Jump to content

Форелевой квинтет

Фортепианный квинтет ля мажор
Форелевой квинтет
Франц Шуберт
Рисунок Франца Шуберта 1821 года.
Джозеф Купельвизер
Ключ Главный
Каталог Д. ​667
Повод По заказу Сильвестра Паумгартнера
Составленный 1819  ( 1819 )
Опубликовано 1829  ( 1829 )
Продолжительность 35–43 минуты
Движения пять

Форелевой квинтет ( Forellenquintett ) — популярное название Фортепианного квинтета ля мажор , D.667 , Франца Шуберта . Фортепианный квинтет был создан в 1819 году. [ 1 ] когда ему было 22 года; Однако он не был опубликован до 1829 года, через год после его смерти. [ 2 ]

Вместо обычного фортепианного квинтета, состоящего из фортепиано и струнного квартета , Форельный квинтет написан для фортепиано , скрипки , альта , виолончели и контрабаса .

По словам друга Шуберта Альберта Штадлера, он был создан по образцу квинтетной версии Септета ре минор Иоганна Непомука Гуммеля для флейты, гобоя, валторны, альта, виолончели, баса и фортепиано, соч. 74. [ 3 ] Возможно, на него также повлиял Квинтет Хаммеля ми-бемоль соч. 87 . [ 4 ]

Псевдоним

[ редактировать ]

Произведение известно как « Форель» , потому что четвертая часть представляет собой набор вариаций Шуберта на более раннюю песню « Die Forelle » («Форель»). Квинтет был написан для Сильвестра Паумгартнера, богатого музыкального покровителя и виолончелиста-любителя из Штайра , Верхняя Австрия, который также предложил Шуберту включить набор вариаций на тему «Песни». [ 1 ] Наборы вариаций на мелодии из его «Лидер» встречаются в четырех других произведениях Шуберта: « Смерть и девичий квартет» , «Trockne Blumen» (сушеные цветы), «Вариации для флейты и фортепиано» (D. 802), « Странник-фантазия» и « Странник-фантазия». Фантазия для скрипки и фортепиано до мажор (Д. 934, на тему «Sei mir gegrüßt»).

Квинтет состоит из пяти частей :

Восходящая фигура секступлета песни из аккомпанемента используется как объединяющий мотив на протяжении всего квинтета, а родственные фигуры появляются в четырех из пяти частей - во всех, кроме Скерцо . Как и в песне, фигура обычно представлена ​​фортепиано, восходящим по возрастанию. [ 1 ]

I. Аллегро живое

[ редактировать ]
\new PianoStaff <<
		\new Персонал = "r" <<
			\clef "скрипка"
			\key a \major
			\новый голос {
				\voiceOne
				\родственник {
					< a e' cis' a' >4\f\accent r r2
					с1
					e'2(дис
					е2 <еа>)
					<< { \grace { b'16( цис } d2\accent )( цис4 b) } \\ gis1 e >>
					<< е2. { <gis b>2( <a cis>4) } >>
				}
			}
			\новый голос {
				\voiceTwo
				\родственник {
					<a~ a'~>2^(_( \tuplet 3/2 { <a a'>8 <цис цис'> <e e'> } \tuplet 3/2 { < a a'> <цис цис' > <е е'> }
					<a a'>4)) r r2
					цис,,2\pp( бис
					цис1)
					б!2\акцент(цис4 d)
					d2(цис4)
				}
			}
		>>
		\new Персонал = "л" <<
			\ключ "бас"
			\key a \major
			\новый голос {
				\relative { a,,1\f( a\p)( a\pp) ( a) ( a) ( a2.) }
			}
		>>
	>>

Первая часть имеет сонатную форму . Как это обычно бывает в произведениях классического жанра, экспозиция переходит от тоники к доминанте ; однако гармонический язык Шуберта является новаторским, включающим множество медиантов и субмедиантов . Это заметно почти с начала произведения: после произнесения тоники на протяжении десяти тактов гармония резко переходит в фа мажор (бемольный субмедиант) в одиннадцатом такте.

Раздел развития начинается с такого же резкого перехода от ми мажор (в конце экспозиции) к до мажор. Гармоническое движение сначала медленное, но затем становится быстрее; к возвращению первой темы гармония модулируется восходящими полутонами.

Перепросмотр , что является частым явлением в ранних частях сонатной формы , начинается с субдоминанты , что делает ненужными любые модуляционные изменения при переходе ко второй теме написанных Шубертом. [ 1 ] Он отличается от экспозиции только тем, что в нем отсутствуют вступительные такты и еще один короткий отрывок перед заключительной темой.

II. Анданте

[ редактировать ]

Это движение состоит из двух симметричных частей, вторая представляет собой транспонированную версию первой, за исключением некоторых различий в модуляции, которые позволяют части заканчиваться в той же тональности, в которой она началась. Тональная раскладка (с опущением некоторых промежуточных клавиш меньшей структурной значимости) следующая:

Фа мажор – Фа минор – Ре мажор – Соль мажор – Соль минор – Соль мажор; А мажор – А минор – Фа мажор – Фа минор – Фа мажор

III. Шутка: Скоро

[ редактировать ]

Эта часть также содержит срединные тональности, такие как окончание первой части собственно скерцо, которое находится в до мажоре, уплощенной медиане или относительном мажоре параллельного минора ( ля минор ).

IV. Андантино – Аллегретто

[ редактировать ]

\новый ГрандСтафф <<
  \new Staff { \key d \major \time 2/4 \partial 8 \set Score.tempoHideNote = ##t \tempo "" 8 = 116
<<
\относительный d''{
 a8^\markup {\column {\line { Thema. } \line \bold { Андантино. } \line \center-align \smaller { (Str.) } } } d8.-.( d16-. fis8-. fis8-.) d4( a) a8.. a32 e'16.( d32 cis16. b32) а4. a8 d8.-.( d16-. fis8-. fis8-.) d4( a8) d8 cis8( \grace {d16 cis} b16.) cis32-. d8->(гис,8) а4. а8 
}
\\
\relative d'{r8 <fis a,>4-.( q8-. q8-.) fis2 <g a>4-.( q8-. q8-.) q8-. e( fis g) <fis a,>4-.( q8-. q8-.) fis4. фис8 е4. е8 е8-. g( фис е)}
>>
}
   \новая динамика {s8\pp}
  \new Staff {\clef bass \key d \major \time 2/4 \partial 8 
<<
\ относительно d' {r8 d4-.( d8-. d8-.) a8( b16 цис d4) цис цис16.( d32 e16. d32) цис8-. цис( де) d4-.( d8-. d8-.) a8( b16 цис d8 a8) a8( gis16.) a32-. b8(d)цис-. е( d цис)}
\\
\relative d {r8 d4-.( d8-. d8-.) d2 a'4-.( a8-. a8-.) a4 r4 d,4-.( d8-. d8-.) d4. d8 е4. e8 a,4 r4 }
>>
}
>>

Четвертая часть представляет собой тему и вариации Шуберта на тему песни « Die Forelle ». Что типично для некоторых других вариационных движений Шуберта (в отличие от стиля Бетховена), [ 5 ] вариации не преобразуют исходную тему в новый тематический материал; скорее, они концентрируются на мелодическом оформлении и смене настроения. В каждой из первых вариаций основная тема исполняется разными инструментами или группами. В пятой вариации Шуберт начинает с бемольной субмедианты (си мажор) и создает серию модуляций, в конечном итоге ведущих к основной тональности части, в начале последней шестой вариации.

Подобный процесс слышен в трех более поздних сочинениях Шуберта: Октете фа мажор, D. 803 (четвертая часть); Соната для фортепиано ля минор, D. 845 (вторая часть); и Экспромт си мажор, D. 935 № 3 . Заключительная вариация похожа на оригинальную «Песнь» и имеет тот же характерный фортепианный аккомпанемент.

В. Аллегро справа

[ редактировать ]

Финал состоит из двух симметричных частей, как и вторая часть. Однако часть отличается от второй части отсутствием необычного хроматизма , а во второй части представляет собой точную транспозицию первой (за исключением некоторых изменений октавного регистра). Для первой части написан знак повтора: если внимательно придерживаться партитуры, то часть состоит из трех протяжных, почти одинаковых повторов одного и того же музыкального материала. Иногда исполнители предпочитают не повторять первую часть во время игры.

Хотя этой части не хватает хроматизма второй части, ее собственный гармонический дизайн также является новаторским: первая часть заканчивается ре мажором , субдоминантой. Это противоречит эстетике классического музыкального стиля, в котором первым крупным гармоническим событием в музыкальном произведении или части является переход от тоники к доминанте (или, реже, к медиате или субмедианте, но никогда к субдоминанте). . [ 6 ] [ 7 ]

Музыкальное значение

[ редактировать ]

По сравнению с другими крупными камерными произведениями Шуберта, такими как последние три струнных квартета и струнный квинтет , Форельный квинтет представляет собой неторопливое произведение, характеризующееся меньшей структурной связностью, особенно во внешних частях и Анданте. Эти движения содержат необычайно длинные повторения ранее изложенного материала, иногда транспонированные, с небольшой структурной переработкой или вообще без нее, направленные на создание общего единого драматического замысла («механического», по словам Мартина Чусида). [ 1 ] ).

Важность произведения проистекает главным образом из использования в нем оригинального и новаторского гармонического языка, богатого медиантами и хроматизмом , а также из его тембральных характеристик. Форельный квинтет обладает уникальной звучностью среди камерных произведений для фортепиано и струнных, главным образом благодаря фортепианной партии, которая на протяжении существенных частей произведения концентрируется на самом высоком регистре инструмента, при этом обе руки играют одну и ту же мелодическую линию с интервалом в октаву ( будучи освобожденным для этого благодаря включению в ансамбль виолончели и баса). Подобное письмо встречается и в других камерных произведениях Шуберта, например в фортепианных трио, но в гораздо меньшей степени. [ 1 ] [ 8 ] и характерно для произведений Шуберта для фортепиано в четыре руки , [ 8 ] один из его самых личных музыкальных жанров. Такое тембральное письмо, возможно, повлияло на произведения композиторов- романтиков, таких как Фредерик Шопен , который восхищался музыкой Шуберта для фортепиано в четыре руки. [ 9 ]

Квинтет лег в основу фильма Кристофера Нюпена 1969 года «Форель» , в котором Ицхак Перлман , Пинхас Цукерман , Жаклин дю Пре , Даниэль Баренбойм и Зубин Мехта исполняют его в Куин Элизабет Холл в Лондоне. [ 10 ]

Другое использование

[ редактировать ]

Часть пятой части Форельного квинтета в исполнении ансамбля Нэша используется в качестве музыкальной темы для телевизионной комедии BBC « В ожидании Бога» . третья часть в исполнении ансамбля Нэша В спектакле также используется .

Samsung Стиральные машины и сушилки для белья воспроизводят аранжировку первой части четвертого движения после завершения цикла отжима. [ 11 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чусид 1997 , стр. 174–192.
  2. ^ Гиббс 1997 , стр. 241–253.
  3. ^ Кролл, Марк (15 октября 2007 г.). Иоганн Непомук Хуммель: Жизнь и мир музыканта . Пугало Пресс. ISBN  978-1-4616-6008-8 .
  4. ^ Проект Шуберта «Бетховен» . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-65087-8 .
  5. ^ Джеффри Перри, «Множество возвращений Странника: пересмотр вариаций Шуберта», Журнал музыковедения , 19/2, 2002, стр. 374–416
  6. ^ Чарльз Розен , Формы сонаты , исправленное издание, 1988, WW Norton, стр. 359–360.
  7. ^ Чарльз Розен, Классический стиль: Гайдн, Моцарт, Бетховен , расширенное издание, 1997, WW Norton, стр. 25–27, 384.
  8. ^ Перейти обратно: а б Нотли 1997 , стр. 138–154.
  9. ^ Чарльз Розен, Романтическое поколение , 1995, издательство Гарвардского университета, Кембридж, Массачусетс, стр. 390.
  10. ^ Фильмы Кристофера Нупена, Франца Шуберта, Форель
  11. ^ «Скрипачка играет удивительно очаровательный дуэт… с пищащей стиральной машиной» . 19 января 2023 г.

Источники

  • Чусид, Мартин. «Камерная музыка Шуберта: до и после Бетховена». В Гиббсе (1997) .
  • Гиббс, Кристофер Х. (апрель 1997 г.). «Немецкий прием: «путешествие Шуберта к бессмертию» ». Кристофер Х. Гиббс (ред.). Кембриджский компаньон Шуберта . Кембриджские спутники музыки . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-48424-4 .
  • Нотли, Маргарет. «Социальная музыка Шуберта:« забытые жанры »». В Гиббсе (1997) .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9664a5431e89eef361491763de284f8f__1724734560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/96/8f/9664a5431e89eef361491763de284f8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trout Quintet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)