История Гавра
Гавр был основан 8 октября 1517 года как новый порт королевским командованием Франсуа I, частично для того, чтобы заменить исторические гавани Арфлер и Онфлер , которые становились все более непрактичными из-за заиливания. Первоначально город назывался Францискополис в честь короля, а впоследствии был переименован в Гавр-де-Грас («Гавань Благодати») в честь существующей часовни Нотр-Дам-де-Грас («Богоматерь Милости»). Название американского города Гавр-де-Грейс, штат Мэриленд , навеяно этим названием.
До Франсуа I
[ редактировать ]Присутствие человека на территории Гавра восходит к доисторическим временам, около 400 000 г. до н.э. [ 1 ]
Многие останки периода неолита были раскопаны в нижнем городе и лесу Монгеон : [ 2 ] именно в это время население увеличилось и расселилось в первых деревнях. [ 1 ] В период железного века в этом регионе поселились кельты из Калетеса . С древних времен речное движение по Сене поддерживало галло-римские города устья. Римская дорога соединяла Лиллебонн (Жулиобона) в устье Сены через нынешнюю территорию коммуны Гавр. [ нужна ссылка ]
Первое упоминание об аббатстве Гравиль относится к 9 веку. [ 3 ] около Санвича на плато. Деревня Леуре и ее торговый порт появились в 11 веке. [ 4 ] Он служил пристанищем для кораблей, ожидающих прилива, чтобы войти в порт Арфлер вверх по течению. Именно в это время Уильям Малет , спутник Вильгельма Завоевателя, построил себе замок в Гравилле и замок Мотт-и-Бейли в Аплемонте. [ 3 ] Несколько деревень рыбаков и фермеров, первые приходы возникли в эпоху высокого средневековья . Во время Столетней войны были разрушены укрепленные порты Леур и Арфлер. В начале 16 века рост торговли, заиливание порта Арфлер и страх перед высадкой англичан подтолкнули короля Франсуа I основать порт Гавр и город. [ нужна ссылка ]
Основание Гавра
[ редактировать ]8 октября 1517 года Франсуа I подписал учредительный устав порта, планы которого сначала были переданы вице-адмиралу Гийону ле Руа. «Большая башня» защищала вход. Несмотря на трудности, связанные с болотистой местностью и штормами, порт Гавра принял свой первый корабль в октябре 1518 года. Сам король отправился туда в 1520 году и даровал навечно привилегии Гавра и подарил им свое собственное оружие , состоящее из саламандры . [ 5 ] Поощрялась и военная функция: Гавр был местом сбора французского флота во время войн. Корабли также ходили на ловлю трески в Ньюфаундленде .
В 1525 году шторм стал причиной гибели ста человек, разрушил 28 рыбацких лодок и часовню Нотр-Дам . [ 5 ] В 1536 году часовня была перестроена из дерева с каменными колоннами под руководством Гийома де Марселя. Готическая башня с большим восьмиугольным шпилем была пристроена в 1540 году. В том же году Франциск I поручил проект планирования и укрепления итальянскому архитектору Джироламо Беллармато. [ 5 ] Он обладал полной властью и организовал район Сен-Франсуа в соответствии с определенными стандартами ( план сетки , ограничение высоты домов и т. д.). Были построены первая школа и зернохранилище. В 1550-х годах было создано несколько муниципальных учреждений: ратуша , Амироте (суд), больница, резиденция виконта и бейливика . [ 5 ]
Новый Свет привлекал авантюристов и некоторых уехавших из Гавра, таких как Виллеганьон , который основал колонию в Бразилии ( Форт Колиньи ) в 1555 году. В конце 16 века торговля быстро расширялась, и в Гавр стали прибывать американские товары, такие как кожа, сахар. и табак. Одним из главных участников дорожного движения был исследователь и картограф Гийом Ле Тестю (1509–1573): его имя до сих пор носит причал в Гавре.
20 апреля 1564 года Гавр стал портом отправления французской экспедиции Рене Гулена де Лодоньера в Новый Свет, где он создал первую французскую колонию в форте Кэролайн недалеко от современного Джексонвилля, Флорида . Знаменитый художник Жак ле Муан де Морг присоединился к Лаудоньеру в этой колонизационной работе и создал первые известные художественные изображения европейцев коренных американцев в Новом Свете, в частности племен Тимукуа в современных районах северо-восточной Флориды и юго-восточной Джорджии . [ 6 ]
Религиозные войны
[ редактировать ]Протестантская Реформация имела относительный успех в Нормандии . С 1557 года Джон Венейбл, библиотекарь из Дьеппа , распространял в Пэи-де-Ко и Нижней Нормандии сочинения Мартина Лютера и Жана Кальвина . Первая протестантская церковь была построена в Гавре в 1600 году в районе Санвик на улице Ромен Роллан, 85. [ 5 ] Он был разрушен в 1685 году после Нантского эдикта отмены Людовиком XIV . Лишь в 1787 году и по Версальскому эдикту короля Людовика XVI Гавр вновь открыл протестантский храм в районе Сен-Франсуа. [ 7 ]
Гавр пострадал от религиозных войн : 8 мая 1562 года реформаторы захватили город, разграбили церкви и изгнали католиков. [ 5 ] Опасаясь контратаки королевских армий, они обратились к англичанам, приславшим свои войска. Жители города построили укрепления в соответствии с Хэмптон-Кортским договором . Войска Карла IX под командованием Анны де Монморанси атаковали Гавр, и 29 июля 1563 года англичане были окончательно изгнаны. [ 5 ] был разрушен построенный англичанами форт и снесена башня собора Парижской Богоматери По приказу короля . Затем он приказал построить новую цитадель , которая была завершена в 1574 году. Новые укрепления были построены между 1594 и 1610 годами. [ 5 ] В 1581 году началось строительство канала между Арфлером и устьем Сены .
17 и 18 века
[ редактировать ]Оборонная функция Гавра была подтверждена, и в 16 веке по приказу губернатора кардинала Ришелье города началась модернизация порта: были развиты арсенал и Ройский бассейн, укреплены стены и построена крепость. [ 8 ] Именно в последнем кардинал Мазарини заключил в тюрьму принцев Фронды , Лонгвиля , Конти и Конде . В начале правления XIV Людовика Кольбер решил обновить портовую и военную инфраструктуру: работы продолжались 14 лет. [ 8 ] В 1669 году министр открыл канал Гавр-Арфлер, который также называют «каналом Вобан».
Гавр подтвердил свое морское и международное призвание в 17 веке: Компания Востока обосновалась здесь в 1643 году. [ 8 ] Имелся импорт экзотических товаров из Америки (сахар, хлопок, табак, кофе, различные специи). Работорговля обогатила местных торговцев, особенно в 18 веке. С 399 экспедициями по работорговле в 17 и 18 веках Гавр был третьим по величине французским портом работорговли после Нанта и Ла-Рошели . [ 9 ] Однако морская торговля зависит от международных отношений и европейского контекста: войны Людовика XIV и Людовика XV на мгновение прервали развитие Гавра. Англо-голландцы несколько раз бомбардировали город, особенно в 1694 и 1696 годах. [ 8 ] [ 10 ]
В 1707 году Мишель Дюбокаж , капитан из Гавра, исследовал Тихий океан на борту «Дискавери» и достиг острова Клиппертон . По возвращении в Гавр он заработал состояние, открыв торговый дом и купив особняк (ныне музей) в самом сердце района Сен-Франсуа и владения Блевиль. Другой капитан из Гавра Жан-Батист д'Апре де Манневилетт (1707–1780) работал в Ост-Индской компании и наносил на карту побережья Индии и Китая.
С середины 18 века богатые торговцы строили дома на побережье. [ 11 ] В 1749 году мадам де Помпадур захотела увидеть море, и Людовик XV выбрал Гавр, чтобы удовлетворить свое желание. Визит нанес ущерб финансам города.
В 1759 году город стал плацдармом для запланированного французского вторжения в Британию – там были собраны тысячи солдат, лошадей и кораблей – только для того, чтобы многие баржи были уничтожены во время рейда на Гавр , а вторжение было прекращено после Морское поражение в битве при Киберонском заливе .
Экономический бум Гавра привел к увеличению его населения (18 000 жителей в 1787 г.). [ 11 ] ), но также повлекли за собой изменения в порту и городе: установку табачной фабрики в районе Сен-Франсуа, расширение верфей, нового арсенала и товарной биржи. Во время своего визита в 1786 году Людовик XVI одобрил проект расширения города, и именно Франсуа Лоран Ламанде решил взять на себя задачу увеличения города в четыре раза.
Период французской революции (1789–1815 гг.)
[ редактировать ]Между 1789 и 1793 годами порт Гавр был вторым по величине во Франции после порта Нанта . Треугольная торговля продолжалась до войны и ее отмены. Порт оставался стратегическим из-за торговли зерном (поставки из Парижа) и его близости к британскому врагу.
Национальные события Французской революции повторились в Гавре: в марте 1789 года были избраны делегаты по Списку жалоб . [ 12 ] В июле произошли народные волнения, а некоторое время спустя была сформирована Национальная гвардия . Мэр был избран в 1790 году, в год празднования Праздника Федерации . 1793 год был трудным для Франции и Гавра из-за войны, восстаний федералистов и экономического застоя. Религиозный террор превратил собор Парижской Богоматери в Храм Разума . Статус субпрефектуры город приобрел в ходе административной реформы VIII года (1799–1800). [ 13 ] Во времена империи Наполеон I приехал в Гавр и приказал построить форты. [ 14 ] Торговая палата была основана в 1800 году, но из-за войны против Британии и континентальной блокады активность портов сократилась, а активность пиратов возросла. В 1815 году население Гавра уменьшилось до 16 231 жителя. [ 12 ]
Процветание 19 века.
[ редактировать ]Окончание Революционных и Наполеоновских войн позволило торговле нормально восстановиться, поскольку британская угроза отступила. Контекст вновь обретенного мира и экономического роста привел к большому притоку населения. Гавр быстро перерос свои стены и появились новые кварталы. Многие бедняки все еще жили в трущобах Святого Франциска. Эпидемии холеры , брюшного тифа и «лихорадки» стали причиной сотен смертей в 1830–1850 годах. Алкоголизм и детская смертность нанесли ущерб беднейшим слоям населения. На протяжении XIX века космополитический облик города только усиливался: во времена морского процветания рабочие Пэи- де-Ко были изгнаны в Гавр из-за кризиса в ткацкой промышленности. Появление большой бретонской общины (10% населения Гавра в конце 19 века) изменило культурную жизнь Гавра. В доках и на заводах были итальянцы, поляки и североафриканцы. Экономический успех города привлек англосаксонских, скандинавских и эльзасских предпринимателей. [ 15 ]
Город и его порт были преобразованы благодаря масштабным работам по развитию, частично финансируемым государством, которые проводились на протяжении всего XIX века, иногда прерываясь политическими и экономическими кризисами. было завершено несколько проектов, таких как строительство новой фондовой биржи В первой половине века произошла постепенная установка газового освещения . и коммерческого бассейна. В 1835 году [ 16 ] сбор мусора (1844 г.) и канализационные работы продемонстрировали заботу о модернизации города. К середине века старые валы были снесены, а окружающие поселения присоединены к городу, поэтому население резко увеличилось. Период 1850–1914 годов был золотым веком для Гавра. Если не считать нескольких лет депрессии ( Гражданская война в США , [ 17 ] Франко -прусская война ), торговля бурно развивалась, и город был украшен элегантными новыми постройками (бульвары, ратуша, здание суда, новая фондовая биржа).
Последствия промышленной революции были все более заметны в Гавре: первый паровой земснаряд был использован в 1831 году. Верфи развивались вместе с Огюстеном Норманом. [ 16 ] Фредерик Соваж разработал свой первый гребной винт в Гавре в 1833 году. Железная дорога появилась в 1848 году. [ 18 ] что позволило открыть Гавре. В тот же период были построены доки и общие склады. Однако промышленный сектор в XIX веке оставался в меньшинстве: заводы были связаны с портовым движением (верфи, сахарные заводы, канатные заводы и т. д.). Банковский сектор развивался, но по-прежнему в значительной степени зависел от внешнего мира. В городе было мало специалистов и чиновников. Количество школ было недостаточным даже в 1870-е годы.
Накануне Первой мировой войны Гавр был основным европейским портом по продаже кофе. [ 19 ] он импортировал около 250 000 тонн хлопка и 100 000 тонн нефти. Европейский каботаж привозил древесину, уголь, пшеницу Северной Европы, а также средиземноморское вино и масло. Отмена работорговли постепенно привела к изменению дорожного движения. Гавр был не только пунктом пропуска американских товаров, но и транзитным пунктом для мигрантов в США. Трансатлантические пароходные путешествия возросли в 1830-х годах. [ 16 ]
Во времена Июльской монархии Гавр был морским курортом, популярным среди парижан. К этому времени относится создание морских бань. В 1889 году был построен Морской бульвар, доминантой которого стала Морская вилла . [ 16 ] Казино буржуазию Мари-Кристин (1910 г.) и Дворец регат (1906 г.) принесли , первые пляжные хижины . и на пляже были установлены [ 16 ] Однако конец XIX века и « Прекрасная эпоха» наступили с социальной напряженностью, усугубленной инфляцией и безработицей. С 1886 года город потрясли рабочие волнения, в результате которых социалисты стали становиться все более влиятельными. Симптоматическим в этом контексте является случай Жюля Дюрана (дело 1910 года, когда Дюран, секретарь профсоюза бастующих рабочих, был признан виновным в соучастии в убийстве). [ 20 ]
Времена войны (1914–1945)
[ редактировать ]Человеческие потери в Первой мировой войне были тяжелыми для города: в Гавре погибло около 6000 человек, в основном солдат, ушедших воевать. Город избежал массовых разрушений, поскольку фронт проходил намного севернее. Несколько кораблей все же были торпедированы немецкими подводными лодками на рейде . Одним из примечательных фактов войны было размещение бельгийского правительства в Сент-Адрессе на окраине Гавра, поскольку оно было вынуждено бежать от немецкой оккупации. [ 21 ] Город служил базой Тройственного согласия, особенно для британских военных кораблей: через порт Гавра прошло 1,9 миллиона британских солдат. [ 22 ]
Межвоенный период ознаменовался прекращением роста населения, социальными волнениями и экономическим кризисом. В конце конфликта инфляция разорила многих пенсионеров. Город стал в основном рабочим городом. Дефицит и высокие цены вызвали крупную забастовку 1922 года, в ходе которой было объявлено чрезвычайное положение. В 1936 году завод Бреге в Гавре был оккупирован забастовщиками: [ 22 ] это было началом рабочего движения Народного фронта . На экономическом фронте сильный рост, наблюдавшийся во второй половине XIX века, казалось, закончился. Порты Северной Европы серьезно конкурировали с Гавром, и работы по развитию крупных портов замедлились. Однако импорт нефти продолжал расти, и нефтеперерабатывающие заводы к востоку от Гавра появились . Мировой кризис 1929 года и протекционистские меры затормозили развитие торговли. Только индустрия туризма преуспевала: в 1930 году было перевезено 500 000 пассажиров. Лайнер «Нормандия» начал ходить в Нью-Йорк в 1935 году. [ 22 ]
Во время Второй мировой войны немецкие войска весной 1940 года оккупировали Гавр, что привело к исходу его населения. [ 23 ] Они создали военно-морскую базу в рамках подготовки к вторжению в Соединенное Королевство ( операция «Морской котик» ) и основали Festung Le Havre , [ 24 ] с бункерами , дотами и артиллерийскими батареями, интегрированными в Атлантический вал . Для жителей Гавра повседневная жизнь была трудной из-за нехватки средств, цензуры, взрывов и политического антисемитизма : мэр Леон Мейер был вынужден покинуть свой пост из-за своего еврейского происхождения. в Гавре Сопротивление было построено вокруг нескольких узлов, таких как группа средней школы Гавра или Vagabond Bien-Aimé («любимый бродяга»). Эти группы были связаны с британской разведкой и с диверсиями, предшествовавшими высадке 6 июня .
Большая часть населения предпочла эвакуироваться в сумерках пешком, на велосипеде или на повозке, но вернулась в светлое время суток после окончания воздушных бомбардировок союзных войск. [ 25 ]
За время войны Гавр подвергся 132 бомбардировкам союзников. Нацисты также разрушили портовую инфраструктуру и потопили корабли, прежде чем покинуть город. Однако самые большие разрушения произошли 5 и 6 сентября 1944 года, когда британские Королевские ВВС [ 26 ] бомбили центр города и порт, чтобы ослабить оккупантов в рамках операции «Астония» , которую часто называют « штормом железа и огня» . [ 27 ]
Результаты бомбардировок были ужасающими: погибло 5000 человек (в том числе 1770 в 1944 г.). [ 28 ] ), [ 26 ] 75,000 [ 26 ] до 80 000 раненых, 150 гектаров земли снесено, 12 500 зданий разрушено. [ 22 ] Порт также был разрушен, на дне моря лежит около 350 затонувших кораблей. [ 26 ] Гавр был освобожден войсками союзников 12 сентября 1944 года.
Несмотря на значительный ущерб, Гавр стал местом расположения некоторых из крупнейших складов пополнения запасов, или «Реппл Депплес», на европейском театре военных действий во Второй мировой войне. Тысячи американских солдат на замену хлынули в сигаретные лагеря, то есть лагеря Филип Моррис, Герберт Тарейтон, Уингз и Пэлл-Мэлл, расположенные в окрестностях города, прежде чем их развернули для боевых действий. Порт также стал ключом к операциям сил снабжения и обслуживания зоны связи армии США. [ 29 ]
Гавр после 1945 года.
[ редактировать ]Генерал Шарль де Голль посетил Гавр 7 октября 1944 года. [ 30 ] 18 июля 1949 года город получил Орден Почетного легиона за «героизм, с которым он встретил разрушение». [ 30 ]
Весной 1945 года Рауль Даутри из Министерства реконструкции и городского развития [ 31 ] поручил Огюсту Перре проект восстановления города Гавр. Городской совет предложил Бруно войти в состав группы планирования, но вскоре он ушел из-за творческих конфликтов с Перре. [ 32 ] Перре хотел полностью очистить старые структуры и применить теории структурного классицизма . Материалом для строительства здания был бетон, а общий план представлял собой ортогональный каркас. Официально реконструкция завершилась в середине 1960-х годов. [ 22 ] [ 33 ]
Треугольная ось бульвара Франсуа I, авеню Фош и улицы Парижа вела путешественника на север, юг, восток и запад от центра города. Довоенный торговый район Рю де Пари был перепроектирован с широкими пешеходными дорожками. Система окружающих решётчатых улиц позволила открыть торговые площади вдали от густых и переполненных закоулков прошлого. [ 34 ] Площадь Отеля де Виль, центральная площадь, была окружена 330 квартирами по краям разной площади и допускала размещение 1000 человек. Государственные средства также позволили построить высотные квартиры в шести кварталах, ведущих в жилые районы. Эти новые квартиры были оснащены последними нововведениями, включая центральное отопление. [ 35 ] Авеню Фош простиралась на 80 метров в ширину, чуть больше Елисейских полей в Париже. Здесь были построены лучшие апартаменты с видом на северный солнечный свет. За бетонными формациями внутреннего городка простирался район Сен-Франсуа, состоящий из домов из красного кирпича и шиферных крыш. Реконструкция Аплемонта площадью три квадратных километра состояла из отдельных домов, двухэтажных террас и небольших жилых домов. Церковь, общественный центр и магазины также определили новые особенности. Включение 7,7 квадратных километров (3,0 квадратных миль) зеленых насаждений с парками, садами и лесами способствовало обновлению города порта. Это соответствует в среднем 41 квадратному метру зеленых насаждений на одного жителя, что является исключительным показателем для любого европейского города того времени. Музей современного искусства и первый Дом культуры в регионе были открыты в 1961 году Андре Мальро . [ 22 ] Коммуна была расширена за счет аннексии Блевиля , Санвика и Руэля .
В 1970-х годах экономические трудности из-за деиндустриализации привели, например, к закрытию Ateliers et chantiers du Havre (ACH) в 1999 году, что изменило торговлю порта. В 1974 году также прекратилось сообщение океанского лайнера с Нью-Йорком «Франция» . Энергетический кризис спровоцировал спад в отрасли. С тех пор город начал процесс реструктуризации, ориентированный в основном на третичный сектор : открытие Университета Гавра в 1980-х годах, развитие туризма и модернизация порта ( Port 2000 проект ).
15 июля 2005 года ЮНЕСКО объявила центр Гавра объектом Всемирного наследия в честь «инновационного использования потенциала бетона». Территория площадью 133 гектара, представляющая, по мнению ЮНЕСКО, «исключительный образец архитектуры и градостроительства послевоенной эпохи», является одним из редких современных объектов Всемирного наследия в Европе.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Предыстория и античность [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 22 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Неолитическое положение Фортена в Гавре (Лес Монжон) , Луи Кайе, Бюллетень Доисторического общества Франции, Том. 60, № 7–8, 1953 г., 426–431 страницы, просмотрено 22 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Средний возраст [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 22 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Клер Этьен-Штайнер, Фредерик Сонье, Гавр, порт новых городов , 2005, éditions du patrimoine, стр. 21 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Современный период (1492–1610 гг.) [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 22 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ «Повествование о Ле Мойне - TheNewWorld.us» . TheNewWorld.us. 24 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2013 года . Проверено 9 октября 2011 г.
- ^ Чарльз Бост, Истории региональной протестантской истории , т. 1: «Нормандия», Union Fraternelle des Églises Réformées de Normandie, 1928 и « Заметки о наследии № 71», Гавр , Эд. Мама, 2005 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Современный период (1611–1715 гг.) [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 23 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Оливье Петре-Греноуйо, Работорговля, Глобальный исторический очерк , Париж, Галлимар, 2004, стр. 171–172 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 284
- ^ Jump up to: а б Современный период (1716–1788 гг.) , Муниципальный архив Гавра, консультация 23 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б Революционный период (1789–1814 гг.) [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 23 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ) с. 398 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ) с. 408 (на французском языке)
- ^ Пьер Гра, Время Портов. Упадок и восстановление портовых городов (1940–2010) , Талландье, 2010, 298 стр. ( ISBN 978-2-84734-675-6 ). (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и Современный период (1815–1913) [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 23 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 433 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 421 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 454 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 452 (на французском языке)
- ^ Мишель де Буар, История Нормандии , Тулуза, 2001 ( ISBN 2-7089-1707-2 ), с. 465 (на французском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Современный период (1914–1988) [ постоянная мертвая ссылка ] , Муниципальный архив Гавра, просмотрено 23 июля 2012 г. (на французском языке)
- ^ Пьер Гра, Время Портов. Упадок и восстановление портовых городов (1940–2010) , Талландье, 2010, 298 стр. ( ISBN 978-2-84734-675-6 ) с. 23 (на французском языке)
- ↑ Сентябрь 1944 г.: Осада и битва при Гавре , по состоянию на 21 марта 2013 г. (на французском языке).
- ^ Домбровский-Риссер 2009, с. 63
- ^ Jump up to: а б с д Пьер Гра, Время портвейна. Упадок и восстановление портовых городов (1940–2010) , Талландье, 2010, 298 стр. ( ISBN 978-2-84734-675-6 ), с. 24 (на французском языке)
- ^ Влияние 1999, с. 187
- ↑ Гражданские жертвы бомбардировки Верхней Нормандии. 1 января 1944 г. - 12 сентября 1944 г. , CRHQ-IRED-La Mandragore, предисловие Антуана Руфенахта , Бернара Гарнье, Мишеля Пижене, М. Данделя, Г. Дюбока, А. Киттса, Э. Лаперсона, 1997, 350 страниц, ISBN 2-912468-02-7 , с. 14 (на французском языке)
- ^ Амвросий, Стивен. Граждане-солдаты , стр. 274-277.
- ^ Jump up to: а б Пьер Гра, Время Портов. Упадок и восстановление портовых городов (1940–2010) , Талландье, 2010, 298 стр. ( ISBN 978-2-84734-675-6 ), с. 25 (на французском языке)
- ^ Куль, Лоуис и Тиль-Силинг 2008, стр. 61
- ^ ЮНЕСКО 2005, с. 5
- ^ Пьер Гра, Время Портов. Упадок и восстановление портовых городов (1940–2010) , Талландье, 2010, 298 стр. ( ISBN 978-2-84734-675-6 ), с. 44 (на французском языке)
- ^ Фрэмптон 1995, с. 145
- ^ Влияние 1999, с. 199
Библиография
[ редактировать ]- Бардан, Алиса. «Европа, призрачность и «кино посмертного»: призраки истории в фильмах «Транзит» Кристиана Петцольда (2018) и «Гавр» Аки Каурисмяки (2011)». Северное сияние: Ежегодник исследований кино и медиа 18.1 (2020): 115-129. онлайн [ мертвая ссылка ]
- Барзман, Джон. Докеры, слесари, домохозяйки: социальные движения и воинствующие культуры в Гавре (1912–1923) (Гавр: Publications de l'Université de Rouen. 1998).
- Барзман, Джон. «Трудовые отношения в порту в Гавре, 1928–1947». Международный журнал морской истории 9.2 (1997): 83-106. Онлайн [ мертвая ссылка ]
- Барзман, Джон, Корин Буйо и Эндрю Кнапп. Бомбардировки 1944 года: Гавр, Нормандия, Франция, Европа. (Издательство университетов Руана и Гавра, 2016).
- Бодуэн, Тьерри и др. «Гавр в эпоху глобализации: от порта к портовому городу». в «Портах Северного моря в переходный период: приливы перемен» (1998): 95–120.
- Делдерфилд, РФ «Конфиденциальный отчет о недавней бомбардировке Гавра». Канадская военная история 20.4 (2011): 7+ онлайн
- Глазго, Том. «Флот во французских войнах Марии и Елизаветы I: Часть III. Флот в экспедиции в Гавре, 1562–1564». Зеркало моряка 54.3 (1968): 281–296.
- Гравари-Барбас, Мария. «Туристическая политика во французских городах, реконструированных после Второй мировой войны: Сен-Назер, Гавр и Лорьян». Городской туризм 2002: Материалы Международной конференции по туризму европейских городов в Вене, Австрия, 2002 г. (Springer-Verlag Wien, 2002).
- Кнапп, Эндрю. «Разрушение и освобождение Гавра в современной памяти». Война в истории 14.4 (2007): 476-498.
- Штасель, Ребекка. «Устойчивость рабочих в оккупированной Франции: рабочие в Гавре, 1941–1942». История Франции 34.2 (2020): 235–252.