Jump to content

Буран Программа

(Перенаправлено из программы Буран )

Буран Программа
Космическая программа «Энергия» — «Буран»
Kosmicheskaya Programma Energia — Buran
Ан -225 «Мрия» с орбитальным кораблем «Буран» , 1989 год.
Обзор программы
Страна Советский Союз / Россия
Организация Роскосмос (1991–1993)
Цель пилотируемый орбитальный полет и вход в атмосферу
Статус Отменено
История программы
Продолжительность 1971–1993
Первый полет OK-GLI, рейс 1 (10 ноября 1985 г.)
Последний рейс ОК-1К1 (15 ноября 1988 г.)
Успехи 1
Неудачи 0
Сайт(ы) запуска Пад Байконур 110/37
Информация об автомобиле
Транспортное средство(а) с экипажем «Буран» Орбитальный корабль класса
Вместимость экипажа 10 космонавтов
Ракета-носитель (и) Энергия

Программа «Буран » ( рус . бурун , IPA: [bʊˈran] , "Snowstorm", "Blizzard"), also known as the " VKK Space Orbiter programme " ( Russian : ВКК «Воздушно-Космический Корабль» , lit. 'Air and Space Ship'), [1] советский , а затем российский проект многоразового космического корабля , который начался в 1974 году в Центральном аэрогидродинамическом институте в Москве и был официально приостановлен в 1993 году. [2] Помимо обозначения всего советско-российского проекта многоразового космического корабля, «Буран» также был названием орбитального аппарата 1К , который совершил один беспилотный космический полет в 1988 году и был единственным советским космическим кораблем многоразового использования, запущенным в космос. Орбитальные аппараты класса «Буран» использовали одноразовую ракету «Энергия» в качестве ракеты-носителя .

Программа «Буран» была начата Советским Союзом как ответ на программу США « Спейс Шаттл». [3] и извлек выгоду из обширного шпионажа, предпринятого КГБ в отношении несекретной программы США "Спейс Шаттл", [4] что привело к множеству поверхностных и функциональных сходств между конструкциями американских и советских шаттлов. [5] Хотя класс «Буран» внешне был похож на орбитальный аппарат НАСА « Спейс Шаттл» и мог аналогичным образом работать как возвращаемый космический самолет , его окончательный внутренний и функциональный дизайн был другим. Например, главные двигатели при запуске находились на ракете «Энергия» и не были выведены космическим кораблем на орбиту. Ракетные двигатели меньшего размера на корпусе корабля обеспечивали движение на орбите и спуск с орбиты, подобно модулям OMS космического корабля "Шаттл" . В отличие от космического корабля "Шаттл", первый орбитальный космический полет которого был совершен в апреле 1981 года, "Буран", чей первый и единственный космический полет состоялся в ноябре 1988 года, имел возможность выполнять беспилотные полеты, а также выполнять полностью автоматизированные посадки. Этот проект стал крупнейшим и самым дорогим в истории советского освоения космоса . [2]

Советская программа многоразовых космических кораблей берет свое начало в конце 1950-х годов, в самом начале космической эры. Идея советского многоразового космического полета очень стара, хотя она не была ни непрерывной, ни последовательно организованной. До «Бурана» ни один проект программы не достиг оперативного статуса.

Первым шагом на пути к многоразовому советскому космическому кораблю стала « Буря» 1954 года — прототип высотного реактивного самолета/крылатой ракеты. Было совершено несколько испытательных полетов, прежде чем он был отменен приказом ЦК . Целью « Бурья» было доставить ядерный груз, предположительно в США, а затем вернуться на базу. Программа «Буря» была отменена СССР в пользу решения о разработке МБР . Следующей итерацией многоразового космического корабля стал проект «Звезда» , также дошедший до стадии прототипа. Десятилетия спустя другой проект с таким же названием будет использоваться в качестве служебного модуля для Международной космической станции . После «Звезды» в многоразовых проектах был перерыв до «Бурана».

Программа орбитального корабля «Буран» была разработана в ответ на программу США «Спейс Шаттл», вызвавшую значительную обеспокоенность у советских военных и особенно у министра обороны Дмитрия Устинова . Авторитетный летописец советской, а затем и российской космической программы академик Борис Черток рассказывает, как эта программа возникла. [6] По словам Чертока, после того, как США разработали свою программу «Спейс шаттл», у советских военных возникли подозрения, что его можно использовать в военных целях из-за его огромной полезной нагрузки, в несколько раз превосходящей предыдущие американские ракеты-носители. Официально орбитальный корабль «Буран» предназначался для доставки на орбиту и возвращения на Землю космических кораблей, космонавтов и грузовых материалов. И Черток, и Глеб Лозино-Лозинский (генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Молния» ) предполагают, что с самого начала программа носила военный характер; однако точные военные возможности или предполагаемые возможности программы «Буран» остаются засекреченными.

Как и его американский аналог, орбитальный корабль «Буран» при переходе от посадочных площадок обратно к стартовому комплексу перевозился в кузове большого реактивного самолета – транспортного самолета Ан-225 «Мрия» , который частично для этого и создавался. задание и был самым большим самолетом в мире, совершившим многократные полеты. [7] До того, как «Мрия» была готова (после полета «Бурана»), ту же роль выполнял Мясищев ВМ-Т «Атлант» , вариант советского бомбардировщика Мясищева М-4 « Молот » (код НАТО: Зубр).

История программы «Буран»

[ редактировать ]
Орбитальный аппарат «Буран» входит в число первых в мире космических самолетов , наряду с North American X-15 , космическим кораблем «Шаттл» , SpaceShipOne и Boeing X-37 . Из них беспилотными были только космические корабли «Буран» и Х-37 .

Разработка программы

[ редактировать ]

Разработка «Бурана» началась в начале 1970-х годов как ответ на программу США «Спейс шаттл». Советские официальные лица были обеспокоены предполагаемой военной угрозой, исходящей от американского космического корабля "Шаттл". По их мнению, 30-тонная грузоподъемность «Шаттла» на орбиту и, что более важно, его 15-тонная возвращаемая полезная нагрузка были четким указанием на то, что одной из его главных целей будет вывод на орбиту массивного экспериментального лазерного оружия, способного уничтожать ракеты противника на расстоянии нескольких тысяч километров. Они аргументировали это тем, что такое оружие можно эффективно испытать только в реальных космических условиях и что для сокращения времени его разработки и экономии затрат необходимо будет регулярно привозить его на Землю для модификаций и доводки. [8] Советские официальные лица также были обеспокоены тем, что американский космический челнок может внезапно нырнуть в атмосферу и сбросить ядерные бомбы на Москву. [9] [10]

году Валентина Глушко бюро ОКБ-1 семейство ракет большой грузоподъёмности под названием . ( Энергия » конструкторское ), предложило новое В 1974 позже НПО « , РЛА . «Ракетный летательный аппарат») Концепция RLA включала использование керосина и жидкого водорода в качестве топлива и жидкого кислорода в качестве окислителя (обе новые технологии в советской космической программе), причем одной из возможных полезных нагрузок был шаттл. [11] Пока НПО «Молния» вело разработку под руководством Глеба Лозино-Лозинского , Военно-промышленной комиссии Советского Союза (ВПК) было поручено собрать все возможные данные об американском космическом корабле «Шаттл». Под эгидой КГБ ВПК смог собрать документацию по конструкциям планера американского шаттла, программному обеспечению для анализа конструкции, материалам, бортовым компьютерным системам и двигательным установкам. КГБ атаковал многие документы и базы данных исследовательских проектов университетов, включая Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт, Принстон, Стэнфорд и другие. Тщательность сбора данных значительно облегчилась, поскольку разработка американского шаттла не была засекречена. [4]

By 1975, NPO Energiya had come up with two competing designs for the orbiter vehicle: the MTKVP ( Russian : МТКВП, «Многоразовый Транспортный Корабль Вертикальной Посадки» , romanized Mnogorazoviy Transportniy Korabl' Vertikal'noy Posadki , lit. 'Reusable Vertical Landing Transport Ship'), a 34-meter-long lifting body spaceplane launched on top of a stack of kerosene-fueled strap on boosters; [12] и ОС-120 ( русский : ОС-120, «Орбитальный Самолет» , латинизированный : Орбитальный Самолет , букв. «Орбитальный космический самолет – 120 тонн»), точная копия американского космического корабля «Шаттл», основанная на документации американского космического корабля «Шаттл» и конструкции, полученные через ВПК и КГБ. [4] ОС-120 представлял собой космический самолет с треугольным крылом, во многом основанный на конструкции американского космического корабля «Шаттл», оснащенный тремя жидководородными двигателями, прикрепленными к съемному внешнему баку, и четырьмя жидкотопливными ускорителями (НПО «Энергия» даже рассматривало возможность использования твердотопливных ракетных ускорителей, дальнейшее копирование конфигурации американского шаттла). [13]

Компромисс между этими двумя предложениями был достигнут НПО «Энергия» в январе 1976 года с ОК-92 ( русский : ОК-92, «Орбитальный Корабль» , латинизированный : Орбитальный Корабль , букв. «Орбитальный корабль – 92 тонны») орбитальный аппарат с треугольным крылом, оснащенный двумя Соловьева Д-30 для автономного полета в атмосфере, запускаемый в космос из ракетной установки, состоящей из основной ступени с тремя криогенными двигателями и четырех керосиновых ускорителей, по четыре двигателя в каждой. ТРДД [14] К 1978 году конструкция ОК-92 была доработана, а его окончательная конфигурация была завершена в июне 1979 года. [15]

Ранняя художественная концепция советского космического корабля, приближающегося к пилотируемому космическому комплексу.

Советские инженеры поначалу не хотели реализовывать конструкцию космического корабля, столь похожую на американский космический шаттл. Хотя было отмечено, что испытания в аэродинамической трубе показали, что конструкция НАСА уже была идеальной, [16] Требования к форме были продиктованы его потенциальными военными возможностями по транспортировке крупных полезных грузов на низкую околоземную орбиту, что само по себе является аналогом первоначально запланированных Пентагоном миссий для Шаттла. [17] Несмотря на то, что НПО «Молния» предложило «Спираль», разработку своей программы [18] (остановлено 13 годами ранее), он был отвергнут как совершенно непохожий на конструкцию американского шаттла.

Строительство шаттлов началось в 1980 году, а к 1984 году был выпущен первый полномасштабный «Буран». Первый суборбитальный испытательный полет масштабной модели ( БОР-5 ) состоялся еще в июле 1983 года. По мере реализации проекта было выполнено еще пять полетов масштабной модели. Был построен испытательный автомобиль с четырьмя реактивными двигателями, установленными сзади; эту машину обычно называют ОК-ГЛИ , или «аэродинамическим аналогом Бурана». Реактивные самолеты взлетали с обычной взлетно-посадочной полосы, и как только они достигли назначенной точки, двигатели выключились, и OK-GLI снова полетел на посадку. Это предоставило бесценную информацию о характеристиках управляемости конструкции «Бурана» и значительно отличалось от метода сбрасывания с самолета-носителя, используемого Соединенными Штатами и испытательным кораблем «Энтерпрайз» . было выполнено двадцать четыре испытательных полета ОК-ГЛИ, и научными сотрудниками ЛИИ имени Громова Летчиками-испытателями после чего шаттл «изношен». Разработчики рассмотрели возможность использования пары Ми-26 Вертолеты должны были «связать» поднять «Буран», но испытательные полеты с макетом показали, насколько это рискованно и непрактично. [19] ВМ Компоненты переправы [20] а Антонов Ан-225 «Мрия» (самый тяжелый самолет в истории) был спроектирован и использовался для перевозки шаттла. [21] [22]

Программное обеспечение летных и наземных испытаний также требовало исследований. В 1983 году разработчики «Бурана» подсчитали, что для разработки программного обеспечения потребуется несколько тысяч программистов, если использовать существующую методологию (на языке ассемблера), и обратились в Институт прикладной математики им. Келдыша за помощью . Было решено разработать новый «проблемно-ориентированный» язык программирования высокого уровня. Исследователи Келдыша разработали два языка: PROL2 (используется для программирования бортовых систем в реальном времени) и DIPOL (используется для наземных испытательных систем), а также среду разработки и отладки SAPO PROLOGUE. [23] Существовала также операционная система, известная как Prolog Manager. [24] Работа над этими языками продолжалась и после завершения программы «Буран», при этом PROL2 был расширен до SIPROL. [25] и в конечном итоге все три языка превратились в ДРАКОН [ нужна ссылка ] который до сих пор используется в российской космической отрасли. В рассекреченном отчете ЦРУ за май 1990 года со ссылкой на разведывательные материалы из открытых источников говорится, что программное обеспечение для космического корабля «Буран» было написано на «разработанном во Франции языке программирования, известном как Пролог ». [26] возможно, из-за путаницы с названием ПРОЛОГ.

Подготовка летного экипажа

[ редактировать ]
Игорь Петрович Волк, космонавт и летчик-испытатель ОК-ГЛИ.

До распада Советского Союза в 1991 году семь космонавтов были направлены в программу «Буран» и прошли обучение на испытательном корабле ОК-ГЛИ («Аэродинамический аналог Бурана») . Все имели опыт работы летчиками-испытателями. Это были: Иван Иванович Бачурин , Алексей Сергеевич Бородай , Анатолий Семенович Левченко , Александр Владимирович Щукин , Римантас Антанас Станкявичюс , Игорь Петрович Волк и Виктор Васильевич Заболоцкий .

Правило, введенное для космонавтов после неудачного полета корабля «Союз-25» в 1977 году, предусматривало, что все советские космические миссии должны включать в себя хотя бы одного члена экипажа, который ранее побывал в космосе. В 1982 году было решено, что все командиры «Бурана» и их дублеры займут третье место в полете «Союза» перед космическим полетом «Бурана». Несколько человек были отобраны для потенциального участия в первом экипаже «Бурана». К 1985 году было решено, что по крайней мере один из двух членов экипажа будет летчиком-испытателем, прошедшим подготовку в Летно-исследовательском институте имени Громова (известном как «ЛИИ»), и были составлены списки потенциальных экипажей. Только два потенциальных члена экипажа «Бурана» достигли космоса: Игорь Волк , который летал на «Союзе Т-12» на космическую станцию ​​«Салют-7» , и Анатолий Левченко , посетивший «Мир» , стартовавший на «Союзе ТМ-4» и приземлившийся на «Союзе ТМ-3» . Оба этих космических полета длились около недели. [8]

Левченко умер от опухоли головного мозга через год после орбитального полета, Бачурин покинул отряд космонавтов по медицинским показаниям, Щукин был направлен в дублирующий экипаж корабля «Союз ТМ-4» и позже погиб в авиакатастрофе, Станкявичюс также погиб в авиакатастрофа, а Бородай и Заболоцкий оставались не назначенными на полет «Союза» до завершения программы «Буран».

Космический полет И.П. Волка

[ редактировать ]
The crew of Soyuz T-12 ( Vladimir Dzhanibekov , Svetlana Savitskaya , and Igor Volk ) on a stamp issued in 1985

Игорь Волк Командиром первого пилотируемого полета «Бурана» планировалось стать . У миссии «Союз Т-12» было две цели, одна из которых заключалась в том, чтобы дать Волку опыт космических полетов. Другая цель, которую считали более важным фактором, заключалась в том, чтобы победить Соединенные Штаты и совершить первый в открытый космос . выход женщины [8] На момент полета корабля «Союз Т-12» программа «Буран» все еще оставалась государственной тайной . Появление Волка в качестве члена экипажа заставило некоторых, в том числе Британского межпланетного общества журнал Spaceflight , задаться вопросом, почему летчик-испытатель занимал место на «Союзе», обычно предназначенное для исследователей или иностранных космонавтов. [27]

Космический полет А.С. Левченко

[ редактировать ]

Анатолий Левченко должен был стать дублирующим командиром первого пилотируемого полета «Бурана», а в марте 1987 года он начал обширную подготовку к своему космическому полету на «Союзе». [8] В декабре 1987 года он занял третье место на борту корабля «Союз ТМ-4» на «Мире», а примерно через неделю вернулся на Землю на корабле «Союз ТМ-3» . Его миссию иногда называют Мир ЛИИ-1 , по сокращению Летно-исследовательского института имени Громова . [28] Когда в следующем году Левченко умер, дублирующий экипаж первой миссии «Буран» снова остался без опыта космических полетов. Летно-исследовательский институт имени Громова добивался полета на «Союзе» для еще одного потенциального дублирующего командира, но так и не состоялся. [8]

Наземные объекты

[ редактировать ]
Ранняя иллюстрация запуска Бурана на Байконуре

Техническое обслуживание, запуски и посадки орбитальных кораблей класса «Буран» должны были проходить на космодроме Байконур в Казахской ССР . Для этих целей были приспособлены или заново построены несколько объектов на Байконуре:

  • Иллюстрация Бурана и Энергии на Зоне 110
    Зона 110 – используется для запуска орбитальных кораблей класса «Буран». Как и цех сборки и обработки на Зоне 112, стартовый комплекс изначально был построен для советской программы высадки на Луну , а затем переоборудован для программы «Энергия-Буран».
  • Зона 112 — используется для обслуживания орбитальных аппаратов и для присоединения орбитальных аппаратов к их пусковым установкам «Энергия» (таким образом выполняя роль, аналогичную роли VAB в KSC ). Главный ангар на площадке, получивший название МИК РН или МИК 112 , изначально был построен для сборки лунной ракеты Н1 . После отмены программы Н-1 в 1974 году объекты Зоны 112 были переоборудованы под программу «Энергия-Буран». Именно здесь хранился орбитальный аппарат 1К после завершения программы «Буран» и был уничтожен при обрушении крыши ангара в 2002 году. [29] [30]
  • Зона 251 — используется в качестве посадочной площадки орбитального корабля «Буран», также известной как аэродром «Юбилейный» (и выполняет роль, аналогичную SLF на КСК ). Он имеет одну взлетно-посадочную полосу, названную 06/24, длиной 4500 метров (4900 ярдов) и шириной 84 метра (92 ярда), вымощенную высококачественным железобетоном марки 600. На краю взлетно-посадочной полосы располагалось специальное стыковочно-разъединяющее устройство , предназначенное для подъема орбитального корабля с самолета-носителя Ан-225 «Мрия» и погрузки его на транспортер, который должен был доставить орбитальный аппарат в здание обработки на Зоне 254. Цель Построенный пункт управления посадкой орбитального корабля, разместившийся в большом многоэтажном административном здании, располагался недалеко от взлетно-посадочной полосы. Аэродром «Юбилейный» также использовался для приема тяжелых транспортных самолетов с элементами системы «Энергия-Буран». После завершения программы «Буран» Зона 251 была заброшена, но позже вновь открыта в качестве коммерческого грузового аэропорта. Помимо обслуживания Байконура, власти Казахстана также используют его для пассажирских и чартерных рейсов из России. [31] [32]
  • Зона 254 – построена для обслуживания орбитальных кораблей класса «Буран» между полетами (таким образом, выполняя роль, аналогичную БКП на КСК ). Построенное в 1980-х годах как специальное четырехсекционное здание, оно также имело большую технологическую зону, окруженную несколькими этажами испытательных помещений. После закрытия программы «Буран» он был адаптирован для предстартовой подготовки кораблей «Союз» и «Прогресс» . [33]

Атмосферные испытательные полеты

[ редактировать ]
ОК-ГЛИ Аэродинамический аналог Бурана

Аэродинамический испытательный стенд ОК-ГЛИ был построен в 1984 году для проверки летных свойств конструкции «Буран». В отличие от американского прототипа космического корабля « Энтерпрайз» , на OK-GLI было установлено четыре двигателя АЛ-31 турбовентиляторных , что означало, что он мог летать собственным ходом.

Орбитальный полет Бурана в 1988 году.

[ редактировать ]

После серии испытательных полетов в атмосфере с использованием прототипа ОК-ГЛИ с реактивным двигателем первый действующий космический корабль ( «Буран» , орбитальный аппарат 1К ) совершил один испытательный полет без экипажа. [34]

в 03:00 по всемирному координированному времени 15 ноября 1988 года «Буран» и ракета-носитель «Энергия» стартовали с площадки 110/37 на Байконуре. [34] В полете не была установлена ​​система жизнеобеспечения и на ЭЛТ- дисплеях в командном отсеке не отображалась никакая информация. [35]

Нет Дата запуска Миссия Трансфер Экипаж Продолжительность Посадочная площадка Примечания Источники
1 15 ноября 1988 г.
03:00:02 UTC
06:00:02 ЦИК
1К1 Буран 0 3 часа 25 минут 22 секунды Байконур
  • Только полет Бурана
  • Единственный беспилотный полет корабля типа «Спейс Шаттл».
[36] [37] [38] [39]

Шаттл дважды облетел вокруг Земли , преодолев расстояние 83 707 километров (52 013 миль) за 3 часа 25 минут (0,14 летных дня). [40] По возвращении он совершил автоматическую посадку на взлетно-посадочную полосу шаттла (Площадка 251) космодрома Байконур . [41]

Планируемые рейсы

[ редактировать ]
Planned Ptichka mission to Mir space station

Запланированные полеты шаттлов в 1989 году, до сокращения проекта и его возможной отмены, были: [42]

Запланированный второй беспилотный полет орбитального корабля 2К был изменен в 1991 году на следующее:

  • Декабрь 1991 г. - Орбитер 2К совершил второй беспилотный полет продолжительностью 7–8 суток. Орбитальные маневры и проверка подхода к космической станции:
    • автоматическая стыковка с Мир" компании " "Кристалл" модулем
    • перевод экипажа с "Мира" на орбитальный корабль с отработкой в ​​течение суток некоторых его систем, в том числе дистанционного манипулятора
    • расстыковка и автономный полет на орбите
    • стыковка пилотируемого корабля «Союз ТМ-101» с орбитальным кораблем 2К.
    • перевод экипажа с корабля «Союз» на орбитальный корабль и работа на борту в течение суток
    • автоматическая расстыковка и посадка

Отмена программы 1993 г.

[ редактировать ]
Семейство «Буран» демонстрирует испытательные изделия и орбитальные аппараты на разных стадиях завершения.

После первого полета шаттла «Буран» проект был приостановлен из-за нехватки средств и политической ситуации в Советском Союзе. Два последующих орбитальных аппарата, строительство которых должно было состояться в 1990 году (Орбитер 2К) и 1992 году (Орбитер 3К), так и не были завершены, а остальные изделия были списаны (см. следующий раздел).

Проект был официально прекращен 30 июня 1993 года президентом Борисом Ельциным . На момент ее отмены 20 миллиардов рублей . на программу «Буран» было потрачено [43] Комментируя прекращение программы в интервью New Scientist , российский космонавт Олег Котов так описал завершение проекта:

«Гражданских задач для «Бурана» у нас не было , а военные уже не нужны». [44]

Программа была разработана для повышения национальной гордости, проведения исследований и достижения технологических целей, аналогичных целям американской программы «Спейс Шаттл», включая пополнение запасов космической станции «Мир» , которая была запущена в 1986 году и оставалась в эксплуатации до 2001 года. наконец, его посетил космический самолет, и это был орбитальный корабль космического корабля "Шаттл" , а не орбитальный корабль класса "Буран".

«Буран СО», стыковочный модуль, который должен был использоваться для сближения с космической станцией «Мир», был переоборудован для использования с американскими космическими кораблями во время миссий «Шаттл-Мир» . [45]

Стоимость запуска «Бурана» с 20-тонной полезной нагрузкой оценивалась в 270 миллионов рублей против 5,5 миллионов рублей на ракете «Протон». [46]

Обрушение ангара на Байконуре

[ редактировать ]

12 мая 2002 года крыша ангара на космодроме Байконур в Казахстане обрушилась из-за разрушения конструкции из-за плохого обслуживания. В результате обрушения погибли восемь рабочих и был уничтожен один из орбитальных кораблей класса «Буран» ( «Буран» , орбитальный аппарат 1К ), совершивший испытательный полет в 1988 году, а также макет ракеты-носителя «Энергия». В то время посторонним не было ясно, какой орбитальный аппарат был уничтожен, и BBC сообщила, что это была всего лишь «модель» орбитального аппарата. [47] Это произошло в здании МИК РН/МИК 112 на площадке 112 космодрома Байконур , через 14 лет после единственного полета "Бурана" . Работы на крыше начались в рамках проекта технического обслуживания, оборудование которого, как полагают, способствовало обрушению, а также проливным дождям в дни, предшествовавшие обрушению. [8] [48]

Список транспортных средств

[ редактировать ]

Планировалось построить пять орбитальных аппаратов (обозначаемых 1К-5К, К означает Корабль , «судно, летающее изделие»), с нумерацией корпуса, начинающейся с 1 или 2 (например, 1.01), два первоначально заказанных в 1970-х годах и три («вторая серия»). ") дополнительно заказан в 1983 году. [ нужна ссылка ]

В целях исследований и испытаний было изготовлено несколько испытательных образцов, получивших обозначение 1М-8М (М расшифровывается как Макет , «макет»), с нумерацией корпуса, начинающейся с 0 (например, 0,02). Префикс программы ОК расшифровывается как Орбитальный Корабль , «Орбитальный корабль» и имеет ГРАУ индекс 11F35.

К 1991 году две исправные машины были доставлены на Байконур, еще три строились на подмосковном Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ).

В большинстве геолокаций ниже показаны тела орбитальных аппаратов на земле; в некоторых случаях Google Earth . для просмотра орбитального аппарата в указанные даты требуется функция истории [49] [50]

Имя Функция Расположение Изображение Геолокация Примерные даты Примечания
Летающие орбитальные аппараты
Буран

1.01
Статья о первом полете, серия о первых космических самолетах Площадка 110/37 космодрома Байконур (L) на Байконуре [1] 1988
1989
45 ° 57'53 "N 63 ° 18'18" E  /  45,96486 ° N 63,30496 ° E  / 45,96486; 63,30496  ( Буран 1К 1.01 (15 ноября 1988 г.) ) Космический самолет не виден; нет доступных спутниковых фотографий 15 ноября 1988 г. Построен в 1986 году, единственный годный к полетам орбитальный аппарат. Запущен в беспилотном, дистанционно управляемом полете; два витка и посадка (при сильном боковом ветре и самостоятельном изменении направления захода на посадку) в аэропорту Юбилейный, Байконур.
Здание МИК, космодром Байконур, Казахстан [2] 2002 45 ° 55'39 "N 63 ° 17'51" E  /  45,92750 ° N 63,29761 ° E  / 45,92750; 63,29761  ( Буран 1К 1.01 (1988–2002 гг.) ) Космический самолет не виден; тени 1988 по 2002 год Размещен в здании МИК на участке 112 Байконура с макетом ракеты-носителя «Энергия» и другим оборудованием «Энергия», разрушенным в результате обрушения крыши 12 мая 2002 года, в результате чего погибли восемь рабочих.

Ptichka
1.02

Вторая летная статья, первая серия, завершена на 95–97%. Здание МИК, космодром Байконур, Казахстан [3] 45 ° 55'42 "N 63 ° 17'53" E  /  45,92836 ° N 63,29809 ° E  / 45,92836; 63,29809  ( Птичка 2К 1.02 (с 1988 по 1995 годы) ) Шаттл не виден, в здании 1988 по 1995 год Построен в 1988 году, расположен рядом с Бураном .
Байконур, корпус МЗК 80, помещение 112а [4] 2015
2020
45 ° 56'26 "N 63 ° 19'06" E  /  45,94046 ° N 63,31841 ° E  / 45,94046; 63,31841  ( Птичка 2К 1.02 (с 1995 г. по настоящее время) ) Космический самолет не виден; в здании 1995 г. по настоящее время Часто ошибочно называют «Птичка» или «Буря». [51] Перешел на МЗК в августе 1995 года. [52] Сообщается, что с 2005 года собственность российско-казахстанской компании «Аэлита» . [53]

Байкал
2.01

Первая летная статья, вторая серия, завершена на 30–50 %. Внутри Тушинского завода, Москва, Россия 1991 по 2006 год Построен в 1991 году.
Парковка на Кимкинском водохранилище, возле завода [5] 2007–2011 55 ° 50'29 "N 37 ° 27'59" E  /  55,84136 ° N 37,46625 ° E  / 55,84136; 37,46625  ( 3K 2,01 (с 2006 по 2011 год) ) ; использовать историю 2006-2011 гг. Переехал на улицу
Аэропорт Жуковский, недалеко от Москвы, Россия. 2011 15 августа 2011 г. 55 ° 34'17 "N 38 ° 08'35" E  /  55,57125 ° N 38,143 ° E  / 55,57125; 38,143  ( 3K 2.01 (с 2011 г. по настоящее время) ) ; использовать историю с 2011 г. по настоящее время Экспонат на МАКС-2011 и последующих авиасалонах. Международный аэропорт Жуковский является местом расположения Летно-исследовательского института имени Громова и превратился в большой музей авиации под открытым небом. Другие наблюдения:
15 марта 2012 г.: 55 ° 33'56 "N 38 ° 08'42" E  /  55,56565 ° N 38,14491 ° E  / 55,56565; 38.14491 ,
31 июля 2012 г. и 8 мая 2013 г. 55 ° 33'47 "N 38 ° 08'50" E  /  55,56309 ° N 38,14714 ° E  / 55,56309; 38.14714 ,
4 июня и 29 июля 2014 г. 55 ° 33'06 "N 38 ° 08'41" E  /  55,55179 ° N 38,14463 ° E  / 55,55179; 38.14463 ,
с 11 сентября 2016 г. по 2020 г. 55 ° 34'17 "N 38 ° 08'35" E  /  55,57125 ° N 38,143 ° E  / 55,57125; 38.143 . Сообщается, что по состоянию на декабрь 2021 года его купил Вадим Задорожный для реставрации и выставления в подмосковном музее. [54]
4K
2.02
Вторая летная статья, вторая серия, завершена на 10–20 %. Тушинский завод, Москва, Россия [6] 1988 г. по настоящее время Сборка началась в 1988 году. К моменту отмены строительства была завершена только носовая часть фюзеляжа с кабиной экипажа. Правое крыло с шасси, изготовленное для этого орбитального корабля, позже использовалось для ОК-ТВА . [55] Некоторые части версии 2.02, например, Heat tiles , попали на eBay. [56]

2.03
Третья летная статья, вторая серия, собрано очень мало. Разбросанный 1988 г. по настоящее время Разобран к 1995 году. Все детали разбросаны и не поддаются идентификации.
Тестовые статьи
ОК-М
ОК-МЛ-1
БТС-001

0.01
Статья о корпусе планера и стенде для испытаний на вибрацию Уличная площадка, площадка 112, космодром Байконур, Казахстан [7] 45 ° 55'11 "N 63 ° 18'36" E  /  45,91963 ° N 63,30996 ° E  / 45,91963; 63,30996  ( ОК-М (1988 - январь 2007 г.) ) ; использовать историю 1988 г. по январь 2007 г. Построен в 1982 году, значительно обветшал на открытом воздухе на площадке.
Музей Гагарина, космодром Байконур, Казахстан 2007 45 ° 54'35 "N 63 ° 19'04" E  /  45,90963 ° N 63,31789 ° E  / 45,90963; 63,31789  ( ОК-М (с января 2007 г. по настоящее время) ) Январь 2007 г. по настоящее время Отремонтирован в 2007 году, сейчас выставлен на открытой выставке.
ОК-GLI
ОК-МЛ-2
БТС-002

0.02
Модель для испытаний в атмосфере, два дополнительных реактивных двигателя сзади для облегчения взлета. Аэропорт Раменское, Москва 55 ° 33'47 "N 38 ° 08'50" E  /  55,5631 ° N 38,14716 ° E  / 55,5631; 38,14716  ( ОК-ГЛИ (1999) ) ; нет доступной истории так далеко назад 1999 Построен в 1984 году, совершил 25 испытательных полетов. Экспонируется на МАКС-1999, самом престижном авиасалоне России.
Остров Дарлинг, гавань Сиднея, Австралия [8] 2000
2002
33 ° 51'50 "ю.ш. 151 ° 11'48" в.д.  /  33,86392 ° ю.ш. 151,19662 ° в.д.  / -33,86392; 151,19662  ( ОК-ГЛИ (2000-2002) ) ; используйте историю, чтобы увидеть убежище, шаттл не виден февраль 2000 г. - сентябрь 2000 г.; впоследствии хранилось на сайте примерно до октября 2002 г. Продан и отправлен в феврале 2000 года на Олимпийские игры 2000 года в Сиднее, Австралия. Выставлен внутри легкой конструкции, а затем хранится там же на открытом воздухе.
Гавань Манамы, Бахрейн 26 ° 11'54 "N 50 ° 36'09" E  /  26,19826 ° N 50,60243 ° E  / 26,19826; 50,60243  ( ОК-GLI (июль 2004 г. по 2007 г.) ) ; использовать историю Июль 2004–2007 гг. Хранился на открытом воздухе в Бахрейне, пока право собственности на космический самолет оспаривалось по закону.
Технологический музей, Шпейер, Германия [57] 2008 49 ° 18'43 "N 8 ° 26'47" E  /  49,31185 ° N 8,44628 ° E  / 49,31185; 8,44628  ( ОК-GLI (с 2008 г. по настоящее время) ) ; шаттл не виден, в здании с 2008 г. по настоящее время Приобретен у Госкорпорации «Роскосмос» после победы в судебном процессе, выставлен в помещении.
ОК-КС
3M
0.03
Статья об электрических испытаниях Checkout and Test Building (KIS), RKK Energia Plant, Korolev, Russia [9] 55 ° 55'17 "N 37 ° 47'57" E  /  55,92132 ° N 37,79929 ° E  / 55,92132; 37,79929  ( ОК-КС (с 2006 г. по 15 октября 2012 г.) ) ; не видно, в здании. На этом месте изображен мемориал «Энергии» и «Бурану» в половину масштаба, который, возможно, предполагалось заменить. 2006 г. по 15 октября 2012 г. Построен в 1982 году, хранится внутри.
Территория завода РКК «Энергия». 55 ° 55'01 ″ с.ш. 37 ° 47'58 ″ в.д.  /  55,91685 ° с.ш. 37,79937 ° в.д.  / 55,91685; 37,79937  ( ОК-КС (с 15 октября 2012 г. по июнь 2017 г.) ) с 15 октября 2012 г. по июнь 2017 г. Хранится на открытом воздухе до 15 октября 2012 года и предназначен для постоянной экспозиции. [58]
Научный центр «Сириус», Сочи, Краснодарский край, Россия 2018 43 ° 24'52 "N 39 ° 56'57" E  /  43,414442 ° N 39,949115 ° E  / 43,414442; 39,949115  ( ОК-КС (с июня 2017 г. по настоящее время) ) с июня 2017 г. по настоящее время На постоянной открытой экспозиции научного центра «Сириус» в Сочи, Россия. [59] [60]
ОК-МТ
4M
0.04
Инженерный макет Здание МЗК, космодром Байконур, Казахстан [10] 2014
2020
45 ° 56'26 "N 63 ° 19'06" E  /  45,94046 ° N 63,31841 ° E  / 45,94046; 63,31841  ( ОК-МТ ) ; транспортное средство не видно, в здании 1988 г. по настоящее время Построен в 1983 году. Переехал на МЗК в августе 1995 года. [52]

0.05
Детали из носовой части фюзеляжа, прошедшие экологические испытания Неизвестный 1988 г. по настоящее время Разрушен, детали использованы для ОК-ТВА . [61]
ОК-ТВИ
6M
0.06
Статья об экологических испытаниях Ракетный полигон НИИХимМаш, Подмосковье, Россия [11] 1988 г. по настоящее время
ОК-ТВА
7M
0.15
Структурное испытание Парк Горького, Москва, Россия 2010 55 ° 43'44 "N 37 ° 35'49" E  /  55,72876 ° N 37,59688 ° E  / 55,72876; 37,59688  ( ОК-ТВА (1995 г. - июль 2014 г.) ) ; использовать историю 1995 г. по июль 2014 г. Служил аттракционом, небольшим рестораном и хранилищем для велосипедов как часть ныне несуществующего парка развлечений на этом месте.
За павильоном 20, примерно в 250 метрах к югу от ракеты Восток , ВДНХ /ВВТ (Всероссийский выставочный центр) 2014 55 ° 49'56 "N 37 ° 37'22" E  /  55,83219 ° N 37,62291 ° E  / 55,83219; 37,62291  ( ОК-ТВА (с июля 2014 г. по настоящее время) ) ; использовать историю с июля 2014 г. по настоящее время Переехал на ВДНХ 5 июля 2014 г., собран к 21 июля. [62] [63] Приобретение шаттла является частью реконструкции ВДНХ.

0.08
Компоненты, используемые для статических термических и вакуумных испытаний Выездная экспозиция в Клинической больнице № 83 ФМБА на Ореховом бульваре в Москве 2012 55 ° 37'05 "N 37 ° 45'52" E  /  55,618 ° N 37,76448 ° E  / 55,618; 37,76448  ( 8M (с 24 апреля 2011 г. по настоящее время) ) с 24 апреля 2011 г. по настоящее время
Безымянный Деревянная модель аэродинамической трубы, масштаб 1/3. Аэропорт Раменское под Москвой, Россия, фотография 2013 года. 2013 [64] до 2013 года Разрушен в 2013 году или позже. Снято в международном аэропорту Жуковский Александром Макиным.
[ редактировать ]
Имя Функция Изображение Дата строительства Текущий статус [65]
БОР-4 Подмасштабная модель спирального космического самолета 1982–1984 Модель спирального космического самолета в масштабе 1:2. 5 запусков. НПО Молния, Москва.
БОР-5 («Космос») Суборбитальное испытание модели Бурана в масштабе 1/8. 1983–1988 Произведено 5 пусков, ни один из них не был повторен, но как минимум 4 восстановлены. НПО Молния, Москва.
Модели аэродинамической трубы Масштаб от 1:3 до 1:550. построено 85 моделей; см. безымянную тестовую статью в таблице выше.
Газодинамические модели Масштаб от 1:15 до 1:2700.

Возможности возрождения

[ редактировать ]

Со временем несколько учёных попытались возродить программу «Буран», особенно после космического корабля «Колумбия» катастрофы . [66]

Закрытие в 2003 году американских космических кораблей заставило многих задуматься о том, «Энергия» или шаттл «Буран». можно ли вернуть в строй ракету-носитель [67] К тому времени, однако, все оборудование для обоих (включая сами машины) пришло в негодность или было перепрофилировано после того, как вышло из употребления после распада Советского Союза .

В 2010 году директор Московского Центрального машиностроительного института заявил, что программа «Буран» будет пересмотрена в надежде на возобновление аналогичной конструкции пилотируемого космического корабля с испытательными запусками ракет уже в 2015 году. [68] Россия также продолжает работу над ППТС , но отказалась от программы «Клипер» из-за разногласий со своими европейскими партнерами. [69]

Из-за вывода из эксплуатации американского космического корабля "Шаттл" в 2011 году и необходимости создания корабля типа STS для завершения строительства Международной космической станции некоторые американские и российские ученые обдумывали планы возможного возрождения уже существующих шаттлов "Буран" на борту "Бурана". программу, а не тратить деньги на совершенно новое ремесло и ждать, пока оно будет полностью разработано [66] [67] но планы не осуществились.

В ноябре 2013 года, к 25-й годовщине полета «Бурана», Олег Остапенко новый глава Роскосмоса предложил новую тяжелую ракету-носитель построить для российской космической программы. Ракета будет предназначена для размещения полезной нагрузки массой 100 тонн (220 000 фунтов) на базовой низкой околоземной орбите и, по прогнозам, будет основана на технологии ракеты-носителя «Ангара» . [70]

Транспортные средства

[ редактировать ]

Ракета-носитель «Энергия»

[ редактировать ]
Свободная перспективная визуализация Energia с несколькими углами и человеком (1,76 м) в качестве масштаба.

Энергия ( русский : Энергия , латинизированное : Энергия , букв. «Энергия»; ГРАУ 11К25) — сверхтяжелая ракета-носитель 1980-х годов . Он был разработан НПО «Энергия» Советского Союза в рамках программы «Буран» для различных полезных нагрузок, включая космический корабль «Буран» . Основным предприятием-разработчиком системы управления стало Хартронское НПО «Электроприбор». [71] [72] На «Энергии» использовались четыре навесных ускорителя, каждый из которых приводился в действие четырехкамерным двигателем РД-170 , работающим на керосине / LOX , и центральная ступень с четырьмя однокамерными двигателями РД-0120 (11Д122), работающими на жидком водороде / LOX. [73]

Ракета-носитель имела два функционально различных варианта эксплуатации: «Энергия-Полюс» — начальная испытательная конфигурация, в которой система «Полюс» использовалась как завершающая ступень, предназначенная для вывода полезной нагрузки на орбиту, и «Энергия-Буран» — [74] в котором орбитальный корабль «Буран» был полезной нагрузкой и источником импульса выведения на орбиту.

Ракета-носитель могла вывести около 100 тонн на низкую околоземную орбиту , до 20 тонн на геостационарную орбиту и до 32 тонн по транслунной траектории на лунную орбиту . [75]

Ракета-носитель совершила всего два полета, прежде чем была снята с производства. [76] [74] С 2016 года предпринимаются попытки возродить ракету-носитель, повторно используя обновленную версию ее разгонного двигателя в ракете «Союз-5» .

Орбитальный шторм

[ редактировать ]
Буран на Ан-225 на Парижском авиасалоне 1989 года.
Buran ( Russian : Буран , IPA: [bʊˈran] , что означает «Метель» или «Метель»; ГРАУ, Индекс серийный номер : 11Ф35 1К, конструктивный номер: 1.01) был первым космическим самолетом , произведенным в рамках советско-российской программы «Буран». «Буран» совершил один беспилотный космический полет в 1988 году и был разрушен в 2002 году из-за обрушения ангара-хранилища. [77] Орбитальные аппараты класса «Буран» использовали одноразовую ракету «Энергия» сверхтяжелую ракету-носитель . Помимо описания первого действующего советско-российского орбитального корабля-челнока, «Буран» также был обозначением всего проекта советско-российского космического самолета и его летных изделий, которые были известны как «орбитальные аппараты класса Буран».

Антонов Ан-225 Мрия

[ редактировать ]
Ан-225 в ливрее 2009–2022 гг.

Антонов Ан-225 Мрия ( украинский : Антонов Ан-225 Мрія , букв. «мечта» или «вдохновение»; отчетное название НАТО : Казак) — стратегический грузовой самолет , разработанный и произведенный ОКБ Антонова в Советском Союзе .

Первоначально он был разработан в 1980-х годах как увеличенная версия авиалайнера Ан-124 специально для перевозки Буран» космического корабля « . 21 декабря 1988 года Ан-225 совершил свой первый полет ; был построен только один самолет, хотя частично был построен второй планер немного другой конфигурации. После непродолжительного использования в советской космической программе самолет был законсервирован в начале 1990-х годов. На рубеже веков было решено отремонтировать Ан-225 и вновь ввести его в коммерческую эксплуатацию, перевозя негабаритную полезную нагрузку для оператора « Авиалиний Антонова» . Было сделано множество объявлений о потенциальном завершении строительства второго планера, хотя его строительство в основном было приостановлено из-за отсутствия финансирования. Сообщается, что к 2009 году его завершенность была доведена до 60–70%.

При максимальной взлетной массе 640 тонн (705 коротких тонн) Ан-225 установил несколько рекордов, в том числе самый тяжелый самолет из когда-либо построенных и самый большой размах крыльев среди всех действующих самолетов. Его обычно использовали для перевозки объектов, которые раньше считалось невозможными для перемещения по воздуху, таких как 130-тонные генераторы, лопасти ветряных турбин и дизельные локомотивы . Кроме того, как китайские, так и российские официальные лица объявили об отдельных планах по адаптации Ан-225 для использования в своих космических программах. «Мрия» неизменно привлекала высокий общественный интерес, приобретая поклонников по всему миру благодаря своим размерам и уникальности.

Единственный достроенный Ан-225 был уничтожен в бою за аэропорт Антонов в 2022 году во время вторжения России на Украину . Президент Украины Владимир Зеленский заявил о планах достроить второй Ан-225 взамен уничтоженного самолета.

Жидкостный ракетный ускоритель «Энергия»

[ редактировать ]
Ракета «Зенит-2» ( Байконур , 10 декабря 2001 г.)

Зенит ( украинский : Зенит , русский : Зени́т ; что означает «Зенит» ) — семейство космических ракет-носителей, разработанное конструкторским бюро «Южное» в Днепре , Украина , которое тогда было частью Советского Союза . Первоначально «Зенит» был построен в 1980-х годах для двух целей: как жидкостный ускоритель для ракеты «Энергия» и, оснащенный второй ступенью, как автономная ракета-носитель среднего веса с полезной нагрузкой, превышающей 7 тонн «Союза » , но меньшей. чем 20-тонная полезная нагрузка « Протона» . Последнее семейство ракет, разработанное в СССР, «Зенит» было задумано как возможная замена устаревшим семействам «Союз» и «Протон», и в нем будет использоваться топливо, которое было более безопасным и менее токсичным, чем смесь тетроксида азота и НДМГ «Протона». Планировалось, что «Зенит» возьмет на себя запуск пилотируемых космических кораблей с «Союза», но от этих планов отказались после распада Советского Союза в 1991 году.

Многие компоненты ракет «Зенит» производились в России. Украинская космическая отрасль была тесно интегрирована с российской из-за ее советского наследия, но это сотрудничество было прервано российско -украинской войной, начавшейся в 2014 году, что фактически привело к перерыву в программе «Зенит». [78] Последующее российское вторжение в Украину в 2022 году привело к повреждению производственных мощностей ракеты из-за российских ракетных ударов, а то, что уцелело от этих ударов, было переключено на производство военного оружия. [79]

"Зенит-3SL" был запущен с помощью плавучей стартовой платформы консорциума " Морской старт " в Тихом океане , а "Зенит-2" - с космодрома Байконур в Казахстане . Двигатели РД-171М первой и второй ступеней «Зенита», а также разгонный блок ракеты «Зенит-3SL» были поставлены Россией. Усовершенствованная ракета «Зенит-3SLБ» использовалась для коммерческих запусков с космодрома Байконур начиная с апреля 2008 года под названием « Наземный старт» . [80]

Зенит-3SL запускался 36 раз, 32 успешных, один частичный и три неудачных. Первая неудача, запуск построенного Хьюзом спутника связи, принадлежащего ICO Global Communications , произошла во время второго коммерческого запуска 12 марта 2000 года, и виной тому была ошибка программного обеспечения, которая не смогла закрыть клапан на втором этапе запуска. ракета. Вторая авария произошла 30 января 2007 года, когда ракета взорвалась на стартовой платформе «Одиссей» через несколько секунд после зажигания двигателя. Находившийся на борту спутник связи НСС-8 был уничтожен. [81]

24 сентября 2011 года «Зенит-3SL» успешно стартовал с стартовой платформы «Одиссей» в рамках обновленного «Морской старт» проекта РКК «Энергия» , мажоритарным акционером которого является . Ракета доставила европейский спутник связи Atlantic Bird 7 на запланированную орбиту. 1 февраля 2013 года еще один «Зенит-3SL» вышел из строя при запуске спутника Intelsat 27 . [82]

«Энергия-Буран» и американский космический корабль «Шаттл»

[ редактировать ]
Сравнение «Союза», «Шаттла» и «Энергии-Бурана»
Сравнение с космическим шаттлом

Сравнение с космическим шаттлом НАСА.

[ редактировать ]

Поскольку дебют «Бурана » последовал за дебютом космического корабля «Колумбия » и поскольку между двумя системами шаттлов было поразительное визуальное сходство (положение дел, которое напоминало сходство между Ту-144 и «Конкорд» сверхзвуковыми авиалайнерами ), многие предполагали, что «Холод» Военный шпионаж сыграл свою роль в разработке советского шаттла. Несмотря на заметное внешнее сходство, существовало множество ключевых различий, что позволяет предположить, что, если бы шпионаж был фактором в разработке «Бурана » , он, вероятно, был бы в форме внешней фотографии или ранних конструкций планера. Администратор НАСА Джеймс К. Флетчер заявил, что «Буран» был основан на отвергнутом проекте НАСА. [83] См. раздел § «Разработка программы» выше.

Ключевые различия между системой «Энергия-Буран» и космическим кораблем НАСА

[ редактировать ]
  • В отличие от ускорителей «Спейс шаттл», каждый из четырех ускорителей «Энергии» имел собственную систему наведения, навигации и управления. [84] Известные как «Зенит-2» , они использовались в качестве самостоятельных ракет-носителей для доставки меньшей полезной нагрузки, чем те, которые требуют полной системы «Энергия-Буран».
  • «Энергия» могла быть сконфигурирована с четырьмя, двумя или без ускорителей для других полезных нагрузок, кроме «Бурана», и в полной конфигурации могла вывести на орбиту до 100 метрических тонн. [75] Орбитальный корабль «Спейс Шаттл» был неотъемлемой частью его стартовой системы и был единственной полезной нагрузкой системы.
  • «Энергии» Четыре ускорителя использовали жидкое топливо ( керосин / кислород ). Два ускорителя космического корабля "Шаттл" использовали твердое топливо. [85]
  • Ракеты-носители на жидком топливе не были построены в сегментах, уязвимых для утечки через уплотнительные кольца, что привело к разрушению « Челленджера» . [ нужна ссылка ]
  • Четыре ракеты-носителя «Энергии» были спроектированы так, чтобы их можно было восстанавливать после каждого полета. [9] [ оспаривается обсуждаем ] хотя они не были обнаружены во время двух эксплуатационных полетов "Энергии". Ускорители космического корабля "Шаттл" были восстановлены и использованы повторно.
  • «Буран » В эквиваленте системы орбитального маневрирования космического корабля использовалось топливо GOX / LOX / керосин с меньшей токсичностью и более высокими характеристиками ( удельный импульс 362 секунды (3,55 км / с) с использованием турбонасосной системы). [86] работающие под давлением чем двигатели OMS с монометилгидразином и тетроксидом динитрогена, .
  • «Буран» был спроектирован так, чтобы иметь возможность как пилотируемого , так и полностью автономного полета, включая посадку. Позднее «Спейс шаттл» был модернизирован с возможностью автоматической посадки , впервые совершив полет через 18 лет после «Бурана» на STS-121 , но система предназначалась для использования только в непредвиденных случаях. [87] [ оспаривается обсуждаем ]
  • Носовое шасси располагалось гораздо дальше назад по фюзеляжу, а не прямо под средней палубой, как в космическом шаттле НАСА. [ нужна ссылка ]
  • Буран мог поднять на орбиту 30 метрических тонн в своей стандартной конфигурации, что сопоставимо с первоначальными 27,8 метрическими тоннами раннего космического корабля "Шаттл". [88] [89] [ оспаривается обсуждаем ]
  • Буран может вернуть с орбиты 20 тонн [90] [91] против 15 тонн космического корабля "Шаттл".
  • Буран включил тормозной парашют , [92] Изначально у «Спейс шаттла» этого не было, но позже он был модернизирован, чтобы включить его.
  • « Подъёмная сила Бурана» составляет 5,6. [93] по сравнению с дозвуковым L/D 4,5 для космического корабля "Шаттл". [94]
  • «Буран» и «Энергия» были доставлены на стартовую площадку горизонтально на железнодорожном транспортере, а затем установлены и заправлены топливом на стартовой площадке. [95] [96] [97] Шаттл транспортировался вертикально на гусеничном транспортере с загруженными твердотопливными ускорителями, но заправка основного бака осуществлялась на стартовой площадке. [98]
  • Буран был предназначен для перевозки экипажа до десяти человек, Шаттл перевозил до восьми человек в самой большой миссии с экипажем, обычно от пяти до семи человек в большинстве миссий. [99] и мог бы нести до одиннадцати человек в случае чрезвычайной ситуации (например, в неначавшейся спасательной операции STS-400 ). [89] [100]
  • Нижняя часть Бурана имеет другую схему углеродно-углеродной нагревательной плитки. [90] в котором все зазоры между нагревательными плитками параллельны или перпендикулярны направлению воздушного потока через орбитальный аппарат. [101]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Воздушно-космический Корабль [Воздушно-космический корабль] (PDF) (на русском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 20 марта 2006 года . Проверено 2 июня 2015 г.
  2. ^ Jump up to: а б Харви, Брайан (2007). Возрождение российской космической программы: 50 лет после «Спутника», новые рубежи . Спрингер. п. 8. ISBN  978-0-38-771356-4 . Архивировано из оригинала 24 июня 2016 года . Проверено 9 февраля 2016 г.
  3. ^ Мечта о российском шаттле разбита крушением СССР . YouTube.com . Россия сегодня . 15 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2021 г. Проверено 16 июля 2009 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Виндрем, Роберт (4 ноября 1997 г.). «Как Советы украли космический челнок» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
  5. ^ Бетц, Эрик (4 декабря 2016 г.). «Изгой-один из реальной жизни: как Советы украли планы шаттлов НАСА» . Откройте для себя журнал .
  6. ^ Черток, Борис Евгеньевич (май 2009 г.). Сиддики, Асиф А. (ред.). Ракеты и люди, Том 3: Жаркие дни холодной войны (PDF) . Серия историй НАСА. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. ISBN  978-0-16-081733-5 . СП-2005-4110. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. .
  7. ^ «Антонов Ан-225 Мрия (Казак)» . theAviationZone.com . 2003. Архивировано из оригинала 25 сентября 2018 года . Проверено 1 июня 2015 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж Хендрикс и Вис 2007 .
  9. ^ Jump up to: а б Gubanov, Boris (1998). Triumf i tragediya Energii Триумф и трагедия „Энергии“ [ Триумф и трагедия, Энергия ]. Том. 3. Издательство Нижегородского института экономического развития. п. 33. ISBN  5-93320-002-6 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2019 года . Проверено 11 марта 2021 г.
  10. ^ Зак, Анатолий (20 ноября 2008 г.). «Буран – советский космический корабль » . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 7 декабря 2008 г.
  11. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 62.
  12. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 71.
  13. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 73.
  14. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 76.
  15. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 82.
  16. ^ Воробей, Джайлз (2009). Космический полет: полная история от Спутника до шаттла и далее . Издательство ДК. п. 215. ИСБН  9780756656416 .
  17. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 83.
  18. ^ «Аппарат БОР» . www.buran.ru . Архивировано из оригинала 13 июля 2020 года . Проверено 29 ноября 2020 г. .
  19. ^ Федотов В.А. "Создание планера орбитального космического корабля "Буран"" . Буран-Энергия.com . Архивировано из оригинала 26 ноября 2012 года . Проверено 22 января 2013 г.
  20. ^ Петрович, Василий. «ВМ-Т Атлант: Описание» . Буран-Энергия.com . Архивировано из оригинала 25 января 2013 года . Проверено 22 января 2013 г.
  21. ^ Гебель, Грег. «Антоновские гиганты: Ан-22, Ан-124 и Ан-225 - Антонов Ан-225 Мрия («Казак»)» . Airvectors.net . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  22. ^ Гебель, Грег. «Постскриптум: Другие шаттлы - Советская программа шаттлов «Буран»» . Vectorsite.net . Архивировано из оригинала 11 декабря 2011 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  23. ^ "Системное и прикладное программирование" [System and application programming]. 50th Anniversary of Institute for Applied Mathematics. Keldysh Institute of Applied Mathematics. 2004. Archived from the original on 14 September 2013 . Retrieved 24 March 2015 .
  24. ^ "Отдел программных комплексов" [Department of software systems]. Keldysh Institute of Applied Mathematics. Archived from the original on 5 September 2011 . Retrieved 26 March 2015 .
  25. ^ Kryukov, V. & Petrenko, A. (1996). Интегрированный подход к разработке крупных программных систем управления реального времени [ An integrated approach to the development of large software systems, real-time control ]. Индустрия программирования [Software industry]. Moscow. Archived from the original on 2 April 2015 . Retrieved 25 March 2015 .
  26. ^ «Производительность советского программного обеспечения: отдельные достижения в тяжелой борьбе» (PDF) . Центральное разведывательное управление. Май 1990 г. с. 7. SW 90-10029X. Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 года . Проверено 9 июля 2016 г.
  27. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 526.
  28. ^ Уэйд, Марк. «Мир ЛИИ-1» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 года . Проверено 15 ноября 2010 г.
  29. ^ Зак, Анатолий (7 апреля 2013 г.). «Центры: Байконур: Объекты «Энергия-Буран»: Зона 112» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 6 июля 2015 года . Проверено 2 августа 2016 г.
  30. ^ Петрович, Василий. «Конец приключения» . Буран-Энергия.com . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
  31. ^ Зак, Анатолий (7 апреля 2013 г.). «Центры: Байконур: Объекты «Энергия-Буран»: Зона 251» . RussianSpaceWeb.com . Архивировано из оригинала 25 февраля 2015 года . Проверено 2 августа 2016 г.
  32. ^ «УАОН» . Наши аэропорты . Архивировано из оригинала 17 августа 2016 года . Проверено 16 августа 2020 г. .
  33. ^ Зак, Анатолий (28 октября 2009 г.). «Центры: Байконур: Объекты «Энергия-Буран»: Сайт RussianSpaceWeb.com . из оригинала 9 августа. Архивировано Получено 2 августа.
  34. ^ Jump up to: а б Хендрикс и Вис 2007 , с. 349.
  35. ^ «Шаттл Буран» . НАСА.gov . 12 ноября 1997 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2006 года.
  36. ^ Бэрринджер, Фелисити (16 ноября 1988 г.). «Советский космический челнок выходит на орбиту и возвращается в беспилотном режиме» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 года . Проверено 23 ноября 2013 г.
  37. ^ РС (17 ноября 1988 г.). «Советский шаттл» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 3 октября 2015 года . Проверено 15 января 2013 г.
  38. ^ «Россия начинает амбициозный проект сверхтяжелой космической ракеты» . Космическая газета. 19 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 2 октября 2014 г.
  39. ^ "Циклограмма полета орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г." Buran.ru (in Russian). Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 15 August 2020 .
  40. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 356.
  41. ^ Черток, Борис Евгеньевич (январь 2005 г.). Сиддики, Асиф А. (ред.). Ракеты и люди, Том 1 (PDF) . Серия историй НАСА. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. п. 179. АСИН   B0075GLYQG . СП-2005-4110. Архивировано (PDF) из оригинала 29 марта 2020 г. Проверено 16 августа 2020 г. .
  42. ^ Лукашевич, Вадим. Экипажи "Бурана": Несбывшиеся планы Экипажи «Бурана»: Неосуществленные планы. Буран.ру (на русском языке). Архивировано из оригинала 17 июля 2006 года . Проверено 5 августа 2006 г.
  43. ^ Уэйд, Марк. «Ельцин отменяет проект Буран» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 30 июня 2006 года . Проверено 2 июля 2006 г.
  44. ^ Пол Маркс (7 июля 2011 г.). «Космонавт: советский космический шаттл был безопаснее НАСА» . Архивировано из оригинала 20 августа 2011 года . Проверено 25 августа 2017 г.
  45. ^ Уэйд, Марк. «Стыковочный модуль «Мир-Шаттл»» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 8 января 2010 года . Проверено 16 июля 2009 г.
  46. ^ «Многоразовый шаттл Буран» . www.russianspaceweb.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
  47. ^ Уайтхаус, Дэвид (13 мая 2002 г.). «Российские космические мечты оставлены» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года . Проверено 14 ноября 2007 г.
  48. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 388.
  49. ^ Петрович, Василий. «Буран-Энергия» . Архивировано из оригинала 5 сентября 2017 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
  50. ^ Зак, Анатолий. «Буран» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 20 февраля 2015 г.
  51. ^ Хендрикс и Вис 2007 , с. 87.
  52. ^ Jump up to: а б "Перегруз Бурана или последние дни 3 центра испытаний - YouTube" . YouTube .
  53. ^ Якопо Приско (21 ноября 2017 г.). «Два брошенных советских космических шаттла остались в казахской степи» . CNN . Проверено 24 марта 2021 г.
  54. ^ «Для восстановления «Бурана» придется построить специальный ангар» . 28 декабря 2021 г. Проверено 29 декабря 2021 г.
  55. ^ ru:ОК-ТВА
  56. ^ «Теплозащитный экран космического корабля «Буран» термочерная плитка в отличном состоянии» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года . Проверено 1 июня 2015 г.
  57. ^ «Космический челнок Буран» . Технический музей Шпейера. Архивировано из оригинала 6 октября 2014 года . Проверено 2 октября 2014 г.
  58. ^ Зак, Анатолий. «Многоразовый шаттл Буран» . Российская космическая паутина. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года . Проверено 22 февраля 2015 г. См. последнюю строку хронологии.
  59. ^ "Космический корабль "Буран" установят в детском центре в Сочи" . TASS.ru (in Russian). 16 June 2017. Archived from the original on 20 June 2017 . Retrieved 21 June 2017 .
  60. ^ "Макет легендарного орбитального корабля "Буран" готовится к отправке в учебный центр "Сириус" . Российская авиация. 29 июня 2017 года . Проверено 24 января 2019 г.
  61. ^ ru:ОК-ТВА
  62. ^ «Буран: заброшенный российский космический корабль» . Городские призраки СМИ. 30 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 23 августа 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  63. ^ «Перевозка шаттла в парк ВДНХ» . Буран-Энергия.com . Архивировано из оригинала 14 июля 2017 года . Проверено 21 июня 2017 г.
  64. ^ Макин, Александр (11 октября 2013 г.). «Его больше нет. Деревянная аэродинамическая модель Бурана в масштабе 1:3 находится на углу аэродрома Жуковский» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 24 января 2019 г.
  65. ^ «Энергия-Буран: Где они сейчас» . K26.com . Архивировано из оригинала 19 мая 2006 года . Проверено 5 августа 2006 г.
  66. ^ Jump up to: а б Берч, Дуглас (5 февраля 2003 г.). «На российскую космическую программу возложена новая ответственность» . Балтимор Сан . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 17 октября 2008 г.
  67. ^ Jump up to: а б Оберг, Джеймс (10 июня 2005 г.). «Россия готова возглавить космическую станцию» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 16 июля 2009 г.
  68. ^ «Россия рассмотрит свой проект космического корабля» . Синьхуа . 28 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2012 года . Проверено 28 июля 2010 г. - через Space Daily.
  69. ^ «Советский космический челнок может спасти НАСА» . Current.com. 31 декабря 2008 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2012 г. Проверено 15 июля 2009 г.
  70. ^ «Россия запускает амбициозный проект сверхтяжелой космической ракеты» . Космическая газета . 19 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2013 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
  71. ^ Кривоносов, Хартрон: Компьютеры для систем наведения ракет.
  72. ^ Системы управления межконтинентальными баллистическими ракетами и ракетами-носителями. Архивировано 5 февраля 2010 г. в Wayback Machine.
  73. ^ Российская космическая сеть, страница Энергии . По состоянию на 21 сентября 2010 г.
  74. ^ Jump up to: а б Барт Хендрикс; Берт Вис (2007). Энергия-Буран: советский космический корабль . Springer Science & Business Media. ISBN  978-0-387-73984-7 .
  75. ^ Jump up to: а б «Ракета-носитель Энергия» . РКК "Энергия" . Архивировано из оригинала 27 июня 2021 года.
  76. ^ Б. Хендрикс, «Происхождение и эволюция семейства ракет «Энергия», J. British Interplanetary Soc., Vol. 55, стр. 242–278 (2002).
  77. ^ Зак, Анатолий (25 декабря 2018 г.). «Многоразовый орбитальный корабль «Буран» . Российская космическая паутина . Проверено 28 июня 2019 г.
  78. ^ Боднер, Мэтью (6 июня 2016 г.). «Как аннексия Крыма нанесла ущерб космической программе Украины» . Космические новости . Проверено 2 апреля 2024 г.
  79. ^ Пултарова, Тереза ​​(27 августа 2023 г.). «Утраченные партнерства разрушают космический сектор Украины быстрее, чем российские ракеты, - говорит бывший руководитель космического пространства» . Space.com . Проверено 2 апреля 2024 г.
  80. ^ «Руководство пользователя по наземному запуску, редакция B» (PDF) . Космические международные службы. 1 октября 2014 г. Архивировано из оригинала (PDF) 25 июня 2016 г. . Проверено 8 февраля 2015 г.
  81. ^ Харви, Брайан (2007). Возрождение российской космической программы . Чичестер, Великобритания: Praxis. стр. 167–175.
  82. ^ Бергин, Крис (1 февраля 2013 г.). «Морской старт Зенит 3SL со спутником Intelsat 27 вышел из строя во время полета первой ступени» . NASASpaceflight.com . Проверено 1 февраля 2013 г.
  83. ^ Вайс, Гас В. (1996). «Прощальное досье: обман Советов – операция по обману» . Исследования в области разведки . 39 (5). Центральное разведывательное управление . Архивировано из оригинала 27 октября 2019 года . Проверено 8 августа 2012 г.
  84. ^ "Первая ступень ракеты-носителя "Энергия" " . Буран.ру . Retrieved 15 July 2022 .
  85. ^ «Космический челнок: твердотопливные ракетные ускорители» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 6 апреля 2013 года . Проверено 16 октября 2010 г.
  86. ^ Lukashevich, Vadim. "Объединенная двигательная установка (ОДУ)" [Joint Propulsion System (JPS)]. Buran.ru . Archived from the original on 20 November 2013 . Retrieved 21 November 2013 .
  87. ^ Малик, Тарик (29 июня 2006 г.). «Шаттл для перевозки инструментов для ремонта и дистанционного управления посадкой» . Space.com . Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
  88. ^ Уэйд, Марк. «Шаттл» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Проверено 20 сентября 2010 г.
  89. ^ Jump up to: а б Скотт, Джефф (5 февраля 2007 г.). «Советский космический корабль «Буран» . Aerospaceweb.org . Архивировано из оригинала 7 декабря 2006 года . Проверено 16 октября 2004 г.
  90. ^ Jump up to: а б «Орбитальный корабль Буран» . Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 29 ноября 2020 г. .
  91. ^ «Буран» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 2 июля 2019 года . Проверено 28 июня 2019 г.
  92. ^ "Шасси (посадочные устройства) орбитального корабля "Буран" (11Ф35)" [Buran landing gear]. Buran.ru (in Russian) . Retrieved 15 July 2022 .
  93. ^ Mirovai︠a︡ pilotiruemai︠a︡ kosmonavtika : istorii︠a︡, tekhnika, li︠u︡di . I︠U︡. M. Baturin, I. B. Afanasʹev. Moskva: RTSoft. 2005. ISBN  5990027125 . OCLC   1256536142 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  94. ^ Чаффи, Норман, изд. (1985). Техническая конференция по космическим шаттлам, часть 1 . НАСА. п. 258. N85-16889. Архивировано из оригинала 9 ноября 2016 года . Проверено 7 июля 2017 г.
  95. ^ «Буран — первый российский шаттл» . Englishrussia.com . 14 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 23 августа 2012 г. Проверено 21 августа 2012 года .
  96. ^ «Русские ракеты» . Марсианское общество . Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  97. ^ «6 заброшенных мегамашин: гигантские самолеты, транспортеры космических шаттлов и многое другое» . Городские призраки . 26 января 2011 года. Архивировано из оригинала 24 августа 2012 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  98. ^ Сэндс, Джейсон (май 2007 г.). «Дизельный челночный транспорт НАСА - Гусеничный корабль» . Дизельная мощность . Архивировано из оригинала 6 ноября 2014 года . Проверено 21 августа 2012 года .
  99. ^ Уилсон, Джим. «НАСА — Основы шаттлов» . www.nasa.gov . Проверено 16 января 2023 г.
  100. ^ Чеккаччи, Энтони Дж.; Дай, Пол Ф. (12 июля 2005 г.). «Поддержка экипажа шаттла в чрезвычайных ситуациях (CSCS) / Справочник по спасательным полетам» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 1 марта 2016 г. Проверено 9 сентября 2014 г.
  101. ^ "Раскрой плиток" . www.buran.ru . Archived from the original on 30 April 2020 . Retrieved 29 November 2020 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ee230274fae8c9bbac296e4dfb2464c__1722726720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/4c/8ee230274fae8c9bbac296e4dfb2464c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Buran programme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)