Буран (космический корабль)
Буран | |
---|---|
Буран на AN-225 на авиасалоне в Париже 1989 года | |
Тип | Буран -Класс Орбитатор |
Строительный номер | 1.01 |
Страна | Советский Союз |
Назван в честь | Русский для "снежной бури" [ 1 ] или "Blizzard" |
Статус | Уничтожен 12 мая 2002 года [ 2 ] |
Первый полет | 15 ноября 1988 года [ 1 ] |
Количество миссий | 1 [ 1 ] |
Члены экипажа | 0 [ 1 ] |
Количество орбит | 2 [ 1 ] |

Buran ( Russian : Буран , IPA: [bʊˈran] , горит. ' метель ' ; GRAU Серийный номер : 11F35 1K , Номер строительства: 1,01 ) был первым космическим пространством , который был произведен в рамках программы Советского/России Буран . Буран завершил один беззвучный космический полет в 1988 году и был уничтожен в 2002 году из -за коллапса его лангара. [ 3 ] Орбитальные аппараты класса Буран использовали расходную ракету Energia , класс супер-подъема . Помимо описания первого операционного советского/российского шаттла-орбитального оператора, «Буран» также был обозначением для всего проекта Советского/России Космос и его статей, которые были известны как «Орбитальные операторы класса Буран».
Строительство
[ редактировать ]Строительство космического корабля Буран началось в 1980 году, и к 1984 году был развернут первый полномасштабный орбитальный оператор. Более 1000 компаний по всему Советскому Союзу были вовлечены в строительство и развитие. Космический корабль Бурана был сделан для запуска на супер тяжелом лифтовом автомобиле Советского Союза Energia. Программа Бурана закончилась в 1993 году. [ 4 ]
Дата | Веха [ 5 ] [ 6 ] |
---|---|
1980 | Сборка началась |
Август 1983 | Доставка фюзеляжа в NPO Energia |
Март 1984 | Начало комплексного электрического тестирования |
Декабрь 1984 года | Доставка в Байконур |
Апрель 1986 г. | Начало окончательной сборки |
15 ноября 1987 года | Окончательная сборка завершена |
15 ноября 1987 - 15 февраля 1988 г. | Тестирование в Mik Ok |
19 мая - 10 июня 1988 г. | Проверка развертывания |
15 ноября 1988 года | Орбитальный полет (1K1) |
Техническое описание
[ редактировать ]
Орбитатор Бурана был построен вокруг планера, который был его основным структурным компонентом, поскольку к нему были прикреплены все другие компоненты. Компоненты, необходимые для полета, составляли около 20% от веса орбитального отверстия, в то время как еще 11% веса были добавлены систем полезной нагрузки и съемными частями. Крылья орбитера содержали лифты, которые могли быть отклонены от +35 ° до -20 °. [ 7 ]
Экстерьер
[ редактировать ]
Нижняя поверхность орбитального аппарата Буран была покрыта 38 600 углеродными тепловыми плитками, предназначенными для выдержания 100 повторений. [ 8 ] [ 9 ] Эти плитки были очень похожи на те на космическом шаттле США . [ 10 ] Плитка имела антиоксидантное молибденовое покрытие. Черное покрытие в плитках помогло рассеять тепло, и, аналогично плиткам, используемым в космическом шаттле, плитки Буран были приклеены к орбитальному операции. Стороны тепловой плитки, обращенной к орбитальному, оставляли без покрытия, чтобы выровнять давление материала с окружающей средой, предотвращая дополнительные механические нагрузки. Между плитками были преднамеренные промежутки, чтобы обеспечить термическое расширение. Защиты были заполнены кварцевым волокном , веревкой, щелочными элементами, вставками и уплотнениями щетки, а плитки также были водонепроницаемыми. [ 8 ] [ 11 ]
Орбитальные операции на буран и космическом челноке подвергались аналогичным температурам, и оба имели сходные уровни изоляции. По сравнению с космическим челноком, у Буран был другой расположение плитки на нижней стороне, в которой все промежутки между тепловыми плитками параллельны или перпендикулярны направлению воздушного потока через нижнюю поверхность орбитатора. Эта компоновка была разработана для уменьшения тепла между плитками, а также в пограничном слое между плитки и атмосферой, помогая сохранить ламинарный воздушный поток вокруг орбитального отверстия. [ 9 ] [ 8 ]
Модуль экипажа
[ редактировать ]Модуль экипажа представлял собой цельнометаллический, сваренный, поджаренный отсек, в котором размещаются рабочие места экипажа, контроль и системы жизнеобеспечения. У него было три палубы. Летная палуба, известная как Командное отделение (KO), была рабочей пространством для экипажа и служила для размещения сидений командира, пилота, инженера и специалиста по миссии, а также оператора системы бортовой манипуляции. Средняя или жилищная отделение (BO) служило живыми и спальными помещениями для экипажа. В нем содержались шкафчики, камбуз, спальные мешки и туалет, в дополнение к трем приборным отсекам с радиооборудованием и системами теплового управления. До запуска и повторного входа могут сидеть до шести членов экипажа. В нижней палубе, известной как совокупное отделение (AO), размещалась система жизнеобеспечения, системы источника питания и части системы теплового управления. [ 12 ] Кабина была похожа в макете с космическим челноком, с тремя CRT . дисплеями [ 13 ]
Стыковочная система
[ редактировать ]
Модуль стыковки ( Стехковонун Модул ), предназначенный для Бурана, был бы установлен в передней части залива полезной нагрузки. Это было бы сферическое отделение с диаметром 2,67 м (8,8 фута), с цилиндрическим туннелем, ведущим к андрогинному периферийному стыковочному блоку (APAS-89). В отличие от космического челнока, стыковочный отсек для Бурана будет иметь расширяемый туннель для увеличения зазора между орбиталью и станцией. Другой люк, столкнутый в бухту полезной нагрузки, был разработан для поддержки активности внебеса. [ 14 ] Модуль стыковки не был установлен для единственного космического полета 1K, однако Кристалла модуль космической станции MIR был оснащен стыковочным портом APAS-89 для потенциальных посещений станции будущими рейсами Бурана, а затем использовался во время трансфер-MIR . программы [ 15 ]
Отдаленный манипулятор
[ редактировать ]Система бортовой манипуляции ( Cystema boartowых mamanipuolorowro космического челнока ), аналогичная среднеквадратичности , была разработана в Центральном институте исследований и разработок для робототехники и технической кибернетики для поддержки операций с полезной нагрузкой. Это может работать как в ручных, так и в автоматических режимах. Орбитр мог нести, в зависимости от миссии, одно или два оружия манипулятора. [ 14 ] [ 16 ] [ 17 ] Встроенная система манипулятора не была установлена для орбитального полета 1K. [ 15 ]
Лабораторные модули
[ редактировать ]Чтобы расширить возможности Буран , модули под давлением, аналогичные Spacelab ESA, были разработаны на основе дизайна 37K . Эти модули должны были быть обоих отсеков для проведения экспериментов и объема логистики, и они могли быть установлены либо в бухте полезной нагрузки, и подключены к кабине экипажа через туннель, или временно пришвартованы к . из MIR Кристалла порту радиальной стыковки На первом полете Буран аксессуальный блок ( Блокдополнитер в печени ) 37KB № 37070 был установлен в залив полезной нагрузки орбитатора. Он несет записывающее оборудование и аккумуляторы, обеспечивающие мощность для бортовых систем, поскольку регулярная энергосистема на основе топливных элементов не была готова в то время. Второе подразделение, 37 КБ № 37071, было построено в 1987 году. Было запланировано третье подразделение № 37072, но это никогда не было из -за отмены программы. [ 18 ]
Движитель
[ редактировать ]Orbital maneuvering was provided by the Joint Propulsion System ( Объединенная Двигательная Установка ). [ 19 ] Первоначальная конструкция орбитального отверстия включала два реактивных двигателя Saturn AL-31 в специальных гонках по обе стороны от хвоста, которые можно было бы использовать на последней фазе возвращения для изменения пути подхода. Макет-нарезы были установлены на тестовых статьях OK-ML1 и OK-MT, а аэродинамический аналог OK-GLI использовал четыре таких двигателя AL-31 для проведения мощных атмосферных летных испытаний, однако в конце 1987 года было принято решение не использовать для использования. Двигатели на полевых статьях. Соответственно, для первого орбитального рейса Буран двигатели не были установлены. [ 15 ]
Автоматическая система посадки
[ редактировать ]Автоматическая система посадки была способна выполнять полностью автоматический спуск, подход и посадку с любой точки, расположенной в «допустимой зоне условий начала» на высоте 100 километров (62 мили), контролируя полет орбитального оператора во время спуска. Профиль спуска покрывал 8000 километров (4300 нм) через атмосферу во время подхода и в конечном итоге замедлился с 28 000 километров в час (15 000 кН) до нуля. [ 20 ]
Первый рейс Бурана был примечательным для автоматической системы посадки, которая решила выполнить маловероятный (по оценкам, 3% вероятность) маневра на 20 километрах (66 000 футов), который был необходим для продления расстояния скольжения и избыточной энергии. Стандартный подход был с юга и состоял из двух левых поворотов на курс окончательного подхода . Вместо этого он выполнил дополнительные повороты в обоих направлениях и переполнял поле на северную сторону, прежде чем сделать правый поворот обратно на последний курс. Система посадки, избранная для выполнения маневра, поскольку энергия орбитального отверстия не уменьшилась из-за сильных ветров в этом районе, измеряемой на 15 метров в секунду (29 кН) и погрузился до 20 метров в секунду (39 кН) при земля. [ 21 ]
Спецификации
[ редактировать ]
Сухая масса орбитажей класса Буран была указана 62 тонн с максимальной полезной нагрузкой 30 тонн, для максимальной массы запуска 105 тонн. [ 22 ]
Массовая сбоя [ 3 ]
- Общая масса структурных и посадочных систем: 42 000 кг (93 000 фунтов)
- Масса функциональных систем и движения: 33 000 кг (73 000 фунтов)
- Максимальная полезная нагрузка: 30 000 кг (66 000 фунтов)
- Максимальный вес -вес: 105 000 кг (231 000 фунтов)
- Длина: 36,37 м (119,3 фута)
- Размах крыльев: 23,92 м (78,5 футов)
- Высота на передаче: 16,35 м (53,6 фута)
- Длина залива полезной нагрузки: 18,55 м (60,9 фута)
- Диаметр бухты полезной нагрузки: 4,65 м (15,3 фута)
- Крыло сечений: 78 градусов
- Крыло
Движитель [ 4 ]
- Общая тяга двигателя с орбитальным маневрированием: 17 600 кгф (173 000 н; 39 000 фунтов)
- Орбитальный маневрирующий двигатель Специфический импульс : 362 секунды (3,55 км/с)
- Полный маневрирующий импульс: неизвестно
- Общая тяга RCS : 14 866 кгр (145 790 н; 32 770 фунтов)
- Средний RCS -специфический импульс: 275–295 секунд (2,70–2,89 км/с)
- Нормальная максимальная нагрузка на топливо: 14 500 кг (32 000 фунтов)
США В отличие от космического челнока , который был продвинут комбинацией твердых бустеров и собственных жидко-пропеллантных двигателей Orbiter, заправленных из большого резервуара, система запуска советской/российской Energia использовала тягу от RD-170 жидкого кислорода/керосинового двигателя каждого усилителя (двигатель RD-170 (RD-170 (RD-170 (двигатель RD-170 (RD-170 (RD-170 (RD-170 (RD-170 (RD-170) каждый с четырьмя сопла), разработанный Валентином Глюшко , и еще четыре RD-0120 Жидкие кислород/жидкие водородные двигатели, прикрепленные к Центральный блок. [ 23 ]
Оперативная история
[ редактировать ]
Орбитальный полет
[ редактировать ]Единственный орбитальный запуск орбитального аппарата класса Буран, 1K1 (1К1: первый орбитаж, первый полет [ 24 ] ) Произошло в 03:00:02 UTC 15 ноября 1988 года от Baikonur Cosmodrome Launch Pad 110/37 . [ 3 ] [ 25 ] Буран был поднят в космос, на безвиленной миссии, специально разработанной ракетой Energia. Автоматизированная последовательность запуска, выполненная в соответствии с указанными, и ракета Energia подняла транспортное средство на временную орбиту, прежде чем орбитальный аппарат разделен как запрограммирован. After boosting itself to a higher orbit and completing two orbits around the Earth, the ODU ( Russian : Объединенная Двигательная Установка , romanized : Ob"yedinennaya Dvigatel'naya Ustanovka , lit. 'Combined Propulsion System') engines fired automatically to begin the descent into а Атмосфера, возвращение на место запуска и горизонтальная посадка на взлетно -посадочной полосе. [ 26 ]
После создания автоматического подхода к сайту 251 , [ 3 ] Буран приземлился под собственным контролем в 06:24:42 UTC и остановился в 06:25:24, [ 27 ] 206 минут после запуска. [ 28 ] Под боковым ветром в 61,2 километра в час (38,0 миль в час) Буран приземлился на 3 метра (9,8 фута) сбоку и 10 метров (33 фута) продольно от цели. [ 28 ] [ 29 ] [ Спорно - обсудить ] Это был первый космический панель , который выполнил непредвзятый полет, включая посадку в полностью автоматическом режиме. [ 30 ] Позже было обнаружено, что Буран потерял восемь из своих 38 000 тепловых плиток в течение его полета. [ 29 ]
Прогнозируемые рейсы
[ редактировать ]В 1989 году было прогнозировано, что у Буран будет свободный второй рейс к 1993 году, с продолжительностью 15–20 дней. [ 24 ] Тем не менее, роспуск Советского Союза привел к высыханию финансирования, а программа Бурана была официально отменена в 1993 году. [ 31 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- Список миссий Буран
- OK-GLI -Аналог BURAN BST-02 Испытательный автомобиль
- Buran shuttle 1.02 Ptichka
- Буран Шаттл 2.01
- Буран Шаттл 2.02
- Буран Шаттл 2.03
- Maks (космический корабль) -концепция космического космоса, запускающуюся в советском воздухе
- Mikoyan-Gurevich MiG-105 – Soviet spaceplane test program
- Программа космического челнока - американская программа космического корабля
- Tupolev oos -концепция космического космоса, запускаемая в советском воздухе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "Буран" . НАСА. 12 ноября 1997 года. Архивировано с оригинала 4 августа 2006 года . Получено 15 августа 2006 года .
- ^ «Восемь боялись мертвых в коллапсе ангара Байконур» . Космический полет сейчас . 16 мая 2002 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Зак, Анатолия (25 декабря 2018 г.). "Буран многоразовый орбитальный оператор" . Русская космическая сеть . Получено 28 июня 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Уэйд, Марк. "Буран" . Энциклопедия астронавтика . Архивировано с оригинала 20 августа 2016 года . Получено 28 июня 2019 года .
- ^ « Постоянная космическая система» Energia - Buran »(на русском языке)» . Получено 12 апреля 2020 года .
- ^ «Приготовление земли» . Получено 12 апреля 2020 года .
- ^ "Конструкция "Бурана" " . www.buran.ru . Archived from the original on 27 April 2020 . Retrieved 29 November 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный в "Раскрой плиток" . www.buran.ru . Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 29 November 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный "Буран орбитатор" . Архивировано с оригинала 9 ноября 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ "Типы теплозащиты" . www.buran.ru . Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 29 November 2020 .
- ^ "Особенность" . www.buran.ru . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года . Получено 29 ноября 2020 года .
- ^ "Модуль кабины (МК) орбитального корабля "Буран" (11Ф35)" . Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 13 April 2020 .
- ^ "Конструкция "Бурана" - система отображения информации (СОИ) в кабине" . www.buran.ru . Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 29 November 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный "Сменные отсеки и универсальное оборудование" . Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 13 April 2020 .
- ^ Jump up to: а беременный в Хендрикс, Барт; Vis, Bert (2007). Энергия-Буран: советский космический челнок . Springer-Praxis Книги в космосе. Берлин; Нью -Йорк: Чичестер, Великобритания: Springer; Опубликовано совместно с Praxis Pub. С. 139–142, 327–328, 298–300. ISBN 978-0-387-69848-9 Анкет OCLC 153582339 .
- ^ "Средства обеспечения работ с полезным грузом: система бортовых манипуляторов "Аист" " . Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 13 April 2020 .
- ^ "Центральный исследовательский институт RTK] Rtc.ru Архивировано из оригинальности 13 мая 2020 г. 13 2020апреля
- ^ " "Буран" - полет в никуда? (К 10-летию со дня запуска)" . Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 13 April 2020 .
- ^ "Объединенная двигательная установка (ОДУ)" . Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 17 April 2020 . Retrieved 13 April 2020 .
- ^ "Траектории спуска и посадки орбитального корабля "Буран". Алгоритмы автоматического управления" . Буран.ру . Archived from the original on 16 April 2022 . Retrieved 15 July 2022 .
- ^ "Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г." Буран.ру . Archived from the original on 16 April 2022 . Retrieved 15 July 2022 .
- ^ Батурин, Ju M.; Батурин, Юрий М., ред. (2005). Мироваджа Pilotiruemia Kosomonavtika: История, Техника, люди . Москва: выпущено. Rtsoft. ISBN 978-5-9900271-2-1 .
- ^ «Орбиты и ракушка» . Buran.su . Получено 28 июня 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Экипажи "Бурана" Несбывшиеся планы" . Buran.ru (in Russian) . Retrieved 5 August 2006 .
- ^ «Spkorolev Rocket and Space Corporation Energia провела церемонию ...» Energia.ru . 14 ноября 2008 г. Получено 3 сентября 2016 года .
- ^ Брайан Хэндверк (12 апреля 2016 г.). «Забытый советский космический челнок мог летать сам» . Национальное географическое общество . Архивировано с оригинала 15 апреля 2016 года . Получено 12 апреля 2016 года .
- ^ «Буран-энергия: 1-й рейс» . www.buran-energia.com . Получено 20 марта 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Boris Chertok (2005). Asif A. Siddiqi (ed.). Raketi i lyudi [ Rockets and People ]. History Series. NASA . p. 179.
- ^ Jump up to: а беременный «Россия начинает амбициозный супер тяжелый космический проект» . Пространство ежедневно . 19 ноября 2013 года . Получено 13 декабря 2013 года .
- ^ «Самый большой космический корабль для орбиты и земли без беспилотной» . www.guinnessworldrecords.com . Guinness World Records . 15 ноября 1988 года . Получено 10 марта 2017 года .
- ^ Марк Уэйд. "Буран" . Энциклопедия Астронавца . Получено 2 июля 2006 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хендрикс, Барт; Vis, Bert (2007). Энергия-Буран: советский космический челнок . Springer-Praxis. п. 526. Bibcode : 2007bss.book ..... h . ISBN 978-0-387-69848-9 .
- Эльсер, Хайнц; Эльсер-Хафт, Маргрит; Лукашевич, Владим (2008). История и транспорт русского космического челнока ОК-Гли в музей Техника Шпиера . Музей Техника Спейер. ISBN 978-3-9809437-7-2 .

- Орбитаж класса Буран
- Самолет впервые пролетел в 1988 году
- Космический корабль экипаж
- Искусственные бедствия в Казахстане
- Частично многократно используемые космические транспортные средства
- Ракетный самолет
- Советские изобретения
- Космический корабль, запущенный Zenit и Energia Rockets
- Космический корабль выпущен в 1988 году
- Самолет Delta-Wing Delta-Wing
- 1988 в Советском Союзе
- Бедствия 2002 года в Казахстане
- 2002 в Казахстане