Орсон Хайд
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2018 г. ) |
Орсон Хайд | |
---|---|
![]() | |
Президент Кворума Двенадцати Апостолов | |
27 декабря 1847 г. | - 10 апреля 1875 г.|
Предшественник | Бригам Янг |
Преемник | Джон Тейлор |
Конечная причина | Джон Тейлор сменил Хайда на посту Президента Кворума [ 1 ] |
Кворум Двенадцати Апостолов | |
27 июня 1839 г. | - 28 ноября 1878 г.|
Кворум Двенадцати Апостолов | |
15 февраля 1835 г. | 4 мая|
Вызывается | Три свидетеля |
Конечная причина | Исключен из Кворума голосованием церкви |
Церкви СПД Апостол | |
15 февраля 1835 г. | ноября 1878|
Вызывается | Три свидетеля |
Причина | Первоначальная организация Кворума Двенадцати |
Конечная причина | Смерть [ 2 ] |
Реорганизация в конце срока | Моисей Тэтчер рукоположил |
Личные данные | |
Рожденный | Оксфорд, Коннектикут , США | 8 января 1805 г.
Умер | 28 ноября 1878 г. Спринг-Сити , территория Юты , США | ( 73 года
Орсон Хайд (8 января 1805 – 28 ноября 1878) был лидером раннего движения Святых последних дней и членом первого Кворума Двенадцати Апостолов . Он был президентом Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (Церковь СПД) с 1847 по 1875 год и был миссионером Церкви СПД в США, Европе и Османской империи .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Хайд родился 8 января 1805 г. [ 3 ] Натану Хайду и Салли Торп в Оксфорде, штат Коннектикут . [ 4 ] [ 5 ] Его отец участвовал в войне 1812 года . [ 6 ] Его мать умерла, когда ему было семь лет, а Хайд и его одиннадцать братьев и сестер были «разбросаны по нескольким приемным родителям». [ 3 ] В 1812 году он переехал в Дерби, штат Коннектикут , где вырос под опекой Натана Уиллера. Когда ему было 14 лет, Хайд отправился из Дерби, штат Коннектикут, в Киртланд, штат Огайо , где он поселился с Уилером. Он работал продавцом в розничной торговле в Киртланде. [ 6 ] Хайд присоединился к местной методистской церкви в 1827 году. [ 4 ] а затем позже присоединился к Реформатскому баптистскому обществу (позже «Ученики Христа» или «Кэмпбеллиты» ). В 1830 году он был пастором-кемпбеллитом в Менторе, штат Огайо . [ 3 ]
Членство в церкви и служение
[ редактировать ]Когда Оливер Каудери и другие миссионеры Святых последних дней проповедовали в Киртланде в конце 1830 года, [ 7 ] Хайд публично выступил против Книги Мормона . Однако, когда его бывший служитель Сидней Ригдон присоединился к Церкви Христа , Хайд расследовал заявления миссионеров и был крещен Ригдоном в октябре 1831 года. [ 6 ] Позже в том же месяце Ригдон и Джозеф Смит рукоположили его в сан старейшины , а Оливер Каудери рукоположил его в сан первосвященника . 26 октября [ 4 ] Хайд был призван и назначен служить на нескольких миссиях церкви вместе с Хайрамом Смитом , Сэмюэлем Х. Смитом и Джоном Гулдом . [ 6 ] Его первое миссионерское призвание было продлено в ноябре 1831 года, чтобы проповедовать Евангелие в Ориндже, штат Огайо. [ 8 ] затем в январе 1832 года его снова призвали вместе с Сэмюэлем Х. Смитом «отправиться в восточные страны и провозгласить» там Евангелие. [ 9 ] Его миссия оказалась успешной, поскольку он крестил многих во время своего пребывания в восточных штатах, включая Коннектикут , Мэн и Массачусетс . Во время одной миссионерской поездки Хайд преодолел пешком около 2000 миль между Нью-Йорком, Род-Айлендом , Массачусетсом и Мэном . [ 6 ] Во время этих миссий он обсуждал свою новую веру со своими старыми знакомыми-кемпбеллитами. [ 3 ]
Хайд присутствовал при основании Школы Пророков в 1833 году. Затем он выступил вместе с Лагерем Сиона в 1834 году и стал одним из членов первого председательствующего высшего совета в Киртланде, штат Огайо . Он был рукоположен в Апостолы Церкви 15 февраля 1835 года как один из первоначального Кворума Двенадцати . [ 4 ] будучи пятым по старшинству. [ нужна ссылка ] Дэвид Уитмер , Оливер Каудери и Мартин Харрис совершили рукоположение Хайда. [ 6 ] Став апостолом, Хайд служил на дополнительных миссиях в Вермонте , Нью-Гемпшире , Нью-Йорке и Канаде. [ 6 ] Он также отправился с миссией вместе с Хибером К. Кимбаллом в Великобританию в 1837 году и вернулся домой в 1838 году. [ 4 ] Их усилия увенчались успехом и привели к вере около 1500 новообращенных. [ 6 ]
Вернувшись из Великобритании, Хайд застал церковь в период преследований и внутренних разногласий. Он писал, что чувствует, что Бога больше нет в церкви. Он покинул церковь 19 октября 1838 года вместе с Томасом Б. Маршем , председательствующим членом Двенадцати. Марш объяснил причины своего несогласия в письменных показаниях , которые он и Хайд подписали 24 октября 1838 года в Ричмонде, штат Миссури . В качестве причин они приводили утверждение о том, что мормоны объединились в группу, известную как даниты , «которые дали клятву поддерживать глав церкви во всем, что они говорят или делают, правильное или неправильное», и что мормоны а линчеватели-даниты сожгли и разграбили немормонские поселения в округе Дэвис . [ 10 ] Марш и Хайд также утверждали, что Джозеф Смит планировал «захватить штат, и он заявляет своему народу, что намеревается захватить США и, в конечном итоге, весь мир». [ нужна ссылка ]
Свидетельства Марша и Хайда усилили панику на северо-западе Миссури и способствовали последующей мормонской войне 1838 года . Поскольку нападение мормонов считалось неизбежным, подразделение государственной милиции из округа Рэй было отправлено для патрулирования границы между Рэем и округом Колдуэлл , где проживали мормоны. 25 октября 1838 года до мормонов в Фар-Уэсте дошли сообщения о том, что это подразделение государственной милиции представляло собой «толпу» и похитило нескольких мормонов. Мормоны сформировали вооруженный спасательный отряд и напали на ополченцев в так называемой битве у Кривой реки . Хотя на стороне Миссури был убит только один немормон, по первоначальным сообщениям говорилось, что половина отряда была уничтожена. Мормоны понесли больше потерь. [ 11 ] Это нападение на ополчение штата в сочетании с более ранним изгнанием немормонов из округа Дэвис вынудило губернатора Миссури ответить силой. 27 октября он вызвал 2500 ополченцев штата, чтобы подавить то, что он воспринял как восстание мормонов, и подписал Указ № 44 штата Миссури , который стал известен как «Приказ об истреблении». [ 12 ]
Поскольку он подписал письменные показания в Ричмонде с Маршем, Хайд был исключен из собрания (привлечен к дисциплинарной ответственности, но не исключен из членства) в 1838 году. [ 13 ] 4 мая 1839 года он был исключен из Кворума Двенадцати Апостолов. [ 4 ] Руководство церкви пригласило Хайда и Уильяма Смита объяснить свои действия. 27 июня Хайд вернулся в церковь и публично объяснил себя, отказавшись от своих показаний и попросив восстановить его. [ 13 ] Он был вновь принят в Кворум 27 июня 1839 года в Наву, штат Иллинойс . [ 4 ]


Миссия в Иерусалим
[ редактировать ]Миссия Орсона Хайда в Иерусалим началась еще в 1832 году, когда Хайд, недавно крещеный член Церкви, стремившийся узнать волю Господа, обратился за руководством к Пророку. В благословении, которое Хайд получил в 1832 году от рук Пророка Джозефа Смита, Хайду было сказано: «Ты пойдешь в Иерусалим. . . и будь стражем дома Израилева; и руками твоими Всевышний совершит доброе дело, которое приготовит путь и весьма облегчит собирание народа того». [ 14 ]
Через восемь лет после получения этого благословения Орсону Хайду в марте 1840 года было видение, в котором Дух сказал ему, что он должен посетить города Лондон, Амстердам , Константинополь и Иерусалим , и что в Иерусалиме он должен объявить жителям Иуды, что они должны «собраться», «собраться» и «пойти в защищенные города». [ 15 ] Через месяц после этого видения, 6 апреля 1840 года, Орсон Хайд выступил на Генеральной конференции Церкви в Наву, штат Иллинойс . [ 16 ] В своем обращении Хайд сказал, что «несколько лет назад было предсказано [имея в виду его благословение 1832 года], что ему предстоит совершить великую работу среди евреев; и что недавно Дух Господень побудил его посетить этот народ». [ 17 ] Когда Хайд закончил выступление, Джозеф Смит сделал знак присутствующим на конференции и решил, что Хайд должен отправиться с миссией в Иерусалим. [ 16 ] Это сделал Гайд с молитвой 24 октября 1841 года, в которой посвятил Святую Землю возвращению евреев. [ 3 ]
Согласно протоколу Генеральной конференции от 6 апреля 1840 года, на которую был отправлен Хайд, «затем старейшина Джон Э. Пейдж поднялся и с большой силой заговорил о миссии старейшины Хайда» [ 17 ] а в последний день конференции Джозеф Смит «заявил, что, поскольку старейшине Хайду было поручено посетить евреев, у него сложилось впечатление, что старейшине Джону Э. Пейджу было бы хорошо сопровождать его в его миссии». [ 16 ] Два старейшины, Хайд и Пейдж, покинули Наву и приступили к своей миссии 15 апреля 1840 года. [ 18 ] В течение следующих месяцев Хайд и Пейдж путешествовали, насколько позволяли обстоятельства, иногда вместе, а иногда порознь. [ 16 ] В конце концов, однако, Пейдж «не смог сопровождать его» до самого Иерусалима. [ 3 ] Их пути разошлись, когда Хайд несколько месяцев ждал Пейджа в Нью-Йорке, но Пейдж так и не приехал, поэтому Хайд отправился в Иерусалим один, как он и предвидел в своем видении. [ 19 ]
В его рекомендательном письме утверждалось, что «еврейские народы уже давно рассеяны среди язычников; и, по нашей оценке, время начала их возвращения в Святую Землю уже наступило». [ 20 ] Он покинул Соединенные Штаты и путешествовал через Германию, Османскую империю и Египет, прежде чем прибыл в Иерусалим. [ 3 ] Он остался на некоторое время в Баварии, чтобы выучить немецкий язык. [ 6 ]
Хайд был в Иерусалиме всего несколько дней. Он прибыл туда в четверг, 21 октября 1841 года, и оставался до понедельника, 25 октября 1841 года. [ 16 ] Он записал, что перед рассветом 24 октября 1841 года он поднялся на Елеонскую гору, возвышающуюся над городом, затем написал и прочитал молитву, часть которой гласит:
Теперь, о Господь! Раб Твой был послушен небесному видению, которое Ты дал ему в родной земле; и под сенью простертой руки Твоей он благополучно прибыл в это место, чтобы посвятить и посвятить Тебе эту землю, для сбора рассеянных остатков Иуды, по предсказаниям святых Пророков, - для созидания Иерусалима. снова после того, как его так долго попирали язычники, и за возведение храма в честь имени Твоего. Вечная благодарность Тебе, Отче, Господь неба и земли, что Ты сохранил раба Твоего от опасностей на море, от чумы и мора, которые заставили оплакивать землю. Насилие человеческое также было ограничено, и Твоя промыслительная забота ночью и днем осуществлялась над недостойным рабом Твоим. Прими же, Господи, дань благодарного сердца за все прошлые благодеяния и благоволи продолжать Твою доброту и милость к нуждающемуся червю праха. [ 21 ]

Посвятив Иерусалим собранию евреев, Хайд покинул гору, построив небольшой жертвенник из камней. [ 6 ] Почти год спустя Орсон Хайд вернулся в Америку. Обратно он поехал через Регенсбург, Германия , где провел несколько месяцев, работая над церковным изданием на немецком языке. Наконец он вернулся домой к своей жене и двум дочерям в Наву 7 декабря 1842 года, отсутствовав несколько месяцев до трех лет. [ 16 ]
Со времени миссии посвящения Орсона Хайда Святая Земля была «официально посвящена возвращению Иуды и дома Израиля как минимум в десяти других молитвах посвящения». [ 22 ]
Мемориальный сад Орсона Хайда на Елеонской горе был открыт в 1979 году. Парк финансировался за счет пожертвований Фонду Орсона Хайда через Иерусалимский фонд. Знак перед Мемориальным садом Орсона Хайда (см. изображение справа) был создан правительством Израиля; однако он содержит несколько ошибок, которые являются распространенными заблуждениями о миссии Хайда в Иерусалиме: 1) В отличие от большинства других миссий, Хайд был призван не проповедовать Евангелие в Иерусалиме, а посвятить землю для собирания Иуды; [ 16 ] и 2) Хайд был в Иерусалиме всего несколько дней, хотя это правда, что он путешествовал в Иерусалим и обратно в 1841–1842 годах.
Семейная жизнь
[ редактировать ]
Хайд женился на Маринде Нэнси Джонсон в Киртланде, штат Огайо, 4 сентября 1834 года. [ 4 ] Джозеф Смит был запечатан с Мариндой как многоженка либо в апреле 1842 года, либо в мае 1843 года. Маринда подписала письменные показания, в которых говорилось, что ее запечатывание с Джозефом Смитом произошло в мае 1843 года. [ 23 ] Однако один из писцов Смита, Томас Буллок, позже написал список дат многоженства в конце одного из дневников Смита и отметил дату запечатывания - апрель 1842 года. [ 24 ] Неясно, когда и узнал ли Хайд о запечатывании своей жены Смиту, однако Джон Д. Ли в своей книге «Разоблачение мормонизма» сообщил, что Хайд, возможно, дал свое согласие. [ 25 ] Через три месяца после возвращения из миссии Хайд узнал о многоженстве и женился еще на двух женах. В конечном итоге он взял восемь жен и стал отцом 32 детей. [ 13 ] Он и Джонсон развелись в 1870 году. [ 4 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]После смерти Джозефа Смита в 1844 году большинство Святых последних дней покинули Наву и перебрались на территорию Айовы . Хайд, однако, остался, чтобы наблюдать за завершением строительства храма в Наву , посвященного в 1846 году. [ 26 ] Он работал в городском совете Наву с 1843 по 1845 год и присоединился к Совету пятидесяти 13 марта 1844 года. [ 4 ] Затем он вернулся в Англию, возглавляя британскую миссию с 1846 по 1847 год. [ 6 ] Во время этой поездки он также работал редактором Millennial Star , издания Святых последних дней в Англии. [ 3 ] По возвращении в Соединенные Штаты он стал Президентом Кворума Двенадцати . в 1847 году [ 4 ] Хайд был назначен руководителем церкви на Среднем Западе, оставаясь в Каунсил-Блафс, штат Айова , до 1852 года. [ 4 ] Он опубликовал Frontier Guardian в Каунсил-Блафс. Затем он переехал на территорию Юты в 1852 году. [ 3 ]
Хайд представлял Юту в качестве помощника судьи Верховного суда США, начиная с 1852 года. [ 4 ] Во время заселения территории Юты Бригам Янг позвонил Хайду, чтобы тот возглавил группы поселений в Карсон-Вэлли, штат Невада , и в округ Санпит - Севьер в штате Юта. [ нужна ссылка ] Он также возглавил экспедицию к Грин-Ривер в 1853 году. Хайд был членом Комитета по строительству храмов Манти и Территориальной ассамблеи штата Юта , пока его не отправили обосноваться в Спринг-Сити, штат Юта . [ 3 ]
Рассматривая вопрос о старшинстве в совете в 1875 году, спустя много времени после смерти Джозефа Смита , Бригам Янг постановил, что, если член совета был подвергнут дисциплинарному взысканию и исключен из совета, его старшинство основывалось на дате реадмиссии. Этим постановлением в июне 1875 года и Хайд, и Апостол Орсон Пратт были понижены в старшинстве кворума. Итак, когда Хайд покаялся в 1839 году, он фактически присоединился к кворуму в качестве нового члена. В результате этого решения Джон Тейлор сменил Хайда на посту Президента Кворума Двенадцати Апостолов в 1875 году. [ 27 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Хайд умер в Спринг-Сити 28 ноября 1878 года. [ 3 ] через день после тяжелого инсульта. [ нужна ссылка ] Ему было 72 года. [ 3 ] стал Моисей Тэтчер Его преемником в Кворуме Двенадцати Апостолов . Он похоронен в Спринг-Сити. [ нужна ссылка ] Хайд упоминается по имени в шести разделах « Учения и Заветов» : разделах 68, 75, 100, 102, 103 и 124. [ 3 ] В своей «Биографической энциклопедии Святых последних дней » Эндрю Дженсон описывает Хайда как «человека с огромными природными способностями, который благодаря трудолюбию получил хорошее образование, которое, вместе с его большим и разнообразным опытом и длительными путешествиями, сделало его мощным инструментом в в руки Бога для защиты и распространения Евангелия и созидания Работы последних дней». [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Бригам Янг постановил, что Президентом Кворума должен быть человек с самым продолжительным непрерывным служением в Кворуме, а не тот, кто вошел в Кворум раньше всех, что сделало Джона Тейлора новым Президентом Кворума.
- ↑ Хайд был исключен из Кворума Двенадцати Апостолов голосованием церкви в период с 4 мая по 27 июня 1839 года. Однако Хайд все это время сохранял свое апостольство.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м МакКьюн, Джордж М. (1991). Личности в «Учении и Заветах» и «Джозеф Смит – История» . Солт-Лейк-Сити, Юта: издательство Hawkes. стр. 58–59. ISBN 9780890365182 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Орсон Хайд – Биография» . Документы Джозефа Смита . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ «Орсон Хайд – Биография» . www.josephsmithpapers.org . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Дженсен, Эндрю (1941). Биографическая энциклопедия Святых последних дней . Том. 1. Солт-Лейк-Сити , Юта: Deseret News . стр. 80–82.
- ^ Бэррон, Ховард Х. «Орсон Хайд: Оливковая ветвь Израиля» . www.churchofjesuschrist.org . Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ "Откровение" . www.josephsmithpapers.org . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ "Откровение" . www.josephsmithpapers.org . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Документ , с. 57.
- ^ Боуг 2000 , стр. 106.
- ^ Боуг 2000 , стр. 108–09.
- ^ Перейти обратно: а б с Хилтон, Линн М.; Хилтон, Хоуп А. (1994), «Хайд, Орсон» , Энциклопедия истории Юты , University of Utah Press, ISBN 9780874804256 , заархивировано , 6 сентября 2023 года получено 14 мая 2024 года.
- ^ «Восстановленная Церковь Иисуса Христа и Святой Земли» . Исследования УБЯ . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Голос из Иерусалима, или Очерк путешествий и служения старейшины Орсона Хайда: миссионера Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Германию, Константинополь и Иерусалим, страница iii» . contentdm.lib.byu.edu . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уитчерч, Дэвид. «Орсон Хайд, Святая Земля и Университет Бригама Янга» . Выпускники Иерусалимского центра BYU . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История, 1838–1856 гг., Том С-1 [2 ноября 1838 г. – 31 июля 1842 г.]» . www.josephsmithpapers.org . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Орсон Хайд: жизнь, полная извлеченных уроков | Центр религиоведения» . rsc.byu.edu . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Времена и времена года, 1 апреля 1842 года» . www.josephsmithpapers.org . Проверено 24 октября 2023 г.
- ^ «Рекомендация Орсону Хайду, 6 апреля 1840 г.» . www.josephsmithpapers.org . Проверено 24 октября 2023 г.
- ↑ Молитва посвящения Орсона Хайда, воскресное утро, 24 октября 1841 г. , по состоянию на 26 февраля 2008 г.
- ^ Ван Дайк, Блэр Г.; Берретт, ЛаМар К. (2008). «По следам Орсона Хайда: последующие посвящения Святой Земли» . Университетские исследования Бригама Янга . 47 (1): 57–93. ISSN 0007-0106 . JSTOR 43044613 .
- ^ «Показания Маринды Нэнси Джонсон Хайд» .
- ^ «Журнал, декабрь 1842 г. – июнь 1844 г.; Книга 2, 10 марта 1843 г. – 14 июля 1843 г.» . Документы Джозефа Смита .
- ^ Ли, Джон Д. (1877). Раскрытие мормонизма . Сент-Луис: Брайан, Брэнд. п. 147.
- ^ Ф. Колвин, Дон. « Посвящение храма» Храм в Наву: история веры (Прово, Юта: Центр религиоведения, 2002)» . стр. 245–51.
- ^ Бергера 1992 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аллен, Джеймс Б .; Леонард, Глен М. (1976), История Святых последних дней , Солт-Лейк-Сити, Юта: Deseret Book Co. , ISBN 0-87747-594-6 .
- Боуг, Александр Л. (2000), «Призыв к оружию: мормонская защита Северного Миссури в 1838 году», Исследования BYU .
- Бергера, Гэри Джеймс (1992), «Старшинство в Двенадцати: Реорганизация Орсона Пратта в 1875 году» , Журнал истории мормонов , 18 (1): 19–58 .
- Документ, содержащий корреспонденцию, приказы и т. д. в отношении беспорядков с мормонами; И доказательства, данные перед достопочтенным. Остин А. Кинг, судья пятого судебного округа штата Миссури, в здании суда в Ричмонде, в следственном уголовном суде, начавшемся 12 ноября 1838 года, по делу Джозефа Смита-младшего и других , за государственную измену и другие преступления против государства. Фейетт, Миссури, 1841 г., полный текст. Архивировано 17 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- Ладлоу, Дэниел Х. , Пособник по изучению Учения и Заветов , Deseret Book Co. , Солт-Лейк-Сити, Юта, 1978. ISBN 1-57345-224-6 .
- Ладлоу, Дэниел Х. , редактор. История Церкви, Избранное из энциклопедии мормонизма. Deseret Book Co. , Солт-Лейк-Сити, Юта, 1992. ISBN 0-87579-924-8 .
- Хилтон, Линн М.; Хилтон, Хоуп А. (1994), «Хайд, Орсон», Пауэлл, Аллан Кент (редактор), Энциклопедия истории Юты , Солт-Лейк-Сити: University of Utah Press , ISBN 0874804256 , OCLC 30473917 , заархивировано из оригинала 1 ноября 2013 г.
- Информацию о его опыте в Иерусалиме см. в его письме, перепечатанном в главе 26 тома 4 «Истории Церкви» под подзаголовком «Письмо старейшины Орсона Хайда — его молитва посвящения на Елеонской горе». Отдельный отчет см. в книге Майкла Орена «Сила, вера и фантазия». Нью-Йорк, WW Norton, 2007. стр. 142. См. также Гринберг, стр. 238–239.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Орсон Хайд, Голос из Иерусалима (Ливерпуль: П.П. Пратт, 1842) — отчет Хайда о его миссии в Германию, Константинополь и Иерусалим
- Беатрис Спейд (nd), «Молитва Орсона Хайда на Елеонской горе, воскресное утро, 24 октября 1841 года» , Путешествие в Иерусалим: материалы семинара, 1997–2003 годы , Государственный университет Колорадо – Пуэбло , заархивировано из оригинала 6 июня. 2010 год
- Беатрис Спейд (nd), «Орсон Хайд» , «Путешествие в Иерусалим: материалы семинара, 1997–2003 гг.» , Университет штата Колорадо – Пуэбло , заархивировано из оригинала 21 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Страницы GA дедушки Билла: Орсон Хайд, заархивировано 25 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
- Список выступлений Хайда (Wikisource)
- Автобиография и похороны Орсона Хайда, MSS 444 в специальных коллекциях Л. Тома Перри , Библиотека Гарольда Б. Ли , Университет Бригама Янга
- Письмо Орсона Хайда, MSS SC 2959 в специальных коллекциях Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
- Письмо Орсона Хайда Энн Элизе Хайд, MSS 357 в Специальных коллекциях Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
- Протокол встречи Уильяма Э. Маклеллина и Орсона Хайда Кворума Двенадцати Апостолов, MSS 3900 в Специальных коллекциях Л. Тома Перри, Библиотека Гарольда Б. Ли, Университет Бригама Янга
- 1805 рождений
- Мормонская война 1838 года
- 1878 смертей
- Мормонские миссионеры XIX века
- Американские мормонские миссионеры в Германии
- Американские мормонские миссионеры в Палестине (регион)
- Американские мормонские миссионеры в Шотландии
- Американские мормонские миссионеры в Нидерландах
- Американские мормонские миссионеры в США
- Американские эмигранты в Османской империи
- Американские высшие власти (Церковь СПД)
- Апостолы (Церковь СПД)
- Апостолы Церкви Христовой (Святые последних дней)
- Переходит в мормонизм из конфессий Движения восстановления.
- Люди Учения и Заветов
- Святые последних дней из Айовы
- Члены территориального законодательного собрания штата Юта
- Мормонские миссионеры в Османской империи
- Мормонские пионеры
- Люди из Дерби, Коннектикут
- Люди из Оксфорда, Коннектикут
- Жители округа Санпит, штат Юта.
- Президенты Кворума Двенадцати Апостолов (Церковь СПД)
- Религиозные лидеры из Коннектикута