Форелевой квинтет
Фортепианный квинтет ля мажор | |
---|---|
Форелевой квинтет | |
Франц Шуберт | |
![]() Рисунок Франца Шуберта 1821 года. Джозеф Купельвизер | |
Ключ | Главный |
Каталог | Д. 667 |
Повод | По заказу Сильвестра Паумгартнера |
Составленный | 1819 |
Опубликовано | 1829 |
Продолжительность | 35–43 минуты |
Движения | пять |
Форелевой квинтет ( Forellenquintett ) — популярное название Фортепианного квинтета ля мажор , D.667 , Франца Шуберта . Фортепианный квинтет был создан в 1819 году. [ 1 ] когда ему было 22 года; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти. [ 2 ]
Вместо обычного фортепианного квинтета, состоящего из фортепиано и струнного квартета , Форельный квинтет написан для фортепиано , скрипки , альта , виолончели и контрабаса .
По словам друга Шуберта Альберта Штадлера, он был создан по образцу квинтетной версии Септета ре минор Иоганна Непомука Гуммеля для флейты, гобоя, валторны, альта, виолончели, баса и фортепиано, соч. 74. [ 3 ] Возможно, на него также повлиял Квинтет Хаммеля ми-бемоль соч. 87 . [ 4 ]
Псевдоним
[ редактировать ]Произведение известно как « Форель» , потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций Шуберта на более раннюю песню « Die Forelle » («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера, богатого музыкального покровителя и виолончелиста-любителя из Штайра , Верхняя Австрия, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на тему «Песни». [ 1 ] Наборы вариаций на мелодии из его «Лидер» встречаются в четырех других произведениях Шуберта: « Смерть и девичий квартет» , «Trockne Blumen» (сушеные цветы), «Вариации для флейты и фортепиано» (D. 802), « Странник-фантазия» и « Странник-фантазия». Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор (Д. 934, на тему «Sei mir gegrüßt»).
Анализ
[ редактировать ]Квинтет состоит из пяти частей :
Восходящая фигура секступлета песни из аккомпанемента используется как объединяющий мотив на протяжении всего квинтета, а родственные фигуры появляются в четырех из пяти частей - во всех, кроме Скерцо . Как и в песне, фигура обычно представлена фортепиано, восходящим по возрастанию. [ 1 ]
I. Аллегро живое
[ редактировать ]
Первая часть имеет сонатную форму . Как это обычно бывает в произведениях классического жанра, экспозиция переходит от тоники к доминанте ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским, включающим множество медиантов и субмедиантов . Это заметно почти с начала произведения: после произнесения тоники на протяжении десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (бемольный субмедиант) в одиннадцатом такте.
Раздел развития начинается с такого же резкого перехода от ми мажор (в конце экспозиции) к до мажор. Гармоническое движение сначала медленное, но затем становится быстрее; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.
Перепросмотр , что является частым явлением в ранних частях сонатной формы , начинается с субдоминанты , что делает ненужными любые модуляционные изменения при переходе ко второй теме написанных Шубертом. [ 1 ] Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют вступительные такты и еще один короткий отрывок перед заключительной темой.
II. Анданте
[ редактировать ]Это движение состоит из двух симметричных частей, вторая представляет собой транспонированную версию первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют части заканчиваться в той же тональности, в которой она началась. Тональная раскладка (с опущением некоторых промежуточных клавиш меньшей структурной значимости) следующая:
- Фа мажор – Фа ♯ минор – Ре мажор – Соль мажор – Соль минор – Соль мажор; А ♭ мажор – А минор – Фа мажор – Фа минор – Фа мажор
III. Шутка: Скоро
[ редактировать ]Эта часть также содержит срединные тональности, такие как окончание первой части собственно скерцо, которое находится в до мажоре, уплощенной медиане или относительном мажоре параллельного минора ( ля минор ).
IV. Андантино – Аллегретто
[ редактировать ]
Четвертая часть представляет собой тему и вариации Шуберта на тему песни « Die Forelle ». Что типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), [ 5 ] вариации не преобразуют исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с бемольной субмедианты (си ♭ мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности части, в начале последней шестой вариации.
Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октете фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната для фортепиано ля минор, D. 845 (вторая часть); и Экспромт си ♭ мажор, D. 935 № 3 . Заключительная вариация похожа на оригинальную «Песнь» и имеет тот же характерный фортепианный аккомпанемент.
В. Аллегро справа
[ редактировать ]Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако часть отличается от второй части отсутствием необычного хроматизма , а во второй части представляет собой точную транспозицию первой (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Для первой части написан знак повтора: если внимательно придерживаться партитуры, то часть состоит из трех протяжных, почти одинаковых повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первую часть во время игры.
Хотя этой части не хватает хроматизма второй части, ее собственный гармонический дизайн также является новаторским: первая часть заканчивается ре мажором , субдоминантой. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или части является переход от тоники к доминанте (или, реже, к медиате или субмедианте, но никогда к субдоминанте). . [ 6 ] [ 7 ]
Музыкальное значение
[ редактировать ]По сравнению с другими крупными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет , Форельный квинтет представляет собой неторопливое произведение, характеризующееся меньшей структурной связностью, особенно во внешних частях и Анданте. Эти движения содержат необычайно длинные повторения ранее изложенного материала, иногда транспонированные, с небольшой структурной переработкой или вообще без нее, направленные на создание общего единого драматического замысла («механического», по словам Мартина Чусида). [ 1 ] ).
Важность произведения проистекает главным образом из использования в нем оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом , а также из его тембральных характеристик. Форельный квинтет обладает уникальной звучностью среди камерных произведений для фортепиано и струнных, главным образом благодаря фортепианной партии, которая на протяжении существенных частей произведения концентрируется на самом высоком регистре инструмента, при этом обе руки играют одну и ту же мелодическую линию с интервалом в октаву ( будучи освобожденным для этого благодаря включению в ансамбль виолончели и баса). Подобное письмо встречается и в других камерных произведениях Шуберта, например в фортепианных трио, но в гораздо меньшей степени. [ 1 ] [ 8 ] и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки , [ 8 ] один из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо, возможно, повлияло на произведения композиторов- романтиков, таких как Фредерик Шопен , который восхищался музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки. [ 9 ]
Квинтет лег в основу фильма Кристофера Нюпена 1969 года «Форель» , в котором Ицхак Перлман , Пинхас Цукерман , Жаклин дю Пре , Даниэль Баренбойм и Зубин Мехта исполняют его в Куин Элизабет Холл в Лондоне. [ 10 ]
Другое использование
[ редактировать ]Часть пятой части Форельного квинтета в исполнении ансамбля Нэша используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC « В ожидании Бога» . третья часть в исполнении ансамбля Нэша В спектакле также используется .
Samsung Стиральные машины и сушилки для белья воспроизводят аранжировку первой части четвертого движения после завершения цикла отжима. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чусид 1997 , стр. 174–192.
- ^ Гиббс 1997 , стр. 241–253.
- ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-6008-8 .
- ^ Проект Шуберта «Бетховен» . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-65087-8 .
- ^ Джеффри Перри, «Множество возвращений Странника: пересмотр вариаций Шуберта», Журнал музыковедения , 19/2, 2002, стр. 374–416
- ^ Чарльз Розен , Формы сонаты , исправленное издание, 1988, WW Norton, стр. 359–360.
- ^ Чарльз Розен, Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен , расширенное издание, 1997, WW Norton, стр. 25–27, 384.
- ^ Перейти обратно: а б Нотли 1997 , стр. 138–154.
- ^ Чарльз Розен, Романтическое поколение , 1995, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, стр. 390.
- ^ Фильмы Кристофера Нупена, Франца Шуберта, Форель
- ^ «Скрипачка играет удивительно очаровательный дуэт… с пищащей стиральной машиной» . 19 января 2023 г.
Источники
- Чусид, Мартин. «Камерная музыка Шуберта: до и после Бетховена». В Гиббсе (1997) .
- Гиббс, Кристофер Х. (апрель 1997 г.). «Немецкий прием: «путешествие Шуберта к бессмертию» ». Кристофер Х. Гиббс (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта . Кембриджские спутники музыки . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48424-4 .
- Нотли, Маргарет. «Социальная музыка Шуберта:« забытые жанры »». В Гиббсе (1997) .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайс, Пьеро (осень 1979 г.). «Знакомство с квинтетом «Форель»». Журнал Американского музыковедческого общества . 32 (3): 539–548. дои : 10.2307/831254 . JSTOR 831254 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форельный квинтет : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись полного квинтета Общества камерной музыки Линкольн-центра из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3. формате
- Лекция и выступление на YouTube , в Gresham College , 2013 год; Кристофер Хогвуд , исполнители Королевской музыкальной академии