Jump to content

Апрельское восстание 1876 г.

Апрельское восстание
Часть Великого восточного кризиса
Дата 20 апреля - середина мая 1876 г.
Расположение
Результат

Восстание подавлено

Воюющие стороны
Болгарские революционеры  Османская империя
Командиры и лидеры
Георгий Бенковски  
Иларион Драгостинов  
Panayot Volov  
Христо Ботев  
Османская империя Хафиз Паша
Османская империя Иосиф Ага Софийский
Османская империя Хасан-паша из Ниша
Сила
около 10 000 мужчин около 100 000 мужчин
Жертвы и потери
15 000–30 000 убитых (включая мирных жителей) [ 1 ] 200–4000 убитых [ нужна ссылка ]

Апрельское восстание ( болг .: Априлско въстание , латинизированное : Aprilsko Vastanie ) — восстание, организованное болгарами в Османской империи с апреля по май 1876 года. Восстание было подавлено нерегулярными отрядами османских башибузуков , которые устроили неизбирательную резню обоих повстанцев. и некомбатанты (см. резню в Батаке ).

Американская община вокруг Роберт-колледжа в Стамбуле, протестантская миссия в Пловдиве, возглавляемая Дж. Ф. Кларком, а также двое других американцев, журналист Януариус МакГахан и дипломат Юджин Шайлер , сыграли незаменимую роль в донесении информации о зверствах Османской империи до широкой европейской общественности. [ 2 ] [ 3 ]

Их репортажи о событиях, которые стали известны в прессе как « Болгарские ужасы» и « Преступление века» , вызвали общественный резонанс по всей Европе и мобилизовали как простых людей, так и известных интеллектуалов, чтобы потребовать реформы неудавшейся османской модели управления. болгарских земель. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Сдвиг в общественном мнении, в частности, в до сих пор ближайшем союзнике Османской империи, Британской империи , в конечном итоге привел к восстановлению отдельного болгарского государства в 1878 году. [ 8 ]

В Европе XVIII века классическими ненациональными государствами были многоэтнические империи. [ 9 ] такие как Османская империя и Австро-Венгерская империя , население которых принадлежало ко многим этническим группам и говорило на многих языках. Идея национального государства стала более заметной в 19 веке. Наиболее заметной характеристикой была степень, в которой национальные государства использовали государство как инструмент национального единства в экономической, социальной и культурной жизни. К 18 веку османы значительно отстали от остальной Европы в науке, технологиях и промышленности. Однако болгарское население также подвергалось социальному и политическому подавлению под властью Османской империи . Кроме того, более непосредственными причинами большей мобилизации по сравнению с предыдущими восстаниями были серьезные внутренние и внешние проблемы, с которыми Османская империя столкнулась в середине 1870-х годов. В 1875 году налоги, взимаемые с немусульман, были повышены из-за опасений банкротства государства , что, в свою очередь, вызвало дополнительную напряженность между мусульманами и христианами и привело к восстанию в Герцеговине и восстанию в Стара-Загоре. в Болгарии. Неспособность османов справиться с восстанием в Герцеговине [ 10 ] успешно показала слабость Османского государства, а зверства, совершенные во время его подавления, дискредитировали его на международном уровне. В конце 19 века европейские идеи национализма были переняты болгарской элитой. [ 11 ]

Rebel flag from Gorna Oryahovitsa . The text reads ' Свобода или смърть ' ( Freedom or Death ).

Подготовка

[ редактировать ]

В ноябре 1875 года активисты Болгарского революционного центрального комитета встретились в румынском городе Джурджу и решили, что политическая ситуация подходит для всеобщего восстания. Восстание было назначено на апрель или май 1876 года. Территория страны была разделена на пять революционных округов с центрами во Враце (лидер — Стоян Заимов ), Велико Тырново ( Стефан Стамболов ), Сливене ( Иларион Драгостинов ), Пловдиве ( Панайот Волов — который позже отдал свою должность своему помощнику Георгию Бенковскому ) и Софии ( Никола Обретенов ).

Повстанцы какое-то время копили оружие и боеприпасы и даже соорудили импровизированную пушку из вишневого дерева . [ 12 ] [ 13 ]

В ходе подготовки восстания организаторы отказались от идеи пятого революционного округа в Софии из-за плачевного положения местных ревкомов и перенесли центр четвертого революционного округа из Пловдива в Панагюриште . состоялось общее собрание комитетов четвертого революционного округа 14 апреля 1876 г. в местечке Оборище близ Панагюриште для обсуждения вопроса о провозглашении восстания. Однако один из делегатов раскрыл заговор властям Османской империи. В результате османская полиция предприняла попытку Копривштице арестовать лидера местного революционного комитета в Тодора Каблешкова 2 мая [ OS 20 апреля] 1876 года .

Бенковского обсуждаются В протоколе Болгарского революционного центрального комитета от 17 апреля 1876 года под председательством меры возмездия против турецкого и мусульманского населения в смешанных регионах, выступавших против восстания. Эти действия включают убийства, поджоги имущества и домов и захват имущества. С другой стороны, мусульмане, не оказавшие сопротивления, должны были быть защищены так же, как и болгарское население. Комитет также дал добро на поджоги городов и деревень. [ 14 ] Однако нет никаких доказательств того, что этот план был реализован.

Вспышка и подавление

[ редактировать ]
Апрельское восстание

В соответствии с решениями, принятыми в Оборище , местный повстанческий комитет 20 апреля 1876 года атаковал и окружил штаб-квартиру османской полиции в Копривштице. По меньшей мере два османских полицейских были убиты, а командир Неджип Ага был вынужден освободить арестованных. подозреваемые повстанцы. Неджипу Аге и его приближенным удалось бежать из осады. Однако из-за этого инцидента болгарским повстанцам пришлось объявить восстание за две недели до запланированной даты. [ 15 ]

В течение нескольких дней восстание распространилось на всю Средну Гору и на ряд городов и деревень северо-западных Родоп . Восстание вспыхнуло и в других революционных районах, хотя и в гораздо меньших масштабах. Районы Габрово , Трявна и Павликени также сильно восстали, а также несколько деревень к северу и югу от Сливена и недалеко от Берово (на территории современной Северной Македонии ).

Реакция Османской империи была немедленной и суровой. Нерегулярные башибузуки , иногда сопровождаемые армейскими отрядами, были быстро мобилизованы. Эти силы атаковали первые повстанческие города уже 25 апреля. Османы вырезали мирное население, основными местами были Панагуриште , Перуштица , Клисура и Батак (см. Резня в Батаке ). [ 8 ] К середине мая восстание было полностью подавлено. Одной из последних искр сопротивления стала попытка поэта Христо Ботева прийти на помощь повстанцам с отрядом болгарских политических эмигрантов, проживающих в Румынии, закончившаяся разгромом отряда и смертью Ботева.

Тем не менее, отряду черкесских военизированных формирований удалось совершить последнее злодеяние намного позже окончания боевых действий. Они убили 145 мирных жителей в Бояджике после того, как перепутали подготовку к болгарскому празднику с готовящимся восстанием. [ 16 ] [ 17 ]

Отказ Порты во многом послать дополнительные отряды регулярной армии и решение беев Эдирне и силы Филибе вместо этого вооружить башибузуков определили количество жертв и последствия подавления восстания. [ 18 ] [ 19 ] Таким образом, село Брацигово , которое было одним из наиболее подготовленных центров восстания и сумело в течение нескольких дней ожесточенно сопротивляться атакам противника, после боя с подразделением регулярной османской армии потеряло всего 250 человек, из которых очень немногие были мирными жителями. [ 20 ] Лидер Брациговского сопротивления Василий Петлешков также взял на себя всю вину за случившееся. Напротив, Перуштица , Панагуриште и Батак , столкнувшиеся с силами башибузуков, понесли огромные потери, по оценкам Шайлер, в ок. 1000, 3000 и 5000 соответственно. [ 21 ]

Шайлер охарактеризовала восстание как плохо подготовленное и не заслуживающее жестокости османской реакции. [ 21 ] Современная болгарская историография также называет его преждевременным и плохо подготовленным и считает, что организаторы всего лишь хотели привлечь внимание европейской и российской общественности к тяжелому положению османских болгар, не питая иллюзий на успех восстания. [ 22 ]

Ввиду плохой подготовки повстанцев, но огромных последствий их действий, американский протестантский миссионер и писатель Генри Отис Дуайт назвал восстание «самым безумным уродством, которое когда-либо приводило людей к смерти» . [ 7 ]

( Резня в Батаке 1889 г.), картина Антони Пиотровского .

Самый подробный современный отчет о восстании подготовил американский дипломат Юджин Шайлер . Он узнал о событиях от преподавателей Роберт-колледжа , которые опасались, что предстоящее расследование в отношении англичанина Уолтера Бэринга превратится в прикрытие из-за решительно проосманской официальной позиции Британской империи и его собственной репутации туркофила . [ 23 ]

Посетив 3 города и 11 деревень, Шайлер составила отчет, в котором подробно описывалось сожжение шестидесяти пяти деревень, снос пяти монастырей и убийство по меньшей мере 15 000 человек – как повстанцев, так и мирных жителей. [ 24 ] [ 19 ] Однако больше всего Шайлер подчеркивала исключительную, совершенно ненужную жестокость, применявшуюся, в частности, в Батаке . В конце концов, несмотря на свою репутацию туркофила, Бэринг в целом подтвердил выводы Шайлер. В отчете о его расследовании предполагаемое число жертв сократилось лишь до 12 000. [ 25 ]

Януариус МакГахан также назвал число жертв среди болгар в 15 000 человек, с оговоркой, что эта цифра не включает восстание к северу от Балкан . [ 26 ] Последующие расследования, проведенные французскими и российскими консулами, оценили число болгарских жертв в 25 000–40 000 человек. [ 26 ] В середине июня 1876 года турецкие источники сообщили о потерях около 18 000 человек, а болгарские - о 30 000 человек. [ 27 ]

По словам Бэринга, гражданское мусульманское население восстание существенно не затронуло. [ 28 ] [ 29 ] Это также подтверждается отчетами Юджина Шайлера и Джеймса Ф. Кларка, которые свидетельствуют, что было убито очень мало мирных мусульман. [ 30 ] По словам Шайлер, число жертв среди мусульман составило 115 человек, из них 12 женщин и детей. [ 19 ] Османские официальные лица в то время утверждали ок. 500 жертв среди мусульман. [ 31 ]

Современные споры

[ редактировать ]
Интерьер церкви в Батаке через два года после кровавого подавления Апрельского восстания и расправы над жителями села. Фотограф и точная дата неизвестны.

Хотя современные свидетели единодушны в отношении масштабов уничтожения человеческих жизней и имущества среди повстанцев и согласны с тем, что жертв среди мусульман было немного, среди современных западных историков существуют разногласия по обоим вопросам. Некоторые из них не только недовольны количеством жертв среди мусульман, но также принижают или отрицают жертвы в Болгарии.

Так, американский историк Джастин Маккарти утверждает, что во время восстания было убито более 1000 мусульман и еще больше изгнано, при этом потери болгар составляют 3000–12 000 человек. [ 32 ] Он также подчеркивает, что зверства русских против мусульман во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов были намного хуже, чем зверства против восставших болгар. [ 33 ] В «Истории Османской империи и современной Турции » Стэнфорд Шоу утверждает, что в ходе восстания было убито гораздо больше мусульман, чем христиан. [ 34 ] Он также оценивает потери болгар менее чем в 4000 человек.

С другой стороны, Барбара Елавич , которая признает, что начало Апрельского восстания сопровождалось резней мирного мусульманского населения, поддерживает оценку Бэринга о 12 000 болгарских жертвах. [ 35 ] По словам британского историка Ричарда Шеннона , повстанцы убили менее 200 мусульман, очень немногие из которых не участвовали в боевых действиях. [ 36 ]

Согласно отчету, написанному Шайлер и американским журналистом Януариусом МакГаханом , османское правительство в то время не заявляло о гибели более 500 мусульман, большинство из которых - в бою. [ 31 ] Польский ученый Томаш Камуселла полагает, что число жертв может не различать православных христиан и мусульман, но признает, что было всего около 500 смертей мусульман. [ 37 ]

Этому парирует американский историк Ричард Миллман , который утверждает, что Шайлер лично посетила только 11 деревень, о которых он сообщил, хотя сама Шайлер признает это на первой странице своего отчета. [ 19 ] Однако несомненно, что Шайлер посетила Батак и другие города и деревни, которых постигла особенно ужасная судьба, например, Перуштица. [ 38 ] и Панагюриште . [ 39 ] Миллман также утверждает, что общепринятая реальность массовых убийств в значительной степени является мифом. [ 40 ]

Маккарти, Шоу и Миллман возлагают вину за действия Бэринга, МакГахана, Шайлер и Гладстона на колониальный образ мышления, укоренившиеся антитурецкие предубеждения, «инаковость», предвзятые идеи о турецком варварстве и вине или, в лучшем случае, на пророссийские взгляды. наклоняясь. [ 41 ] [ 42 ] [ 34 ] С тех пор Маккарти посвятил этому вопросу целую книгу, в которой он приписывает все негативное восприятие Турции в США американским миссионерам XIX века, таким как пастор Джеймс Ф. Кларк, который первым предупредил об обращении с болгарскими повстанцами. [ 43 ]

Однако Маккарти, Шоу и Миллман, в свою очередь, были обвинены коллегами-западными историками в том, что они являются «апологетами турецкого государства» , в «неоправданной предвзятости к турецкой официальной позиции» (Маккарти), в том, что они страдают «турецким «националистической предвзятости» , предложения «яростно антиармянской и элленофобской интерпретации современной турецкой истории» (Шоу), «безнадежно протурецкой и про-Дисраэли» (Миллман) и т. д. несколько раз на протяжении всей своей карьеры. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] Наиболее актуальной в контексте цифр о потерях во время Апрельского восстания является критика коллеги-историка Хакема Аль-Рустома, согласно которой

«Джастин Маккарти является апологетом турецкого государства и поддерживает официальную версию истории, отрицающую геноцид армян. Таким образом, он мог преувеличить число мусульманских жертв на Балканах, чтобы преуменьшить число армянских жертв в Анатолии». [ 49 ]

И Маккарти, и Шоу являются отрицателями Геноцида армян . [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Маккарти также является членом гранты и получал от него Института тюркских исследований . [ 55 ]

Современные болгарские историки обычно считают, что число болгарских жертв в конце восстания составило около 30 000 человек. По данным Великобритании и Франции, во время восстания было убито 12 000–15 000 болгарских мирных жителей. [ 35 ]

Реакция на Западе

[ редактировать ]

Пресс-репортажи

[ редактировать ]

Новости о массовых убийствах болгар достигли европейских посольств в Стамбуле в мае и июне 1876 года через болгарских студентов Роберт-колледжа , американского колледжа в городе. Преподаватели Роберт-колледжа написали письмо британскому послу и стамбульским корреспондентам The Times и Daily News . [ 56 ] [ 57 ]

Константин Маковский (1839–1915). Болгарские мученицы (1877)

Но позвольте мне рассказать вам, что мы видели в Батаке... Число детей, убитых в этой резне, огромно. Их часто плевали на штыки, и мы имеем несколько рассказов очевидцев, которые видели, как маленьких младенцев носили по улицам и здесь, и в Оллук-Кни на остриях штыков. Причина проста. Когда мусульманин убил определенное количество неверных, он уверен в раю, какими бы ни были его грехи... Это была куча черепов, перемешанных с костями всех частей человеческого тела, скелеты почти целые и гниющие, одежда, человеческие волосы и гнилое мясо лежали одной вонючей кучей, вокруг которой пышно росла трава. От него исходил тошнотворный запах, как от дохлой лошади, и именно здесь собаки искали поспешного обеда, когда наше несвоевременное приближение прервало их... Земля здесь покрыта скелетами, к которым цепляются предметы одежды и кусочки гнилой плоти. Воздух был тяжелым, со слабым тошнотворным запахом, который становился сильнее по мере нашего продвижения. Это начинает быть ужасно.

- Рассказ очевидца Дж. А. МакГахана о турецких зверствах в Болгарии в письме в газету London Daily News от 22 августа 1876 г. [ 58 ]

Статья о массовых убийствах в Daily News от 23 июня спровоцировала в парламенте вопрос о поддержке Британией Турции и требования о проведении расследования. [ 59 ] [ 60 ] Премьер-министр Бенджамин Дизраэли пообещал провести расследование того, что произошло на самом деле.

В июле посольство Великобритании в Стамбуле направило в Болгарию второго секретаря Уолтера Бэринга для расследования историй о зверствах. Бэринг не говорил по-болгарски (хотя он говорил по-турецки), а британская политика была официально протурецкой, поэтому болгарская община в Стамбуле опасалась, что он не расскажет всю историю. Они попросили американского консула в Стамбуле Юджина Шайлера провести собственное расследование.

Шайлер отправилась в Болгарию 23 июля, через четыре дня после Бэринга. Его сопровождали известный американский военный корреспондент Януариус МакГахан , немецкий корреспондент и российский дипломат князь Алексей Церетелев.

Османский башибузук

Группа Шайлер провела три недели, посещая Батак и другие деревни, где произошли массовые убийства. В официальном отчете Шайлер, опубликованном в ноябре 1876 года, говорилось, что пятьдесят восемь деревень в Болгарии были разрушены, пять монастырей снесены и всего пятнадцать тысяч человек убиты. Отчет был переиздан в виде буклета и широко распространен в Европе. [ 61 ] [ 2 ]

Отчет Бэринга британскому правительству о массовых убийствах был аналогичным, но число жертв оценивалось примерно в двенадцать тысяч. [ 25 ]

Яркие статьи МакГахана из Болгарии настроили британское общественное мнение против Турции. Он, в частности, описал то, что он видел в городе Батак, где пять тысяч из семи тысяч жителей были убиты, обезглавлены или сожжены заживо турецкими нерегулярными формированиями, а их тела сложены грудами вокруг городской площади и церкви. [ 61 ]

Британский ответ

[ редактировать ]
Гладстон в 1879 году, картина Джона Эверетта Милле .

Лидер Либеральной партии Уильям Юарт Гладстон опубликовал 6 сентября 1876 года брошюру « Болгарские ужасы и вопрос Востока» . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] напал на правительство Дизраэли за его безразличие к жестоким репрессиям Османской империи в отношении Апрельского восстания. Гладстон ясно дал понять, что его враждебность сосредоточена на турецком народе , а не на мусульманской религии. Туркам он сказал:

«...были, в целом, с того черного дня, когда они впервые вошли в Европу, единственным великим античеловеческим образцом человечества. Куда бы они ни пошли, широкая линия крови отмечала путь позади них; и насколько их Достигнув владычества, цивилизация исчезла из поля зрения. Они повсюду представляли правление силой, в отличие от правления законом. В качестве руководства в этой жизни у них был неустанный фатализм: в награду за него в будущем - чувственный рай». [ 65 ]

Политическое воздействие отчетов было немедленным и драматичным. Как лидер оппозиции, Гладстон призвал правительство прекратить поддержку Турции.

«Я умоляю моих соотечественников , — писал он, — от которых это зависит гораздо больше, чем от любого другого народа в Европе, требовать и настаивать на том, чтобы наше правительство, которое работало в одном направлении, работало в другом и приложить всю свою энергию, чтобы вместе с государствами Европы добиться упразднения турецкой исполнительной власти в Болгарии. Пусть турки теперь осуществят свои злоупотребления единственно возможным способом, а именно, похитив себя...» [ 66 ] [ 67 ]

Выдающиеся европейцы, в том числе Чарльз Дарвин , Оскар Уайльд , Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди , выступили против поведения Турции в Болгарии. Когда в 1877 году началась война с Россией , турецкое правительство обратилось к Великобритании за помощью, но британское правительство отказалось, сославшись на возмущение общественности, вызванное резней в Болгарии.

Политические дела и пропаганда

[ редактировать ]

В XIX веке Британская империя обычно поддерживала османов в их конфликтах с Российской империей, общим соперником того времени, чтобы обуздать ее панславистское и православное влияние на Балканах. Уильям Гладстон занял пророссийскую позицию в этом конфликте и не был обеспокоен расширением влияния России. Напротив, работы Фредерика Бернаби представляют собой протурецкое понимание событий. Чтобы расследовать сообщения о массовых убийствах в британских СМИ, Бернаби отправился в путешествие по землям Османской империи; его мемуары были опубликованы под названиями «Поездка в Хиву: Путешествия и приключения в Средней Азии» (1876) и «На лошадях по Малой Азии» (1877). По словам Бёрнаби, многие западные сообщения о зверствах были преувеличены, а иногда и сфабрикованы, а зверства против мусульман не упоминались в сообщениях прессы. Хозяин Бернаби в Анкаре жалуется ему именно на это: [ 68 ]

Ваши газеты всегда публиковали отчеты об убитых болгарских женщинах и детях и никогда не вдавались в подробности о турчанках, убитых болгарами, или о наших солдатах, которым отрезали носы и изувечили повстанцы. в Герцеговине. Турок ценит свой нос не меньше, чем христианин.

Целью Бернаби было представить контрнарратив общим русофильским настроениям в Британии. По словам турецкого историка Синана Акыллы, его попытки дали неоднозначные результаты и лишь частично преуспели в изменении общественного мнения. [ 68 ]

Последствия

[ редактировать ]
Предложение о границах болгарских автономных провинций представлено в Константинополе

Апрельское восстание само по себе не увенчалось успехом, но его кровавое подавление османами вызвало такое возмущение по всей Европе, что общественное мнение, даже в туркофильской Англии, изменилось, потребовав реформы модели османского управления. [ 69 ] В результате великие державы созвали Константинопольскую конференцию в декабре 1876 года, на которой представили султану объединенное предложение, предусматривавшее создание двух автономных болгарских провинций, во многом совпадающих с границами Болгарского экзархата . Разделив автономию на две части и обеспечив широкий международный контроль за делами провинций, это предложение отражало все пожелания Британской империи и развеяло ее опасения, что провинции станут марионетками России.

Таким образом, продолжавшаяся десятилетиями борьба Болгарии за самоуправление и свободу, похоже, наконец принесла свои плоды. И этого болгары добились совершенно сами — усилиями как духовенства, так и молодой болгарской буржуазии, которая раньше успешно доказывала и сумела убедить великого визиря Али-пашу в необходимости отдельной болгарской церкви и проса, положив тем самым начало болгарской процесс национального строительства даже при иностранном правлении, [ 70 ] и через кровь, пролитую горячими революционерами, которым удалось вызвать сейсмический сдвиг в европейском общественном мнении.

Однако 20 января 1877 года великий визирь Мидхат-паша официально и окончательно отклонил предложение об автономии. [ 71 ] Болгарская историография традиционно возлагала вину за провал конференции на главного злодея современной болгарской истории – англичан. Однако новые исследования скорее указывают на то, что силой, которая саботировала конференцию, была сама Российская империя. Русские уже разделили османские владения в Европе между собой и Австро-Венгрией в соответствии с секретным Рейхштадтским соглашением и Будапештской конвенцией и могли потерять больше всего от болгарского государства, которое не находилось под их контролем, а именно, от своей вековой мечты о контроль над Турецкими проливами и наличие порта с теплой водой (так называемый » Екатерины Великой « Греческий план ). [ 72 ] [ 73 ]

Дата завершения Будапештской конвенции, 15 января 1877 года, всего за пять дней до отклонения Мидхат-пашой предложения об автономии и его положений, в которых Российская империя прямо обязуется создавать не большое славянское государство, а два небольших автономных болгарских княжества. Провинции к северу и югу от Балканских гор даже заставили некоторых исследователей назвать Сан-Стефанский договор «уловкой» или «шарадой». [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]

Какова бы ни была правда, отказ Османской империи от предложения об автономии дал русским столь желанный повод объявить войну Османской империи, одновременно предотвратив вмешательство Соединенного Королевства из-за общественного мнения. Менее чем через два года после восстания Болгария или, по крайней мере, ее часть снова станет свободной.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Исторический словарь Болгарии, Раймонд Детрез, издание 3, издательство Rowman & Littlefield, 2014, ISBN   1442241802 , с. 38.
  2. ^ Jump up to: а б «№24365» . Лондонская газета . 19 сентября 1876 г., стр. 5140–5144.
  3. ^ «Гладстон, Дизраэли и болгарские ужасы» .
  4. ^ «Резня в Батаке (1876 г.) | Болгарские ужасы | Дж. А. МакГахан | Турецкие зверства | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  5. ^ «[У]ильям [Э]варт Гладстон, «Болгарские ужасы и вопрос Востока» (1876) | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  6. ^ МакГахан, Януариус А. (1876). «Предварительный отчет г-на Шайлера» . Турецкие зверства в Болгарии, Письма специального комиссара «Дейли Ньюс» Дж. А. МакГахана, эсквайра . Лондон: Брэдбери Агнью и компания. 89 . Проверено 30 сентября 2013 г.
  7. ^ Jump up to: а б Кларк, Дж. Ф.; О. Дуайт, Генри (1977). «Сообщение о болгарских массовых убийствах: страдания в Болгарии, Генри О. Дуайт и преподобный Дж. Ф. Кларк (1876 г.)». Юго-Восточная Европа/L'Europe du Sud-Est . 4 (1): 278–279. дои : 10.1163/187633377X00177 .
  8. ^ Jump up to: а б Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Болгария/История» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  9. ^ «Этнический национализм» . Ханская академия . Проверено 18 декабря 2022 г.
  10. ^ «Османская империя – Кризис 1875–1878 годов» . www.britanica.com . Проверено 18 декабря 2022 г.
  11. ^ Димитрова, Снежана; Кайчев, Наум (1998). «Болгарский национализм, сформулированный в учебниках по современной болгарской истории 1878–1996 годов» . Международное исследование учебников . 20 (1): 51–70. ISSN   0172-8237 . JSTOR   43057128 .
  12. ^ Описание того, как были изготовлены эти пушки из вишневого дерева, содержится в историческом художественном произведении: Вазов, Иван Минчов (1971) Под игом (Перевод с болгарского Под игото Маргариты Алексиевой и Теодоры Атанасовой.) Twayne Publishers, Нью-Йорк, и многие другие издания.
  13. Изображение под названием «Таблица 4.8. Деревянная пушка, захваченная турками у болгарских повстанцев, январь 1877 года» появляется в: Crampton, RJ (1997) «Краткая история Болгарии», издательство Cambridge University Press, Кембридж, Англия, стр. 83, ISBN   0-521-56183-3
  14. ^ «Записки Захари Стоянова о болгарских восстаниях, стр. 339–334» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 января 2019 г. Проверено 28 апреля 2016 г.
  15. ^ Зафиров, Димитар (2007). История болгар . Издательство «Труд». ISBN  9789545287527 – через Google Книги.
  16. ^ «135 лет со дня бойни Бояджи в 1876 году». [135-летие Бояджикской резни]. Болгарский Патриархат . 18 мая 2011 г.
  17. ^ Атанасов, Джон В. (1985). «Начало». София: Издательство «Народна Младеж». {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) (болгарская версия его статьи 1984 года).
  18. ^ МакГахан, 1876, с. 89
  19. ^ Jump up to: а б с д Шайлер, Юджин (10 августа 1876 г.). «Предварительный отчет г-на Шайлера о зверствах мусульман» .
  20. ^ Стоянов, 1892, гл. VIII
  21. ^ Jump up to: а б МакГахан, 1876 г., стр. 92–93.
  22. ^ Митев, Пламен (2012), , Болгарское национальное возрождение Стандарт, стр. 178–180, ISBN  978-954-8976-56-5
  23. ^ Ларкин, Брендан (2009), «Таймс» и болгарская резня , стр. 75
  24. ^ МакГахан, 1876, с. 91
  25. ^ Jump up to: а б «№24365» . Лондонская газета . 19 сентября 1876 г., стр. 5115–5140.
  26. ^ Jump up to: а б МакГахан, 1876, с. 11
  27. ^ Ларкин, Брендан (2009), «Таймс» и болгарская резня , стр. 72
  28. ^ Дипломатические воспоминания лорда Августа Лофтуса. 1862–1879 . Том. II (1-е изд.). Лондон: Cassell & Company, Limited. 1894. с. 170 . Проверено 30 июля 2016 г. - из Интернет-архива.
  29. ^ Герцог Аргайл (1877 г.). Восточный вопрос: от Парижского договора 1856 года к Берлинскому договору 1878 года и ко Второй афганской войне . Том. Я. Лондон: Strahan & Company Limited. п. 229 . Проверено 30 июля 2016 г. - из Интернет-архива.
  30. ^ Эндрю Г. Бостом (2005) Наследие джихада: исламская священная война и судьба немусульман с. 664
  31. ^ Jump up to: а б МакГахан, 1876, с. 13
  32. ^ Маккарти, Джастин. Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821–1922 гг. The Darwin Press Inc., Принстон, 6-е издание 2008 г., стр. 60
  33. ^ Маккарти, Джастин. Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821–1922 гг. The Darwin Press Inc., Принстон, 6-е издание 2008 г., стр. 92–94
  34. ^ Jump up to: а б Шоу и Шоу (1977) История Османской империи и современной Турции, Nide 2 Cambridge University Press, стр. 162
  35. ^ Jump up to: а б Елавич, Барбара (1999) История Балкан: восемнадцатый и девятнадцатый века, Nide 1 , Cambridge University Press, стр. 347 [ ISBN отсутствует ]
  36. ^ Шеннон, Ричард (1975), Гладстон и болгарская агитация , с. 47, ISBN  020801487X
  37. ^ Камуселла, Томаш (2018) Этническая чистка во время холодной войны: забытое изгнание турок в 1989 году , Routledge [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
  38. ^ Шайлер, Юджин (1901), Избранные эссе с мемуарами Эвелин Шайлер , Нью-Йорк: Скрибнер, стр. 66–74 , получено 30 июля 2016 г.
  39. ^ Уильям Кэри (1965) Болгария сегодня: земля и люди, путешествие открытий с. 45
  40. ^ Миллман, Ричард. Пересмотр болгарской резни, стр. 218, 227–228.
  41. ^ Миллман, Ричард. Пересмотр болгарской резни, стр. 218, 227–230.
  42. ^ Маккарти, Джастин. Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821–1922 гг. The Darwin Press Inc., Принстон, 6-е издание 2008 г., стр. 94
  43. ^ Американские миссионеры были основным источником негативного имиджа, который сохранялся еще долгое время после закрытия миссий, а церкви, посылавшие миссионеров, превратились в сторонников непредвзятого принятия других культур… Миссионеры… расширили и углубили предрассудки Американцы . Подробнее см.: Джастин Маккарти (2010) Турок в Америке: создание непреходящего предрассудка, University of Utah Press, Солт-Лейк-Сити, стр. 8, ISBN   1607810131 .
  44. ^ Хикок, Майкл Роберт (1996). «Смерть и изгнание: этническая чистка османских мусульман, 1821–1922», Джастин Маккарти. 368 страниц, карт, таблиц, примечаний, приложений, библиографии, указателя. Принстон, Нью-Джерси: Darwin Press, 1996. 35 долларов США (ткань) ISBN 0 -87850-094-4" . Обзор исследований Ближнего Востока . 30 (2): 214. doi : 10.1017/S0026318400034337 . ISSN   0026-3184 . S2CID   164893463 .
  45. ^ Кизер, Ханс-Лукас ; Октем, Керем; Рейнковски, Маурус (2015). "Введение" . Первая мировая война и конец османов: от балканских войн до геноцида армян . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-85772-744-2 .
  46. ^ Цюрхер, Эрик Дж. Турция: Современная история, 3-е место. Эд . Лондон: IB Tauris, 2004, с. 360.
  47. ^ Чарни, Исраэль В. (1 апреля 2000 г.). «Невинное отрицание известных геноцидов: дальнейший вклад в психологию отрицания геноцида» . Обзор прав человека . 1 (3): 15–39. дои : 10.1007/s12142-000-1019-6 . ISSN   1874-6306 . S2CID   144586638 .
  48. ^ Шеннон, Ричард (1981). «Британия и восточный вопрос, 1875-1878 [Обзор]» . Английский исторический обзор . XCVI (CCCLXXVIII): 170. doi : 10.1093/ehr/XCVIII.CCCLXXXIX.721 .
  49. ^ Аль-Рустом, Хакем (2015). «Переосмысление «Пост-Османской империи» ». В Альторки, Сорайя (ред.). Спутник антропологии Ближнего Востока . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons, Inc., с. 387. дои : 10.1002/9781118475683 . ISBN  978-1-118-47568-3 .
  50. ^ Аурон, Яир . Банальность отрицания: Израиль и Геноцид армян . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2003, стр. 248.
  51. ^ Чарни, Израиль В. Энциклопедия геноцида, Том. 2 . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO, 1999, с. 163.
  52. ^ Дадриан, Ваагн Н. «Османские архивы и Геноцид армян» в книге «Геноцид армян: история, политика, этика» . Ричард Г. Ованнисян (редактор) Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 1992, стр. 284.
  53. ^ Ованнисян, Ричард Г. «Отрицание Геноцида армян в сравнении с отрицанием Холокоста» в книге « Память и отрицание: Дело о Геноциде армян ». Ричард Г. Ованнисян (редактор) Детройт: Издательство государственного университета Уэйна, 1999, стр. 210.
  54. ^ Лекция, прочитанная Робертом Хьюсеном . «Отрицание геноцида: эволюция процесса» на YouTube , часть серии лекций о Холокосте и геноциде 2007 года в Университете штата Сонома (отметка 27:24). 17 апреля 2007 г. По состоянию на 17 мая 2011 г.
  55. ^ Эдвард Табор Линенталь (2001) Сохранение памяти: борьба за создание американского музея Холокоста . Нью-Йорк: Викинг, 1995.
  56. ^ Груши, Эдвин (1916). Сорок лет в Константинополе, Воспоминания сэра Эдвина Пирса 1873–1915 гг . Лондон: Герберт Дженкинс Лимитед. п. 16 . Проверено 29 июля 2016 г. - из Интернет-архива.
  57. ^ Уошберн, Джордж (1909). Пятьдесят лет в Константинополе и воспоминания о Роберт-колледже . Бостон и Нью-Йорк: Компания Houghton Mufflin. п. 104 . Проверено 29 июля 2016 г. - из Интернет-архива.
  58. ^ «Резня в Батаке (1876 г.) | Болгарские ужасы | Дж. А. МакГахан | Турецкие зверства | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  59. ^ Гладстон, Уильям Юарт (1876). Болгарские ужасы и вопрос Востока . Лондон: Джон Мюррей. п. 13 . Проверено 29 марта 2016 г. - из Интернет-архива.
  60. ^ Фредерик Мой Томас, изд. (1904). Пятьдесят лет Флит-стрит: жизнь и письма сэра Джона Ричарда Робинсона . Лондон: Макмиллан. стр. 183–186 . Проверено 5 июня 2016 г. - из Интернет-архива.
  61. ^ Jump up to: а б МакГахан, 1876 г., стр. 89–98.
  62. ^ «[У]ильям [Э]варт Гладстон, «Болгарские ужасы и вопрос Востока» (1876) | Ресурсный сайт WT Stead» . Attackingthedevil.co.uk .
  63. ^ Гладстон, Уильям Юарт (1876). Болгарские ужасы и вопрос Востока . Лондон: Джон Мюррей . Проверено 10 июня 2016 г. - из Интернет-архива.
  64. ^ «Гладстон, Дизраэли и болгарские ужасы | История сегодня» . www.historytoday.com . Проверено 16 ноября 2019 г.
  65. ^ Гладстон, Уильям Юарт (1876). Болгарские ужасы и вопрос Востока . Лондон: Дж. Мюррей. п. 9 . Проверено 10 июня 2016 г. - из Интернет-архива.
  66. ^ Гладстон, Уильям Юарт (1876). Болгарские ужасы и вопрос Востока . Лондон: Дж. Мюррей. п. 31 . Проверено 2 февраля 2013 г.
  67. ^ См. также Гладстон, Уильям Юарт (1877). Уроки резни; или Поведение турецкого правительства в Болгарии и вокруг нее с мая 1876 года; в основном из документов, представленных командованием . Лондон: Дж. Мюррей . Проверено 2 сентября 2013 г.
  68. ^ Jump up to: а б Акилли, Синан (15 июня 2009 г.). «Пропаганда посредством путевых заметок: вклад Фредерика Бернаби в британскую политику «Большой игры»» . Hacettepe Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Dergisi . 26 (1): 0. ISSN   1301-5737 Нажмите «pdf» в левом верхнем углу, чтобы загрузить документ. Он доступен на английском языке. {{cite journal}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  69. ^ Крэмптон, Ричард (2005), «Борьба за политическую независимость и освобождение 1878 года», Краткая история Болгарии , Нью-Йорк: Cambridge University Press, стр. 75–85, ISBN.  0-521-85085-1
  70. ^ Крэмптон, Ричард (2005), «Борьба за политическую независимость и освобождение 1878 года», Краткая история Болгарии , Нью-Йорк: Cambridge University Press, стр. 65–75, ISBN.  0-521-85085-1
  71. ^ Митев, Пламен (2012), , Болгарское национальное возрождение Стандарт, стр. 184–185, ISBN  978-954-8976-56-5
  72. ^ Пламен Цветков (2008). «Главы 9–11». Мир ( мегамифов на болгарском языке). София: Издательство Нового болгарского университета. ISBN  978-954-535-498-4 .
  73. ^ " болгар... следует превратить в послушный инструмент российской политики и в наших постоянных союзников, уничтожив для них любую возможность перехода на сторону врага " (с. 51–53); « Австрийские и турецкие славяне должны быть нашими союзниками и орудиями нашей политики по отношению к Германии » (с. 51–53); « Если народы, восставшие против турок, попадут под западное, а не наше влияние , то положение на Балканах станет для России гораздо более несостоятельным, чем сейчас » (с. 57). Подробнее см.: Николай Павлович Игнатьев (1986): Записки 1875–1878 (Дневники 1875–1878), Отечественный фронт, София, 1986.
  74. ^ Ivo Indzhev (2022). Измамата Сан Стефано [ The San Stefano Deceit ] (in Bulgarian) (2nd reworked ed.). София: Ciela. ISBN  9789542838708 .
  75. ^ Александр Йорданов (2019). Уроки патриотизма [ Уроки патриотизма ] (на болгарском языке). София: Век 21 - наст. ISBN  9786199100516 .
  76. ^ Момчил Дойчев (2020). « Шарада Сан-Стефано - Кто стер 13 июля 1878 года из исторической памяти» (на болгарском языке).
  77. Сан-Стефанский договор был простым предварительным (предварительным) протоколом о прекращении войны между двумя воюющими сторонами. В нем нет понятия «освобождение Болгарии». И это логично, ведь целью российской политики не является освобождение Болгарии. То есть завоевание. оккупация части территории Османской империи является лишь средством достижения цели. Цель состоит в том, чтобы Россия имела беспрепятственный доступ к Проливам. Это значит, что российская имперская завоевательная доктрина не предполагает существования независимых государств, проводящих собственную национальную политику на пути к «теплым морям». Его цель состоит в том, чтобы «автономные» территории контролировались и зависели от политики императора. Это цель. Пропаганда - это другое. Она может одеть цель в привлекательную одежду. У болгар этот предмет одежды называется «освобождение». Собственно говоря, это признают и сами русские историки, когда пишут в «Большой советской энциклопедии» следующее: «В войне с Турцией царское правительство России преследовало завоевательные цели, но использовало лозунг освободительной войны. " Иными словами, термин «освободительная война» — это лозунг и не более того. Это для «народных масс». Элита - императорский двор, военачальники абсолютно осознают цель. И преследовали ее до Сан-Стефанского «договора» и после него. Поскольку под Сан-Стефанским протоколом стоит подпись русского посла в Константинополе графа Николая Павловича Игнатьева, то уместно процитировать его «записки», выпущенные в 1914 году. в Санкт-Петербурге. В них читаем: «Россия находится в затруднительном положении в Черном море и должна контролировать его выход, т.е. Проливы, прямо или косвенно, и не только для обеспечения безопасности и благополучия своего Юга, но и по политическим и экономическим причинам». И далее: «Чтобы наша власть была сильной и не требовала постоянного чрезвычайного напряжения с нашей стороны, необходимо держать соседние области в нравственном подчинении и обращать болгарское и греческое население, с одной стороны, и армянское населения, с другой — в послушное орудие российской политики и в постоянных союзников, уничтожая всякую возможность их перехода во враждебный лагерь». Подробнее см.: Александр Йорданов (2018) Сан-Стефанский договор – ловушка, ловушка, иллюзия и инструмент манипулирования болгарами на протяжении более века], https://faktor.bg/bg/articles/mneniya/lacheni- царвули/-санстефанскийат-договор-благодарностьта-далгат-и-празникат

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чичек, Назан. «Турецкий ответ на болгарские ужасы: исследование английской туркофобии». Ближневосточные исследования 42.1 (2006): 87–102.
  • Чичек, Назан. «Возвращение к «болгарским ужасам»: многослойные проявления ориенталистского дискурса в викторианской политической конструкции внешнего, интимного и внутреннего другого». Беллетен 81.291 (2017): 525–568. онлайн
  • Крэмптон, Ричард. Краткая история Болгарии . (2005). ISBN   0-521-56183-3
  • Елавич, Чарльз и Барбара Елавич. Создание балканских национальных государств, 1804–1920 гг. (Университет Вашингтона, 1977).
  • Кович, Милош. Дизраэли и восточный вопрос (Oxford University Press, 2010)
  • Миллман, Ричард. «Болгарская резня пересмотрена». Славянское и восточноевропейское обозрение 58.2 (1980): 218–231. онлайн
  • Прево, Стефани. «У.Т. Стед и восточный вопрос (1875–1911); или Как разбудить Англию и почему?». 19: Междисциплинарные исследования в долгом девятнадцатом веке (2013). онлайн doi: 10.16995/ntn.654
  • Сааб, Энн П. Неохотная икона: Гладстон, Болгария и рабочий класс, 1856–1878 (издательство Гарвардского университета, 1991)
  • Шайлер, Юджин, Предварительный отчет г-на Шайлера о зверствах мусульман (1876 г.) онлайн
  • Сетон-Уотсон, Р.В. Дизраэли, Гладстон и восточный вопрос: исследование дипломатии и партийной политики (1935), стр. 51–101.
  • Шеннон, Ричард и ГСР Китсон Кларк. Гладстон и болгарская агитация 1876 г. (Нельсон, 1963).
  • Ставрианос, Л.С. «Балканский кризис и Берлинский договор: 1878 г.» из книги «Балканы с 1453 г. » онлайн
  • Стоянов, Захарий (1892). «VII». Страницы из автобиографии болгарского повстанца (на болгарском языке). Том. 3. Пловдив. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Уайтхед, Кэмерон. «Чтение за чертой: маргиналии, В.Е. Гладстон и международная история болгарских ужасов». International History Review 37.4 (2015): 864–886.
  • Уайтхед, Кэмерон Иан Альфред. «Болгарские ужасы: культура и международная история Великого восточного кризиса, 1876–1878 гг.» (докторская диссертация, Университет Британской Колумбии, 2014 г.) онлайн .

Первоисточники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с апрельским восстанием, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8880b6c597068606a5df86ab0d508a97__1713611580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/97/8880b6c597068606a5df86ab0d508a97.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
April Uprising of 1876 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)