Хороший
Локус люди | |
---|---|
был: Гайлунгурра , Гавалам , Гарман , Грена , Буррагоран ( Тиндейл ) [ 1 ] | |
![]() Сиднейский бассейн биорегион | |
Иерархия | |
Языковая семья: | У людей Гундунгурры есть свой собственный язык, который разделяет много сходства с языком нгуннавала |
Языковая ветвь: | Yuin -Kuric |
Языковая группа: | Нгуннавал |
Групповые диалекты: | Гундангарара |
Область (около 11 000 км 2 (4200 кв. МИ)) | |
Биорегион: | Южный нагорья , Камберлендская равнина , Сиднейский бассейн |
Расположение: | Сидней , Новый Южный Уэльс , Австралия |
Координаты: | 34 ° 20 'с 150 ° 0′E / 34,3333 ° S 150.000 ° E [ 1 ] |
Горы: | Голубые горы , отличная дистанция , южное нагорье |
Реки: | Avon , Cataract , Codeaux , Coxs , Жорж , Непин , Уоргабамба , WingeCarribee , Wollondilly |
Другое геологическое: | Иллаварра Эскарп |
Примечательные люди |
Народ Гандангара , также написал Гундунгунгару , Гандангарру , Гундунгурру и другие вариации, являются аборигеном австралийца на юго-востоке Нового Южного Уэльса , Австралия. Их традиционные земли включают в себя нынешний Гулберн , Воллонилли Шир, Голубые горы и южное нагорье .
Имя
[ редактировать ]Этноним объединяет лексические элементы , Гундангара обозначающие как «Восток», так и Запад. [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Первая попытка краткого описания языка Гундангара была предпринята RH Mathews в 1901 году. [ 2 ] Язык классифицируется как подмножество юин-курической ветви семейства языков Пама-Нанган и очень близок к Нгуннавалу . [ 3 ]
Страна
[ редактировать ]Гандангара жил на всей территории, охватывающей около 11 000 квадратных километров (4100 кв. Миль) в юго-восточном регионе Нового Южного Уэльса. По словам Нормана Тиндейла , их земли охватывали Гулберн и Берриму , бегущие по реке Непин ( Wollondilly ) до окрестности Камдена . [ 1 ] Это включает в себя водоосмысления рек Wollondilly и Coxs , а также некоторую территорию к западу от Великого разделительного диапазона . [ 4 ] Карта Aitsis показывает свою страну как на юг, далеко за пределы Гоулберна , до северной и восточной береговой линии озера Джордж и граничащей страны Нгунавал и Юин [ 5 ]
Их соседи - Дхаруг и Эора на севере, [ 6 ] Darkinung , Wiradjuri , Ngunawal и Thurrawal , (восток) [ 6 ] народы. [ 4 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Гандангара были сформированы в различные группы, среди которых были:
- Терабулат ) (район средней реки Кокс
- Буррагоранг [ 7 ]
История
[ редактировать ]В 1802 году исследователь Фрэнсис Барральер встретил народа Гундунгура, когда его партия прошла через «Ковры» к юго -западу от Сиднея , пересекая натай до реки Вуллондилли и на высоте над тем, где сейчас стоит Йеррандери . Барральер отметил в своем журнале, что Гундунгара «сами строят хижины для незнакомцев, которых они хотят получить в качестве друзей». [ 8 ] Большая часть их земли изначально не была аппетитной для ранних поселенцев, учитывая низкое качество почв из песчаника Непона, и в попытке остановить посягательства, которые, как говорят, успешно обратились к губернатору Кингу, чтобы обеспечить защищенный доступ к своим речным кровати. Это обещание сохранялось до отъезда Кинга в 1807 году. [ 9 ]
В 1811 году губернатор Маккуори начал раздавать многочисленные «земельные гранты» поселенцам в районе Даравал вокруг Аппина , один из которых составляет 400 га (1000 акров), данный Уильяму Бротону. [ 10 ]
В марте 1814 года некоторые аборигены были насильственно изгнаны после того, как они жаловались на то, что они не заплатили за заработную плату за работу на белых поселенцев. [ 9 ] В мае женщина -аборигены и трое детей были убиты во время стычек возле мили и мясных ферм, и в ответ на ответные действия были убиты 3 европейца. Несмотря на то, что это было на традиционных землях Даравала, эти фатальные инциденты, как и еще один в Gravelly в июне, были связаны с тем, что Гандангара приехала с запада. Гандангара объединила свои усилия с Турравала/Даравала, который связался с остатками Дхаруга, чтобы участвовать в пограничной войне , а также набегал на кукурузные поля. Снижение населения Дхаруг открыло части их территории для использования соседними племенными группами, которые также сражались между собой. Помимо соображений защиты своих территорий от европейской колониальной экспансии, период сильной засухи, возможно, повлиял на этот поворот в стратегии. Гандангара, набегающие группы, сбора урожая на свойствах поселенцев, [ 11 ] также напал на Турравал и Дхаруг, так что последние два начали сотрудничать против них, помогая британским властям и ища убежища в поселениях сквоттеров. [ 12 ] Как и другие племена, Гандангара разработала стратегии, чтобы справиться с превосходной огневой мощностью мушкетрии, дразня войска, чтобы стрелять в них, зная, что, как только увольняется, для их перезагрузки требовалось некоторое время, во время которых аборигены могли начать атаки от копья. [ 13 ]
В 1816 году было убито семь поселенцев, четыре на Непин, а три - в собственности жены Маккуори в Камдене, когда Гандангара вышла с холмов в поисках еды. Macquarie заказал 46 -й полк под руководством капитана Джеймса Уоллиса, чтобы собрать все аборигены от Хоксбери вплоть до этих южных районов. [ 11 ] Эти штрафные экспедиции направлены на то, чтобы поразить террор в любого, кто их выжил. [ 13 ] Уоллис часто обнаруживал, что поселенцы не хотят передать народ Даравал, которые жили на своих станциях, но, в конце концов, выполняя то, что он позже вспомнил, была «меланхоличной, но необходимой обязанностью», [ 14 ] Он выследил групповой кемпинг под рекой катаракты [ 15 ] Рядом с Аппином. По словам местного историка Анн-Мари Уитакер, последовало 17 апреля 1816 года, было резней.
Услышав крик ребенка и лай в кустах, Уоллис выстроил свои солдаты, чтобы искать беглецов. В лунном свете они могли видеть, как фигуры прыгают через скалистый пейзаж. Некоторые из аборигенов были застрелены, а другие были изгнаны со скал в крутое ущелье. По меньшей мере четырнадцать были убиты, а единственными выжившими были две женщины и трое детей. Среди убитых был горный вождь Конибигал , [ А ] Старик по имени Балиин, мужчина из Дхаравала по имени Дунелл, вместе с несколькими женщинами и детьми. [ 16 ] [ 14 ]
Потомки аборигенов утверждают, что цифра из 14 является недооценкой, и что многие другие были убиты. [ 17 ] Тела Конибигала и Дунелла после обезглавливания были повешены на деревьях возле собственности Бротона в качестве предупреждения о том, чтобы кормовые коренные жители. [ 14 ] Их черепа вместе с коечкой другой обезглавленной женщины были обменены на 30 шиллингов и галлон рома в Сиднее, согласно воспоминаниям Уильяма Бирна в 1903 году, [ 14 ] и были отправлены в Англию, где их поселили для обучения в Эдинбургском университете , и были возвращены только в 1991 и 2000 годах. [ 16 ] Переговоры проходили более десяти лет, чтобы остаться в Канберре. [ 15 ] Район, который, как считается, является местом, где проходила резня в Аппин, была возвращена в местное сообщество аборигенов актом парламента. [ B ]
В 1828 году между Генеральным геодезистом Томасом Митчеллом и Гандангарой, недалеко от Миттагонга , было некоторое взаимодействие . Митчелл контролировал дорожное строительство. Говорят, что Гандарангара составила дерзкую песню о здании дороги (возможно, с соответствующей мимикой): Дорога идет скрипят длинные туфли, дорога идет дядя и брат Уайт . Должно быть, казалось, что строительство дороги только для посещения Кин было ненужным усилием. Мужчины из Гандарангары также выступали в качестве руководства для Митчелла в то время. [ Цитация необходима ]
Несмотря на попытки рассеяться, обойти их или убить их под руководством Маккуори, население Гандангара, способное укрыться в жестких внутренних районах, таких как Буррагоронг, поддерживался как организованная социальная группа несколько лучше, чем другие соседние народы, такие как дхаруг В 1860 -х годах они вернулись, чтобы потребовать реституцию своих земель. [ 9 ]
Остатки Гандангары жили в Буррагоранге на реке Воллонилли, где в начале 1900 -х годов они давали интервью этнограду Р.Х. Мэтьюз , который снял некоторые из своих легендарных знаний. [ 18 ] [ 19 ]
Убеждения
[ редактировать ]Согласно убеждению Гандангара, в изначальном сновидении ( Gun-Yung-Ga-Lung , «Times Faste»), две фигуры создателя, Гурангатч , радужный змей и Миррагань , Квилл , отправились в путешествие с точки Верхние достижения реки Вуллондилли, с зерраганом, преследующим первого, до тех пор, пока поход не закончился на водяной яроде по имени Джулунду на верхней рыбной реке . Расстояние, пройденное этим змеиным движением и преследованием, простиралось примерно на 169 километров (105 миль). [ 20 ] Большая часть этого ландшафта с его мельчайшими топонимическими описаниями Гандангары, которые считаются «одним из лучших задокументированных культурных ландшафтов аборигенов», была погружена в строительство плотины Уоррагамба после Второй мировой войны. [ 21 ] В то время животные были людьми, и в совокупности животные этого нетронутого мира были известны как утопление .
Гурангатч , не полностью змея, а частично рыба и частично рептилия, разбил лагерь на мелководье, известной как Муррарарал , особенно на перекрестке рек Воллондилли и Wingeecaribbee. Именно здесь, когда он грелся на солнце, приносящая охота на рыбу, зеррагана кволль, увидел свет, отраженный от глаз Гурангатча и безуспешно усилился. Квилл попытался привести свою добычу обратно из глубины водопоя, где Гурангатч искал убежище, посадив все больше пучков тошнотворных плит из коры Миллева Хикори здесь и там в различных замачиваниях и бассейнах. Гурангатч, мудрый по плану, вырывался на туннелию по пейзажу, притягивая воды лагуны в его поезде, пока он не появился на высоком скалистом хребте, который после этого называется Бирримбуннунгалай , так как он богат в Бирримбуннунге ( Скраты ) [ C ] [ 22 ]
Особенности ландшафта были запечатлены, когда Гурангатч извивался и проскользнул по местности и под местностью, в полете из его хищника, или иногда, непосредственно сражаясь с ним. Когда Миррагань догнал свою добычу, он отрывался от него с клубом ( буди ), в то время как Гурангатч ударил, бьет своего мучителя сбитыми из его хвоста. Сайт теперь называется Slippery Rock, местное имя Wonggaree , отмечает точку, где они долгое время участвовали в борьбе, надев камень так гладко, что с тех пор люди скользят по нему. [ 22 ] В статье Flylife 2021 года Карл Брандт предложил австралийскую легкую рыбу в качестве вдохновения для Гурангатча. [ 23 ]
Альтернативные написания
[ редактировать ]- Гандангарра [ 24 ]
- Хороший
- Порыв
- Округ
Некоторые слова
[ редактировать ]- бубал . (мальчик)
- Бумби (пружина (воды)) [ 25 ]
- Бул'лан . (женщина)
- Гудха (ребенок любого пола)
- Аукцион (какашка). [ 26 ]
- Маллунга (девушка)
- Горм (и человек)
- Уоррамал (молодой). [ 27 ]
- Верриберри (дерево папоротники).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это имя написано по -разному в отчетах: Уоллис называет его альтернативно Кинкангал и Киннабигал ; Орган пишет это как Carnimbeigle ; Недавние сообщения от людей, претендующих на происхождение от него, пишут Каннаби Byugal .
- ^ «Бывший депутат по лейбористской партии штата Вуллондилли Фил Коста подтвердил, что, когда он находился в парламенте, он помогал с передачей земли, которая, как считается, является местонахождением резня в Аппин в сообществе аборигенов». ( Bertola 2015 )
- ^ Область водосбора, известная для белых районов как «скалистая водополу».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Тиндейл 1974 .
- ^ Мэтьюз 1901 , с. 140–148.
- ^ Koch 2004 , с. 21–22.
- ^ Jump up to: а беременный Смит 2009 , с. 87
- ^ Исследования, Австралийский институт аборигенов и островов Торресова пролива (10 ноября 2022 г.). «Карта местной Австралии» . aiatsis.gov.au . Получено 1 июня 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Коннор 2006 , с. 37
- ^ Смит 2009 , с. 94
- ^ Трантер 2000 .
- ^ Jump up to: а беременный в Goodall 2008 , p. 31
- ^ Whitaker 2005 , с. 6–8.
- ^ Jump up to: а беременный Whitaker 2005 , p. 11
- ^ Коннор 2006 , с. 46
- ^ Jump up to: а беременный Коннор 2006 , с. 47–48.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Орган 2016 .
- ^ Jump up to: а беременный Бертола 2015 .
- ^ Jump up to: а беременный Whitaker 2005 , p. 12
- ^ Грант 2016 .
- ^ Мэтьюз 1908 , с. 203.
- ^ Смит 2009 , с. 93.
- ^ Смит 2009 , с. 87–88.
- ^ Смит 2009 , с. 106
- ^ Jump up to: а беременный Мэтьюз 1908 , с. 203–206.
- ^ Брандт, Карл (осень 2021 г.). «Монстр рыба». Flylife (102): 94.
- ^ Gilchrist, Catie (2014). «Powerhouse Casula: празднование искусства, общественного и культурного разнообразия» . Словарь Сиднея . Получено 17 сентября 2021 года .
- ^ Смит 2009 , с. 88, 89.
- ^ Смит 2009 , с. 99
- ^ Мэтьюз 1901 , с. 142
Источники
[ редактировать ]- Бертола, Вера (2 февраля 2015 г.). «Предки, чтобы покойся с миром на своей родине Аппин» . Ежедневный телеграф .
- Коннор, Джон (2006) [впервые опубликовано 2002]. Австралийские пограничные войны, 1788-1838 . Университет Нового Южного Уэльса Пресс . ISBN 978-0-868-40756-2 .
- Гудолл, Хизер (2008). Вторжение в посольство: земля в политике аборигенов в Новом Южном Уэльсе, 1770-1972 . Издательство Сиднейского университета . ISBN 978-1-920-89858-8 .
- Грант, Стэн (2016). Австралийская мечта: кровь, история и становление . Ежеквартальный эссе. Тол. 64. Schwartz Publishing. ISBN 978-1-863-95889-9 .
- Кох, Гарольд Джеймс (2004). «Методологическая история австралийской лингвистической классификации» . В Бауэрне, Клэр ; Кох, Гарольд (ред.). Австралийские языки: классификация и сравнительный метод . Джон Бенджаминс издательство . С. 17–59. ISBN 978-9-027-24761-2 .
- Мэтьюз, RH (декабрь 1901 г.). «Язык Гундунгурра». Труды Американского философского общества . 40 (167): 140–148. JSTOR 983755 .
- Мэтьюз, RH (1908). «Некоторая мифология племени Гундунгурры, Новый Южный Уэльс, часть 3» . Журнал этнологии . 40 : 203–206.
- Орган, Майкл К. (2016). Аппинская резня и губернатор Маккуори война 1816 года . Университет Вуллонгонг . С. 1–34.
- Смит, Джим (2009). "Это не понимание . В Кохе, Гарольд (ред.). Абортные имена полос : Австралийский национальный университет стр. 87–1 ISBN 978-1-921-66608-7 .
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Гандангара (Новый Южный Уэльс)» . Аборигенные племена Австралии: их местность, экологический контроль, распределение, ограничения и собственные имена . Anu Press . ISBN 978-0-708-10741-6 Полем Архивировано с оригинала 27 октября 2020 года . Получено 27 мая 2017 года .
- Трантер, Дэвид (2000). «Фрагменты песни - краткий поиск исторической правды» . Национальная ассоциация парков штата Новый Южный Уэльс.
- Whitaker, Anne-Maree (2005). Аппин: История города Маккуори . Книги Kingsclear. ISBN 978-0-908-27284-6 .