Борис I Болгарии
Борис I | |
---|---|
Князь Болгарии | |
Царствование | 852–889 |
Предшественник | Прессованный |
Преемник | Владимир |
Умер | 2 мая 907 г. Монастырь возле Преслава. |
Супруг | Мария |
Проблема | Владимир Гавраил Симеон I Евпраксия Анна |
Дом | Династия Крама |
Отец | Прессованный |
Религия | Халкидонское христианство |
Святой Борис | |
---|---|
Равноапостольные | |
Рожденный | 827 |
Умер | 907 |
Почитается в | Восточное православие |
канонизирован |
|
Праздник | 2 мая |
Покровительство | Болгарский народ |
Борис I (также Богорис ), почитаемый как святой Борис I (Михаил) Креститель ( церковнославянский : Борисъ / Борисъ-Михаилъ , болгарский : Борис I / Борис-Михаил ; умер 2 мая 907 года), был правителем ( князем ) Первое Болгарское царство с 852 по 889 год. Несмотря на ряд военных неудач, правление Бориса I было отмечено важными событиями, которые сформировали болгарскую и европейскую историю. С христианизацией Болгарии в 864 году язычество было упразднено. Искусный дипломат, Борис I успешно использовал конфликт между Константинопольским Патриархатом и папством , чтобы обеспечить автокефальную Болгарскую Церковь , тем самым разрешив опасения дворянства по поводу вмешательства Византии во внутренние дела Болгарии.
Когда в 885 году ученики святых Кирилла и Мефодия были изгнаны из Великой Моравии , Борис I предоставил им убежище и оказал помощь, которая спасла глаголицу , а затем способствовала развитию кириллицы в Преславе и славянской литературе. После того, как он отрекся от престола в 889 году, его старший сын и преемник попытался восстановить старую языческую религию, но был свергнут Борисом I. Во время Преславского собора , последовавшего за этим событием, византийское духовенство было заменено болгарским, а греческий язык был заменен на то, что сейчас известно как старославянский язык .
он почитается святым В Православной Церкви , князем и крестителем Болгарии, равноапостольным , праздник его отмечается 2 мая и в Соборе всех преподобных и святых отцов Болгарии (передвижных). праздник во 2-ю неделю Пятидесятницы). [1] [2]
Имя и титулы
[ редактировать ]Самая распространенная теория состоит в том, что имя Борис имеет булгарское происхождение. [3] [4] [5] После официального обращения в христианство Борис принял христианское имя Михаил . В исторических исследованиях его иногда называют Борисом-Михаилом.
Единственными прямыми свидетельствами титула Бориса являются его печати и надпись, найденные вблизи города Балш (современная Албания ) и в Варне . Там он назван по византийскому титулу « Архонт Булгарии», который обычно переводится как «правитель», а в 10-11 веках еще и как «Князь» (Кнѧзъ, булг.). [6] В болгарских источниках того периода Бориса I называют «Князем», а во времена Второго Болгарского царства — «Царем». [7]
В современной историографии Бориса называют по-разному. Большинство историков признают, что он изменил свой титул после обращения в христианство. По их словам, до крещения он носил титул хана. [8] или Канабиги , [9] [10] и после этого князь . [11]
Царствование
[ редактировать ]Центральная Европа в 9 веке
[ редактировать ]Начало IX века ознаменовало начало ожесточенного соперничества между греческим Востоком и латинским Западом , которое в конечном итоге привело к расколу между Православной Церковью в Константинополе и Католической Церковью в Риме .
Еще в 781 году императрица Ирина начала искать более тесных связей с династией Каролингов и папством . Она провела переговоры о браке между своим сыном Константином и Ротрудой , дочерью Карла Великого от его третьей жены Хильдегард . Ирина дошла до того, что послала чиновника, чтобы тот обучил франкскую принцессу греческому языку; однако сама Ирина разорвала помолвку в 787 году вопреки желанию сына. Когда Второй Никейский собор 787 года вновь ввел почитание икон при императрице Ирине, результат не был признан Карлом Великим, поскольку не были приглашены франкские эмиссары, хотя Карл Великий к тому времени правил более чем тремя провинциями старой Римской империи. Хотя это улучшило отношения с папством, оно не предотвратило начало войны с франками, захватившими Истрию и Беневенто в 788 году.
Карла Великого императором Священной Римской империи провозгласил Когда Лев III , Папа фактически аннулировал легитимность Ирины. Он, конечно, хотел увеличить влияние папства и почтить своего покровителя Карла Великого. Ирина, как и многие ее предшественники со времен Юстиниана I , была слишком слаба, чтобы защитить Рим и его значительно сократившееся население, и городом не управлял какой-либо император. Таким образом, принятие Карлом Великим императорского титула не рассматривалось как узурпация в глазах франков или итальянцев. Однако в Византии это воспринималось именно так, но протесты Ирины и ее преемника Никифора I не имели большого эффекта.
Моймиру I удалось объединить несколько славянских князей и в 833 году основать Великую Моравию . Его преемник Растислав также воевал против немцев. [12] Оба государства старались поддерживать хорошие отношения с Болгарией ввиду ее значительной военной мощи.
Военные кампании
[ редактировать ]Борис I был сыном и преемником Пресиана I Болгарии. В 852 году он отправил эмиссаров в Восточную Францию для подтверждения мирного договора 845 года. [13] [14] Во время своего вступления на престол он угрожал византийцам вторжением, но его армии не атаковали. [15] и он получил небольшую территорию в Страндже на юго-востоке. [16] Однако мирный договор не был подписан, хотя оба государства обменялись временными делегациями. [17] В 854 году моравский князь Ростислав убедил Бориса I помочь ему в борьбе с Восточной Францией. По некоторым данным, некие франки подкупили болгарского монарха, чтобы тот напал на Людовика Немецкого . [18] Болгарско-славянский поход обернулся катастрофой, Людовик одержал великую победу и вторгся в Болгарию. [19] В то же время хорваты вели войну против болгар. Оба народа до этого времени мирно сосуществовали, что позволяет предположить, что Людовик заплатил хорватам за то, чтобы они напали на Болгарию и отвлекли внимание Бориса от его союза с Великой Моравией. [20] Канасубиги Борис не смог добиться никакого успеха, и обе стороны обменялись подарками и заключили мир. [21] В результате военных действий в 855 г. мир между Болгарией и Восточной Францией был восстановлен, и Растислав был вынужден сражаться против Людовика в одиночку. Тем временем в 855–856 годах начался конфликт между византийцами и болгарами, и Борис, отвлеченный конфликтом с Людовиком, потерял Филиппополь ( Пловдив ), область Загоры и порты вокруг Бургасского залива на Черном берегу. Море к византийской армии под предводительством Михаила III и цезаря Варды . [22] [23]
Сербия
[ редактировать ]После смерти сербского князя Властимира около 850 г. его государство было разделено между его сыновьями. Властимир и отец Бориса сражались друг против друга во время болгаро-сербской войны 839–842 годов , в результате которой сербы одержали победу, и Борис стремился отомстить за это поражение. В 853 или 854 году болгарская армия под предводительством Владимира-Расате , сына Бориса I, вторглась в Сербию, с целью заменить византийское господство над сербами. Сербскую армию возглавляли Мутимир и два его брата; они разгромили болгар, захватив Владимира и 12 бояр . [24] Борис I и Мутимир согласились на мир (а возможно, на союз [24] ), а Мутимир отправил своих сыновей Прибислава и Стефана на границу для сопровождения пленных, где они обменялись предметами в знак мира. Сам Борис преподнес им «богатые дары», при этом ему были вручены «два раба , два сокола , две собаки и 80 мехов ». [25] [26] [27] Внутренний конфликт между сербскими братьями привел к тому, что Мутимир сослал двух младших братьев в болгарский суд. [24] [28] Мутимир, однако, оставил при своем дворе племянника Петара по политическим причинам. [29] Причина вражды неизвестна, хотя предполагается, что она стала результатом предательства. [29] Позже Петар победит Прибислава , сына Мутимира, и займет сербский трон.
Мотивы крещения и обращения в христианство
[ редактировать ]Существует ряд версий, почему Борис принял христианство. Некоторые историки связывают это с вмешательством его сестры , которая уже обратилась в христианство, находясь в Константинополе. [30] Другая история упоминает греческого раба при дворе правителя. [30] Более мифологической версией является та, в которой Борис, пораженный и напуганный иконой Судного дня , решает принять христианство. [30] Ричард Б. Спенс считает это решение обдуманным, практичным и политическим. [31]
По ряду дипломатических причин Борис заинтересовался обращением в христианство. Чтобы расширить свой контроль над славянским миром и получить союзника против одного из самых могущественных врагов булгар , Византийской империи, Борис стремился заключить союз с Людовиком Немецким против Ратислава Моравского. [32] Благодаря этому союзу Людовик пообещал снабдить Бориса миссионерами, что фактически подчинило бы булгар Римской церкви. [33] Однако в конце 863 года Византийская империя при императоре Михаиле III объявила войну Борису и булгарам в период голода и стихийных бедствий. Застигнутый врасплох Борис был вынужден заключить мир с византийцами, пообещав принять христианство по восточным обрядам в обмен на мир и территориальные уступки во Фракии (он вернул себе недавно отвоеванную византийцами область Загора). [34] В начале 864 года Борис был тайно крещен в Плиске посольством византийских священнослужителей вместе со своей семьей и избранными представителями болгарской знати. [35] Поскольку император Михаил III стал его крестным отцом, Борис также принял христианское имя Михаил. [30]
Помимо дипломатических забот, Борис был заинтересован в обращении себя и болгар в христианство, чтобы разрешить разногласия внутри болгарского общества. Когда он взошел на престол, булгары и славяне были отдельными элементами в царстве Бориса, а булгарское меньшинство составляло военную аристократию. Ричард Спенс сравнивает это с отношениями между норманнами и саксами в Англии. [31] Религиозный плюрализм еще больше способствовал расколу в обществе. У славян была своя собственная политеистическая система верований, в то время как булгарская элита верила в Тангру , Бога Неба или Бога Неба.Приход Мефодия и его последователей ввел кириллицу, освободив болгар от зависимости от греческого как письменного и богослужебного языка. Развилась славянско- христианская культура , которая помогла объединить царство. [31]
Крещение болгар и основание Болгарской Церкви.
[ редактировать ]После своего крещения первой крупной задачей, которую взял на себя Борис, было крещение своих подданных, и с этой задачей он обратился к византийским священникам между 864 и 866 годами. [36] В то же время Борис искал дальнейших указаний о том, как вести христианский образ жизни и общество и как создать автокефальную церковь у византийского патриарха Фотия . Ответ Фотия оказался менее чем удовлетворительным, и Борис попытался добиться от папства более благоприятного урегулирования . [37] Борис отправил эмиссаров во главе с кавханом Петром с длинным списком вопросов к папе Николаю I в Рим в августе 866 года и получил 106 подробных ответов, подробно излагавших суть религии , права , политики , обычаев и личной веры . Озабоченный крещением болгар, Борис также жаловался Николаю на злоупотребления, совершаемые византийскими священниками, ответственными за крещение болгар, и на то, как он мог бы исправить последствия этих злоупотреблений. Папа временно замалчивал спорный вопрос о желаемом Борисом для своей церкви автокефальном статусе и направил большую группу миссионеров для продолжения обращения Болгарии в соответствии с западным обрядом. [38] [39] Сдвиг Болгарии в сторону папства привел в ярость патриарха Фотия, который в 867 году написал энциклику восточному духовенству, в которой осудил практики, связанные с западным обрядом, и церковное вмешательство Рима в Болгарию. [39] Это привело к Фотианскому расколу , который стал важным шагом в расколе между восточной и западной церквями.
Чтобы ответить на вопросы Бориса, папа Николай I послал в Болгарию двух епископов: Павла Популонского и Формоза Портийского. Папа ожидал, что эти священники выполнят свои епископские обязанности, чтобы решить проблемы Бориса, но не намеревался возвысить их до тех позиций, которые они заняли в булгарской иерархии. В Болгарии деятельность епископа Формоза (впоследствии папы Формоза ) имела успех, пока папа не отклонил просьбу Бориса о назначении Формоза архиепископом Болгарии. Николай обосновал отказ в просьбе тем, что «неканонично переводить уже установленного епископа с одной кафедры на другую». Новый папа Адриан II отклонил просьбу Бориса о аналогичном назначении Формоза или диакона Марина (впоследствии папы Марина I ), после чего Болгария снова начала смещаться в сторону Константинополя. На Четвертом Константинопольском соборе в 870 году болгарские послы вновь открыли позицию Болгарской церкви, и восточные патриархи вынесли решение в пользу Константинополя. Это определило будущее Болгарская Православная Церковь предоставил статус автокефального архиепископства , которой Константинопольский Патриархат и собственного архиепископа. Позже, в 870-х годах, Константинопольский Патриарх сдал Болгарию папству, но эта уступка была чисто номинальной, поскольку не затрагивала фактическое положение автокефальной церкви Болгарии. [40]
Христианизация болгар в результате действий Бориса оказала глубокое влияние не только на систему религиозных убеждений болгар, но и на структуру болгарского правительства. Приняв христианство, Борис принял титул князя и присоединился к сообществу народов, принявших Христа, к великой радости Восточной Римской империи. [38]
К концу своего правления Борис начал увеличивать число коренного болгарского духовенства. Следовательно, Борис начал отправлять болгар в Константинополь для получения монашеского образования, и некоторые из этих болгар вернулись на родину, чтобы служить священнослужителями. [41] В 885 году Борису представилась новая возможность основать местное духовенство, когда славяноязычные ученики св. Кирилла и св. Мефодия были вынуждены бежать из Моравии после вдохновленной немцами реакции на смерть апостола. [ нужна ссылка ]
Изменения в болгарской культуре, внесенные Климентом и Наумом
[ редактировать ]наместник Бориса В 886 году белградский принял учеников святых Кирилла и святого Мефодия , сосланных из Великой Моравии в Болгарию, и отправил их к Борису в Плиску . Борис радостно приветствовал двоих из этих учеников, Климента Охридского и Наума Преславского , которые были знатного болгарского славянского происхождения. Чтобы использовать таланты ученика, Борис поручил Клименту быть «учителем» в Кутмичевицкой губернии .
И Климент, и Наум сыграли важную роль в развитии культурных, лингвистических и духовных трудов Кирилла и Мефодия. [42] Они создали образовательные центры в Плиске и Охриде для дальнейшего развития славянской письменности и литургии . Позже Климент обучил тысячи славяноязычных священников, которые заменили грекоязычное духовенство из Константинополя, все еще присутствующее в Болгарии. Письменность, первоначально разработанная Кириллом и Мефодием, известна как глаголица .
В Болгарии , Климент Охридский и Наум Преславский создали (вернее, составили) новую болгарскую письменность, позже названную кириллицей которая была объявлена официальным алфавитом в 893 году. староболгарский язык В том же году официальным языком был объявлен . В последующие столетия эту письменность переняли и другие славянские народы и государства. Введение славянской литургии совпало с продолжающимся развитием Борисом церквей и монастырей по всему его царству.
Реакция на религиозное обращение
[ редактировать ]Обращение в христианство встретило сильное сопротивление среди болгарской элиты. Некоторые отказались стать христианами, в то время как другие отступили от веры после крещения и подняли восстание против Бориса, заставившего их креститься. Некоторые люди возражали не обязательно против христианской религии, а против того факта, что она была принесена иностранными священниками, которые, в результате, установили внешнюю внешнюю политику. Сломив власть старых культов, Борис уменьшил влияние бояр, сопротивлявшихся ханской власти. [31] Летом 865 г. группа булгарских аристократов (бояр) подняла открытое восстание. [30] Борис беспощадно подавил его и казнил 52 боярина вместе со всеми их семьями. [43] Таким образом, христианизация продолжалась.
Конец правления Бориса
[ редактировать ]В 889 году Борис отрекся от престола и стал монахом. Его сын и преемник Владимир предпринял попытку языческой реакции, которая вывела Бориса из отставки в 893 году. Владимир потерпел поражение, Борис ослепил его, побрил его жену и отправил в монастырь. Борис собрал Преславский собор, посадив на престол своего третьего сына, царя Болгарии Симеона I , угрожая ему той же участью, если он тоже отступится. Борис вернулся в свой монастырь, снова появившись в ок. 895 г., чтобы помочь Симеону в борьбе с мадьярами , вторгшимися в Болгарию в союзе с византийцами. После окончания этого кризиса Борис возобновил монашескую жизнь и умер в 907 году. Место его обители, где, возможно, он был похоронен, не установлено; это может быть недалеко от Преслава, или Плиски, или в монастыре Равна недалеко от Варны .
Наследие
[ редактировать ]Пик Святого Бориса на острове Ливингстон на Южных Шетландских островах в Антарктиде назван в честь Бориса I из Болгарии.
Жизнь Бориса I показана в фильме 1985 года «Борис I» (Борис Първи) со Стефаном Данаиловым в главной роли.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ (на греческом языке) Святой Ворис — апостол Михаил, князь и просветитель болгарского народа . 2 мая. ОГРОМНЫЙ ЭКСАЙТЕР.
- ^ "Православный календарь. СВЯТО-ТРОИЦКАЯ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, приход Московского Патриархата" . www.holytrinityorthodox.com . Проверено 16 января 2023 г.
- ↑ Профессор Веселин Бешевлиев (Издательство «Патриотический фронт», София, 1981)
- ^ Доктор Зоя Барболова - Имена со значением волка в болгарской антропонимической системе. ЛитерНет, 30.04.2013, № 4 (161) .
- ^ Питер Б. Голден, Тюрки и хазары: истоки, институты и взаимодействия в домонгольской Евразии, Том 952 Сборника исследований, Ashgate/Variorum, 2010, ISBN 1409400034 , с. 4.
- ^ Бакалов, Георгий. Средневековый болгарский правитель. (Титулы и знаки отличия), София 1995, стр. 144, 146, Бобчев С. С. Князь или царь Борис? (к истории древнебулгарского права). Титулы болгарских правителей, Болгарский сборник, XIV, 5, 1907, с.
- ^ Бакалов, Георгий. Средневековый болгарский правитель..., стр. 144–146.
- ^ Златарский, Василь [1927] (1994). «История Болгарского государства в средние века, Том 1, Том 2», Второе фототипное издание, София: Академическое издательство Марина Дринова, стр. 29. ISBN 954-430-299-9 .
- ^ 12 мифов в болгарской истории
- ^ Страница о протоболгарах.
- ^ Златарский, Василь [1927] (1994). «История Болгарского государства в средние века, Том 1, Том 2», Второе фототипное издание, София: Академическое издательство Марина Дринова. ISBN 954-430-299-9 .
- ^ К. Грот, Моравия и Мадяры, Петроград, 1881, стр. 108 и сл.
- ^ Рудольф Фулден. летописи, или 852
- ^ Перц, понедельник. немецкий СС, Я, с. 367: он освобождает посольства болгар и славян.
- ^ Бытие, изд. Бон., с. 85–86
- ^ В. Н. Златарский, Известия за булгарит, стр. 65–68.
- ^ В. Розен, Император Василий Болгаробойца, Петроград, 1883, стр. 14
- ^ Дюммлер, каз. там же, I, с.
- ^ Мой, Патруль. гр., т. е. 126, гл. 34, кол. 197
- ^ К. Грот, Известия о сербах и хорватах, стр. 125–127
- ^ Конст. Порфир., От админ, имп., изд. Бон, гл. 31, с. 150–151
- ^ Гюзелев, с. 130
- ^ Болгарский исторический обзор, т.33: нет. 1–4, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Файн, Раннесредневековые Балканы , с. 141
- ^ Ф. Рачки, Документы по истории Хорватии и др., Загреб, 1877, с. 359
- ^ П. Шафарик, Славян. древн., II, 1, стр. 289.
- ^ Конст. Порфир., там же, гл. 32, с. 154-155
- ^ Сербы , с. 15
- ^ Перейти обратно: а б Чекич, Дж. 2009, «Почему князь Мутимир оставил Петра Гойниковича?», Теме, том. 33, нет. 2, стр. 683–688. PDF
- ^ Перейти обратно: а б с д и Андерсон, 1999, с. 80
- ^ Перейти обратно: а б с д Спенс, Ричард Б., «Борис I Болгарский», Всемирный биографический словарь , том 2, (Фрэнк Нортен Мэгилл, Элисон Авес, ред.), Routledge, 1998 г. ISBN 978-1579580414
- ^ Салливан, Ричард Э. (1994). «Хан Борис и обращение Болгарии: пример влияния христианства на варварское общество». Христианская миссионерская деятельность в раннем средневековье . Вариорум: 55–139. ISBN 0-86078-402-9 .
- ^ Барфорд, Пол М. (2001). Ранние славяне: культура и общество в раннесредневековой Восточной Европе . Издательство Корнельского университета. стр. 91 –223. ISBN 0-8014-3977-9 .
- ^ Файн, стр. 118–119.
- ^ Андерсон, Джеральд Х. (1999). Биографический словарь христианских миссий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 80. ИСБН 0-8028-4680-7 .
- ^ Антонова, Стаменка Е. (2011). «Болгария, Патриаршая Православная Церковь». Энциклопедия восточного православного христианства . Уайли-Блэквелл: 78–93.
- ^ Даффи, Имон (2006). Святые и грешники: История Пап . Издательство Йельского университета. п. 103 . ISBN 0-300-11597-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Норвич, Джон Джулиус (2011). История папства . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. п. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Даффи, 2006, с. 103
- ^ Симеонова, Лилиана (1998). Дипломатия буквы и креста. Фотий, Болгария и папство, 860–880-е гг . А. М. Хаккерт, Амстердам. п. 434. ИСБН 90-256-0638-5 .
- ^ МакГакин, Джон Энтони (3 февраля 2014 г.). Краткая энциклопедия православия . Уайли-Блэквелл. п. 68. ИСБН 978-1118759332 .
- ^ Чивита, Майкл Дж.Л. (июль 2011 г.). «Православная Церковь Болгарии» . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ "В. Златарский - История 1 Б - 3,2" .
Ссылки
[ редактировать ]- Йордан Андреев, Иван Лазаров, Пламен Павлов, Кой ев средневековна Балгария , София 1999.
- Болгарский исторический обзор (2005 г.), Объединенный центр исследований и подготовки кадров в области истории, издательство Pub. Дом Болгарской академии наук, т. 33: нет. 1–4.
- Гюзелев В., (1988) Средневековая Болгария, Византийская империя, Черное море, Венеция, Генуя (Византийский центр культуры). Опубликовано Verlag Baier.
- Хорошо, Джон В.А. младший (1991) [1983]. Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08149-7 .
- Николов А. Создание нового василевса: новое рассмотрение дела Симеона Болгарского (893–927). – В: Рим, Константинополь и новообращенная Европа. Археологические и исторические свидетельства. Том. Я. Эд. М. Саламон, М. Волошин, А. Мусин, П. Шпегар. Краков-Лейпциг-Жешув-Варшава, 2012, 101–108.
- Николов А. Факты и догадки о соборе 893 года. – В: Болгария в мировом культурном наследии. Материалы Третьей национальной конференции по истории, археологии и культурному туризму «Путешествие в Болгарию» – Шумен, 17–19. 05. 2012. Сост. Т. Тодоров. Шумен, 2014, 229–237.
- Рансиман, Стивен (1930). «Два орла» . История Первого Болгарского царства . Лондон : Джордж Белл и сыновья . OCLC 832687 .