Yuuraaaraay
| |
---|---|
Регионы со значительным населением | |
Северо-западный Новый Южный Уэльс, Австралия | |
Языки | |
|
Yuwaalaraay Нового , также написал Euahlayi , Euayelai , Eualeyai , Ualarai , Yuwaaliyaay и Yuwallarai , являются аборигеном австралийского народа северо-западного Южного Уэльса .
Имя и язык
[ редактировать ]Этноним -араай Yuwaalray вытекает из своих слов для «нет», к какой форме комбината суффикса , прикреплена -ияй/аяай/ . [ 1 ] [ А ]
В то время как Остланг цитирует Euahlayi, Ualarai, Euhahlayi и Juwalarai в качестве синонимов языка Gamilaraay в более ранних источниках, [ 3 ] Более поздние источники предполагают различные различия. Yuwaallara - один из шести диалектов или языков Gamillare.
словам Роберта М.В. Уаларай язык вирудхурический , - По Диксона [ 4 ] Yuwaalray Destguving различные виды Gamiraray, рассказывая К. Лангло Паркеру :
С нами, Byamee название не получено от глагола, чтобы сделать, который находится Gimberleegoo ; Создатель, Гимберла -это слово также используется в племенах Камилару , некоторые из которых находятся в пределах ста пятьдесят миль от нас. Но Камилару, который, как знал Ридли, находятся в трех и четырехсостах миль, поэтому язык, несомненно, будет иметь различия; На нашем языке Euahlayi есть только несколько из тех же слов, что и Kamilaroi. [ 5 ]
Сама Паркер работала в основном с определенной подгруппой Юваалараей, Нхунгабаррой , чье имя клана происходит от слова Нхунга (« Курраджонг Дерево »). [ 6 ]
Страна
[ редактировать ]Традиционные земли Юваалараей протянулись примерно на 4600 квадратных миль (12 000 км 2 ) Он находится на реке Нарран и из водно -болотных угодий Нарран ( Терева ) до ангел, недалеко от границы Квинсленда. Это берет Уолгетт на юго -восток. Пробегая на юго -запад, он простирается от рек Бирри и Бохара до Брюаррины . Западная граница находится между реками Калгоа и Бирри. [ 2 ]
Страна Yuwaalaraay довольно сухая даже в течение зимы, что позволило более длительно собирать и сохранение семян в качестве пищевого ресурса. [ 7 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Юваалараей организованы с точки зрения матрилинейного происхождения . [ 8 ]
Экономика
[ редактировать ]Они были протоаглельщиками , которые использовали пастбища в своем районе, собирая продукты для хранения, практика (называемая в целом Konakandi или «навозное пищу») [ B ] также найдены среди нескольких других племен, таких как Илиаура и Ватджарри . Избыток хранился ( Yarmmara , «хранение») в пещерах, что позволяло женщинам освободить свое время, поскольку существование резервов облегчило их необходимость собираться в съедобных продуктах питания каждый день. [ 9 ]
Женщины и мужчины работали в урожай. Женщины отбрасывали травы головами своими ушами, все еще зелеными, чтобы их можно было сложить в корпусе кисти, который затем был подстрекачен. Семена были выиграны, перемешивая через кучу длинными палочками и собрались на шкурах опоссума. Затем мужчины заняли пост в виде порогов, разделяя шелуху, попеременно избивая, а затем штампование семян, проложенных в два отверстия, на прямоугольном месте на другом круге. Затем изысканный продукт подвергся дальнейшему очистке, используя Wiri , «кора блюда» и Джуббил . Полученный семенный стук затем упаковал в мешки с кожей, когда -то вырвавшись из хранения, семена готовили путем измельчения, с добавлением воды, на мельницах Dajuri и готовили пирожные на пепел. [ 8 ] Метринг также был сделан с шашеном, Джамара , Джамара , [ C ] Слово, которое также означало само фрезерованное семя. [ 8 ] [ 10 ] Coolibah Eucalypts дали ветви, которые были сложены на твердой земле, и оставляли высохнуть, пока они не дали семя, которое затем было вырублено. [ 11 ]
Мифология
[ редактировать ]Отчеты о системах убеждений аборигенов часто вызывали противоречия по поводу того, понимали ли аборигены австралийцы о природе зачатия или признали ли они высшее божество, один из критериев того, как пропагандируется тип цивилизации западный колониализм. Некоторые утверждали, что они сделали, подписываясь на веру в Байам . Эндрю Лэнг спросил миссис Паркер, каково было видно Юваалараей в отношении этого. Ей сказали, что их слово «всевидящий дух» был Нуррулубуру , и для «все слуха», Виннанулбуру . Что касается Baiame , ( Byamee ) это означало бурули -евро («Большой человек»), один с названиями тотема для каждой части его тела, до каждого пальца и пальца. После отъезда он распределял свои тотемные атрибуты всем, что они взяли бы от своей матери, так что брак был запрещен для людей с одной и той же матерью (тотем). [ 5 ] [ D ] Он жил в своем лагере Скай со своим сыном Байлой Беррой . [ 12 ] У него была земная подчиненная гаянди [ E ] который был церемониальным надзирателем за тайнами племенного посвящения. [ 13 ]
Уильям Ридли победил старшего по имени Иппай Набанаван (Динун) [ f ] из племени гинги , известного среди белых как король Рори, рассказать о легендах своего племени относительно небосвода. Место разговоров вечером 10 июля в Гинги. Ippai Dinawan был идентифицирован как вероятный старейшина Yuwaalararaay. [ 14 ]
Вечер был прекрасно ясен. Были видны три планеты: Венера, Зиндигиндоер (в Гандамине, на Намои , Венера называется Боян-Гуммер ; выше, это гуну ); Марс, Гумба (жир); Сатурн, Узгул (маленькая птица). Млечная сторона называется Worambul (общее слово, обычно пишено колонистами [как] Warrambool ), водяным каналом с рощей, изобилующей едой, цветами, фруктами и всем, что желательно. Для этого Worambul души хорошего подъема, когда их тела привержены могиле, и они должны быть осведомлены в некоторой степени из того, что происходит на Земле, и даже иметь силу, чтобы помочь своим собратьям ниже при обращении. Ибо, когда мистер Спарке пообещал королю Рори отвезти его на гонки, если дождь прекратится, и продолжение дождя угрожало разочаровать надежды Рори, он обратился к своим ушедшим друзьям в Млечном пути, порезав кусочки коры и здесь и Там и бросить их на землю и плакать пу-а-пу-а-а , пока черные стипендиаты выше не остановили дождь и так позволили ему пойти на гонки. Этот способ получить прекрасную погоду, он говорит, что узнал от своих отцов.
называется Южный крест Zŭŭ ( кустарник, называемый нашими колонистами чайным деревом ); Темное пространство у подножия креста называется Ga-ergi (emu)-птица сидит под деревом. Две яркие звезды [ Альфа и Бета -Центаври ], указывающие на крест, являются Муррай (какаду). Магеллановые облака - два Булалаги (родные спутницы). Canopus - Wunmba (глупый или глухой): кажется странным, что звезда, которую арабы считают глазом Божественного Величества, должна быть назначена таким образом; Но, возможно, сама красота звезды, заманчивая людей на помощь, которая не была предоставлена, спровоцировала их, чтобы вызвать очарование, который не слушал бы свои просьбы от этого убедительного имени. Звезда справедливо на вид, но « Вумба » к молитвам Мурри. Антарес - Гуддар (ящерица). В хвосте скорпиона две яркие звезды по всему Млечному пути называют гигериги (маленькие зеленые попугаи) Длинное темное пространство между двумя ветвями Млечной стороны возле Скорпиона называется Wurrawilbūrū (демон). S-образная линия звезд между Северная корона и Скорпион называются Mundëwur , то есть вырезы, вырезанные в спиральной форме на стволе дерева, чтобы позволить черному парню подняться. Главная звезда в павлине называется Мургу ( ночная кукушка ). Корона, четыре звезды, называются Бундаром (кенгуру); FOMALHAUT - GANI (небольшая игуана); Spica virginis - Gurie (маленький гребень); Плеяды - Уорруру . (пчелиновые значения) В Gundamine, на Namoi, Pleiades называют Gindemar ; Выше реки, в Бурбургате, это созвездие называется Диндимой (женщина), а Hyades giwīr (мужчина).
Сириуса называют Зазари в Бурбургейте; Arcturus - Guenmbila , также Guebilla (ярко -красный); Северная корона- муллион Wollai (лагерь или гнездо орлов), когда это созвездие, которое больше похоже на гнездо, чем корона, примерно на север на меридиане. Альтаир , главная звезда в Аквиле , поднимается и называется Mullion-GA (орел в действии)-он появляется, чтобы наблюдать за гнездом. Вскоре после этого ее более величественный партнер, Вега , поднимается и также называется Mullion-GA . Все видение гнезда и королевских птиц, поднимающихся, чтобы охранять своих молодых, достойно места среди древних мифов о астрономии. [ 15 ]
Альтернативные имена
[ редактировать ]По словам Тиндейла: Тиндейл, 1974 , с. 199
- Брюрана
- Гинги (название станции над рекой от Уолгетта)
- Юлия, Юя, Ювакия.
- Wallarai, Wolleroi, Walleri, Woleroi, Wollaroi
- Йовалри, Юолари, Еуахлайи, Юйлри, Юхлайи
- Yualai, Yualei, Yerraleroi
- Yualarai, Yualloroi, Yowaleri, Uollaroi, Youallerie, Yualari
Некоторые слова
[ редактировать ]- Wirrinun , («Мудрый народ», а именно, любой мужчина или женщина, одаренная духовной силой.) [ 12 ]
- Вонго , ("Нет"). [ 2 ]
Некоторые современные термины, разделенные с докладчиками Gamilaraay: [ 16 ]
- Дхимбха (овцы, возможно, из Jumbuck )
- Миламбарай (молочная корова, из Милама , заимствованная из английского «молока»).
- Вамба (белый человек, заимствованный из прилагательного Вангаайбуван, знаменитости «некрасивый вид», ссылаясь также на существо, дьявол дьявол)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Норман Тиндейл утверждал, что имя, транскрибированное ранее, когда Уаларай пришел из слова для «да» ( u'al/wol/wal ). [ 2 ] Этот ваал , вероятно, короткая форма Юваала . ( Giacon 2014 , стр. 3)
- ^ Племенный термин западной пустыни, от Коны , «навоз» и Канди , «Овощ», в отличие от кока («мясо»). ( Tindale 1974 , p. 102)
- ^ Джамара был словом, заимствованным диффузией у Гарра , который проживает 1400 километров (900 миль) на севере. ( Tindale 1974 , p. 105)
- ^ источник Их ( Parker & Lang 1898 , с. 492)
- ^ Совместно с дарамулуном среди Gamilaraay и Wiradjuri ( Parker & Lang 1898 , p. 494)
- ^ « Иппай, являющийся одним из классов брака в Юахлаи, и Динун, являясь написанием Ридли нынешнего Дхинавана , которое является именем эму в Камиларии/Эуахлайи, и был [Иппай Динаван], поэтому он должен был быть осведомлен об эму». ( Fuller et al. 2014 , p. 173)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Giacon 2014 , p. 3
- ^ Jump up to: а беременный в Тиндейл 1974 , с. 199.
- ^ "D23: Gamilaraay / Gamilaroi / Kamilaroi" . AIATSIS Collection . 26 июля 2019 года . Получено 11 сентября 2020 года .
- ^ Диксон 2002 , с. XXXIV.
- ^ Jump up to: а беременный Parker & Lang 1898 , p.
- ^ Giacon 2014 , p. 1
- ^ Тиндейл 1974 .
- ^ Jump up to: а беременный в Тиндейл 1974 , с. 105
- ^ Tindale 1974 , с. 56, 99.
- ^ Parker 1905 , с. 105, 118, 144.
- ^ Тиндейл 1974 , с. 106
- ^ Jump up to: а беременный Parker & Lang 1898 , p.
- ^ Parker & Lang 1898 , с. 493–494.
- ^ Fuller et al. 2014 , с. 173.
- ^ Ридли 1873 , с. 273–274.
- ^ Giacon 2014 , p. 9
Источники
[ редактировать ]- Диксон, RMW (2002). Австралийские языки: их природа и развитие . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-47378-1 .
- Фуллер, Роберт С.; Андерсон, Майкл Г.; Норрис, Рэй П.; Труджетт, Мишель (март 2014 г.). «Знание неба эму о народах Камиларо и Еуахлайя» . Журнал астрономической истории и наследия . 17 (2): 171–179. Arxiv : 1403.0304 . Bibcode : 2014Jahh ... 17..171f . doi : 10.3724/sp.j.1440-2807.2014.02.04 .
- Джакон, Джон (октябрь 2014 г.). Грамматика Юваалараай и Гамилараай: описание двух языков Нового Южного Уэльса на основе 160 лет записей (кандидатская диссертация). Австралийский национальный университет .
- Мэтьюз, RH (1902). «Языки некоторых местных племен Квинсленда, Нового Южного Уэльса и Виктории» . Труды Королевского общества Нового Южного Уэльса . 36 : 135–190. doi : 10.5962/p.359384 .
- Паркер, К. Лангло (1905). Племя Юхлайи, исследование жизни аборигенов в Австралии . А. Констебль.
- Паркер, К. Лангло ; Ланг, Эндрю (декабрь 1898 г.). «Австралийская религия». Фольклор . 10 (4): 489–495. JSTOR 1253370 .
- Ридли, Уильям (1873). «Отчет об австралийских языках и традициях» . Журнал антропологического института Великобритании и Ирландии . 2 : 257–275. doi : 10.2307/2841174 . JSTOR 2841174 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Австралийское национальное университетское издательство . ISBN 978-0-708-10741-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Нация Эуахлаи объявляет независимость и утверждает, что ранее существовавшая и продолжающаяся государственность» . Суверенный союз: первые нации утверждают суверенитет . 1 января 2010 года.
- "Дом" . Нация Юхлайя .
- "Kamilaroi & Euahlayi" . Австралийская астрономия коренного населения .
- К. Лангло Паркер (1896), Австралийские легендарные сказки: Фольклор Noongahburrahs о Picicannies , Illustrator: Tommy McRae , Мельбурн, Лондон: Дэвид Натт , Викидата Q2
- К. Лангло Паркер (1898), больше австралийских легендарных сказок , иллюстратор: Томми МакРей , Лондон, Мельбурн: Дэвид Натт , Викидата Q21120391