Высший пантеизм
« Высший пантеизм » — стихотворение Альфреда Теннисона , написанное в 1867 году , в котором Теннисон представляет точку зрения на Бога , существующего во всем материальном мире. Стихотворение вызвало как похвалу, так и критику, а также исследование его источников со слов современников Теннисона.
Стихотворение было представлено на первом собрании Метафизического общества , членом которого был Теннисон, в 1869 году. Сам Теннисон не смог присутствовать на мероприятии, поэтому стихотворение прочитал Джеймс Ноулз . [ 1 ]
Экзамены
[ редактировать ]Стихотворение сравнивают с отрывками из философии Томаса Карлейля , давнего друга и доверенного лица Теннисона. [ 2 ]
Британский богослов-нонконформист Роберт Форман Хортон писал, что, хотя «некоторые из старых теологов» подозревали Теннисона в буквальном пантеизме , «Высший пантеизм» «не говорит, что Все (Пан) есть Бог, но что Все есть тень Бога, которого в настоящее время мы слишком несовершенны, чтобы это понять». [ 3 ] Наиболее ярко это проявляется в заключительных строках стихотворения:
И ухо человеческое не может слышать, и око человеческое не может видеть;
Но если бы мы могли видеть и слышать это Видение — разве это не Он?
Примечательно, что ближе к концу своей жизни Теннисон показал, что его «религиозные убеждения также бросали вызов условностям, склоняясь к агностицизму и пандеизму ». [ 4 ] [ 5 ] Хортон сравнил стихотворение с замечанием, которое Теннисон сделал Фредерику Локер-Лэмпсону во время визита в Альпы:
Возможно, эта земля и все, что на ней — бури, горы, водопады, солнце и небо — являются Всемогущим; на самом деле такова наша мелочная природа, мы не можем видеть Его, но видим тень Его, как бы искаженную тень; возможно, в этот момент могут существовать невидимые для нас существа, которые видят Всевышнего яснее, чем мы. Например, у нас есть пять чувств; если бы мы родились только с одним, наши представления о природе сильно отличались бы от того, чем они являются. [ 3 ]
Алджернон Чарльз Суинберн не очень оценил стихотворение; он назвал это «болтовней и бормотанием полузадуманных мыслей в полусырых словах» и написал пародию под названием «Высший пантеизм в двух словах», копируя размер, но со стихами, составляющими абсурдные трюизмы. [ 6 ] Версия Суинберна заключалась в следующем:
Бог, которого мы не видим, есть: и Бога, которого нет, мы видим:
Мы знаем, что скрипка — это дидл, а дидл, как мы понимаем, — это ди.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CD Broad , Обзор книги Брауна «Метафизическое общество» (1947), стр. 101.
- ^ Д.Т. Старнс, «Влияние Карлайла на Теннисона», The Texas Review, том VI, № 4 (июль 1921 г.), стр. 323.
- ^ Jump up to: а б Роберт Форман Хортон , Альфред Теннисон: Святая жизнь , 1900, с. 197.
- ^ Джин Эдвард Вейт ; Дуглас Уилсон и Дж. Тайлер Фишер (2009). Омнибус IV: Древний мир . п. 49. ИСБН 978-1932168860 .
Альфред Теннисон оставил веру, в которой он был воспитан, и ближе к концу своей жизни заявил, что его «религиозные убеждения также бросают вызов условностям». склоняясь к агностицизму и пандеизму».
- ^ Малкольм Джонсон (2014). Достойные викторианской эпохи: лидеры церкви и государства по версии Vanity Fair . п. 72. ИСБН 978-0232531572 .
- ^ «Репрезентативная поэзия онлайн» .