаются как имя + «方». В современном китайском стиле этот термин можно дублировать как Фан Го (традиционный китайский: ⽅國).
Западная Чжоу
[ редактировать ]После свержения династии Шан в 1046 году до нашей эры первые короли раздали наследственную землю различным родственникам и потомкам. [ 5 ] : 57 Наряду с землей и титулом пришла ответственность поддержать короля Чжоу во время чрезвычайной ситуации и отдать ритуальное почтение предкам Чжоу. В долине Хуанхэ , одном из первых вассальных государств, было основано государство Цай ( 蔡 подарил землю ) после того, как король Чжоу-завоевателя У Чжоу младшему брату. В число других государств, созданных в это время, входили Цао ( 曹 ), Ян ( 燕 ), Цзинь ( 晉 ) и Чен ( 陳 ). Государство Сун ( 宋 ) было разрешено сохранить знати побежденной династии Шан, что впоследствии стало обычаем, известным как Эр Ван Сан Кэ . В сердце Чжоу, в долине реки Вэй , большинство существующих государств подчинялись господству Чжоу, хотя государство Ю ( 虞 ) этого не делало, поскольку их правители принадлежали к более старшей ветви родовой группы, чем короли Чжоу. Правители государства Го ( 虢 ) также принадлежали к другой ветви рода, но подчинялись королевской власти. [ 3 ] Отношения государств в центре старого Чжоу с королевским двором определялись ранее существовавшими между ними структурами родства, тогда как отношения между недавно созданными региональными государствами и королевским двором были более прямыми политическими. [ 6 ]
На периферии государства Янь , Ци ( 齊 ) и Цзинь на севере и северо-востоке имели больше возможностей для расширения и превратились в крупные государства. [ 7 ] На юго-западе внимания требовало нечжоуское государство Чу ( 楚 ). На юго-востоке с конфедерацией Чжоу граничили народы У ( 吳 ) и Юэ ( 越 ). Эти государства и культурные группы в долине реки Янцзы не были полностью включены в централизованную политическую сферу до имперской эпохи . [ 8 ] Вокруг границ Центральных государств ( 中國 ) жили « варвары », отгороженные от центра Чжоу своими враждебными региональными лордами. Помимо своих обязанностей перед троном, региональные лорды несли ответственность за свои семьи, свой народ и алтари из земли и зерна за пределами своих городов, где приносились ежегодные жертвоприношения.
Со временем земельные участки, которые мог предоставить королевский двор, становились все меньше, а рост населения и связанное с ним социально-экономическое давление усилили конфедерацию Чжоу и власть центрального правительства. Хитрые кланы образовывали союзы посредством браков, могущественные министры начали затмевать королей, и в конечном итоге кризис престолонаследия положил конец периоду Западного Чжоу.
Весенний и осенний период
[ редактировать ]После нападения кочевников Цюаньжун в союзе с несколькими вассальными государствами, включая Шэнь ( 申 ) и Чжэн ( 鄭 ), в 771 г. до н.э. правитель Чжоу, король Ю, был убит в своем дворце в Хаоцзине . Его сын бежал на восток и был возведен на трон несколькими вассальными лидерами как король Чжоу Пин . Традиционно бегство на восток и установление нового короля описывается так, как будто оно происходило очень быстро, но раскопанные рукописи содержат подсказки о том, что параллельный король мог царствовать более двадцати лет, и в течение девяти лет не было признанного короля. . [ 9 ] [ 10 ] Масштаб разделения лояльности между региональными государствами и влияние, которое оно оказало на общество, не ясен, но археология свидетельствует о значительном перемещении людей примерно в это время. [ 11 ]
Когда основная столица была перенесена из Хаоцзин в Лои, после кризиса престолонаследия неопределенной степени тяжести королевский дом потерял свою власть и почти всю свою землю. Престиж короля, как старшего сына Неба , существенно не уменьшился, и он сохранил свою ритуальную власть внутри линии Цзи , но он и его семья гораздо больше зависели от региональных государств. [ 12 ] И наоборот, правители государств имели гораздо меньше пользы от короля и его двора. Целые родословные группы перемещались в условиях социально-экономического стресса, приграничные группы, не связанные с культурой Чжоу, набирали силу и изощренность, а геополитическая ситуация требовала увеличения контактов и общения. [ 11 ]
Государствам региона, которые теперь действуют более автономно, чем когда-либо, пришлось изобретать способы дипломатического взаимодействия, и они начали систематизировать набор рангов среди них, встречаться на межгосударственных конференциях, строить огромные стены из утрамбованной земли и поглощать друг друга.
Гегемоны
[ редактировать ]По мере того как власть королей Чжоу ослабевала, в период Весны и Осени появились гегемоны-защитники ( 霸 ; Ба ). [ 13 ] которые защищали королевский дом и отдавали дань королевскому двору, одновременно обеспечивая остальную часть конфедерации своей военной мощью. Первые среди равных , они обладали властью над всеми другими государствами, собирали армии и нападали на общих врагов, а также взимали дань со своих равных. Между нынешним гегемоном и правителями государств проводились встречи, где проходили ритуальные церемонии, включавшие принесение присяги на верность действующему царю Чжоу и друг другу. Первым гегемоном был герцог Ци Хуань (годы правления 685–643). С помощью своего премьер-министра Гуань Чжуна герцог Хуань реформировал Ци, чтобы централизовать структуру власти. Государство состояло из 15 « поселков » ( 縣 ), во главе которых стоял герцог и два старших министра, каждый из которых отвечал за пять человек; военные функции также были объединены с гражданскими. Эти и связанные с ними реформы предоставили государству, уже могущественному благодаря контролю над торговыми перекрестками, большую способность мобилизовать ресурсы, чем более свободно организованные государства. [ 14 ]
К 667 году Ци ясно продемонстрировал свое экономическое и военное превосходство, и герцог Хуань собрал лидеров Лу , Сун , Чэня и Чжэна , которые избрали его своим лидером. Вскоре после этого король Чжоу Хуэй присвоил титул ба (гегемон), дав герцогу Хуаню королевскую власть в военных предприятиях. [ 15 ] [ 16 ]
Между ц. 600 г. до н.э. и ок. В 500 г. до н.э. возник четырехсторонний баланс сил между Цинь на западе, Цзинь в северно-центральном районе, Чу на юге и Ци на востоке, в то время как между Цзинь и Ци продолжал существовать ряд более мелких государств. Государство Дэн ( 鄧 ) было свергнуто Чу в 678 г. до н. э., после чего Цинь аннексировал Хуа ( 滑 ) в 627 г. до н. э., установив модель, которая постепенно привела бы к постепенному уничтожению всех более мелких государств. К концу весеннего и осеннего периода войны между государствами становились все более обычным явлением.
Раздел Джина
[ редактировать ]Региональные лорды начали практику предоставления собственных земель влиятельным министерским родам. На протяжении поколений в некоторых местах эти министерские линии становились более могущественными, чем их лорды. В конце концов герцоги Лу, Цзинь, Чжэн, Вэй и Ци стали номинальными главами могущественных аристократических семей. [ 17 ]
В случае Цзинь сдвиг произошел в 588 году, когда армия была разделена на шесть независимых дивизий, в каждой из которых доминировала отдельная дворянская семья: Чжи (智), Чжао (趙), Хань (韓), Вэй (魏), Фань. (范) и Чжунхан (中行). Главы шести семей были удостоены титулов виконтов и назначены министрами. [ 18 ] каждый возглавлял один из шести департаментов правительства династии Чжоу. [ 19 ] С этого момента историки называют «Шесть министров» истинными влиятельными лицами Цзинь.
То же самое произошло с Лу в 562 году, когда Три Хуаня разделили армию на три части и установили свои отдельные сферы влияния. Главы трех семей всегда были среди начальников отделов Лу. В Цзине полномасштабная гражданская война между 497 и 453 годами до нашей эры закончилась уничтожением большинства благородных родов; Остальные аристократические семьи разделили Цзинь на три государства-преемника: Хань ( 韓 ), Вэй ( 魏 ) и Чжао ( 趙 ). [ 20 ]
Период Воюющих царств
[ редактировать ]По мере того как могущественные государства поглощали все больше своих соседей, они также централизовали свою внутреннюю власть, увеличивая бюрократизацию и уменьшая власть местной аристократии. Новый класс джентльменов-ученых, отдаленно связанных с аристократией, но, тем не менее, являвшихся частью элитной культуры, сформировал основу этой расширенной бюрократии, их цель восходящей социальной мобильности выражалась через участие в чиновничьей деятельности.
Примерно к 300 г. до н.э. осталось только семь основных государств: Чу, Хань, Ци, Цинь, Янь, Вэй и Чжао. Некоторые из них построили земляные стены вдоль своих границ, чтобы защитить себя как от других государств, так и от набегов кочевых племен, таких как Цюаньжун и Сюнну . Меньшие государства, такие как Чжэн и Сун, были поглощены своими более могущественными соседями. Нечжоуские государства Ба ( 巴 ) и Шу ( 蜀 ) были завоеваны Цинь к 316 г. до н.э. Все остальные государства постепенно последовали этому примеру, пока правление Чжоу окончательно не рухнуло в 256 г. до н.э. На этом фоне продолжали возникать и политические образования, как в случае с Чжуншанем ( 中山 ) на севере, который был основан кочевником Бай Ди (白翟) в 400-х годах до нашей эры и просуществовал до 295 года до нашей эры.
Ранняя имперская эпоха
[ редактировать ]Династия Цинь
[ редактировать ]После объединительных войн Цинь первый император Цинь Ши Хуан упразднил дворянские титулы, которые не соответствовали его идеалам управления . [ а ] подчеркивая заслуги, а не привилегии рождения. Он заставил всех побежденных лидеров посетить столицу, где захватил их государства и превратил их в административные округа, классифицированные как командорства или графства в зависимости от их размера. Чиновники, управлявшие новыми округами, отбирались по заслугам, а не по семейным связям.
Переход от Цинь к Хань
[ редактировать ]династия Хань
[ редактировать ]В первые годы династии Хань командования, созданные во время династии Цинь, снова стали вассальными государствами во всем, кроме названия. Император Гаозу (годы правления 202–195 до н. э. ) предоставил практически автономные территории своим родственникам и нескольким генералам, обладающим военным мастерством. Со временем эти вассальные государства стали могущественными и представляли угрозу правителю. В конце концов, во время правления императора Цзина (годы правления 156–141 до н.э. ) его политический советник Чао Цо рекомендовал отмену всех феодальных владений, и эта политика привела в 154 г. до н.э. к Восстанию семи государств . Принц У Лю Би (劉濞) восстал первым, за ним последовали правители еще шести государств. Восстание продолжалось три месяца, пока не было окончательно подавлено. Позже император У еще больше ослабил власть вассальных государств, устранив многие вотчины и восстановив центральный контроль над их префектурами и округами.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Современная наука начала отходить от таких терминов, как «законничество», особенно если анахронично спроецировать их на время, предшествовавшее их классификации Сыма Танем , как в случае Цинь Шихуанди. [ 21 ] : 465 Нилан , писавший в 2007 году, использует термин «Realpolitik». [ 22 ] Фогельсанг, посвятив статью 2016 года терминам, используемым для обозначения идей в этой философии, предлагает аналогичный «политический реализм». [ 23 ] : 65 Монография Керна 2000 года о политической мысли Цинь Шихуанди отказывается давать простое определение. [ 24 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Чун 1990 , с. 31.
- ^ Ли 2008b , стр. 33, 43–44.
- ^ Перейти обратно: а б Khayutina 2014 , pp. 46–48.
- ^ Он 2008a , с. 114.
- ^ Кей, Джон (2009). Китай – История . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-007-22178-3 .
- ^ Khayutina 2014 , p. 41.
- ^ «История Китая – династия Чжоу» . ChinaKnowledge.de. Архивировано из оригинала 21 ноября 2010 года . Проверено 7 ноября 2010 г.
- ^ Льюис, Марк Эдвард (2008). «Ранние китайские империи: Цинь и Хань» . В Бруке, Тимоти (ред.). История Императорского Китая . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. п. 39 . ISBN 978-0-674-02477-9 . п. 39
- ^ Чен и Пайнс, 2018 , стр. 10–14.
- ^ Милберн 2016 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Прочтите 2008a , стр. 120–123.
- ^ Пайнс 2004 , с. 23.
- ^ «Династия Чжоу» . Центр китайской цивилизации, Городской университет Гонконга. Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г. Проверено 11 ноября 2010 г.
- ^ Сюй 1999 , стр. 553–54.
- ^ Сюй 1999 , с. 555.
- ^ Льюис 2000 , стр. 366, 369.
- ^ Пайнс 2002 , с. 4.
- ^ Сыма Цянь ; Сыма Тан (1959) [90-е годы до н.э.]. « 39: 晉世家 ». Записи великого историка Исторические записи .Чжунхуа Шуцзюй.
- ^ Обряды Чжоу
- ^ Встреча 2004 г. , с. 186.
- ^ Дэвидсон, Стивен С. (2002). Рецензия: «Мартин Керн. Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в раннем китайском императорском представительстве. Американская восточная серия, том. 85" ". Китайское обозрение Интернэшнл . 9 (2). Издательство Гавайского университета: 465–473. JSTOR 23732133 .
- ^ Нилан, Майкл (2007). « Империя» в классическую эпоху в Китае (304 г. до н.э. – 316 г. н.э.)». Восток Дальний 46 . Харрасовиц Верлаг: 48–83. JSTOR 24047664 .
- ^ Фогельсанг, Кай (2016). «Правильные условия» Ориенс Экстремус . 55 . Издательство Harrassowitz: 39–72. JSTOR 26402199 .
- ^ Керн, Мартин (2000). Надписи на стеле Цинь Ши-хуана: текст и ритуал в раннем китайском императорском представительстве . Американский восточный сериал. Том. 85. Нью-Хейвен: Американское восточное общество. ISBN 0-940490-15-3 . Цитируется по Дэвидсону (2002).
Источники
[ редактировать ]- Чэнь Миньчжэнь (陳民鎮); Сосны, Юрий (2018). «Где король Пин? История и историография переселения династии Чжоу на восток». Большая Азия . 31 (1). Академика Синица: 1–27. JSTOR 26571325 .
- Чун, Аллен Дж. (1990). «Концепции родства и королевской власти в классическом чжоуском Китае». Тунг Пао . 76 (1/3). Лейден: Брилл: 16–48. JSTOR 4528471 .
- Хуэй, Виктория Тин-бор (2004), «К динамической теории международной политики: выводы из сравнения древнего Китая и ранней современной Европы», International Organization , 58 (1): 175–205, doi : 10.1017/s0020818304581067 , S2CID 154664114
- Хаютина, Мария (2014). «Брачные союзы и родственные родственники (шэн甥 и婚購) в обществе и политике Чжоуского Китая в свете бронзовых надписей». Ранний Китай . 37 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 39–99. JSTOR 24392462 .
- Льюис, Марк Эдвард (2000), «Город-государство в весенне-осеннем Китае» , в Хансене, Могенс Герман (ред.), Сравнительное исследование тридцати культур городов-государств: исследование , том. 21, Копенгаген: Датское королевское общество искусств и литературы, стр. 359–74, ISBN. 9788778761774
- Ли Фэн (2008a). «Передача античности: происхождение и парадигмация «пяти рангов» ». Ин Кун, Дитер; Шталь, Хельга (ред.). Восприятие древности в китайской цивилизации . Вюрцберг: Würzburger Sinologische Schriften. стр. 103–134.
- Ли Фэн (2008b). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88447-1 .
- Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л., ред. (1999), Кембриджская история Древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. , Cambridge University Press, ISBN 9780521470308
- Сюй, Чо-юн . « Период весны и осени ». В Кембриджской истории древнего Китая (1999) , стр. 545–586.
- Милберн, Оливия (2016). «Синьань: древний исторический текст из коллекции бамбуковых книг Университета Цинхуа». Ранний Китай . 39 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 53–109. JSTOR 44075753 .
- Пайнс, Юрий (2002), Основы конфуцианской мысли: интеллектуальная жизнь в период Чуньцю (722–453 гг. До н.э.) , University of Hawai'i Press
- Сосны, Юрий (2004). «Вопрос интерпретации: история Цинь в свете новых эпиграфических источников». Ранний Китай . 29 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 1–44. JSTOR 23354539 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с древними китайскими государствами, на Викискладе?