Бериев Бе-12
Be-12 Chayka | |
---|---|
![]() Бе-12П-200 в Геленджике в сентябре 2004 г. | |
Общая информация | |
Тип | Морской патрульный самолет |
Производитель | Бериева ОКБ |
Статус | Оперативные (в небольшом количестве) |
Основной пользователь | Советская морская авиация |
Количество построенных | 150 [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1960 | — 1973
Дата введения | 1960-е годы |
Первый полет | 18 октября 1960 г. |
Разработано на основе | Бериев Бе-6 |
Бериев Бе-12 Чайка ( русский : Бериева Бе-12 Чайка , латинизированный : Чайка , букв. « Чайка », название НАТО : Почта ) — советский турбовинтовым с самолет-амфибия двигателем, разработанный в 1950-х годах для противолодочного и морского патрулирования. обязанности.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Бериев Бе-12 был преемником Бериева Бе-6 летающей лодки , основной ролью которой были противолодочные и морские патрульные бомбардировщики . Бе-12, берущий свое начало от Бе-6, унаследовал немногим больше, чем крыло «чайка» и сдвоенное овальное хвостовое от более старого самолета оперение. Бе-12 оснащен турбовинтовыми двигателями, которые обеспечили ему улучшенную скорость и дальность полета по сравнению с Бе-6. [ 2 ] Бе-12 также имел убирающееся шасси, что позволяло ему приземляться как на обычные наземные взлетно-посадочные полосы, так и на воду.
Бе-12 впервые поднялся в воздух 18 октября 1960 года на аэродроме Таганрога и совершил свой первый полет. [ 2 ] Выступление на праздновании Дня советской авиации 1961 года на аэродроме Тушино . Всего было выпущено 150 самолетов в нескольких вариантах, производство закончилось в 1973 году.
Операционная история
[ редактировать ]
Бе-12 поступил на вооружение советской морской авиации (АВ-МФ ) в начале 1960-х годов в качестве морского патруля и является одной из немногих амфибий в мире, все еще находящихся на военной службе. Первоначально его ролью было противолодочное патрулирование, но когда новые ракеты позволили подводным лодкам ВМС США запускать их издалека от берега, он был преобразован в поисково-спасательный ( Бе-12ПС ). Небольшое количество все еще находится в эксплуатации. После распада Советского Союза часть самолетов была переоборудована в водные бомбардировщики для тушения лесных пожаров. При разработке Бе-200 было испытано уникальное противопожарное оборудование на специально модифицированном Бе-12П под кодовым названием «12 Желтый». После установки системы пожаротушения самолет получил регистрационный номер RA-00046 и получил обозначение Бе-12П-200. Этот модифицированный Бе-12 также использовался для отработки операций по тушению пожаров, предусмотренных для Бе-200. [ 3 ] По данным 1993 года, на вооружении ВМФ России находилось 55 самолетов. К 2005 году это число упало до 12, [ 1 ] и к 2008 году в эксплуатации оставалось всего девять самолетов. [ нужна ссылка ] Уцелевший Бе-12 хранится в Центральном музее ВВС в Монино под Москвой. Другие примеры существуют в Государственном музее авиации Украины в Киеве, Украина, и в Таганрогском музее авиации на юге России. Сообщалось, что самолеты осуществляли патрулирование вдоль и вокруг побережья Крыма во время российского вторжения в Украину в 2022 году . [ 4 ] [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]

- Бе-12
- Двухмоторная морская разведывательная и противолодочная летающая лодка. Построено 2 прототипа и 130 серийных планеров.
- Бе-12ЭКО
- Проектируемая версия экологической разведки. Не построен.
- Бе-12И
- Проектируемый научно-исследовательский вариант спроектирован в 1991 году. Не построен.
- Бе-12ЛЛ
- Конверсия для испытаний противокорабельной ракеты 3М-80 «Москит». Носовой радар заменен на головку самонаведения ракеты. Один самолет переоборудован в 1980 году.
- Бе-12Н
- Противолодочная версия оснащена новыми датчиками, авионикой, датчиком MAD и системой поиска/атаки «Нарцисс». Переоборудовано 27 самолетов.
- Бе-12Нх
- Коммунальный транспорт, экспериментальная пассажирская версия. Военная техника снята, установлены дополнительные окна. Построено 2, оба переоборудованы из Бе-12.
- Бе-12П
- Пожарная версия. Установлен один бак емкостью 4500 л и два бака емкостью 750 л. Четыре самолета переоборудованы в 1992 году.
- Бе-12П-200
- Демонстратор технологий для самолета Бериева Бе-200 . Противопожарная конфигурация. Один самолет переоборудован. [ 3 ]
- Бе-12ПС
- Морская поисково-спасательная версия. Имеются спасательные плоты и спасательное оборудование. 6 экипаж. 10 построено новых, 4 переоборудовано из Бе-12.
- Бе-12СК
- Один самолет переоборудован в 1961 году для использования в испытаниях глубинных ядерных бомб СК-1 .
- Бе-14
- Всепогодная, дневная/ночная версия SAR. Дополнительное поисково-спасательное и медицинское оборудование. 6 экипаж. Двигатели АИ-20Д. Один построен.
- М-12
- Урезанный Бе-12 совершил рекордные полеты. 2 Экипаж. Позже вернулся к стандартной конфигурации.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]- Военно-морская авиация России - получила самолеты бывшего Советского Союза. Девять самолетов по-прежнему находятся в строю Черноморского флота . [ нужна ссылка ]
- Военно-морская авиация Украины - получила бывшие советские самолеты, два из которых все еще находятся в эксплуатации. [ 6 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- ВВС Азербайджана - унаследовали три самолета от Советского Союза. Они были выведены из эксплуатации около 2000 года и сданы на слом в 2018 году. [ 7 ]
- ВВС Египта - примерно в 1970 году эксплуатировали два или три Бе-12 с советским экипажем для наблюдения за 6-м флотом ВМС США в Средиземноморье. [ 8 ]
- Советская военно-морская авиация передала свои самолеты странам-преемникам: России, Украине и Азербайджану.
- Народные ВВС Вьетнама - четыре самолета в 1981 году. [ 9 ]
Технические характеристики (Бе-12)
[ редактировать ]Данные из [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 30,11 м (98 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 29,84 м (97 футов 11 дюймов)
- Высота: 7,94 м (26 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 99 м 2 (1070 кв. футов)
- Вес пустого: 24 000 кг (52 911 фунтов)
- Полная масса: 29 500 кг (65 036 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 36 000 кг (79 366 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя Ивченко Прогресс АИ-20Д турбовинтовых мощностью 3964 кВт (5316 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 530 км/ч (330 миль в час, 290 узлов)
- Дальность: 3300 км (2100 миль, 1800 миль)
- Практический потолок: 8000 м (26000 футов)
- Нагрузка на крыло: 298 кг/м 2 (61 фунт/кв. фут)
- Мощность/масса : 0,260 кВт/кг (0,158 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Бериев Бе-12 «Почта» » . www.aeroflight.co.uk . 26 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джон В.Р. (1975–1976). Джейн «Все самолеты мира» . Макдональд и Джейн. стр. 488–489. ISBN 0-354-00521-9 .
- ^ Jump up to: а б Gordon, Sal'nikov and Zablotskiy 2006, pp. 79–80.
- ^ Ньюдик, Томас (18 августа 2022 г.). «Российские шаткие летающие лодки Бе-12 все еще патрулируют территорию Крыма» . Драйв . Проверено 18 августа 2022 г.
- ^ "Россия, скорее всего, использует самолет-амфибию 1960-х годов для поиска новой угрозы своему Черноморскому флоту, - говорят западные разведчики" . Business Insider, 2 октября 2023 г. Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ «ВВС мира 2022» . Флайтглобал . Flightglobal Insight. 2022 . Проверено 18 марта 2022 г.
- ^ Митцер, Стейн; Олиманс, Йост (9 декабря 2020 г.). «Каспийские амфибии – неуловимый флот самолетов-амфибий Бериева в Азербайджане» . Орикс .
- ^ Журнал Air International , август 1995 г., стр. 88; пример фото, стр. 83.
- ^ « Самый могущественный «подводный убийца» ВВС Вьетнама» . 18 января 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Yefim Gordon, Andrey Sal'nikov and Aleksandr Zablotskiy (2006) Beriev's Jet Flying Boats . Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN 1-85780-236-5
- «Бериев Бе-12 «Почта» » . aeroflight.co.uk . 5 августа 2005 г. Проверено 11 сентября 2008 г.
- «Бериев» . Авиация.ру . 30 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 6 октября 2006 г. Проверено 14 августа 2006 г.